Научная статья на тему 'Обеспечение регионального развития промышленной инфраструктуры путем активизации процессов государственной поддержки создания и функционирования индустриальных парков, технопарков и промышленных кластеров'

Обеспечение регионального развития промышленной инфраструктуры путем активизации процессов государственной поддержки создания и функционирования индустриальных парков, технопарков и промышленных кластеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
682
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ / ТЕХНОПАРКИ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ КЛАСТЕРЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / INDUSTRIAL INFRASTRUCTURE / INDUSTRIAL PARKS / TECHNOLOGY PARKS / INDUSTRIAL CLUSTERS / GOVERNMENT SUPPORT / INNOVATION POTENTIAL / INVESTMENT ATTRACTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симченко О.Л.

Статья посвящена комплексному исследованию регионального развития промышленной инфраструктуры страны. Представлены показатели, характеризующие долю промышленности в структуре валового регионального продукта (ВРП). Проведенный анализ свидетельствует о высокой неравномерности развития промышленности регионов Российской Федерации и отрицательной динамике. Сделан вывод о необходимости развития промышленного сектора путем реализации инструментов государственной поддержки создания и функционирования индустриальных парков, технопарков и промышленных кластеров. В этой связи представлены возможные меры их поддержки на федеральном и региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL INFRASTRUCTURE BY ENHANCING PROCESSES OF STATE SUPPORT AND FUNCTIONING OF INDUSTRIAL PARKS, TECHNOLOGY PARKS AND INDUSTRIAL CLUSTERS

The article is devoted to the complex research of the regional industrial infrastructure development of the country. Presented indicators characterizing the share of industry in the gross regional product (GRP). The analysis shows a high non-uniformity of development of the industry of the Russian Federation regions and negative dynamics. The conclusion about the necessity of development of the industrial sector through the implementation of instruments of state support for the establishment and operation of industrial parks, technology parks and industrial clusters. In this context, possible measures are presented to support them at the federal and regional levels.

Текст научной работы на тему «Обеспечение регионального развития промышленной инфраструктуры путем активизации процессов государственной поддержки создания и функционирования индустриальных парков, технопарков и промышленных кластеров»

СТРА ТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ

УДК: 332.12

ББК: 65.9

Симченко О.Л.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПУТЕМ АКТИВИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ПАРКОВ, ТЕХНОПАРКОВ И ПРОМЫШЛЕННЫХ КЛАСТЕРОВ

Simchenko O.L.

REGIONAL DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL INFRASTRUCTURE BY ENHANCING PROCESSES OF STATE SUPPORT AND FUNCTIONING OF INDUSTRIAL PARKS, TECHNOLOGY PARKS AND INDUSTRIAL CLUSTERS

Ключевые слова: промышленная инфраструктура, индустриальные парки, технопарки, промышленные кластеры, государственная поддержка, инновационный потенциал, инвестиционная привлекательность.

Keywords: industrial infrastructure, industrial parks, technology parks, industrial clusters, government support, innovation potential, investment attractiveness.

Аннотация: статья посвящена комплексному исследованию регионального развития промышленной инфраструктуры страны. Представлены показатели, характеризующие долю промышленности в структуре валового регионального продукта (ВРП). Проведенный анализ свидетельствует о высокой неравномерности развития промышленности регионов Российской Федерации и отрицательной динамике. Сделан въюод о необходимости развития промышленного сектора путем реализации инструментов государственной поддержки создания и функционирования индустриальных парков, технопарков и промыгшленных кластеров. В этой связи представлены возможные меры их поддержки на федеральном и региональном уровнях.

Abstract: the article is devoted to the complex research of the regional industrial infrastructure development of the country. Presented indicators characterizing the share of industry in the gross regional product (GRP). The analysis shows a high non-uniformity of development of the industry of the Russian Federation regions and negative dynamics. The conclusion about the necessity of development of the industrial sector through the implementation of instruments of state support for the establishment and operation of industrial parks, technology parks and industrial clusters. In this context, possible measures are presented to support them at the federal and regional levels.

В современных условиях актуальной становится не просто стабильность отечественной промышленности, а планомерное и прогрессивное ее развитие, повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. Учитывая ограниченность материальных ресурсов для этой цели, особо пристальное внимание в стране и ее регионах уделяется поддержке современной производственной инфраструктуры, способствующей решению существующих общеэкономических и отраслевых проблем, а также создающей основы развития отечественной промышленности.

