Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ЖЕНЩИН ОТ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ЖЕНЩИН ОТ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
84
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
насилие / семейное насилие / формы семейного насилия / жертва / охранный ордер / кризисные центры / предупреждение семейного насилия / violence / family violence / forms of family violence / victim / protective order / crisis centers / prevention of family violence

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Р.З. Джоробекова, М. Жумабай Уулу

В статье рассматриваются факторы, препятствующие жертвам семейного насилия обращению в правоохранительные органы. Также говорится о важности проведения совместных мероприятий органами внутренних дел, судебными органами, государственными, общественными и другими организациями профилактической и образовательной направленности среди населения, направленные на предотвращение и пресечение случаев семейного насилия. В целях дальнейшего недопущения насилия, подчеркивается необходимость применения комплексных мер по предупреждению семейного насилия в отношении не только виновного лица и потерпевшей, но и других членов семьи. Отмечается роль кризисных центров по оказанию помощи пострадавшим от семейного насилия и эффективность их сотрудничества с органами внутренних дел по обеспечению защиты жертв насилия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTING WOMEN FROM DOMESTIC VIOLENCE

The article examines factors that prevent victims of domestic violence from contacting law enforcement agencies. It also talks about the importance of holding joint events by internal affairs bodies, judicial authorities, state, public and other preventive and educational organizations among the population aimed at preventing and suppressing cases of domestic violence. In order to further prevent violence, the need to apply comprehensive measures to prevent family violence against not only the perpetrator and the victim, but also other family members is emphasized. The role of crisis centers in providing assistance to victims of domestic violence and the effectiveness of their cooperation with internal affairs bodies in ensuring the protection of victims of violence are noted.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ЖЕНЩИН ОТ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ЖЕНЩИН ОТ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ

Р.З. Джоробекова1, канд. юрид. наук, преподаватель М. Жумабай уулу2, соискатель 1Академия МВД Кыргызской Республики

2Институт государства и права Национальной академии наук Кыргызской Республики

(Кыргызстан, г. Бишкек)

001:10.24412/2500-1000-2024-1-3-144-150

Аннотация. В статье рассматриваются факторы, препятствующие жертвам семейного насилия обращению в правоохранительные органы. Также говорится о важности проведения совместных мероприятий органами внутренних дел, судебными органами, государственными, общественными и другими организациями профилактической и образовательной направленности среди населения, направленные на предотвращение и пресечение случаев семейного насилия. В целях дальнейшего недопущения насилия, подчеркивается необходимость применения комплексных мер по предупреждению семейного насилия в отношении не только виновного лица и потерпевшей, но и других членов семьи. Отмечается роль кризисных центров по оказанию помощи пострадавшим от семейного насилия и эффективность их сотрудничества с органами внутренних дел по обеспечению защиты жертв насилия.

Ключевые слова: насилие, семейное насилие, формы семейного насилия, жертва, охранный ордер, кризисные центры, предупреждение семейного насилия.

Семейное насилие представляет собой проблему, которая осложнена множеством общественных, культурных и экономических факторов, мешающих женщинам получить помощь и поддержку, а также доступ к правосудию. Следует рассмотреть некоторые из таких факторов:

- Во многих обществах существует сильное давление на сохранение института семьи, иногда независимо от того, насколько опасным может быть окружение для женщин и детей. Это создает барьеры для жертв, которые могут испытывать внутреннее противоречие между желанием сохранить семью и необходимостью защиты от насилия.

- В ряде обществ существует традиция винить жертву насилия за происходящее, обвиняя ее в нежелании сохранения семьи или в ее поведении. Это создает страх у женщин открывать свои проблемы и искать помощь, так как они могут столкнуться с осуждением и уничижительным отношением.

- Многие женщины зависят от своих партнеров с экономической точки зрения. Это может быть связано с отсутствием

собственного источника дохода, финансовым контролем со стороны насильника или отсутствием доступа к ресурсам для самостоятельной жизни. Экономическая зависимость делает сложным выход из этих отношений, в которых она является жертвой, так как женщина может столкнуться с финансовой нестабильностью и неспособностью обеспечить себя и своих детей.

