Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУДЕЙ ЖИЛЬЕМ И КОМПЕНСАЦИЯ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С НАЙМОМ ЖИЛОЙ ПЛОЩАДИ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУДЕЙ ЖИЛЬЕМ И КОМПЕНСАЦИЯ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С НАЙМОМ ЖИЛОЙ ПЛОЩАДИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
416
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
статус судьи / социальная защита судей / жилое помещение / обеспечение жильем / судья. / judge status / social protection of judges.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стрепетов Александр Дмитриевич

в данной статье анализируется такая социальная гарантия судей, как обеспечение жильем и компенсация расходов, связанных с наймом жилой площади. Законодательством Российской Федерации предусмотрено обеспечение благоустроенным жилым помещением судей, которые нуждаются в улучшении своих жилищных условий. В данной статье автор анализирует ситуацию, когда ранее судьям предоставлялось жилое помещение, в последующем можно сделать вывод, что права судей ущемлены, поскольку такое право, как получение жилого помещения, законодателем было убрано. На наш взгляд снижение количества гарантий для судей в Российской Федерации недопустимо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Стрепетов Александр Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVISION OF JUDGES WITH HOUSING AND COMPENSATION OF EXPENSES RELATED TO THE RENTAL OF LIVING SPACE

main element in the field of social security of judges is their legal status, which is characterized by a combination of rights and duties. This article analyzes the legal status of judges in the Russian Federation. An analysis was also carried out, for which the judiciary is needed, what it provides for the social society, the purpose of the judiciary is indicated. The author also points out in his article about the separation of powers. This article shows the types of ships of the Russian Federation. The conclusion of this article is that all judges in the Russian Federation have a single legal status, the difference is only to give judges different powers. All judges of Russia have the same rights, duties and responsibilities.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУДЕЙ ЖИЛЬЕМ И КОМПЕНСАЦИЯ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С НАЙМОМ ЖИЛОЙ ПЛОЩАДИ»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУДЕЙ ЖИЛЬЕМ И КОМПЕНСАЦИЯ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С НАЙМОМ ЖИЛОЙ ПЛОЩАДИ Стрепетов А.Д.

Стрепетов Александр Дмитриевич - студент магистратуры, направление: правовое обеспечение государственной и муниципальной службы, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Екатеринбург

Аннотация: в данной статье анализируется такая социальная гарантия судей, как обеспечение жильем и компенсация расходов, связанных с наймом жилой площади. Законодательством Российской Федерации предусмотрено обеспечение благоустроенным жилым помещением судей, которые нуждаются в улучшении своих жилищных условий. В данной статье автор анализирует ситуацию, когда ранее судьям предоставлялось жилое помещение, в последующем можно сделать вывод, что права судей ущемлены, поскольку такое право, как получение жилого помещения, законодателем было убрано. На наш взгляд снижение количества гарантий для судей в Российской Федерации недопустимо. Ключевые слова: статус судьи, социальная защита судей, жилое помещение, обеспечение жильем, судья.

PROVISION OF JUDGES WITH HOUSING AND COMPENSATION OF EXPENSES RELATED TO THE RENTAL OF LIVING SPACE Strepetov A.D.

Strepetov Alexander Dmitrievich - master's Student, DIRECTION: LEGAL SUPPORT OF THE STATE AND MUNICIPAL SERVICE, FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION RUSSIAN ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION UNDER THE PRESIDENT OF THE

RUSSIAN FEDERATION, YEKATERINBURG

Abstract: the main element in the field of social security ofjudges is their legal status, which is characterized by a combination of rights and duties. This article analyzes the legal status ofjudges in the Russian Federation. An analysis was also carried out, for which the judiciary is needed, what it provides for the social society, the purpose of the judiciary is indicated. The author also points out in his article about the separation of powers. This article shows the types of ships of the Russian Federation. The conclusion of this article is that all judges in the Russian Federation have a single legal status, the difference is only to give judges different powers. All judges of Russia have the same rights, duties and responsibilities. Keywords: judge status, social protection of judges.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено обеспечение благоустроенным жилым помещением, судей, которые нуждаются в улучшении своих жилищных условий.

Законодатель относит обеспечение жильем и компенсацию расходов, связанных с наймом жилой площади, к материальному и социально-бытовому обеспечению судей в Российской Федерации1.

Также жилое помещение предоставлялось судье администрацией муниципального образования на территории муниципального образования, в котором находится суд, в котором работает судья, которой предоставляется внеочередное жилое помещение. Поскольку содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем судей как граждан, проживающих на территории соответствующего

1 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31.01.2008 № 2-П «По делу о соответствии Конституции Российской Федерации положения пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс (дата обращения - 12.01.2022).

муниципального образования, имеют и общегосударственное, и местное значение, а потому решаются

2

совместно государственными органами и органами местного самоуправления .

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 г. № 192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями" установлено, что до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральной прокуратуре РФ, Следственному комитету при прокуратуре РФ и Судебному департаменту при Верховном Суде РФ на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации3.

С момента вступления в законную силу Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»4 вышеуказанное право было исключено.

