Г. В. Назаренко, Н. В. Бухов, И. Г. Прокопенко
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЗРАЧНОСТИ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИКИ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы обеспечения прозрачности финансовых потоков, представляющих собой основу экономической и политической стабильности государства как на национальном уровне, так и на международном. Особое внимание уделено институциональному аспекту анализируемой проблемы, мировой практике, основополагающим международным принципам и стандартам методов борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем и вывода денежных средств за рубеж. Предложен комплекс мер, способствующих укреплению позиций и устойчивости финансовых институтов страны.
Ключевые слова
Легализация доходов, полученных преступным путем, прозрачность финансовых потоков, сомнительные операции, вывод денежных средств за рубеж, отток капитала, финансовая глобализация.
G. V. Nazarenko, N. V. Bukhov, I. G. Prokopenko
ENSURING THE TRANSPARENCY OF FINANCIAL FLOWS IN MODERN GLOBALIZED ECONOMY
Annotation
Article deals with issues of ensuring transparency of financial flows, which are the basis of economic and political stability of the state both at the national and international level. Particular attention is paid to the institutional aspect of the problem being analyzed, to world practice, to the fundamental international principles and standards of methods for combating the legalization (laundering) of proceeds from crime and the withdrawal of funds abroad. A set of measures is proposed that contribute to strengthening the positions and stability of the country's financial institutions.
Keywords
Money laundering, transparency of financial flows, shady transactions, money offshor-ing, capital outflow, financial globalization
Введение
Рост объемов трансграничных трансакций, глобального движения капитала, товаров и услуг, стремительное и всепоглощающее развитие инновационных технологий сформировали возрастающую мировую экономическую взаимозависимость стран и необходимость разработки финансовых мер по обеспечению транспарентности финансовых потоков на межгосударственном уровне.
Таким образом, возникает потребность в формировании новых не только формальных, но и неформальных институтов с функцией регулирования и контроля транспарентности финансовых потоков, и на формирование системы регулирования данной области как на национальном так и на международном уровнях. Следует отметить, что при наличии в любой финансовой системе различных институтов и мер, направленных на по-
вышение транспарентности финансовых потоков, их внедрение в большинстве случаев происходит по инициативе финансовых институтов международного уровня (МВФ, МБРР, FATF, ОЭСР и др.) и обусловлено направлением развития финансовой глобализации.
Материалы и методы
Вопрос обеспечения транспарентности финансовых потоков для противодействия легализации доходов, полученных преступным путем для финансовой системы РФ является особо актуальным. Недостаток прозрачности в финансовых потоках способен спровоцировать формирование преступного контроля отдельных финансовых и кредитных организаций, а также создать угрозы стабильному и самостоятельному функционированию банковской и финансовой системы. Рост объемов денежной массы, которая была получена преступным путем, будет способствовать утрате политической и экономической самостоятельности страны [8].
Основная доля выведенных денег является нелегальным капиталом. Следует отметить, что не весь объем выведенных денежных средств имеет криминальное происхождение, однако, практически полностью он нелегально
Результаты
Активное вовлечение нашей страны в глобальную экономику сформировало потребность в координальном изменении ряда позиций в целях избежания нашей страной технолгического, экономического и социального отставания. Экономическая глобализация влечет за собой существенные изменения по причине глубокого взаимопроникновения национальных экономик друг в друга. Проводя анализ глобализации и либерализации мирохозяйственных связей как неизбежных факторов экономического и социального развития следует помнить об опасных последствиях, создаваемых ими. Отток капитала из РФ в 2017 г. увеличился в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом и достиг, по подсчетам ЦБ, 27,3 млрд долл. Для сравнения, в 2016 г. отток капитала из России составлял 18,5 млрд долл. Своего максимального значения отток капитала из России достиг в 2014 г., тогда из страны за год было выведено 152,1 млрд долл.
выведен за рубеж. Данная проблема наблюдается не только в отечественной финансовой системе. За прошлые два десятилетия глобальная экономика претерпела качественную трансформацию. Глобальное информационное простран-
100.0
50.0
0.0
-50.0
-100.0
-150.0
87.8
43.7
1
I М I М I
I ■ I ■ I
1
-22.4-18.4-22.6-19.6-23.1
-0.3 -0.3
1.8 -57.5 -53 9-60.3
-81.4
рт
-18.5-27.3
-57.1
-133.6
-152.1
-200.0
О?* <$*> о?Л # # # # ^ ^ «$*> ^ ^ ^ ¿У ^ ^ у V V V у V т V т у т т V V т т у V у т т V V г
Рисунок 1 — Отток капитала из Российской Федерации за период с 1994 по 2017 гг., млрд долл.*
* Данные Центрального Банка РФ. иЯЬ:ИПр://сЬг.ги.
