Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ПОЛИЦИИ ПОСЛЕ ДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН В ДЕЖУРНУЮ ЧАСТЬ ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ПОЛИЦИИ ПОСЛЕ ДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН В ДЕЖУРНУЮ ЧАСТЬ ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
364
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЖУРНЫЕ ЧАСТИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ДОСТАВЛЕНИЕ / ЗАДЕРЖАНИЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галеев Николай Викторович, Казаченок Виктория Владимировна

В статье рассмотрены проблемы правового регулирования, с которыми сталкиваются сотрудники дежурной смены при реализации прав и обязанностей полиции после доставления граждан в дежурную часть органа внутренних дел. Проанализирован опыт МВД по Республике Татарстан по урегулированию рассмотренных проблем с помощью правовых актов управления регионального уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Галеев Николай Викторович, Казаченок Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING THE RULE OF LAW IN REALIZING THE RIGHTS AND RESPONSIBILITIES OF THE POLICE AFTER THE DELIVERY OF CITIZENS TO THE POLICE STATION ON DUTY

The article deals with legal regulation faced by the staff of the duty shift in the exercise of the rights and duties of the police after the delivery of citizens to the police station on duty. The experience of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tatarstan on their settlement with the help of legal acts of the regional level management is analyzed. The experience of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tatarstan on the issue basing on the regional legal acts is analyzed.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ПОЛИЦИИ ПОСЛЕ ДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН В ДЕЖУРНУЮ ЧАСТЬ ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

Научная статья УДК 342.9

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ПОЛИЦИИ ПОСЛЕ ДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН В ДЕЖУРНУЮ ЧАСТЬ ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Н.В. Галеев1, В.В. Казаченок2, 1Оперативное управление МВД по Республике Татарстан, Казань, Россия, 34 2Казанский юридический институт МВД России, Казань, Россия, 34

1kolj88@mail.ru, 2kazachenokv@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы правового регулирования, с которыми сталкиваются сотрудники дежурной смены при реализации прав и обязанностей полиции после доставления граждан в дежурную часть органа внутренних дел. Проанализирован опыт МВД по Республике Татарстан по урегулированию рассмотренных проблем с помощью правовых актов управления регионального уровня.

© Галеев Н.В., Казаченок В.В., 2022

Ключевые слова: дежурные части, территориальные органы внутренних дел, доставление, задержание, правовое регулирование

Для цитирования: Галеев Н.В., Казаченок В.В. Обеспечение законности при осуществлении прав и обязанностей полиции после доставления граждан в дежурную часть органа внутренних дел // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2022. Т. 7. № 1 (13). С. 34-39.

Scientific article UDC 342.9

ENSURING THE RULE OF LAW IN REALISING THE RIGHTS AND RESPONSIBILITIES OF THE POLICE AFTER THE DELIVERY OF CITIZENS TO THE POLICE STATION ON DUTY

35

N.V. Galeev1, V.V. Kazachenok2, 1the Operative Department of the MIA of the Republic of Tatarstan, Kazan', Russia, 2the Kazan Law Institute of MIA of Russia, Kazan', Russia, 1kolj88@mail.ru, 2kazachenokv@mail.ru

Abstract

The article deals with legal regulation faced by the staff of the duty shift in the exercise of the rights and duties of the police after the delivery of citizens to the police station on duty. The experience of the Ministry of internal Affairs of the Republic of Tatarstan on their settlement with the help of legal acts of the regional level management is analyzed. The experience of the Ministry of internal Affairs of the Republic of Tatarstan on the issue basing on the regional legal acts is analyzed.

© Galeev N.V., Kazachenok V.V., 2022

Key words: duty units, territorial bodies of internal affairs, delivery, detention, legal regulation

For citation: Galeev N.V., Kazachenok V.V. Ensuring the Rule of Law in Realizing the Rights and Responsibilities of the Police after the Delivery of Citizens to the Police Station on Duty // Scientific Notes of the Kazan Law institute of MiA of Russia. 2022. V. 7, No 1 (13). Pp. 34-39.

35

В настоящее время сотрудники дежурной части территориальных органов МВД России на районном уровне (далее - территориальные ОВД) при осуществлении своих должностных обязанностей руководствуются нормами многочисленных нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность. Значительный объем нормативных актов как федерального, так и регионального уровня обусловлен широким перечнем возложенных задач и реализуемых дежурными частями функций. Вместе с этим обилие нормативных правовых актов нередко вызывает затруднения в принятии решений в отдельных ситуациях. Более того, в повседневной служебной деятельности сотрудники органов внутренних дел порой сталкиваются с ситуациями, не в полной мере

урегулированными нормативными правовыми актами, что значительно затрудняет реализацию функций и выполнение задач, возложенных на полицию. В связи с этим обозначим «правовые пробелы», проявляющиеся при реализации полномочий сотрудников дежурной службы после доставления граждан в дежурную часть территориального ОВД.

