Научная статья на тему 'УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ЯДЕРНУЮ И РАДИАЦИОННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ'

УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ЯДЕРНУЮ И РАДИАЦИОННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
116
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АТОМНАЯ ЭНЕРГИЯ / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН / ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Наумова Наталья Михайловна

Анализируется уголовное законодательство зарубежных стран об ответственности за преступления, посягающие на ядерную и радиационную безопасность. Отмечаются отличительные особенности конструкций рассматриваемых уголовно-правовых норм в уголовном законодательстве стран различных правовых семей. Приводятся предложения по совершенствованию норм отечественного уголовного законодательства об ответственности за преступления против ядерной и радиационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL LEGISLATION OF THE FOREIGN COUNTRIES ON LIABILITY FOR CRIMES INFRINGING ON NUCLEAR AND RADIATION SAFETY

The criminal legislation of foreign countries on responsibility for crimes infringing on nuclear and radiation safety is analyzed. The distinctive features of the structures of the considered criminal law norms in the criminal legislation of countries of various legal families are noted. Proposals are given to improve the norms of domestic criminal legislation on liability for crimes against nuclear and radiation safety.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ЯДЕРНУЮ И РАДИАЦИОННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Наумова Наталья Михайловна

Уголовное законодательство зарубежных

стран об ответственности за преступления, посягающие на ядерную

и радиационную безопасность

Анализируется уголовное законодательство зарубежных стран об ответственности за преступления, посягающие на ядерную и радиационную безопасность. Отмечаются отличительные особенности конструкций рассматриваемых уголовно-правовых норм в уголовном законодательстве стран различных правовых семей. Приводятся предложения по совершенствованию норм отечественного уголовного законодательства об ответственности за преступления против ядерной и радиационной безопасности.

Ключевые слова: ядерная безопасность, радиационная безопасность, атомная энергия, уголовное законодательство зарубежных стран, преступление.

Criminal legislation of the foreign countries on liability for crimes infringing on nuclear and radiation safety

The criminal legislation of foreign countries on responsibility for crimes infringing on nuclear and radiation safety is analyzed. The distinctive features of the structures of the considered criminal law norms in the criminal legislation of countries of various legal families are noted. Proposals are given to improve the norms of domestic criminal legislation on liability for crimes against nuclear and radiation safety.

Keywords: nuclear safety, radiation safety, atomic energy, criminal legislation of foreign countries, crime.

Начало активного развития атомной отрасли поставило на первое место вопросы военного, стратегического, технического, экономического и научно-исследовательского характера. Мало кто задумывался тогда об экологической безопасности окружающей среды отдельных стран и мира в целом, о проблемах юридической ответственности за ущерб, причиненный в результате использования атомных технологий. Не существовало общепринятого механизма обращения с радиоактивными веществами и отходами. Проблемы обеспечения экологической безопасности, в том числе правовыми средствами, не только на внутригосударственном, но и на международном уровне выходят на первый план лишь после целого ряда катастроф: Уиндскейл (Великобритания) 1957 г., Три-Майл-Айленд (США) 1979 г., Чернобыльская АЭС (СССР) 1986 г. Атомная энергетика является той сферой, которая требует регулирования на международном уровне. Основу соответствующего международно-правового института должен составить положительный опыт стран-лидеров отрасли.

В настоящее время ядерно-энергетическая отрасль активно развивается, соответственно, увеличивается объем отходов. После случаев

отравления естественных водоемов вследствие сброса радиоактивных отходов (р. Теча, р. Енисей, р. Самуська, Ирландское море, р. Колумбия) [1, с. 53-59; 2; 3] в отдельных государствах законодательное закрепление получило действие лицензий по эксплуатации АЭС на основе доказательств безопасного захоронения ядерных отходов. Так, в Закон об атомной энергии Швейцарии в 1979 г. были внесены соответствующие изменения [4].

Значительную роль в раскрытии и расследовании преступлений, связанных с оборотом радиоактивных веществ, играет Интерпол. В 1990-х гг. проводились тщательные проверки по «ядерным досье». За 1994 г. 3 таких досье были созданы по запросам МВД России, 4 - о несуществующей «красной ртути», 11 - о проверке организаций, 6 - о проверке возможных контрабандных хищений конкретными лицами; от Германии поступило 18 запросов; со стороны Чехии - 4; от Италии - 2; от Польши, Румынии, Латвии и Эстонии - по 1. За 1995 г. в ЦБ Интерпола по тому же поводу было заведено 4 досье по запросам Венгрии, Германии, Исландии и Словакии.