ство, а так же покинувших юрисдикцию государства транснациональных потоков капитала полностью изменили экономические условия ведения бизнеса. Этот период характеризуется практически отсутствием ограничений для развития нового глобального бизнеса в силу слабого развития наднационального законодательства, при этом на международном уровне специализированные организации не располагали необходимыми ресурсами и соответствующими инструментами его регулирования. Сложившаяся ситуация в серьезной степени спровоцировала рост объемов теневой экономики. По данным Совета Всеобщей конфедерации профсоюзов (ВКП), в начале 1960-х гг. доля теневой экономики в мире составляла 5,6 % от мировой экономики, в 2016 г. в тени уже скрыто более 33 % от мирового ВВП, что составляет 39 трлн долл. Скорость и объемы роста теневой экономики в начале 90-х гг. были столь масштабны, что развитым государствам, объединенным в ОЭСР ничего не оставалось как вводить действенные меры на законодательном уровне по противодействию отмывания доходов, полученных преступным путем, а также повышению транспарентности проводимых транзакций [4].
Особая роль по обеспечению прозрачности финансовых потоков финансовой системы в условиях глобализации экономики принадлежит такому специализированному институту как Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force, FATF), в состав которого входят 37 стран и 2 международные организации [6]. На сегодняшний день существуют 40 Рекомендаций, которые представляют собой компиляцию 40 и 9 более ранних Рекомендаций, новых положений касательно противодействия «финансированию распространения оружия массового уничтожения» (ФРОМУ), а также национального внедрения риск-ориентированного подхода [7].
Совокупность данных рекомендаций представляет собой всеобщий комплекс мер организационно-правового характера, направленных на формирование в любой стране высокоэффективного режима по противодействию отмыванию денег (ПОД), финансированию терроризма (ФТ) и распространению оружия массового уничтожения. Данные рекомендации комплексно и максимального широко охватывают вопросы, связанные с организацией ПОД/ФТ как на национальном, так и на международном уровнях. Рекомендации затрагивают систему правоохранительных органов, уголовного права, финансовую и нефинансовую системы, а также систему международного сотрудничества [2].
Следует отметить, что комплекс мер, закреплённый в рекомендациях, нацелен на оздоровление всей финансовой системы в комплексе, где благодаря действиям FATF становится все меньше «чёрных дыр», использовать которые могут террористические группировки либо отдельные террористы с целью финансирования своих акций, а также иные криминальные объединения для отмывания денег. Важным остается разработка рекомендаций FATF согласно резолюциям Совета Безопасности ООН, международным конвенциям и актам международных организаций, специализирующихся в этом вопросе.
Стандарты FATF были усилены в тех сферах, где формируется повышенный риск или есть возможность более эффективного практического применения. В 2012 г. они были расширены принимая во внимание новые угрозы: спонсирование приобретения оружия массового уничтожения, а также были уточнены в части транспарентности и действенности осуществляемых мер для противодействия коррупции. Еще одним изменением является повышение их целенаправленности. Риск-ориентированный подход позволяет различным специализированным финансовым организа-
циям и иным сферам экономики реали-зовывать свои финансовые возможности более эффективно, уделяя больше своего внимания областям повышенного риска. Следует отметить, что в сферах где присутствует пониженный риск допускается использование более простых мер, обладающих повышенной гибкостью.
Вопросы повышения эффективности (согласно международным стандартам и с учетом практическое применение нормативно-правовой базы Российской Федерации) мер, направленных на про-
тиводействие легализации (отмывания) доходов, полученных вне правового поля государства и финансированию терроризма представляет собой неотъемлемую составляющую проблем, связанных с обеспечением стабильного развития национальной финансовой системы.
Анализ негативных последствий (рис. 1) дает возможность раскрыть легализацию доходов как многостороннюю угрозу, в особенности в странах с формирующимися рынками, в число которых входит и Россия.
