Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ МОСКВЫ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ МОСКВЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
радиационная безопасность / ядерная безопасность / radiation safety / nuclear safety

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — С.А. Рыжов

Статья посвящена структуре обеспечения радиационной безопасности населения Москвы. Затрагивая вопросы обеспечения ядерной безопасности, указывается на принципиальные различия ядерной и радиационной безопасности. Даны основные терминологические единицы, используемые в радиационной гигиене. Приводится структура органов и учреждений, обеспечивающих радиационную безопасность, кратко приведены их задачи и функциональные обязанности. Проведена классификация данных учреждений в зависимости от основной функции, поставлены основные проблемы в обеспечении радиационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — С.А. Рыжов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RADIATION SAFETY ENSURING IN MOSCOW

The paper deals with the structure of Moscow population’s radiation safety ensuring. By touching upon the problems in ensuring nuclear safety, the author points to the fact that there are fundamental differences of nuclear and radiation safety. The basic terms used in radiation hygiene are given. The structure of the bodies and institutions, which ensure radiation safety, is presented; their tasks and duties are briefly outlined. These institutions are classified according to their basic function. Main problems in ensuring radiation safety are stated.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ МОСКВЫ»

МУК 4.2.796—99. Методы санитарно-паразитологи-ческих исследований. — М., 1999. Романенко Н. А. Сточные воды и осадки сточных вод: проблемы санитарно-паразитологического мониторинга. Настольная книга паразитолога. — М., 2006.

СанПиН 3.2.1333—03. Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации. — М., 2003.

СанПиН 2.1.7.1287—03. Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы. — М., 2003. СанПиН 2.4.1.1249—03. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. — М., 2003.

Поступила 26.06.09

С С. А. РЫЖОВ. 2009 УДК 614.73(470-25)

С. А. Рыжов

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ МОСКВЫ

Врач по радиационной гигиене ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве (т. 687-36-18)

Статья посвящена структуре обеспечения радиационной безопасности населения Москвы. Затрагивая вопросы обеспечения ядерной безопасности, указывается на принципиальные различия ядерной и радиационной безопасности. Даны основные терминологические единицы, используемые в радиационной гигиене. Приводится структура органов и учреждений, обеспечивающих радиационную безопасность, кратко приведены их задачи и функциональные обязанности. Проведена классификация данных учреждений в зависимости от основной функции, поставлены основные проблемы в обеспечении радиационной безопасности.

Ключевые слова: радиационная безопасность, ядерная безопасность S. A. Ryzhov. - RADIATION SAFETY ENSURING IN MOSCOW

The paper deals with the structure of Moscow population's radiation safety ensuring. By touching upon the problems in ensuring nuclear safety, the author points to the fact that there are fundamental differences of nuclear and radiation safety. The basic terms used in radiation hygiene are given. The structure of the bodies and institutions, which ensure radiation safety, is presented; their tasks and duties are briefly outlined. These institutions are classified according to their basic function. Main problems in ensuring radiation safety are stated. Key words: radiation safety, nuclear safely

На территории Москвы в 2007 г. действовало 2038 объектов (12,3% от общероссийского количества), осуществляющих деятельность с использованием техногенных источников ионизирующего излучения (ИИИ), из них 1616 (79,3%) медицинские организации [85]. В связи с этим наибольшая часть работы по обеспечению радиационной безопасности (РБ) уделяется медицинским учреждениям. Такое количество поднадзорных объектов требует особых подходов к обеспечению РБ, в связи с чем правильнее рассматривать объекты в зависимости от степени их потенциальной опасности [6], так как именно данный критерий и определяет мероприятия по обеспечению надлежащего уровня безопасности. В мировой практике и законодательстве нашей страны определяется категория радиационной опасности объекта — характеристика объекта по степени потенциальной опасности для населения в условиях его нормальной эксплуатации и при возможной аварии [6, 8]. Именно это и позволяет разделить ядерную безопасность (Я Б) и РБ. Существует 4 категории радиационной опасности объекта: первая — наиболее опасная, четвертая — наименее. Медицинские источники, как правило, относятся к третьей и четвертой категории.

