Научная статья на тему 'Сохранение древних шедевров русской иконописи Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры'

Сохранение древних шедевров русской иконописи Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
217
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жилищное строительство
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ТЕМПЕРАТУРНЫЙ РЕЖИМ / TEMPERATURE REGIME / ВЛАЖНОСТЬ / HUMIDITY / ПЕЧНОЕ ОТОПЛЕНИЕ / STOVE HEATING / СОБОР / CATHEDRAL / КОНСТРУКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ / CONSTRUCTIVE SOLUTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Умняков П.Н., Умнякова Н.П., Алдошина Н.Е.

Рассмотрена история Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры, построенного в 1421-1423 гг.Особое внимание уделено вопросам объемно-планировочного и конструктивного решения собора, благодаря которому каменная постройкаXV в. сохранилась до нашего времени, а также вопросам обеспечения благоприятных температурно влажностных условий внутри храма, позволивших обеспечить сохранность уникальных икон. В работе анализируется возможность функционирования системы отопления в Троицком соборе, приводится конструктивное решение печей для отопления; расположение решеток в полу и нижних частях стен, по которым теплый воздух от печей попадет внутрь собора, и вытяжные отверстия для удаления отработанного воздуха. Проведенные исследования позволили установить, что продуманная древними зодчими система отопления и раздачи теплого воздуха в помещение храма позволила обеспечить благоприятный температур-но-влажностный режим в Троицком соборе и обеспечить сохранность уникальных икон, написанных Андреем Рублевым,Даниилом Черным и древними иконописцами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preservation of Ancient Masterpieces of Russian Icon Paintingof the Trinity Cathedral of the Holy Trinity-St. Sergius Lavra

The article considers the history of the Trinity Cathedral of the Holy Trinity Sergius Lavra, built in 1421-1423. Particular attention is paid to the space planningand constructive decisions of the cathedral, thanks to which the stone building of the 15th century has survived to our time, as well as to the issues of providingfavorable temperature and humidity conditions inside the Cathedral, which allowed preserving the unique icons. The possibility of functioning of the heatingsystem in the Trinity Cathedral is analyzed in the work, the constructive solution of the rocket stove for heating is given in the article. The arrangement of airinlets in the floor and the lower parts of the walls, through which the warm air from the furnaces gets inside the Cathedral, and exhaust openings for removingthe exhaust air. The studies conducted made it possible to establish that the system of heating and distribution of warm air in the temple premises thought out byancient architects allowed to ensure a favorable temperature and humidity regime in the Trinity Cathedral and to ensure the preservation of unique icons writtenby Andrei Rublev, Daniil Cherniy and ancient icon painters.

Текст научной работы на тему «Сохранение древних шедевров русской иконописи Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры»

Доклады VIII Академических чтений РААСН «Актуальные вопросы строительной физики»

ц м .1

Научно-технический и производственный журнал

УДК 72.03

П.Н. УМНЯКОВ1, д-р техн. наук, профессор; Н.П. УМНЯКОВА2, канд. техн. наук; Н.Е. АЛДОШИНА3, художник-реставратор высшей категории

1 Институт искусств реставрации (105037, Москва, городок им. Баумана, 3, корп. 4) 2 Научно-исследовательский институт строительной физики НИИСФ РААСН (127238, г. Москва, Локомотивный пр., 21) 3 Свято-Троицкая Сергиева Лавра (141300, Московская обл., г. Сергиев Посад)

Сохранение древних шедевров русской иконописи Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры

Рассмотрена история Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры, построенного в 1421-1423 гг. Особое внимание уделено вопросам объемно-планировочного и конструктивного решения собора, благодаря которому каменная постройка XVв. сохранилась до нашего времени, а также вопросам обеспечения благоприятных температурно-влажностных условий внутри храма, позволивших обеспечить сохранность уникальных икон. В работе анализируется возможность функционирования системы отопления в Троицком соборе, приводится конструктивное решение печей для отопления; расположение решеток в полу и нижних частях стен, по которым теплый воздух от печей попадет внутрь собора, и вытяжные отверстия для удаления отработанного воздуха. Проведенные исследования позволили установить, что продуманная древними зодчими система отопления и раздачи теплого воздуха в помещение храма позволила обеспечить благоприятный температур-но-влажностный режим в Троицком соборе и обеспечить сохранность уникальных икон, написанных Андреем Рублевым, Даниилом Черным и древними иконописцами.

