Научная статья на тему 'Обеспечение пропедевтико-профессиональной направленности обучения кадетов на основе реализации межпредметных связей курсов математики и информатики'

Обеспечение пропедевтико-профессиональной направленности обучения кадетов на основе реализации межпредметных связей курсов математики и информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / PROFILE STUDY / ELECTIVE COURSES / INTER-SUBJECT CONNECTIONS / THE PRINCIPLE OF PROFESSIONAL DIRECTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусева Екатерина Владимировна

В статье говорится об актуальности использования профильных элективных курсов. Представлены результаты теоретических исследований по начальному моделированию педагогической системы подготовки кадетов. Раскрыт принцип профессиональной направленности и обоснована необходимость его реализации в системе подготовки военных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусева Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Providing the propaedeutic-professional directivity of cadets' training on the basis of inter-subject connections of mathematics and informatics

The article runs about the currency of profile elective courses' use. The results of theoretic investigation on the initial modeling of pedagogic system of cadet's training are represented. The principle of professional directivity is disclosed and the necessity of its realization in the system of training of military specialists is grounded.

Текст научной работы на тему «Обеспечение пропедевтико-профессиональной направленности обучения кадетов на основе реализации межпредметных связей курсов математики и информатики»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011

УДК 372.851

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОПЕДЕВТИКО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ КАДЕТОВ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ КУРСОВ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

© Е. В. ГУСЕВА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра теории и методики обучения математике и информатике e-mail: kika_zeml@mail.ru

Гусева Е. В. - Обеспечение пропедевтико-профессиональной направленности обучения кадетов на основе реализации межпредметных связей курсов математики и информатики // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 618-621. - В статье говорится об актуальности использования профильных элективных курсов. Представлены результаты теоретических исследований по начальному моделированию педагогической системы подготовки кадетов. Раскрыт принцип профессиональной направленности и обоснована необходимость его реализации в системе подготовки военных специалистов.

Ключевые слова: профильное обучение, элективные курсы, межпредметные связи, принцип профессиональной направленности.

Guseva E. V. - Providing the propaedeutic-professional directivity of cadets’ training on the basis of inter-subject connections of mathematics and informatics // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. Р. 618-621. - The article runs about the currency of profile elective courses’ use. The results of theoretic investigation on the initial modeling of pedagogic system of cadet’s training are represented. The principle of professional directivity is disclosed and the necessity of its realization in the system of training of military specialists is grounded.

Keywords: profile study, elective courses, inter-subject connections, the principle of professional directivity.

Выделим ряд основных принципов, конкретизи-рующихвозможностиработы пореализациипрофиль-ного обучения в кадетских школах:

- принцип пропедевтико-профессиональной направленности;

- принцип преемственности;

- принцип деятельности;

- принцип дифференциации и индивидуализации.

Центральное место среди них занимает принцип профессиональной направленности, который изначально предполагает необходимость установления тесной связи обучения с будущей профессиональной деятельностью (в нашем случае обучения кадетов с целью их подготовки к обучению военно-инженерным специальностям). Данный принцип предопределяет характер логического соподчинения всех остальных принципов, образующих в совокупности иерархию отраженную на следующей схеме (рис. 1).

Проблема обеспечения пропедевтико-профес-сиональной направленности обучения и воспитания кадетов включает как формирование их социальной и психологической готовности к реализации будущей учебно-профессиональной деятельности в соответ-

ствии с личными интересами и общественными потребностями, так и актуализацию междисциплинарных связей в организации и содержании общеобразовательной подготовки [4].

Реализация принципа пропедевтико-профес-сиональной направленности применительно к информационно-дидактической подготовке кадета включает в себя формирование профессионально значимых приемов использования программных продуктов в образовательном процессе; обеспечение соответствующего аппарата для изучения общеобразовательных дисциплин с пропедевтико-профессиональным наполнением; предварительную методологическую подготовку к непрерывному самообразованию в области профессионально-значимых приложений обучения на основе целесообразного использования современных программных средств. Перечисленные задачи требуют системного решения как на содержательном (отбор и построение содержания соответствующих элективных курсов, обеспечивающих пропедевтикопрофессиональную подготовку кадета), так и на деятельностно-процессуальном уровнях организации процесса обучения с учетом специфики избранного военно-инженерного профиля.

УСЛОШІЯ ПРОПЕДЕВТИКОПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

11

11НДПВЇ ЩУАЛПЗА ТТТТТТ

Переход

К ЩИДЩі—ЩИМИІ

форми образовательной ;ег:езі:-:с:т!!

