Научная статья на тему 'Обеспечение визуальной скрытности разведывательных беспилотных летательных аппаратов нижнего эшелона от летательных средств верхнего эшелона в условиях гомогенного и гетерогенного загрязнения атмосферы аэрозолем'

Обеспечение визуальной скрытности разведывательных беспилотных летательных аппаратов нижнего эшелона от летательных средств верхнего эшелона в условиях гомогенного и гетерогенного загрязнения атмосферы аэрозолем Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
264
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / АТМОСФЕРА / ВИЗУАЛЬНАЯ СКРЫТНОСТЬ / АЭРОЗОЛЬ / ИЗОБРАЖЕНИЕ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Абдулов Рауф Нусрат Оглу, Абдуллаев Новруз Алмамед Оглу, Асадов Хикмет Гамид Оглу

Говоря о скрытности летательных объектов необходимо учесть функциональную инверсию таких свойств как «наблюдаемость» и «скрытность». При этом свойство наблюдаемости объектов подразумевает совместный анализ свойств как самого наблюдаемого объекта так и наблюдателя. Показано, что скрытность, летательных аппаратов можно классифицировать следующим образом: естественная скрытность, обеспечиваемая облаками, дымкой, аэрозолем и др. метеофакторами; искусственная скрытость, обеспечиваемая путем использования различных технологий (нанесение на поверхность летательного объекта светящихся материалов или модулируемых светоизлучателей). Наиболее широко применяемым метеорологическим фактором, обеспечивающим скрытность является аэрозольные завесы, создаваемые путем генерирования аэрозольных облаков на определенной высоте атмосферы. При этом имеется в виду аэрозоль в различных его проявлениях, начиная от мелкодисперсного аэрозоля до частиц гигантских размеров, достигающих десятки микрометров. Важнейшей задачей обнаружения и идентификации различных воздушных и наземных объектов является устранение или компенсация влияния атмосферного аэрозоля, которое заключается как в искажении цветности, так и уменьшении отношения сигнал/шум. Рассмотрены вопросы обеспечения скрытности разведывательных беспилотных летательных аппаратов нижнего эшелона от летательных средств верхнего эшелона в условиях однородного и не однородного загрязнения атмосферы аэрозолем. Сформулирована и решена задача обеспечения визуальной скрытности беспилотных летательных аппаратов низкого эшелона от летательного аппарата верхнего эшелона в указанных условиях. Получены условия обеспечения визуальной скрытности беспилотных летательных аппаратов низкого эшелона от летательных аппаратов верхнего эшелона при однородном и неоднородном загрязнении атмосферы аэрозолем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Абдулов Рауф Нусрат Оглу, Абдуллаев Новруз Алмамед Оглу, Асадов Хикмет Гамид Оглу

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение визуальной скрытности разведывательных беспилотных летательных аппаратов нижнего эшелона от летательных средств верхнего эшелона в условиях гомогенного и гетерогенного загрязнения атмосферы аэрозолем»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ СКРЫТНОСТИ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ НИЖНЕГО ЭШЕЛОНА ОТ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ВЕРХНЕГО ЭШЕЛОНА В УСЛОВИЯХ ГОМОГЕННОГО И ГЕТЕРОГЕННОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ АЭРОЗОЛЕМ

Абдулов Рауф Нусрат оглу,

к.т.н., научно-исследовательский институт Министерства оборонной промышленности Азербайджанской Республики, г. Баку, Азербайджан, asadzade@rambler.ru

Абдуллаев Новруз Алмамед оглу,

к.т.н., научно-исследовательский институт Министерства оборонной промышленности Азербайджанской Республики, г. Баку, Азербайджан, asadzade@rambler.ru

Асадов Хикмет Гамид оглу,

профессор, научно-исследовательский институт Аэрокосмической информатики, г. Баку, Азербайджан, asadzade@rambler.ru

АННОТАЦИЯ

Говоря о скрытности летательных объектов необходимо учесть функциональную инверсию таких свойств как «наблюдаемость» и «скрытность». При этом свойство наблюдаемости объектов подразумевает совместный анализ свойств как самого наблюдаемого объекта так и наблюдателя.