Ключевые слова: температурный режим, влажность, печное отопление, собор, конструктивное решение.

Для цитирования: Умняков П.Н., Умнякова Н.П., Алдошина Н.Е. Сохранение древних шедевров русской иконописи Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры // Жилищное строительство. 2017. № 6. С. 40-44.

P.N. UMNYAKOV1, Doctor of Sciences (Engineering), Professor; H.P. UMNYAKOVA2, Candidate of Sciences (Engineering);

N.E. ALDOSHINA3, Artist-Restorer of Highest Degree 1 Restoration Art Institute ( 3, block. 4, Bauman Village Street, 105037 Moscow, Russian Federation) 2 Scientific-Research Institute of Building Physics of the Russian Academy architecture and construction sciences (21, Lokomotivniy Driveway, Moscow,127238, Russian) 3 Holy Trinity- St. Sergius Lavra (Sergiev Posad, Moskovskaya Oblast, 141300, Russian Federation)

Preservation of Ancient Masterpieces of Russian Icon Painting of the Trinity Cathedral of the Holy Trinity-St. Sergius Lavra

The article considers the history of the Trinity Cathedral of the Holy Trinity Sergius Lavra, built in 1421-1423. Particular attention is paid to the space-planning and constructive decisions of the cathedral, thanks to which the stone building of the 15th century has survived to our time, as well as to the issues of providing favorable temperature and humidity conditions inside the Cathedral, which allowed preserving the unique icons. The possibility of functioning of the heating system in the Trinity Cathedral is analyzed in the work, the constructive solution of the rocket stove for heating is given in the article. The arrangement of air inlets in the floor and the lower parts of the walls, through which the warm air from the furnaces gets inside the Cathedral, and exhaust openings for removing the exhaust air. The studies conducted made it possible to establish that the system of heating and distribution of warm air in the temple premises thought out by ancient architects allowed to ensure a favorable temperature and humidity regime in the Trinity Cathedral and to ensure the preservation of unique icons written by Andrei Rublev, Daniil Cherniy and ancient icon painters.

Keywords: temperature regime, humidity, stove heating, cathedral, constructive solution.

For citation: Umnyakov P.N., Umnyakova HP., Aldoshina N.E. Preservation of ancient masterpieces of russian icon painting of the Trinity cathedral of the holy Trinity-St. Sergius lavra. Zhilishchnoe Stroitel'stvo [Housing Construction]. 2017. No. 6, pp. 40-44. (In Russian).

Троицкий собор - одно из первых белокаменных зданий Сергиевой лавры был воздвигнут в 1422-1423 гг. в честь основателя монастыря преподобного Сергия Радонежского. Его строительство выполнено по заказу игумена Никона на средства московского великого князя Василия I и князя Юрия Звенигородского. Он является одним из сохранившихся памятников Руси начала XV в. Как считает В.И. Бал-дин [1], «этого периода особый интерес представляют три памятника в окрестностях Москвы - церковь Успенья на Городке в Звенигороде (1399 г.), Рождественский собор Сав-вино-Сторожевского монастыря (1405 г.) и Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре (1423 г.)».

4о| -

Ряд архитектурных источников трактует, что облик Троицкого собора воспринимается как простое повторение звенигородских соборов. В действительности с этим нельзя согласиться. В Троицком соборе имелся иконостас из белого камня, в котором устанавливались иконы в несколько рядов (рис. 1, 2). В Успенском соборе каменной алтарной преграды нет (рис. 3). В его западной части - хоры, на которые ведет внутренняя лестница. Троицкий собор, как монастырский храм, не имел хора и на протяжении веков «обрастал» пристройками (рис. 4).

