Научная статья на тему 'Обеспечение теплового режима для сохранности древних шедевров русской иконописи Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры'

Обеспечение теплового режима для сохранности древних шедевров русской иконописи Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
3898
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПЕРАТУРА / TEMPERATURE / ИКОНА / ICON / ВЕНТИЛЯЦИОННЫЕ КАНАЛЫ / VENTILATION DUCTS / ТЕРМИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ / THERMAL RESISTANCE / ТЕМПЕРАТУРНЫЙ РЕЖИМ / TEMPERATURE REGIME / ВЛАЖНОСТЬ / HUMIDITY / ПЕЧНОЕ ОТОПЛЕНИЕ / STOVE HEATING / СОБОР / CATHEDRAL / КОНСТРУКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ / STRUCTURAL DECISION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Умняков П.Н., Умнякова Н.П., Алдошина Н.Е.

Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой лавры в течение веков посещает огромное количество паломников. Существующая система отопления и вентиляции собора должна обеспечивать благоприятные температурно влажностные условия,необходимые для обеспечения сохранности древних шедевров русской иконописи. Проведенные исследования позволили разработать методику расчета температуры на поверхности икон иконостаса и дать рекомендации для работы системы отопления и вентиляции Троицкого собора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Provision of Thermal Conditions for Preserving Ancient Masterpieces of Russian Icon Paintingof the Trinity Cathedral of the Holy Trinity-St. Sergius Lavra

Throughout the centuries a huge number of pilgrims have been visiting the Trinity Cathedral of the Holy Trinity-St. Sergius Lavra. The existing system of heatingand ventilation of the Cathedral should provide the favorable temperature-humidity conditions necessary for preserving ancient masterpieces of the Russian iconpainting. The studies conducted made it possible to develop the methodology of temperature calculation on the surface of icons of the iconostasis and to makerecommendations for operation of the heating and ventilation system of the Trinity Cathedral.

Текст научной работы на тему «Обеспечение теплового режима для сохранности древних шедевров русской иконописи Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры»

Научно-технический и производственный журнал

-------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

Preservation of architectural heritage

УДК 699.86

П.Н. УМНЯКОВ1, д-р техн. наук, профессор; Н.П. УМНЯКОВА2, канд. техн. наук (n.umniakova@mail.ru); Н.Е. АЛДОШИНА3, художник-реставратор высшей категории

1 Институт искусств реставрации (105037, г. Москва, Городок им. Баумана, 3, корп. 4) 2 Научно-исследовательский институт строительной физики НИИСФ РААСН (127238, г. Москва, Локомотивный пр., 21) 3 Свято-Троицкая Сергиева лавра (141300, Московская обл., г. Сергиев Посад)

Обеспечение теплового режима для сохранности

__гр

древних шедевров русской иконописи Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры

Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой лавры в течение веков посещает огромное количество паломников. Существующая система отопления и вентиляции собора должна обеспечивать благоприятные температурно-влажностные условия, необходимые для обеспечения сохранности древних шедевров русской иконописи. Проведенные исследования позволили разработать методику расчета температуры на поверхности икон иконостаса и дать рекомендации для работы системы отопления и вентиляции Троицкого собора.

Ключевые слова: температура, икона, вентиляционные каналы, термическое сопротивление, температурный режим, влажность, печное отопление, собор, конструктивное решение.

Для цитирования: Умняков П.Н., Умнякова Н.П., Алдошина Н.Е. Обеспечение теплового режима для сохранности древних шедевров русской иконописи Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры // Жилищное строительство. 2017. № 8. С. 25-29.