- Насильники часто используют угрозы, интимное партнерство и физическое насилие, чтобы удержать женщину в отношениях. Жертвы могут бояться последствий, если они решат идти на контакт с правоохранительными органами или покидать партнера, который причиняет насилие. Этот страх может быть реальным, так как насильники иногда могут усугубить насилие, если жертва попробует уйти.

Необходимо отметить, что указанные выше процессы требуют отдельного анализа последствий, которые непосредственно влияют на культуру и организацию жизнедеятельности человека [1]. Для борьбы с этими проблемами важно проводить информационную и образовательную

работу, чтобы изменить социокультурные установки и увеличить осведомленность о правах женщин. Также важна поддержка для женщин, подвергшихся насилию, включая доступ к приютам, юридической помощи и финансовой независимости. Государственные органы, неправительственные организации, гражданское общество могут содействовать созданию условий, в которых женщины будут иметь больше возможностей получить поддержку [2].

Следует подчеркнуть, что социокультурные факторы могут создавать препятствия для женщин и девушек, которые испытывают насилие в семье. Важно учитывать эти проблемы при разработке политик и программ для предотвращения семейного насилия и защиты жертв. Для того чтобы бороться с такими проблемами, необходима комплексная стратегия, которая включает в себя образование общества о правах женщин, продвижение нетерпимости к выражению своих проблем и более открытый диалог в обществе об этих вопросах.

Важно создать безопасные пространства для жертв, где они могут обращаться за поддержкой и помощью без страха стигматизации или мести. Это может быть реализовано через создание анонимных линий поддержки, приютов для жертв насилия, специализированных служб и обучения работников органов правопорядка и судебной системы, чтобы они лучше понимали сложности, с которыми сталкиваются жертвы семейного насилия.

Кроме того, необходимо проводить информационные кампании и образовательные программы, направленные на преодоление культурного молчания в отношении семейного насилия и разъяснение здоровых отношений внутри семей. Помимо этого, стоит развивать законодательство, которое защищает жертв семейного насилия и обеспечивает им доступ к справедливости и защите. Это может включать в себя создание более строгих механизмов наказания для насильников и установление защитных мер для жертв.

Решение проблемы семейного насилия требует совместных усилий правительства,

общественных организаций, образовательных учреждений и местных сообществ, чтобы создать безопасную и поддерживающую среду для жертв насилия. Органы внутренних дел играют важную роль в этом процессе, так как ответственны за поддержание общественного порядка, предотвращение и расследование преступлений, обеспечение безопасности граждан, контроль над оборотом наркотиков, борьбу с терроризмом и другими угрозами национальной безопасности. Они также могут выполнять функции в сфере миграционной политики, обеспечивая контроль за перемещением лиц через государственные границы.

Органы внутренних дел обычно подчинены исполнительной власти и работают в соответствии с законами и положениями, разработанными для обеспечения правопорядка и безопасности общества. Эти органы выполняют свои обязанности, уважая права и свободы граждан, и при необходимости могут привлекать к ответственности тех, кто нарушает закон. Органы внутренних дел играют важную роль в поддержании стабильности и безопасности внутри государства, что способствует обеспечению правопорядка и защите прав и свобод граждан.

Закон Кыргызской Республики «Об охране и защите от семейного насилия» устанавливает важные нормы для борьбы с семейным насилием и его предотвращения [3]. В нем под профилактикой семейного насилия понимается система разнообразных мер, которые предпринимаются соответствующими органами и учреждениями с целью выявления, устранения причин и условий, способствующих возникновению семейного насилия. Эти меры могут включать в себя следующие направления:

- Социальные меры. Охватывают программы поддержки семей, консультации и социальную помощь для семей, подвергшихся насилию, а также образовательные меры для общества в целом, чтобы увеличить осведомленность о проблеме семейного насилия.

- Правовые меры. Правовое регулирование поведения людей является одним из

эффективных факторов воздействия права на общественную жизнь[4]. Закон предусматривает правовые меры для предотвращения семейного насилия, включая ограничения в отношении виновного лица и правовую защиту для пострадавших.

- Медицинские меры. Включают оказание медицинской помощи пострадавшим, а также медицинскую реабилитацию и психологическую поддержку.

- Психологические меры. Они могут включать в себя консультирование и терапию как для жертв семейного насилия, так и для лиц, совершающих насилие, с целью изменения их поведения.

