Научная статья УДК 341
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-7-200-206 NIION: 2003-0059-7/23-921
EDN: https://elibrary.ru/umcttz MOSURED: 77/27-003-2023-07-120
Обеспечение верховенства права в постконфликтных государствах
Артур Алексеевич Степанченко
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
Аннотация. Рассматриваются концептуальные основы, правовое регулирование и особенности деятельности международных акторов по обеспечению верховенства права в постконфликтных государствах.
Ключевые слова: верховенство права, правопорядок, международные организации, постконфликтные государства, правосудие переходного периода, постконфликтное миростроительство, операции по поддержанию мира, искусственный интеллект Для цитирования: Степанченко А. А. Обеспечение верховенства права в постконфликтных государствах // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 7. С. 200-206. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-7-200-206. EDN: UMCTTZ.
Original article
Ensuring the rule of law in post-conflict states
Artur A. Stepanchenko
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia
Abstract. The conceptual framework, legal regulation and peculiarities of international actors' activities to ensure the rule of law in post-conflict states are considered.
Keywords: rule of law, law and order, international organizations, post-conflict states, transitional justice, post-conflict peace-building, peacekeeping operations, artificial intelligence
For citation: Stepanchenko A. A. Ensuring the rule of law in post-conflict states. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(7):200-206. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-7-200-206. EDN: UMCTTZ.
С учетом мегатрендов глобального развития 31 марта 2023 г. Указом Президента Российской Федерации № 229 была утверждена новая Концепция внешней политики Российской Федерации, определяющая базовые стратегические ориентиры государственной политики на международной арене.
В число национальных интересов РФ во внешнеполитической сфере входит в том числе укрепление правовых основ международных отношений. Стратегические цели внешней политики Российской Федерации достигаются путем выполнения задач по поддержанию международного мира и безопасности. При этом одной из основ справедливого и устойчивого мироустройства и поддержания глобальной стабильности служит обеспечение в международных отношениях верховенства права [1].
Концепция верховенства права основывается на положениях Устава ООН, где в качестве одной из целей указывается стремление создать условия, при которых соблюдаются справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права. Кроме того, одна из основных целей заключается в том, чтобы проводить мирными средствами, в согласии с принципами спра-
© Степанченко А. А., 2023
ведливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира [3].
Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. предписано охранять права человека властью закона в целях того, чтобы он не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения [4].
Кроме того, верховенству права уделено особое внимание в докладе Генерального секретаря ООН «Господство права и правосудие переходного периода в конфликтных и постконфликтных обществах» [10].
В 2005 г. на Всемирном саммите ООН была признана необходимость всеобщего соблюдения и обеспечения верховенства права как на национальном, так и на международном уровнях и подтверждена приверженность международному порядку, основанному на верховенстве права и международном праве [5].
Для обеспечения устойчивого мира в постконфликтный период, эффективной защиты прав человека, устойчивого экономического прогресса и развития фундаментальное значение имеет соблюдение
jjÉiSk.
-^pr-
законности. При этом обеспечение верховенства права является определяющим фактором снижения международной напряженности, повышения предсказуемости мирового развития и одной из основ поддержания глобальной стабильности.
Генеральная Ассамблея уделяет особое внимание вопросу верховенства права, принимая на своих сессиях соответствующие резолюции, в которых подробно определены необходимые усилия [6; 29; 30].
Совет Безопасности использовал концепцию «верховенство права» начиная с 1996 г. [21]. В состоявшемся в 2000 г. докладе были представлены новые подходы в проведении операций по поддержанию мира, подчеркивающие важную роль верховенства права [7]. Первые тематические прения по вопросам верховенства права проведены в 2003 г. [20]. Также в Совете Безопасности неоднократно обсуждался вопрос о поощрении и укреплении верховенства права в поддержании мира и безопасности (2006, 2010-2012 и 2014 гг.), принимались резолюции, констатирующие важность этой темы в контексте вопросов женщин, мира и безопасности [22; 25], защиты детей и гражданских лиц в условиях вооруженного конфликта [23; 24].
Совет Безопасности санкционировал мероприятия по поддержке верховенства права во многих операциях по поддержанию мира и специальных политических миссиях в рамках постконфликтного мирострои-тельства для обеспечения мира и безопасности в пострадавших государствах, в том числе в Афганистане, Бурунди, Гаити, Гвинее-Бисау, Демократической Республике Конго, Ираке, Кот-д'Ивуаре, Либерии, Судане, Сьерра-Леоне, Восточном Тиморе, Центрально-африканской Республике, Чаде и Южном Судане [8].
