Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫМИ СРЕДСТВАМИ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫМИ СРЕДСТВАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
85
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ядерная безопасность / радиационная безопасность / криминологическая безопасность / общественная безопасность / унификация преступлений / посягающих на ядерную и радиационную безопасность / nuclear safety / radiation safety / criminological safety / public safety / unification of crimes encroaching on nuclear and radiation safety

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Наталья Михайловна Наумова

В статье анализируются нормы об ответственности за преступления, посягающие на ядерную и радиационную безопасность, предусмотренные ст. 215, 220, 221, 246 и 247 Уголовного кодекса Российской Федерации, на предмет их соответствия целям предупреждения. Приводится криминологическое обоснование обеспечения ядерной и радиационной безопасности уголовно-правовыми средствами. Ядерные и радиационные материалы и технологии представляют потенциальную угрозу для безопасности и здоровья людей, а также окружающей среды. Уголовно-правовые меры направлены на противодействие незаконному обращению с такими материалами, а также на установление ответственности за их неправомерное использование. Уголовно-правовые средства также направлены на предотвращение потенциальных преступлений в сфере ядерной и радиационной безопасности, на контроль и надзор за оборотом радиоактивных материалов, создание специальных международных и национальных органов, ответственных за мониторинг и регулирование безопасности в ядерной и радиационной сфере. Делается вывод о том, что законодатель и правоприменитель не в полной мере используют криминологические знания в целях обеспечения должной уголовно-правовой защищенности сферы использования атомной энергии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Наталья Михайловна Наумова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING NUCLEAR AND RADIATION SAFETY BY CRIMINAL LEGAL MEANS

The article analyzes the norms on liability for crimes infringing on nuclear and radiation safety provided for in Articles 215, 220, 221, 246 and 247 of the Criminal Code of the Russian Federation for compliance with their prevention objectives. The criminological justification of ensuring nuclear and radiation safety by criminal legal means is given. Nuclear and radiation materials and technologies pose a potential threat to human safety and health, as well as the environment. Criminal legal measures are aimed at countering the illegal handling of such materials, as well as establishing responsibility for their misuse. Criminal legal means are also aimed at preventing potential crimes in the field of nuclear and radiation safety, at controlling and supervising the circulation of radioactive materials, creating special international and national bodies responsible for monitoring and regulating safety in the nuclear and radiation sphere. It is concluded that the legislator and the law enforcement officer do not fully use criminological knowledge in order to ensure proper criminal and legal protection of the sphere of atomic energy use.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫМИ СРЕДСТВАМИ»

УДК 343.34

doi: 10.25724/VAMVD.A171

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫМИ СРЕДСТВАМИ

Наталья Михайловна Наумова

Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия, natalyaanaumova@yandex.ru

Аннотация. В статье анализируются нормы об ответственности за преступления, посягающие на ядерную и радиационную безопасность, предусмотренные ст. 215, 220, 221, 246 и 247 Уголовного кодекса Российской Федерации, на предмет их соответствия целям предупреждения. Приводится криминологическое обоснование обеспечения ядерной и радиационной безопасности уголовно-правовыми средствами. Ядерные и радиационные материалы и технологии представляют потенциальную угрозу для безопасности и здоровья людей, а также окружающей среды. Уголовно-правовые меры направлены на противодействие незаконному обращению с такими материалами, а также на установление ответственности за их неправомерное использование. Уголовно-правовые средства также направлены на предотвращение потенциальных преступлений в сфере ядерной и радиационной безопасности, на контроль и надзор за оборотом радиоактивных материалов, создание специальных международных и национальных органов, ответственных за мониторинг и регулирование безопасности в ядерной и радиационной сфере. Делается вывод о том, что законодатель и правоприменитель не в полной мере используют криминологические знания в целях обеспечения должной уголовно-правовой защищенности сферы использования атомной энергии.

