Научная статья на тему 'Сотрудничество государства и церкви в реставрации Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры'

Сотрудничество государства и церкви в реставрации Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
257
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СОБОР / АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА / ХРАМ / ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ / ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ЛЕНИНГРАДСКАЯ ЕПАРХИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ / РЕСТАВРАЦИЯ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ / HOLY TRINITY CATHEDRAL / ALEXANDER NEVSKY LAVRA / TEMPLE / ARCHITECTURAL MONUMENT / CULTURAL HERITAGE / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / LENINGRAD DIOCESE / STATE INSPECTION ON PROTECTION OF MONUMENTS / RESTORATION / RECONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Власникова Мария Александровна

Предметом исследования является сохранение Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры как памятника истории и культуры и роль в этом процессе Русской православной церкви и государства в лице Государственной инспекции по охране памятников Ленинграда. Объектом исследования являются реставрационно-восстановительные работы в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры в 1957-1987 гг. Особое внимание уделяется выявлению специфики периодов реставрационных работ, а также трансформации взаимодействия между церковью и Инспекцией по охране памятников от первого периода к последнему. В научный оборот вводятся архивные документы, которые позволяют внимательно изучить вопросы сохранения Троицкого собора в 1957-1987 гг. и выяснить роли церкви и Инспекции по охране памятников. Выявлено, что большое значение в сохранении Троицкого собора имело отношение пользователя объекта, который хорошо осознавал выдающееся историко-культурное значение памятника и не только способствовал, но в отдельных случаях настойчиво добивался выполнения работ специалистами высокого уровня. Соработничество сторон можно считать одним из эталонных примеров, результатом которого стал высокий уровень сохранности Свято-Троицкого собора при использовании его по первоначальному назначению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State and church restoration of Holy Trinity Cathedral in Alexander Nevsky Lavra

The subject of the research is the preservation of the Holy Trinity Cathedral of the Alexander Nevsky Lavra as a historical and cultural monument and the role of the Russian orthodox church and the State inspection on protection of monuments of Leningrad in this process. The object of the research is the restoration and reconstruction work in the Holy Trinity Cathedral of the Alexander Nevsky Lavra in 1957-1987. A particular attention is paid to the identifying the specif cs of the periods of the restoration work, as well as the transformation of the interaction between the Church and the Inspection on protection of monuments from the f rst period to the last. Archival documents are introduced into the scientif c circulation, and they allow studying the conservation of the Trinity Cathedral in 1957-1987 and clarifying the roles of the Church and the Inspection on protection of monuments. It is revealed that the user of the cathedral had great importance in preserving the Trinity Cathedral, because it knew the outstanding historical and cultural signif cance of the monument very well and not only promoted, but in some cases persistently sought to complete the work by high-level specialists. The cooperation of the parties can be considered as one of the best examples, the result of which became the high level of the preservation of the Holy Trinity Cathedral while using it according to its original purpose.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество государства и церкви в реставрации Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры»

УДК [726:271.2-523.4](470.23-25):351.853

М. А. Власникова

Сотрудничество государства и церкви в реставрации Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры

Предметом исследования является сохранение Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры как памятника истории и культуры и роль в этом процессе Русской православной церкви и государства в лице Государственной инспекции по охране памятников Ленинграда. Объектом исследования являются рестав-рационно-восстановительные работы в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры в 1957-1987 гг. Особое внимание уделяется выявлению специфики периодов реставрационных работ, а также трансформации взаимодействия между церковью и Инспекцией по охране памятников от первого периода к последнему. В научный оборот вводятся архивные документы, которые позволяют внимательно изучить вопросы сохранения Троицкого собора в 1957-1987 гг. и выяснить роли церкви и Инспекции по охране памятников. Выявлено, что большое значение в сохранении Троицкого собора имело отношение пользователя объекта, который хорошо осознавал выдающееся историко-культурное значение памятника и не только способствовал, но в отдельных случаях настойчиво добивался выполнения работ специалистами высокого уровня. Со-работничество сторон можно считать одним из эталонных примеров, результатом которого стал высокий уровень сохранности Свято-Троицкого собора при использовании его по первоначальному назначению.

