Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСА СЕМЕЙНО-БЫТОВОГО НАСИЛИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОПЫТ ЗАРУБЕЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСА СЕМЕЙНО-БЫТОВОГО НАСИЛИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОПЫТ ЗАРУБЕЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
127
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Семейно-бытовое насилие / закон о профилактике семейно-бытового насилия.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эртнова М.И.

Во многих иностранных государствах существует специальный закон, который защищает жертв семейно-бытового насилия. В Российской Федерации существует проект такого закона, но сам закон еще не принят. Споры относительно необходимости принятия законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» ведутся до сих пор. В статье предпринята попытка рассмотреть основные способы защиты жертв семейно-бытового насилия в разных странах и выделить точку зрения о необходимости законодательного урегулирования вопроса защиты жертв семейно-бытового насилия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСА СЕМЕЙНО-БЫТОВОГО НАСИЛИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОПЫТ ЗАРУБЕЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

DOI: 10.24412/2224-9125-2022-11-222-228 ЭРТНОВА Марина Игоревна,

NIION: 2021-0079-11/22-222 Аспирантка 3 курса Дальневосточного

MOSURED: 77/27-025-2022-11-222 Федерального Университета,

e-mail: mail@law-books.ru

Научный руководитель: КОРОБЕЕВ Александр Иванович

Заведующий кафедрой уголовного права и криминологии,

профессор, д.ю.н., e-mail: mail@law-books.ru

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСА СЕМЕЙНО-БЫТОВОГО НАСИЛИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОПЫТ ЗАРУБЕЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация. Во многих иностранных государствах существует специальный закон, который защищает жертв семейно-бытового насилия. В Российской Федерации существует проект такого закона, но сам закон еще не принят. Споры относительно необходимости принятия законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» ведутся до сих пор.

В статье предпринята попытка рассмотреть основные способы защиты жертв семейно-быто-вого насилия в разных странах и выделить точку зрения о необходимости законодательного урегулирования вопроса защиты жертв семейно-бытового насилия.

Ключевые слова: Семейно-бытовое насилие, закон о профилактике семейно-бытового насилия.

ERTNOVA Marina Igorevna,

3nd year postgraduate student of the Far East

Federal University

Scientific adviser: KOROBEEV Alexander Ivanovich,

Head of the Department of Criminal Law and Criminology,

Professor, Doctor of Law

ON THE NEED FOR LEGISLATIVE SETTLEMENT OF DOMESTIC VIOLENCE IN THE RUSSIAN FEDERATION. EXPERIENCE OF FOREIGN LEGISLATION

Annotation. In many foreign countries there is a special law that protects victims of domestic violence. In the Russian Federation, there is a draft of such a law, but the law itself has not yet been adopted. Disputes regarding the need to adopt the draft law "On the Prevention of Domestic Violence in the Russian Federation" are still ongoing.

The article attempts to consider the main ways to protect victims of domestic violence in different countries and highlight the point of view on the need for legislative regulation of the issue of protecting victims of domestic violence.

Key words: Domestic Violence, Law on the Prevention of Domestic Violence.

Ex senatusconsultis et plebiscitis crimina exercentur - преступления возникают из сенатских и народных решений

Предисловие

С точки зрения философии, существует две абсолютные ценности. Первая ценность - это

жизнь, а вторая ценность - это свобода. Свобода нужна человеку, для того чтобы самоутверждаться, самореализовываться и выбирать свой собственный вектор развития как личности, как работника, как студента и тд, в общем для любой своей социальной роли. Хоть свобода и абсолютная ценность, она имеет свои ограничения,

поскольку в некоторых случаях, свобода может навредить окружающим, например, при совершении человеком насильственных преступлений он покушается на другую абсолютную ценность другого человека - жизнь. Человек всегда стремится к максимальной «свободе», он хочет быть свободен в выборе профессии, в выборе своего творчества и тд. В любом случае, на пути к этой свободе, возникают запреты, человек либо не совершит каких-то деяний, это, в основном, конформное, законопослушное поведение, или же все равно нарушит запреты.

Основная часть

Во многих странах мира действует закон о профилактике и предупреждении семейно-быто-вого насилия. Сегодня закон о домашнем насилии принят более чем в 100 странах. Российская Федерация в число стран, в которых принят специальный закон не входит.