Также им предоставлялась возможность внеочередного вступления в жилищно-строительный кооператив, оказывалось содействие в индивидуальном жилищном строительстве. Однако с момента принятия этой нормы в 1992 г. и до настоящего времени Правительство РФ не установило соответствующий порядок5.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 20.11.2001 № 805 «О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы» по состоянию на 1 января 2001 г. 729 судей не обеспечены жильем, 2421 судья нуждаются в улучшении жилищных условий. Для обеспечения строительства (приобретения) жилья для судей и работников аппаратов судов предлагается перейти на систему предоставления за счет средств федерального бюджета федеральным судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, беспроцентных ссуд на строительство (приобретение) жилья6.

В Постановлении VI Всероссийского съезда судей от 02.12.2004 «О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его совершенствования» было закреплено, что по данным на 2004 год, 768 судей судов общей юрисдикции не имеют жилья и 2028 судей нуждаются в улучшении жилищных условий. Однако инвестиции, выделенные из федерального бюджета в соответствии с федеральной целевой программой "Развитие судебной системы России на 2002 - 2006 годы", составляют всего 5,3 процента от потребности7.

Федеральной целевой программой "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 гг. предусматривается обеспечение (с учетом требований ст. 124 Конституции РФ и в целях обеспечения

2 Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2003 № 132-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Волгограда на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 3 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс (дата обращения - 12.01.2022).

3 Постановление Правительства РФ от 21.03.2008 № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями» (ред. от 07.12.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации, 24.03.2008. № 12, ст. 1150..

4 Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 05.06.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации, 30.08.2004. № 35, ст. 3607.

5 Ермошин Г.Т. Статус судьи в Российской Федерации. Проблемы правового регулирования // СПС КонсультантПлюс. 2012 (дата обращения - 13.12.2021).

6 Постановление Правительства РФ от 20.11.2001 № 805 «О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы» (ред. от 06.02.2004) // Собрание законодательства Российской Федерации, 03.12.2001, № 49, ст. 4623.

7 Постановление VI Всероссийского съезда судей от 02.12.2004 «О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его совершенствования» // Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, 2005. № 2.

независимости судей) жильем уже 1713 судей и 1020 работников аппаратов судов общей юрисдикции и Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в арбитражных судах - 200 судей и 195 работников аппаратов8.

Для осуществления мероприятий по обеспечению жильем судей и работников судебной системы в рамках Программы выделяется 2672 млн руб., в том числе:

- для судей и работников аппаратов арбитражных судов - 514,3 млн руб.;

- для судей Верховного Суда Российской Федерации - 110,7 млн руб.;

- для судей и работников аппаратов судов общей юрисдикции, военных судов, а также для работников Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации - 2047 млн руб.

Из вышеприведенных данных можно сделать вывод, что нарушается принцип независимости судей в России в какой-то части, поскольку судьи, которые нуждались в улучшении жилищных условий и которым законодательством Российской Федерации на тот момент предоставлялось право на получение во внеочередном порядке отельной квартиры или дома, а также с их согласия право на получение ссуды на строительство жилого помещения, находились в прямой зависимости от воли исполнительной власти. Представители исполнительной власти ухудшали положение судей, при том, что норма, предоставляющая право на обеспечение судей, которые нуждались в улучшении жилищных условий, квартирой или домом действовала. По статистическим данным мы видим, что на практике жилым помещением многие судьи, подавшие заявление на получение данной гарантии, не были обеспечены. В последующем судьи Российской Федерации данного социально-бытового обеспечения были лишены представителями исполнительной власти.

Право на предоставление отельной квартиры или дома судьям, которые нуждались в улучшении своих жилищных условий, было закреплено в качестве основного направления деятельности государства по выработке мер, направленных на противодействие коррупции, среди которых особая роль отводится обеспечению независимости судей, и невмешательство кого бы то ни было в судебную деятельность. На наш взгляд, снижение количества гарантий для судей в Российской Федерации недопустимо.

Список литературы /References

1. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31.01.2008 № 2-П «По делу о соответствии Конституции Российской Федерации положения пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс/ (дата обращения: 12.01.2022).

2. Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (ред. от 15.12.2001) // Российская газета. № 170, 29.07.1992.

3. Федеральный закон от 30.10.2018 № 375-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», статью 6 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» и признании утратившими силу пунктов 10 и 11 Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации» (ред. от 01.01.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.11.2018. № 45. Ст. 6830.

4. Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2003 № 132-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Волгограда на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 3 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 12.01.2022).

5. Постановление Правительства РФ от 21.03.2008 № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями» (ред. от 07.12.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации, 24.03.2008. № 12. Ст. 1150.

6. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов

8 Постановление Правительства РФ от 21.09.2006 N 583 «О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2012 годы» (ред. от 13.06.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации, 09.10.2006. № 41, ст. 4248.

Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 05.06.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации, 30.08.2004. № 35. Ст. 3607.

7. Ермошин Г.Т. Статус судьи в Российской Федерации. Проблемы правового регулирования // СПС КонсультантПлюс. 2012 (дата обращения: 13.12.2021).

8. Постановление Правительства РФ от 20.11.2001 № 805 «О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы» (ред. от 06.02.2004)// Собрание законодательства Российской Федерации, 03.12.2001, № 49. Ст. 4623.

9. Постановление VI Всероссийского съезда судей от 02.12.2004 «О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его совершенствования» // Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, 2005. № 2.

10. Юридическая компания «ЮКОМ»// [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ucomus.ru/ (дата обращения: 06.6.2022).

11. Постановление Правительства РФ от 21.09.2006 N 583 «О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2012 годы» (ред. от 13.06.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации, 09.10.2006. № 41. Ст. 4248.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.