Научная статья на тему 'Обеспечение целенаправленного регулирования бюджетных отношений'

Обеспечение целенаправленного регулирования бюджетных отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕГУЛИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Царева Н. В.

Регулирование бюджетных отношений в субъектах Российской Федерации и их муниципальных образованиях носит многоплановый характер и должен основываться на всесторонней комплексной оценке условий экономического и социального развития. Разумеется, существенным в механизме регулирования является правовая его основа, которая бы соответствовала не только общероссийским требованиям, но и эффективной организации бюджетной деятельности в самих субъектах, муниципальных образованиях. Сложностей здесь много, но среди них следует выделить проблематику правового определения (установления соответствующих законодательных норм, требований и т.д.) условий для реализации конституционных полномочий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение целенаправленного регулирования бюджетных отношений»

но осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и со-подчиненности его отдельных элементов.

Приоритетными направлениями государственных инвестиций должны быть мероприятия по охране, рациональному и эффективному использованию памятников истории и культуры, организации особо охраняемых природных территорий, охране и рациональному использованию природно-ресурсного потенциала (в том числе земельных ресурсов), развитию транспортной и инженерной инфраструктуры. При этом также должны быть учтены действующие на территории региона федеральные целевые программы.

Следует также иметь в виду, что туризм как наиболее динамичная отрасль национальной экономики предъявляет особые требования к государственному регулированию. Механизм регулирования должен основываться на первичности рыночных отношений в туризме как объективной реальности. Это означает, что с развитием рыночных отношений во взаимодействии государственное регулирование - рынок первичным звеном должен быть рынок, а государственное регулирование должно выступать как вспомогательный инструмент, обеспечивающий выравнивание его негативных действий.

Отдав полностью туризм на откуп действию рыночных факторов, невозможно обеспечить его устойчивое развитие, не наносящее ущерба природным, культурным и общечеловеческим ценностям национальной экономики, а также выполнение туризмом своей социальной функции по оздоровлению нации. Именно поэтому государство должно предусмотреть механизмы, сдерживающие стихийное развитие отрасли и направляющие его в цивилизованное русло.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон РФ « Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 14.11. 1996 г.

2. Источник: www.ratanews.ru/25l.html. - Данные Всемирной туристской организации могут не совпадать с данными Государственного комитета по статистике РФ.

ЦАРЕВА Н.В.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Регулирование бюджетных отношений в субъектах Российской Федерации и их муниципальных образованиях носит многоплановый характер и должен основываться на всесторонней комплексной оценке условий экономического и социального развития. Разумеется, существенным в механизме регулирования является правовая его основа, которая бы соответствовала не только общероссийским требованиям, но и эффективной организации бюджетной деятельности в самих субъектах, муниципальных образованиях. Сложностей здесь много, но среди них следует выделить проблематику правового определения (установления соответствующих законодательных норм, требований и т.д.) условий для реализации конституционных полномочий. Как известно, для субъектов РФ эти условия определяются общероссийскими законами, а для муниципальных органов законами субъекта РФ.

С экономической точки зрения регулирование бюджетных отношений всегда будет уязвимым, если не учитывать реальные бюджетные возможности. В свою очередь должна быть учитываема согласованность бюджетных возможностей с бюджетными потребностями (на сегодня бюджетные потребности определяются с недостаточной обоснованностью, часто это происходит субъективно, в общем виде, «от достигнутого»). Значительное и одновременно противоречивое влияние на регулирование бюджетных отношений оказывают бюджетные интересы. Последние, на наш взгляд, не сводятся только к перераспределению налоговых доходов. Интерес получить «долю налога» возникает, когда определяются раз-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

ные категории налогоплательщиков, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога и даже сроки уплаты налога.

Каждое звено бюджетной системы является самостоятельным, весомо и значимо, так как именно бюджеты различных уровней составляют консолидированный бюджет государства и в целом охвачены единым финансовым механизмом. В тоже время, особую значимость имеют консолидированные бюджеты субъектов федерации, представляющие собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, т.е. бюджет субъекта РФ и бюджеты всех муниципальных образований на территории субъекта. Важно, чтобы при консолидации бюджетов трех уровней не только реализовывался принцип соответствия нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, который гарантируют минимальный уровень доходов на одного жителя или учреждения в зависимости от направления расходов бюджетных средств. Главная проблема формирования бюджетов - очевидная недостаточность финансового обеспечения органов управления (нехватка доходов под реальные потребности), и это при том, что органы управления субъекта РФ, а также местные органы власти максимально приближены к населению и должны оперативно реагировать на все вопросы жизнеобеспеченности.