Толщина наружных стен Троицкого собора составляет 150 см. Их конструкция представляет белый известняковый камень толщиной 35 см с внутренней и наружной стороны

^^^^^^^^^^^^^ |б'2017

Научно-технический и производственный журнал

Reports of the VIII Academic reading RAACS «Actual issues of building physics»

Рис. 1. Иконостас Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры

и между ними крупная булыжная кладка толщиной 80 см на известковом растворе [2]. Проведенные в 1928 г. раскопки у северной стены собора показали, что кладка цоколя состоит из пяти рядов булыжных камней, опирающих наголыш, выступающий карнизом на глубину около 2 м [1]. Такое конструктивное решение наружных стен и связка их с валунным фундаментом создают единую пространственную жесткость здания и исключают его деформацию. В то же время в других исторических зданиях Троице-Серги-евой лавры, наружные стены которых выполнены только из кирпичной кладки, как в Успенском соборе, Трапезной и Казначейском корпусе, произошли неравномерные деформации [3]. Одной из причин этих деформаций является ослабление фундамента, обусловленное изменившимися с веками прочностными свойствами строительных материалов. Все эти уникальные технические решения, принятые русскими зодчими при строительстве Троицкого собора, предотвратили разрушение его конструктивных элементов, включая иконостас. Тем не менее надо отметить, что в многочисленных работах, посвященных Троицкому собору, это конструктивное решение как фактор, обеспечивший его долговечность и сохранность, нигде не рассматривается.

Троице-Сергиева Лавра являлась культурным центром Руси. Здесь находились высокохудожественные произведения древних иконописцев, была сосредоточена переписка книг, иконописное дело и художественные ремесла, велось летописание.

Троице-Сергиев монастырь начиная со времен Сергия Радонежского в XIV в. являлся духовным центром Древней Руси и был защитником древних православных реликвий России, включая древние иконы иконостаса Троицкого собора. Поэтому в 1540 г. началось строительство оборонительных сооружений Троицкого монастыря, которое продолжалось около 10 лет. Специальной царской грамотой Иван Грозный дал троицким властям право «камень ломати, какой им надобнен», где бы они его ни нашли, «беспошлино» и «безденежно». В процессе строительства Иван Грозный несколько раз приезжал в лавру и лично контролировал возведение крепостных стен. В качестве личного вклада он дал монастырю три тысячи рублей. Крестьян, занятых строительством крепостных стен монастыря, он освободил от государственных податей и повинностей [1].

В начале XVII в. Троице-Сергиева лавра благодаря своевременно выстроенным оборонительным сооружениям выстояла шестнадцатимесячную оборону от польско-литовских интервентов и сохранила православные ценности монастыря.

В Отечественную войну 1812 г. благодаря русской армии французы не решились подойти к Троице-Сергиевому монастырю, несмотря на то что у Наполеона был план захватить близлежащие монастыри и сделать из них круговую оборону вокруг Москвы [4].

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., как вспоминает Т.Н. Манушина - ученый секретарь Серги-ево-Посадского государственного историко-художествен-ного музея-заповедника, территория Троицкой Сергиевой лавры была так замаскирована, что немецкая авиация не разрушила ни одно из его древних зданий.

В наши дни в Троице-Сергиевой лавре ведутся работы, направленные на изучение и сохранение памятников исторического и культурного наследия Древней Руси, проводятся международные научно-исторические симпозиумы. Образованный в 1940 г. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник организует международные конференции, посвященные истории, культуре и духовной жизни.

Попытаемся проследить многовековую динамику сохранения православных икон в иконостасе Троицкого собора в течение шести веков в условиях различных температурно-влажностных режимов.

Рис. 4. План Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры с пристройками: 1 — Троицкий собор, XVв.; 2 — Никоновский придел, ХУ1—ХУП в.; 3 — западная паперть, XVIв.; 4 — Серапионова палата, XVI—XIX вв.

