ФИНАНСЫ
УДК336
Воробьева Елена Ивановна,
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры финансов и кредита,
Институт экономики и управления (структурное подразделение), ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация.
Vorobyova Elena Ivanovna,
Doctor of Economic Sciences, Professor,
Professor of the Department of Finance and Credit,
Institute of Economics and Management (structural subdivision),
VI. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol, Russian Federation.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
SUSTAINABILITY OF THE FINANCIAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION
Финансовая система государства является основой для реализации национальной экономической политики. Оптимальное формирование финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование позволяют добиться высокого уровня ВВП и выполнения социальных обязательств государства.
Используя финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики, можно обеспечить стабильность финансовой системы даже в условиях мировых кризисных явлений.
В статье раскрыты особенности финансовой системы Российской Федерации, проведен анализ влияния на систему негативных глобализационных процессов, а также предложены мероприятия, позволяющие противостоять внешним вызовам, повышая внутренние возможности формирования и использования финансовых ресурсов.
В процессе исследования были выявлены внешние негативные факторы, снижающие устойчивость финансовой системы государства, рассмотрены валютные риски, колебания цен на нефтяном рынке. Установлено, что все уровни финансовой системы могут обеспечить экономику финансовыми ресурсами для реализации стратегии развития.
Ключевые слова: финансовая система, финансовые методы регулирования экономики, глобализационные процессы.
The financial system of the state is the basis for the implementation of national economic policy. The optimal formation of financial resources, their rational distribution and efficient use make it possible to achieve a high level of GDP and fulfillment of social obligations of the state.
Using financial and monetary methods of regulating the economy, it is possible to ensure the stability of the financial system even in conditions of global crisis.
The article reveals the features of the financial system of the Russian Federation, analyzes the impact on the system of negative globalization processes, and also suggests measures that can withstand external challenges, increasing internal opportunities for the formation and use of financial resources.
During the study, external negative factors were identified that reduce the stability of the financial system of the state, currency risks, and price fluctuations in the oil market were examined. It has been established that all levels of the financial system can provide the economy with financial resources for implementing the development strategy. Keywords: financial system, financial methods of economic regulation, globalization processes.
ВВЕДЕНИЕ
Финансы представляют собой сложную экономическую категорию и могут рассматриваться как на микро-и мезоуровнях, что будет иметь упрощенный характер, так и на макро- и мегоуровнях, что, безусловно, затрагивает глобализационные процессы. Упрощенное понятие финансов связано с денежными отношениями и такой финансовой деятельностью, которая выражается в доходах и затратах отдельных субъектов хозяйствования. Если же рассматривать финансы как отношения, складывающиеся в обществе в процессе движения стоимости созданного ВВП, то в этом случае имеется в виду финансовая система, функционирующая в государстве. Сферы финансовых отношений, включенных в финансовую систему, представлены на рисунке 1. Внутренняя структура финансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран.
Сфера характеризует обобщенную по определенному признаку совокупность финансовых отношений, а звено — их отдельную часть. Выделяют еще организационную структуру финансовой системы как совокупность финансовых органов и институтов, характеризующих систему управления финансами (рис. 2).
5
Рис. 1. Система финансовых отношений в глобализационной финансовой системе [19, с. 25].
Финансовая система Российской Федерации
Централизованные финансы
Децентрализованные финансы
Макроуровень
Бюджеты субъектов РФ
Мун ици паль ные бюджеты
Мун иц ила льн ые финансы
Мезоуровень
М икроуровень
Финансы домашних хозяйств
Ф ина нс ы субъ ектов хозяйствования
Государственный и муниципальные кредиты
В не бюд же тн ые ф онды
Фонды социального назначения
Фонды экономического назначения
Финансы коммерческих организаций
Финансы некоммерческих организаций
Финансы финансовых посредников
2. Структура финансовой системы Российской Федерации (Составлено автором)
Национальная финансовая система отображает структуру финансовых отношений в государстве. Эффективность ее функционирования будет зависеть от четкого законодательного урегулирования ее составляющих и от умения экспертов грамотно прогнозировать возможное воздействие внешних факторов на финансовую систему и экономику России в целом.
