УДК 365.6
Гранкина Д. С. студентка
«Оренбургский Государственный Университет» Научный руководитель: Лавренко Е. А., доцент «Оренбургский Государственный Университет»
г.Оренбург
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ. ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЁМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В КУРМАНАЕВСКОМ РАЙОНЕ» НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Аннотация: Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий через реализацию подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей в Курманаевском районе» муниципальной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в муниципальном образовании Курманаевский район в 2015-2020 годах» является важнейшим направлением молодежной политики МО Курманаевский район.
Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участницам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.
В связи с чем, в данной статье большое место уделено анализу обеспечения жильем молодых семей в муниципальном образовании Курманаевский район за период с 2012-2018 годы.
Главное внимание обращается на проблему реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей в Курманаевском районе» на муниципальном уровне за последние три года: проблему финансового обеспечения программных мероприятий.
Ключевые слова: Молодежная политика, молодая семья, обеспечение жильем, проблемы реализации, Курманаевский район.
Grankina D. S. female student "OrenburgState University" Scientific adviser: Lavrenko E. A.Ph.D., associate professor
"Orenburg State University"
Orenburg
PROVIDING HOUSING FOR YOUNG FAMILIES. THE PROBLEM OF THE IMPLEMENTATION OF THE SUBPROGRAM "PROVIDING
HOUSING FOR YOUNG FAMILIES IN THE KURMANAYEVSKY DISTRICT" AT THE MUNICIPAL LEVEL
Annotation: Support for young families in improving housing conditions through the implementation of the subprogram "Providing housing for young families in the Kurmanayevsky district" of the municipal program "Stimulating housing development in the municipality Kurmanayevsky district in 2015-2020" is the most important direction of the youth policy of the Kurmanaevsky district.
The implementation mechanism of the subprogramme involves the provision of state support to young families participating in the subprogramme in improving housing conditions by providing them with social benefits. In this connection, in this article a large place is given to the analysis of the provision of housing for young families in the municipality Kurmanayevsky district for the periodfrom 2012-2018.
The main attention is drawn to the problem of implementation of the subprogramme "Providing housing for young families in the Kurmanayevsky district" at the municipal level over the past three years: the problem of financial support for program activities.
Keywords: Youth policy, young family, housing, problems of implementation, Kurmanaevsky district.
Цель работы
Выявление проблемы реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей в Курманаевском районе» на муниципальном уровне
Основная часть
Муниципальная молодежная политика в МО Курманаевский район является продолжением государственной молодежной политики и составной частью социальной политики поддержки молодежи.
Муниципальное образование самостоятельно разрабатывает и осуществляет реализацию программ поддержки молодежи и определяет приоритетные направления деятельности в этой сфере.
Одним из важнейших направлений молодежной политики МО Курманаевский район является поддержка молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не имеющих возможности накопить средства на приобретение жилья, через реализацию подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей в Курманаевском районе» муниципальной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в муниципальном образовании Курманаевский район в 20152020 годах».
Подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей в Курманаевском районе» реализуется на условиях софинансирования в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области на 2014-2020 годы».
Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участницам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.
Участницей подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, не имеющая или имеющая одного и более детей, либо неполная семья, состоящая из одного родителя в возрасте, не
превышающем 35 лет, и одного и более детей, признанная в соответствии с жилищным законодательством нуждающейся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающая на территории Оренбургской области и изъявившая желание участвовать в ее реализации.
В качестве дополнительных средств молодой семьей - участницей подпрограммы могут быть использованы собственные средства, средства, полученные по кредитному договору (договору займа) на приобретение жилья, в том числе по ипотечному жилищному договору, материнского (семейного) капитала и другие.
Молодая семья - участница подпрограммы может получить в порядке, установленном подпрограммой, одну из социальных выплат:
- социальная выплата на приобретение (строительство) жилья, предоставляемая за счет средств федерального, областного и местных бюджетов;
- социальная выплата на приобретение (строительство) жилья для отдельных категорий молодых семей, предоставляемая за счет средств областного и местных бюджетов (перечень отдельных категорий молодых семей устанавливается Правительством Оренбургской области);
- социальная выплата при получении кредита на приобретение жилья, предоставляемая за счет средств областного бюджета;
- социальная выплата на погашение части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка, предоставляемая за счет средств областного бюджета.