В Российской Федерации за семейно-быто-вое насилие предусмотрена уголовная и административная ответственность, но стоит заметить, что преступления или правонарушения, совершенные в семейной среде в российском законодательстве в отдельную группу не выделяются. Совершение побоев одно из самых распространенных проступков в семейно-бытовой сфере и за совершение которых предусмотрена административная ответственность, в том случае если побои совершены впервые (ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) [1] и уголовная ответственность, если побои совершены повторно в течении действия судимости по административному правонарушению, предусмотренного ст. 6.1.1 КОАП РФ (ст. 116.1 УК РФ) [2].

В некоторых странах предусмотрены другие способы защиты жертв семейно-бытового насилия. Для более детального рассмотрения способов защиты жертв, пострадавших от семей-но-бытового насилия в иностранных государствах необходимо выделить основные из них:

1. Охранные судебные приказы/ордера;

2. Право правоохранительных органов самостоятельно возбуждать дело без заявлений потерпевших;

3. Кризисные центры для пострадавших от семейно-бытового насилия;

4. Горячая линия для пострадавших;

5. Принудительное выселение правонарушителя от пострадавшего.

Охранные судебные приказы/ордера

В Великобритании лицо, подвергшиеся домашнему насилию имеет право обратиться за помощью в полицию и сотрудники правоохранительных органов могут задержать лицо, которое совершило семейно-бытовое насилие на срок до

48 часов. Полиция, в том числе, имеет полномочия на самостоятельное обращение в уголовный суд для выдачи охранного ордера для потерпевшему, при помощи которого лицо будет защищено от приближения агрессора сроком минимум на 28 дней. В случае необходимо, если сохраняется опасность для потерпевшего, потерпевший может обратиться за выдачей нового ордера в уголовный суд на более длительный срок.

В Канаде, пострадавший от семейно-быто-вого насилия имеет право самостоятельно обратиться к мировому судье или в органы полиции для выдачи судебного приказа. Существует всего три вида таких приказов: постоянный, временный и срочный. Срочный судебный приказ лицо может получить любым удобным для него способом и в любое время суток, в том числе путем звонка в уполномоченные органы. Такие срочные приказы вступают в силу немедленно и действуют не более 7 дней, в течении действия срочного приказа, пострадавший может обратиться за выдачей временного или постоянного судебного приказа. Временный судебный приказ выдается лицу, после того как оно обратилось с ходатайством в суд о возбуждение судебного разбирательства и срок такого приказа не превышает 30 дней. Временный судебный приказ позволяет жертве быть в безопасности до момента выдачи постоянного судебного приказа в результате судебного разбирательства и решения суда о его выдаче. Постоянный судебный приказ выдается на срок до нескольких лет и может продлеваться, если угроза совершения семейно-бытового насилия сохраняется [3, а 124-125].

Право правоохранительных органов самостоятельно возбуждать дело без заявлений потерпевших

Согласно законодательству, которое действует в Германии, когда правоохранительные органы вызывают на место, в котором совершается преступное событие, тогда со стороны пострадавшего не требуется письменного заявления о возбуждении дела.

Горячая линия для пострадавших

В США действует специальная горячая линия для потерпевших (1-800-621-HOPE). Она работает в круглосуточном режиме и диспетчеры говорят на разных языках мира. Специалисты, которые принимают звонки имеют навыки психологической беседы, которые позволяют им наладить контакт с пострадавшим и дать дельный совет.

В Российской Федерации горячая линия для лиц, подвергшихся семейно-бытовому насилию тоже действует (8-800-7000-600). Однако, горячая линия существует только для женщин (о чем говорит автоответчик при звонке на этот номер), что лишает мужчин обращаться за помощью.

