Научная статья на тему 'РАДИАЦИОННАЯ ОБСТАНОВКА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАДИАЦИОННО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ПАСПОРТИЗАЦИИ'

РАДИАЦИОННАЯ ОБСТАНОВКА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАДИАЦИОННО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ПАСПОРТИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
78
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
радиационная безопасность / радиационно-гигиеническая паспортизация / radiation safety / radiohygienic certification

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Г Г. Онищенко

Обеспечение ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии является одной из важнейших составляющих обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, что определено в "Основах государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу". Состояние радиационной безопасности территории определяется не только количеством расположенных на ней радиационных объектов, категорией их потенциальной радиационной опасности, техническим состоянием, характером использования, но и выполнением мероприятий по обеспечению радиационной безопасности и предупреждению возможных радиационных аварий, готовностью к ликвидации их последствий, наличием эффективного контроля за выполнением нормативных требований. Для решения задачи постоянного и эффективного контроля за радиационной безопасностью была разработана и с 1998 г. внедрена единая система информационного обеспечения радиационной безопасности населения Российской Федерации, включающая радиационно-гигиеническую паспортизацию и Единую государственную систему контроля и учета доз облучения жителей России. Радиационно-гигиенической паспортизацией в 2007 г. охвачено более 16 тыс. организаций, работающих с источниками ионизирующих излучений. В 2007 г. в России в медучреждениях, поднадзорных Роспотребнадзору, проведено 202,7 млн медицинских диагностических рентгенорадиологических процедур. Необходимо отметить уменьшение дозы медицинского облучения населения России. В целом по Российской Федерации радиационная обстановка является удовлетворительной, но в ряде регионов имеются достаточно серьезные проблемы с обеспечением радиационной безопасности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Г Г. Онищенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RADIATION ENVIRONMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION ACCORDING TO THE RESULTS OF RADIO-HYGIENIC CERTIFICATION

Ensuring nuclear and radiation safety in the use of atomic energy is one of the most important constituents of the Russian Federation’s security, which is laid down in the "Foundations of Public Policy in the nuclear and radiation safety of the Russian Federation till 2010 and Further Prospects". The radiation safety in an area is determined by not only the number of radiation objects in it, the grade of their potential radiation hazard, their maintenance, the nature of use, but also by the measures ensuring radiation safety and preventing possible radiation accidents, and the readiness for liquidation of their consequences, and the effective supervision of whether the requirements are carried out. To assure constant and effective control over radiation safety, a uniform system for the information provision of radiation safety has been developed and introduced in the Russian Federation since 1998, which includes radio-hygienic certification and the uniform state system for monitoring and considering the radiation doses exposed by the residents of Russia. The 2007 radio-hygienic certification covered more than 16 000 organizations dealing with the sources of ionizing irradiations. A total of 202.7 million medical diagnostic radiological procedures were performed in Russia in 2007. It should be noted that the dose of medical irradiation is reduced. In general, the radiation environment in the Russian Federation is satisfactory, but in a number of its regions there are reasonably serious problems associated with the population’s radiation safety.

Текст научной работы на тему «РАДИАЦИОННАЯ ОБСТАНОВКА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАДИАЦИОННО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ПАСПОРТИЗАЦИИ»

ji;mnena и санитария 3/2009

Проблемная статья

О Г. Г. ОНИЩЕНКО, 2009 УДК 614.73(470+571) «2007»

Г. Г. Онищенко

РАДИАЦИОННАЯ ОБСТАНОВКА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАДИАЦИОННО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ПАСПОРТИЗАЦИИ

Руководитель Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач РФ (Москва, Банковский пер., 18/20, т. 499-973-18-26)

Обеспечение ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии является одной из важнейших составляющих обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, что определено в "Основах государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу".

Состояние радиационной безопасности территории определяется не только количеством расположенных на ней радиационных объектов, категорией их потенциальной радиационной опасности, техническим состоянием, характером использования, но и выполнением мероприятий по обеспечению радиационной безопасности и предупреждению возможных радиационных аварий, готовностью к ликвидации их последствий, наличием эффективного контроля за выполнением нормативных требований.

Для решения задачи постоянного и эффективного контроля за радиационной безопасностью была разработана и с 1998 г. внедрена единая система информационного обеспечения радиационной безопасности населения Российской Федерации, включающая радиационно-гигиеническую паспортизацию и Единую государственную систему контроля и учета доз облучения жителей России. Радиационно-гигиенической паспортизацией в 2007 г. охвачено более 16 тыс. организаций, работающих с источниками ионизирующих излучений. В 2007 г. в России в медучреждениях, поднадзорных Роспотребнадзору, проведено 202,7млн медицинских диагностических рентгенорадиологических процедур. Необходимо отметить уменьшение дозы медицинского облучения населения России.