формация с предложениями по предупреждению 5. загрязнения почвы и распространения возбудителей паразитарных болезней. ®•

Л итература

1. Лысенко А. Я., Константинова Т. Н., Авдюхина Т. И. 7. Токсокароз. - М„ 1999. - С. 3-33.

2. Лысенко А. Я., Владимова М. Г., Кондрашин А. В., Майори Дж. Клиническая паразитология. — Жене- 8. ва, 2002.

3. МУ 3.2.1043—01. Профилактика токсокароза. — М., 9. 2001.

4. МУК 2.1.7.730—99. Гигиеническая оценка почвы населенных мест. — М., 1999.

Для того чтобы количественно охарактеризовать Я Б и РБ, введено понятие риска Р:

Р= В-П,

где В — вероятность события; П — величина его последствий.

Чем более значимы последствия, тем меньше должна быть их вероятность и наоборот: чем выше вероятность, тем менее существенны должны быть последствия.

Нормальные условия

Население

в

в-

Аварийные условия

Рис. 1. Степень влияния на население объектов в зависимости от категории.

[гиена и санитария 6/2009

Глобальные

выпадения

0,002

Медицинские исследования 1.1

(33%)

Деятельность предприятий, использующих ИИИ 0,005 (О %)

Рис. 2. Средняя индивидуальная доза облучения населения (в мЗв), по данным радиационно-гигиенического паспорта территории Москвы за 2005 г.

Госатомнадзор России регулирует Я Б и технические аспекты РБ объектов использования атомной энергии, а Минздравсоцразвития России (в лице Федеральной службы Роспотребнадзора) — санитарно-гигиенические аспекты РБ персонала, населения и окружающей среды.

Значимость и важность проблемы определяются не только при нормальной эксплуатации объектов, но и при возникновении аварийной ситуации. Критерием данного воздействия является эффективная доза облучения — величина, используемая как мера риска возникновения отдаленных последствий облучения всего тела человека и отдельных его органов и тканей [6]. Связь между эффективной дозой, полученной человеком, и источником воздействия, а также условием воздействия показана на рис. 1.

Структура распределения общей дозы облучения населения в течение 1 года от различных источников во всех странах, в том числе и в России, подтверждает незначительный вклад техногенного излучения, которое не превышает 1%. При этом

вклад медицинского облучения колеблется в диапазоне от 8 до 35% (рис. 2). Если из структуры годовой дозы убрать природный компонент, вклад медицинского облучения составит более 90%, что еще раз говорит о необходимости обеспечения РБ в первую очередь в области использования ИИИ в медицине.

В статье 9 Федерального закона "О радиационной безопасности населения" установлены основные нормативы облучения (допустимые пределы доз) в результате использования ИИИ. Они конкретизируются и уточняются в санитарно-гигиенических федеральных нормах и правилах, таких как НРБ—99, ОСПОРБ—99 и др.

В зависимости от направления обеспечения РБ возможно выделить:

— обеспечение мероприятий по РБ при работе с ИИИ [генерирующие и радиоизотопные; медицинские (терапевтические и диагностические), дефектоскопические, РИП, РУДБТ и т. д.];

— обеспечение РБ среды обитания человека и объектов окружающей среды (обеспечение выполнения санитарных норм при отводе земельных участков под строительство, при приемке зданий в эксплуатацию, при разрешении ввоза на территорию РФ продукции и материалов, при разработке и производстве новых видов продукции и т. д.).

Всю деятельность по обеспечению РБ на гражданских объектах можно разделить на две составляющие: деятельность объектов, использующих ИИИ для своей работы, и государственный надзор за обеспечением РБ. Отдельно можно выделить объекты, осуществляющие научно-исследовательские и нормативно-методические работы в области использования ионизирующего излучения (рис. 3).