Вместе с тем, критическим для Российской Федерации в целом является обеспечение качественного роста в развитии промышленной инфраструктуры на уровне субъектов Российской Федерации.

Помимо разработки и реализации гло-

бальных (общегосударственных) проектов, а также создания крупных предприятий, требуется активизация и совершенствование системы мер государственной поддержки развития более мобильных и восприимчивых к производству промышленной продукции региональных инфраструктурных проектов, что в дальнейшем послужит ключевым фактором снижения рисков и негативных эффектов развития субъектов Российской Федерации.

Политика развития промышленной инфраструктуры регионов России определяется исходя из направлений и темпов их социально-экономического роста, величины регионального бюджета, характеристик внутренней конкурентной среды, экологической обстановки, ресурсного потенциала, а также инвестиционной политики, и на сегодня находится в стадии совершенствования.

Промышленный комплекс субъекта Российской Федерации, как объект промышленной политики, представляет собой компонент производственно-территориальной структуры хозяйства региона, одновременно являясь частью экономики страны. Вследствие этого, промышленный комплекс представляет собой межотраслевую мезоэкономическую систему, обладающую потенциалом природных, трудовых, финансовых, информационных и других ресурсов территории [6].

В соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики [9], доля промышленности (совокупность разделов ОК-

ВЭД: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды) в суммарном валовом региональном продукте (ВРП) Российской Федерации в 2014 году составила 31,7% (в 2005 году она составляла 35,1%). Наиболее высокая доля промышленности в ВРП характерна для Уральского федерального округа (51,7%), наиболее низкая - для СевероКавказского федерального округа (12,8%). Ранжирование федеральных округов по доле промышленности в ВРП региона в 2014 году приведено в таблице 1.

Таблица 1 - Доля промышленности в ВРП региона в 2014 году

№ Федеральный округ Доля промышленности в ВРП, %

1 Уральский федеральный округ 51,7

2 Приволжский федеральный округ 38,9

3 Сибирский федеральный округ 36,8

4 Дальневосточный федеральный округ 37,7

5 Калининградская область 31,7

6 Центральный федеральный округ 22,00

7 Северо-Кавказский федеральный округ 12,8

Учитывая вышеизложенные данные, необходимо отметить высокую неравномерность развития промышленности регионов Российской Федерации, а также отрицательную тенденцию валового регионального продукта (по сравнению с 2005 годом) как важнейшего индикатора, характеризующего социально-экономическое положение страны.

Очевидно, что реальный рост промышленного сектора на сегодняшний день невозможен без системы инструментов государственной поддержки на уровне субъектов Российской Федерации [2], таких как:

- меры финансовой поддержки;

- услуги государственных структур по консалтингу предпринимателей, содействию в профессиональном обучении персонала, медиа-

поддержке и пр.;

- предоставление земельных и иных ресурсов (недвижимость) на льготной основе.

Меры финансовой поддержки формируют два ресурсоемких направления: прямые субсидии и компенсирующие субсидии. Наибольший объем субсидий на поддержку развития промышленности в 2014 году был выделен в Центральном федеральном округе и составил 42% от общего объема субсидий, направленных на эти цели по Российской Федерации Анализ структуры региональных субсидий позволяет сделать вывод о том, что в большинстве регионов в 2014 году преобладали прямые субсидии на создание и модернизацию производства (таблица 2).

Таблица 2 - Объем и структура субсидий, направленных субъектами Российской Федерации в 2014 году на развитие промышленности (млн. рублей)

Российская Федерация Центральный федеральный округ Северо-Западный федеральный округ Южный федеральный округ СевероКавказский федеральный округ Приволжский федеральный округ Уральский федеральный округ Сибирский федеральный округ Дальневосточный федеральный округ

Общий объем субсидий 7874,34 3332,80 131,83 386,48 788,85 1264,30 834,07 467,86 668,16

Прямые субсидии 4353,96 1691,74 53,37 73,78 515,85 989,37 435,51 300,24 294,11

Ком пе нсирую щие субсидии 3520,38 1641,07 78,46 312,70 273,00 274,93 398,55 167,62 374,06

Следующими видами поддержки индустриального развития, применяемыми государственными структурами регионального уровня, являются услуги по консалтингу в сфере промышленности, содействию в профессиональном обучении персонала, медиаподдержка, в том числе:

- консультации для экспортно-ориентированных предприятий;

- патентование;

- разработка бизнес-планов;

- отраслевые исследования;

- обучение в бизнес-школах предпринимательства и в школах молодежного предпринимательства;

- посредничество при сложных переговорах.