Ключевые слова: ядерная безопасность, радиационная безопасность, криминологическая безопасность, общественная безопасность, унификация преступлений, посягающих на ядерную и радиационную безопасность

Для цитирования: Наумова Н. М. Обеспечение ядерной и радиационной безопасности уголовно-правовыми средствами // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2023. № 3 (66). С. 39—44. doi: 10.25724ZVAMVD.A171

ENSURING NUCLEAR AND RADIATION SAFETY

BY CRIMINAL LEGAL MEANS

Natalia Mikhailovna Naumova

Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Saint Petersburg, Russia, natalyaanaumova@yandex.ru

Abstract. The article analyzes the norms on liability for crimes infringing on nuclear and radiation safety provided for in Articles 215, 220, 221, 246 and 247 of the Criminal Code of the Russian Federation for compliance with their prevention objectives. The criminological justification of ensuring nuclear and radiation safety by criminal legal means is given. Nuclear and radiation materials and technologies pose a potential threat to human safety and health, as well as the environment. Criminal legal measures are aimed at countering the illegal handling of such materials, as well as establishing responsibility for their misuse. Criminal legal means are also aimed at preventing potential crimes in the field of nuclear and radiation safety, at controlling and supervising the circulation of radioactive materials, creating special international and national bodies responsible for monitoring and regulating safety in the nuclear and radiation sphere. It is concluded that the legislator and the law enforcement officer do not fully use criminological knowledge in order to ensure proper criminal and legal protection of the sphere of atomic energy use.

© Наумова Н. М., 2023

Keywords: nuclear safety, radiation safety, criminological safety, public safety, unification of crimes encroaching on nuclear and radiation safety

For citation: Naumova N. M. Ensuring nuclear and radiation safety by criminal legal means. Journal of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, 39—44, 2023. (In Russ.). doi: 10.25724/VAMVD.A171

Атомная энергетика сегодня — один из самых востребованных в мире способов получения энергии. Несмотря на статус самой «зеленой», она потенциально может стать причиной катастрофических последствий, причем не только для окружающей среды и ее компонентов, но и для населения. Тем не менее ядерная промышленность намного эффективнее и рентабельнее традиционных видов получения энергии, а благодаря современным научным разработкам, направленным на создание замкнутого топливного цикла на АЭС, в будущем может быть пересмотрено ее соотношение с угольной, нефтяной и другими видами отраслей в энергетическом комплексе страны, где на атомную отрасль сегодня приходится порядка 20 % общей выработки. Кроме того, это позволит разрешить проблему радиоактивных отходов1.

Как одна из наиболее технологичных, область использования мирного атома, к сожалению, подвержена и негативному воздействию криминалитета, что представляет реальную угрозу ядерной и радиационной безопасности, являющейся важной составляющей общественной безопасности страны [1]. Такие вызовы, безусловно, не могут остаться без адекватной реакции государства и его правовой системы, успешность которой зависит от качества законодательства об ответственности за посягательства на ядерную и радиационную безопасность, его целостности, логичности, совершенства. И ключевую роль здесь играют уголовно-правовые средства противодействия преступности в области использования атомной энергии [2].

Однако уже на стадии правовой регламентации появляются первые недостатки в системе обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Так, при изучении отраслевого законодательства обнаруживаются пробелы в имеющейся терминологии, выражающиеся в отсутствии законодательного определения понятия «ядерная безопасность», хотя оно является ключевым и используется наряду с радиационной безопасностью (непосредственно связанной с воздействием ионизирующего излучения на людей и окружающую среду) в нормативных правовых актах различного

1 Генерация электроэнергии // Росатом: официальный сайт. URL: https://www.rosatom.ru/production/generation/ (дата обращения 01.07.2023).

уровня, в том числе основном Федеральном законе «Об использовании атомной энергии», регламентирующем деятельность в сфере атомной энергетики2 [3]. Понимание сферы общественных отношений в области ядерной и радиационной безопасности имеет важное значение для правоохранительных органов, поскольку именно на них и будет направлено криминогенное воздействие. При решении вопроса о привлечении виновного к ответственности и установлении ее отраслевой принадлежности правоприменителю необходимо определить, на какие общественные отношения направлено посягательство, каков его характер и степень общественной опасности. Все это в конечном итоге напрямую влияет на достижение целей и задач наказания виновного, одной из которых является превентивная функция права.