Проблемы оценки устойчивости финансовых систем рассматривались в работах различных авторов [1-14, 18,19,21,22,25].
Однако, вопросы обеспечения устойчивости финансовых систем с учетом усиления влияния глобализаци-онных процессов продолжают оставаться актуальными и требуют дальнейшего исследования и разработки мероприятий по обеспечению финансовой безопасности государства.
6
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Необходимость раскрытия проблем обеспечения устойчивости финансовой системы Российской Федерации в условиях глобализации обусловлена усилением воздействия внешних факторов на национальную экономику.
В связи с этим целью статьи является анализ состояния финансовой системы России и разработка мероприятий, повышающих ее устойчивость, особенно в условиях негативных глобальных процессов в мировой экономике.
В исследовании использовались различные научные методы и приемы, в частности обобщения, конкретизации, сравнения, логический метод, которые позволили обосновать комплекс мероприятий по обеспечению устойчивости финансовой системы Российской Федерации.
Основное внимание уделялось прогнозированию возможных негативных глобализационных процессов в мировой экономике и выявлению резервов финансовой системы России для противодействия внешним вызовам.
РЕЗУЛЬТАТЫ
В финансовой системе государства сосредоточены значительные объемы финансовых ресурсов, обеспечивающих функционирование экономической системы в целом. Отдельные составляющие финансовой системы имеют определенное функциональное назначение в процессе перераспределения ВВП.
На уровне субъектов хозяйствования формируется основная часть ВВП государства, поэтому создание условий для формирования предприятиями финансовых ресурсов, обеспечение финансовой устойчивости субъектов предпринимательства — это важная задача правительства страны. Микроуровень финансовой системы является базовым и, используя финансовые методы регулирования, можно сформировать значительные ресурсы для данного перераспределения. К этому же уровню относятся и домашние хозяйства, которые также формируют финансовые средства для потребления и, если есть возможность, для инвестирования, либо создания резервных накоплений.
Следующий уровень — это мезоэкономика. На этом уровне формируются финансовые ресурсы регионов и объектами регулирования становятся определенные отрасли, составляющие экономику региона, отдельные территории и группы хозяйствующих субъектов. При эффективном использовании финансовых методов выделяются регионы-доноры, которые способствуют экономическому развитию государства. К регионам-донорам Российской Федерации относятся: Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Ненецкий автономный округ, Тюменская область и Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Калужская область, Республика Татарстан, Самарская, Сахалинская и Свердловская области.
Дотационность определенных регионов в России показывает недостаточную проработку экономической стратегии государства. Конечно, это сложная задача обеспечить равномерность экономического роста в стране, где большое количество регионов имеют различный потенциал, климатические условия, неоднородную социальную структуру. Тем не менее, это необходимо осуществить, так как природные богатства в стране достаточны и не используются должным образом, что подтверждается сырьевым типом экономики Российской Федерации.
Макроуровень финансовой системы включает финансы всех регионов в государстве, формируемых во всех сферах экономической системы.
На всех этих уровнях устойчивость финансовой системы обеспечивается с помощью финансовых методов социально-экономического роста и развития регионов.
Условно их можно разделить на три большие группы (рис. 3).
Однако в условиях глобализации экономики наблюдается непрогнозируемый рост внешних рисков.
Например, ВОЗ объявила о пандемии коронавируса. Число заболевших в мире растет. По мнению вирусологов пик эпидемии еще не пройден и последствия этих негативных процессов можно будет определить позже.
Правительство Российской Федерации и Банк России объявили об очередном пакете мер поддержки экономики в условиях распространения коронавируса и падения цен на нефть. Этот процесс был начат после ослабления рубля. В совместном заявлении подчеркивается, что сохранение стабильности финансовой системы находится в приоритете. Обеспечить рынки необходимой рублевой и валютной ликвидностью Центральный Банк в состоянии, так как средств достаточно и при грамотном использовании, включая и средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), можно нивелировать дестабилизационные процессы в финансовой системе.
Под двойным ударом оказались такие сферы как транспорт и туризм, так как сейчас в мире, и в нашей стране, в частности, ограничена возможность свободного передвижения людей из-за опасности заражения.