Управление по поддержке миростроительства, Комиссия по миростроительству и Фонд миростроительства ООН также на регулярной основе рассматривали вопрос верховенства права применительно к странам, включенным в их повестку.
В 2012 г. Генеральным секретарем ООН для повышения эффективности деятельности по обеспечению верховенства права создан Глобальный координационный центр по вопросам верховенства права, реализующий свой функционал в партнерстве с Административной канцелярией Генерального секретаря, Управлением Верховного комиссара по правам человека, Управлением Верховного комиссара по делам беженцев, Управлением ООН по наркотикам и преступности, Управлением ООН по обслуживанию проектов, Группой экспертов по вопросам верховенства права и сексуального насилия в условиях кон-
фликта, ЮНИСЕФ, Управлением по поддержке миростроительства, Департаментом ООН по политическим вопросам и вопросам миростроительства [38].
Обеспечение верховенства права является важнейшей задачей, решение которой усложняется разрушенной инфраструктурой, нехваткой материальных и финансовых ресурсов, слабостью национальной технической базы, нестабильной политической обстановкой в пострадавших государствах, отсутствием у населения доверия к органам власти. Одновременно приходится сталкиваться с такими проблемами, как отсутствие политической воли к проведению реформ, дезорганизо-ванность правоохранительной и судебной систем.
Обязанности по укреплению законности предусматриваются в мандатах многих операций по поддержанию мира и специальных политических миссий. В свою очередь постепенное реформирование миротворческой деятельности в рамках ООН создает новые возможности для обеспечения верховенства права.
Обеспечение верховенства права в постконфликтных государствах включает в себя реформирование и поддержку деятельности судебной системы и сектора безопасности, разоружение, демобилизацию и реинтеграцию, проведение демократических избирательных процедур, оказание правовой помощи и правовое информирование населения, совершенствование национального законодательства.
Для установления долгосрочного мира и обеспечения безопасности необходимы эффективные и подотчетные судебные органы. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. предусматривает право всех людей на равную защиту в соответствии с законом, обеспечиваемую независимым и беспристрастным судом. Справедливая судебная система играет решающую роль в осуществлении этого права [4].
Помощь национальным властям в сфере содействия реформированию и поддержки деятельности судебной системы осуществляется в следующих областях: предоставление основных услуг в области правосудия; содействие расследованию преступлений; оказание поддержки урегулированию споров, которые явились причиной конфликта; сокращение масштабов применения практик произвольного и длительного содержания под стражей; повышение уровня профессионализма и подотчетности сотрудников судебных органов; разработка и осуществление национальных стратегий реформирования судебной системы; укрепление нормативной правовой базы. Соответствующие компоненты миротворческих операций в области правосудия помогают заложить основы для долгосрочного стабильного
функционирования национальных институтов, обеспечивающих верховенство права, и требуют налаживания тесного сотрудничества как с национальными властями, так и гражданским обществом [37].
Для решения неотложных задач в сфере обеспечения правопорядка исключительно важное значение имеют оказание помощи в реформе и поддержка деятельности сектора безопасности. Особая роль в области восстановления мира и стабильности на раннем этапе постконфликтного периода отводится правоохранительным органам, в полной мере соблюдающим права человека. Кроме того, в резолюциях Совета Безопасности закреплен комплексный подход в проведении реформы сектора безопасности [26; 27; 28]. Все это, безусловно, содействует мирному урегулированию, восстановлению доверия, обеспечению социальной справедливости.
С точки зрения ООН сектор безопасности включает оборонные ведомства, правоохранительные органы и исправительные учреждения. Реформирование сектора безопасности (далее — РСБ), как важнейший элемент обеспечения мира и безопасности в постконфликтных государствах, играет ключевую роль в устранении базовых причин конфликта и создании основы долгосрочного мира и развития. Целью оказываемой ООН поддержки в области РСБ является помощь в построении эффективных, контролируемых и подотчетных структур безопасности [19].