Показано, что скрытность, летательных аппаратов можно классифицировать следующим образом: естественная скрытность, обеспечиваемая облаками, дымкой, аэрозолем и др. метеофакторами; искусственная скрытость, обеспечиваемая путем использования различных технологий (нанесение на поверхность летательного объекта светящихся материалов или модулируемых светоизлучателей).

Наиболее широко применяемым метеорологическим фактором, обеспечивающим скрытность является аэрозольные завесы, создаваемые путем генерирования аэрозольных облаков на определенной высоте атмосферы. При этом имеется в виду аэрозоль в различных его проявлениях, начиная от мелкодисперсного аэрозоля до частиц гигантских размеров, достигающих десятки микрометров. Важнейшей задачей обнаружения и идентификации различных воздушных и наземных объектов является устранение или компенсация влияния атмосферного аэрозоля, которое заключается как в искажении цветности, так и уменьшении отношения сигнал/шум. Рассмотрены вопросы обеспечения скрытности разведывательных беспилотных летательных аппаратов нижнего эшелона от летательных средств верхнего эшелона в условиях однородного и не однородного загрязнения атмосферы аэрозолем. Сформулирована и решена задача обеспечения визуальной скрытности беспилотных летательных аппаратов низкого эшелона от летательного аппарата верхнего эшелона в указанных условиях. Получены условия обеспечения визуальной скрытности беспилотных летательных аппаратов низкого эшелона от летательных аппаратов верхнего эшелона при однородном и неоднородном загрязнении атмосферы аэрозолем.

Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат; атмосфера; визуальная скрытность; аэрозоль; изображение; математическая модель.

Для цитирования: Абдулов Р. Н., Абдуллаев Н. А., Асадов Х. Г. Обеспечение визуальной скрытности разведывательных беспилотных летательных аппаратов нижнего эшелона от летательных средств верхнего эшелона в условиях гомогенного и гетерогенного загрязнения атмосферы аэрозолем // Наукоемкие технологии в космических исследованиях Земли. 2017. Т. 9. № 4. С. 14-21.

Необходимо отметить, что скрытность летательных аппаратов можно классифицировать следующим образом:

1. Естественная скрытность, обеспечиваемая облаками, дымкой, аэрозолем и др. метеофакгорами.

2. Искусственная скрытность, обеспечиваемая путем использования различных технологий (нанесение на поверхность летательного объекта светящихся материалов или модулируемых светоизлучателей). Впервые искусственная скрытность была реализована в отношении бомбордиров-щика «Avenger» (США) и истребителя МИГ-21 (СССР) [1].

Вместе с тем, говоря о скрытности летательных объектов необходимо учесть функциональную инверсию таких свойств как «наблюдаемость» и «скрытность».

При этом свойство наблюдаемости объектов подразумевает совместный анализ свойств, как самого наблюдаемого объекта, так и наблюдателя. С учетом вышеуказанного вкратце рассмотрим следующие факторы, так или иначе влияющие на скрытость летательных объектов:

— естественные, метеорологические факторы;

— факторы и средства искусственной скрытости;

— возможности наблюдателя в устранении мешающих факторов.

Наиболее реальным применяемым метеорологическим фактором, обеспечивающим скрытность, является аэрозольные завесы, создаваемые путем мгновенного генерирования аэрозольных облаков на определенной высоте атмосферы [2].

В технике обеспечения скрытности различных объектов широко используется такое понятие как «инфракрасная сигнатура» [3]. Согласно [4], для уменьшения видимости самолетов используют определенные шаблонные штрих рисунки с изменяемой пространственной частотой. При этом видимость самолета зависит от размера, формы, расстояния, цвета, атмосферных условий и т.д. Как отмечается в работе [5], для построения системы уменьшения визуальной сигнатуры беспилотных летательных аппаратов широко используются оптические адаптивные материалы. К таким материалам относятся электролюминесцентные листы управляемые напряжением 150 В и частотой до 6 кГц.

