Научная статья на тему 'УНИФИКАЦИЯ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА ЯДЕРНУЮ И РАДИАЦИОННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ'

УНИФИКАЦИЯ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА ЯДЕРНУЮ И РАДИАЦИОННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АТОМНАЯ ЭНЕРГИЯ / УНИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Наумова Наталья Михайловна

В статье анализируется институт преступлений, посягающих на ядерную и радиационную безопасность. Обозначаются недостатки систематизации указанных норм в российском законодательстве, наличие их дублирования. Приводятся предложения по совершенствованию системы российского уголовного законодательства в рамках института уголовной ответственности за посягательства на ядерную и радиационную безопасность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Наумова Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIFICATION OF THE ELEMENTS OF CRIMES PROVIDING FOR LIABILITY FOR ENCROACHMENTS ON NUCLEAR AND RADIATION SAFETY IN RUSSIAN CRIMINAL LEGISLATION

The article analyzes the institution of crimes that infringe on nuclear and radiation safety. The shortcomings of the systematization of these norms in the system of Russian legislation, the presence of their duplication are indicated. Proposals to improve the system of Russian criminal legislation within the framework of the institute of criminal responsibility for encroachments on nuclear and radiation safety are made

Текст научной работы на тему «УНИФИКАЦИЯ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА ЯДЕРНУЮ И РАДИАЦИОННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ»

Наумова Наталья Михайловна

Унификация составов преступлений, предусматривающих ответственность за посягательства на ядерную и радиационную безопасность в российском уголовном законодательстве

В статье анализируется институт преступлений, посягающих на ядерную и радиационную безопасность. Обозначаются недостатки систематизации указанных норм в российском законодательстве, наличие их дублирования. Приводятся предложения по совершенствованию системы российского уголовного законодательства в рамках института уголовной ответственности за посягательства на ядерную и радиационную безопасность.

Ключевые слова: общественная безопасность, ядерная безопасность, радиационная безопасность, атомная энергия, унификация преступлений.

Unification of the elements of crimes providing for liability for encroachments on nuclear and radiation safety in Russian criminal legislation

The article analyzes the institution of crimes that infringe on nuclear and radiation safety. The shortcomings of the systematization of these norms in the system of Russian legislation, the presence of their duplication are indicated. Proposals to improve the system of Russian criminal legislation within the framework of the institute of criminal responsibility for encroachments on nuclear and radiation safety are made.

Key words: public safety, nuclear safety, radiation safety, nuclear energy, unification of crimes.

Институт уголовно-правовой охраны ядерной и радиационной безопасности включает пять норм, три из которых (ст. 215, 220 и 221 УК РФ) находятся в гл. 24 «Преступления против общественной безопасности», две (ст. 246 и 247 УК РФ) - отнесены законодателем к гл. 26 «Экологические преступления» [1]. При этом наблюдается некоторое сходство между ст. 215 и 246, а также ст. 220 и 247 УК РФ, что, по нашему мнению, является излишней дифференциацией ответственности за посягательства, совершаемые в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Кроме того, указанный подход, вероятно, приводит к некорректному отображению статистических данных. Так, согласно форме федерального статистического наблюдения № 1-ЕГС «Единый отчет о преступности», составленной ГИАЦ МВД России, с 2018 по 2021 г. по ст. 215 и 220 УК РФ было выявлено 11 совершенных преступлений (1 и 10 соответственно), в то время как по ст. 246 и 247 УК РФ было зарегистрировано 628 деяний (209 и 419 соответственно) [2]. Наличие в УК РФ дублирующих составов преступлений негативно

влияет и на деятельность правоприменителя при решении вопроса об отнесении содеянного к той или иной главе УК РФ в процессе квалификации преступления. Изложенное подтверждает целесообразность унификации составов преступлений, посягающих на ядерную и радиационную безопасность, в системе российского уголовного законодательства.

Часть 1 ст. 215 УК РФ «Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики» предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики, если оно могло повлечь смерть человека или радиоактивное заражение окружающей среды. Основной состав ст. 246 УК РФ «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ» признает уголовно наказуемым нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение

40

радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия. Как видно, все альтернативные деяния объективной стороны ст. 246 УК РФ можно отнести к преступлениям, посягающим на ядерную и радиационную безопасность. Кроме того, те же деяния полностью совпадают с объективной стороной основного состава ст. 215 УК РФ. Отличительная особенность ст. 246 УК РФ - наличие спец. субъекта, что не является препятствием к объединению указанных составов в рамках ст. 215 УК РФ путем включения спец. субъекта в качестве квалифицирующего признака основного состава.

В ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» [3] (основного нормативного акта, регулирующего рассматриваемую сферу) содержится перечень видов деятельности, на которые распространяется действие закона, а именно: размещение, проектирование, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации. На основании изложенного считаем целесообразным включение действий «сооружение» и «вывод из эксплуатации» в качестве новых альтернативных признаков объективной стороны ст. 215 УК РФ, что обеспечит согласованность уголовного и профильного законодательства.