Ключевые слова: Свято-Троицкий собор, Александро-Невская лавра, храм, памятник архитектуры, объект культурного наследия, Русская православная церковь, Ленинградская епархия, Государственная инспекция по охране памятников, реставрация, восстановление

Mariya A. Vlasnikova

State and church restoration of Holy Trinity Cathedral in Alexander Nevsky Lavra

The subject of the research is the preservation of the Holy Trinity Cathedral of the Alexander Nevsky Lavra as a historical and cultural monument and the role of the Russian orthodox church and the State inspection on protection of monuments of Leningrad in this process. The object of the research is the restoration and reconstruction work in the Holy Trinity Cathedral of the Alexander Nevsky Lavra in 1957-1987. A particular attention is paid to the identifying the specifics of the periods of the restoration work, as well as the transformation of the interaction between the Church and the Inspection on protection of monuments from the first period to the last. Archival documents are introduced into the scientific circulation, and they allow studying the conservation of the Trinity Cathedral in 1957-1987 and clarifying the roles of the Church and the Inspection on protection of monuments. It is revealed that the user of the cathedral had great importance in preserving the Trinity Cathedral, because it knew the outstanding historical and cultural significance of the monument very well and not only promoted, but in some cases persistently sought to complete the work by high-level specialists. The cooperation of the parties can be considered as one of the best examples, the result of which became the high level of the preservation of the Holy Trinity Cathedral while using it according to its original purpose.

Keywords: Holy Trinity Cathedral, Alexander Nevsky Lavra, temple, architectural monument, cultural heritage, Russian orthodox church, Leningrad diocese, State inspection on protection of monuments, restoration, reconstruction

DOI 10.30725/2619-0303-2019-2-86-91

Проблема сохранения памятников церковной архитектуры и сотрудничества государства и wеркви в этой деятельности имеют высокую степень актуальности в связи с тем, что происходит активный процесс передачи объектов культурного наследия религиозного назначения Русской православной церкви. Актуальность проблемы подчеркивается все возрастающим к ней вниманием: введение в 2014 г. должности епархиального древлехранителя, появление

методических рекомендаций и инструкций по сохранению и эксплуатации памятников церковной архитектуры и искусства, например, методическое пособие по сохранению памятников церковной архитектуры и искусства «Церковный древлехранитель» под редакцией епископа Тихона (Шивкунова), С. А. Анохиной, А. Л. Баталова (Москва, 2017), создание Реестра памятников церковной архитектуры с указанием их технического состояния, увеличение количества

конференций, посвященных проблемам сохранения памятников церковной архитектуры и искусства (ежегодные конференции и совещания епархиальных древлехранителей, конференции «Проблемы сохранения, изучения и популяризации культурного наследия Русской православной церкви» в Государственном историческом музее и др.). Вопросы сохранения культурного наследия церкви актуальны и для европейских стран: исследуются проблемы сохранения заброшенных храмов, валоризации культурного наследия религиозного назначения (например, работы итальянских исследователей П. Кавана, О. Ниглио). В связи с этим высокий интерес представляет опыт восстановления и реставрации Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры,переданного Ленинградской епархии в 1957 г.

Исследование основано на источниках из архива музея Древлехранилище Александро-Невской лавры, где находятся документы, достаточно полно отражающие ход реставрационных работ в Троицком соборе с 1957 по 1987 г. Реставрации этого периода до сих пор подробно не освещались. В исследованиях М. В. Шкаров-ского, Е. В. Шуньгиной история реставрационных работ показана достаточно кратко и относится преимущественно к периоду 1957-1960 гг. Настоящее исследование вводит в научный оборот архивные документы, которые позволяют внимательно исследовать более широкий хронологический период - с 1957 по 1987 г. -и выявить специфику каждой из реставраций, показать роль Церкви в восстановлении и сохранении Троицкого собора, раскрыть историю взаимодействия Государственной инспекции по охране памятников Ленинграда (ГИОП) и церкви по этому вопросу.