Кризисные центры для пострадавших от семейно-бытового насилия

Очень интересен опыт Швеции в данном направлении. В городе Гетеборге существует Женский кризисный центр, его «существование» полузасекреченно и отсутствует свободный доступ в помещение. Аналогичную закрытую систему представляет собой Российский кризисный центр для женщин под руководством Н.В. Ходыревой в Санкт-Петербурге (https:// crisiscenter.ru/about/) [4]. Однако, российский кризисный центр, исходя из информации, размещенной на сайте, оказывает помощь только «совершеннолетним женщинам, столкнувшимся с различными формами гендерного насилия» [4]. Существуют на территории России и другие кризисные центры, но все это частные организации, государственные центры на сегодняшний день отсутствуют. И одна из проблем таких частных организаций, что большинство из них оказывают помощь только женщинам, что лишает право мужчин обратиться за помощью и фактически провозглашает семейно-бытовое насилие как гендерную проблему, от которой страдают только лица женского пола.

Принудительное выселение правонарушителя от пострадавшего

В Австрии сотрудники полиции, после заявления потерпевшего о факте совершенного насилия, имеют право «временно выселить» правонарушителя из места постоянного проживания, интересен тот факт, что не имеет значения является ли такое лицо собственником такого помещения или нет. Ему разрешается только взять необходимые вещи и воспользоваться кризисными комнатами, которые финансируются государства для временного пребывания в них.

Сотрудники полиции информируют «Центр интервенции в случае насилия в семье» о каждом случае выселения. Работники центра связываются с пострадавшими для оказания бесплатной психологической помощи и поддержки [5, с. 110]. Стоит отметить, что такое выселение происходит на срок от 14 дней до полугода, либо до момента расторжения законного брака.

Таким образом, в Российской Федерации из возможных мер защиты, которые применяются в иностранных государствах, действует только горячая линия поддержки для пострадавших и кризисные центры, которые являются частными организациями. Для совершеннолетних пострадавших такие государственные центры не предусмотрены.

Законодательная база в Российской Федерации в сфере семейно-бытового насилия

В системе российского права одно из главных мест в иерархии занимает Семейный кодекс

Российской Федерации [6]. В особенности законодательство Российской Федерации защищает интересы несовершеннолетних детей, которые подверглись домашнему насилию. СК РФ определяет особенности установления родительских прав в Российской Федерации, порядок прекращения родительских прав, порядок лишения родительских прав и т.д. Помимо указанного нормативно-правового акта, порядок прекращения родительских прав в Российской Федерации с целью защиты прав и интересов детей регламентируется Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-Ф3, касательно, например, общих вопросов [7]:

- подачи заявлений на лишение родительских прав;

- содержания данных заявлений;

- подготовки дел о лишении лица родительских прав к судебному разбирательству;

- порядок рассмотрения дел о лишении лица родительских права и т.д. Ответственность родителей за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию своих несовершеннолетних детей устанавливаются такими нормативно-правовыми актами, как:

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ [1]; Посредством правовых норм данного нормативно-правового акта устанавливается ответственность родителей за то, что они не выполняют своих обязанностей в отношении детей, совершают административные нарушения в отношении детей;

- Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ) от 13.06.1996 г. 63-Ф3, посредством правовых норм которого устанавливается ответственность родителей за то, что ими было совершено преступление в отношении детей, т.е. в случае применения домашнего насилия, в том числе если домашнее насилие совершено в отношении совершеннолетних детей и взрослых, также действуют нормы УК РФ [2].

Меры по борьбе с домашним насилием в Российской Федерации

В Российской Федерации не существует ни специальных норм в Уголовном кодексе Российской Федерации, ни специального нормативно-правового акта, которые регулируют общественные отношения, возникающие в сфере семейно-бытового насилия.

Однако, в Российской Федерации действуют специализированные кризисные центры и телефоны доверия для лиц, которые попали в тяжелую жизненную ситуации, в следствии домашнего насилия. Стоит отметить, что государственных кризисных центров для защиты совершеннолетних, дееспособных жертв семейно-бытового насилия не существует.

Так, например, в Иркутской области с 1995 года успешно функционирует Байкальский региональный союз женщин «Ангара» [8]. В других регионах существуют и другие кризисные центры, однако не во всех субъектах Российской Федерации. В Приморском крае не существует ни одного кризисного центра для лиц, пострадавших от семейно-бытового насилия. В Приморском крае существует только Приморская общественная организация социальной помощи населению «Живая надежда», но эта организация предназначена только для беременных женщин и одиноких матерей с детьми, которые попали в тяжелую жизненную ситуацию, соответственно другие люди, не попадающие в эту категорию, но подвергшиеся семейно-бытовому насилию не могут получить бесплатное место для временного пребывания или бесплатную очную психологическую помощь Приморском крае.