В связи с этим правительство предоставило отсрочку части налоговых платежей в этих сферах. Туристические компании до конца года освободят от взносов в «Турпомощь», а банки смогут кредитовать компании-заемщики в сфере туризма и транспорта без ухудшения оценок их финансового положения, а правительство, в свою очередь, предоставляет государственные гарантии для реструктуризации и продления этих средств. Кроме того, будут расширены действующие программы кредитовая малых и средних предприятий (МСП), предложена отсрочка арендных платежей на три месяца для субъектов МСП — арендаторов государственного и муниципального имущества.
7
Финансовые методы социально-экономического роста и развития региона
Финансовое обеспечение
• Акционирование на основе публичного размещения акций на финансовом рынке.
• Самофинансирование.
• Заемное финансирование на основе эмиссии облигаций.
• Заемное финансирование на основе банковских кредитов.
• Льготное заемное финансирование.
• Целевое финансирование за счет государственных или частных финансовых ресурсов.
• Оперативная аренда.
• Финансовая аренда (финансовый лизинг).
• Смешанное финансирование.
Финансовое регулирование
• Налоги и сборы в регионе.
• Налоговые льго ты в р егионе.
• Налоговая политика.
• Распределение прибыли государственных (муниципальных) предприятий.
• Субсидии хозяйствующим субъектам в р егионе.
• Уплата страховых взносов.
• Таможенные сборы в регионе.
• Бюджетные инвестиции из регионального бюджета
• Государственные и муниципальные закупки.
• Межбюджетные трансферты.
• Санкции за нарушения финансового законодательства
Финансовое стимулирование
• Упрощенная система налогообложения.
• Патентная система.
• Налоговые стимулы.
• Социальные выплаты.
• Размещение временно свободных бюджетных средств.
• Бюджетные кредиты.
• Льготное предоставление государственного и муниципального имущества.
• Бюджетные ассигнования на государственные и муниципальные услуги.
• Государственные заимствования.
• Государственные гарантии.
Рис. 3. Финансовые методы социально-экономического роста и развития региона (Составлено на основании [9])
Также разрабатываются мероприятия по обеспечению стабильности доходов населения — сохранение занятости и бесперебойности выплат заработных плат, учитывая возможные карантинные ограничения [15].
Резкое падение цен на нефть на мировом рынке сильно ослабило национальную валюту России, так как, несмотря на предпринятые меры по отходу от сырьевого типа экономики, зависимость от мировых цен на сырье еще сохраняется.
По мнению главы Счетной палаты России Алексея Кудрина, сигналом для всей мировой экономики стало решение Федеральной резервной системы (ФРС) США о снижении базовой ставки почти до нуля (0-0,25%). Аналитик по товарным рынкам «Открытие Брокер» Оксана Лукичева считает, что «падение спроса на нефть отражает снижение темпов экономического роста в мире». Но для России, по мнению эксперта, снижение спроса на нефть и ее стоимость имеет и позитивную сторону, так как слабый рубль увеличивает потенциал экспорта товаров для среднего и малого бизнеса, что положительно для экономики [23].
8
По сравнению с кризисом 2014 года в России ситуация лучше в банковской системе. Как утверждает заместитель председателя ЦБ Российской Федерации Ксения Юдаева сейчас на российском рынке «откровенно слабых банков» нет. И, учитывая, что банковский сегмент всегда был стабилизирующим на финансовом рынке, финансовое положение России достаточно устойчивое.
Кроме того, если во время прошлых кризисов иностранные инвесторы уходили из России, распродавая рублевые активы и покупая доллары, то сейчас этого не наблюдается, так как кризис угрожает мировой экономике. Министр финансов Антон Силуанов в марте на заседании в Совете Федерации обосновал предлагаемые меры поддержки отечественной экономики тем, что коронавирус влияет сейчас на экономику сильнее, чем падение цен на нефть. Однако надо учитывать, что акции сейчас обесцениваются по всему миру, а обесценение дохода в рублях, который приносят государственные облигации инвесторам, частично компенсируется тем, что ключевая ставка нашего Центрального Банка выше, чем ключевые ставки в Европе и США.
Банк России достаточно грамотно использует финансовые методы поддержки национальной валюты. Например, на 30 дней была приостановлена покупка валюты, а сам ЦБ начал ее продажу.