Согласно работе [6], использование оптических адаптивных элекгролюминесцентных материалов в беспилотных летательных аппаратах (БПЛА) позволяет уменьшить визуальное поперечное сечение дронов от 4200 см2 до 1,8 см2 при высоте полета 100 м. Как отмечается в работах [7-8], одним из основных факторов, воздействующих на инфракрасную сигнатуру летательных аппаратов является атмосфера, практически поглощающая ПК радиацию на полосах длин волн 3-5 мкм и 8-14 мкм.

Что касается возможностей наблюдателя в устранении таких мешающих факторов, как атмосферный аэрозоль, то в работе [9] предложено использовать шумоподавляющий фильтр, а в работе [10] предложено достичь максимальной видимости по трассе прохождения оптических лучей. В работе [11] используется комбинирование «темного» канала и локального усиления контраста для удаления искажения цветности. Были предложены и другие методы

[12-14], основанные на фильтрации сигнала и использовании сигнала, поступающего с «темного» канала. Как отмечается в работе [12], совместное решение таких проблем, как зашумление сигнала, неравномерное свечение объекта и учет сигнала «темного канала» позволяет улучшить качество получаемых изображений в реальных условиях функционирования изображающих систем. Согласно работе [13], чем яснее исходное бортовое изображение, тем слабее сигнал «темного канала» и для неискаженного дымкой изображения сигнал темного канала равен нулю. Как показано в работе [14], согласно многим алгоритмам техники машинного зрения входным изображением камеры является излучение с исследуемой сцены. Согласно работе [14], в большинстве изображениях наземных объектов так называемые «темные» пиксели часто имеют очень низкую интенсивность по крайней мере по одному цвету (Я, G или В). Под воздействием атмосферной дымки интенсивности этих пикселей в основном поддерживаются за счет свечения воздуха. Такое предположение позволяет на практике получить улучшенные по качеству изображения.

В работе [15], анализируется работа изображающей системы, установленной на БПЛА. В этой работе предложен способ исключения шумовой компоненты адаптивным образом, в зависимости от длины волны.

Распределение радиационных потоков в ходе работы бортовой изображающей системы показана на рис. 1.

Математическая модель формирования изображения с помощью БПЛА имеет следующий вид:

Ф(Ь) = Ф, (X) • Т(X) + Ф, (X) • (1 - Т(X)) (1)

где: Ф (А)—поток оптического излучения на входе сенсора БПЛА;

Ф ,(Х) = Ф »„ (X) + Ф (X) (2)

где: Ф1(А) — поток оптического излучения, исходящего от объекта; ФЛ(Х) — поток излучения атмосферы; Т(Х) — пропускание атмосферы; Ф8Ш1(А) — поток излучения Солнца; ФЛу(А) — поток излучения неба.

В уравнении (1) Ф1(А)-Т(А) представляет компоненту, подвергнувшуюся прямому ослаблению; Ф^(А)-(1-Т(А)) — представляет собой компоненту, выражающую свечение воздуха, т.е. результат рассеяния света аэрозолем в атмосфере.

Таким образом, в классическом случае проблема устранения влияния аэрозоля заключается в восстановлении Ф1(А), используя данные об Ф(А), Т(А) и Ф^(А) [15].

Согласно [14], для гомогенной атмосферы

Т (X) = е"м (3)

где: р — коэффициент рассеяния; d—расстояние до излучаемой сцены.

Целью настоящей статьи является исследование возможности обеспечения скрытности беспилотных летательных средств нижнего эшелона от средств визуального наблюдения летательных средств верхнего эшелона. Рассматривается сценарий, когда эти летательные средства принадлежат конфликтующим сторонам и верхний летательный аппарат одной стороны не должен наблюдать за

нижним летательным аппаратом другой стороны. Подразумевается, что летательный аппарат нижнего эшелона осуществляет разведку, а летательный аппарат другой стороны осуществляет охрану своей территории.

Схематическое представление визуального контроля деятельности БПЛА 2 с помощью БПЛА 1 показано на рис. 2.