В качестве механизма доведения до молодых семей - участниц подпрограммы социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья и социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья для отдельных категорий молодых семей используется свидетельство о праве на получение одной из вышеуказанной социальных выплат, которое выдается органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в подпрограмме. Полученное свидетельство сдается его владельцем в уполномоченный банк, отобранный ответственным исполнителем подпрограммы для обслуживания средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат, где на имя члена молодой семьи -участницы подпрограммы открывается банковский счет, предназначенный для зачисления социальной выплаты.
Важную роль в обеспечении жильем молодых семей играет информирование населения Курманаевского района об условиях реализации муниципальной и областной программ, порядке и условиях постановки на учет семей в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также объем финансовых средств, направляемых муниципалитетом в качестве софинансирования областной программы.
В Курманаевском районе количество состоящих на учете молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за шестилетний период имеет незначительное снижение, что подтверждается данными на рисунке.
Рисунок - Количество молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на учете в МО Курманаевский район за 20122017 годы
За 2012 - 2018 годы социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья получили 114 молодых семей. Все семьи своевременно приобрели жилые помещения и улучшили свои жилищные условия, средства социальных выплат перечислены полностью.
В представленной ниже таблице представлены данные о количестве молодых семей, получивших социальную выплату, и объемах финансирования из федерального, областного и муниципального бюджетов за период 2012-2018 годы.
Таблица. Количество семей, получивших социальную выплату на жилье, финансирование за период 2012-2018 годы
Год Количество семей, получивших социальную выплату, ед. Финансирование, млн. рублей
федеральный бюджет областной бюджет муниципальный бюджет
2012 17 2,6 9,8 2,0
2013 21 2,9 12,4 2,5
2014 29 5,4 18,2 3,7
2015 20 3,4 13,8 3,0
2016 14 2,3 7,9 2,6
2017 11 3,1 5,0 2,4
2018 2 0,7 0,9 0,47
Анализируя основные показатели реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей в Курманаевском районе» за период 2012-2018 годов можно отметить значительное уменьшение количества семей, получивших социальную выплату на приобретение (строительство) жилья, что является одной из основных проблем в сфере реализации молодежной политики для Курманаевского района.
По итогам 2017 года по рейтингу муниципальных образований Курманаевский район снизил свои позиции по количеству молодых семей, получивших социальные выплаты в рамках подпрограммы, среди всех муниципальных образований Оренбургской области.
Наиболее благоприятный период в данном направлении - 2014 год, обеспечено жильем 29 молодых семей, выделено средств из местного бюджета 3,7 млн. рублей.
В 2018 году социальную выплату получили 2 семьи, что на 27 семей (93,1%) меньше уровня 2014 года.
Проблема здесь видится в уменьшении финансирования подпрограммы за счет средств уменьшения средств муниципального бюджета. В связи с чем, уменьшается и софинансирование из областного и федерального бюджетов.
В 2018 году из средств муниципального бюджета выделено всего 471,9 тысяч рублей, в связи с чем, софинансирование из федерального и областного бюджетов составило 1,6 млн. рублей и, соответственно, исходя из объемов средств, норм обеспечения и рыночной стоимости жилья, социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья получили всего 2 молодые семьи.
Вместе с тем, вопрос обеспечения жильем молодых семей является остро стоящей жилищной проблемой на территории Курманаевского района в связи
со значительным числом (344) молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, хотя наблюдается незначительное отклонение количества семей в сторону уменьшения (81,7%).
Основная причина значительного сокращения средств на финансирование подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей в Курманаевском районе» за последние три года видится в уменьшении доходной части бюджета МО Курманаевский район.
С 2016 года наблюдается низкое исполнение годовых назначений муниципального бюджета в связи с изменением порядка уплаты платежей за пользование природными ресурсами, в частности, платежей за негативное воздействие на окружающую среду (неналоговые платежи) и уменьшением норматива отчислений в местный бюджет. Основными плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются нефтедобывающие предприятия.
