Научная статья на тему 'Обеспечение успешности профессиональной подготовки студентов технических специальностей'

Обеспечение успешности профессиональной подготовки студентов технических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕХ / УСПЕШНОСТЬ / УСПЕШНОСТЬ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / НЕУСПЕШНОСТЬ / УСПЕШНЫЙ СТУДЕНТ / SUCCESS / SUCCESSFULNESS / SUCCESSFULNESS IN THE TRAINING COURSE / ILLSUCCESS / SUCCESSFUL STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирсаетова Альфия Абелкарамовна

В статье дан анализ исследования обеспечения успешности в учебной деятельности студентов технических специальностей колледжей. Рассмотрены некоторые причины, влияющие на успешную профессиональную подготовку и пути их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING PROFESSIONAL TRAINING SUCCESSFULNESS OF TECHNICAL EDUCATIONAL INSTITUTION STUDENTS

The article gives the analysis of successfulness ensuring in the training course of technical college students. Some negative factors that influence students’ successful professional training are considered in the article, as well as the ways of their elimination

Текст научной работы на тему «Обеспечение успешности профессиональной подготовки студентов технических специальностей»

УДК 75.912 ББК 67.01

Мирсаетова Альфия Абелкарамовна соискатель г. Екатеринбург Mirsaetova Alfiya Abelkaramovna

Applicant for a Degree Yekaterinburg

Обеспечение успешности профессиональной подготовки студентов технических специальностей

Ensuring Professional Training Successfulness of Technical Educational

Institution Students

В статье дан анализ исследования обеспечения успешности в учебной деятельности студентов технических специальностей колледжей. Рассмотрены некоторые причины, влияющие на успешную профессиональную подготовку и пути их устранения.

The article gives the analysis of successfulness ensuring in the training course of technical college students. Some negative factors that influence students' successful professional training are considered in the article, as well as the ways of their elimination.

Ключевые слова: успех, успешность, успешность в учебной деятельности, неуспешность, успешный студент.

Key words: success, successfulness, successfulness in the training course, ill-success, successful student.

С конца Х1Х века и до настоящего времени много раз менялось отношение

к успеху и к успешным людям. Это отношение к успешному человеку как карьеристу и до человека, которому следует подрожать. Процесс глобализации, который происходит сейчас в мире, требует от современного человека мобильности, готовности учиться в течение всей жизни, быть конкурентоспособным и успешным.

Рассмотрим значение слова «успех». В толковый словаре В.И. Даля «Успех -спорина в деле, в работе; удача, удачное старанье, достижение желаемого». В словаре Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю. «Успех - 1. удача в достижении чего-нибудь. 2. Общественное признание. 3. Хорошие результаты в работе, учёбе. «С успехом -легко, успешно, без затруднений». «Успешный - сопровождающийся успехом, удачный». «Удача - успех, нужный или желательный исход дела».

Тема успеха в психологии является наиболее исследуемой. Так представители гуманистической философии, как К. Роджерс и А. Маслоу считают, что

успех - это самореализация человека с помощью удовлетворения его разнообразных, иерархически организованных потребностей. Успешная личность - это здоровая самоактуализированная личность, у которой нет серьёзных противоречий между желаниями и возможностями. Х. Хекхаузен отмечает, что «мотивированные на успех» люди при постановки цели учитывают возможность успеха больше, чем возможность неудачи; они оценивают свой уровень достижений в сравнении с общим фоном, окрашенным ожиданием успеха, и, соответственно, обратное верно для «мотивированных на неудачу» людей. Учёный рассматривает критерии успешности, которые могут быть ориентированы на задачу (например, уровень мастерства как результат деятельности), или на человека (например, по сравнению с собственными прошлыми достижениями), или быть ориентированными на других (например, сравнение с достижениями других,

как в ситуации соревнования) [5]. Представители прагматической бизнес-психологии рассматривают успех как способность человека достигать личных внешних целей. Успешная личность - это напористый, активный, деятельный человек, достигший вершин материального процветания, карьеры, славы, имеющий возможность потреблять разнообразные жизненные удовольствия в неограниченных размерах. К сожалению, многие психотехники и психотехнологии достижения успеха не опираются на подлинные духовные ценности. В работах отечественных авторов К. А. Абульхановой-Славской, А.Ф. Бондарен-ко, Ф.Е. Василюка, А.И. Захарова, Д.А. Леонтьева, А. К. Марковой и др., успешность личности рассматривается как проблема личностного роста, адаптированного к внешним условиям жизнедеятельности, формирования индивидуального стиля деятельности, индивидуальной стратегии жизни, Следует отметить, что наиболее обстоятельно успех и успешность рассматривается в управленческой литературе, психологии бизнеса и деловой культуре.