В целом по Российской Федерации радиационная обстановка является удовлетворительной, но в ряде регионов имеются достаточно серьезные проблемы с обеспечением радиационной безопасности населения.

Ключевые слова: радиационная безопасность, радиационно-гигиеническая паспортизация

G. G. Onishchenko. - THE RADIATION ENVIRONMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION ACCORDING TO THE RESULTS OF RADIOHYGIENIC CERTIFICATION

Ensuring nuclear and radiation safety in the use of atomic energy is one of the most important constituents of the Russian Federation's security, which is laid down in the "Foundations of Public Policy in the nuclear and radiation safety of the Russian Federation till 2010 and Further Prospects".

The radiation safety in an area is determined by not only the number of radiation objects in it, the grade of their potential radiation hazard, their maintenance, the nature of use, but also by the measures ensuring radiation safety and preventing possible radiation accidents, and the readiness for liquidation of their consequences, and the effective supervision of whether the requirements are carried out.

To assure constant and effective control over radiation safety, a uniform system for the information provision of radiation safety has been developed and introduced in the Russian Federation since 1998, which includes radiohygienic certification and the uniform state system for monitoring and considering the radiation doses exposed by the residents of Russia. The 2007radiohygienic certification covered more than 16 000 organizations dealing with the sources of ionizing irradiations.

A total of 202.7 million medical diagnostic radiological procedures were performed in Russia in 2007. It should be noted that the dose of medical irradiation is reduced.

In general, the radiation environment in the Russian Federation is satisfactory, but in a number of its regions there are reasonably serious problems associated with the population's radiation safety.

Key words: radiation safety, radiohygienic certification

Обеспечение ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии является одной из важнейших составляющих обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, что определено в "Основах государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу".

Высокий научный и экономический потенциал Российской Федерации определяет широкое использование радиационных технологий в промышленности, медицине, науке и других областях, а следовательно, наличие на ее территории всех ви-

дов техногенных источников, используемых в мире, и проблем, связанных с этим.

Учитывая возрастающие потребности нашей экономики, Правительство Российской Федерации приняло решение о выделении дополнительных средств на развитие атомной отрасли. В соответствии с принятой программой предусматривается переход к расширенному воспроизводству в ядерной энергетике, чтобы уже с 2010 г. доля энергии, вырабатываемая АЭС, начала расти, а к 2030 г. достигла 23—25%. Планируется достройка трех энергоблоков на Волгодонской, Белоярской и Калининской АЭС. Впредь в год одновременно будут возводить не менее трех блоков. Ас 2012 г. коли-

чество одновременно строящихся блоков вырастет до четырех. В перспективе общее число потенциально опасных источников и объектов будет только возрастать.

Состояние радиационной безопасности территории определяется не только количеством расположенных на ней радиационных объектов, категорией их потенциальной радиационной опасности, техническим состоянием, характером использования, но и выполнением мероприятий по обеспечению радиационной безопасности и предупреждению возможных радиационных аварий, готовностью к ликвидации их последствий, наличием эффективного контроля за выполнением нормативных требований.

Кроме этого, следует указать, что к основным факторам, влияющим на радиационную безопасность, относятся также:

— значительное увеличение в последние годы на территории Российской Федерации ядерно- и радиационно-опасных объектов и материалов, предназначенных для ликвидации и утилизации и не используемых в интересах обороны и экономики страны;

— физическое старение ядерно- и радиацион-но-опасных объектов, а также систем, комплексов и средств физической защиты таких объектов;

— необходимость реабилитации территорий Российской Федерации, на которых сложилась неблагополучная радиационная обстановка в результате несовершенства ядерных технологий на первых этапах деятельности по использованию атомной энергии, имевших место аварий на объектах использования атомной энергии, испытаний ядерного оружия и воздействия природных источников ионизирующих излучений при осуществлении деятельности в нефтегазовом и топливно-энергетическом комплексах, горнодобывающей промышленности, строительной индустрии.

Конечной, обобщающей характеристикой состояния радиационной безопасности на территории являются дозы облучения населения от всех основных источников ионизирующего излучения, к которым относятся природные и техногенные источники, в том числе медицинские, в условиях нормальной эксплуатации и аварийных ситуаций.