Целью работы является поэтапное раскрытие специфики и характерных черт реставраци-онно-восстановительных работ в Свято-Троицком соборе в 1957-1987 гг. с выявлением ролей Русской православной церкви и ГИОП. В исследовании используется системный подход для исследования реставрационных работ как результата взаимодействия церкви и Инспекции по охране памятников, применяются историко-сравнительный метод для выделения периодов реставраций и выявления их трансформаций с течением времени, историко-генетический метод для анализа причинно-следственных связей в исследуемых явлениях и описательный метод для отражения хода реставрационно-вос-становительных работ.

Троицкий собор был передан в постоянное пользование Ленинградской епархии в январе 1957 г. [1, л. 13-15]. В 1955-1957 гг. Патриархии

было возвращено 65 храмов, однако преимущественно в их число входили маленькие храмы в селах или на городских окраинах [2, с. 289], поэтому передача крупного храма в центре Ленинграда стала важнейшим событием для верующих.

В феврале 1957 г. была проведена техническая экспертиза, которая установила «исключительно плохое состояние» большинства элементов наружной и внутренней отделки собора, разрушения каменных конструкций [1, л. 17-18]. Штукатурная отделка фасадов была утрачена на большой площади. Скульптурное убранство было практически полностью разрушено. Первоочередными задачами были признаны устройство новых линейных постоянных покрытий и просушка кирпичной кладки.

Первый, основополагающий период ре-ставрационно-восстановительных работ пришелся на 1957-1960 гг. Необходимо было максимально быстро начать использование собора по первоначальному назначению, что должно было позволить собрать средства на дальнейшую реставрацию, и создать оптимальный для сохранения памятника уровень влажности [3, л. 50-51].

Реставрационные работы проводились под руководством выдающегося архитектора К. Д. Халтурина, сыгравшего важную роль в послевоенной реставрации. Со стороны епархии руководство осуществлял староста Троицкого собора Н. С. Людоговский. Работы находились под строгим контролем Инспекции по охране памятников и были осуществлены в восемь этапов [3, л. 69]. Частичный ввод собора в эксплуатацию состоялся 11 сентября 1957 г. Для ежедневных богослужений был открыт южный неф, а для субботних, воскресных и праздничных богослужений открывались центральная часть с алтарем, трансепт и пространство среднего нефа под временным перекрытием [1, л. 59, 76]. Весть об открытии собора нашла широкий отклик во всех православных церквах, и верующие оказали большую помощь в восстановлении собора щедрыми пожертвованиями [4].

С началом работ в здании были установлены системы контроля и регулировки влажност-ного режима. Одновременно работы производились по всем направлениям на фасадах и в интерьерах. В соответствии с историческими сведениями и по согласованию с Инспекцией были осуществлены некоторые реконструкции. В 1959-1960 гг. производились повторные работы на фасадах и в интерьерах с целью устранить появившиеся после просушки трещины и осыпания росписей [1, л. 65-65 об.; 3, л. 209].

Важным событием стало возвращение в 1959 г. в Троицкий собор картин и икон из Эрмитажа и Русского музея, находившихся там с 1934 г. [5, л. 58]. Это отразило комплексный подход к восстановлению собора. Реставрация полотен в неудовлетворительном состоянии осуществлялась после передачи их церкви. Условия сохранности живописи и исторических паникадил были обеспечены обещанием Инспекции в случае угрозы состоянию сохранности предметов передать их в музеи [3, л. 85].

Каждые полгода Инспекция производила проверки наличия и осмотры состояния сохранности всех охраняемых элементов интерьера [6, л. 18, 94, 211, 212]. Сотрудники Инспекции внимательно подходили к вопросам реставрации и восстановления, сохранения уже отреставрированных фрагментов и даже расположения исторических элементов внутреннего убранства, так что собор с его интерьерами сближался с объектом музейного показа.