Также субъектами Российской Федерации применяются льготные условия по аренде земельных участков и особые режимы хозяйствования на территориях индустриальных (промышленных) парков, технопарков и промышленных кластеров различной направленности.

Важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации в области развития промышленной инфраструктуры в условиях рыночной экономики становится создание новых и поддержка существующих индустриальных (промышленных) парков, технопарков и промышленных кластеров.

Анализируя сущность понятий «Индустриальный (промышленный) парк», «Технопарк», «Промышленный кластер», необходимо иметь в виду их существенное различие в области законодательства.

Индустриальный (промышленный) парк -это совокупность объектов промышленной инфраструктуры, предназначенных для создания промышленного производства или модернизации промышленного производства и управляемых управляющей компанией - коммерческой или некоммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации [14]. Ключевыми функциями индустриального (промышленного) парка являются создание условий для эффективного размещения производств, снижение сроков и затрат на реализацию инвестиционных проектов [13].

Технопарк - это имущественный комплекс, созданный для осуществления деятельности в сфере высоких технологий, состоящий из офисных зданий и производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры общей площадью не менее 5000 кв. м. Под имущественным комплексом следует понимать все виды имущества, предназначенные для определенной

деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, а также иное имущество [10].

Кластер является объединением лиц: предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости [7]. В некоторых случаях кластер может частично иметь признаки объединения имущества, но это объединение происходит не в силу закона (как у технопарка), а на основании договора между его участниками. Ключевыми функциями промышленного кластера являются интеграция науки, образования и промышленности в целях достижения синергетического эффекта от совместной деятельности участников.

В настоящее время в ходе реализации Стратегии развития до 2020 года регионами страны проделана значительная работа по активизации процессов государственной поддержки создания индустриальных парков, технопарков и промышленных кластеров. Проекты создания индустриальных (промышленных) парков в 2015 году осуществляются в 42 субъектах Российской Федерации, при этом их распределение неравномерно: большая часть приходится на Москву, Московскую область, Калужскую область, Санкт-Петербург, Ленинградскую область, Республику Татарстан и Республику Башкортостан. В то же время, территориальное развитие индустриальных (промышленных) парков не соответствует потенциалу промышленного развития в значительном числе субъектов Российской Федерации и затрудняет привлечение прямых (в том числе иностранных) инвестиций в промышленность регионов.

В результате проведенного в 2015 году специалистами Российской кластерной обсерватории НИУ ВШЭ исследования в России было выявлено 125 кластера, осуществляющих свою деятельность в сфере промышленного производства. Анализ этих кластеров показал, что лишь 32 из них характеризуются наличием сформированных органов управления и разработанных стратегических или программных документов, регулирующих их развитие.

Вместе с тем уже сейчас можно выделить ряд отраслевых направлений, по которых формирование промышленных кластеров идет наиболее активно: авиа- и вертолетостроение; автомобилестроение и производство автокомпонентов; судостроение; космическая промышленность; станкостроение; горнодобывающая промышленность и разработка карьеров; меди-

цинская и фармацевтическая промышленность; микроэлектроника и приборостроение; оптика и фотоника; производство машин и оборудования; лесопереработка; производство мебели; производство текстильных изделий, одежды, обуви, изделий из кожи; строительство; химическое производство; промышленные биотехнологии; ядерные и радиационные технологии [12].

Среди субъектов Российской Федерации серьезным опытом в применении инструментов кластерной политики обладают в первую очередь промышленно развитые регионы [3], формирование кластеров в которых рассматривается органами власти в качестве одного из приоритетов экономической политики. Так, в стратегических документах Самарской области кластерному подходу отводится исключительная роль в развитии промышленного сектора [8]. Различной степенью институциализации и интенсивности применения программ кластерного развития характеризуются: Республика Татарстан, Пермский край, Калужская, Липецкая, Воронежская, Ростовская, Томская, Московская, Свердловская, Иркутская области, Красноярский край, Москва, Санкт -Петербург и другие. Важно подчеркнуть, что возможности внедрения кластерных принципов в систему управления промышленным развитием прорабатывались и в ходе подготовки стратегий социально-экономического развития ряда других регионов.