Финансовые власти и правительство используют валютные интервенции и активно работают с экспортерами, чтобы валютная выручка не уходила из России
Плюсом нашей финансовой системы является и то, что к кризису мы подошли с высокими резервами. Это и профицит бюджета (триллион рублей) и превышение средств более 7 % от ВВП в Фонде национального благосостояния.
Однако действия правительства России и Центробанка должны корректироваться с учетом действий мировых регуляторов. Так, Европейский центробанк (ЕЦБ) объявил, что увеличит программу количественного смягчения еще на 120 млрд евро до конца года. О скоординированных мерах по насыщению рынков долларовой ликвидностью объявили Банк Англии, Банк Канады, Банк Японии и Швейцарский национальный банк.
Обычно банки в России корректируют свою политику по ставкам вслед за решением ЦБ по ключевой ставке (по вкладам быстро, по кредитам медленнее). Сейчас с учетом нестабильности рынка все несколько иначе. Кредитные ставки, в том числе и по ипотеке, начали повышение еще до решений регулятора. Какой в ближайшее время будет курс рубля зависит от многих факторов, в том числе и от того как долго продлится острая фаза на мировых финансовых рынках [15].
Анализируя возникновение мировых кризисных явлений в результате воздействия на экономику и социальную сферу пандемии коронавируса, логично будет вспомнить прогноз эксперта, заведующего отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН Якова Миркина еще в декабре 2019 года. Совершенно точно он определил, что кризис в Россию может прийти только «снаружи». Объективных внутренних причин не было, хотя и замедлялись темпы роста мировой экономики. Но как отмечал Яков Миркин: «тайна финансов в том, что дремлет где-то непрозрачный клубок, который похоронит остальных» [17]. Ведь кризисы в нашу страну и в 1998, и 2008, и 2014 годах приходили из-за рубежа. Поэтому, задача нашего государства сделать финансовую систему России более устойчивой к внешним воздействиям. С накоплением резервов, формированием поддерживающих население фондов правительство и ЦБ России справились. Сейчас усилия надо направить на внутренний рынок на обеспечение устойчивого роста после завершения пандемии.
Конкретные шаги по стабилизации финансовой системы правительство России уже сделало. Поддерживаются наиболее пострадавшие от кризиса отрасли, банкам рекомендовано смягчить требования к заемщикам, так как во многих случаях предлагаются государственные гарантии.
Центральный банк предоставил 5 млрд долл. на краткосрочные займы для участников рынка и стал продавать валюту в рамках бюджетного правила. Кроме того, валюту на внутреннем рынке стал продавать и Газпром. А чем больше предложение, тем ниже цена. Дополнительно холдинг заработал доллары на размещении облигаций. Объективных причин для роста цен на продукты тоже нет. Доля импорта продовольственных товаров у нас незначительная, а спекулятивные операции по неоправданному росту цен стало пресекать правительство и Антимонопольный комитет.
Активно поддерживаются сейчас сферы деятельности, которые могут сформировать дополнительные финансовые ресурсы в условиях пандемии и карантинных мер. Например, компании, занимающиеся онлайн-обучением. Отмечается значительный рост желающих обучаться программированию, маркетингу, дизайну, управлению.
Российские эксперты предлагают обратить внимание на следующие площадки:
• «Лекториум» (¡ейогшт.^), где собраны лекции по самым разным предметам. Некоторые бесплатные, а наиболее востребованные, например, по искусственному интеллекту в креативных индустриях, стоят 15000 рублей, что вполне доступно;
• «Универсариум» (universarium.org) — открытая система электронного образования, в которой предложены курсы сильнейших вузов, компаний, бизнес-тренеров. Есть бесплатные курсы и платные. Например, курс «Юрист на переговорах: технологии успеха» стоит 7000 рублей;
• свои информационные ресурсы представляют и корпоративные университеты АНО «еНАНО» (входит в «Роснано») сделало свою бесплатную образовательную платформу edunano.ru, в которой более 60 виртуальных курсов по инженерии, промдизайну и другим направлениям;
9
• «Курсера» (coursera.org) предлагает разнообразные обучающие программы. Многие на английском языке, есть с субтитрами на русском;
• «Нетология» (netology.ru) — предложено обучение программистов и аналитиков, дизайнеров, менеджеров продуктов, маркетологов. Вводные занятия бесплатные, само обучение платное.