Первый период характеризуется большим объемом восстановительных работ в сжатые сроки и проведением реконструкций на основании исторических данных; выполнением работ в две фазы; финансированием реставрационных работ церковью; началом работ, за крайне редким исключением, после осмотров и рекомендаций ГИОП и под ее строгим контролем, комплексным подходом к реставрации и восстановлению памятника. Этот период отмечен насыщенной работой и очень тесным сотрудничеством пользователя с контролирующим органом, имевшим критическое отношение к обращению Ленинградского епархиального управления с объектами культурного наследия.

Второй реставрационный период - 19651969 гг. В 1965 г. по результатам проверки состояния фасадов Троицкого собора Инспекцией по охране была обнаружена необходимость их ремонта. В результате осмотра были установлены небольшие утраты штукатурки карнизов, стен и колонн, ржавчина и свищи на кровле и линейных окрытиях, загрязнения гипсовых барельефов, сколы и потеря горизонтальности гранитных ступеней, загрязнение гранитного цоколя и выцветание окраски. Степень разрушений скульптурных горельефов на фасадах варьировался от 20-30 до 70 %. На основании осмотра Инспекция выдала предписание произвести ремонт и реставрацию фасадов. По завершении, с июля 1967 по февраль 1969 г. были осуществлены работы по проверке прочности штукатурки и всех деталей, промывка и реставрация цоколя, реставрация гипсовых барельефов на фасадах и деревянной резьбы над главным входом западного фасада с укрытием

ее сеткой, ремонт и окраска кровли, линейных окрытий, оконных заполнений, а также окраска фасадов. Среди руководителей работ были участники предшествующего реставрационного периода. В конце февраля 1969 г. работы были приняты ГИОП, реставрация была завершена [7, л. 27-46].

Период 1965-1969 гг. характеризовался небольшим объемом реставрационных работ и значительным вниманием к ремонту. Производились только наружные работы. Это достаточно спокойный период, в который, в отличие от предыдущего, не было необходимости в выполнении работ в сжатые сроки, а также отсутствовали масштабные реставрационные вмешательства и реконструкции. Вероятно, по этой причине взаимодействие Епархиального управления с Инспекцией было менее насыщенным. Вместе с тем архивные документы свидетельствуют о том, что все ремонтно-реставраци-онные работы согласовывались и принимались контролирующим органом.

Третий реставрационный период - 19701980 гг. Спустя год после завершения второго периода появилась необходимость в проведении ремонтно-реставрационных работ на фасадах. По заданию Инспекции, выданному в июне 1970 г., было необходимо произвести расчистки и промывки от копоти всех элементов внутреннего убранства, реставрацию скульптурных изображений святых, укрепление монументальной живописи, а также проверку технического состояния дубовых оконных заполнений проемов барабана с заменой поврежденной древесины [7, л. 56-71]. Судя по всему, в это же время было получено и задание на реставрацию фасадов. На 1971-1980 гг. было запланировано благоустройство территории вокруг собора, ремонт фасада, реставрация икон и картин, окраска кровли, реставрация росписей, косметический ремонт внутри собора и ремонт системы центрального отопления. Работы производились согласно установленному плану, по согласованию с Инспекцией и с привлечением ранее участвовавших в реставрации собора высококвалифицированных специалистов.

Третий реставрационный период протекал в еще более спокойном темпе, чем второй. Одной из главных черт третьего периода является плановый характер реставрации и отсутствие внеплановых вмешательств. Третий период, кроме того, отмечен значительным объемом работ ремонтного характера. Любые вмешательства в памятник по-прежнему согласовывались с Инспекцией. Это десятилетие, несмотря на продолжительность этапа, представлено в музейном архиве достаточно скудной документацией.