Реализуя государственную политику в области обеспечения радиационной безопасности, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою работу по следующим основным направлениям:

— совершенствование системы нормативных регламентирующих документов, лежащих в основе обеспечения радиационной безопасности, таких как Нормы радиационной безопасности, Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности и др., а также широкого набора методических документов, дополняющих и развивающих названные основополагающие документы;

— совершенствование и развитие радиационно-гигиенической паспортизации (РГП);

— организация и развитие системы контроля и учета доз облучения граждан от всех основных видов источников ионизирующего излучения;

— совершенствование системы учета лиц, пострадавших в результате инцидентов и аварий с источниками ионизирующих излучений.

Для решения задачи постоянного и эффективного контроля за радиационной безопасностью разработана и с 1998 г. внедрена Единая система информационного обеспечения радиационной безопасности населения Российской Федерации, включающая РГП и Единую государственную систему контроля и учета доз облучения жителей России (ЕГСКИД). Радиационно-гигиенические паспорта содержат всю информацию по радиационной обстановке и состоянию радиационной безопасности на радиационных объектах и на территории субъектов Российской Федерации. Объем этой информации достаточен для выработки обоснованных управленческих решений.

Наша основная задача — обеспечить нормальное функционирование паспортизации на территории России.

РГП охвачены все организации, использующие в своей деятельности техногенные источники ионизирующего излучения, а также территории субъектов Российской Федерации. С удовлетворением можно отметить, что впервые обеспечено участие в РГП всех субъектов Российской Федерации.

Уже подготовлен к изданию 9-й радиационно-гигиенический паспорт России.

Достигнуто взаимодействие в работе с федеральными органами исполнительной власти, представляющими радиационно-гигиенические паспорта по поднадзорным объектам: Министерством обороны РФ, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой исполнения наказаний РФ, Федеральным медико-биологическим агентством РФ (ФМБА), Управлением делами Президента РФ, Федеральной службой безопасности РФ.

Хорошее качество имеют паспорта, готовящиеся в Республике Марий Эл, Ивановской, Кировской, Ленинградской, Рязанской, Самарской, Томской, Челябинской областях, Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийском АО.

Вместе с тем остается низким качество РГП в республиках Кабардино-Балкарской, Мордовия, Калмыкия, Удмуртия, Чеченской, а также Волгоградской и Оренбургской областях и Усть-Ордынском Бурятском АО. Задача межрегиональных центров по вопросам радиационной безопасности— оказать помощь коллегам в организации данной работы на соответствующем уровне.

В соответствии с данными, полученными в рамках РГП за 2007 г., радиационная обстановка на территории Российской Федерации в 2007 г. по сравнению с предыдущими годами существенно не изменилась и остается в целом удовлетворительной, хотя имеется и ряд серьезных проблем.

РГП в 2007 г. охвачено более 16 тыс. организаций, работающих с источниками ионизирующих излучений.

О разнообразии радиационных технологий говорит тот факт, что в 2007 г. активно использовались более 120 тыс. источников ионизирующего излучения.

Коллективная годовая эффективная доза облучения населения Российской Федерации за счет

гиена и санитария 3/2009

всех источников ионизирующего излучения в 2007 г. составила 539,6 тыс. человеко-зивверт в год, что соответствует 3,8 мЗв/год в среднем на одного жителя. При этом 83% (3,15 мЗв/год) дозы дают природные источники и 16,7% (0,63 мЗв/год) — медицинское облучение. На долю всех иных источников, в том числе и прошлых радиационных аварий, в целом по Российской Федерации приходится около 0,3% (0,02 мЗв/год).

В 2007 г. в Российской Федерации не зарегистрировано случаев профессиональной заболеваемости, лучевых поражений и превышения основного предела дозы для персонала группы А. Вместе с тем зарегистрировано 28 случаев превышения годовой эффективной дозы 20 мЗв для персонала группы А в организациях, поднадзорных Роспотребнадзору (5 случаев в Калужской области, 4 случая в Мурманской области, по 3 случая в Самарской и Тульской областях, по 2 случая в Республике Карелия и Пермском крае, по 1 случаю в Кировской, Псковской и Свердловской областях, Санкт-Петербурге и Республике Бурятия) и 202 случая в организациях, поднадзорных ФМБА России (101 случай на Приаргунском горно-химическом комбинате при добыче урана и 101 случай планируемого повышенного облучения при проведении ремонтно-наладочных работ). Отмечается заметный рост числа превышений годовой дозы в организациях, контролируемых ФМБА, по сравнению с 2006 г. (с 57 до 202, в том числе с 30 до 101 на Приаргунском горно-химическом комбинате). Вряд ли такое положение можно признать удовлетворительным. Необходимы серьезные усилия для ликвидации этой негативной тенденции. При этом следует подчеркнуть, что средние дозы персонала группы А и в организациях, поднадзорных Роспотребнадзору (1,4 мЗв/год), и в организациях, поднадзорных ФМБА России (2,5 мЗв/год), практически на порядок меньше 20 мЗв.