P.N. UMNYAKOV1, Doctor of Sciences (Engineering), Professor; N.P. UMNYAKOVA2, Candidate of Sciences (Engineering) (n.umniakova@mail.ru);

N.E. ALDOSHINA3, Artist-Restorer of the Highest Category 1 Restoration Art Institute (3, bldg 4, Gorodok imeni Baumana Street, 105037, Moscow, Russian Federation) 2 Research Institute of Building Physics, NIISF RAABS (21, Lokomotivny Passage, 127238, Moscow, Russian Federation) 3 The Holy Trinity-St. Sergius Lavra (Sergiev Posad, 141300, Moscow District, Russian Federation)

Provision of Thermal Conditions for Preserving Ancient Masterpieces of Russian Icon Painting of the Trinity Cathedral of the Holy Trinity-St. Sergius Lavra

Throughout the centuries a huge number of pilgrims have been visiting the Trinity Cathedral of the Holy Trinity-St. Sergius Lavra. The existing system of heating and ventilation of the Cathedral should provide the favorable temperature-humidity conditions necessary for preserving ancient masterpieces of the Russian icon painting. The studies conducted made it possible to develop the methodology of temperature calculation on the surface of icons of the iconostasis and to make recommendations for operation of the heating and ventilation system of the Trinity Cathedral.

Keywords: temperature, icon, ventilation ducts, thermal resistance, temperature regime, humidity, stove heating, cathedral, structural decision.

For citation: Umnyakov P.N., Umnyakova N.P., Aldoshina N.E. Provision of thermal conditions for preserving ancient masterpieces of russian icon painting of the trinity cathedral of the holy Trinity-st. Sergius Lavra. Zhilishchnoe Stroitel'stvo [Housing Construction]. 2017. No. 8, pp. 25-29. (In Russian).

В 1978-1979 гг. здание Троицкого собора, как отмечалось в [1], подключили к теплотрассе. В помещении собора установили нагревательные приборы системы центрального отопления. Их разместили в Никоновском приделе, Серапионовой палате и западной паперти у наружных стен под окнами и закрыли «шкафами» с деревянными решетчатыми дверцами или экранами (рис. 1). В алтарном помещении нагревательные приборы были установлены под лавками, передняя часть которых имела деревянные решетки. Через них теплый воздух поступал в помещение (рис. 2).

Надо отметить, что существовавшая шесть веков система воздушного отопления в центральном помещении собора не была реконструирована. Только в помещении подкле-та калориферы были заменены на горячие трубопроводы. Теплота от них через вентиляционные каналы в стенах и перекрытиях через решетки в полу поступает в централь-

8'2017 ^^^^^^^^^^^^^

ное помещение собора. Выполненная древними зодчими система отопления еще раз подтверждает их мастерство и высокий технический уровень.

В соответствии с рекомендациями АВОК «Храмы православные. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» температура воздуха в алтарном помещении 4.алт=16°С и в центральной части храма 4=14°С. Температурный перепад воздуха между помещением алтаря и центральным помещением составляет 2оС.

Троицкий собор в холодное время года посещает много прихожан и паломников в зимней одежде. Известно, что, находясь в центральном помещении храма, люди теряют какое-то количество тепловой энергии.

При этих условиях в зависимости от количества людей температура внутреннего воздуха в помещении будет повышаться, и, естественно, произойдет повышение температуры на поверхности икон в иконостасе.

- 25

Сохранение

архитектурного наследия

ц м .1

Научно-технический и производственный журнал

Тогда можно записать

тах_ в

Тв, где - макси-

мальная температура воздуха при нахождении в помещении я-го количества людей, оС; £в - температура воздуха в помещении собора, оС. Величина АТ=тШЦ£с — Твнк, где ^вмк" - максимальная температура на внутренней поверхности иконы иконостаса, учитывающая нахождение я-го количества людей; Твмк - температура внутренней поверхности иконы, оС.

Отношение амплитуды колебания температуры внутреннего воздуха Агв к амплитуде колебаний температуры на поверхности иконы иконостаса равно величине затухания температурного колебания 1)нк, которое определяется по формуле:

Vш=~Т- , или у» = ттах _ " . (1)

в.икон ик

Откуда получим максимальную температуру на поверхности иконы:

.1. (+тах _ + \ "г" у \1в.ик е/

(2)

где Т'в.ик - температура поверхности иконы иконостаса, оС. Она определяется из условий:

- количество теплоты, прошедшей через 1 м2 иконостаса и иконы за 1 с, составляет (гвалт— Ьд) /

- количество теплоты, теряемой 1 м2 поверхности иконы за 1 с, составит (гемк - ¿в)/й„.ик.