Четвертый реставрационный период -1982-1987 гг. В 1982-1987 гг. производились реставрации росписей и лепного декора в интерьерах собора, а также фасадов. В рамках реставрации осенью и зимой 1982 г. в южном нефе были укреплены, расчищены и восстановлены росписи [8, л. 39-49]. Однако несмотря на регулярные осмотры и принятие работ в южном нефе постадийно, о чем сохранилась информация в музейном архиве, Инспекция в результате признала все выполненные работы некачественными и объявила, что работы постадийно не предъявлялись [8, л. 39]. В результате был сменен руководитель реставрационных работ. Кроме того, в процессе реставрации южного нефа было установлено, что «роспись куполов, конхи, малых парусов, арок резко отличается от живописи в манере „гризайль"... нарушена архитектоника интерьера» [8, л. 34], и поскольку в 1957-1960 гг. почти все росписи были воссозданы и не соответствовали памятнику всесоюзного значения, в 1982 г. Инспекция предписала «выполнить реставрационный ремонт и необходимое воссоздание росписи сводов, куполов, арок, парусов, конх Свято-Троицкого собора, максимально приблизив ее к росписи 1806 г., для чего принять за основу сохранившиеся и оставленные на своде главного нефа фрагменты. работы начать с центрального нефа, как сохранившего фрагменты росписи 1806 г.» [8, л. 33]. Это демонстрирует критическое отношение специалистов 1980-х гг. к реставрацион-но-восстановительным работам 1957-1960 гг.

В течение 1986 г. последовательно в разных помещениях собора происходили работы по расчистке и догипсовке лепного декора, монументальной темперно-клеевой живописи, позолоты и лепки. Осуществлялись промывки от пыли и копоти, Инспекция проводила регулярные осмотры в процессе реставрации. Находившиеся на учете паникадила также подлежали осмотру и актированию Инспекцией, которая определила необходимость проведения работ по очистке металлических элементов, замене драпировки штоков и ремонту электрических элементов [8, л. 20 об., л. 47].

Что касается реставрации наружных элементов храма, то в конце 1982 г. был произведен осмотр здания и кровли в процессе эксплуатации, их техническое состояние было признано удовлетворительным, однако была выявлена необходимость реставрационного ремонта фасадов [8, л. 42]. Документы, хранящиеся в изученных фондах архива, не дают исчерпывающей картины реставраций фасадов в 1980-е гг. Нами установлено, что архитектурно-реставрационное задание на реставрационный ремонт

и окраску фасадов Троицкого собора было выдано Инспекцией в феврале 1984 г. [9, л. 24]. В характеристике объекта отмечалось, что все фасады собора и гипсовые барельефы были загрязнены, имелись повреждения окраски, архитектурных деталей, штукатурки стен, тяг, венчающих карнизов и колонн; металлические окрытия требовали ремонта и окраски; каменные базы колонн, гранитные цоколи и ступени входов нуждались в реставрации; необходим был ремонт дверных и оконных заполнений. К середине ноября 1985 г. были завершены и приняты комиссией Инспекции работы по реставрационному ремонту и окраске кровли. Кроме того, в июле 1985 г. был разработан проект оконных заполнений центрального придела. В пояснительной записке указывалось, что «оконные заполнения находятся в аварийном состоянии» [10, л. 15]. Согласно проекту, оконные заполнения было необходимо изготовить из высококачественной древесины хвойных пород, отделку произвести масляной краской.

Можно предположить, что ремонтно-ре-ставрационные работы по этому заданию производились в основном в 1987 г., поскольку следующие обнаруженные документы относятся именно к этому времени с указанием о необходимости реставрации фасадов в весенне-летний период 1987 г. Работы, по ходатайству Исполнительного органа Свято-Троицкого собора совместно с Инспекцией по охране памятников, выполняли бригады Ленинградской областной специальной научно-реставрационной мастерской объединения «Реставрация». Руководивший реставрацией со стороны Троицкого собора староста собора Г. Н. Минаев подчеркивал в своих обращениях уникальность памятника и необходимость проведения работ высококвалифицированными специалистами [11, л. 7-20].

