Научная статья на тему 'Обеспечение устойчивого развития российских фармацевтических предприятий в условиях внешнеэкономических санкций'

Обеспечение устойчивого развития российских фармацевтических предприятий в условиях внешнеэкономических санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
324
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костромин Пётр Александрович

В статье проанализировано текущее состояние российского фармацевтического рынка. Выявлены основные экономические и социальные проблемы устойчивого развития российских фармацевтических предприятий. Представлены последствия введения внешнеэкономических санкций в отношении импортных лекарственных средств для населения Российской Федерации и отечественных производителей. Охарактеризованы ключевые проблемы замещения импортных лекарственных средств отечественными аналогами и предложены направления их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Костромин Пётр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVISION OF RUSSIAN PHARMACEUTICAL ENTERPRISES'' SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF FOREIGN ECONOMIC SANCTIONS

The current state of Russian pharmaceutical market is analyzed in the article. The main economical and social problems of Russian's pharmaceutical enterprises' sustainable development are found out. The consequences of foreign economic sanctions initiation for Russians and national producers are presented. The key problems of imported medicines substitution with domestic equivalents are characterised and directions to solve them are offered.

Текст научной работы на тему «Обеспечение устойчивого развития российских фармацевтических предприятий в условиях внешнеэкономических санкций»

УДК 338.33

п.А. Костромин ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКИХ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ

Аннотация. В статье проанализировано текущее состояние российского фармацевтического рынка. Выявлены основные экономические и социальные проблемы устойчивого развития российских фармацевтических предприятий. Представлены последствия введения внешнеэкономических санкций в отношении импортных лекарственных средств для населения Российской Федерации и отечественных производителей. Охарактеризованы ключевые проблемы замещения импортных лекарственных средств отечественными аналогами и предложены направления их решения.

Ключевые слова: устойчивое развитие, лекарственные средства, фармацевтический рынок, фармацевтические предприятия, внешнеэкономические санкции.

mer K^steomm PROVISION OF RUSSIAN PHARMACEUTICAL

ENTERPRISES' SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF FOREIGN ECONOMIC SANCTIONS

Annotation. The current state of Russian pharmaceutical market is analyzed in the article. The main economical and social problems of Russian's pharmaceutical enterprises' sustainable development are found out. The consequences of foreign economic sanctions initiation for Russians and national producers are presented. The key problems of imported medicines substitution with domestic equivalents are characterised and directions to solve them are offered. Keywords: sustainable development, medicines, pharmaceutical market, pharmaceutical enterprises, foreign economic sanctions.

Под устойчивым развитием фармацевтических предприятий мы понимаем развитие, при котором обеспечивается экологически безопасный выпуск качественных лекарств в объемах, достаточных для нормального финансового состояния предприятия. Актуальность темы устойчивого развития для фармацевтических предприятий обусловлена влиянием лекарственных средств на заболеваемость и смертность населения.

Российский фармацевтический рынок демонстрирует высокие темпы роста. По итогам 2013 г. его объем составил 1045 млрд. руб., что на 13,7 % больше, чем в 2012 г. [9]. В среднем с 2006 г. он рос на 17,8 % в год, что позволило ему вырасти более чем в три раза за восемь лет. Такие темпы роста позволяют российскому рынку обгонять среднемировые значения. В среднем с 2006 по 2013 г. российский рынок в долларовом выражении рос на 15,1 % в год, увеличившись за восемь лет в 2,68 раза. За аналогичный период мировой рынок рос в среднем на 5,7 % в год, увеличившись в 1,48 раза. Сравнение динамики российского и мирового фармацевтического рынка в 2006-2013 гг. представлено на рисунке 1.

В итоге российский рынок в 2013 г. находится на седьмом месте по объему и на третьем месте по темпам прироста. При этом Россия по уровню потребления отстает от среднеевропейских показателей в три раза. Однако, несмотря на рост рынка, доля российских производителей на нем остается стабильно низкой: 24 % в 2006 г. против 24,4 % в 2013 г. [9]. Среди 20 крупнейших фармацевтических корпораций, лидирующих по объемам продаж на рынке, 18 представляют «Большую Фарму» -крупнейшие транснациональные фармацевтические корпорации. При этом по тем позициям, по которым российские лекарственные средства присутствуют на рынке, их средняя стоимость более чем в четыре раза ниже импортных аналогов.