Проблема незаконного рынка радиоактивных веществ существовала не только в России, пережившей распад Советского Союза [5]. Так,

21

в Германии за 1991 г. удалось перехватить 41 партию радиоактивных материалов, в 1992 г. -157, а в 1994 г. их было зафиксировано 267. В 1993 г. была перехвачена партия обогащенного урана весом 6 кг, установлено, кем, кому и каким путем она переправлялась. «Товар» похитили в Ташкенте, переправили в Грозный, далее передали в азербайджанский Нахичевань и затем в Турцию. Как выяснилось, торговлей занималась чеченская мафия, получившая доступ к казахскому урану, предназначавшемуся для США. Зимой 1994 г. в Праге с контрабандным плутонием были задержаны чешский физик-ядерщик, а также подозреваемые из Минска и из Обнинска, четвертым задержанным оказался сотрудник полиции, арестованный в Баварии, где в марте 1995 г. был обнаружен уран того же образца [6].

сообщения о незаконном обороте радиоактивных веществ поступают и в настоящее время. В июле 2019 г. в турецком Болу местное управление безопасности по борьбе с контрабандой и организованной преступностью в рамках спецоперации провело обыск автомобиля, в ходе которого было изъято 18,1 г радиоактивного калифорния, используемого в работе атомных станций и для изготовления боеголовок ядерного оружия, рыночная стоимость которого оценивалась примерно в 72 млн долл. В отношении пяти подозреваемых было возбуждено уголовное дело [7].

Как видим, проблема незаконного оборота радиоактивных материалов не ограничивается временными, территориальными или национальными рамками, а значит, и ее решение должно осуществляться международными и уголовно-правовыми средствами.

Для определения места отечественной правовой системы в контексте мировых тенденций обратимся к сравнительно-правовому анализу уголовного законодательства об ответственности за преступления, посягающие на ядерную и радиационную безопасность, нескольких стран различных правовых семей.

В законодательстве Великобритании уголовно-правовые нормы об ответственности за преступления, совершаемые в сфере использования атомной энергии, закреплены в Законе об атомной энергии 1946 г. и содержат такой состав, как раскрытие любой информации, полученной в порядке осуществления полномочий в соответствии с законом, без необходимого согласования [8]. Закон о радиоактивных веществах 1948 г. устанавливает уголовную ответственность за нарушение правил безопасности при работе с радиоактивными веществами, за умышленное воспрепятствование деятельности уполномоченного лица, а также за раскрытие коммерческой тайны, ставшей известной в результате осуществления полномочий, или информации о производственном

процессе [9]. С 2006 г. Законом о терроризме была установлена уголовная ответственность за изготовление, владение, злоупотребление радиоактивными устройствами и материалами для использования их в террористических целях, а также за использование и повреждение ядерного объекта, вторжение на него и подготовку террористического акта [10]. Субъектами указанных преступлений являются физические и юридические лица, а также должностные лица корпоративного органа. К ним могут быть применены наказания в виде штрафа в размере до 500 фунтов, каторжного (до 5 лет) или тюремного (до 2 лет) заключения; суд также может назначить конфискацию имущества.

Законодательство США также содержит уголовно-правовые нормы об ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом радиоактивных отходов. В соответствии с Законом об атомной энергии 1954 г. уголовно наказуемым является нарушение стандартов и инструкций, указанных в ст. 161 и регулирующих владение и использование ядерных материалов. Должностные лица подлежат уголовной ответственности за умышленное нарушение положений Закона, которое повлекло или могло повлечь значительное ухудшение базового компонента объекта утилизации. Часть «с» ст. 223 Закона устанавливает уголовную ответственность за умышленное нарушение положений о ядерной безопасности, которое влечет или может повлечь ядерный инцидент. Ст. 222 Закона содержит уголовно-правовой запрет на вступление в сговор с целью умышленного нарушения или попытки такого нарушения положений Закона по транспортировке ядерных материалов, а также на незаконное вмешательство или попытку вмешательства в деятельность государственных органов во время введения военного или чрезвычайного положения, а также на сознательное участие в разработке, производстве, передаче, приобретении, получении, владении, импорте, экспорте, использовании или угрозе применения любого атомного оружия. Уголовной ответственности подлежит лицо, участвующее в сговоре по использованию, попытке использования или угрозе применения любого атомного оружия. Наказанием за совершение указанных преступлений, согласно уголовному законодательству США, является штраф в размере до 2 млн долл. и тюремное заключение, вплоть до пожизненного. Положения Закона допускают применение как обоих видов наказаний, так и одного из них [11].