По данным РГП, в 2007 г. имели место 140 радиационных аварий в 33 субъектах РФ. По сравнению с 2006 г. их число уменьшилось на 31 случай (2006 г. — 171 радиационная авария).

Наиболее значительное их число произошло в Московской области (12), в Приморском крае и Челябинской области (по 10), в Краснодарском крае. Кемеровской и Свердловской областях (по 9). В подавляющем большинстве это связано с выявлением радиоактивных источников в ломе цветных и черных металлов.

И все же ведущим фактором облучения населения России остаются природные источники, дающие в среднем по России 83% полной дозы. Для 11 субъектов Российской Федерации (республики Адыгея, Бурятия, Алтай, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Северная Осетия-Алания, Чеченская и Чувашская республики, Белгородская и Ростовская области) вклад природного облучения в полную дозу превышает 90%. Более половины вклада в дозу природных источников (56%) определяет радон в воздухе помещений, он дает более 46% полной дозы в среднем по России.

Среднее значение годовой эффективной дозы облучения населения России за счет природных источников ионизирующего излучения в 2007 г. со-

ставило 3,15 мЗв/год. Эта величина превышает 5 мЗв/год в четырех субъектах Российской Федерации: в Читинской (5,2 мЗв/год) и Челябинской (5,3 мЗв/год) областях, в республиках Северная Осетия-Алания (5,8 мЗв/год) и Алтай (9,1 мЗв/год). Для 72% населения России дозы природного облучения составляют 3—4 мЗв/год, для 13% населения превышают 5 мЗв/год, а для 0,15% населения (более 200 тыс. человек) превышают 10 мЗв/год.

В 2007 г. в Российской Федерации в медучреждениях, поднадзорных Роспотребнадзору, проведено 202,7 млн медицинских диагностических рент-генорадиологических процедур (в среднем 1,4 процедуры на одного жителя России). Следует отметить наметившееся уменьшение дозы медицинского облучения населения России. За последние 2 года вклад в коллективную дозу медицинского облучения населения России снизился с 24,84 до 16,7%. Значение годовой эффективной дозы медицинского облучения в среднем на одного жителя Российской Федерации в 2007 г. составило 0,63 мЗв/год (в 2006 г. 0,77 мЗв/год, в 2005 г. 0,92 мЗв/год). И это на фоне не уменьшающегося числа исследований.

Значения годовой эффективной дозы медицинского облучения в расчете на одного жителя, превышающие 1 мЗв/год, имели место в четырех субъектах Российской Федерации: в Республике Тыва (1,57 мЗв/год), Владимирской (1,12 мЗв/год), Ивановской (1,11 мЗв/год) и Вологодской (1,01 мЗв/ год) областях (в 2006 г. — в 9 субъектах РФ). Необходимо разобраться в причинах повышенного медицинского облучения этих регионов.

Общепризнано, что рентгенология в медицине располагает наибольшими резервами оправданного снижения индивидуальных и коллективных доз. Вот почему данному направлению требуется уделять повышенное внимание.

Вместе с тем дозовый критерий не единственный, на основе которого территорию следует признавать территорией с повышенным уровнем радиации. Повышенные уровни радиации проявляются не только в дозовом выражении, но и в уровнях радиоактивного загрязнения сельхозпродукции. По результатам мониторинга ежегодно выявляются продукты, не соответствующие требованиям СанПиН по допустимому содержанию '"Сб. Ра-диационно-гигиенические паспорта за 2007 г. свидетельствуют о значительном числе выявленных проб с превышениями гигиенических нормативов. Большая часть проб относится к дикорастущим продуктам, а также к молоку и молочным продуктам, получаемым в личных хозяйствах на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС (в основном это Брянская область), отдельные пробы относятся к территориям, загрязненным в результате аварии на ПО "Маяк" в 1957 г. (Челябинская область).

Таким образом, соответствие сельскохозяйственной и пищевой продукции гигиеническим нормативам является еще одним критерием радиационного благополучия территории.