При стационарной теплопередаче получим следующее равенство:

(Твшт ^в)" «О (Твмк ^в)" Кв.ы

Откуда:

Т = t +

(Тв.алт ^в) ^вм

(3)

Рис. 1. Установка отопительных приборов за решетчатыми экранами в западной паперти Троицкого собора

Базируясь на работах О.Е. Власова [2], К.Ф. Фокина [3], П.Н. Умнякова и Н.П. Умняковой [4], ниже рассмотрена методика определения максимальной температуры на поверхности иконы иконостаса в зависимости от количества прихожан и паломников, находящихся в центральном помещении собора. Обозначим амплитуду колебания температуры воздуха в центральном помещении собора А^ и амплитуду колебания температуры на поверхности икон иконостаса АТв.

где £Д0 = Я иконост "I" Кнк + Нв.ик - сумма термических сопротивлений соответственно иконостаса и иконы, м2оС/Вт; Двик - сопротивление теплопередаче у поверхности иконы, м2оС/Вт; ¿в и ¿валт - температура воздуха в центральном и алтарном помещениях собора, оС.

Согласно стандарту АВОК «Храмы православные. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» тепловыделения от одного человека в холодный период составляют Очел=100 Вт.

С другой стороны, прихожане и паломники в центральном помещении собора, как правило, находятся в зимней одежде. Она может состоять из пальто с утепленным слоем, «дутиков» с заполнением пухом, пером или синтепоном и др. Количество теплоты, воспринимаемое 1 м2 одежды человека за 1 с, составит фчел.од = (Тчелкож~ ^-эд^л, где тЧел.кож - средняя температура на поверхности^жи человека, оС; тв.од - средняя температура на внутренней поверхности одежды человека, определяется по формуле [5].

_ _ ^ тчел.кож ^ Гв.од- ® п „ +1 I

ннут

+2п6П

(4)

где ач - коэффициент теплообмена у внешней поверхности одежды, Вт/(м2-°С); Lвнут - периметр рассматриваемой части

^в.од

со-|2-оС/Вт, с

тела, м; <УП - общая толщина пакета одежды, м противление теплопередаче мужского пальто, м учетом его каждого слоя составит:

- воздушной пододежной прослойки 9,5 мм Я«од.вз.„р= 0,155 м2оС/Вт;

- нижнее белье из х/б ткани бтк.бел = 0,48 мм и ктк.бел = 0,53 Вт/(м 0С), Ктк.бел = 0,009 м2-0С/Вт;

- сорочка из 50% вискозы и 50% ПЭ (поли-

Хтк.Сор = 0,064 Вт/(м°С),

бтк.сор ~ 0,36 ММ

и

из

шелкового полот-с.под = 0,06 Вт/(м-°С),

шерсти 70% и виско-Ъклост =0,45 Вт/(м °С),

эстер)

Ятк.ор = 0,0056 м2-°С/Вт;

- подкладочная ткань на дткпод = 0,3 ММ и Яткпод = 0,06 м2оС/Вт;

- костюмная ткань из зы 30% 8тк.кост = 2ММ и Ятк.кост = 0,044 м2°С/Вт;

- подкладка пальто из х/б полотна дтк.под = 0,25 мм и Лтк.под = 0,06 Вт/(м-°С), Ктк.под = 0,004 м2-°С/Вт;

- 2 слоя шерстяного ватина дтк.ват= 0,5 см и хтк.ват = 0,05 Вт/(м °С), Ятк.ват = 0,2 м2°С/Вт;

- пальтовая ткань дткпал = 3 мм и Хтк.пал = 0,38 Вт/(м°С), Ятк.пал = 0,078 М2.°с/Вт;

- у внешней поверхности одежды Яв.„ = 0,11 м2-°С/Вт.

Научно-технический и производственный журнал

Preservation of architectural heritage

Общее сопротивление теплопередаче мужского пальто Яо.од = 0,53 м2оС/Вт.