Рис. 2. План Троицкого собора в перво- Рис. 3. План Успенского собора в Зве-начальномвиде нигороде

62017

41

Доклады VIII Академических чтений РААСН «Актуальные вопросы строительной физики»

ц м .1

Научно-технический и производственный журнал

1—

Иконостас Троицкого собора с образами святых на иконах является уникальным памятником подлинных шедевров древнерусского иконописного искусства (рис. 1).

После окончания строительства в 1425-1427 гг. под руководством Андрея Рублева и Даниила Черного для иконостаса были написаны иконы, которые известны в мире как шедевры уникальной русской живописи. Икона «Троица», написанная Андреем Рублевым и посвященная преподобному Сергию, хранится с 1929 г. в Государственной Третьяковской галерее, а в иконостасе находится копия.

На протяжении XV-XVII вв. происходило формирование иконостаса иконами выдающихся русских иконописцев. Так, местный ряд был дополнен иконой «Троица» и иконой «Преподобный Сергий с Житием». Иконы трех рядов иконостаса - деисусного, праздничного чина, выполнили Андрей Рублев «сотоварищи».

В 1600 г. по заказу царя Бориса Федоровича Годунова был выполнен верхний чин - двадцать одна икона «праотцев с херувимами, обложены серебром».

Эти древние творения иконописи сохранились и до наших дней. Однако в отличие от иконостаса первоначальная стенопись Троицкого собора в основном утрачена, исключением является небольшой фрагмент в алтаре храма. Как отмечает В.И. Балдин [1], «первоначальная роспись храма, выполненная Андреем Рублевым, не сохранилась: за двести лет она «обветшала», и ее сбили, заменив в 1635 г. на новую. В последующее время и эта стенопись неоднократно обновлялась и переписывалась, покрывалась многочисленными слоями масляных шпаклевок и записей». Однако иконы, находящиеся в иконостасе, сохранились, что можно объяснить его конструктивным решением и благоприятными температурно-влажностными условиями.

Обратим внимание, что между окончанием строительства Троицкого собора (1423 г.) и началом художественного оформления в помещениях собора (1425 г.) прошло два года. Древние зодчие понимали, что за этот период времени влага из известкового раствора ограждающих конструкций и конструкции иконостаса при естественной сушке должна удалиться, а оставшееся незначительное количество влаги в белом камне будет находиться в равновесном состоянии. Только после этого можно приступить к стенописи и оформлению иконостаса.

Проанализируем, какие на Руси в начале XV-XVI вв. возводились каменные храмы. Например, Смоленский собор Новодевичьего монастыря в Москве, построенный в 1524-1525 гг., не имел печного отопления, и церковные службы происходили в нем только в летний период года. Эти условия сохранились до настоящего времени.

Построеный в 1555-1561 гг. Покровский собор известен как Покров на Рву, или храм Василия Блаженного в Москве. В нем церковные службы проходили от Пасхи до Покрова. В настоящее время в нижнем ярусе используется электри-

Рис. 5. Здания Свято-Троицкой Сергиевой лавры с печными трубами на миниатюре «Жития Сергия». Троицкий собор

1

Рис. 6. Схема отопления центрального помещения Троицкого собора в начале XV до середины XVII в.: а — топка печи для разогрева бутового камня; б — поступление теплого воздуха от раскаленных бутовых камней в помещение; 1 — бутовый камень; 2 — кирпичные колосники; 3 — пол на перекрытии между центральным помещением и помещением подклета; 4 — подполовые дымоходы в перекрытии; 5 — задвижка для закрытия дымохода; 6 — плита для закрытия отверстий; 7 — отверстия в перекрытии над печью

ческий обогрев помещения, что позволяет проводить в нем церковные службы в течение всего года. Остальная часть собора используется только как музейное помещение. Помещения верхнего яруса как были неотапливаемыми в течение нескольких веков, так и в наше время не имеют систем отопления.