© Костромин П.А., 2014

Рис. 1. Динамика мирового и российского фармацевтического рынка в 2006-2013 гг. (составлен автором на основе [11; 12])

Кроме того, существуют проблемы с обеспечением социальной устойчивости российских производителей. Ситуация с дополнительным лекарственным обеспечением (ДЛО) льготных категорий населения и лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) бесплатными отечественными лекарствами за счет государства также характеризуется зависимостью от импорта. В сегменте ДЛО российская продукция в стоимостном выражении в 2013 г. занимает лишь 14 %, а в сегменте ЛПУ -24 %. Ситуация усугубляется тем, что состоящий из 567 позиций перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛП) для населения, непосредственно воздействующий на заболеваемость и смертность населения, по 207 позициям (36,5 %) не имеет зарегистрированных в данном перечне российских аналогов [9].

Следовательно, российские предприятия в настоящее время не в состоянии бороться с крупнейшими транснациональными фармацевтическими корпорациями на собственном рынке и обеспечивать лекарственную безопасность Российской Федерации в полном объеме. Данные тенденции вызваны значительным объемом импорта в Россию, который с 2006 г. увеличился более чем в два раза. Динамика объемов импорта в Россию представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Динамика импорта ГЛС в Россию (млн долл.) в 2005-2013 гг. (составлен автором на основе [11])

До середины 2014 г. ситуация на российском фармацевтическом рынке развивалась по вышеизложенному сценарию. Однако в сентябре 2014 г. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации объявило о внесении в Правительство проекта постановления «Об установлении ограничений на допуск лекарственных средств, происходящих из иностранных государств, при осу-

ществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно данному документу при осуществлении государственных закупок лекарственных средств будут установлены ограничения на участие в тендерах иностранных компаний, кроме компаний стран-членов Таможенного союза при наличии как минимум двух российских конкурентов [6].

Введение вышеупомянутых ограничений на поставки импортных лекарственных средств является продолжением внешнеэкономических санкций, введенных указом президента РФ в отношении сельскохозяйственной продукции [1]. Но в отличие от сельскохозяйственной продукции, данные меры приведут к увеличению заболеваемости и смертности пациентов, т.е. ухудшению социальной устойчивости фармацевтической промышленности, а следовательно, и фармацевтических предприятий.

Таким образом, можно сделать вывод, что если предлагаемые меры будут введены, то большинство иностранных компаний уйдут с российского рынка государственных закупок из-за искусственных ограничений конкуренции. В таком случае рынок лекарственных средств, по оценкам автора, моментально снизится как минимум на 20 % в основном за счет компаний, специализирующихся в России на поставках лекарственных средств в госпитальном сегменте. И пациентам, ранее обеспеченным лекарственными средствами за счет государства, придется покупать необходимые им лекарственные средства в аптеках за свой счет. В худшем случае западные компании уйдут не только с госпитального, но и с коммерческого рынка. В таком случае по многим позициям лекарственных средств российских аналогов в кратчайшие сроки в аптеках не окажется, следовательно, лекарственная обеспеченность населения страны значительно ухудшится до того, пока российские предприятия не займут освободившуюся нишу.

Возможности для переключения потоков импортных поставок сильно ограничены. Среди 20 крупнейших импортеров, занимающих более 63 % импорта в Россию, только шесть компаний (21,6 %) представляют не попавшие в «черный» список страны. Еще две компании (4,8 %) имеют локализованные производства в России [9]. В таком случае наиболее реальным вариантом для замены лекарственных средств из Европейского Союза являются лекарственные средства, производимые азиатскими странами: Китаем, Индией, Японией. То есть странами, в настоящее время уже являющимися лидерами по поставкам фармацевтических субстанций для производства российских лекарственных средств.

При чисто экономическом рассмотрении вопроса при ограничении импортных поставок для российских предприятий откроются новые перспективы расширения на рынке лекарственных средств. Однако у них существует ряд проблем в области устойчивого экономического развития предприятия, требующих своего решения в условиях внешнеэкономических санкций.

1. В настоящее время среди фирм-производителей, лидирующих на российском рынке, большая часть представлена зарубежными предприятиями. Однако лидируя на российском рынке, иностранные корпорации имеют лишь представительства в России, осуществляющие продажу ввозимых лекарственных средств [5, с. 62]. Поэтому необходимо стимулировать локализацию производства лекарственных средств на территории России и Таможенного союза. Данная мера будет способствовать притоку передовых технологий, созданию новых рабочих мест и обеспечению населения инновационными и качественными лекарственными средствами. Кроме того, локальным производителям в соответствии с Приказом Минэкономразвития № 155 от 25 марта 2014 г. «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предоставляются 15 % преференции при государственных закупках [2].