Представляется, что в такой ситуации проблемы совершенствования формирования консолидированных бюджетов субъектов РФ и их составных частей - территориальных бюджетов выходят на передний план. Данная проблема служит предметом научных исследований в этом направлении, поиском оптимальных вариантов и путей совершенствования. Мы считаем основным направлением поиска путей эффективного решения возникающих проблем всесторонний сравнительный анализ бюджетного процесса субъекта и местных административных образований. При этом, в рамках проводимых бюджетных изменений (новшеств) необходимо:

- активнее проводить разграничение и закрепление доходных источников между федеральным, региональным и местными бюджетами, в том числе (не менее чем на три года) регулирующих доходов (например, была ситуация, когда объем помощи из фонда финансовой поддержки регионов для РСО-Алания в 2005 году сократился на 139198 тысяч рублей, собственные же доходы бюджета республики выросли на 307 млн рублей или на 117,2%, что привело состояние внутрисубъектных бюджетных отношений в малоуправляемый процесс);

- с учетом вновь принятых законов провести разграничение полномочий и ответственности по выполнению расходных обязательств между органами государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления (во-первых, чрезвычайно важно учитывать на практике, что финансовые вопросы, возникающие с необходимостью решения задач местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального и регионального бюджетов); во-вторых, органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных и региональных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных, соответственно, федеральными и региональными законами);

- возникает дальнейшая необходимость законодательства о государственных минимальных социальных стандартах; о предоставлении финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, о предоставлении субвенций; о формировании и гарантиях исполнения бюджета развития и др.

Реализация строгих правил и норм бюджетного регулирования не является самоцелью. Важно обеспечивать бюджетную эффективность путем принятия бюджетных решений. Такая проблематика, по меньшей мере, имеет два уровня.

Важно учитывать следующий вывод: нецелевое использование бюджетных средств в субъектах РФ за последние три года нарастало и это было, в основном, связано с проблематикой местных бюджетов. Вместе с тем, проведенный нами анализ показал, что сама проблема имеет два уровня:

1) принятие бюджетных решений на уровне формирования, рассмотрения и утверждения бюджетов. Если здесь допускаются просчеты, ошибки, неточности, то обязатель-

но будут отрицательные последствия и они будут усиливаться в связи с переходом на трехлетнее бюджетное планирование.

2) ответственность руководителей предприятий, учреждений, организаций, а также министерств и глав местных администраций, которые распоряжаются поступающими бюджетными средствами. Такая ответственность не должна теряться и быть подконтрольной финансовым органам субъектов РФ.

Можно, на наш взгляд, выделить и третий уровень, но с позиций исполнения бюджетов. Например, важные вопросы сконцентрированы на том, как документально контролировать всю финансово-бюджетную практику, начиная с самого простого и до сложного. Другими словами: возникают сотни и тысячи проблем своевременности и правильности оформления налоговых, бюджетных и финансовых документов различного рода. Эту работу необходимо существенно улучшить. Нам представляется, что это не только внутренняя задача финансовых органов, но и других структур, имеющих отношение к рассматриваемой нами проблематике.

В целях кардинального совершенствования финансово-бюджетного механизма и управления экономикой в целом, необходимо также усилить внимание к воспроизводственной основе решаемых проблем. В данном контексте речь идет о стратегии и возможностях проведения самостоятельной экономической и финансовой политики. Результаты проведенного нами исследования показывают, что надо многие акценты сместить в сторону воспроизводственной стратегии, чтобы бюджетными решениями не было постоянного «попадания» в простые элементы воспроизводства. Это изменит наблюдаемую субъективную активность в решении проблем финансов, бюджетов в разрезе различных программ, компенсаций, дотаций, субвенций и т.д. Активность должна повернуться в сторону эффективного развития бюджетных отношений. При этом знание закономерностей формирования доходов бюджета служит наиважнейшим основанием в оценке характера осуществления бюджетных расходов, принятия эффективных решений в конкретном году. Экономия на бюджетных расходах не является самоцелью, но она крайне необходимое условие качественного улучшения бюджетного планирования и механизма улучшения использования финансовых ресурсов.