Успенский собор в Московском Кремле, построенный в 1475-1479 гг., также не имел системы отопления. Представляют большой интерес записи патриарха Антиохийского, сделанные им во время посещения Руси в середине XVII в. и впоследствии обработанные его сыном Павлом Алепп-ским, из которых можно заключить, что даже в Успенском соборе Московского Кремля не функционировала система отопления в зимний период. Остановимся на некоторых из них (Записи Патриарха Антиохийского. Глава IX. Москва. Описание Успенского Собора ): «...нас утешило виденное нами в этот день, воскресенье Сыропуста, постоянство этого (русского) народа в выстаивании на железном полу с утра до вечера. Более того: не успели мы сесть за стол, как ударили к вечерне и к молитвам на сон грядущим, по обычаю».

«Пол этой церкви, начиная от алтарей, состоит из четырехугольных плит чистого железа. Как мы раньше упомянули, царь заказал их на железном заводе в городе Туле. Пол блестит, как черный мрамор. Но в зимнее время ноги отнимаются от сильного холода. Мы терпели от него в продолжение служб великие мучения. Если бы мы не надевали на

42

62017

5

Научно-технический и производственный журнал

Reports of the VIII Academic reading RAACS «Actual issues of building physics»

Рис. 7. Решетки отопления в полу, нижней части стены и в солее в Троицком соборе Сергиевой лавры

Л . Ч

Рис. 8. Вытяжные отверстия внутри Троицкого собора

ноги башмаков, какие носят греческие монахи, с деревянными подошвами и сукном, кои мы привезли из Константинополя с прочими вещами для защиты от холода по совету знающих людей, сообщивших нам об этом обстоятельстве, прежде нам неизвестном, то мы давно бы искалечили себе ноги. Вот что мы изложили, по мере возможности, для описания великой церкви» (Записи Патриарха Антиохийского. Глава XII. Москва. Служение в воскресенье Сорокоуста. Известия с театра войны. Назначение воевод ).

Как видно из текста, все присутствующие на церковной службе находились в теплой зимней одежде.

Далее, анализируя фактические исторические материалы, авторы не обнаружили, что Троицкий собор должен был быть летним храмом, как Смоленский и Покровский соборы в Москве. Все это позволяет считать, что в нем после окончания строительства функционировала система печного отопления.

Наличие печного отопления также подтверждается дымовыми трубами, которые видны на зданиях Сергиевой лавры на миниатюре «Жития Сергия» [5] (рис. 5).

Однако непосредственно на Троицком соборе их нет, как на соседних зданиях. Можно предположить, что автор миниатюры верхнюю часть Троицкого собора закончил куполом с крестом и не показал дымовые трубы. По-видимому, понимал, что сочетание их с верхней частью купола, т. е. нагромождение многочисленных деталей, изменит художественный облик Троицкого собора, поскольку на соседних зданиях показаны три двускатные кровли с тремя дымовыми трубами. Купол с крестом выше их.

К сожалению, в исторических материалах, посвященных XV-XVI вв., авторам не удалось найти данных, как происходил обогрев в зимнее время центрального помещения Троицкого собора.

В этой связи, базируясь на косвенных исторических источниках, ими сформулированы соображения по рассматриваемому вопросу.

В русской архитектуре из-за климатических условий начиная с XIV в. в культовых постройках появилась такая

часть здания, как подклет, представляющий большой технический интерес. В нем имелись арочные своды, и в центре высота подклета составляла 2,4-2,7 м.

В первоначальном типе крестово-купольных храмов, заимствованных Русью из Византии, подклета не было.

Проведенный анализ позволяет со всей вероятностью предположить, что в подклете Троицкого собора функционировало печное отопление, прототипом которого была булыжная банная каменка. В этой печи надтопочное пространство заполнено по кирпичным колосникам бутовым камнем (рис. 6, а). Пол отапливаемого центрального помещения собора является перекрытием надтопочного пространства печи. Отверстия в перекрытии со стороны помещения во время топки печи закрывали плитками. Нагретый воздух, который образовался в результате сгорания дров, омывал булыжники, раскалял их и с сажей и смолистыми веществами удалялся через подпольный и вертикальный дымоходы. После сгорания дров дымоход перекрывался, половые плитки на поверхности пола снимались. Нагретый воздух от раскаленных булыжников через отверстия в перекрытии печи поступал в помещение собора (рис. 6, б). Так с самого окончания строительства происходило отопление Троицкого собора. Одна из печей в подклете находилась за стеной иконостаса. Об этом свидетельствуют кирпичные остатки печи. Другая, по-видимому, в западной части центрального помещения подклета.