Порядок реализации права полиции после доставления граждан в служебные помещения дежурной части определен Наставлением о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан (далее - Наставление)1. Согласно нормам раздела IV Наставления доставленные лица, со-

1 Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан: приказ МВД России

от 30.04.2012 № 389 // Российская газета. 2012. 11 июля. № 156.

вершившие административное правонарушение, содержатся в помещениях для задержанных не более трех часов с момента доставления (лица, находящиеся в состоянии опьянения, - с момента вытрезвления), за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 27.5 КоАП РФ, когда срок административного задержания может быть продлен до 48 часов.

Наставлением регламентируется и порядок доставления лиц, подозреваемых в совершении преступления. При доставлении подозреваемого (обвиняемого) оперативный дежурный обязан обеспечить составление протокола о задержании в порядке и сроки, предусмотренные статьями 91, 92 УПК РФ, о чем доложить начальнику территориального ОВД и по его указанию передать лицо, материалы, изъятые вещи, ценности сотруднику орга-36 на дознания или предварительного следствия с отметкой о передаче в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального ОВД. Вместе с тем подозреваемые в совершении преступления лица могут доставляться в ОВД и за совершенное им административное правонарушение. В таком случае их содержание в помещении дежурной части не превышает трехчасовой срок. Однако после передачи указанного лица сотруднику органа дознания или предварительного следствия возникают затруднения с решением вопроса соблюдения сроков задержания.

В ходе проверок организации деятельности дежурных частей территориального ОВД выявлялись факты превышения сроков задержания лиц, доставленных за совершение правонарушений, а также «особой категории» фигурантов - сменивших статус заявителя, посетителя, свидетеля по материалу проверки на за-держанного1. Фиксировались случаи невнесения их в Книгу учета лиц, доставленных в дежурную часть ОВД, а также

неосуществления контроля за сроками задержания, когда лицо передавалось для проведения неотложных действий вне помещения дежурной части. Выделенные недостатки влекут за собой нарушения законности в деятельности дежурных частей.

В Республике Татарстан эту проблему решили следующим образом. Приказом МВД по Республике Татарстан от 11 декабря 2017 г. № 946 утверждена Типовая инструкции об организации пропускного режима в территориальных ОВД, дополненная в конце 2020 года разделом «Контроль за соблюдением установленного срока задержания лиц, доставленных в дежурные части, после их передачи сотрудникам органа дознания или предварительного следствия». В целях недопущения нарушений законности при работе с лицами, доставленными в помещения административных зданий территориальных ОВД и задержанными в установленном порядке на срок до 3 часов, а также лицами, сменившими статус посетителя (заявителя, потерпевшего либо свидетеля по материалу проверки) на задержанного, после их передачи сотруднику органа дознания или предварительного следствия контроль за соблюдением сроков, установленных законодательством, возложен на стороны ответственных должностных лиц - сотрудников дежурной части и ответственного от руководящего состава.

В обязанности сотрудников дежурной части входит:

- незамедлительно регистрировать лиц, доставленных в помещения административных зданий ОВД, а также лиц, сменивших статус посетителя (заявителя, потерпевшего либо свидетеля по материалу проверки) на задержанного, в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть ОВД;

- при передаче лиц указанной категории сотруднику органа дознания или

36

1 Информация представляется на основе обобщенных результатов проверок, проведенных сотрудниками Оперативного управления МВД по Республике Татарстан, а также сведений, содержащихся в обзорах МВД России за 2019-2020 гг.

предварительного следствия в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть ОВД, проставлять отметку о передаче (с указанием даты, времени передачи, данных и личной подписи сотрудника, принявшего задержанного).

- осуществлять контроль за соблюдением трехчасового срока нахождения в административном здании (вне дежурной части) доставленного (задержанного), в случае превышения общего срока задержания, незамедлительно докладывать об указанном факте начальнику ОВД (в ночное время - ответственному от руководящего состава) с последующим предоставлением письменного рапорта;

- по окончании срока задержания в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть ОВД, делать дополнительную отметку о времени освобождения доставленного (задержанного) лица.

37 На ответственного от руководящего состава при получении от сотрудников дежурной части информации о превышении установленного срока нахождения в административном здании (вне дежурной части) доставленного (задержанного) лица возложена обязанность принять меры к устранению нарушения и указать соответствующую информацию в рапорте по результатам работы в дежурные сутки.

Затрагивая вопрос организации работы ответственных от руководящего состава территориальных ОВД в части контроля за соблюдением сотрудниками дежурной службы прав лиц, водворенных в специальные помещения для содержания задержанных лиц (далее - СПСЗЛ), необходимо обратиться к требованию подпункта 8.4.1 приложения Типовой инструкции по организации дежурства ответственного от руководящего состава территориального ОВД1, которым ответ-

ственным руководителям вменен контроль за обеспечением законности исполнения обязанностей и прав полиции после доставления граждан в служебные помещения дежурной части. Однако механизм его осуществления не регламентирован. В этом случае издание нормативного акта регионального уровня, конкретизирующего вопросы данного направления деятельности, будет решением проблемы.