Задача исследования заключается в следующем. Для обеспечения скрытности БПЛА 2 его верхняя поверхность

Рис. 1. Модельное представление системы формирования изображений на базе БПЛА, размещенной в загрязненной аэрозолем атмосфере. Ф8Ш1(А,) — поток излучения Солнца; Ф8ку(Я) — поток излучения неба, т.е. свет, рассеянный в атмосфере [15]

Рис. 2. Схематическое представление двухэшелонного полета БПЛА 1 и БПЛА 2, где БПЛА 1 работает в режиме поиска БПЛА 2. Принятые обозначения: Т1(к)', Т2(к)— пропускание атмосферы; Ф ¡(А,), Ф8ип2(А), Ф8ип3(А) — поток прямого солнечного излучения; Ф (А,), Ф8еу2(А), Ф8еу3(Х) — поток излучения неба; ФА(Х) — поток излучения атмосферы

16

www.h-es.ru

покрывается специальным элекгрохромным материалом, чтобы летательный аппарат верхнего эшелона не заметил его. Следует вычислить то излучение на верхней поверхности БПЛА 2, которое могло бы обеспечить его скрытность от БПЛА 1.

В случае наблюдения БПЛА 1 нижнего летательного аппарата сигнал, формируемый на выходе сенсора БПЛА 1 в соответствии с(1) определим как

Ф,, (Я) = Г, (А) -ФI (А) + (1 - Г,)Ф, (А)

Ф^ (А) = (Г, (А) + Г2(Я)) -Ф,(А) + +(1 - (Г, (А) + Г2(Я))) -Ф, (А)

Ф, (Г)=Ф, (X)

1.рч 7 1.ИД4 7

С учетом выражений (4) — (6) получаем

Ф1 (А) = Ф,(А)

1 +

Г2(А) г, (А)

-Ф , (А)

ад

Г, (А)

Ф 2 (А) = Ф, (А) • Т2 (А) + (1 - Т2 (А))Ф, (А) Из выражения (8) находим

Ф 2 (А) - Г2(А) •ФДА)

Ф, (А) =-

, -

С учетом выражений (7) и (9) получим

Ф, (А) = Ф,(А)

, +

Г2(А) Гх(Х)

Ф2 (А) - Г2(А) -Ф,(А) Ï Г2(А)

, +

г, (А)

Ф х (А) = Ф,(А) [! + e-m -d) ]-

Ф2 (А) -Ф,(А) - в

, - e"pd2

e

,P(d2-4)

(11)

(4)

где: — пропускание атмосферы на трассе длиной Ф (X) — поток излучения поступающего с верхней поверхности БПЛА 2; Ф^(^) — поток излучения атмосферы.

В идеальном случае, в случае отсутствия БПЛА 2 сигнал на выходе БПЛА 1 можно было бы вычислить по формуле

(5)

где: Ф1(Х) — поток излучения наземного объекта; Т2(Х) — пропускание атмосферы на трассе длиной ¿2.

В целях скрытности БПЛА 2 Ф/^) следует сформировать таким образом, чтобы удовлетворилось условие

(6)

(7)

Для исключения явной зависимости ФХ(Я) от показателя ФА(Х), запишем уравнение, аналогичное выражению (1) для БПЛА 2.

(8)

(9)

(10)

Согласно выражению (11) при формировании излучения Ф/^) с верхней поверхности БПЛА 2 с целью его скры-тости от БПЛА 1 должны быть учтены такие показатели как Ф1(Х), Р15 ¿1;Ф2(Ц

Следовательно, для обеспечения скрытности БПЛА нижнего эшелона от БПЛА верхнего эталона на верхней поверхности БПЛА нижнего эшелона должно быть сформировано излучение с учетом величин четырех групп факторов:

1. Геометрические факторы:

. Поток излучения Солнца Ф1(Х);

3. Сигнальный показатель (Ф2(Х) — выходной сигнал на выходе сенсора БПЛА 2);

4. Атмосферный показатель (Р - коэффициент рассеяния аэрозоля и дымки).

При этом, БПЛА 2 должен быть обеспечен координатами БПЛА 2 для вычисления координат участка поверхности Земли, определяемого пересечением зон «БПЛА 1 — БПЛА 2» и поверхности Земли. Сенсоры, установленные на БПЛА 2 в этом случае должны быть нацелены на этот участок при формировании сигнала Выполнение вышеуказанных условий может обеспечить скрытное функционирование БПЛА 2 в условиях обнаружения внешнего визуального контроля.