Воспользуемся материалами, приведенными в монографии В.П. Зубова (Зубов В.П. Троицкий Собор. Из личного архива М.В. Зубовой - дочери В.П. Зубова), в отношении теплового режима в Троицком соборе [6]: «Вопреки заявлению Симона Азарьина, что «церковь святыя Троицы, идеже мощи преподобного Сергия Богом хранимы в зимнее время от мраза не зело студению холодает, яко в прочих церквах каменных, но некако легкое прохлаждение в себе содержит, и людие от студени не зело истомление приемлют» [7], из других источников известно, что «зимою в Троицком соборе на чугунный пол стлали сено, чтобы не так холодно

6'2017

43

Доклады VIII Академических чтений РААСН «Актуальные вопросы строительной физики»

ц м .1

Научно-технический и производственный журнал

было ногам» [8]. Для той же цели пользовались войлоком» (Голубинский (с. 197) указывает на опись 1641 г. См. также Дело 1779 г. № 65 «О выстелке в Троицком соборе чугунного пола войлоком», где приводится словесное приказание Платона «для удовольствия богомольцев в Троицком соборе чугунной пол весь выстлать войлоком (л. 1).

Можно согласиться с высказыванием Симона Азарьина, но при этом надо учитывать технические возможности того времени. Так, теплый воздух от раскаленных булыжников двух каменок поступал через отверстия в полу в центральное помещение собора. При продолжительных минусовых температурах наружного воздуха такая каменка, естественно, не могла обеспечить благоприятные тепловые условия.

В дальнейшем, как пишет В.П. Зубов, «наместник Лавры Антоний «сделал собор теплым». В 1841 г. он докладывал собору о распоряжениях Филарета «в Троицком соборе сделать под полом печи и топку испод пола или усыпальницы» (Дело 1841 г. № 99, л. 5 (О произведении построек и починок в строениях Лавры и ее принадлежностях)).

Несколько раньше Филарет писал Антонию: «Если одну печь в Троицком соборе можно уничтожить, буду сим доволен, а если и обе, тем лучше. Но смотрите, будет ли удовлетворительно ваше подземное топление, при сем напоминаю вам, чтобы о делах, если и в письме пишете, писать на особом листке, чтобы на нем можно было дать решение для показания, если нужно, и Собору» (Письмо к Антонию. Т. 1. С. 366 (письмо от 21 июля 1840 г)).

Как видно из переписки наместника Троице-Сергиевой лавры Антония с митрополитом Филаретом, в подклете было две печи, которые функционировали после окончания строительства Троицкого собора в течение нескольких веков. Естественно, отопление помещений собора по этой системе было малоэффективным. Тем более, что появились новые конструктивные решения.

Так, в 1799 г. известный в нашей технической литературе Н.А. Львов издал двухтомный труд «Русская Пиростати-ка», в которой он описывает разные испытанные им усовершенствования в нагревательных приборах и между прочим изобретенную им духовую печь (пневматический калорифер). Из описания видно, что печи такого рода устраивались и до Львова и помещались в подвальных этажах, а тепло проводилось в верхние этажи особым каналом с душниками, которые закрывали во время топки и открывали по ее прекращении. Очевидно, что такие печи нагревали комнаты воздухом, нагретым внутренними плоскостями печи, и давали тепло вместе с угаром, чадом или запахом сажи, как и нынешние печи с жаровыми душниками. Для устранения этого важного неудобства Львов предложил свои духовые печи, нагревающие до высокой температуры только внешней своей поверхностью малый объем воздуха, постоянно протекающего около печи и разносимого в нагретом состоянии на все этажи посредством особых в стенах каналов (духовых).