2. Другой проблемой является гармонизация регуляторных требований с международными стандартами. В соответствии с Федеральным законом № 61-ФЗ от 12 апреля 2010 г. «Об обращении лекарственных средств» окончательный переход на международные стандарты Good Manufacturing

Practice (GMP) должен был произойти с 1 января 2014 г. Без данного сертификата российским фармацевтическим предприятиям будет запрещено осуществлять свою деятельность. Но из-за отсутствия органов регулирования и контроля исполнения данного закона российские производители физически не могут перейти на новые стандарты [8]. Необходимо государственное регулирование собственного производства в соответствии с интересами всех участников фармацевтического рынка. Опыт показывает, что в результате внедрения GMP качество готовой продукции растет, но для этого необходимо создать сопутствующую институциональную среду.

3. Отечественные производители выпускают распространенные аналоги лекарственных средств - дженерики, права на которые принадлежат крупнейшим корпорациям Большой Фармы. Как правило, это низкорентабельные и морально устаревшие препараты, не способные обеспечить должный уровень конкурентоспособности. Это не позволяет тратить на исследования и разработки более 1-2 % от выручки [4, с. 61]. Кроме того, существует проблема невостребованности инновационных продуктов у главных заказчиков - государства и крупных компаний с государственным участием, на долю которых приходится до 60 % всех закупок лекарственных средств [3]. Поэтому российским производителям необходимы государственные заказы на производство инновационных лекарственных средств, так как независимо от принятия решения по санкциям необходимо развивать импортозамещающее производство.

4. Наблюдаются финансовые сложности с развитием фармацевтических предприятий, которые испытывают нехватку собственных оборотных средств. Коэффициент маневренности собственного капитала, показывающий долю собственного капитала, вложенного в оборотные средства, по итогам 2013 г. составил 33,7 % при норме выше 50 %, а коэффициент автономии, показывающий долю обеспеченных собственными средствами активов, составил в 2013 г. 46,8 % также при норме выше 50 % [7]. Также в капитало- и энергоемких производствах существует значительная моральная и физическая изношенность производственных мощностей, которая выросла с 2006 по 2012 г. с 48,7 до 52,7 % [10]. Поэтому в сложившихся условиях для устойчивого развития предприятий необходима государственная финансовая поддержка бизнеса по производству импортозамещающих и инновационных лекарственных средств, прибыль от реализации которых предприятия будут тратить на технологическое перевооружение производственных мощностей.

Библиографический список

1. Указ Президента Российской Федерации № 560 от 06 августа 2014 г. «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/46404 (дата обращения: 23.09.2014).

2. Приказ Министерства экономического развития РФ № 155 от 25 марта 2014 г. «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/542467/ (дата обращения: 23.09.2014).

3. Добрюха Е. Иван Бортник: «Инновации - это не полеты на Марс». Готова ли Россия к «высокотехнологичным санкциям»? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mk.ru/economics/2014/09/14/ivan-bortnik-innovacii-eto-ne-polety-na-mars.html (дата обращения: 23.09.2014).

4. Литвиненко М.А., Макаренко М.В. Проблемы управления инновационным развитием фармацевтической промышленности Российской Федерации // Вестник химической промышленности. - 2013. - № 5. - С. 5863.

5. Макаренко М.В., Костромин П.А. Состояние и перспективы развития фармацевтической промышленности Российской Федерации // Новые подходы в экономике и управлении: материалы III международной научно-практической конференции 15-16 сентября 2013 года. - Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013. - С. 59-69.

6. Пичугина Е. Санкции: удар по почкам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mk.ru/social/2014/09/10/sankcii-udar-po-pochkam.html (дата обращения: 23.09.2014).

7. Романова C. Финансовые результаты фармотрасли за 2013 г. // Ремедиум. - 2014. - № 7-8. - С. 48-51.

8. Трофимова Е.О. К вопросу о переходе на стандарты GMP // Ремедиум. - 2014. - № 3. - С. 25-27.

9. Фармацевтический рынок России 2013. DSM Group. Аналитические отчеты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dsm.ru/docs/analytics/dsm_report2013.pdf (дата обращения: 23.09.2014).

10. Федеральная служба государственной статистики. Официальная статистика. Основные фонды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/enterprise/fund/# (дата обращения: 23.09.2014).

11. DSM Group. Аналитические отчеты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dsm.ru/marketing/free-information/analytic-reports/ (дата обращения: 23.09.2014).

12. IMS Health. Global Pharmaceutical Sales 2003-2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.imshealth.com/deployedfiles/imshealth/Global/Content/Corporate/Press%20Room/Total_World_Phar ma_Market_Topline_metrics_2012.pdf (дата обращения: 23.09.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.