Отметим, что основной недостаток вышеизложенного метода обеспечения визуальной скрытности заключается в невозможности достижения желаемого эффекта при наличии двух и более летательных аппаратов, синхронно осуществляющих поиск БПЛА нижнего эшелона. В случае возможности обнаружения такого контроля БПЛА 2 должен синтезировать на выходе своего сенсора среднестатистический сигнал, т. е. БПЛА должен находиться над максимально гомогенной зоной земной поверхности.

Рассмотрим вышеизложенную задачу обеспечения скрытости БПЛА 2 от БПЛА 1 для случая негомогенной атмосферы (рис. 3).

Задача исследования заключается в следующем. Для обеспечения скрытности БПЛА 2 его верхняя поверхность покрывается специальным элекгрохромным материалом, чтобы летательный аппарат верхнего эшелона не заметил его. Следует вычислить то излучение на верхней поверхности БПЛА 2, которое могло бы обеспечить его скрытность от БПЛА 1.

В случае наблюдения верхним БПЛА 1 нижнего летательного аппарата сигнал формируемый на выходе сенсора БПЛА 1 в соответствии с(1) определим как

Таким образом, для обеспечения скрытости БПЛА 2 излучение с верхней поверхности БПЛА 2 должно быть сформировано с учетом выражения (7).

Как видно из выражения (10) при Т2(Х) = 0, т.е. при отсутствии БПЛА 2 получим Ф = Ф^)-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С учетом выражений (3) и (10) окончательно получаем

(12)

где: Т1 = е"МА)^

где: Т1 — пропускание атмосферы на трассе длиной ¿х; I — интенсивность радиации поступающей с верхней поверхности БПЛА 2\А — излучение воздуха.

Рис. 3. Схематическое представление двухэшелонного полета БПЛА 1 и БПЛА 2, где БПЛА 1 работает в режиме поиска БПЛА 2. Принятые обозначения: Т1(к)', Т2(к)— пропускание атмосферы;/^,— прямой солнечный свет; Хеу1'Хеу2'Хеуз — рассеянный солнечный свет;Л —свечение воздуха из-за рассеяния света аэрозолем и дымкой; а1 —коэффициент рассеяния в зоне аэрозольной завесы; о —коэффициент рассеяния вне зоны аэрозольной завесы

В идеальном случае, в случае отсутствия БПЛА 2 сигнал на выходе БПЛА 1 можно было бы вычислить по формуле

-^(А.)d'-Ci(A.)(d-d') ,

g1.84 I1 ' e

xA[1 - )d' + еаг(х)d' - e~Ci(X)d ]

<5l.p б1.щ

С учетом выражений (12) — (14) получаем

А = (I1 ■ e id d'> + A[1 -e + e

ст,(X) d' Ci(d d')

-(1 -eX)d1)A)/ e X)«

i( X)d' + o2(l) d'

где: ¿х —расстояние между двумя БПЛА.

Для исключения явной зависимости / от показателя^, запишем уравнение, аналогичное выражению (1) для БПЛА 2.

gi = Ii ■e

,-C1(X)d' „-Ci(XHd0-d1)

+

+A(X)[1 -e~a,( )d + e

)d' + e-ci(X)d' -e~ai(1)do

где: d—расстояние между БПЛА 2 и наземным объектом.

Из выражения (16) находим

A =

gi - Ii ■e

rnl(X)d' -Ci(X>(do-di)

(13)

1 - e

-ni(x)d' + e~ai(x~>d' - e_Ci(X)do

- e

(17)

где: /1 — излучение с объекта, находящегося на поверхности Земли; d — расстояние хода лучей между БПЛА1 и земным объектом; d'—расстояние хода луча в зоне с коэффициентом рассеяния

В целях скрытности БПЛА 2 ¡х следует сформировать таким образом, чтобы удовлетворилось условие

С учетом выражений (15)и(17) получим

I =

Ii ■е

-CTi(X)d' ^ )(do-di)

-Ci (X)di

gi - Ii(X) ■e

-Ci(X)d' ■ )-<d0-di)

1 - e_Ci(X)d' + e~Ci(X )d

)d0

(18)

(14)

(15)

-e_C1(X)d' + e~ai(x)d' -e_Ci(X)d -e_Ci(X)d1 e-ci(x )d1

(16)

Таким образом, для обеспечения скрытости БПЛА 2 излучение с верхней поверхности БПЛА 2 должно быть сформировано с учетом выражения (18).