Четвертый период характеризуется критическим отношением специалистов к предшествующим реставрациям. Значительное внимание было уделено расчисткам загрязненных и закоптившихся элементов оформления собора. Параллельно работы производились в интерьерах и на фасадах, а также с движимыми объектами культурного наследия. Методики реставрации, как и в предшествующие периоды, утверждались Инспекцией по охране памятников, велся непрерывный надзор за процессом и результатами этапов реставрационных работ. Со стороны Инспекции можно отметить не только строгий контроль, но и, как показывают документы 1982 г., возможную предвзятость к пользователю памятника архитектуры. Особо подчеркнем важный момент: руководитель

реставрации со стороны пользователя хорошо осознавал высокую ценность объекта и добивался, чтобы реставрацию выполняли высокопрофессиональные специалисты. Именно понимание пользователем историко-культурной ценности памятника церковной архитектуры и искусства служит цели сохранения объекта культурного наследия.

Представленные документы с 1957 по 1987 г. свидетельствуют о том, что реставрация в соборе после его передачи Русской православной церкви проводилась в течение этих трех десятилетий почти непрерывно. Мы выделили четыре реставрационных периода: 1957-1960 гг., 1965-1969 гг., 1970-1980 гг., 1982-1987 гг. Подробнее всего в исследованном архиве представлены документы по ре-ставрационно-восстановительным работам 1957-1960 гг. Сотрудничество государства в лице Инспекции по охране памятников с Русской православной церковью, в особенности в 1957-1960 гг., позволило максимально эффективно вести деятельность по сохранению выдающегося памятника архитектуры. Именно в этот период была произведена колоссальная работа по восстановлению и реставрации, которая позволила, без преувеличения, спасти памятник архитектуры и в сжатые сроки ввести собор в эксплуатацию. Необходимо отметить постоянный контроль не только процесса реставрационных работ, но и текущего технического состояния объекта инспекторами в течение всех периодов реставрации. Однако несмотря на то, что Инспекция отслеживала техническое состояние Троицкого собора и до его передачи Ленинградской епархии, реставрация собора была осуществлена лишь после передачи, что свидетельствует о бережном отношении Ленинградского епархиального управления к собору как к памятнику истории и культуры. Роль церкви в восстановлении и реставрации Троицкого собора невозможно переоценить и потому, что средства, необходимые для выполнения работ 1957-1960-х гг., были собраны именно ею. Выскажем предположение, что уровень реставрационно-восстановительных работ 1957-1960 гг. был обусловлен, в частности, и тем фактом, что Троицкий собор стал единственным крупным храмом в центре Ленинграда (не говоря о других областях СССР), который был возвращен верующим в середине 1950-х гг. Дальнейшие реставрации требовали, по преимуществу, поддержания собора в хорошем состоянии: расчисток и промывок от пыли и копоти, реставрационных ремонтов фасадов и кровли. Реставрации

1960-1980-х гг. отражены в архиве Древлехранилища слабее, однако, судя по обнаруженным документам, реставрация в эти годы была отмечена меньшей интенсивностью и более спокойным темпом. Все реставрации производились под руководством высококвалифицированных опытных специалистов по методикам, утверждавшимся Инспекцией. Примечательным является четвертый реставрационный период, в который проявилось критическое отношение специалистов к предшествующим реставрациям, а также были успешно преодолены первоначальные разногласия между Инспекцией и епархией. Значительную роль в качестве реставрационных работ сыграло отношение пользователя объекта - Ленинградской епархии, представители которой хорошо осознавали выдающееся историко-культурное значение памятника и не только способствовали, но в отдельных случаях настойчиво добивались выполнения работ специалистами высокого уровня. Именно после передачи памятника церкви и благодаря ее сотрудничеству с государством, выдающийся памятник архитектуры XVIII в. удалось спасти от окончательного разрушения и в короткие сроки произвести реставрационно-восстановительные работы. Такое бережное отношение пользователя и соработничество сторон можно считать одним из эталонных примеров, результатом которого стал высокий уровень сохранности Свято-Троицкого собора при использовании его по первоначальному назначению.