Педагоги-практики как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амо-ношвили, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, У. Глассер и другие также рассматривали проблему успеха, для которых успех - это не только удача, сколько высокая результативность в достижении намеченных целей и задач, с одной сто-

роны, и радость, положительные эмоции, с другой стороны. По определению А.С. Белкина, успех - это переживание личностью состояния удовлетворения от того, что результат, к которому она стремилась в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами, либо превзошёл их. Проблемы успешности обучения рассматривали А.С. Белкин, Б.С. Гершунский, Е.В. Коротаева, Н.И. Кочетова, И.А. Ларионова, Пшенцова Г.С., Сазонова Л.В. и др. Под успешностью учения понимают качественную характеристику результатов учебной деятельности конкретного ученика, которая является одним из показателей эффективности, результативности и продуктивности образовательного процесса.

Рассмотрим ситуацию в среднем профессиональном образовании. Анализ успеваемости и достаточно высокий процент отчислений вызывает серьёзные опасения об эффективности работы не только педагогических коллективов, но и системы образования. В Екатеринбургском автомобильно-дорожном колледже и Екатеринбургском энергетическом техникуме в 2007 году было проведено исследования по техническим специальностям 263 студентов и для сравнительного анализа по этим же вопросам в 2009 году 63 студентов четвёртого курса дорожно-строительного отделения Екатеринбургского автомобильно-дорожного колледжа.

Наиболее успешным курсом в 2007 году был 1 курс - 61%, а в 2009 году -35% респондентов считают третий курс, 26% - 1 курс, 23% - 4 курс. Первокурсникам нелегко привыкать к новым преподавателям, к новому окружению, к другим аудиториям, к новым требованиям. Но проходит месяца два, и первокурсники хорошо знают требования колледжа, преподавателей и хорошо к ним приспосабливаются. Без особых осложнений проходит для них первый курс, так как все изучаемые предметы являются продолжениями школьных, при изучении большинства из них достаточно иметь хороший уровень общего развития, немного усердия и небольшой мотивации. Также следует учитывать, что с первокурсниками работают преподаватели, имеющие педагогическое образование. Для студентов, поступивших в колледж на базе 11 кл., третий курс является наиболее интересным и долгожданным, потому что начинается изучение профессиональных дисциплин.

В 2007 году 37% студентов считали, что грамотная, продуманная работа педагогов (в 2009 году - 34%), соответствие курса дисциплин возрастным особенностям, способностям, интересам и отсутствие сильных перегрузок (36%) способствовало успешности на данном курсе. В 2009 году - 25% респондентов считают, что учёба давалась им легко.

По мнению студентов 2007 года и выпускников 2009 года (мнения совпадают), быть успешным студентом - это значит учиться без задолжностей - 34%, хорошо учиться - 23%, учиться, вовремя ликвидируя задолжности, участвовать в жизни колледжа - 13%, участвовать и занимать призовые места в олимпиадах, конкурсах, играх, выставках, заниматься исследовательской или экспериментальной работой, а так же заниматься любимым делом, которое не обязательно связано с будущей профессией - 10%.

Наименее успешным курсом для опрошенных является второй курс - 46% как и в 2007 году. Причинами данной ситуации являются следующие:

- После изучения общеобразовательных дисциплин изучаются общепрофессиональные, которые начинаются с «чистого листа», требуется много заучивать, редко кому получается всё понять сразу, осознать правильность требований преподавателей второго курса. Проходит месяц, второй, а количество двоек практически не уменьшается. Каждый студент из сложившейся ситуации пытается найти свой выход: кто-то начинает зубрить всё подряд, не жалея себя и отдавая учёбе всё свободное время и иногда даже в ущерб сну; кто-то пытается подойти более рационально - что-то выучить, где-то списать; третьи живут только списыванием, а остальные живут с надеждой, что всё само собой разрешится. Сложившаяся ситуация является не единственной причиной большого отсева на втором курсе.