Сферы влияния легализации (отмывания) доходов
Нарушение целостности экономической системы страны
Дестабилизация финансовой системы страны
Снижение инвестиционных потоков
Негативное влияние на легальный бизнес
Снижение государственных доходов
Увеличение разрыва между богатыми и бедными слоями населения
-► Негативное влияние на имидж страны
Рисунок 1 — Макроэкономические последствия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем на уровне государства
В России проблема вывода денежных средств за границу серьезно осложняется отсутствием транспарентности глобальных финансовых потоков, представляющих собой основу сомнительных операций [3]. В 2017 г. в целях вывода денежных средств за рубеж чаще
всего применялись операции по авансированию импорта товаров, что составило в общей сложности 23 млрд руб., или 24 % от общего объема выведенных денег за рубеж, а также переводы по сделкам с услугами — 21 млрд руб. (табл. 1).
Таблица 1 — Структура вывода денежных средств за рубеж, млрд руб.*
Млрд руб. Доля в общем объеме
Авансирование импорта товаров 23 24 %
Сделки с услугами 22 23 %
Переводы согласно исполнительным документам 20 21 %
Сделки с ценными бумагами 12 13 %
Импорт товаров и услуг в пределах Таможенного союза 11 12 %
Импорт товаров с применением льготного режима 3 3 %
Иные схемы 4 4 %
* Данные Центрального Банка РФ. иЕЬ:Нир://сЬг.ги.
Основным способом обналичивания в 2017 г. зафиксирована выдача денежных средств с лицевых счетов физ.
Отдельно отметим транзитные операции, обладающие более высоким риском, которые, по данным Банка России, проводятся до обналичивания и вывода финансовых потоков за границу, часто сопровождающиеся сменой оснований исходящих и входящих платежей, «ломкой» НДС. В число таких операций Центральный Банк России включает обналичивание денежных средств посредством лицевого счета и платежных карт физических лиц (в 2017 г. на их долю пришлось 38 % от общего объема), продажу денежной наличности торговлей (29 %), туристическими компаниями (11 %) и платежными агентами (4 %), а также оптимизацию налогообложения при закупках металлолома и ювелирных изделий (11 %) (данные ЦБ РФ).
Мониторинг и последующий анализ риска вовлечения банковского сектора в сомнительные схемы по «обелению» доходов является задачей общегосударственного плана в силу общественной опасности данного явления. Считаем необходимым увеличение расходов на обеспечение функционирования системы внутреннего контроля, в том числе затраты по поддержанию актуального программного обеспечения, обучение и переподготовку кадров, а также другие сопутствующие издержки. С точки зрения структурного баланса из-за мошеннических действий на финансовом рынке и существования разного рода «финансовых пирамид» формируется негативное влияние на добросовестные финансовые институты, так как утрачи-
лиц и пластиковых карт — 152 млрд руб., что составило 47 % от общего объема (табл. 2).
вается доверие обычных рядовых граждан к финансовому сектору экономики, его инструментам и институтам.
Легализация доходов, полученных преступным путем, и мошеннические действия в банковской сфере в частности, и финансовой — в общем, представляет собой одно из наиболее негативных явлений для экономики Российской Федерации. Отсутствие должного внимания проблеме отмывания денег способно нанести удар не только отдельной финансовой структуре, но и всей финансово-экономической системе страны, а также спровоцировать формирование крупномасштабного кризиса. Государство должно комплексно решать возникающие проблемы в процессе борьбы с легализацией (отмыванием) денег и финансированием терроризма. Для решения этой задачи необходимо:
- устойчивое развитие инфраструктуры национального финансового рынка, национальной платежной системы, национальной системы платежных карт и системы передачи финансовых сообщений;
- усовершенствование регулирования деятельности финансовых организаций, реформировать системы пруденциального надзора и методик стресс-тестирования;
- обеспечение всестороннего противодействия переводу безналичных денежных средств в «тень» и легализации доходов, полученных преступным путем от предикатных экономических преступлений [1].
Таблица 2 — Обналичивание денежных средств, млрд руб.*
Млрд руб Доля в общем объеме
Счета физ. лиц, пластиковые карты 152 47 %
Выдачи на иные цели со счетов юр. лиц и пластиковых карт 135 41 %
Выдачи ИП 15 5 %
Иные схемы 24 7 %
* Данные Центрального Банка РФ. иКЬ:НПр://сЪг.ги.