Фондом миростроительства ООН выделяется значительный объем средств на поддержку РСБ, включая мероприятия по поддержке полиции, вооруженных сил и исправительных учреждений [33]. Одновременно следует отметить возросшую потребность в сотрудниках полиции в осуществлении мандатов Совета Безопасности. Число сотрудников полиции, уполномоченных для развертывания в операциях по поддержанию мира и специальных политических миссиях, увеличилось с 5840 в 1995 г. до примерно 11 000 в 2020 г. [39]. При этом за 25-летний период около 600 сотрудников МВД России приняли участие в миротворческих операциях по всему миру [40].
За последние десятилетия Совет Безопасности выдал мандаты на проведение РСБ, включающие ряд обязательств, среди которых следует особо отметить усиление гражданского надзора, совершенствование управления государственными финансами (Ливия, Гвинея-Бисау и Сомали), содействие национальному диалогу, управление сектором безопасности, реформирование полиции, пенитенциарной системы и обороны (Цент-ральноафриканская Республика, Демократическая Рес-
публика Конго и Ливия), создание механизмов координации и наращивание потенциала национальной безопасности (Демократическая Республика Конго, Ливия, Мали и Сомали), управление охраной границ и обеспечение безопасности на море (Мали, Сомали) [35].
В рамках операций по поддержанию мира национальным властям оказывается поддержка в таких сферах РСБ, как установление общепринятых принципов надежного управления сектором безопасности; разработка национальной политики в области безопасности в целях повышения эффективности и подотчетности соответствующих структур; продвижение политических решений конфликта; усиление согласованности и эффективности международной помощи путем координации партнеров, мобилизации ресурсов и оказания поддержки программ миростроительства.
Важное место в мандатах операций по поддержанию мира занимают мероприятия по разоружению, демобилизации и реинтеграции (далее — РДР).
Целью РДР является укрепление безопасности и стабильности в постконфликтных государствах и создание условий для перехода к восстановлению и развитию. Это помогает создать благоприятную среду для политических процессов, обеспечивая решение проблемы безопасности, когда бывшие комбатанты инкорпорируются в гражданскую жизнь общества в постконфликтный период.
В 2019-2020 гг. группа Секции по разоружению, демобилизации и реинтеграции оказывала поддержку в рамках операций по поддержанию мира процессам РДР в Центральноафриканской Республике, Демократической Республике Конго, Мали и Южном Судане. Секция по разоружению, демобилизации и реинтеграции оказывает поддержку операциям в специальных политических миссиях ООН в Бурунди, Колумбии, Эфиопии, районе Великих озер, Гаити, Ираке, Ливии, Сомали и Йемене, а также вне рамок миссий ООН, например, в Камеруне, Буркина-Фасо, Эфиопии, Кот-д'Ивуаре, районе бассейна озера Чад, Мозамбике, Республике Конго и Сьерра-Леоне [34].
Содействие проведению демократических избирательных процедур в целях создания легитимных органов государственной власти, пользующихся доверием населения, имеет важное значение в деле обеспечения мира и безопасности в постконфликтных государствах. Вместе с тем именно с проведением выборов в постконфликтный период зачастую сопряжен наиболее высокий риск возобновления конфликта. При этом успешность выборов зависит от комплекса мероприятий, которые начинаются до голосования, и продол-
jjÉiSk.
-^pr-
JURISPRUDENCE
JJIÉL..
жаются после их окончания: выбор избирательной системы, формирование авторитетных избирательных институтов, урегулирование конфликтных ситуаций, обеспечение признания результатов выборов.
Более 100 стран получили помощь со стороны ООН в проведении выборов с 1991 г. В 1990-х гг. ООН оказывала поддержку имевшим важное значение выборам и всенародным консультациям в Восточном Тиморе, Южной Африке, Мозамбике, Сальвадоре и Камбодже. ООН также оказывала помощь в проведении выборов в Центральноафриканской Республике, Демократической Республике Конго, Ираке, Непале, Сьерра-Леоне и Судане [36]. Вопросы оказания помощи в данной сфере затронуты в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи [31; 32].
ООН содействует в проведении выборов на основании запроса заинтересованного государства или на основании мандата Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи. Универсального алгоритма в этой сфере не выработано, поэтому перед согласованием деятельности и оказанием помощи ООН проводит оценку потребностей исходя из особенностей и обстановки в соответствующих государствах. Важно отметить, что значительная часть указанной деятельности осуществляется в виде технической помощи вне рамок миротворческих операций.
К основным видам помощи относятся техническая поддержка, наблюдение организация и контроль за выборами. При этом со стороны структур ООН крайне важна объективность, беспристрастность и уважение к суверенитету заинтересованного государства.