Общее количество теплоты, поступающей в центральное помещение собора с учетом тепловыделений от прихожан и паломников (?чел ичел, и воспринимаемое одеждой

чел.од ичел , составит:

A Q4

гчел.одУ'чел

(5)

Общие потери теплоты Д6чел.одичел отнесем к поверхности пола Fпол помещения собора и в передаче теплоты между ними примем коэффициент теплопоглощения поверхности пола 5пол, Вт/(м2°С). Увеличение количества прихожан и паломников повышает температуру от £в до ЬЦР'ах, и условия теплообмена можно записать в следующем виде:

А 2чел.од Ичел _ В пол (t^111* — te) Fnon ,

откуда найдем:

£ _ А 6чел.од Ичел в в В пол -Рпол

(6)

(7)

Ттах_(. I 'в.ик Le '

(^в.алт~^в) n , А6чел.од Ичел (8 ZR0 вик^ М Япол^пол ■ ( )

а

г) =

+Y

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а„

Ye.m (fiuK "I" ^иконост.

)/"I" ^ик^иконост),

Затем температуру на поверхности иконы иконостаса Тв.ик из уравнения (3) и разность температур £е) из

уравнения (7) подставляем в уравнение (2) и получим уравнение (8), которое позволяет определить максимальную температуру на поверхности иконы иконостаса:

Численные значения теплотехнических характеристик уравнений (8) рассмотрим ниже.

Как уже отмечалось, конструкция иконостаса Троицкого собора выполнена из крупных блоков тесаного известняка толщиной 70 см [1]. На поверхности, обращенной в центральное помещение храма, имеются ниши, в которых установлены иконы. Величина затуханий температурных колебаний рассчитывается для поверхности иконы по формуле:

где ссе.ик - коэффициент теплообмена у поверхности иконы, Вт/(м2-оС). Древесный слой иконы имеет тепловую инерцию D=0,75, что <1. Тепловая инерция первых двух слоев (древесного иконы и известнякового иконостаса) будет равна Dдер+Duз>1. Поэтому слой резких колебаний будет находиться в двух первых слоях конструкции иконостаса, а его граница - во втором слое иконостаса. Величина коэффициента теплоусвоения поверхности икон Увик оказывает влияние на теплоусвоение материала второго слоя (иконостаса). В этих условиях величина Увик определяется по следующей формуле:

Рис. 2. Устройство деревянных решетчатых экранов у отопительных приборов под лавками в алтарном помещении Троицкого собора

Толщина деревянной части иконы 5ик=3 см и коэффициент теплопроводности древесины Л=0,18 Вт/(м-оС). Иконостас выполнен из известковых камней плотностью у=2000 кг/м3 с коэффициентом теплопроводности Л=1,28 Вт/(м оС). Сопротивление теплообмену у его поверхностей принимаем равным ^=0,115 м2оС/Вт. Сопротивление теплопередаче иконы и иконостаса составляет Ro.uкон=0,94 м2-С/Вт.

Коэффициент теплоусвоения материала древесины иконы sик=4,64 Вт/(м2-оС) и известкового камня sизв =13,6 Вт/(м2-оС).

Затухание температуры внутреннего воздуха на поверхности иконы будет 1)в.шс = (Пеш+Чвш )/аИ1= =(8,7+5,27)/8,7=1,64.

Величина .бпол определяется по формуле Впал — 1: ( тг^——) с учетом теплотехнических ха-

авпол 'в пол „ _

рактеристик элементов конструкций перекрытий. Это соотношение учитывает изменение теплового потока между поверхностью пола и внутренним воздухом. Поверхность пола в соборе состоит из керамической плитки толщиной 2 см плотностью у=1700 кг/м3 с коэффициентом теплопроводности Л=0,87 Вт/(моС) и коэффициентом теплоусвоения sкерплит=9,85 Вт/(м2-оС). Она выложена по поверхности свода перекрытия подклета, состоящего из кирпичной кладки на известково-песчаном растворе плотностью у=1800 кг/м3, коэффициентом теплопроводности Л=0,81 Вт/(м2оС) и коэффициентом теплоусвоения sкиp=10,12 Вт/(м2-оС).