Н.А. Львов считал, что эта отопительная система может быть особенно использована там, где находится много людей, например в церквах, больницах, богадельнях. Он спроектировал предложенную систему отопления в соборе Борисоглебского монастыря в г. Торжке и оборудовал Му-ринскую церковь.

Выполненная система калориферного печного отопления в Троицком соборе функционировала от середины XIX до начала XX в. В начале XX в. она была заменена цен-

тральным отоплением. При этом была проведена чистка воздушных каналов в перекрытии и вытяжных каналов в верхней части апсид. Схема поступления и удаления воздуха осталась прежней: теплый воздух из помещения подкле-та через чугунные решетки в полу и ступенях солеи (рис. 7) поступает в центральное помещение собора и удаляется через вытяжные каналы (рис. 8) в верхней части апсид в атмосферу.

Продолжение статьи читайте в следующем номере. Список литературы

1. Балдин В.И., Митюшина Т.Н. Троице-Сергиева лавра. М.: Наука, 1996. 243 с.

2. Сенатов В.И. Архив Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника. Строительные характеристики и состояние зданий объекта наблюдения. Троицкий собор, 1946 г.

3. Кугушева И.В. Опыт применения инъектирования грунтов основания и фундаментов объектов культурного наследия Свято-Троицкой Сергиевой лавры: Сб. трудов 6-го Международного научно-практического симпозиума. Московская патриархия Троице-Сергиевой лавры, 2016. С. 287-294.

4. Попов А.Н. Французы в Москве в 1812 г. М.: 1876.

5. Трофимов И.В. Памятники архитектуры Троице-Сергие-вой лавры. Исследования и реставрация. М.: Госстрой-издат, 1961. С. 159—173.

6. Зубов В.П. Архитектура Троице-Сергиевой лавры. Исторический очерк. В кн.: Троицкий сборник. № 2. Сергиев Посад, 2002. С. 372-408.

7. Книга о чудесах преподобного Сергия. СПб., 1888. С. 11.

8. Архимандрит Антоний, наместник Свято-Троицкой лавры. Сергиев Посад, 1902. С. 21-42.

References

1. Baldin V.I., Mityushina T.N. Troitse-sergieva Lavra [Trinity-Sergius Lavra]. Moscow: Nauka. 1996. 243 p.

2. Senatov V.I. Archive of the Sergiev Posad State Historical and Art Museum-Reserve. Building characteristics and condition of the buildings of the object of observation. Troeckiy Cathedral, 1946.

3. Kugusheva I.V. Experience of application of injection of soil of the basis and bases of objects of cultural heritage of the Trinity Lavra of St. Sergius. Collection of works of the 6-th International scientific and practical Symposium. Moscow Patriarchy of Trinity-Sergius Lavra. 2016, pp. 287-294.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Popov A.N. Frantsuzy v Moskve v 1812 g. [French in Moscow in 1812]. Moscow: 1876.

5. Trofimov I.V. Pamyatniki arkhitektury Troitse-Sergievoi Lavry. Issledovaniya i restavratsiya [Monuments of architecture of Trinity-Sergius Lavra. Researches and restoration]. Moscow: Gosstroyizdat. 1961, pp. 159-173.

6. Zubov V.P. Arkhitektura Troitse-Sergievoi Lavry. Istoricheskii ocherk [Arkhitektur's teeth of Trinity-Sergius Lavra. Historical sketch]. 2002. No. 2, pp. 372-408.

7. Kniga o chudesakh prepodobnogo Sergiya [The book about miracles of the Reverend Sergiya]. Sankt-Peterburg. 1888, p. 11.

8. Arkhimandrit Antonii, namestnik Svyato-Troitskoi Lavry [Archimandrite Anthony, deputy of Sacred and Troitsk Monastery]. Sergiev Posad. 1902, pp. 21-42.

44

6'2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.