п

ОТКРЫТОСТИ

Пгуьгтд-нца

открытой \

образовательной /

среды /

11

ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

ГІЕреКОЧ к групповым формам сбрпшиешдсн

□ й-ІІйТіХС-ІТН

ВАРИАТИВНОСТИ

Создание варн-аттланон образовал еньеон среды

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Птзннроалнне кл,оегажн различных, ЕНЛОЗ образовал еньеон

ЛеЯГЕЛЬБОСПЯ

Рис. 1. Иерархия принципов профильного обучения

Любаяпедагогическаясистемаопределяетсякак объединение взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, которое остается устойчивым при изменениях и подчиненное целям воспитания и образования. Дидактической системе присущи следующие основные признаки:

- целостность;

- взаимосвязанность элементов;

- связь со средой.

Целостность системы означает общую цель, достижению которой служат части системы. Взаимодействие и взаимопроникновение частей системы, невозможность их разрыва является необходимым условиемсуществованиясистемы.Взаимосвязанность

элементов системы заключается в том, что изменение одного параметра системы оказывает влияние на все остальные. Связь системы со средой выражается в том, что система является составной частью среды, ее элементом, состоящим, в свою очередь, из элементов более низкого порядка [5].

Согласно А. В. Могилеву модель методической системы обучения, наиболее адекватно отражающая изменения в ходе информатизации и компьютериза-цииобразования,должнасоответствоватьследующим принципам:

- предметность;

- локальность;

- динамичность.

Тенн, подлежащие рассмотрению на^рош математики и информатики

Геор II я м пожестя

Системы счисления

Теории погреш НОС III

Математическая

логика

Информации н ОО кодирование

Теории графов

Теория алгоритм пн и логические ОСНОВЫ

ЭВМ

Решение алгебраических уравнении них систем1

Интерполирование

Числен нее днффе ре нцн рован не и интегрирование

Численное решение днфферен иналь н ьп уравнении

Комйшт о |>н ка

Теория вероятностен и математическая статистика

Мате чат и ческое и рогр я м»и ров» н не и теории принятия решений

Математическое моделирование и компьютерное и рО! р Л.М М И |1ШН не

I

Прффмльн<№ обучение

£

е

и

■а

а

Классно-урочная

(в т.ч. базовый компонент)

н

я

к

?

Дополнительное образование лля детей

(факультативы, в т.ч. элективные курсы}

Дистанционное

(т.ч. через ИнТфЧет)

Межпредметные евя )Н математики

II 111|[[ю Г1МИ Г11К'11

ИКТ-РЕСУРСЫ

Ауднови дальние

(рил}«, твлтендвнив)

Ком и ьнмгрн ые

(АРМ учителя н раб место кадета, в т.ч. переносном)

Мул ы н меди а

(проектор, интерактивная доска, ЦрР)

Сетевые (локальная сеть, Интернет)

Допил И ИЮЛЬ н ые цифровые ресурсы

(электронный мир, ЛОГО, фото)

Рис. 2. Схема процесса реализации межпредметных связей математики и информатики в кадетских классах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приведенная выше схема соответствует реализации вышеперечисленных принципов и позволяет, не отрицая традиционных подходов к проектированию и реализации учебного процесса, наметить пути развития методической системы обучения в условиях применения ИКТ при обучении темам рассматриваемых как в математике, так и в информатике.

Как известно, межпредметные связи между математикой и информатикой носят двусторонний характер: изучение математики должно подготавливать изучение информатики (логическая и алгоритмическая подготовка, приближенные вычисления и т. д.); в свою очередь, курс информатики имеет выходы в математику. Выделимследующиевопросы, связанные с возможностями использования знаний по информатике в курсе математики:

- какие темы курса математики должны быть наиболее тесно связаны с курсом информатики;

- какие изменения в содержании этих тем и методике их изучения произойдут при увязке их с курсом информатики;

- какие задачи и в каком количестве следует доводить до составления программы решения с помощью компьютера;

- сколько часов в течение учебного года, отведенных на изучение математики, может быть проведено в компьютерном классе;

- какова может быть методика компьютерного решения задач курса математики.

Решение этих вопросов лежит в основе реализации двусторонних связей математики и информатики как в рамках базовых, так и элективных курсов.

Покажем на схеме (рис.2) процесс реализации межпредметных связей математики и информатики на примере профильного обучения в кадетских классах.

Приведенная схема включает в себя темы, подлежащие рассмотрению как в рамках математики, так и в рамках изучения информатики. Эти темы целесообразно рассматривать как дидактические единицы межпредметных элективных курсов, которые являются неотъемлемой составляющей профильного обучения. Разработка данных курсов станет предметом нашего дальнейшего исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. БедерхановаВ.П.,БондаревП.Б.Педагогическоепро-ектирование в инновационной деятельности. Краснодар, 2000.

2. Беспалько В.П. и др. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста. М.: Высшая школа, 1989.

3. Джонс Дж., Методы проектирования. М.: Мир, 1986.

4. Михеев В.И., Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М.: Высш. школа, 1987.

5. Монахов В.М. Педагогическое проектирование - современный инструментарий дидактических исследований // Школьные технологии. 2001. № 5. С. 75-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.