В качестве современного направления государственной политики Российской Федерации в области развития промышленной инфраструктуры, призванной вывести страну в ряд держав с передовой инновационной наукой и производством, особое значение имеет создание и развитие технопарков. Численность технопарков, осуществляющих деятельность в сфере высоких технологий, по данным Ассоциации технопарков на середину 2015 года, составляет не менее 10 единиц. Покрытие субъектов Российской Федерации технопарками составляет около 10%. Большинство действующих технопарков находятся в Центральном федеральном округе, Приволжском федеральном округе и Сибирском федеральном округе. При этом создание проектов технопарков возможно в субъектах с наибольшим научно-техническим потенциалом, а также на базе передовых технических высших учебных заведений.

Важность развития технопарков в полной мере признается органами государственной власти. В связи с этим в стране запускаются программы поддержки проводящей инфраструктуры, которая свяжет научный потенциал с конкретными бизнес-проектами. При этом важно не допускать злоупотреблений, когда объекты,

фактически не относящиеся к технопаркам или другим элементам производственной инфраструктуры, получали бы бюджетное финансирование наравне с действительно функционирующими технопарками. В первую очередь с этой целью в 2015 году был утвержден национальный стандарт технопарков [11]. Стандарт разработан с целью содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам в их деятельности по обеспечению эффективности организации, функционирования и развития технопарков, а также создания благоприятных условий деятельности компаний - резидентов технопарков и организаций, выступающих инвесторами [5].

Несмотря на активную разработку различных программ и использование инструментов региональной политики, для развития промышленной инфраструктуры инновационной деятельности страны на сегодняшний день характерны:

1. Значительная концентрация по территориальному и отраслевому принципу структуры обрабатывающей промышленности. Такое положение не соответствует мировой тенденции размещения производств по принципу локализации вблизи рынков, при этом решающее значение имеет качество логистики и степень готовности производственной инфраструктуры для размещения производств. Именно эти факторы в значительной степени затрудняют создание новых производств в России и расширение зон индустриализации.

2. Значительное отставание по основным базовым условиям инвестиционной привлекательности для размещения производств (эффективная ставка корпоративного налога на прибыль, ставка по кредитам, доступность и стоимость энергоресурсов, затраты на логистику) в рейтингах от развитых стран и стран новой волны индустриализации, в том числе стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Именно создание индустриальных (промышленных) парков, технопарков и промышленных кластеров с доступной инфраструктурой, продуманной логистикой, проработанной схемой финансирования новых производств и рядом мер государственной поддержки может в короткие сроки изменить ситуацию и обеспечить высокую инвестиционную привлекательность создания производств в различных регионах России [4].

3. Низкий инновационный потенциал предприятий и компаний регионов, обусловивший низкий спрос на научные разработки в реальном секторе экономики, отсутствие понима-

ния со стороны бизнеса, учреждений и организаций реального сектора экономики важности интеграции научных знаний в управленческий и производственный процессы [1].

4. Отсутствие связей между научными институтами, учреждениями образования и производственными предприятиями, в том числе на уровнях системы воспроизводства научных кадров, подготовки кадров под конкретные

направления хозяйственной деятельности предприятий и под потребности региональной экономики [15].

В таких условиях, учитывая имеющиеся законодательные и нормативные документы, нам представляется возможным предложить меры поддержки на федеральном и региональном уровнях индустриальных парков, технопарков и промышленных кластеров (таблица 3).