Как видно из выражения (18) при формировании излучения I с верхней поверхности БПЛА 2 с целью его скрытости от БПЛА 1 следует учесть такие показатели как I а а с1, d0.

Следовательно, для обеспечения скрытности БПЛА нижнего эшелона от БПЛА верхнего эталона на верхней поверхности БПЛА нижнего эшелона должно быть сформировано излучение с учетом величин четырех групп факторов: 1. Геометрические факторы: d, й?0, й?';

+

e

+

х

x

2. Показатели излучения Солнца (Ij);

3. Сигнальный показатель (g2 — выходной сигнал на выходе сенсора БПЛА 2);

4. Атмосферный показатель (о — коэффициент рассеяния аэрозоля и дымки).

При этом, БПЛА 2 должен быть обеспечен координатами БПЛА 1 для вычисления координат участка поверхности Земли, определяемого пересечением зон «БПЛА 1 — БПЛА 2» и поверхности Земли. Сенсоры, установленные на БПЛА 2 в этом случае должны быть нацелены на этот участок при формировании сигнала gr Выполнение вышеуказанных условий может обеспечить скрытное функционирование БПЛА 2 в условиях обнаружения внешнего визуального контроля.

Отметим, что основной недостаток вышеизложенного метода обеспечения визуальной скрытности заключается в невозможности достижения желаемого эффекта при наличии двух и более летательных аппаратов, синхронно осуществляющих поиск БПЛА нижнего эшелона. В этом случае БПЛА 2 должен синтезировать среднестатистическое фоновое излучение и БПЛА 2 должен находиться над максимально гомогенной зоной земной поверхности.

В заключение сформулируем основные выводы и положения проведенного исследования:

1. Сформулирована общая задача обеспечения визуальной скрытности БПЛА низкого эшелона от летательного аппарата верхнего эшелона при наличии аэрозольной завесы над разведываемыми наземными объектами.

2. Получены условия обеспечения визуальной скрытности БПЛА низкого эшелона от летательных аппаратов верхнего эшелона при наличии аэрозольной завесы над наземными объектами.

3. Сформулирована общая задача обеспечения визуальной скрытности БПЛА низкого эшелона от летательного аппарата верхнего эшелона.

4. Получены условия обеспечения визуальной скрытности БПЛА низкого эшелона от летательных аппаратов верхнего эшелона.

Литература

1. BarrettR., MelkertJ. UAV visual signature suppression via adaptive materials. SPIE Paper No. 5762-15. Presented at the Society of Photo — Optical Instrumentation Engineers Annual International Symposium on Smart Structures and Materials, San Diego, California 6-10 March 2005.

2.RomanaRaoJ. К Introduction to camouflage and deception. Defence Research & Development organisation Ministry

of defence. New Delhi— 110011, 1999. URL: http://drdo.gov. in/drdo/pub/monographs/Introduction/camouflage_new.pdf

3. Macheret J., Teichman J., Kraid R. Conceptual Design of Low Siqnature High — Endurance Hybrid — Electric UAV Report date November 2011, IDA Document NS D-4496 Log: Hll-001789. Institute for Defense Analyses, 4850 Mark Center Drive, Alexandria, VA 22311-1882.

4. Watson A., Ramires С. K, Salud E. Predicting visibility of Aircraft. Plos.one, May 2009. Vol. 4. Issue 5. Pp. 1-16. URL: www.plosone.org

5. Barret R. Hypermanoeuvrability and visual cloaking: new adaptive aerostructures Technologies for UAVs. The Aeronautical Journal. June 2010. Paper No.3369.