В Республике Татарстан приказом МВД по Республике Татарстан от 25 октября 2017 г. № 789 (ред. от 03.06.2020) «Об организации дежурства руководящего состава МВД по Республике Татарстан» утверждена Типовая инструкция о порядке работы ответственных от руководящего состава ОВД, содержащая детализированные требования. Так, контроль законности и обоснованности содержания граждан в помещениях дежурной ча- 37 сти должен осуществляться ответственными путем изучения материалов, составленных в отношении задержанных (доставленных), записей в книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального ОВД, дополнительного проведения осмотра СПСЗЛ и опроса водворенных в них граждан о наличии жалоб на самочувствие.

Еще одним важным вопросом является оказание медицинской помощи задержанным. Согласно пункту 10 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне2 территориальный ОВД осуществляет оказание первой помощи лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специали-

1 О некоторых вопросах организации дежурства руководящего состава в МВД России и территориальных органах МВД России: приказ МВД России от 03.02.2021 № 50. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 23.03.2021).

2 Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне: приказ МВД России от 05.06.2017 № 355 (ред. от 10.01.2022). URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 13.07.2017).

зированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует, и сообщает близкому родственнику (родственнику) или близкому лицу пострадавшего сведения об оказании первой помощи или о направлении в медицинскую организацию при наличии сведений об этом в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента оказания первой помощи или направления в медицинскую организацию.

Сотрудники дежурных частей регулярно сталкиваются с необходимостью оказания медицинской помощи лицам, содержащимся в СПСЗЛ. Вместе с тем информация о мерах реагирования, принятых сотрудниками ОВД, не всегда отражается в тетрадях для записей оперативного дежурного в объеме, позволяющем дать им объективную оценку. Потребность в этом возникает, 38 в частности, при наступлении смерти задержанного до прибытия работников скорой медицинской помощи, когда может быть организована следственная проверка.

В целях систематизации порядка фиксации сведений об оказании медицинской помощи лицам, доставленным в дежурные части территориальных ОВД Республики Татарстан, был разработан журнал учета вызовов бригад скорой медицинской помощи доставленным (задержанным) лицам, в котором предусмотрены следующие графы:

- порядковый номер записи;

- фамилия, инициалы лица, которому оказывается медицинская помощь;

- дата, время вызова медицинской бригады, фамилия сотрудника ОВД, осуществившего вызов;

- дата, время прибытия медицинской бригады;

- предварительный диагноз, принятые меры, отметка о необходимости госпитализации в медицинское учреждение;

- номер прибывшей медицинской бригады, фамилия, подпись медицинского работника;

- номер сообщения по КУСП (в случае получения информации (при наличии оснований полагать) о причинении ранений, телесных повреждений в результате насильственных действий);

- дата, время информирования родственника или близкого лица, которому оказывается медицинская помощь, об указанном факте, его фамилия, инициалы и степень родства;

- примечания. 38

Таким образом, пробелы в правовом

регулировании вопросов реализации прав и обязанностей полиции после доставления граждан в дежурную часть территориального ОВД могут быть урегулированы с помощью правовых актов управления регионального уровня. Соблюдение законности в деятельности дежурной службы является важным фактором в обеспечении прав и свобод граждан, доставляемых в дежурную часть. В связи с этим издание нормативных актов во всех субъектах Российской Федерации, детализирующих нормы федерального законодательства, исключит проблемы правового регулирования.

Информация об авторах:

Галеев Николай Викторович, заместитель начальника Оперативного управления МВД по Республике Татарстан, kolj88@mail.ru

Казаченок Виктория Владимировна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного права, административной деятельности и управления органов внутренних дел Казанского юридического института МВД России, kazachenokv@mail.ru

Information about the authors:

Galeev Nikolay V., Deputy Head of the Operative Department of the MIA of the Republic of Tatarstan, kolj88@mail.ru

Kazachenok Viktoria V., Candidate in Law (Research doctorate), Associate Professor, Associate Professor of Administrative Law, Administrative Activity and Police Management Department of the Kazan Law Institute of MIA of Russia e-mail: kazachenokv@mail.ru

Заявленный вклад авторов:

Галеев Николай Викторович - подготовка первоначальной редакции текста статьи, анализ нормативной базы, постановка проблем исходя из практических аспектов дежурной службы, приведение опыта МВД по Республике Татарстан.

Казаченок Виктория Владимировна - написание аннотации, формулирование темы исследования, подбор ключевых слов, научное редактирование текста, обобщение выводов.

Статья поступила 25.02.2022; одобрена после рецензирования 25.03.2022; принята к публикации 25.04.2022.

The article was submitted 25.02.2022; approved after reviewing 25.03.2022; accepted for 39 publication 25.04.2022. 39

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The authors have read and approved the final version of the manuscript.

Против размещения полнотекстовой версии статьи в открытом доступе в сети Интернет не возражаем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.