В настоящее время бюджеты субъектов РФ и особенно местные по-прежнему перегружены расходами, которые предписаны им или регулируются на федеральном уровне. Как показывает опыт РСО-Алания и проведенное нами исследование объем таких расходов часто возрастает, хотя дополнительные бюджетные полномочия субъекты федерации не получают. В этой связи необходимо усилить работу в области разработки и введения новых законов и законодательных актов, которые бы отрегулировали, с одной стороны, механизм эффективного использования обязательств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, с другой, вопросы софинансирования различных расходов.

В частности, мы считаем наиважнейшим закрепление в Бюджетном кодексе четкого и стабильного разграничения расходных полномочий между властями разных уровней в соответствии со следующими критериями:

- субсидиарности (максимальная близость органов власти, реализующих расходные полномочия к потребителям соответствующих общественных услуг); территориального соответствия (максимальное совпадение территориальной юрисдикции органа власти, реализующего расходные полномочия, и зоны потребления соответствующих бюджетных услуг);

- внешних эффектов (чем выше заинтересованность общества в целом в реализации расходных полномочий, тем за более высоким уровнем власти они должны закрепляться);

- эффекты территориальной дифференциации (чем выше региональные либо местные различия в производстве и потреблении бюджетных услуг, тем на более низких уровнях бюджетной системы они должны предоставляться);

- эффекта масштаба (концентрация бюджетных расходов способствует экономии бюджетных средств).

Создав надежную правовую базу для регулирования межбюджетных отношений на территории, тем самым можно обеспечить условия устойчивости и сбалансированнос-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

ти финансов и, соответственно, бюджетов различных уровней территорий в процессе их формирования, исполнения, а также сформировать необходимые и целесообразные условия для контроля за соблюдением финансовой и бюджетной дисциплины в целях решения социально-экономических задач и, прежде всего, повышения уровня жизни населения на территории республики.

ПИЛИПЕНКО Л.И.

ИНСТРУМЕНТЫ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОТВЕЧАЮЩИХ СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ РЫНКА ТРУДА

В XXI веке неграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться

Э. Тоффлер

Специальные технические и технологические знания устаревают быстро, что вызывает потребность в организации профессионального обучения на опережающей основе, то есть так, чтобы дипломированный специалист, с одной стороны, мог участвовать в научно-техническом прогрессе, а с другой - быть генератором новых идей и внедрять их в жизнь [4].

Принцип опережающего образования реализуется в НШФ ЮФУ через постоянное обновление учебных программ и учебных дисциплин. Не остается неизменным содержание программ даже по классическим дисциплинам: математике, КСЕ, истории - и уж тем более содержание спецкурсов, которые касаются характера будущей деятельности. Появились, например, такие новые курсы, как компьютерное делопроизводство, конфликтология, психотехнологии общения, психология экономики, философия предпринимательства и т.п. К преподаванию активно привлекаются ведущие специалисты предприятий (организаций) города. Например, традиционно дисциплины «Бухгалтерский учет в банках», «Банковский анализ и аудит», «Законодательство в области финансов и бухгалтерского дела» читают специалисты Родионово-Несветайского отделения № 5190 Юго-Западного Банка Сбербанка Российской Федерации. Дисциплины «Занятость населения и ее регулирование», «Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб и учреждений», «Стимулирование труда работников социальной сферы», «Организация пенсионного обеспечения» - руководители учреждений социальной сферы г. Новошахтинска (Туркатова Е.И. - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Новошахтинске, Земцов В.М. - Центр занятости населения, Нечепуренко Т.И. - зам. начальника Управления социальной защиты населения г. Новошахтинска). В рамках дисциплины «Введение в специальность» для студентов специальности «Социальная работа» проводятся экскурсии в социальные учреждения г. Новошахтинска: Центр занятости населения, Управление социальной защиты населения, ОГОУО ШИ № 33 и т.д.

Новым, характерным для современного этапа развития рыночной экономики является также принцип соответствия подготовки кадров реальным общественным потребностям в них [3, 1]. А это означает, что структура и содержание образовательных программ должны быть разработаны не под интересы образовательного учреждения, а под интересы заказчика кадров, совокупного или индивидуального. Этот вопрос наш вуз решает, тесно контактируя с предприятиями и организациями города.

Традиционно эффективным инструментом взаимодействия вуза и предприятий являются Государственные аттестационные комиссии, в которые входят представители (как правило, руководители и ведущие специалисты) организаций-работодателей города. После защиты дипломных проектов комиссия составляет отчет, в который вносятся пред-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.