Определим коэффициент теплоусвоения поверхности пола ^в.пол (Rкер.плит sкер.плит+sкир) : (1+ Rкер.плит sкир)

=(0,022-9,852+10,12):(1+0,022-10,12)=10,07 Вт/(м2-оС). Коэффициент теплообмена у поверхности пола примем ав.пол=8,14 Вт/(м2 оС) [6]. Тогда величина коэффициента теплопоглощения составит Д,.па/!=1:(1/(8,14)+1/(10,07))= =4,52 Вт/(м2-оС). Количество теплоты бчел.од, воспринимаемое одеждой при средней температуре на ее поверхности 1^.0^17,11^ и средней температуре поверх-

ности кожи человека Т,

чел.кож-

33оС [5], а также обще-

где Яик - термическое сопротивление иконы, м2оС/Вт;

и ^иконост - коэффициенты теплоусвоения древесины иконы 4,65 Вт/(м2оС) и известняка иконостаса 13,6 Вт/(м2-оС).

го сопротивления теплопередаче мужского пальто В.0.од= =0,53 м2оС/Вт составляет 50,98 Вт. Общее количество теплоты, которое поступает в центральное помещение, будет А бочел.од=100-50,98=49,02 Вт.

Максимальную температуру на поверхности иконы в иконостасе с учетом количества прихожан и паломни-

8'2017

27

Сохранение

архитектурного наследия

ц м .1

Научно-технический и производственный журнал

ков на площади пола 139 м2 в соборе определим по уравнению (8):

- при нахождении в соборе 120 человек на 1 м2 площади пола будет примерно 1 человек:

49,02-120

тв.ик=14+(1-14) ■ 0,115/0,94+

1,64-4,52-139

= 19,95 С;

- при нахождении в соборе 240 человек на 1 м2 площади пола будет примерно 1,5 человека:

та-г 49,02-240 о

ТГ^=14 + (1-14)-0,115/0,94+-=25,66 С;

вик к ' 1,64-4,52-139

- при нахождении в соборе 300 человек на 1 м2 площади

пола будет примерно 2 человека:

тЯг 49,02-300 „

Т™^=14+(1-14)-0,115/0,94+-=28,51°С;

вмк к ' 1,64-4,52-139

- при нахождении в соборе 360 человек на 1 м2 площади пола будет примерно 2,5 человека:

Т™££=14 + (1-14)-0,115/0,94+

49,02-360 1,64-4,52-139

=31,37 С.

Проанализируем получение максимальной температуры на поверхности икон и иконостаса. Так, нормативные требования гигиенистов для холодного периода года допускают температуру на внутренней поверхности ограждающих конструкций 26оС. Такая температура соответствует нахождению 250 прихожан и паломников в помещении. Дальнейшее увеличение количества людей более 300 человек приводит к резкому увеличению максимальной температуры на поверхности икон иконостаса до 28,5оС. Возникшие при этом теплоизбытки будут удаляться из помещения собора за счет включения принудительной системы вентиляции через имеющиеся в стене отверстия размером 30x30 см. Научно-исследовательским институтом строительной физики ранее было предложено установить центробежный вентилятор [7]. В технической литературе не приводятся данные по допустимым температурам на внутренней поверхности стен храмов, поэтому в статье дается ссылка на температуру 26оС, которую гигиенисты принимают как допустимую для внутренних поверхностей помещений в соответствии с нормами СанПиН 1.2.4.348-96.

Надо отметить, что работы, направленные на сохранение икон иконостаса Троицкого собора, проводились как в прошлые века, так и в наше время. При этом были раскрыты также и несколько других икон иконостаса. Эти работы выяснили, что деисусный, праздничный и пророческий ряды относятся к XV в. [8].

В 1939 г. были произведены расчистки и укрепление иконы «Спас» Симона Ушакова из местного ряда иконостаса и двух икон с пилонов собора («Владимирская Богоматерь» XV в. и «Сошествие Святого Духа» XVII в.). В следующие 1940-1941 гг. продолжалась расчистка икон праздничного ряда, из которых «Жены-мироносицы» и «Рождество Христово» выделяются высокими художественными достоинствами, позволяющими их приписывать кисти Андрея Рублева. Особенно большие работы проведены в 1944 г., когда Н.А. Барановым были укреплены 37 икон и 8 икон расчищены [8].