Государственное регулирование безопасности при использовании ионизирующего излучения состоит из следующих основных элементов [10]: разработки и введения в действие норм и правил, санитарно-эпидемиологической экспертизы и выда-

Рис. 3. Организация РБ. 24_

Роспотребнадзор и ФГУЗ ЦГиЭ

Департамент здравоохранения (НПЦМР)

Аккредитованные организации

Другие организации (Ростехнадзор, Госатомнадзор, Ветнадзор, таможенные органы)

Надзорные и контрольные функции

РБ

Научные учрехцения

_ Эксплуатирующие организации

СпбНИИРГ

Институт биофизики

Кафедра радиационной гигиены РМАПО

Медицинские учреждения

Производственные лаборатории

Строительные организации

Производители и поставщики продукции

Рис. 4. Организации, обеспечивающие РБ.

чи санитарно-эпидемиологического заключения, лицензирования, надзора за соблюдением санитарных норм и правил, надзора за условиями действия лицензий.

Государственный контроль (надзор) — проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами [19].

Государственный контроль (надзор) включает: плановые обследования объектов, эксплуатирующих ИИИ, внеплановые проверки [19], производственный контроль представителями самого предприятия (текущий контроль) [17], выдачу санитарно-эпидемиологических заключений и лицензии на право работы с ИИИ [1—4].

Тем не менее следует обратить особое внимание на то, что РБ — это не только надзор со стороны проверяющих органов, но в первую очередь и система внутреннего надзора самого предприятия, использующего ИИИ, работа самого объекта по обеспечению производственного контроля. Такая самодисциплина обеспечивает безопасность не только работников, непосредственно связанных с ИИИ и отнесенных к группе А [8], но и работников группы Б, населения, пациентов, что и является основной целью обеспечения радиационного благополучия населения.

Все структуры, обеспечивающие РБ, можно разделить на 3 группы: надзорные органы и организации, обеспечивающие их деятельность; научно-исследовательские организации; организации, имеющие на балансе ИИИ и/или производящие продукцию, требующую контроля радиационных параметров (рис. 4).

На современном этапе наиболее важной для обеспечения радиационного благополучия является первая группа, к ней относятся Управление Рос-потребнадзора, ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве, Научно-производственный центр медицинской радиологии Департамента здравоохранения города Москвы, ряд аккредито-

ванных на лабораторные измерения организаций. Опосредованно, вне своей основной функции, к данной категории можно отнести другие ведомства, обеспечивающие охрану законов Российской Федерации (Таможенные органы, МВД, ФСБ, органы прокуратуры, Ростехнадзор, Ветнадзор, Атом-надзор и т. д.), встречающиеся с нарушениями в области использования ИИИ и сигнализирующие об этом в органы Роспотребнадзора.

Ко второй группе относят большинство организаций: это и медицинские организации (диагностические и лучевая терапия), и производственные лабораторные подразделения (дефектоскопия, рентгеноструктурный анализ, уровнемеры, толщиномеры и т. д.), и строительные организации (проведение обследований участков перед строительством и помещений перед приемкой в эксплуатацию), и производители различной продукции, получающие санитарно-эпидемиологическое заключение на свою продукцию или ввозящие продукцию на территорию России. Организации данной группы можно разделить на те, которые работают с источниками (большинство из них составляют медицинские организации), и те, в деятельности которых необходимо контролировать содержание радионуклидов в объектах окружающей среды.

К третьей группе относят учреждения, разрабатывающие нормативно-методическую литературу, повышающие профессиональный уровень подготовки специалистов в части РБ, радиационной гигиены, медицинской физики. В эту группу входят экспертные центры, аккредитованные Федеральной службой Роспотребнадзора на проведение экспертных работ (кафедра радиационной гигиены РМАПО и Институт биофизики). Также к данной группе можно отнести НПО "Радон" и НПО "Доза" и т. д.

Таким образом, РБ населения обеспечивается сложной системой взаимодействия различных органов государственной власти и частного сектора, целью которой является обеспечение выполнения требований санитарного законодательства и недопущение возможности радиационных аварий на территории Москвы. Однако и в этой системе есть

дигиена и санитария 6/2009

некоторые недостатки, работа над которыми должна проводиться и далее.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 25.03.96 № 350 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности". — М., 1996.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.04 № 107 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения". — М., 2004.

