Научная статья на тему 'Обеспечение устойчивости федерального бюджета и проведение активной стимулирующей государственной финансовой политики'

Обеспечение устойчивости федерального бюджета и проведение активной стимулирующей государственной финансовой политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
768
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономический рост / федеральный бюджет / бюджетное правило / бюджетная политика / профицит бюджета / Фонд национального благосостояния. / economic growth / federal budget / fiscal rule / fiscal policy / budget surplus / Welfare fund.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е В. Потапова

В статье рассматриваются возможности и вызовы стабильного экономического роста при текущем уровне государственных расходов и проводимой бюджетной политике в Российской Федерации. Автор анализирует две противоположные и наиболее дискутируемые среди российских экономистов точки зрения на условия экономического развития в стране, сбалансированность федерального бюджета, направления активной стимулирующей финансовой политики и действующее бюджетное правило. В статье затронуты вопросы эффективности расходования средств федерального бюджета и потенциальные изменения в направлениях расходов, которые могли бы привести к положительным сдвигам в российской экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Е В. Потапова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SUSTAINABILITY OF THE FEDERAL BUDGET AND CONDUCTING ACTIVE STIMULUS STATE FISCAL POLICY

The article discusses the opportunities and challenges of stable economic growth at the current level of government spending and the budget policy in the Russian Federation. The author analyzes the two opposing and most discussed points of view on the conditions for economic development in the country, the balance of the federal budget, the directions of active stimulating fiscal policy and the current budget rule. In addition, the article deals with the efficiency of spending from the federal budget and potential changes in expenditure items that could lead to positive changes in the Russian economy.

Текст научной работы на тему «Обеспечение устойчивости федерального бюджета и проведение активной стимулирующей государственной финансовой политики»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И ПРОВЕДЕНИЕ АКТИВНОЙ СТИМУЛИРУЮЩЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

Е.В. Потапова, студент

Научный руководитель: Н.С. Шмиголь, канд. экон. наук, доцент Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10255

Аннотация. В статье рассматриваются возможности и вызовы стабильного экономического роста при текущем уровне государственных расходов и проводимой бюджетной политике в Российской Федерации. Автор анализирует две противоположные и наиболее дискутируемые среди российских экономистов точки зрения на условия экономического развития в стране, сбалансированность федерального бюджета, направления активной стимулирующей финансовой политики и действующее бюджетное правило. В статье затронуты вопросы эффективности расходования средств федерального бюджета и потенциальные изменения в направлениях расходов, которые могли бы привести к положительным сдвигам в российской экономике.

Ключевые слова: экономический рост, федеральный бюджет, бюджетное правило, бюджетная политика, профицит бюджета, Фонд национального благосостояния.

Реализация стратегических целей прорывного научно-технологического и социально-экономического развития страны, заявленные в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» требует поиска дополнительных финансовых ресурсов и перераспределения средств федерального бюджета на реализацию приоритетных национальных проектов. В данных обстоятельствах федеральный бюджет необходим не только для аккумулирования финансовых ресурсов государства и использования средств на выполнение основных функций органов государственной власти федерального уровня. Оценивая бюджет центрального правительства, необходимо помнить, что он является одним из основных инструментов, обеспечивающих реализацию принятой экономической политики [1]. Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, необходимым условием достижения целей экономической политики, а именно устойчивого экономического роста и роста инве-

стиционной активности, является обеспечение макроэкономической стабильности путём создания и поддержания устойчивой и сбалансированной бюджетной системы [2]. Как отмечают эксперты, для достижения заявленных социально-экономических целей необходим темп экономического роста хотя бы в 4,5% [3]. Однако объем инвестиций в основной капитал по итогам 2015-2017 годов составил 20,5% ВВП. Согласно оценкам, которые основаны на анализе динамики экономик стран с уровнем благосостояния не ниже среднемирового (всего 63 страны) за период с 1980 по 2015 годы, такой объем может обеспечить темп роста ВВП в долгосрочной перспективе в размере не выше 1,5-2,0% в год. Кроме того, по итогам 2019 года прогнозируется замедление темпов роста ВВП. По оценкам Всемирного банка, темп роста ВВП Российской Федерации в 2019 году составит всего 1,5% [4], что практически соответствует ожиданиям Министерства экономического развития, составляющим 1,4%. Замедление темпов экономического роста будет связано как с сокращением инвестиционной активности, так и со снижением темпов роста потребительского спроса [5]. В связи с этим возникает зако-

номерный вопрос: в какой степени и реализует ли принятый на сегодняшний день федеральный бюджет цели, намеченные майскими указами Президента Российской Федерации, обеспечивается ли проведение активной стимулирующей государственной финансовой политики?