Впервые была установлена весовая влажность древней иконы «Спас на престоле», простоявшей в иконостасе Троицкого собора около трех веков. Ее равновесная

Рис. 3. Икона «Спас на престоле» в реставрационной мастерской Троице-Сергиевой лавры. Справа налево: П.Н. Умняков, Н.Е. Ал-дошина

влажность составляет 7,8%. Это позволяет считать, что температурно-влажностные условия в помещении Троицкого собора благоприятны для обеспечения сохранности древних икон. При проведении замеров икона находилась в реставрационных мастерских Свято-Троицкой Сергиевой лавры (рис. 3).

Художественные произведения древних живописцев сохранились до наших дней. Н.Е. Алдошина сформулировала восприятие образов святых на иконах после расчистки: «Труд реставраторов Троице-Сергиевой лавры вернул образу чистоту и силу звучания красок» (Алдошина Н.Е. Предисловие к книге Г.В. Попова «Троицкий образ Преподобного Сергия Радонежского»).

Созданные благоприятные температурно-влажностные условия в помещениях Троицкого собора способствовали сохранению образов святых на иконах в иконостасе на протяжении шести веков. Они являются художественно-архитектурным ансамблем внутреннего интерьера Троицкого собора. В этом отношении показательна публикация преподавателя Московской духовной академии Н.Д. Протасова, опубликованная в 1912 г. в «Богословском вестнике», и в 1913 г. изданная Троице-Сергиевой лаврой в виде отдельной брошюры. Симптоматично ее название «Архитектура храма и настроение». Основная мысль публикации в том, что храмовая архитектура должна помочь молящемуся возвыситься над обыденным окружающим, некоторым образом одухотвориться» [9].

Как отмечают В.И. Балдин и Т.Н. Манушина [10], «включение Троице-Сергиевой лавры в почетный список Всемирного наследия ЮНЕСКО (1993 г.) явилось признанием ее высокого исторического значения и правильности проведенных реставрационных работ». Там же они приводят высказывания Павла Флоренского, который называл лав-

Научно-технический и производственный журнал

Preservation of architectural heritage

ру «художественным портретом и сердцем России». «Чтобы понять Россию, надо посетить лавру, - писал он, - а чтобы вникнуть в лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ее, признанного святым еще при жизни...»

Таким образом, можно констатировать, что проведенный комплексный анализ исторических материалов и результатов теплотехнических исследований в отношении сохранности древних православных икон в иконостасе Троицкого собора позволили отметить следующее.

Свято-Троицкая Сергиева лавра на протяжении веков не только сохраняла, но и защищала, в том числе в смутный период в XVII в., уникальный архитектурный ансамбль, воздвигнутый древними русскими зодчими, включая иконы в иконостасе Троицкого собора.

Уникальное конструктивное решение, предложенное древними зодчими для стен и фундаментов, выполненных из бутового камня на известковом растворе, создает единую монолитную пространственную жесткость Троицкого собора, что препятствует деформации его конструктивных элементов.

На основе проведенного исторического анализа со всей вероятностью можно считать, что при возведении Троицкого собора в подклете были расположены старинные печи, отапливающие собор по типу русских каменок: теплый воздух от раскаленных булыжных камней в печи через отверстия в полу поступал в центральное помещение собора. Эта система отопления просуществовала до середины XIX в. и была заменена калориферными печами. В XX в. здание собора было подключено к теплотрассе. При этом надо отметить, что выполненная древними зодчими система воздушного отопления центрального помещения осталась нетронутой и эксплуатируется в настоящее время, что подтверждает их высокий технический уровень и мастерство.

Представлена новая методика определения температуры на поверхности икон в иконостасе в зависимости от количества людей. При наличии в центральном помещении собора 250 человек и выключенной вентиляции температура на поверхности икон иконостаса составляет 26оС. Увеличение количества людей приведет к дальнейшему повышению температуры на поверхности икон иконостаса. Поэтому для создания условий, исключающих повышение температуры на поверхности икон иконостаса и увеличение амплитуды их колебаний в дневное и ночное время, необходимо включать существующую вытяжную систему вентиляции для удаления теплоизбытков из помещения собора.