Выводы
Финансовая глобализация и протекающий процесс институциональных преобразований в любой финансово-экономической системе предполагают выработку и принятие пруденциальных приоритетов в грамотном регулировании долгом страны, принятие подзаконных актов в согласовании с мировыми основополагающими принципами, кодексами и стандартами, которые распространяются на разного рода области деятельности (распространение баз данных; транспарентность кредитной и денежной в частности и финансовой политики в целом; деятельность национальной платежной системы; банковский сектор экономики; проводимые транзакции с ценными бумагами; разноуровневый надзор за банковской деятельностью и ее регулирование, страховой сектор экономики), которые создают предпосылки для повышения уровня стабильности финансовой системы на национальном и международном уровне. Принятие перечисленных мер позволит закрепить позиции различных национальных финансовых институтов, в значительной степени повысить эффективность рыночной дисциплины, а также стабильность данных финансовых институтов, в связи с тем, что финансовая устойчивость национальной экономической системы представляет собой социально ориентированную задачу, а органы государственного и муниципального регулирования и надзора в ходе всеобщей финансовой либерализации должны способствовать укреплению сотрудничества и повышению оказываемой информационной поддержки в процессе разработки и принятия нормативно-правовых актов на основе международных основополагающих стандартов, принципов и кодексов, регламентирующих различные процедуры регулирования и надзора за функционированием банковских и небанковских структур для снижения вероятности формирования финансово-экономических кризисов.
Библиографический список
1. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. : [Указ Президента Российской Федерации № 208 от 13.05.2017].
2. Алифанова, Е. Н., Евлахова, Ю. С. Уязвимость финансовых институтов и домохозяйств к риску отмывания денег и финансирования терроризма: анализ взаимосвязей и последствий в контексте финансовой безопасности // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2016. — № 18. — С. 25-33.
3. Прокопенко, И. Г. Обеспечение прозрачности финансовых потоков в контексте противодействия легализации доходов, полученных преступным путем // Финансовые исследования. — 2015. — № 4 (49). — С. 76-83.
4. Исследование: объем теневой экономики в мире превысил 33 % [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://www.kommersant.ru.
5. Банк России [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://www. cbr.ru.
6. Федеральная служба по финансовому мониторингу [Электронный ресурс]. — Режим доступа : www.fedsfm.ru.
7. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.fatf-gafi.org.
8. Ivanova, O. B., Kostoglodova, E. D., Vovchenko, N. G., Rukina, S. N., Karepi-na, O. I., Bogoslavtseva, L. V. Financial transparency in budget sector of economy as necessary condition of clustering // International Journal of Trade and Global Markets. — 2017. — № 2/3. — Vol. 10. — P.207-216.
Bibliographic list
1. On Strategy for Economic Security of Russian Federation for the Period to 2030 : [Decree of President of Russian Federation № 208 from 13.05.2017].
2. Alifanova, E. N., Evlakhova, Yu. S. Vulnerabilities of financial institutions and households to risk of money laundering and terrorist financing: analysis of relationships and consequences in context of financial security // Financial analytics: problems and solutions. — 2016. — № 18. — P. 25-33.
3. Prokopenko, I. G. Ensuring the transparency of financial flows in context of countering legalisation of proceeds from crime // Financial research. — 2015. — № 4 (49). — P. 76-83.
4. Research: volume of shadow economy in world exceeded 33 % [Electronic resource]. — Mode of access : https://www.kommersant.ru.
5. Central Bank of Russia [Electronic resource]. — Mode of access : https:// www.cbr.ru.
6. Federal Service for Financial Monitoring [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.fedsfm.ru.
7. FATF [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.fatf-gafi.org.
8. Ivanova, O. B., Kostoglodova, E. D., Vovchenko, N. G., Rukina, S. N., Karepi-na, O. I., Bogoslavtseva, L. V. Financial transparency in budget sector of economy as necessary condition of clustering // International Journal of Trade and Global Markets. — 2017. — № 2/3. — Vol. 10. — P.207-216.
Л. В. Сахарова
НЕЧЕТКО-МНОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ШКАЛЫ РИФФ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
Аннотация
Разработана нечетко-множественная модификация методики оценки психологического благополучия Рифф, позволяющая учитывать значимость различных шкал за счет варьирования весовых коэффициентов, а также находить комплексные оценки психологического благополучия коллективов за счет агрегирования оценок отдельных респондентов.
Ключевые слова
Нечеткие многоуровневые [0,1]-классификаторы, комплексная оценка, психологическое благополучие, шкала, респондент, коллектив.
L. V. Sakharova
FUZZY-SET INTERPRETATION OF SCALE RIFF ASSESSMENT OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING
Annotation
Fuzzy-multiple modification of the Riff psychological well-being assessment technique is developed, which allows to take into account the importance of different scales by varying the weight coefficients, as well as to find complex estimates of the psychological well-being of teams by aggregating the estimates of individual respondents.
Keywords
Fuzzy multilevel [0,1]-classifiers, complex assessment, psychological well-being, scale, Respondent, team.