В Уголовном кодексе Германии составы преступлений, совершаемых в сфере использования внутренней энергии атомных ядер, отнесены к двум разделам. К первому разделу «Общеопасные преступные деяния» относится производство взрыва при использовании

ядерной энергии, угрожающего физической целостности или жизни другого человека или целостности имущества; злоупотребление ионизирующим излучением с намерением причинения вреда здоровью других лиц либо ухудшения потребительских свойств чужого имущества, долговременного ухудшения состояния водоемов, воздуха или почвы, а также причинения вреда животным и растениям; подготовка преступления посредством взрыва или облучения, изготовления ядерного топлива, радиоактивных материалов и других приспособлений, их хранения, приобретения и передачи; нарушение административно-правовых обязанностей, повлекшее высвобождение ионизирующего излучения или ядерное расщепление, которые могут причинить вред физической целостности или жизни другого человека, целостности имущества или существенный вред животным, растениям, воздуху, почве и водоемам; допущение брака при изготовлении ядерной технической установки, создающее опасность для физической целостности или жизни другого человека, целостности имущества.

Во второй раздел «Экологические преступные деяния» включены преступления, предусматривающие ответственность за неразрешенное обращение с отходами, являющимися радиоактивными или пригодными для длительного загрязнения водоемов, почвы и воздуха или создания угрозы поголовью животных или популяции растений, в том числе их несдачу в нарушение административно-правовой обязанности или незаконное перемещение внутри и за пределы ФРГ; неразрешенную эксплуатацию ядерно-технической установки или ее части (трубопровод для транспортировки опасных для водных ресурсов веществ, установки по утилизации отходов, очищению сточных вод); неразрешенную эксплуатацию на территории другого государства - участника Европейского Союза установки, которая использует или хранит опасные вещества или смеси, способные причинить вред физической целостности или жизни другого человека или существенный вред животным, растениям, водоемам, воздуху или почве; неразрешенное обращение посредством изготовления,хранения,транспортировки, обработки, использования в производстве или ввоза (вывоза) с радиоактивными материалами и иными опасными веществами и грузом, которые могут причинить смерть или тяжкий вред здоровью, существенный вред животным или растениям, водоемам, воздуху или почве; нарушение обязанности по сдаче ядерного топлива или его передачу неуполномоченному лицу; производство ядерного взрыва, склонение другого лица к такому действию (способствование другому лицу); складирование, обработку и использование радиоактивных

материалов или опасных веществ в нарушение административно-правовой обязанности. Уголовный кодекс Германии по рассматриваемым преступлениям предусматривает всего два вида наказаний - штраф и лишение свободы, вплоть до пожизненного заключения. При этом выделяются неосторожные преступления и покушение на преступление. Отличительной чертой приведенных составов преступлений являются прямо указанные в диспозиции статьи общественно опасные последствия преступлений с материальным составом, среди которых: причинение либо угроза причинения физического вреда имуществу, здоровью другого человека или смерти, причинение существенного вреда животным или растениям, водоемам, воздуху или почве [12].

В Уголовном кодексе Польши преступления, совершаемые в сфере использования атомной энергии, отнесены к двум главам. Глава XX «Преступления против всеобщей безопасности» содержит такие составы преступлений, как приведение к катастрофе посредством быстрого освобождения ядерной энергии или ионизирующего излучения; незаконный оборот радиоактивных материалов и устройств ионизирующего излучения. В соответствии с гл. XXII УК Польши к преступлениям против окружающей среды относятся неадекватное обращение с устройствами ионизирующего излучения в виде их перевозки, складирования или выбрасывания, если это угрожает жизни и здоровью человека, флоре и фауне [13]. С 2000 г., согласно официальной статистике, по данному составу было возбуждено 51 уголовное дело и выявлено 24 преступления. Уголовной ответственности подлежат лица, виновные в невыполнении обязанностей по охране окружающей среды от радиоактивного или ионизирующего излучения. По данной статье за тот же период было возбуждено 378 уголовных дел и выявлено 219 преступлений [14]. За рассмотренные преступления могут быть назначены такие наказания, как штраф, ограничение свободы или лишение свободы сроком до 12 лет, выделяются также неумышленные деяния с более мягкой санкцией.