Список литературы

1. Умняков П.Н., Умнякова Н.П., Алдошина Н.Е. Сохранение древних шедевров русской иконописи Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры // Жилищное строительство. 2017. № 6. С. 40-44.

2. Власов О.Е. Основы строительной теплотехники. М.: ВИА, РККА, 1938.

3. Фокин К.Ф. Строительная теплотехника ограждающих частей зданий. М.: АВОК-Пресс, 2005. 253 с.

4. Умняков П.Н., Умнякова Н.П. Теоретические основы температурно-влажностного режима для сохранения икон и фресок в действующих православных храмах //

8'2017 ^^^^^^^^^^^^^

Сборник трудов 6-го Международного научно-практического симпозиума «Природные условия строительства и сохранения храмов Православной Руси». Сергиев Посад: Патриарший издательско-полиграфический центр, 2016. С. 45-60.

5. Умняков П.Н. Тепловой и экологический комфорт. М.: Форум, 2009. 448 с.

6. Мачинский В.Д. Теплотехнические основы строительства. М.: Государственное издательство строительной литературы, 1949. 326 с.

7. Рекомендации по улучшению температурно-влажност-ного режима памятника архитектуры XV века - Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. М.: НИИ строительной физики, 1977. 3 с.

8. Балдин В.И. Архитектура Троицкого собора Троице-Сер-гиевой лавры // Архитектурное наследство. 1956. № 6. С. 21-55.

9. Щенков А.С. О художественных проблемах храмострое-ния рубежа XIX - XX веков // Архитектурное наследство. 2003. № 45. 144 с.

10. В.И. Балдин, Т.Н. Манушина. Троице-Сергиева лавра. М.: Наука, 1996. 243 с.

References

1. Umnyakov P.N., Umnyakova H.P., Aldoshina N.E. Preservation of ancient masterpieces of russian icon painting of the Trinity cathedral of the holy Trinity-St. Sergius lavra. Zhilishchnoe Stroitel'stvo [Housing Construction]. 2017. No. 6, pp. 40-44. (In Russian).

2. Vlasov O.E. Osnovy stroitel'noi teplotekhniki [Bases construction heating engineers]. Moscow: VIA, RKKA, 1938.

3. Fokin K.F. Stroitel'naya teplotekhnika ograzhdayushchikh chastei zdanii [Construction the heating engineer of the protecting parts of buildings]. Moscow: AVOK-Press, 2005. 253 p.

4. Umnyakov P.N., Umnyakova N.P. Theoretical bases of temperature moisture conditions for preservation of icons and frescos in the operating Orthodox churches. Papers of the 6th International scientific and practical symposium «Environment of construction and preservation of temples of Orthodox Russia». Sergiyev Posad: Patriarshii izdatel'sko-poligraficheskii tsentr, 2016, pp. 45-60.

5. Umnyakov P.N. Teplovoi i ekologicheskii comfort [Thermal and ecological comfort]. Moscow: Forum, 2009. 448 p.

6. Machinsky V.D. Teplotekhnicheskie osnovy stroitel'stva [Heattechnical bases of construction]. Moscow: Gosudar-stvennoe izdatel'stvo stroitel'noi literatury, 1949. 326 p.

7. Rekomendatsii po uluchsheniyu temperaturno-vlazhnostnogo rezhima pamyatnika arkhitektury 15 veka - Troitskogo sobora Troitse-Sergievoi Lavry [Recommendations about improvement of temperature moisture conditions of a monument of architecture of the 15th century - Trinity Cathedral of Trinity-Sergius Lavra]. Moscow: NII stroitel'noi fiziki, 1977. 3 p.

8. Baldin V.I. Architecture of Trinity Cathedral of Trinity-Sergius Lavra. Arkhitekturnoe nasledstvo. 1956. No. 6, pp. 21-55.

9. Shchenkov A. S. About art problems of a hramostroyeniye of a turn of the XIX-XX centuries. Arkhitekturnoe nasledstvo. 2003. No. 45. 144 p.

10. Baldin V.I., Mityushina T.N. Troitse-sergieva Lavra [Trinity Sergius Lavra]. Moscow: Nauka, 1996. 243 p.

- 29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.