- Профилактические и просветительские меры. Это может включать в себя образовательные программы для подростков и взрослых, чтобы предотвратить семейное насилие, а также распространение информации о проблеме и доступ к услугам.

- Информационные меры. Обеспечение доступа к информации о правах и ресурсах для пострадавших и общественности в целом.

Целью этих мер является не только предоставление помощи жертвам семейного насилия, но и предупреждение семейного насилия, создание условий, при которых семейное насилие становится менее вероятным, и пресечение причин, способствующих насилию в семье.

Закон Кыргызской Республики «Об охране и защите от семейного насилия» определяет различные субъекты, ответственные за охрану и защиту от семейного насилия [3]. Органы власти, правительство, местные государственные администрации и органы местного самоуправления, осуществляют полномочия в данной области с целью предотвращения и пресечения случаев семейного насилия. Закон также подчеркивает важность комплексного подхода, который требует совместных действий со стороны правоохранительных органов, судов, государственных и общественных организаций, образовательных и медицинских учреждений и других участников процесса.

Органы внутренних дел несут ответственность не только за предотвращение и пресечение случаев семейного насилия, но

и за проведение профилактических мероприятий, направленных на предотвращение насилия, а также за оказание помощи жертвам насилия [5]. Это подчеркивает важность их роли в обеспечении безопасности граждан, особенно в семейной сфере, и признание необходимости широкого спектра мер для эффективной борьбы с этой проблемой.

Охранный ордер, предусмотренный указанным законом, представляет собой важный инструмент для защиты жертв семейного насилия и предотвращения его дальнейшего развития [6]. Охранные ордера обеспечивают жертву необходимой защитой и имеет серьезные последствия для виновника насилия, которое выражается в том, что устанавливает юридически обязательные условия, ограничивающие контакт между жертвой и насильником. Это может включать запрет на приближение к жертве, к её месту жительства, месту работы или общественным местам. Охранный ордер является официальным документом, который обеспечивает законную основу для задержания или ареста насильника в случае нарушения его условий. Это создает серьезные последствия для нарушителя и может быть более эффективным средством защиты для жертвы, так как нарушение ордера может привести к аресту и возможным правовым последствиям для насильника.

Освещение проблемы семейного насилия и обучение общества правам человека, включая права жертв, а также гендерная чувствительность, играют ключевую роль в борьбе с этой проблемой. Эти усилия могут помочь изменить отношение к насилию, уменьшить табуированность темы и способствовать созданию более безопасной и поддерживающей среды для жертв.

Важно продолжать работу над усилением законодательной базы, образования и информирования общества, а также развивать программы по предупреждению и борьбе с семейным насилием для обеспечения безопасности и защиты жертв.

Важно отметить, что семейное насилие может проявляться в различных формах и иметь разные источники. Вот некоторые ключевые аспекты:

1) Насилие со стороны родителей по отношению к детям. Это форма насилия, которая может включать физическое наказание, эмоциональное или психологическое насилие, игнорирование детей и другие вредные действия. Защита прав детей и их благополучие имеют высший приоритет [7].

2) Насилие со стороны одного супруга по отношению к другому супругу. Это часто называется семейным насилием или насилием в отношениях. Оно может включать физическое, эмоциональное, сексуальное и экономическое насилие. Все формы семейного насилия недопустимы и противозаконны.

3) Насилие со стороны детей и внуков по отношению к престарелым членам семьи. Это также серьезная проблема, которая может включать в себя физическое или эмоциональное насилие по отношению к пожилым членам семьи. Защита пожилых людей и обеспечение их безопасности важны.

Утверждение о том, что женщины чаще подвергаются семейному насилию, а затем идут дети и пожилые, соответствует общей тенденции. Однако, стоит отметить, что каждая ситуация уникальна, и семейное насилие может затрагивать любого члена семьи, включая мужчин, подростков и других. Борьба с семейным насилием требует обширных усилий со стороны общества, правоохранительных органов и социальных служб для защиты жертв и предотвращения новых случаев насилия внутри семьи [8].