В Уголовном кодексе Китайской Народной Республики преступления, совершаемые в области использования атомной энергии, составляют три главы. К «Преступлениям против общественного порядка» относятся: незаконная купля-продажа и транспортировка ядерных веществ, создающих угрозу общественной безопасности (если деяние совершено организацией, она подвергается штрафу, а ответственные должностные лица наказываются по ч. 1 соответствующей статьи); несоблюдение правил обращения радиоактивных веществ, которое привело к серьезным последствиям. Преступлением, связанным с нарушением экономи-

23

ческого порядка социалистического рынка, является контрабанда ядерных материалов. В главе «Преступления против порядка управления и общественного порядка» уголовная ответственность установлена за незаконное размещение, хранение или выброс в землю, воду или атмосферу радиоактивных загрязняющих веществ, если это привело к серьезной экологической катастрофе, причинив значительный ущерб государственному или частному имуществу либо жизни и здоровью людей. Вид и размер наказания за совершение преступлений в соответствии с Уголовным кодексом КНР зависит от тяжести общественно опасных последствий и наличия отягчающих обстоятельств. За указанные преступления могут быть назначены: штраф, конфискация имущества, краткосрочный арест, лишение свободы, в том числе бессрочное, смертная казнь [15].

Анализ зарубежного уголовного законодательства, регулирующего использование атомной энергии в части установления уголовной ответственности за преступления, посягающие на ядерную и радиационную безопасность, позволяет сделать следующие выводы.

1. Исследование зарубежного опыта и практики применения норм международного права дает возможность унифицировать подходы к противодействию преступности, устранить недостатки, выработать единое понимание сути решения одних и тех же задач, стоящих перед разными странами. Следует отметить тенденцию унификации подходов к описанию признаков деяний, нарушающих ядерную и радиационную безопасность, а также их общественно опасных последствий (путем использования формулировок «если это деяние повлекло или могло повлечь вред здоро-

1. Живов А.А. Радионуклидное загрязнение пресных водных объектов вследствие сбросов радиоактивных отходов и радиационных аварий // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2014. № 1(20).

2. URL: https://zen.yandex.ru/media/mir_v_ ego_mnogoobrazii/opasnoe-irlandskoe-more-voennaia-svalka-zamedlennogo-deistviia-velikobritanii-60d33952fe04dc40bb9a1cb0 (дата обращения: 24.02.2022).

3. URL: https://usapress.net/proisshestviya/ 446-ekologicheskoe-bedstvie-na-reke-kolumbiya-grozit-stat-amerikanskoj-fukusimoj (дата обращения: 26.02.2022).

4. URL:https://aboutswiss.ch/polls/skolko-energii-poluchaet-shveytsariya-ot-svoikh-5-atomnykh-stantsiy/(дата обращения: 25.02.2022).

5. URL: https://www.kommersant.ru/doc/172497 (дата обращения: 24.02.2022).

вью или смерть человека», «нанести ущерб флоре и фауне»).

2. В отечественной уголовно-правовой системе необходимо учитывать положительный опыт законодательной практики иностранных государств в части установления правовых норм об ответственности за преступления против ядерной и радиационной безопасности и конкретизации признаков объективной стороны, а также материальных последствий таких преступлений. Считаем, в частности, необходимым конкретизацию перечня общественно опасных последствий преступных деяний в рассматриваемой сфере посредством уточнения общей формулировки «причинение вреда окружающей среде» и дополнения словами «причинение вреда водоемам, почве и воздуху или создание угрозы поголовью животных или популяции растений» в ст. 215, 246 и 247 УК РФ.

3. В целом сравнительный анализ уголовного законодательства зарубежных стран показывает достаточно высокую проработанность механизма уголовно-правовой охраны ядерной и радиационной безопасности России. Вместе с тем анализ зарубежного опыта, в частности развитость уголовного законодательства Германии, а также схожесть законодательства стран, относящихся к одной континенталь-но-правовой семье, позволяют говорить о возможности усовершенствования аналогичных норм отечественного уголовного законодательства. Объективно редкое применение на практике и тот факт, что не все уголовные дела по рассматриваемым составам имеют логическое завершение, отнюдь не делает такие нормы «мертвыми» или малозначимыми, а напротив, подтверждает их уникальность и важность в силу специфики и значимости объекта уголовно-правовой охраны.