Правонарушения, совершаемые в области использования атомной энергии, можно разделить на две большие группы — нарушение установленных правил и незаконное обращение ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов. В зависимости от характера и степени тяжести самого деяния и его возможных или наступивших последствий виновный подлежит дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Однако возникает вопрос: может ли вообще такая сфера, как использование атомной энергии, ввиду своей потенциальной опасности стать причиной, возможно, непоправимых последствий для экологической, экономической и общественной безопасности, вследствие как непреднамеренных, так и умышленных действий людей, из-за ряда не до конца решенных вопросов (например, об утилизации радиоактивных отходов), по причине того, что при нестабильной политической ситуации объекты атомной энергетики становятся потенциально еще более опасными, поскольку могут сами стать орудием совершения преступлений, в том числе международного характера? Мы имеем дело с той сферой общественных отношений, где каждая ошибка может стать фатальной не только для населения или окружающей среды, отдельного города или страны: при определенных обстоятельствах

2 Об использовании атомной энергии: федер. закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

последствия могут охватить весь мир. В связи с этим показателен опыт Японии, где по результатам продолжительных судебных разбирательств по факту трагедии на АЭС «Фукусима-1» топ-менеджеры компании «ТЕРСО» были признаны виновными с обязательством выплаты ущерба, оцененного в рекордные 95 млрд долларов, который вряд ли будет возмещен даже частично1.

По нашему мнению, обеспечению ядерной и радиационной безопасности может способствовать и административное и уголовное законодательство, но при условии четкого законодательного разграничения объекта и предмета правового регулирования, а также характера и степени общественной опасности деяний административно- и уголовно-правового характера, чего на данный момент, к сожалению, не наблюдается. Так, имеется конкуренция норм ч. 3 ст. 9.6 «Нарушение правил использования атомной энергии и учета ядерных материалов и радиоактивных веществ» Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ)2 и ч. 1 ст. 215 «Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики» Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ)3 по предполагаемым общественно опасным последствиям в виде возникновения угрозы жизни или здоровью людей и окружающей среде (ч. 3 ст. 9.6 КоАП РФ) или возможности наступления смерти человека или радиоактивного заражения окружающей среды (ч. 1 ст. 215 УК РФ), при том что в обеих нормах деяние в объективной стороне предполагает нарушение установленных правил в области использования атомной энергии. В такой ситуации законодатель оставляет правоприменителю решение вопроса о разграничении вида ответственности, что, в свою очередь, может нарушить принципы справедливости и равенства всех перед законом, а также стать детерминантой других правонарушений, в том числе коррупционного характера [4]. Возможным выходом из сложившейся ситуации может стать изменение административного законодательства или применение института административной преюдиции,

1 Fukushima nuclear disaster: ex-bosses of owner Tepco ordered to pay ¥13tn // The Guardian: официальный сайт. URL: https://www.theguardian.com/world/2022/jul/13/ fukushima-nuclear-disaster-ex-bosses-of-owner-tepco-ordered-to-pay-yen-13tn-tokyo-court (дата обращения: 01.07.2023).

2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня

1996 г. № 63-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

что, по нашему мнению, будет более эффективной мерой.

Ввиду своей уникальности, специфичности и очень высокой степени потенциальной опасности область использования атомной энергии должна защищаться наиболее эффективными средствами. Ненадлежащее использование достижений атомной промышленности может привести к различным негативным последствиям. Так, в результате совершения правонарушений в рассматриваемой области возможны последствия, которые не причинят вред окружающей среде, ее компонентам или человеку. В то же время подобные нарушения могут повлечь катастрофические последствия и оказать существенное воздействие на население или окружающую среду, в том числе сделать определенную территорию непригодной для обитания на долгие годы. Например, в 1957 г. произошла авария на химкомбинате «Маяк» в Челябинской области, кроме того, продолжительное время радиоактивные отходы сбрасывались в реку Теча, протекающую через несколько поселков, вследствие чего произошло заражение окружающей среды, последствия которого не устранены до сих пор, а на территории около 16 тыс. гектаров сегодня располагается закрытый Восточно-Уральский заповедник4.