- Одной из серьёзнейших причин неуспешности студентов является непомерный объём материала, который они должны изучить за короткий промежуток времени. Рассмотрим ситуацию на примере дисциплины «Математика». За первый курс студенты должны изучить материал двух классов общеобразовательной школы по алгебре и геометрии за 218 аудиторных часов, а школьники изу-

чают данный объём материала за 280 часов, то есть разница составляет 62 часа. Следует обратить внимание на то, что при изучении материала не хватает времени на отработку навыков и получается интересный парадокс - обучающиеся слабее, а времени на изучение дисциплины дается меньше. Ситуация на втором курсе ещё хуже. За 40 часов предлагается изучит семь разделов, в каждом разделе материала на четыре темы, каждая тема содержит теоретического материала минимум на одну пару, а как же с умением, например, решать дифференциальные уравнения? Рассмотрим простейшую арифметику - 7^2=56 часов нужно, чтобы только познакомить с теоретическим материалом! Студенты не в состоянии усвоить такой объём материала и в таком темпе работать. Такая ситуация провоцирует студентов систематически не выполнять домашнее задание.

- Слабые межпредметные связи, а в некоторых случаях они отсутствуют. На дисциплине «Геодезия» элементы инженерной графики нужны с начала изучения курса, так как с сентября в каждом разделе выполняется практическая работа. Но и с сентября начинается изучение дисциплины «Инженерная графика», что вызывает большие проблемы студентов второго курса дорожно-строительного отделения. Если первую часть «Инженерной графики» начать изучать на первом курсе второго семестра, то это позволит иметь навыки, необходимые для выполнения практических работ, но снизить нагрузку на втором курсе и позволит серьёзней отнестись не только к изучению спецдисциплин. На дисциплинах «Дорожно-строительные материалы» и «Геодезия» требуются такие практические навыки как вычисление площадей произвольных плоских фигур и логарифмов, к сожалению, часы на приобретение данных навыков в курсе «Математика» отсутствует.

По мнению студентов, причиной неуспешности является большое количество новых, ранее не изученных дисциплин - 34%, 29% - на каждой дисциплине большой объём материала, который нужно заучивать, у 21% респондентов не было желания большую часть свободного времени тратить на заучивание, выполнение домашнего задания (процентное соотношение 2007 и 2009 годов практически совпадают).

55% (2009 г.) и 41% (2007 г.) опрошенных испытывали тревогу, когда не успевали выполнить домашнюю работу, при этом 85% когда-то попробовали полностью выполнить домашнее задание по всем предметам в течение одной недели и считают, что оно реально выполнимо - 84%.

В 2007 году студенты всех специальностей отмечали, что мало практики, нужно увеличить количество часов на лабораторные работы, увеличить длительность практик; разгрузить второй курс; «Философию» перенести на 4 курс -изучение данного предмета абсолютно не имеет никакого смысла для студентов второго курса на базе 9 кл., так как многим ещё нет и 18 лет и, по-моему мнению, должна преподаваться на четвёртом курсе, чтобы они были готовы мыслить философскими категориями; на первом курсе больше знакомиться с будущей профессией; не разрывать предмет (например, «Изыскания» и «Экономику отрасли» вести только на одном курсе).

В 2009 году студенты предложили снизить объём материала, который нужно заучивать; ослабить нагрузку по непрофессиональным дисциплинам; часть новых дисциплин на втором курсе «раскидать» на первый и третий курсы; изменить время обучения; увеличить время на пересдачу долгов.

В результате исследований в высшей профессиональной школе было установлено, что формирование положительного отношения к профессии является важным фактором повышения учебной успеваемости студентов, но само по себе положительное отношение не может иметь существенного значения, если оно не подкрепляется компетентным представлением о профессии (куда входит и понимание роли отдельных дисциплин для успешности профессиональной деятельности) и плохо связано со знанием способов овладения ею [2].