Выдача охранных судебных приказов, возбуждение дела правоохранительными органами без согласия потерпевшего в России невозможно, поскольку правонарушения и преступления в этой сфере относятся к делам частного обвинения (ст. 116, ст. 116.1 УК РФ, ст. 6.1.1 КОАП

РФ) [1], [2].

Одним из немаловажных документов является Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года [9], в разделе третьем которой указано, что одной из целей государственной семейной политики является развитие кризисных центров (приютов, центров временного пребывания и отделений) для женщин и мужчин, в том числе с детьми, подвергшихся насилию, в том числе в семье. Исходя из этого положения концепции, можно сделать вывод, что Российская Федерация рассматривает защиту потерпевших от семейно-бытового насилия, как одну из значимых в области семейной политики России.

В соответствии с нормативными документами, участковые уполномоченные полиции наделены полномочиями Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организация этой деятельности» (далее Приказ МВД России № 205) существенно расширил профилактическую направленность деятельности УУП [10].

Так, в соответствии со ст. 9 Приказа МВД России № 205 все задачи, решаемые УУП, обладают только профилактической направленностью.

В частности, УУП осуществляет индивидуальную профилактическую работу с лицами, склонными к совершению преступлений и правонарушений, больными алкоголизмом и наркоманией, состоящими на учете в медицинскойоргани-

зации и ранее привлекаемыми к административной ответственности за совершение административных правонарушении, указанных в п. 33.4, 33.5 Приказа МВД России № 205, нарушителями семеино-бытовых отношении, неблагополучными семьями [11, а 266].

Однако, правое регулирование профилактической работы с лицами, совершающими семейно-бытовое насилие и подвергшимися семейно-бытовому насилию отсутствует, поскольку не существует законодательной основы такой деятельности.

Журавлев М.С. в своей научной статье для решения вышеуказанной проблемы предлагает принять Федеральный закон «О предотвращении насилия в семье» [11, а 268], в котором предлагает закрепить такие понятия, как «семейно-бы-товые отношения», «бытовое насилие», «субъекты профилактики бытового насилия», сформулировать принципы профилактики бытового насилия и классифицировать виды бытового насилия: физическое, психологическое, сексуальное и экономическое.

Предложения в Российской Федерации по защите жертв семейно-бытового насилия

Для понимания причин актуальности дискурса, связанного с домашним насилием, нужно проанализировать, какое место защита жертв домашнего насилия занимает в защите прав человека в целом. Осознание людьми своих прав возникало последовательно в ходе исторического прогресса, поэтому осмысление различных групп прав возникает постепенно в результате значимых общемировых процессов. Таким образом, различают права человека первого, второго и третьего поколения. [12, а 131] К первому поколению относятся естественные неотъемлемые права человека.

Ко второму поколению относятся так называемые позитивные, или основные права человека — это те его права, которые закреплены в конституционных правах и свободах (то есть законодательно регламентированы) и обеспечены системой гарантий и механизмов защиты.

Третье поколение прав человека называют коллективными правами. Отличительная особенность коллективных прав заключается в том, что эти права принадлежат не столько отдельному человеку, сколько определенным группам людей, нуждающимся в дополнительных гарантиях и механизмах для защиты своих прав.

В российском публично-правовом дискурсе проблема домашнего насилия некоторыми общественными деятелями понимается как элемент частно-семейных отношений и, таким образом, относится к сфере личной свободы, то есть к первому поколению прав человека.

В 2016 году в Российской Федерации разработан законопроект «О профилактике семей-

но-бытового насилия в Российской Федерации», который на сегодняшний день не принят [13].

Ученые юристы и депутаты Государственной думы высказывают разные мнения по поводу целесообразности принятия вышеуказанного законопроекта.

Сторонники проекта закона полагают, что он предусматривает создание более эффективного механизма защиты лиц, подвергшихся семейно-бытовому насилию. В качестве форм профилактического воздействия предлагаются правовое просвещение и правовое информирование, профилактическая беседа, защитное предписание, судебное защитное предписание, профилактический учет, профилактический контроль, помощь в социальной адаптации лиц, подвергшихся семейно-бытовому насилию, их социальная реабилитация. Батюкова В.Е. считает, что законодательство Российская Федерация в сфере профилактики семейно-бытового насилия должно пойти по пути зарубежных стран, в которых существуют отдельные законодательные акты по борьбе с семейно-бытовым насилием [14, с. 85].