Таким образом, можно констатировать, что и в кризисные периоды можно обеспечить формирование финансовых ресурсов и обеспечить интеллектуальные инвестиции, которые всегда дают отдачу в посткризисный период, когда экономика начинает расти.
Увеличить свою прибыль могут и страховые компании, так как заметно растет спрос на страховые услуги. С начала марта оборот платежей на сайтах страховщиков каждую неделю увеличивался на 23 %. К таким выводам пришли аналитики «Яндекс.Кассы», изучив платежи пользователей за последнее время. Это естественное желание пользователей в кризисное время снизить за счет страхования риски как коммерческие, так и личные. Поэтому повышение качества предоставляемых страховых услуг, расширение их перечня может позволить компаниям усилить свои позиции на финансовом рынке и увеличить прибыль.
Растет спрос и на услуги финансовых аналитиков, прогнозирующих спрос на энергоносители, товары и услуги. Умение применять данные ведущих рейтинговых агентств к определенным сферам деятельности является наиболее востребованным в настоящее время.
Несмотря на текущее падение цен на нефть (примерно, 26-30 долл. за баррель) рейтинговое агентство Moody's прогнозирует, что среднегодовые цены на нефть в 2020 году составят 40-45 долл. за баррель Brent, а в 2021 году вырастет до 50-55 долл. за баррель. Этот прогноз в целом совпадает и с прогнозом российского минэнерго.
Финансовые аналитики международных агентств отмечают, что экономики России, Казахстана, Азербайджана, ОАЭ, Катара более устойчивы к падению цен на нефть, так как имеют большие бюджеты, резервные фонды, которые смогут амортизировать падение курсов национальных валют.
Агентство Moody's отмечает, что Россия более устойчива к негативным внешним воздействиям благодаря гибкому обменному курсу рубля и большим валютным резервам.
В исследовании агентства указывается, что на конец 2019 года валютные резервы Банка России без учета золота покрывали 90 % внешнего долга. Для сравнения в некоторых странах-экспортерах нефти государственный долг может превысить в этом году 30 % ВВП в Саудовской Аравии и 70 % ВВП в Омане. Сложная ситуация в США в сланцевой нефтеперерабатывающей отрасли. Падение стоимости акций здесь наиболее ощутимо (рис. 4).
EOG Resources Inc.
Concho Resources Inc. Nob le Energy Inc.
Halliburton CO Sch lumberger Ltd.
Hes s Corp.
Ap ache Corp.
Marathon Oil Corp.
Occidental Petroleum Corp.
Diamondback Energy Inc.
PUc. 4. Снижение стоимости акций сланцевых компаний США (Составлено на основании [24])
Сейчас Российская Федерация находится в лучшем положении. По словам министра финансов Антона Силуанова «Стабильное исполнение бюджета и имеющиеся ресурсы позволяют государству гарантировать исполнение всех социальных обязательств перед гражданами, в том числе исполнение поручений президента по итогам послания и реализации национальных проектов, а также сохранение макроэкономической и финансовой стабильности даже в условиях низких цен на нефть» [20].
Глобальные изменения в мировой экономике должны сопровождаться дальнейшим развитием национальной финансовой системы государства, широким использованием финансовых методов.
10
ВЫВОДЫ
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1. Финансовая система Российской Федерации достаточно устойчива благодаря незначительному внешнему долгу и высоким объемам финансовых средств в резервных фондах.
2. Высокая степень влияния глобализационных процессов на устойчивость национальной финансовой системы требует разработки комплекса мероприятий, нивелирующих воздействие негативных внешних факторов. К таким мероприятиям можно отнести использование правительством и Центральным банком России финансовых и денежно-кредитных методов поддержки внутреннего финансового рынка.
3. На всех уровнях финансовой системы можно обеспечить, даже в кризисный период, формирование финансовых ресурсов и обеспечить их эффективное распределение и использование.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аганбегян А.Г. Будущее России зависит больше всего от развития нашей финансовой системы / А.Г. Аганбегян // Научные труды Вольного экономического общества России. — 2019. — Т. 215. № 1. — С. 170-194.