Среди учреждений ООН, оказывающих помощь в проведении выборов, следует выделить Департамент по политическим вопросам и вопросам мирострои-тельства, Департамент миротворческих операций, Программу развития ООН, Управление Верховного комиссара по правам человека, программу добровольцев ООН, Управление ООН по обслуживанию проектов, ЮНЕСКО, Структуру «ООН-женщины» и Международную организацию по миграции.
Правовое информирование и правовая помощь населению являются не менее важными составляющими мероприятий, способствующих обеспечению мира и безопасности в постконфликтных государствах, и осуществляются в рамках усилий ООН по ми-ростроительству и миротворческой деятельности.
В качестве примера необходимо привести работу комиссии по правам человека и мероприятия по повышению осведомленности о правах человека в Сьерра-Леоне и Либерии. В Судане, Индонезии и Афганистане
особое внимание уделялось информированию религиозных лидеров и руководителей неформальных механизмов отправления правосудия по таким вопросам, как права женщин и взаимодействие формальных и неформальных систем отправления правосудия. Правовое информирование и правовая помощь населению осуществлялись в Уганде, Кот-д'Ивуаре, Палестине и Южном Судане [11; 12; 14; 16; 17; 18].
Содействие государствам в совершенствовании национального законодательства со стороны ООН также имеет своей целью обеспечение верховенства права в постконфликтных государствах, что способствует установлению долгосрочного мира. При этом одним из важных направлений является экспертная и финансовая помощь, направленная на разработку и принятие основополагающих законов государств.
Конституционные акты являются основой построения правового государства. Конституционные реформы играют важную роль в мирном осуществлении переходного политического процесса, а также в предотвращении конфликтов путем обеспечения равных прав для незащищенных групп населения. ООН оказывала содействие в решении вопросов конституционного строительства таким странам, как Бутан, Зимбабве, Индонезия, Кыргызстан, Ливия, Мадагаскар, Непал, Сомали, Южный Судан, Кения, Гана, Гвинея-Бисау, Зимбабве, Йемен, Тунис и Сомали. Содействие государствам в совершенствовании законодательства оказывают специальные политические и миротворческие миссии ООН. Например, Миссия ООН по содействию Афганистану, Миссия ООН по поддержке в Ливии, Миссия ООН в Южном Судане [11; 12; 14; 15; 16].
Российская Федерация уделяет значительное внимание деятельности в области обеспечения верховенства права на концептуальном уровне, последовательно выступает за укрепление правовых основ международных отношений и добросовестно соблюдает международно-правовые обязательства [1].
Усилия по обеспечению верховенства права требуют поддержки и участия широкого круга заинтересованных сторон для обеспечения авторитета и легитимности, чтобы деятельность по обеспечению мира и безопасности достигала своих целей. Представляется, что для успешной реализации мероприятий по обеспечению верховенства права, необходима более активная координация действий между ООН, заинтересованными международными организациями, государствами и негосударственными акторами.
Следует расширять инвестиции как финансового, технического, так и политического характера в дея-
тельность ООН в области обеспечения верховенства права в целях достижения мира и безопасности в постконфликтных государствах. При этом ООН должна принадлежать главенствующая и координирующая роль в вопросах прогрессивного развития международного права. Одновременно следует укреплять потенциал таких межгосударственных объединений, как ОДКБ, СНГ, ЕАЭС, ШОС, БРИКС и РИК.
Немаловажным является применение инновационных подходов в рамках механизмов обеспечения мира и безопасности. В частности, перспективным представляется использование технологий искусственного интеллекта и больших данных для комплексного моделирования процессов миростроительства в постконфликтных государствах [2].
В совокупности это должно способствовать усовершенствованию стратегии и подходов к урегулированию конфликтов и постконфликтной реконструкции, что особенно важно в свете угроз терроризма, экстремизма и транснациональной организованной преступности, которые могут осложнять процессы стабилизации постконфликтных обществ.
Список источников
1. Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. № 229 // СПС «КонсультантПлюс».
2. Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 г., утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 // СПС «КонсультантПлюс».
3. Устав ООН. Сан-Франциско, 26 июня 1945 г. // СПС «КонсультантПлюс».
4. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
5. Итоговый документ Всемирного саммита ООН 2005 г. (принят резолюцией 60/1 Генеральной Ассамблеи ООН от 16 сентября 2005 г. Док. ООН A/RES/60/1) // URL://https://doшments.un.org.