Объем профилактической деятельности государственных органов и общественных организаций определяется их масштабностью и компетенцией в этом вопросе [9]. Профилактика и борьба с насилием в семье требуют совместных усилий со стороны правительства, общественных организаций, медицинских учреждений и образовательных учреждений. Необходимо проводить информационные кампании, обучать профессионалов в сфере здравоохранения и правопорядка, чтобы они могли распознавать и помогать жертвам насилия. Также важно создать систему поддержки для жертв насилия, предоставлять им убе-

жища и доступ к юридической помощи. Насилие в семье - это сложная и многогранная проблема, и ее решение требует системного и долгосрочного подхода, а также участия всего общества.

Консультативно-профилактические центры (или кризисные центры) играют важную роль в борьбе с насилием в отношении женщин и других жертв семейного насилия [10]. Они предоставляют целый ряд услуг для помощи пострадавшим. Это могут быть социально-психологическая поддержка, консультации по правовым вопросам, медицинская помощь, а также создание убежища для жертв насилия.

Консультативно-профилактические центры обычно обеспечивают безопасное место, где жертвы насилия могут обратиться за помощью и получить необходимую поддержку. Эти центры также могут оказывать помощь в подготовке к юридическим процедурам, таким как получение ордера на защиту от насилия или помощь в поиске временного жилья.

Такие организации также часто работают с правоохранительными органами и оказывают помощь в обеспечении безопасности жертв насилия. Кроме того, они могут проводить образовательные мероприятия и кампании, направленные на профилактику насилия в семье и обществе в целом.

Взаимодействие между кризисными центрами и отделениями милиции в борьбе с семейным насилием является важным компонентом системы защиты прав женщин [11]. Четкое понимание и соблюдение договоренностей между этими организациями способствует эффективному реагированию на случаи насилия в семье и оказанию помощи пострадавшим.

1. Существование договоренностей и протоколов между кризисными центрами и правоохранительными органами (ОВД) необходимо для эффективной координации действий. Эти документы могут определять процедуры направления жертв, обмен информацией и совместное расследование случаев насилия.

2. Сотрудники ОВД должны быть информированы о наличии кризисных центров и социальных служб на своей терри-

тории. Они должны знать, как направить жертву насилия в эти организации, какие услуги они предоставляют, и какие правила направления и приема существуют.

3. Кризисные центры предоставляют практическую и эмоциональную поддержку жертвам насилия. Это может включать в себя предоставление временного убежища, консультирование, правовую помощь, а также помощь в получении охранных ордеров и судебном преследовании нарушителей.

4. Кризисные центры проводят информационную работу среди населения для повышения осведомленности о проблеме семейного насилия и правах женщин. Это важно для предупреждения насилия и поддержки жертв.

5. Участковые инспектора милиции и сотрудники дежурных частей могут быть первыми, кто взаимодействует с жертвами. Они должны знать, как действовать в случае семейного насилия, каким образом направлять жертв к специализированным службам.

6. Кризисные центры должны сотрудничать с органами правопорядка при оформлении охранных ордеров, чтобы обеспечить защиту жертв.

Важно поддерживать и укреплять эту сеть сотрудничества и координации между социальными учреждениями и правоохранительными органами, чтобы обеспечить безопасность жертв семейного насилия и улучшить их доступ к поддержке и защите.

Семейное насилие является серьезной и распространенной социальной проблемой, которая требует совместных усилий различных институтов и организаций. Вот некоторые ключевые аспекты, которые стоит учитывать:

- Анализ семейной ситуации. Каждая семья уникальна, и необходимо проводить тщательный анализ, чтобы понять корни и причины семейного насилия в конкретной семье. Это помогает разработать наиболее подходящий план действий.

- Поддержка жертвы. Жертвам семейного насилия необходима помощь, вклю-

чая физическую, эмоциональную и юридическую поддержку. Они должны знать, что имеют право на безопасность и защиту.

- Работа с насильником. Помимо защиты жертв, необходимо также обращаться к виновникам семейного насилия. Это может включать в себя терапию, программы реабилитации и меры для предотвращения повторения насилия. Необходимо проводить работу по предотвращению семейного насилия не только с виновниками, но и с жертвой и другими членами семьи, поскольку проблема семейного насилия -это комплексная проблема, зависящая от множества факторов [12].

- Социальные службы и медиа. Социальные службы играют важную роль в оказании поддержки и содействии жертвам, а также могут помогать семьям в кризисных ситуациях. Средства массовой информации могут повысить осведомленность о проблеме семейного насилия и способствовать общественной мобилизации.