1. Zhivov A.A. Radionuclide contamination of fresh water bodies due to discharges of radioactive waste and radiation accidents // Scientific and educational problems of civil protection. 2014. No. 1(20).

2. URL: https://zen.yandex.ru/media/mir_v_ ego_mnogoobrazii/opasnoe-irlandskoe-more-voennaia-svalka-zamedlennogo-deistviia-velikobritanii-60d33952fe04dc40bb9a1cb0 (date of access: 24.02.2022).

3. URL: https://usapress.net/proisshestviya/ 446-ekologicheskoe-bedstvie-na-reke-kolumbiya-grozit-stat-amerikanskoj-fukusimoj (date of access: 26.02.2022).

4. URL: https://aboutswiss.ch/polls/skolko-energii-poluchaet-shveytsariya-ot-svoikh-5-atomnykh-stantsiy/ (date of access: 25.02.2022).

5. URL: https://www.kommersant.ru/doc/172497 (date of access: 24.02.2022).

24

6. URL: https://Www.kommersant.ru/doc/244923 (дата обращения: 23.02.2022).

7. URL:https://www.rbc.ru/society/06/07/201 9/5d20b0c79a79474ce4872651 (дата обращения: 22.02.2022).

8. Atomic Energy Act 1946 [Электронный ресурс]. URL: https://www.legislation.gov.uk/ ukpga/Geo6/9-10/80/contents (дата обращения: 23.02.2022).

9. Radioactive Substances Act 1948 [Электронный ресурс]. URL: https://www.legislation. gov. uk/ukpga/Geo6/11-12/37/section/15 (дата обращения: 24.02.2022).

10. Terrorism Act 2006 [Electronic resource]. URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/2006/11/ contents (дата обращения: 22.02.2022).

11. U.S. Atomic Energy Act 1946 [Электронный ресурс]. URL: https://www.atomicarchive. com/resources/documents/deterrence/atomic-energy-act.html (дата обращения: 23.02.2022).

12. German Criminal Code [Электронный ресурс]. URL: https://www.gesetze-im-internet. de/englisch_stgb/englisch_stgb.html (дата обращения: 23.02.2022).

13. Уголовный кодекс Польши от 6 июня 1997 г. [Электронный ресурс]. URL: https:// arslege.pl/kodeks-karny/k1/s198/ (дата обращения: 23.02.2022).

14. URL: https://statystyka.policja.pl (дата обращения: 22.02.2022).

15. Уголовный кодекс КНР от 14 марта 1997 г. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.lawinfochina.com (дата обращения: 23.02.2022).

6. URL: https://www.kommersant.ru/doc/244923 (date of access: 23.02.2022).

7. URL: https://www.rbc.ru/society/06/07/201 9/5d20b0c79a79474ce4872651 (date of access: 22.02.2022).

8. Atomic Energy Act 1946 [Electronic resource]. URL: https://www.legislation.gov.uk/ ukpga/Geo6/9-10/80/contents (date of access: 23.02.2022).

9. Radioactive Substances Act 1948 [Electronic resource]. URL: https://www.legislation.gov.uk/ ukpga/Geo6/11-12/37/section/15 (date of access: 24.02.2022).

10. Terrorism Act 2006 [Electronic resource]. URL: https://www. legislation. gov. uk/ukpga/2006/11/ contents (date of access: 22.02.2022).

11. U.S. Atomic Energy Act 1946 [Electronic resource]. URL: https://www.atomicarchive.com/ resources/documents/deterrence/atomic-energy-act.html (date of access: 23.02.2022).

12. German Criminal Code. [Electronic resource]. URL: https://www.gesetze-im-internet. de/englisch_stgb/englisch_stgb.html (date of access: 23.02.2022).

13. Criminal Code of Poland of 06 June 1997 [Electronic resource]. URL: https://arslege. pl/kodeks-karny/k1/s198/ (date of access: 24.02.2022).

14. URL: https://statystyka.policja.pl (date of access: 22.02.2022).

15. PRC Criminal Code of March 14, 1997 [Electronic resource]. URL: https://www. lawinfochina.com (date of access: 23.02.2022).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Наумова Наталья Михайловна, адъюнкт Санкт-Петербургского университета МВД России; e-mail: natalyaanaumova@yandex.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

N.M. Naumova, Adjunct of the St. Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: natalyaanaumova@yandex.ru

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.