6. Декларация совещания на высоком уровне Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу о верховенстве права на национальном и международном уровнях (принята резолюцией 67/1 Генеральной Ассамблеи ООН от 24 сентября 2012 г.) // URL://https://docu-ments.un.org.
7. Доклад Специального комитета по операциям по поддержанию мира. Всестороннее рассмотрение всего вопроса об операциях по поддержанию мира
во всех их аспектах. Док. ООН A/54/839 // URL://https:// documents.un.org.
8. Доклад Генерального секретаря ООН «Верховенство права и правосудие переходного периода в конфликтных и постконфликтных обществах» от 12 октября 2011 г. Док. ООН S/2011/634 // URL://https:// documents.un.org.
9. Доклад Генерального секретаря об отношениях между ООН и региональными организациями, в частности Африканским союзом, в деле поддержания международного мира и безопасности от 7 апреля 2008 г. Док. ООН S/2008/186 // URL://https:// documents.un.org.
10. Доклад Генерального секретаря ООН «Господство права и правосудие переходного периода в конфликтных и постконфликтных обществах» от 23 августа 2004 г. Док. ООН S/2004/616 // URL:// https://documents.un.org.
11. Доклад Генерального секретаря ООН «Укрепление и координация деятельности ООН в сфере верховенства права» от 8 августа 2011 г. Док. ООН A/66/133 // URL://https://documents.un.org.
12. Доклад Генерального секретаря ООН «Укрепление и координация деятельности ООН в сфере верховенства права» от 10 августа 2012 г. Док. ООН A/67/290 // URL://https://documents.un.org.
13. Доклад Генерального секретаря ООН «Меры по созданию Фонда миростроительства» от 22 августа 2006 г. Док. ООН A/60/984 // URL://https://docu-ments.un.org.
14. Доклад Генерального секретаря ООН «Укрепление и координация деятельности ООН в сфере верховенства права» от 29 июля 2013 г. Док. ООН A/68/213 // URL://https://documents.un.org.
15. Доклад Генерального секретаря ООН «Укрепление и координация деятельности ООН в сфере верховенства права» от 24 июля 2014 г. Док. ООН A/69/181 // URL://https://documents.un.org.
16. Доклад Генерального секретаря ООН «Фонд миростроительства» от 29 января 2016 г. Док. ООН A/69/745 // URL://https://documents.un.org.
17. Доклад Генерального секретаря ООН «Фонда миростроительства» от 16 января 2012 г. Док. ООН A/66/659 // URL://https://documents.un.org.
18. Доклад Генерального секретаря ООН «Фонда миростроительства» от 9 сентября 2010 г. Док. ООН A/65/353 // URL://https://documents.un.org.
19. Доклад Генерального секретаря ООН от 13 августа 2013 г. Док. ООН. A/67/970-S/2013/480 // URL:// https://documents.un.org.
20. Заявление Председателя Совета Безопасности ООН на 4833-м заседании Совета Безопасности ООН, состоявшемся 24 сентября 2003 г. Док. ООН S/PRST/ 2003/15 // URL://https://documents.un.org.
21. Резолюция 1040 (1996), принята Советом Безопасности ООН 29 января 1996 г. Док. ООН S/RES/ 1040 (1996) // URL://https://documents.un.org.
22. Резолюция 1325 (2000), принята Советом Безопасности ООН 31 октября 2000 г. Док. ООН S/RES/ 1325 (2000) // URL://https://documents.un.org.
23. Резолюция 1612 (2005), принята Советом Безопасности ООН 26 июля 2005 г. Док. ООН S/RES/1612
(2005) // URL://https://documents.un.org.
24. Резолюция 1674 (2006), принята Советом Безопасности ООН 28 апреля 2006 г. Док. ООН S/RES/1674
(2006) // URL://https://documents.un.org.
25. Резолюция 1820 (2008), принята Советом Безопасности ООН 19 июня 2008 г. Док. ООН. S/RES/1820 (2008) // URL://https://documents.un.org.
26. Резолюция 2151 (2014), принятая Советом Безопасности 28 апреля 2014 г. Док. ООН S/RES/2151 (2014) // URL://https://documents.un.org.
27. Резолюция 2282 (2016), принятая Советом Безопасности 27 апреля 2016 г. Док. ООН S/RES/2282 (2016) // URL://https://documents.un.org.