- Законодательство и суды. Законы должны гарантировать защиту жертв семейного насилия, а суды должны действовать решительно и справедливо.

- Сотрудничество между институтами. Различные организации и структуры, такие как правоохранительные органы, медицинские учреждения, центры помощи и другие, должны сотрудничать для обмена информацией и ресурсами в борьбе с семейным насилием.

- Образование и профилактика. Важно проводить образовательные программы для предотвращения семейного насилия и формирования здоровых отношений среди молодежи и общества в целом.

Таким образом, обеспечение защиты женщин от семейного насилия является важной и неотложной задачей, которая требует комплексного подхода от всех заинтересованных сторон, так как борьба с семейным насилием - долгосрочная задача, но совместными усилиями можно добиться значительного прогресса в обеспечении безопасности и благополучия семей.

Библиографический список

1. Бердалиев К.Ч. Роль традиций и обычаев в формировании современной правовой системы Кыргызской Республики / К.Ч. Бердалиев, А.М. Джоробекова, З.М. Джоробеков // Theoretical & Applied Science. - 2018. - № 10 (66). - С. 488-492.

2. В Кыргызстане стартует новая программа по поддержке жертв семейного насилия. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://24.kg/obschestvo/227476_vkyirgyizstane_startuet_novaya_programma_popodderjke_jert v_semeynogo _nasiliya/.

3. Закон Кыргызской Республики «Об охране и защите от семейного насилия» от 27 апреля 2017 года. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=96641.

4. Джоробеков З.М. Государственно-правовые гарантии законности в Кыргызстане // Наука и новые технологии. - 2009. - № 8. - С. 152-158.

5. Инструкция по организации деятельности сотрудников органов внутренних дел по пресечению и предупреждению семейного насилия. Приложение к приказу МВД КР № 844 от 28 сентября 2009 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.endvawnow.org/uploads/browser/files/security-kyrgyzstan_police_domestic_violence _no_844-2009.pdf.

6. Постановление Правительства Кыргызской Республики №642 от 3 октября 2017 года «Об утверждении формы охранного ордера». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://glori.kg/wp-content/uploads/2017/11/03_WoH_ ProtOrder_RU.pdf.

7. Джоробекова А.М. Отдел по поддержке семьи и детей как государственный орган в осуществлении правосудия по делам несовершеннолетних // Известия ВУЗов (Кыргызстан). - 2009. - № 7. - С. 204-207.

8. Пособие для сотрудников милиции Кыргызской Республики по работе с семейным насилием. - Б., 2010. - 127 с.

9. Джоробекова А.М. К вопросу о совершенствовании организационной работы субъектов профилактики преступлений несовершеннолетних. // Известия ВУЗов (Кыргызстан). -2009. - № 7. - С. 229-231.

10. Кондря Т.И. Особенности работы кризисных центров с женщинами, пострадавшими от семейного насилия // Baikal Research Journal. - 2017. - №4.

11. Аскат уулу М. Деятельность сотрудников органов внутренних дел Кыргызской Республики по защите от насилия в семье // Известия вузов Кыргызстана. - 2019. - №7. -С. 117-120.

11. Азимов А. Семейное насилие, как вид домашнего разбирательства. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://law.kg/news/semeynoe-nasilie-kak-vid-domashnego-razbiratelstva/.

- WpudunecKue HayKU-

PROTECTING WOMEN FROM DOMESTIC VIOLENCE

R.Z. Dzhorobekova1, Candidate of Legal Sciences, Lecturer M. Zhumabay uulu2, Applicant

1Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Kyrgyz Republic

2Institute of State and Law of the National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic

(Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. The article examines factors that prevent victims of domestic violence from contacting law enforcement agencies. It also talks about the importance of holding joint events by internal affairs bodies, judicial authorities, state, public and other preventive and educational organizations among the population aimed at preventing and suppressing cases of domestic violence. In order to further prevent violence, the need to apply comprehensive measures to prevent family violence against not only the perpetrator and the victim, but also other family members is emphasized. The role of crisis centers in providing assistance to victims of domestic violence and the effectiveness of their cooperation with internal affairs bodies in ensuring the protection of victims of violence are noted.

Keywords: violence, family violence, forms of family violence, victim, protective order, crisis centers, prevention of family violence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.