Рассмотрим несколько точек зрений по данному вопросу. Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов считает, что достижение стабильного экономического роста возможно только через устойчивый и сбалансированный федеральный бюджет. По мнению А.Г. Силуанова, поддержка тех или иных отраслей экономики за счет увеличения дефицита федерального бюджета может привести к краху финансовой системы, как это случилось в период Советского Союза [6]. Так, в бюджетной политике важно запланировать не огромный объем расходов и распределить через государство половину ВВП, а определить качество этих расходов. Министерство финансов обозначает следующие направления повышения эффективности расходования средств из федерального бюджета: осуществление регулярного контроля за бюджетными расходами, повышения качества института государственных программ Российской Федерации и практическая реализация принципов проектного управления, формирование качественной и эффективной системы предоставления государственных услуг в социальной сфере [7]. Дефицитный федеральный бюджет -это большие риски для государства. В результате трудного прогнозирования цен на нефть на мировых рынках сырья и зависимости федерального бюджета от нефтегазовых доходов не представляется возможным увеличение расходов бюджета в настоящее время. Ведь при значительном снижении цены на нефть ниже цены отсечения потери федерального бюджета превысят 3 триллиона рублей при планируемом дефиците в 1,932 триллиона рублей. В 2018 году было принято новое бюджетное правило, согласно которому доходы от увеличения цен на нефть выше базового уровня, заложенного в бюджет, резервируются, а не расходуются. В результате, это должно привести к снижению зависи-

мости доходной части федерального бюджета от конъюнктурных нефтегазовых доходов и устойчивости федерального бюджета. Основная задача национальной экономической политики, как отмечает министр финансов Российской Федерации, -обеспечить предсказуемые условия для развития реального сектора экономики и привлечения дополнительных частных инвестиций, а это достижимо только через устойчивый федеральный бюджет при любых условиях - изменениях цен на нефть, вводе санкций и т.п. [6].

Председатель Счетной палаты Российской Федерации А.Л. Кудрин считает, что основным способом ускорить экономический рост для Российской Федерации является бюджетный маневр, который предусматривает повышение удельного веса производительных расходов, а именно инвестиций в человеческий физический капитал, который можно достичь за счет остальных статей (повышение расходов на образование на 0,8 п.п., на сферу здравоохранения на 0,7 п.п., на инфраструктуру страны на 0,8 п.п.) [8]. Для этого необходимо увеличения дефицита федерального бюджета на 0,5% ВВП. В долгосрочной перспективе это поможет добиться, по мнению А.Л. Кудрина, средних темпов экономического роста в 6%, увеличение ВВП за 6 лет на 30%. Вторым важным условием достижения экономического развития А.Л. Кудрин считает смягчение нового бюджетного правила за счет увеличения базовой цены на нефть на 5$ за баррель. В предыдущем периоде, когда цены на нефть достигали пикового значения, данное предложение можно было рассматривать как рискованное. Ведь в результате резкого падения цен на нефть дефицит федерального бюджета мог увеличиться сразу на 5%. На сегодняшний день, рассматривая цены на нефть в размере 45$ за баррель, сильного резкого падения не может быть [8]. Поэтому целесообразно использовать дополнительные нефтяные доходы на инвестиции в реальный сектор экономики.

В ходе первого чтения проекта федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов Правитель-

ство Российской Федерации впервые за последние пять лет одобрило федеральный бюджет с профицитом. Прогнозируется, что в 2019 г. профицит федерального бюджета составит 1,884 трлн руб., или 1,8% ВВП, в 2020 г. - 1,183 трлн руб., или 1,1%, в 2021 г. - 0,8%, или 908,4 млрд руб. [99]. Как отмечает министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов, планируемый бюджет с профицитом будет особенно устойчивым и независимым от внешних шоков, таких как западные санкции, изменение цен на нефть и курса рубля [10]. Министр финансов рассчитывает, что создаваемая «предсказуемая среда» позволит достичь более высоких темпов роста экономики, а именно увеличить инвестиционную активность в ближайшие годы с 21,5% до 25% [11].

Глава Счетной палаты Российской Федерации А.Л. Кудрин полагает, что указанный бюджетный профицит может даже увеличиться и достичь трех триллионов рублей в 2019 году [11]. Связано это с тем, что запланированные в следующем году цены на нефть в 63,4$ за баррель могут быть на 10$ выше заложенных в бюджет на три последующих года. При этом, исходя из основных параметров планируемого федерального бюджета на 2019 год и плановые 2020 и 2021 годы, доля расходов на образование, медицину и инфраструктуру вырастет незначительно несмотря на то, что, по мнению А.Л. Кудрина, представленные направления являются наиболее важными для достижения экономического роста и высокого качества жизни [9, 11]. Такой парадокс связан с тем, что согласно бюджетному правилу дополнительные доходы от продажи нефти не будут использоваться как инвестиции, а пойдут в Фонд национального благосостояния. Однако, по мнению А.Г. Силуанова, изменение бюджетного правила невозможно ввиду того, что именно за счёт ФНБ, который увеличится с 3,8 трлн руб. до 11,4 трлн (3,.8% - 12% от ВВП) и будет тратиться только на софинансирование пенсий, федеральный бюджет может быть защищен от внешних воздействий [1010].