Наши педагогические исследования подтверждаются и анализом периодической литературы, которая показывает, что учёные обеспокоены тем, что нынешнее содержание образования не является условием реализации современной парадигмы образования, ослаблены или отсутствуют не только межпредметные связи, но и более того, целостность, логическая (даже в рамках одного предмета) связность содержания (В. Ситаров, В. Грачёв) [3]. Всеволод Троицкий утвержда-

ет, что разрушение образования происходит посредством: 1) минимизации и стандартизации знаний; 2) разрушения системности, научной мотивированности; 3) сужения и примитивизации целей образования [4]. А.Вербицкий, О. Ларионова отмечают, что попытка гуманитаризации и гуманизации российского образования, к сожалению, в основном сводится к увеличению числа учебных предметов гуманитарного цикла в ущерб базовым дисциплинам. Также хочется отметить, что происходит чудовищная информационная перегрузка информационного процесса обучения: учебных планов предметами, а самих предметов - учебной информацией, а также учёт возрастных и психологических особенностей. В результате - низкая (фактическая, а не академическая) успеваемость, высокий уровень отсева, превращение образования, вопреки ожиданиям Я. Коменского, из удовольствия и радости в один сплошной стресс и кошмар [1]. Налицо серьёзный кризис, из которого образованию необходимо выйти как можно быстрее.

В продолжении наших исследований в июне 2009 года на вопрос: «По Вашему мнению, какой он успешный человек?» ответы условно разделим на три группы. Для обоснования данных действий воспользуемся пирамидой потребностей А. Маслоу и рассмотрим успех на трёх уровнях.

1 уровень. Материальный: физиологические потребности, безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.

2 уровень. Социальный: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность, самоуважение, уважение со стороны других, признание, служебный рост.

3 уровень. Духовный: самоактуализация, самовыражение.

Анкетирование было проведено среди студентов первых и четвёртых курсов (123 человека) и результаты были следующие:

1 курс 4 курс

1 уровень 7% 2%

2 уровень 43% 3%

3 уровень 50% 95%

Сравнительный анализ ответов студентов первого и четвёртого курсов показывает, что на данном этапе развития для подростков являются важными социаль-

ные факторы для достижения успеха, например: хорошая зарплата, любимая работа, любящая семья, преданные друзья, и духовные, например, это человек, который стремится ещё более к лучшему, который достигает больших вершин.

Для выпускников определяющим фактором успешности является духовный уровень - человек, который знает что хочет и стремится к этому.

Итак, на данном этапе исследования успешности в учебной деятельности студентов средних специальных учреждений можно констатировать - в основе находятся социальные и духовные потребности, что, тем не менее, не исключает присутствия в понятии успеха реализации материальных потребностей.

Образование, которое не сказывается на успешности граждан, эффективности экономики, не приводит к усилению позиций государства на мировой арене, не может считаться качественным - таковы требования, предъявляемые сегодня государством и бизнесом.

Библиографический список

1. Вербицкий, А. Гуманизация, компетентность, контекст - поиск оснований интеграции [Текст] /А. Вербицкий, О. Ларионова // Alma mater. -2006. - № 5. - с. 19-25.

2. Реан, А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика [Текст] /А.А. Реан, А.Р. Кудашов, А.А. Баранов. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 479 [1] с. - (Психология - лучшее)

3. Ситаров, В. Персонализация обучения: требования к содержанию образования [Текст] /В. Ситаров, В. Грачёв //Alma mater. -2006. - № 8. - с. 11-15.

4. Троицкий, В. О последствиях «реформ» образования [Текст] /В. Троицкий // Молодая гвардия. - 2006. - № 11. - с. 247-253.

5. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения [Текст] /Х. Хекхаузен; пер. с англ. - СПб.: Речь, 2001. - 240 с.

Bibliography

1. Heckhausen, H. Achievement Motivation Psychology [Text] / H. Heckhausen; Translation from English. - SPb.: Rech, 2001. -240 p.

2. Rean, A.A. Psyhology of a Person's Adaptation. Analysis. Theory. Practice [Text] / A.A. Rean, A.R. Kudashov, A.A. Baranova. - SPb.: Prine-EVROZNAK, 2006. -497 p.

3. Sitarov, V. Personalization of Education: Syllabus Requirements [Text] / V. Sitarov, V. Grachev //Alma Mater. - 2006. - № 8. - 11-15 p.

4. Troitsky, V. Education "Reforms' " Consequences [Text] / V. Troitsky //Molodaya Gvardia. - 2006. - № 11. - 247-253 p.

5. Verbitsky, A. Humanization, Competence, Context-Search of Integration Bases [Text] / A.Verbitsky, O. Larionova // Alma Mater. -2006. - № 5. - 19-25 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.