Сходство между рассматриваемыми нормами прослеживается и при анализе их общественно опасных последствий. Так, ч. 1 ст. 215 УК РФ предусматривает возможность наступления смерти человека или радиоактивного заражения окружающей среды, а диспозиция ст. 246 УК РФ содержит такие общественно опасные последствия, как существенное изменение радиоактивного фона (являющееся радиоактивным заражением), причинение вреда здоровью человека, массовая гибель животных (что может являться следствием радиоактивного заражения) либо иные тяжкие последствия. На основе проведенного исследования считаем необходимым включить положения ст. 246 УК РФ в части, касающейся посягательств на ядерную и радиационную безопасность, а также спец. субъекта, в ст. 215 УК РФ, изложив последнюю в новой редакции с учетом положений ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».

Помимо рассмотренных, есть еще одна пара аналогично схожих норм. Статьи 220 и 247 УК РФ устанавливают уголовную ответственность за незаконное обращение с ядерными материалами, радиоактивными веществами и отходами. Так, основной состав ст. 220 УК РФ криминализует незаконное совершение одно-

го из следующих альтернативных действий: приобретение, хранение, использование, передача или разрушение предмета преступления - ядерных материалов или радиоактивных веществ. В то же время ст. 247 УК РФ признает уголовно наказуемыми: производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировку, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных веществ и отходов, совершенные с нарушением установленных правил, что по сути является их незаконным совершением и подпадает под понятие «незаконное обращение», совпадая с диспозицией основного состава ст. 220 УК РФ. В связи с этим считаем возможным объединение основного состава ст. 247 УК РФ в части, касающейся обеспечения ядерной и радиационной безопасности, с одновременным включением в диспозицию ч. 1 ст. 220 УК РФ следующих альтернативных действий: производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, захоронение, иное обращение ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов, а также радиоактивных отходов -в качестве предмета преступления. Помимо этого, необходимо заменить слово «транспортировка» на «транспортирование», применяемое в ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии». Кроме того, в соответствующем постановлении Пленума Верховного Суда РФ необходимо разъяснить, какие деяния, не вошедшие в диспозицию нормы, могут подпадать под формулировку «иное обращение ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов».

Квалифицированный состав ст. 220 УК РФ предполагает совершение деяний, предусмотренных ч. 1 указанной нормы, повлекших по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Используемая законодателем конструкция «иные тяжкие последствия» является оценочным признаком, требующим толкования в рамках постановления Пленума Верховного Суда РФ. Относительно рассматриваемых норм такие разъяснения представлены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» [4], п. 5 которого определяет «иные тяжкие последствия» в рамках ст. 246 УК РФ как такое ухудшение качества окружающей среды и ее компонентов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых затрат, уничтожение объектов растительного мира, повлекшее

41

существенное сокращение численности (биомассы), а также деградацию земель. При этом массовой гибелью (заболеванием) считается превышение среднестатистического уровня гибели (заболевания) животных в три раза и более. Поскольку ст. 246 УК РФ расположена в гл. 26 «Экологические преступления», указанные последствия имеют направленность исключительно на экологическую безопасность.

В то же время квалифицированный состав ст. 247 УК РФ учитывает больший круг общественно опасных последствий деяний основного состава, среди которых: загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовая гибель животных, а равно совершение указанных деяний в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. В указанных признаках прослеживаются сходства с перечисленными в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», что позволяет обобщить их формулировкой «иные тяжкие последствия». Это, в свою очередь, дает возможность включения признаков квалифицированного состава ст. 247 УК РФ в части, касающейся обеспечения ядерной и радиационной безопасности, с формулировкой «повлекшие по неосторожности смерть человека» в ч. 2 ст. 220 УК РФ, а «иные тяжкие последствия» - в ч. 3 ст. 220 УК РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 220 УК РФ уголовная ответственность наступает за совершение деяний, указанных в ч. 1 и 2 данной нормы, если это повлекло по неосторожности смерть двух и более лиц. Особо квалифицированный состав ст. 247 УК РФ содержит такие общественно опасные последствия, как причинение по неосторожности смерти одного лица или массовое заболевание людей, которые также соответствуют «иным тяжким последствиям», а следовательно, могут быть заменены на них в тексте уголовного закона с одновременным включением в постановление Пленума Верховного Суда РФ необходимых разъяснений относительно «иных тяжких последствий».

Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на некоторые незначительные отличия, в целях устранения имеющегося дублирования норм считаем необходимым объединение признаков особо квалифицированных составов ст. 220 и 247 УК РФ в части, касающейся ядерной и радиационной безопасности, в рамках ч. 3 ст. 220 УК РФ с установлением таких обще-

ственно опасных последствий, как «повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц или иные тяжкие последствия».