6. Barret R., MelkertJ. UAV visual signature suppression via adaptive materials. Downloaded from SPIE Digital Library on 21 May 2010 tp 131.180.130.114. URL: http://spiedl.org/terms

7. Rao G.A., Mahulikar S. P. Effect of Atmospheric Transmission and Radiance on Aircraft Infrared Signatures. Journal of Aircraft. Vol.42. No. July-August2005. Pp. 1040-1054.

8. АбдуловР.Н., АбдуллаевН.А., АсадовХ. Г.Магема-тическая модель обнаружения нагретых скоростных малоразмерных объектов в ПК диапазоне. Специальная техника. 2017. № 2. С. 7-11.

9.Xie В., Guo F., Cai Z. Universal strategy for surveillance video defogging. Opt. Eng. 2012. No. 51. Pp. 1-7.

10. Gao R., FanX., Zhang J., Luo Z. Haze filtering with aerial perspective. In Proceedings of the IEEE International Conference on Image Processing, Orland, FL, USA, 30 September 2012. Pp. 989-992.

11. Kil Т., Lee S., С ho N. A dehazing algorithm using dark channel prior and contrast enhancement. In Proceedings of the IEEE International Conference on Acoustics, Speech and Signal Processing, Vancouver, ВС, Canada, 26-31 May 2013. Pp. 2484-2487.

12. Singh Y., Goyal E. R. Haze removal in color images using hybrid dark channel prior and bilateral filter. URL: http:// www.ijritcc.org/download/1420774457.pdf

13. Pan J., Sun D., Pfister H., YangM.H. Blind image deblurring using dark channel prior. URL: https://vcg. seas.harvard.edu/publications/blind-image-deblurring-us-ing-dark-channel-prior

14. He K., Sun J., TangX. Single image haze removal using dark channel prior. IEEE Transactions on pattern analysis and machine intelligence. December 2011. Vol. 33. No. 12.

15. Yoonl., Jeong S., Jeong J., Seo D., Paik J. Wave -length — Adaptive dehazing using histogram merging — based classification for UAV images. Sensors 2015. No. 15. Pp. 6633-6651; doi:10.3390/sl50306633.

QUESTIONS ON PROVIDING FOR VISUAL RETICENCE OF RECONNAISSANCE UAV OF LOWER ECHELON FROM FLYING OBJECTS OF HIGHER ECHELON

Abdulov Rauf Nusrat oglu,

Baku, Azerbaijan, asadzade@rambler.ru

Abdullayev Novruz Almammad oglu,

Baku, Azerbaijan, asadzade@rambler.ru

Asadov Hikmet Hamid oglu,

Baku, Azerbaijan, asadzade@rambler.ru

ABSTRACT

While speaking about reticence of flying object the functional inversion of such notions as visibility and reticence should be taken into account. At the same time the visibility of the objects does mean joint analysis of properties of both the observed object and observer itself. It is stated that the reticence of flying objects can be classified as follows:

natural reticence supported by clouds, haze, aerosols and other meteorological factors; artificial reticence, supported by various technologies: using illuminating cover on surface of flying objects or utilization of illuminated light emitters.

Most widely used meteorological factor, providing for reticence is aerosol clouds formed by generation of aerosol particles at some height of atmosphere. It does mean utilization of broad scale of aerosol particles - from nanoparticles up to gigantic particles by size of tens micrometers. The most significant task of detection and identification of various flying and ground objects is removal or compensation of effect of atmospheric aerosol, that is distortion of colors and decrease of signal/ noise ratio. In the paper the questions on reticence of reconnaissance drones of lower echelon from the flying objects of higher echelon in conditions of homogenous and heterogeneous pollution of atmosphere by aerosol are considered. The task on providing for visual reticence of UAV of lower echelon from flying objects of higher echelon is formulated and solved. The conditions of realization of visual reticence of UAV of lower echelon from flying objects of higher echelon are derived.

Keywords: UAV; atmosphere; visual reticence; aerosol; image; mathematical model.