Именно поэтому область общественных отношений, обладающая настолько повышенной степенью потенциальной опасности, должна защищаться самыми жесткими из возможных механизмов, которыми являются меры уголовно-правового характера. Безусловно, нормы об административной ответственности за правонарушения в области использования атомной энергии имеют право на существование. Однако когда речь идет непосредственно о ядерной и радиационной безопасности и соответствующая правовая норма в диспозиции предусматривает последствия, которые по своей степени и характеру общественной опасности соответствуют наивысшей степени, тогда и само деяние обладает уголовно-правовыми свойствами, а, следовательно, правовая норма должна быть уголовной.

Криминальное воздействие на атомную энергетику может оказываться не только в сфере обеспечения ядерной и радиационной безопасности, но и в сфере информационной, экологической, правовой, антидиверсионной и антитеррористической безопасности. Наиболее эффективными

4 Единственный в России радиоактивный заповедник // Челябинск онлайн: официальный сайт. URL: https://74.ru/ text/ecology/2021/04/29/69887963/ (дата обращения: 01.07.2023).

методами противодействия таким посягательствам являются организационно-правовые меры, лидирующее место среди которых занимают уголовно-правовые средства противодействия преступности.

Поэтому, основываясь на понимании криминологической безопасности, обозначаемой как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от преступности и являющейся одним из приоритетных направлений государственной политики по обеспечению общественной безопасности, в соответствии с Концепцией общественной безопасности в Российской Федерации 2013 г.1, обозначая уголовно-правовой механизм наиболее эффективным средством противодействия преступности в области применения атомной энергии, используя результаты проведенного в рамках исследования интервьюирования экспертов2, предлагаем следующее определение: ядерная безопасность как объект уголовно-правовой охраны и криминологической безопасности представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, обеспечивающееся регламентной работой ядерных установок, от возникновения чрезвычайных ситуаций в результате совершения преступлений, предусмотренных ст. 215 «Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики», 220 «Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами», 221 «Хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ», 246 «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ» и 247 «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» УК РФ.

В настоящий момент институт обеспечения ядерной и радиационной безопасности включает в себя ряд деяний, три из которых (ст. 215 «Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики», 220 «Незаконное обращение с ядерными

1 Концепция общественной безопасности: указ Президента РФ от 14 ноября 2013 г. № ПР-2685 // Президент России: официальный сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ news/19653 (дата обращения: 01.07.2023).

2 В 2022—2023 гг. были проинтервьюированы специалисты в области атомной энергетики: Евгений Евгеньевич Городный — специалист по функциональной безо-

пасности станций, работал на французскую компанию Electrecite de France, опыт работы 11 лет; Юрий Кириллович Петреня — директор института энергетики, доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук; Александр Анатольевич Калютик — заведующий кафедрой атомной и тепловой энергетики Института энергетики и транспортных систем, кандидат технических наук.

материалами или радиоактивными веществами», 221 «Хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ» УК РФ) расположены в главе преступлений против общественной безопасности, а еще два (ст. 246 «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ» и 247 «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» УК РФ) отнесены к экологическим преступлениям. Проведенный анализ статистических данных позволяет сделать вывод о том, что количество зарегистрированных преступлений, посягающих на ядерную и радиационную безопасность, отнесенных законодателем к преступлениям против общественной безопасности, заметно ниже аналогичного показателя экологических преступлений, совершаемых в области использования атомной энергии3.

Однако в результате анализа правоприменительной практики, по данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, из 80 изученных приговоров за период с 2000 по 2022 г. по ст. 246 «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ» и 247 «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» УК РФ ни один из них не относился к уголовному делу о преступлениях против ядерной и радиационной безопасности. Все они были связаны с незаконным обращением химических или бактериологических веществ и отходов либо с нарушением правил охраны окружающей среды, не связанных с изменениями радиоактивного фона, что, по нашему мнению, свидетельствует о чрезмерной дифференциации уголовной ответственности и наличии дублирования уголовно-правовых норм об ответственности