Таблица 3 - Меры поддержки на федеральном и региональном уровнях индустриальных парков, технопарков и промышленных кластеров

№ Этап Федеральный уровень | Региональный уровень

Создание аналитического центра изучения индустриальных парков, технопарков и промышленных кластеров Разработка отраслевой стратегии развития индустриальных парков, технопарков и промышленных кластеров на территории субъекта РФ

и К К се т Синхронизация стратегических планов развития индустриальных парков, технопарков, промышленных кластеров и инвестиционных программ естественных монополий Синхронизация планов развития индустриальных парков, технопарков промышленных кластеров и энергетической и транспортной инфраструктуры на тер р итор ии р егиона

1 о Л К К се Разработка и включение отраслевой стратегии развития индустриальных парков, технопарков и промышленных кластеров в стратегию пространственного развития Российской Федерации Включение раздела по развитию индустриальных парков, технопарков и промышленных кластеров в Стратегию социально-экономического развития субъекта РФ и стратегию пространственного развития р егиона

Развитие Национального стандарта «Индустриальные парки, технопарки, промышленные кластеры. Требования» Ведение мониторинга развития промышленной недвижимо сти на территории р егиона

Развитие допроектного и проектного финансирования индустриальных парков, технопарков и промышленных кластер ов Создание регионального института развития индустриальных парков, технопарков и промышленных кластер ов

о т Совершенствование №488-ФЗ «О промышленной политике» в части индустриальных парков, технопарков и промышленных кластеров Определение приоритетов в развитии проектов индустриальных парков, технопарков и промышленных кластеров

о л ч и ё о Л н о Внесение изменений в Земельный кодекс РФ в части особого порядка выделения земельных участков компаниям-резидентам при создании государственного (муниципального) индустриального парка, технопарка и промышленного кластера Оказание содействия в участии в программах государственной поддержки индустриальных парков, технопарков и промышленных кластеров

2 и к к Й т о Л К Адаптация положений специального инвестиционного контракта для инвесторов, девелоперов индустриального парков, технопарка и промышленного кластера Совершенствование региональной нормативно-правовой базы по индустриальным паркам, техно-пар кам и пр омышл енным кластер ам

Ё и о & Повышение эффективности существующих мер финансовой поддержки индустриальных парков, технопарков и промышленных кластеров Утверждение порядка получения статуса масштабного инвестиционного проекта для индустриальных парков, технопарков и промышленных кластеров

Субсидирование капитальных затрат на создание индустриальных парков, технопарков и промышленных кластеров

Субсидирование затрат на технологическое присоединение к энергосетям

Создание консультационного центра проектной работы Формирование регионального «центра компетенций» по созданию и развитию индустриальных парков, технопарков и промышленных кластеров на р егиональном уровне

3 « к я Й н Й ч Организация обучающих программ, подготовка пр оектных ко манд Закрепление порядка предоставления льгот по налогу на землю для управляющих компаний индустриального парка, технопарка, промышленного кластера

Внесение изменений в Налоговый кодекс РФ в части закрепления порядка предоставления льгот для управляющих компаний индустриальных парков, технопарков и промышленных кластеров по налогу на землю, налогу на имущество и налогу на прибыль

Продолжение таблицы 3

4 Привлечение резидентов, маркетинг Поддержка и развитие Геоинформационной системы индустриальных парков, технопарков и промышленных кластер ов Создание регионального инвестиционного портала

Создание маркетингового центра поддержки индустриальных парков, технопарков и промышленных кластеров Разработка и реализация маркетинговой стратегии продвижения региональных индустриальных парков, технопарков и промышленных кластеров

Адаптация положений специального инвестиционного контракта для резидентов индустриального парка, технопарка, промышленного кластера Закрепление порядка предоставления льгот по налогу на имущество и налогу на прибыль для компаний-резидентов индустриального парка, технопарка, промышленного кластера

Специальные условия по тарификации коммунальных услуг для компаний-резидентов индустриальных парков, технопарков и промышленных кластеров Создание производственных корпусов для малого бизнеса

Субсидирование покупки земельных участков, зданий, оборудования для резидентов индустриальных парков, технопарков и промышленных кластеров

Субсидирование создания высокопроизводительных рабочих мест на территории индустриальных парков, технопарков и промышленных кластеров

Субсидирование создания производственных корпусов для размещения малых компаний на территории индустриальных парков, технопарков и промышленных кластер ов

5 Сопровождение инвесторов Создание национальной системы подбора площадки для размещения производственных предприятий Создание системы «единого окна» при работе с инвесторами

Внесение изменений в Градостроительный кодекс РФ в части закрепления особого порядка получения исходно-разрешительной документации для строительства капитальных сооружений компаниями-резидентами индустриального парка, (технопарка, промышленного кластера) при наличии государственной экспертизы на проектно-сметную документацию создания, включающую всю территорию строительства индустриального парка (технопарка, промышленного кластера)