В целях повышения качества получаемой информации для РГП (а во многих случаях это определяется наличием в регионе технических средств

и квалифицированных кадров) Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека созданы 8 межрегиональных центров (МРЦ) по вопросам радиационной безопасности и предпринимаются усилия по их техническому оснащению и повышению квалификации специалистов.

Задачей МРЦ является оказание методической и практической помощи прикрепленным к ним территориям в организации РГП и ЕГСКИД, а также в проведении радиационного мониторинга. МРЦ начали работу в этом направлении. Заметно укрепили материальную базу, провели большую работу по подготовке кадров прикрепленных территорий. За 2 года проведено 7 семинаров. На базе Санкт-Петербургского НИИ радиационной гигиены, где создан головной центр, с этого года организованы занятия по подготовке радиохимиков МРЦ.

Таким образом, в целом по Российской Федерации радиационная обстановка является удовлетворительной, но в ряде регионов имеются достаточно серьезные проблемы с обеспечением радиационной безопасности населения и необходима постоянная целенаправленная работа по ограничению доз облучения населения от различных источников ионизирующего излучения. Многое здесь зависит от качества работы нашей службы. Необходимо активно использовать при проведении надзора за радиационной безопасностью результаты РГП, она должна стать действенным средством информационной поддержки в проведении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности населения.

В ноябре 2007 г. вышла в свет новая публикация Международной комиссии по радиационной защите (МКРЗ) № 103. В этой публикации излагаются новые взгляды на подходы и принципы обеспечения радиационной безопасности. Документ МКРЗ не носит революционного характера и не призывает к радикальному пересмотру существующих принципов и критериев обеспечения радиационной безопасности. МКРЗ предлагает сохранить до-зовые пределы персонала и населения на прежнем уровне: 20 мЗв для персонала и 1 мЗв для населения. Вместе с тем МКРЗ предлагает ряд новых подходов к использованию принципа оптимизации, полагая, что в этот процесс необходимо привлекать как можно больше сторон, включая представителей общественности. В принципе это и есть практическая реализация концепции социально приемлемого риска. МКРЗ предлагает заменить понятие "критическая группа населения", широко используемое в Нормах радиационной безопасности 1999 г. (НРБ—99), на другое понятие, которое в переводе с английского звучит как "представительное лицо". МКРЗ предлагает избегать применения величины коллективной дозы для оценки последствий облучения, однако в процедурах по оптимизации мер, направленных на снижение доз облучения, ее рекомендуется применять.

В новых рекомендациях в разделе, касающемся медицинского облучения, МКРЗ предлагает более разумный подход по ограничению, связанному с выпиской пациентов после радионуклидной терапии. В различных странах это ограничение доз трактуется по-разному. МКРЗ предлагает ограничить дозы для сиделок и родственников, на которых не должен распространяться предел дозы для населения величиной 5 мЗв за эпизод как разумное ограничение, которое не должно рассматриваться как установленный ежегодный предел дозы. Это ограничение, с точки зрения МКРЗ, не должно быть жестким. Например, более высокие дозы могут быть допустимы для родителей очень больных детей.

Санкт-Петербургскому НИИ радиационной гигиены им. П. В. Рамзаева поручено организовать работу по подготовке новой редакции Норм радиационной безопасности с учетом рекомендаций МКРЗ, создана рабочая группа. В готовящемся документе должны найти более четкое отражение новые подходы в обеспечении радиационной безопасности населения, гарантирующие безопасное проживание на территориях с повышенным уровнем радиации, в частности, следует уделить пристальное внимание разделам: Ограничение природного облучения, Требования по ограничению доз в условиях радиационной аварии, Разъяснения по применению принципа оптимизации, Разъяснения по установлению контрольных уровней и до-зовых квот, Ограничение медицинского облучения.

При переработке НРБ—99 следует проанализировать предложения специалистов практических и научных учреждений по совершенствованию действующих ИРБ с учетом накопленного опыта. Необходимо срочно приступить к работе по согласованию глоссария основных терминов, используемых в области обеспечения радиационной безопасности.

Следует отметить, что для обеспечения радиационной безопасности населения необходима концентрация усилий и ресурсов на следующих приоритетных направлениях:

— создании и совершенствовании нормативной правовой базы в области обеспечения радиационной безопасности, своевременной адаптации ее международным требованиям;

— совершенствовании государственного регулирования и надзора в области использования атомной энергии, включая повышение эффективности лицензионной деятельности и экспертиз безопасности в этой области;

— минимизации воздействия техногенных источников на население и окружающую среду при использовании атомной энергии и снижении до допустимых норм воздействия природных источников ионизирующего излучения.

Поступил« 06.10.08

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.