3 По данным ГИАЦ МВД России (форма ЕГС-1), было зарегистрировано преступлений, предусмотренных ст. 215 УК РФ: в 2010 г. — 7, 2011 г. — 4, 2012 г. — 4,

2013 г. — 1, 2014 г. — 3, 2015—2017 гг. — 0, 2018 г. — 1, 2019—2021 гг. — 0, 2022 г. — 2; преступлений, предусмотренных ст. 220 УК РФ: в 2010 г. — 8, 2011 г. — 7,

2012 г. — 12, 2013 г. — 5, 2014 г. — 1, 2015 г. — 4,

2016 г. — 6, 2017 г. — 6, 2018 г. — 2, 2019 г. — 2,

2020 г. — 6, 2021 г. — 0, 2022 г. — 8; преступлений, предусмотренных ст. 221 УК РФ: в 2010 г. — 1, 2011 г. — 1, 2012—2013 гг. — 0, 2014 г. — 3, 2015 г. — 1, 2016 г. — 1, 2017—2018 гг. — 0, 2019 г. — 1, 2020 г. — 1, 2021 г. — 0, 2022 г. — 1; преступлений, предусмотренных ст. 246 УК РФ: в 2010 г. — 7, 2011 г. — 6, 2012 г. — 8, 2013 г. — 6,

2014 г. — 27, 2015 — 27, 2016 г. — 28, 2017 г. — 45, 2018 г. — 49, 2019 — 34, 2020 г. — 57, 2021 г. — 69, 2022 г. — 66; преступлений, предусмотренных ст. 247 УК РФ: в 2010 г. — 44, 2011 г. — 39, 2012 г. — 70,

2013 г. — 56, 2014 г. — 42, 2015 г. — 54, 2016 г. — 67,

2017 г. — 155, 2018 г. — 120, 2019 г. — 116, 2020 г. — 101,

2021 г. — 82, 2022 г. — 74.

за посягательства на ядерную и радиационную безопасность в ст. 215 «Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики» и 246 «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ» УК РФ и ст. 220 «Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами» и 247 «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» УК РФ, непосредственно влияющих на процесс раскрытия и расследования преступлений ввиду разной подведомственности их составов, достоверность статистических данных, а следовательно, и на систему мер по предупреждению рассматриваемых видов преступлений.

Точность криминологических прогнозов неразрывно связана с корректностью статистических данных, чего в рассматриваемом примере нет, поскольку фабулы «экологических» преступлений, совершаемых в области использования атомной энергии, при анализе статистических данных о количестве совершенных по ст. 246 и 247 УК РФ преступлений не позволяют выделить из них и оценить реальное количество деяний, посягающих на ядерную и радиационную безопасность. Для решения этой проблемы, основываясь на схожести составов, регулировании ими однородной группы общественных отношений, общем объекте правового регулирования, его важности и особенностях, тяжести возможных общественно опасных последствий, а также действий в одной сфере — области использования атомной энергии, мы предлагаем идею унификации уголовного законодательства об ответственности за посягательства на ядерную и радиационную безопасность посредством устранения имеющихся признаков дублирования составов в части, касающейся ядерной и радиационной безопасности, путем объединения ст. 215 «Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики» и 246 «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ» УК РФ, ст. 220 «Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами» и 247 «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» УК РФ.

Кроме того, не стоит недооценивать криминологическое прогнозирование. Совершенствование процесса уголовно-правового противодействия преступности должно основываться не только на результатах правоприменительной деятельности, но и на географии преступности, криминологических прогнозах о ее динамике и формировании новых ее проявлений в результате социально-политических, экономических и других

факторов. Иными словами, вывод криминологических исследований становится началом уголовно-правовых [5]. И только использование результатов исследований по этим двум направлениям позволяет выстроить эффективную систему противодействия преступлениям, посягающим на ядерную и радиационную безопасность, начиная с законотворческой деятельности.

Ядерная и радиационная безопасность, будучи важными составляющими криминологической и общественной безопасности, являются значимыми объектами уголовно-правовой охраны. Эффективность комплекса уголовно-правовых мер, направленных на противодействие преступлениям в области использования атомной энергии, зависит прежде всего от имеющихся у правоприменителя инструментов в виде правовых норм.