2. Бабаева А.Э. Проблемы и перспективы развития системы государственного финансового контроля в Российской Федерации / А.Э. Бабаева, А.А. Тер-Григорьянц // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. — 2019. — № 1 (70). — С. 26-32.
3. Блажевич О.Г. Оценка уровня финансовой безопасности химической отрасли Республики Крым / О.Г. Блажевич // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. - 2019. —№ 4 (49). —С. 5-18.
4. Борщ Л.М. Система межбюджетных отношений. Источники формирования консолидированного бюджета / Л.М. Борщ // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2019. — № 3 (48). — С. 5-12.
5. Бугаева Т.Н. Трансформационные процессы в финансовой системе государства / Т.Н. Бугаева // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2019. — № 3 (48). — С. 23-31.
6. Витчунова Е.А. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики: курс лекций / Е.А. Ветчуно-ва. — Йошкар-Ола : ПГТУ, 2016. — 163 с.
7. Владимирова О.Н. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики: учебно-методическое пособие / О.Н. Владимирова, Г.Ф. Каячев, Л.В. Каячева. — Красноярск: СФУ, 2013. — 67 с.
8. Вожжов А.П. Архитектоника финансового обеспечения и регулирования устойчивого и сбалансированного экономического роста: монография / А.П. Вожжов, Е.Л. Гринько, С.П. Вожжов, Д.В. Черемисинова. — М.: КНОРКС, 2015. — 558 с.
9. Воробьев Ю.Н. Теоретико-методологические основы финансовых методов регулирования и стимулирования экономики страны и ее регионов / Ю.Н. Воробьев // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2016. — № 3 (36). — С. 5-17.
10. Воробьева Е.И. Финансовое положение России в условиях обострения кризисных явлений в экономике / Е.И. Воробьева // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2017. — № 1 (38). — С. 5-16.
11. Головин А.О. Финансовое регулирование развития экономики в глобальных цепочках стоимости / А.О. Головин, Г. Л. Толкоченко // Финансы и кредит. — 2016. — №6 (678). — С. 26-36.
12. Дыхова А.Л. Значение финансовой системы в обеспечении экономической безопасности России / А.Л. Дыхова // Экономика и предпринимательство. 2019. — № 3 (104). — С. 170-174.
13. Караваева И.В. Финансовые риски социально-экономической безопасности, формируемые системой государственного управления в современной России / И.В. Караваева, А.Г. Коломиец, М.Ю. Лев, И.А. Колпакова // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. — 2019. — № 2. — С. 45-65.
14. Кротов М.И. О радикальной реформе финансовой системы России / М.И. Кротов, В.И. Мунтиян // Проблемы современной экономики. — 2019. — № 3 (71). — С. 122-131.
15. Маркелов Р. На весеннем положении. Что будет делать с ключевой ставкой Банк России / Роман Маркелов [Электронный ресурс] // Российская газета. — 2020. — № 56 (8110). — 17 марта. — Полоса 1. — Режим доступа: rg.ru/ 2020/03/16/chto-budet-delat-s-kliuchevoj-stavkoj-bank-rossii.html (дата обращения: 17.03.2020).
16. Маркелов Р. Полный пакет. ЦБ и кабмин объявили о новых мерах поддержки экономики / Роман Маркелов [Электронный ресурс] // Российская газета. — 2020. — № 57 (8111). — 18 марта. — Полоса 4. — Режим доступа: rg.ru/ 2020/03/17/cb-i-kabmin-obiavili-o-novyh-merah-podderzhki-rossij skoj-ekonomiki.html (дата обращения: 18.03.2020).
17. Миркин Я. Танцы черных лебедей / Яков Миркин [Электронный ресурс] // Российская газета. — 2019. — № 272 (8030). — 3 декабря. — Полоса 5. — Режим доступа: rg.ru/2019/12/02/iakov-mirkin-budet-li-krizis-v-2020-godu.html (дата обращения: 03.12.2019).
18. Молчанов И.Н. Финансовая система как инструмент решения стратегических задач социально-экономического развития России / И.Н. Молчанов // Друкеровский вестник. — 2019. — № 3. — С. 80-91.
19. Опарш В.М. Фшанси (Загальна теорiя): Навч. поибник. — 2-ге вид., доп. i перероб. — К.: КНЕУ, 2004. — 240 с.