28. Резолюция 2553 (2020), принятая Советом Безопасности 3 декабря 2020 г. Док. ООН S/RES/2553 (2020) // URL://https://documents.un.org.
29. Резолюция 61/39, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 4 декабря 2006 г. Верховенство права на национальном и международном уровнях. Док. ООН A/RES/61/39 // URL://https://documents.un.org.
30. Резолюция 62/70, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 6 декабря 2007 г. Верховенство права на национальном и международном уровнях. Док. ООН A/RES/62/70 // URL://https://documents.un.org.
31. Резолюция 70/168, принятая Генеральной Ассамблеи ООН 17 февраля 2016 г. Док. ООН A/RES/ 70/168 // URL://https://documents.un.org.
32. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 72/ 164 от 25 января 2018 г. Док. ООН A/RES/72/164 // URL://https://documents.un.org.
33. Фонд миростроительства ООН // URL://https:// www.un.org/peacebuilding/ru/fund.
34. Операции ООН по поддержанию мира. Разоружение, демобилизация и реинтеграция // URL:// https://peacekeeping.un.org/ru/disarmament-demobili-zation-and-reintegration.
35. Операции ООН по поддержанию мира // URL:// https://peacekeeping.un.org/ru/security-sector-reform.
36. Организация Объединенных Наций. Политические вопросы и вопросы миростроительства // URL://https://dpa.un.org/ru/elections.
37. Организация Объединенных Наций. Верховенство права и правосудие // URL://https://www.un.org/ ruleoflaw/thematic-areas/justice-2/
38. Организация Объединенных Наций. Глобальный координационный центр по вопросам верховенства права ООН // URL://https://www.un.org/ruleoflaw/ glob alfocalp oint/
39. Организация Объединенных Наций. Полиция ООН // URL://https://peacekeeping.un.org/en/un-police.
40. Официальный сайт МВД России // URL:// https://мвд.рф.
References
1. The concept of foreign policy of Russia, approved by the Decree of the President of the Russian Federation of March 31, 2023 № 229 // LRS «ConsultantPlus».
2. National strategy for the development of artificial intelligence for the period up to 2030, approved by the Decree of the President of the Russian Federation dated October 10, 2019 № 490 // LRS «ConsultantPlus».
3. Charter of the United Nations. San Francisco, June 26, 1945 // LRS «ConsultantPlus».
4. Universal Declaration of Human Rights (adopted by the UN General Assembly on December 10, 1948) // LRS «ConsultantPlus».
5. The Outcome Document of the UN World Summit 2005 (adopted by resolution 60/1 of the UN General Assembly of September 16, 2005. Doc. UN A/RES/60/1) // URL://https://documents.un.org.
6. Declaration of the UN General Assembly HighLevel Meeting on the Rule of Law at the National and International Levels (adopted by UN General Assembly Resolution 67/1 of September 24, 2012) // URL://https:// documents.un.org.
7. Report of the Special Committee on Peacekeeping Operations. A comprehensive examination of the whole question of peacekeeping operations in all their aspects. Doc. UN A/54/839 // URL://https://documents.un.org.
8. Report of the UN Secretary-General, «Rule of Law and Transitional Justice in Conflict and Post-Conflict Societies», October 12, 2011. Doc. UN S/2011/634 // URL://https://documents.un.org.
9. Report of the Secretary-General on relations between the United Nations and regional organizations, in particular the African Union, in the maintenance of international peace and security of 7 April 2008. Doc. UN S/2008/186 // URL://https://documents.un.org.
10. Report of the UN Secretary General on the Rule of Law and Transitional Justice in Conflict and Post-Conflict Societies, dated August 23, 2004. UN S/2004/ 616 // URL://https://documents.un.org.
11. Report of the UN Secretary-General, «Strengthening and Coordinating UN Rule of Law Activities»,
dated August 8, 2011. Doc. UN A/66/133 // URL:// https://documents.un.org.
12. Report of the UN Secretary General, «Strengthening and Coordinating UN Rule of Law Activities», dated August 10, 2012. Doc. UN. A/67/290 // URL:// https://documents.un.org.
13. Report of the UN Secretary-General, «Measures to Establish a Peacebuilding Fund», dated August 22, 2006, Doc. UN A/60/984 // URL://https://documents.un.org.