Список литературы

1. Архив музея Древлехранилище Александро-Не-вской лавры. Ф. 4. Оп. 2. Д. 6: Наружные реставрационные работы и общие документы.

2. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, 1713-2013: в 3 т. Санкт-Петербург: Изд-во Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, 2013. Т. 3: 1917-2013. 447 с.

3. Архив музея Древлехранилище Александро-Не-вской лавры. Ф. 4. Оп. 1. Д. 11: Научный отчет о реставрации Троицкого собора, 1957-1960 гг.

4. Архив музея Древлехранилище Александро-Не-вской лавры. Фототека. Реставрация 1957-1960 гг. Освящение собора в 1957 г.

5. Архив музея Древлехранилище Александро-Не-вской лавры. Ф. 4. Оп. 2. Д. Реставрация масляной живописи и реставрационные работы.

6. Архив музея Древлехранилище Александро-Не-вской лавры. Ф. 4. Оп. 2. Д. 5: Внутренние общереставрационные работы.

7. Архив музея Древлехранилище Александро-Не-вской лавры. Ф. 4. Оп. 2. Д. 1: Ремонт и реставрация фасада.

8. Архив музея Древлехранилище Александро-Невской лавры. Ф. 4. Оп. 2. Д. 7: ГИОП (акты, переписка и пр.). Реставрация интерьера Свято-Троицкого собора с 20 сентября 1982 г.

9. Архив музея Древлехранилище Александро-Не-вской лавры. Ф. 4. Оп. 2. Д. 22: Фасады 1984 г. Январь.

10. Архив музея Древлехранилище Александро-Не-вской лавры. Ф. 4. Оп. 5. Д. 5: 1995. Проект оконных заполнений второго света центрального придела. 3 комплекта.

11. Архив музея Древлехранилище Александро-Не-вской лавры. Ф. 4. Оп. 2. Д. 2: Переписка по Свято-Троицкому Собору. 1980-е гг.

References

1. Archive of Museum Archives in Alexander Nevsky Lavra. F. 4. Op. 2. D. 6: Exterior restoration work and General documents (in Russ.).

2. Holy Trinity Alexander Nevsky Lavra, 1713-2013: in 3 vol. Saint Petersburg: Holy Trinity Alexander Nevsky Lavra publ., 2013. 3: 1917-2013. 447 (in Russ.).

3. Archive of Museum Archives in Alexander Nevsky Lavra. F. 4. Op. 1. D. 11: Scientific report on restoration of Trinity Cathedral, 1957-1960 (in Russ.).

4. Archive of Museum Archives in Alexander Nevsky Lavra. Photograph collection. 1957-1960 restoration, Consecration of Cathedral in 1957 (in Russ.).

5. Archive of Museum Archives in Alexander Nevsky Lavra. F. 4. Op. 2. D. Oil painting restoration and restoration works (in Russ.).

6. Archive of Museum Archives in Alexander Nevsky Lavra. F. 4. Op. 2. D. 5: Internal general exhibition works (in Russ.).

7. Archive of Museum Archives in Alexander Nevsky Lavra. F. 4. Op. 2. D. 1: Repair and restoration of facade (in Russ.).

8. Archive of Museum Archives in Alexander Nevsky Lavra. F. 4. Op. 2. D. 7: State Inspection of Monuments Protection (acts, correspondence, etc.). Restoration of interior in Holy Trinity Cathedral from September 20, 1982 (in Russ.).

9. Archive of Museum Archives in Alexander Nevsky Lavra. F. 4. Op. 2. D. 22: Facades, 1984 January (in Russ.).

10. Archive of Museum Archives in Alexander Nevsky Lavra. F. 4. Op. 5. D. 5: 1995. Project window fillings of second light in central aisle. 3 sets (in Russ.).

11. Archive of Museum Archives in Alexander Nevsky Lavra. F. 4. Op. 2. D. 2: Correspondence on Holy Trinity Cathedral. 1980's (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.