20. Силуанов А. Сказано / Антон Силуанов // Комсомольская правда. — 2020. — 11 марта. — 3 полоса
21. Тараканов В.В. Механизм финансового стимулирования инвестиционной деятельности / В.В. Тараканов, А.А. Калашников // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. — 2016. — №1 (34). — С. 98-105.
22. Твердохлебов Н.И. Сравнительный анализ страновых рисков Российской Федерации / Н.И. Твердохлебов // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2018. — № 3 (44). — С. 135-141.
23. Тихонов С. Баррель раскачался. Чем грозит экономике мира падение спроса на нефть / Сергей Тихонов // Российская газета. — 2020. — № 56 (8110). — 17 марта. — Полоса 8. — Режим доступа: rg.ru/2020/03/16/chem-grozit-ekonomike-mira-padenie-sprosa-na-neft.html (дата обращения: 17.03.2020).
24. Филиппов Н. Неидеальный шторм. Нефть, коронавирус и ужас, ужас, ужас / Николай Филиппов // Крымская правда. — 2020. — № 44 (27267). — 12 марта. — 2 полоса.
11
25. Шевченко Л.М. Риски, влияющие на финансовую систему России в условиях цифровой экономики / Л.М. Шевченко // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. — 2019. — № 1 (75). — С. 121-124.
SPISOK LITERATURY
1. Aganbegyan A.G. Budushcheye Rossii zavisit bol'she vsego ot razvitiya nashey finansovoy sistemy / A.G. Aganbegyan // Nauchnyye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii. — 2019. — T. 215. № 1. — S. 170-194.
2. Babayeva A.E. Problemy i perspektivy razvitiya sistemy gosudarstvennogo finansovogo kontrolya v Rossiyskoy Federatsii / A.E. Babayeva, A.A. Ter-Grigor'yants // Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. — 2019. — № 1 (70). — S. 26-32.
3. Blazhevich O.G. Otsenka urovnya finansovoy bezopasnosti khimicheskoy otrasli Respubliki Krym / O.G. Blazhevich / / Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. - 2019. —№ 4 (49). —S. 5-18.
4. Borshch L.M. Sistema mezhbyudzhetnykh otnosheniy. Istochniki formirovaniya konsolidirovannogo byudzheta / L.M. Borshch // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2019. — № 3 (48). — S. 5-12.
5. Bugayeva T.N. Transformatsionnyye protsessy v finansovoy sisteme gosudarstva / T.N. Bugayeva // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2019. — № 3 (48). — S. 23-31.
6. Vitchunova Ye.A. Finansovyye i denezhno-kreditnyye metody regulirovaniya ekonomiki: kurs lektsiy / Ye.A. Vetchunova. — Yoshkar-Ola : PGTU, 2016. — 163 s.
7. Vladimirova O.N. Finansovyye i denezhno-kreditnyye metody regulirovaniya ekonomiki: uchebno-metodicheskoye posobiye / O.N. Vladimirova, G.F. Kayachev, L.V. Kayacheva. — Krasnoyarsk: SFU, 2013. — 67 s.
8. Vozhzhov A.P. Arkhitektonika finansovogo obespecheniya i regulirovaniya ustoychivogo i sbalansirovannogo ekonomicheskogo rosta: monografiya / A.P. Vozhzhov, Ye.L. Grin'ko, S.P. Vozhzhov, D.V. Cheremisinova. — M.: KNORKS, 2015. — 558 s.
9. Vorobyоv Yu.N. Teoretiko-metodologicheskiye osnovy finansovykh metodov regulirovaniya i stimulirovaniya ekonomiki strany i yeye regionov / Yu.N. Vorobyоv // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2016. — № 3 (36). — S. 5-17.
10. Vorobyоva E.I. Finansovoye polozheniye Rossii v usloviyakh obostreniya krizisnykh yavleniy v ekonomike / E.I. Vorobyоva // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2017. — № 1 (38). — S. 5-16.
11. Golovin A.O. Finansovoye regulirovaniye razvitiya ekonomiki v global'nykh tsepochkakh stoimosti / A.O. Golovin, G.L. Tolkochenko // Finansy i kredit. — 2016. — №6 (678). — S. 26-36.