Таким образом, для устойчивого экономического роста необходимо обеспечить такое состояние федерального бюджета, при котором в случае проявления бюджетных шоков он должен оставаться устойчивым и обеспечивать финансовую безопасность страны [12]. Однако, по нашему мнению, в условиях современных реалий экономический рост невозможно обеспечить, если одновременно стремиться к достижению профицита федерального бюджета. Основным драйвером экономического роста в любой стране являются частные инвестиции в реальный сектор экономики. Согласно кейнсианскому направлению в экономической теории, в кризисном периоде увеличение государственных расходов призвано заменить недостаток частных инвестиций. Впоследствии, когда реальный сектор набирает достаточно средств, государство возвращает расходы на прежний уровень, которые были при сбалансированном бюджете, так как прибыльность вложений в компании для инвесторов опять возрастает. Таким образом, сохранение дефицита федерального бюджета на допустимом уровне в рамках использования инструментов контрциклической бюджетной политики является оправданным и, на наш взгляд, единственным способом достижения реального экономического роста. Помимо этого, в краткосрочной перспективе необходимо смягчение бюджетного правила, и приведенные аргументы главы Счетной палаты Российской Федерации считаем обоснованными. Дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета могут быть также направлены на инвестиции. Однако стоит отметить, что совсем отказаться от бюджетного правила невозможно и оно в долгосрочной перспективе может быть даже ужесточено при условиях достижения стабильного экономического роста, поскольку высокая зависимость федерального бюджета от нефтегазовых доходов приводит к неустойчивости бюджетной системы Российской Федерации в целом и, как следствие, недостаточному социально-экономическому развитию или даже стагнации в экономике.

Библиографический список

1. Бюджет недоразвития. Какой бюджет на 2018-2020 годы приняли в России [Электронный ресурс] / Мнение экспертов: Е. Плисецкий, Д.Сорокин; Капитал страны (kapital -rus.ru) 28 ноября 2017 г. URL:http://kapitalrus.ru/articles/article/budjet_nedorazvitiya_kakoi_budjet_na_20182020_gody _prinyali_v_rossii/

2. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов [Электронный ресурс] / Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации. URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=123006

3. Слепов В.А. Федеральный бюджет как источник роста российской экономики: финансовые резервы и возможности / Слепов В.А., Чалова А.Ю. // Финансы и кредит.— 2017 .— № 8.-С.459-479.

4. Russia Economic Report #40: Russia's economy: Preserving stability; Doubling growth; Halving poverty - How? [Электронный ресурс] URL: http://pubdocs.worldbank.org/en/673631543924406524/RER-40-English.pdf

5. Картина экономики. Июнь 2018 года. URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/6199b307-3102-42ca-935c

19b05d2d398b/180704_econ_picture.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=6199b307-3102-42ca-935c-19b05d2d398b

6. Главная задача - сбалансирование бюджета (Выступления в рамках дискуссий на площадках ПМЭФ-2017) // Финансы. — 2017. — № 6.-С.8-12

7. Проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах. URL: https://special.minfin.ru/ru/presscenter/?id_4=36395&area_id=4&page_id=2192&popup=Y

8. Кудрин А.Л., Соколов И.А. Бюджетный маневр и структурная перестройка российской экономики [Электронный ресурс] / Кудрин А.Л., Соколов И.А. URL: https://www.csr.ru/news/byudzhetnyj-manevr-i-strukturnaya-perestrojka-rossijskoj-ekonomiki/

9. О проекте федерального бюджет на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов [Электронный ресурс] / Бюджет URL: http://bujet.ru/upload/pdf/presentation-budget-2018.pdf

10. Силуанов: профицит бюджета в 2019 году прогнозируется на уровне 1,8% ВВП [Электронный ресурс] // ТАСС URL: https://tass.ru/ekonomika/5532362

11. Бюджет на трехлетку: будет профицит. URL: https://finance.rambler.ru/economics/41121982-byudzhet-na-trehletku-budet-profitsit/

12. Шмиголь Н.С. Бюджетные правила как инструмент достижения финансовой стабильности и экономического роста / Н.С. Шмиголь // Экономика. Налоги. Право. 2017. № 1. С. 66-74.

THE SUSTAINABILITY OF THE FEDERAL BUDGET AND CONDUCTING ACTIVE

STIMULUS STATE FISCAL POLICY

E.V. Potapova, student

Supervisor: N.S. Shmigol, candidate of economic sciences, associate professor Financial university under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)

Abstract. The article discusses the opportunities and challenges of stable economic growth at the current level of government spending and the budget policy in the Russian Federation. The author analyzes the two opposing and most discussed points of view on the conditions for economic development in the country, the balance of the federal budget, the directions of active stimulating fiscal policy and the current budget rule. In addition, the article deals with the efficiency of spending from the federal budget and potential changes in expenditure items that could lead to positive changes in the Russian economy.

Keywords: economic growth, federal budget, fiscal rule, fiscal policy, budget surplus, Welfare fund.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.