Противники закона высказывают опасения, что он вводит презумпцию виновности лица, в отношении которого поступило заявление. Принятие данного закона, как считают противники, повлечет за собой вторжение во все семьи нашего государства третьей стороны, которая может по ее субъективному мнению принимать решение о необходимости вмешиваться в жизнь конкретной семьи, и есть вероятность, что этот закон будет разрушать нормальные семьи [15, с. 9].

По-моему мнению, необходим комплексный подход для решения проблем семейно-бытового насилия и в первую очередь работа должна быть направлена на внедрение профилактических мер по профилактике семейно-бытового насилия: развитие сетей кризисных центров по регионам Российской Федерации, разработка профилактических бесед о ценностях семьи и недопустимости насилия внутри семьи для детей школьного возраста, бесплатные психологические консультации для жертв домашнего насилия и лиц, совершивших его, разработка системной работы с

детьми-сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей для минимизации детского травматичного опыта.

В том случае, если система профилактики будет разработана в Российской Федерации и действовать в полной мере на снижение семей-но-бытового насилия, то принятие законопроекта с запретительными ордерами не потребуется, поскольку процент преступности и правонарушений в результате профилактики должен снизиться и тем самым такие общественные отношения больше не будут нуждаться в правовом регулировании, поскольку предполагается, что в результате профилактики снизится число потенциальных жертв семейно-бытового насилия и агрессоров.

Стоит заметить, что профилактические беседы должны быть как с потенциальными жертвами, так и с потенциальными правонарушителями. Кроме того, опасность применяемых мер, которые предлагаются в законопроекте, заключается в том, что лица, могут злоупотреблять законными правами и выдавать себя за жертв семейно-бытового насилия, которыми на самом деле не являются, в целях выселения из личного недвижимого имущества супруга или гражданского супруга, чтобы в своих интересах пользоваться имуществом на законных основаниях, обращаться в кризисные центры для временного проживания, выдавая себя жертвами семей-но-бытового насилия, а на самом деле, являясь девиантными личностями и страдающими пагубными зависимостями, от которых они не настроены избавляться и не нацелены на изменение своего образа жизни.

Более того, необходимо учитывать, что от семейно-бытового насилия страдают не только лица женского пола, но и мужского пола, но на сегодняшний день в России обычно презюмиру-ется, что от семейно-бытового насилия страдают только лица женского пола.

Исходя из вышеизложенного, необходимо разрабатывать меры и средства профилактики и работать с потенциальными агрессорами и жертвами, а не стремиться к разрабатке запретительных и охранительных мер.

Список литературы:

[1] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/

[2] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/

[3] Чернухина Л.С. Соотношение федерального и провинциального законодательства Канады в области защиты детей от домашнего насилия // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. № 6. 2016. С. 120-125.

[4] Кризисный центр для женщин [Электронный ресурс] // URL: https://crisiscenter.ru/about/

[5] Заброда Д.Г. Австрийский опыт предупреждения домашнего насилия: характеристика и предложения по использованию в России // Общество и право. 2016. № 3. С. 107-112.

[6] Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 21.11.2022) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LA W_8982/

[7] Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 07.10.2022) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». -http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LA W_39570/

[8] Байкальский региональный союз женщин «Ангара» [Электронный ресурс]. - URL: http:// womangara.ru/

[9] Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. N 1618-р Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г. [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». - Режим доступа: https://base.garant.ru/70727660/#block_1000

[10] Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этои деятельности» (вместе с «Инструкциеи по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностеи на обслуживаемом административном участке», «Наставлением по организации службы участковых уполномоченных полиции») (зарег. в Минюсте России 3 июля 2019 г. No 55115) // URL://http://www.pravo. gov.ru

[11] Журавлев С.Н. Правовое регулирование (правовые основы) профилактической деятельности участковых уполномоченных полиции // Вестник Московского университета МВД России. № 3. 2021. С. 265-269.