3. Приказ Роспотребнадзора от 14.05.05 № 398 "О лицензировании территориальными управлениями Роспотребнадзора деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих)". — М., 2005.

4. Приказ Роспотребнадзора от 05.06.06 № 147 "Об оформлении лицензий". — М., 2006.

5. Результаты радиационно-гигиенической паспортизации в субъектах Российский Федерации за 2007 год (радиационно-гигиенический паспорт Российской Федерации). — М., 2008.

6. СП 2.6.1. 758—99. Нормы радиационной безопасности (НРБ—99). - М., 1999.

7. СП 1.1.1058—01. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий. — М., 2001.

8. СП 2.6.1.799—99. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОС-ПОРБ-99). - М., 1999.

9. Федеральный закон от 08.08.01 № 134-Ф3 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". — М., 2001.

10. Федеральный закон от 21.11.95 № 170 "Об использовании атомной энергии". — М., 1995.

Поступила 26.06.09

С С. В. МЕТЕЛЬСКИЙ, H. В. СИНЬКОВА, 2009 УДК 614.78(470*25)

С. В. Метельский', Н. В. Синькова2

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТРАНСПОРТИРОВКЕ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

'Зав. отд. гигиены окружающей среды ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве, (fguz@mossanepid.ru); 'врач по коммунальной гигиене отд. гигиены окружающей среды ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве (sinkovan@rabmler.ru)

В настоящее время вывозом отходов занимаются все желающие юридические лица и индивидуальные предприниматели. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза деятельности по транспортировке отходов осложняется тем, что ни в одних действующих санитарных правилах нет требований к хранению, ремонту, мойке и санитарной обработке транспорта, перевозящего отходы, особенно эпидемиологически опасные (бытовые, пищевые, биологические, экскременты животных, остриженные волосы и др.).

Ключевые слова: санитарно-эпидемиологические правила и нормы, транспортировка отходов производства и потребления

S. V. Metelsky, N. V. Sinkova. - HYGIENIC REQUIREMENTS FOR TRANSPORTATION OF INDUSTRIAL WASTE AND CONSUMPTION RESIDUES

All wishing legal persons and individual entrepreneurs are presently engaged in garbage disposal. Sanitary-and-epi-demiological examination of activities in transportation of waste is complicated by that the existing sanitary regulations lack no requirements for storage, repair, washing, sanitation of waste-carrying transport, particularly epidemiologi-cally dangerous (domestic, food, and biological waste, animal excreta, cut hair, etc.).

Key words: sanitary-and-epidemiological standards and regulations, transportation of industrial waste and consumption residues

Деятельность по транспортировке отходов производства и потребления является важной составной частью по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, особенно в условиях такого крупного мегаполиса, каким является Москва. Это особенно актуально и с тех позиций, что на фоне постоянно увеличивающейся плотности населения растут объемы и виды образующихся опасных отходов.

Действующие государственные санитарно-эпидемиологические нормы и правила, которыми пользуются специалисты органов и учреждений Роспотребнадзора при проведении как надзорных мероприятий, так и различного вида гигиенических оценок, содержат основные требования к различным процессам обращения с химически и эпидемиологически опасными отходами. Вопросы же процесса транспортировки отходов производства и потребления в этих документах определены не в полной мере: в частности, в них нет конкретных

указаний по условиям использования, хранения, обслуживания, мойки и дезинфекции автотранспорта [1—3].

В настоящее время в связи со свободой предпринимательской деятельности перевозкой отходов занимаются любые юридические лица и индивидуальные предприниматели независимо от их возможности организовать необходимые, но не регламентированные имеющимися санитарными правилами мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом ограничить деятельность таких организаций, которые могут быть потенциальными источниками неблагоприятного воздействия на среду обитания и здоровье человека, не представляется возможным, так как, согласно современному законодательству, специалисты Роспотребнадзора при осуществлении своих функций могут предъявлять требования, только четко указанные в санитарных правилах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.