12. Dykhova A.L. Znacheniye finansovoy sistemy v obespechenii ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii / A.L. Dykhova / / Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2019. — № 3 (104). — S. 170-174.
13. Karavayeva I.V. Finansovyye riski sotsial'no-ekonomicheskoy bezopasnosti, formiruyemyye sistemoy gosudarstvennogo upravleniya v sovremennoy Rossii / I.V. Karavayeva, A.G. Kolomiyets, M.YU. Lev, I.A. Kolpakova // ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika. — 2019. — № 2. — S. 45-65.
14. Krotov M.I. O radikal'noy reforme finansovoy sistemy Rossii / M.I. Krotov, V.I. Muntiyan // Problemy sovremennoy ekonomiki. — 2019. — № 3 (71). — S. 122-131.
15. Markelov R. Na vesennem polozhenii. Chto budet delat' s klyuchevoy stavkoy Bank Rossii / Roman Markelov [Elektronnyy resurs] // Rossiyskaya gazeta. — 2020. — № 56 (8110). — 17 marta. — Polosa 1. — Rezhim dostupa: rg.ru/2020/03/16/chto-budet-delat-s-kliuchevoj-stavkoj-bank-rossii.html (data obrashcheniya: 17.03.2020).
16. Markelov R. Polnyy paket. TSB i kabmin ob"yavili o novykh merakh podderzhki ekonomiki / Roman Markelov [Elektronnyy resurs] // Rossiyskaya gazeta. — 2020. — № 57 (8111). — 18 marta. — Polosa 4. — Rezhim dostupa: rg.ru/2020/ 03/17/cb-i-kabmin-obiavili-o-novyh-merah-podderzhki-rossijskoj-ekonomiki.html (data obrashcheniya: 18.03.2020).
17. Mirkin YA. Tantsy chernykh lebedey / Yakov Mirkin [Elektronnyy resurs] // Rossiyskaya gazeta. — 2019. — № 272 (8030). — 3 dekabrya. — Polosa 5. — Rezhim dostupa: rg.ru/2019/12/02/iakov-mirkin-budet-li-krizis-v-2020-godu.html (data obrashcheniya: 03.12.2019).
18. Molchanov I.N. Finansovaya sistema kak instrument resheniya strategicheskikh zadach sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii / I.N. Molchanov // Drukerovskiy vestnik. — 2019. — № 3. — S. 80-91.
19. Oparan V.M. Fmansi (Zagal'na teoraya): Navch. pos^nik. — 2-ge vid., dop. н pererob. — K.: KNEU, 2004. — 240 s.
20. Siluanov A. Skazano / Anton Siluanov // Komsomol'skaya pravda. — 2020. — 11 marta. — 3 polosa
21. Tarakanov V.V. Mekhanizm finansovogo stimulirovaniya investitsionnoy deyatel'nosti / V.V. Tarakanov, A.A. Kalashnikov // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Ekonomika. Ekologiya. — 2016. — №1 (34). — S. 98-105.
22. Tverdokhlebov N.I. Sravnitel'nyy analiz stranovykh riskov Rossiyskoy Federatsii / N.I. Tverdokhlebov // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2018. — № 3 (44). — S. 135-141.
23. Tikhonov S. Barrel' raskachalsya. Chem grozit ekonomike mira padeniye sprosa na neft' / Sergey Tikhonov // Rossiyskaya gazeta. — 2020. — № 56 (8110). — 17 marta. — Polosa 8. — Rezhim dostupa: rg.ru/2020/03/16/chem-grozit-ekonomike-mira-padenie-sprosa-na-neft.html (data obrashcheniya: 17.03.2020).
24. Filippov N. Neideal'nyy shtorm. Neft', koronavirus i uzhas, uzhas, uzhas / Nikolay Filippov // Krymskaya pravda. — 2020. — № 44 (27267). — 12 marta. — 2 polosa.
25. Shevchenko L.M. Riski, vliyayushchiye na finansovuyu sistemu Rossii v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki / L.M. Shevchenko // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta. — 2019. — № 1 (75). — S. 121-124.
Статья поступила в редакцию 20 марта 2020 года Статья одобрена к печати 23 марта 2020 года
12