[12] Слинько Е.А., Коршунова Н.Е. Профилактика домашнего насилия в контексте развития гражданского общества в российских регионах // Регион: системы, экономика, управление. № 3. 2020. С. 129-135.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[13] Проект Федерального закона N 1183390-6 «О профилактике семейно-бытового насилия» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 28.09.2016) // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=PR J&n=151153#0056474691370529406

[14] Батюкова В.Е. Насилие в семье // Закон и право. 01.2001. С. 83-85.

[15] Евстратенко Е. В. Домашнее насилие: найти компромисс / Е.В. Евстратенко // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2022. Т. 22, № 2, С. 7-11.

Spisok literatury:

[1] Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 N 195-FZ (red. ot 16.04.2022) [Elektronnyj resurs]//SPS «Konsul'tantPlyus». - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LA W_34661/

[2] Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 N 63-FZ [Elektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tantPlyus». - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/

[3] CHernuhina L.S. Sootnoshenie federal'nogo i provincial'nogo zakonodatel'stva Kanady v oblasti zashchity detej ot domashnego nasiliya // ZHurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravove-deniya. № 6. 2016. S. 120-125.

[4] Krizisnyj centr dlya zhenshchin [Elektronnyj resurs] // URL: https://crisiscenter.ru/about/

[5] Zabroda D.G. Avstrijskij opyt preduprezhdeniya domashnego nasiliya: harakteristika ipredlozheniya po ispol'zovaniyu v Rossii // Obshchestvo i pravo. 2016. № 3. S. 107-112.

[6] Semejnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.1995 N 223-FZ (red. ot 21.11.2022) [Elektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tantPlyus». - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_8982/

[7] Grazhdanskijprocessual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 14.11.2002 N 138-FZ (red. ot 07.10.2022) [Elektronnyj resurs]// SPS «Konsul'tantPlyus». -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/

[8] Bajkal'skij regional'nyj soyuz zhenshchin «Angara» [Elektronnyj resurs]. - URL: http://womangara.ru/

•vmmmmmmmmmmmmtimmmmmimmmm^

[9] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 25 avgusta 2014 g. N 1618-r Ob utverzhdenii Koncepcii gosu-darstvennoj semejnoj politiki v RF na period do 2025 g. [Elektronnyj resurs] // SPS «Garant». - Rezhim dos-tupa: https://base.garan t.ru/70727660/#block_ 1000

[10] Prikaz MVD Rossii ot 29 marta 2019 g. № 205 «O nesenii sluzhby uchastkovym upolnomochennym policii na obsluzhivaemom administrativnom uchastke i organizacii etoi deyatel'nosti» (vmeste s «Instrukciei po ispolneniyu uchastkovym upolnomochennym policii sluzhebnyh obyazannostei na obsluzhivaemom administrativnom uchastke», «Nastavleniem po organizacii sluzhby uchastkovyh upolnomochennyh policii») (zareg. v Minyuste Rossii 3 iyulya 2019 g. No 55115) // URL://http://www.pravo.gov.ru

[11] ZHuravlev S.N. Pravovoe regulirovanie (pravovye osnovy) profilakticheskoj deyatel'nosti uchastkovyh upolnomochennyh policii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. № 3. 2021. S. 265-269.

[12] Slin'ko E.A., Korshunova N.E. Profilaktika domashnego nasiliya v kontekste razvitiya grazhdanskogo obshchestva v rossijskih regionah // Region: sistemy, ekonomika, upravlenie. № 3. 2020. S. 129-135.

[13] Proekt Federal'nogo zakona N 1183390-6 "O profilaktike semejno-bytovogo nasiliya" (red., vnesen-naya v GD FS RF, tekst po sostoyaniyu na 28.09.2016) // SPS «Konsul'tantPlyus». - Rezhim dostupa: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=PRJ&n= 151153#0056474691370529406

[14] Batyukova V.E. Nasilie v sem'e //Zakon i pravo. 01.2001. S. 83-85.

[15]Evstratenko E.V. Domashnee nasilie: najtikompromiss/E.V. Evstratenko// Vestnik YUUrGU. Seriya «Pravo». 2022. T. 22, № 2, S. 7-11.

'■¡mmmmmmmmmmmmmmmm^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.