6 Развитие Создание центра повышения конкурентоспособности индустриальных парков, технопарков и промышленных кластер ов Интеграция проектов индустриальных парков, технопарков, промышленных кластеров в стратегию кластерного развития на территории региона

Создание центра проектного финансирования резидентов индустриальных парков, технопарков и промышленных кластеров Улучшение качества базовых услуг, предоставляемых резидентам индустриального парка (технопарка, промышленного кластера)

Создание центра содействия развитию кластеров Развитие дополнительных услуг и инфраструктуры на территории индустриального парка (технопарка, промышленного кластера)

Создание специализированного экспортного центра Сертификация индустриального парка (технопарка, промышленного кластера)

Субсидирование развития кластерной инфраструктуры на территории индустриальных парков (технопарков) Создание центра развития кластерной инфраструктуры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соинвестирование собственником индустриального парка (технопарка, промышленного кластера) в проекты компаний-резидентов

Исходя из вышеизложенного, а также учитывая передовой научный опыт, можно заключить, что развитие и совершенствование направления активизации процессов государственной поддержки индустриальных парков, технопарков и промышленных кластеров является одним из эффективных инструментов государственной промышленной политики, способствующим решению существующих общеэкономических и отраслевых проблем, а также повышению конкурентоспособности и инвестици-

онной привлекательности отечественной производственной сферы.

Необходимо в дальнейшем тиражировать успешные проекты и программы государственной политики в области развития отраслей промышленности с целью поиска новых путей решения актуальных проблем, существующих и возникающих в данной сфере, максимальной адаптации к вызовам глобализации и рыночного хозяйства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Антоновский, В.Е. Интеграционные процессы в реальном секторе российской экономики (на примере промышленных и банковских структур): дис. ... к-та экон. наук: 08.00.05. - М., 2002. - 165 c.

2. Горячева, Т.В. Субъекты промышленной политики государства // Вестник Пермского университета. Секция: Экономика. - 2011. - 2. - С. 79-85.

3. Грахов, В.П. Особенности реализации кластерной политики в регионе / В.П. Грахов, Д.С. Чиркова, С.А. Мохначев // Региональная экономика: Проблемы и перспективы развития в современных условиях: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. - Невинномысск: НГГТИ, 2013. - С. 323-329.

4. Грахова, Е.В. Оценка региональных финансов на примере УР // Всероссийская научно -практическая конференция, посвященная 80-летию УГАТУ: сборник трудов Всероссийской научно -практической конференции: в 2 частях / Ред.А.Р. Фатхиев и другие. - 2012. - С. 43-46.

5. Митрофанов, А.А. Роль органов государственной власти в регулировании развития промышленности (на материалах атомной промышленности) // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/9030.pdf (дата обращения 31.08.2016).

6. Моисеева, О.Г. Современная промышленная политика в регионе: Экономические аспекты, проблемы, перспективы реализации: дис.. к-та экон. наук: 08.00.05. - Ростов-н/Д., 2001. - 191 с.

7. О реализации кластерной политики в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902293451 (дата обращения 02.09.2016).

8. О стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года от 09 октября 2006 года № 129 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 945016085 (accessed 18.08.2016).

9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 02.09.2016).

10. Приказ Минэкономразвития РФ от 16.02.2010 № 59 (ред. от 12.10.2010) «О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_100760/ (дата обращения 12.08.2016).

11. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июня 2015 года № 614-ст. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420294122 (дата обращения 12.08.2016).

12. Программа развития инновационного территориального кластера «Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций г. Санкт-Петербурга». - СПб., 2014. - 119 с.

13. Пуряев, А.С. Об оценке эффективности инвестиционных проектов глобального значения / А С. Пуряев, АС., В.П. Грахов // Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова. - 2012. - №2. - С. 67-70.

14. Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rg.ru/2015/01/12/promyshlennost-dok.html (дата обращения 08.09.2016).

15. Чазова, О.Л. Определение основных проблем и целевых позиций при формировании кадровой политики промышленных предприятий // Материалы I Республиканской с Международным участием научно-практической интернет -конференции «Проблемы и перспективы реализации учетной, контрольной и аналитической функций в социокультурном пространстве современного бизнеса». -Донецк, 2015. - С. 107-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.