14. Report of the UN Secretary-General, «Strengthening and Coordinating UN Rule of Law Activities», dated July 29, 2013. Doc. UN A/68/213 // URL:// https://documents.un.org.
15. Report of the UN Secretary General, Strengthening and Coordinating UN Rule of Law Activities, dated July 24, 2014. Doc. UN A/69/181 // URL://https:// documents.un.org.
16. Report of the UN Secretary-General, «The Peacebuilding Fund», dated January 29, 2016. Doc. UN A/69/745 // URL://https://documents.un.org.
17. Report of the UN Secretary-General «Peacebuilding Fund» dated January 16, 2012. Doc. UN A/66/659 // URL://https://documents.un.org.
18. Report of the UN Secretary General «Peacebuilding Fund» dated September 9, 2010. Doc. UN A/65/ 353 // URL://https://documents.un.org.
19. Report of the UN Secretary General dated August 13, 2013. Doc. UN A/67/970-S/2013/480 // URL:// https://documents.un.org.
20. Statement by the President of the UN Security Council at the 4833rd meeting of the UN Security Council held on September 24, 2003. Doc. UN S/PRST/2003/15 // URL://https://documents.un.org.
21. Resolution 1040 (1996), adopted by the UN Security Council on January 29, 1996. Doc. UN S/RES/1040 (1996) // URL://https://documents .un. org.
22. Resolution 1325 (2000), adopted by the UN Security Council on October 31, 2000. Doc. UN S/RES/1325 (2000) // URL://https://documents .un. org.
23. Resolution 1612 (2005), adopted by the UN Security Council on July 26, 2005. Doc. UN S/RES/1612
(2005) // URL://https://documents.un.org.
24. Resolution 1674 (2006), adopted by the UN Security Council on April 28, 2006. Doc. UN S/RES/1674
(2006) // URL://https://documents.un.org.
25. Resolution 1820 (2008), adopted by the UN Security Council on June 19, 2008. UN Doc. UN. S/RES/1820 (2008) // URL://https://documents.un.org.
26. Resolution 2151 (2014), adopted by the Security Council on April 28, 2014. Doc. UN S/RES/2151 (2014) // URL://https://documents.un.org.
27. Resolution 2282 (2016), adopted by the Security Council on April 27, 2016. Doc. UN S/RES/2282 (2016) // URL://https://documents.un.org.
28. Resolution 2553 (2020), adopted by the Security Council on December 3, 2020. Doc. UN S/RES/2553 (2020) // URL://https://documents.un.org.
29. Resolution 61/39, adopted by the UN General Assembly on December 4, 2006. The rule of law at the national and international levels. UN Doc. UN. A/RES/ 61/39 // URL://https://documents.un.org.
30. Resolution 62/70 adopted by the UN General Assembly on December 6, 2007. The Rule of Law at the National and International Levels. Doc. UN A/RES/ 62/70 // URL://https://documents.un.org.
31. Resolution 70/168, adopted by the UN General Assembly on February 17, 2016. Doc. UN A/RES/70/ 168 // URL://https://documents.un.org.
32. UN General Assembly Resolution 72/164, adopted by the UN General Assembly on January 25, 2018. Doc. UN A/RES/72/164 // URL://https://documents.un.org.
33. UN Peacebuilding Fund // URL://https://www. un.org/peacebuilding/ru/fund.
34. UN Peacekeeping Operations. Disarmament, Demobilization and Reintegration // URL://https://pea-cekeeping.un.org/ru/disarmament-demobilization-and-reintegration.
35. UN Peacekeeping Operations // URL://https:// peacekeeping.un.org/ru/security-sector-reform.
36. UN Political and peacebuilding issues // URL:// https://dpa.un.org/ru/elections.
37. UN Rule of Law and Justice // URL://https:// www.un.org/ruleoflaw/thematic-areas/justice-2/
38. UN Global Focal Point for the Rule of Law // URL://https://www.un.org/ruleoflaw/globalfocal-point/
39. UN Police // URL://https://peacekeeping.un.org/ en/un-police.
40. Official website of the Ministry of Internal Affairs of Russia // URL://https://MBfl.p$.
Информация об авторе А. А. Степанченко — Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя.
Information about the author A. A. Stepanchenko — Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.
Статья поступила в редакцию 30.11.2023; одобрена после рецензирования 08.12.2023; принята к публикации 18.12.2023. The article was submitted 30.11.2023; approved after reviewing 08.12.2023; accepted for publication 18.12.2023.