Наличие криминальных угроз в любой сфере жизни общества обусловливает необходимость разработки системы мер противодействия ей. Криминальные угрозы ядерной и радиационной безопасности не являются исключением. Для достижения оптимального уровня безопасности и создания эффективного механизма противодействия преступности в области использования атомной энергии необходимо изучить ее как явление, установить состояние преступности и ее проявления. Использование криминологии и ее методов позволяет создавать и совершенствовать наиболее эффективные системы криминологического и уголовно-правового противодействия преступности, в том числе в сфере использования мирного атома.

Приведенные данные свидетельствуют о несовершенстве правового регулирования в области использования атомной энергии. Конкуренция административных и уголовно-правовых норм, наличие признаков дублирования составов преступлений, негативно влияющих на статистические данные, а следовательно, и на систему мер по предупреждению противоправных посягательств, криминальные угрозы рассматриваемой сфере, потенциальная опасность области использования атомной энергии, которая может привести к непоправимым катастрофическим последствиям для населения, окружающей среды и ее компонентов, не только ввиду умышленных криминальных угроз, но и вследствие нарушений регламентной работы ядерно-энергетического комплекса, подтверждает необходимость использования именно уголовно-правовых мер при обеспечении ядерной и радиационной безопасности.

Уголовно-правовые меры в большинстве случаев выступают последним рубежом обороны, самым

жестким методом регулирования общественных отношений, однако в нашем случае в некоторых ситуациях они являются если не единственными, то ключевыми средствами обеспечения криминологической безопасности в области использова-

ния атомной энергии, которые при должном подходе окажут непосредственное влияние не только на уголовное, но и на административное законодательство, регулирующее общественные отношения в рассматриваемой сфере.

1. Кузнецова Н. И. Глобальные проблемы современности: понятие, сущность и классификация // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2023. № 2 (98). С. 140—147.

2. Кузнецова Н. И., Шкеле М. В. Механизм причинения вреда окружающей среде как объекту уголовно-правовой охраны // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 4 (54). С. 34—39.

3. Актуальные проблемы теории экологического права / Е. Н. Абанина, А. П. Алексеева, А. П. Анисимов [и др.]. Москва: Юрлитинформ, 2019. 520 с.

4. Бавсун М. В., Николаев К. Д. Проблемы юридической оценки преступлений против общественной безопасности, «сопряженных» с убийством // Российская юстиция. 2010. № 1. С. 31—34.

5. Бабаев М. М., Пудовочкин Ю. Е. О необходимости разработки и принятия концепции развития уголовно-правовой политики // Уголовное право. 2022. № 3 (139). С. 3—16.

1. Kuznetsova N. I. Global problems of modernity: concept, essence and classification. Bulletin of the Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 140—147, 2023. (In Russ.).

2. Kuznetsova N. I., Shkele M. V. The mechanism of causing harm to the environment as an object of criminal law protection. Bulletin of the Kaliningrad branch of the Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 34—39, 2018. (In Russ.).

3. Abanina E. N., Alekseeva A. P., Anisimov A. P. (et al.) Actual problems of the theory of environmental law. Moscow: Yurlitinform; 2019: 520. (In Russ.).

4. Bavsun M. V., Nikolaev K. D. Problems of legal assessment of crimes against public safety "associated" with murder. Russian Justice, 31—34, 2010. (In Russ.).

5. Babaev M. M., Pudovochkin Yu. E. On the need to develop and adopt a concept for the development of criminal law policy. Criminal law, 3—16, 2022. (In Russ.).

Наумова Наталья Михайловна,

адъюнкт Санкт-Петербургского университета МВД России;

natalyaanaumova@yandex.ru

Naumova Natalia Mikhailovna,

associate adjunct

of the Saint Petersburg University

of the Ministry of Internal Affairs of Russia;

natalyaanaumova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 03.07.2023; одобрена после рецензирования 07.07.2023; принята к публикации 11.09.2023.

The article was submitted 03.07.2023; approved after reviewing 07.07.2023; accepted for publication 11.09.2023.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.