Наличие дублирующих норм в сфере уголовно-правового регулирования обеспечения ядерной и радиационной безопасности прослеживается также в санкциях рассматриваемых деяний, отражающих степень и характер их общественной опасности. Так, санкция ст. 246 УК РФ устанавливает наказание в виде лишения свободы сроком до 5 лет, в чем полностью соответствует наказанию за совершение преступления в соответствии с ч. 2 ст. 215 УК РФ, что относит обе нормы к преступлениям средней тяжести. Ввиду наличия спец. субъекта ст. 246 УК РФ в части, касающейся обеспечения ядерной и радиационной безопасности, может быть включена в конструкцию ст. 215 УК РФ в виде самостоятельной части с сохранением установленной санкции. Основные составы ст. 220 и 247 УК РФ предусматривают схожее наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет, являясь преступлениями небольшой тяжести. Квалифицированные составы данных норм также аналогичны по санкциям, относятся к преступлениям средней тяжести и устанавливают наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет. В связи с этим возможно устранение имеющегося дублирования норм путем включения положений ч. 1 и 2 ст. 247 УК РФ в части, касающейся ядерной и радиационной безопасности, в конструкцию ст. 220 УК РФ (ч. 1 и 2 соответственно). Единственным отличием в наказаниях за незаконный оборот ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов является установленный для особо квалифицированных составов ст. 220 и 247 УК РФ срок наказания в виде лишения свободы (до 7 и 8 лет соответственно), но поскольку, несмотря на это, категория, к которой относятся обе нормы, остается прежней (преступления средней тяжести), данная особенность не является препятствием к объединению особо квалифицированных составов рассматриваемых преступлений в рамках гл. 24 «Преступления против общественной безопасности» с установлением максимального наказания по ч. 3 ст. 220 УК РФ в виде 8 лет лишения свободы.

Помимо этого, считаем возможным применение института освобождения от уголовной ответственности (по аналогии с зарубежным законодательством) в связи с добровольным отказом для новой редакции ч. 1 ст. 220 УК РФ с целью расширения инструментов профилактического воздействия на преступность в си-

42

стеме обеспечения ядерной и радиационной безопасности, что, с учетом специфики предметов и объектов преступных посягательств, окажет положительное влияние на общественную безопасность в целом.

Таким образом, используя новый подход к институту обеспечения ядерной и радиационной безопасности, в целях унификации, устранения дублирования норм, а также исключения вероятных ошибок в деятельности правоохранительных органов при квалификации, раскрытии и расследовании преступлений, посягающих на ядерную и радиационную безопасность, считаем необходимым положения ст. 246 и 247 УК РФ в

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № бЗ-ФЗ (ред. от 29 дек. 2022 г.). Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс» (дата обращения: 30.01.2023).

2. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - декабрь с 2018 по 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: Ьирз://мвд.рф/гврог(з?узс lid=ldhwu8t3n 1881818212 (дата обращения: 30.01.2023).

3. Об использовании атомной энергии: фе-дер. закон от 21 нояб. 1995 г. № 170-ФЗ (ред. от 28 июня 2022 г.). Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс» (дата обращения: 30.01.2023).

4. О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 окт. 2012 г. № 21 (ред. от 15 дек. 2022 г.). Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс» (дата обращения: 30.01.2023).

части, касающейся обеспечения ядерной и радиационной безопасности, перенести в структуру ст. 215 и 220 УК РФ соответственно, учитывая положения ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии». Помимо этого, в рамках постановления Пленума Верховного Суда РФ необходимо разъяснить, какие деяния, кроме указанных в ст. 220 УК РФ, подпадают под формулировку «иное обращение ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов», а также какие общественно опасные последствия (применительно к новой редакции ст. 220 УК РФ) могут быть признаны «иными тяжкими последствиями».

1. Criminal Code of the Russian Federation d.d. June 13, 1996 № 63-FL (as amended on Dec. 29,2022). Access from reference legal system "ConsultantPlus" (date of access: 30.01.2023).

2. Brief description of the state of crime in the Russian Federation for January - December from 2018 to 2021 [Web resource]. URL: https://Med. p^/re ports ?ysclid=ldh wu8t3n1881818212 (date of access: 30.01.2023).

3. On the Use of Atomic Energy: fed. law d.d. Nov. 21, 1995 № 170-FL (as amended onJune 28, 2022). Access from reference legal system "ConsultantPlus" (date of access: 30.01.2023).

4. On the application by courts of legislation on liability for violations in the field of environmental protection and nature management: resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation d.d. Oct. 18, 2012 № 21 (as amended on Dec. 15, 2022). Access from reference legal system "ConsultantPlus" (date of access: 30.01.2023).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Наумова Наталья Михайловна, адъюнкт Санкт-Петербургского университета МВД России; e-mail: natalyaanaumova@yandex.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

N.M. Naumova, Adjunct of the St. Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: natalyaanaumova@yandex.ru

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.