Данная проблема является угрозой для муниципального образования. В связи с чем, имеется необходимость оптимизации бюджетных расходов и поиск новых путей развития муниципального образования по всем направлениям деятельности, в том числе, и молодежной сферы.
Кроме того, поиск эффективных способов пополнения бюджета муниципального образования и, как следствие, увеличение финансирования программных мероприятий по молодежной политике - актуальная практическая задача муниципальных органов власти.
Как правило, основной источник доходов муниципалитетов — земельный налог и налог на имущество.
Для решения данной проблемы предлагается ряд мер:
- инвентаризация бюджетных поступлений от земельного налога и налога на имущество с использованием материалов похозяйственного учёта и сверка с налоговым органом.
- принятие оперативных мер для 100% уплаты гражданами, проживающими в муниципальном образовании, налога на землю и имущество (встречи с населением, проведение разъяснительной работы, помощь в проведении межевания, в оформлении в собственность земельных участков и объектов недвижимости и др.).
- привлечение инвесторов для работы на территории муниципального образовании.
- ужесточение законодательства в отношении собственников, не желающих регистрировать земельные участки и объекты недвижимости, уклоняясь от уплаты налогов.
Выводы
Таким образом, подводя итоги всего вышесказанного можно заметить, что реализация молодежной политики в МО Курманаевский район имеет ряд особенностей и проблем, что влечет необходимость создание на муниципальном уровне новых механизмов ее реализации и
совершенствования на основе осмысления современного состояния всех проблем.
Программно-целевой метод позволяет привлечь для реализации мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей в Курманаевском районе» муниципальной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в муниципальном образовании Курманаевский район в 2015-2020 годах» средства федерального, областного и местного бюджетов и более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решение обозначенных задач, а также обеспечить взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.
Однако, применение программно-целевого метода в решении поставленных подпрограммой задач сопряжено с определенными рисками. Так, в процессе реализации подпрограммы возможны отклонения в достижении результатов из-за финансово-экономических изменений на рынке жилья, а также в отрасли жилищного строительства.
Кроме того, как было уже сказано выше, одним из рисков не выполнения программных мероприятий является уменьшение финансирования подпрограммы в связи с неисполнением доходной части консолидированного бюджета муниципального образования по причине уменьшения поступления налоговых и неналоговых платежей. То есть, реализация данной подпрограммы находится в тесной взаимосвязи с экономическим развитием района.
В связи с чем, поиск возможностей для пополнения доходной части бюджета МО Курманаевский район - актуальная и первостепенная задача для муниципальных органов власти.
С этой целью в данной статье предложены меры, направленные на пополнение бюджета МО Курманаевский район и, как следствие, для решения проблем молодежной политики в сфере обеспечения жильем молодых семей.
Но, несмотря на снижение финансового обеспечения и уменьшения численности семей, получивших социальную выплату в последние годы, следует отметить постоянное участие Администрации Курманаевского района в программе «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области», что дает возможность (при дальнейшем благоприятном развитии событий) молодым специалистам рассматривать Курманаевский район привлекательным в качестве стартовой площадки для трудовой деятельности.
Использованные источники: 1 Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс].: федер. закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 // КонсультантПлюс: справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». -Москва: Консультант Плюс, 1997-2017. - Режим доступа:http://www■Consultant■ru■ - 24.05.2017.
2 Российская Федерация. Правительство РФ. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс].: постановление Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р // Консультант Плюс: справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». - Москва: Консультант Плюс, 19972017. - Режим доступа: http://www.consultant.ru. - 25.05.2017.
3 Оренбургская область. Законы. О государственной молодежной политике в Оренбургской области [Электронный ресурс].: закон Оренбургской области от 01.09.2006 № 579/107-ГУ-ОЗ // КонсультантПлюс: справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». - Москва: Консультант Плюс, 1997-2017. - Режим доступа:http://www.consultant.ru. -25.05.2017.
4 Аналитические отчеты главы Администрации Курманаевского района за 2012-2017 годы. - Курманаевка.