References

1. Barrett R., Melkert J. UAV visual signature suppression via adaptive materials. SPIE Paper No. 5762-15. Presented at the Society of Photo - Optical Instrumentation Engineers Annual International Symposium on Smart Structures and Materials, San Diego, California 6-10 March 2005.

2. Romana Rao J.V. Introduction to camouflage and deception. Defence Research & Development organisation Ministry of defence. New Delhi - 110 011, 1999. URL: http://drdo.gov.in/drdo/pub/ monographs/Introduction/camouflage_new.pdf (date of access 13.07.2017)

3. Macheret J., Teichman J., Kraid R. Conceptual Design of Low Siqnature High - Endurance Hybrid-Electric UAV. Report date November 2011, IDA Document NS D-4496 Log:H11-001789. Institute for Defense Analyses, 4850 Mark Center Drive, Alexandria, VA 22311-1882.

4. Watson A., Ramires C.V., Salud E. Predicting visibility of Aircraft. Plos. One. 2009. Vol. 4. Issue 5. Pp. 1-16. URL: www.plosone.org.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Barret R. Hypermanoeuvrability and visual cloaking: new adaptive aerostructures Technologies for UAVs. The Aeronautical Journal. June 2010. Paper No. 3369.

6. Barret R., Melkert J. UAV visual signature suppression via adaptive materials. Downloaded from SPIE Digital Library on 21 May 2010 tp 131.180.130.114. URL: http://spiedl.org/terms (date of access 13.07.2017)

7. Rao G.A., Mahulikar S. P. Effect of Atmospheric Transmission and Radiance on Aircraft Infrared Signatures. Journal of Aircraft. Vol. 42. Pp. 1040-1054.

8. Abdulov R. N., Abdullaev N.A., Asadov Kh.G. Matematicheskaya model' obnaruzheniya nagre-tykh skorostnykh malorazmernykh ob"ektov v IK diapazone. [Mathematical model of the heated high-speed detection of small objects in the infrared range]. Spetsial'naya tekhnika [Специальная техника]. 2017. No. 2. Pp. 7-11. (In Russian)

9. Xie B., Guo F., Cai Z. Universal strategy for surveillance video defogging. Opt. Eng. 2012. No. 51. Pp. 1-7.

10. Gao R., Fan X., Zhang J., Luo Z. Haze filtering with aerial perspective. In Proceedings of the IEEE International Conference on Image Processing, Orland, FL, USA, 30 September 2012. Pp. 989-992.

11. Kil T., Lee S., Cho N. A dehazing algorithm using dark channel prior and contrast enhancement. In Proceedings of the IEEE International Conference on Acoustics, Speech and Signal Processing, Vancouver, BC, Canada, 26-31 May 2013. Pp. 2484-2487.

12. Singh Y., Goyal E. R. Haze removal in color images using hybrid dark channel prior and bilateral filter. URL: http://www.ijritcc.org/download/1420774457.pdf (date of access 02.07.2017)

13. Pan J., Sun D., Pfister H., Yang M.H. Blind image deblurring using dark channel prior. URL: https://vcg.seas.harvard.edu/publications/blind-image-deblurring-using-dark-channel-prior (date of access 02.07.2017)

14. He K., Sun J., Tang X. Single image haze removal using dark channel prior. IEEE Transactions on pattern analysis and machine intelligence. 2011. Vol. 33. No. 12.

15. Yoon I., Jeong S., Jeong J., Seo D., Paik J. Wavelength - Adaptive dehazing using histogram merging-based classification for UAV images. Sensors. 2015. No. 15. Pp. 6633-6651. Doi:10.3390/s150306633.

Information about authors:

Abdulov R. N., PhD, Research Institute of Defence Industry of Azerbaijan Republic; Abdullayev N. A., PhD, Research Institute of Defence Industry of Azerbaijan Republic; Asadov H.H., professor, Research Institute of Aerospace Informatics.

For citation: Abdulov R. N., Abdullayev N. A., Asadov H. H. Questions on providing for visual reticence of reconnaissance UAV of lower echelon from flying objects of higher echelon. H&ES Research. 2017. Vol. 9. No. 4. Pp. 14-21. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.