Научная статья на тему 'Обеспечение прокурором законности процессуальной деятельности органов предварительного расследования по приостановленным уголовным делам'

Обеспечение прокурором законности процессуальной деятельности органов предварительного расследования по приостановленным уголовным делам Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
355
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРОР / НАДЗОР / ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ / ЗАКОННОСТЬ / ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кунов Ислам Мурадинович

Приостановление уголовного дела имеет важное правовое значение, оказывая, в том числе, непосредственное воздействие на права и законные интересы участников уголовного судопроизводства. Значимость приостановления обусловливает постановку вопросов по обеспечению законности решений о приостановлении и последующей процессуальной деятельности органов предварительного расследования средствами прокурорского надзора. В статье предлагается авторская теоретическая модель надзорной деятельности прокурора по обеспечению законности по приостановленным уголовным делам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение прокурором законности процессуальной деятельности органов предварительного расследования по приостановленным уголовным делам»

УДК 343.163

Кунов Ислам Мурадинович

помощник прокурора,

Динской район Краснодарского края.

fourlolz@gmail.com

Islam M. Coonov

assistant Prosecutor,

Dinsky district Krasnodar region

fourlolz@gmail.com

Обеспечение прокурором

законности процессуальной деятельности органов предварительного расследования по приостановленным уголовным делам

Providing attorney of

law procedural activity the preliminary investigation in related criminal cases

Аннотация. Приостановление уголовного дела имеет важное правовое значение, оказывая, в том числе, непосредственное воздействие на права и законные интересы участников уголовного судопроизводства. Значимость приостановления обусловливает постановку вопросов по обеспечению законности решений о приостановлении и последующей процессуальной деятельности органов предварительного расследования средствами прокурорского надзора. В статье предлагается авторская теоретическая модель надзорной деятельности прокурора по обеспечению законности по приостановленным уголовным делам.

Ключевые слова: прокурор, надзор, приостановление, законность, процессуальная деятельность, следственные действия.

Annotation. The suspension of criminal proceedings is of great legal importance, including having a direct impact on the rights and legitimate interests of participants in criminal proceedings. The importance of suspension leads to questions about the legality of decisions on suspension and subsequent procedural activities of preliminary investigation bodies by means of Prosecutor's supervision. The author forms a theoretical model of the Prosecutor's Supervisory activities to ensure the legality of the suspended criminal cases.

Keywords: prosecutor, supervision, suspension, legality, procedural activity, investigative actions.

Прокурорский надзор выступает одним из основных процессуальных средств обеспечения законности процессуальной деятельности следователя и дознавателя при производстве по уголовному делу в досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Однако существуют ситуации, при которых возникают вопросы к определению потенциала прокурорского надзора, в числе которых следует отметить деятельность следователя и дознавателя по приостановленному уголовному делу, в частности:

1) является ли деятельность органов предварительного расследования по приостановленному уголовному делу процессуальной?

2) какие средства составляют процессуальный потенциал органов предварительного расследования по приостановленному уголовному делу?

3) какими средствами располагает прокурор по надзору за законностью и обоснованностью деятельности органов предварительного расследования по приостановленному уголовному делу?

, -

сы помогут сформировать простые и эффектив-

ные алгоритмы процессуальной деятельности прокурора, следователя, дознавателя по приостановленным уголовным делам. Приостановление уголовного дела вызывает перерыв в деятельности органов уголовного преследования, характер которого в науке уголовного процесса оценивается различным образом.

По мнению М.С. Егоровой, «гавокупность однородных уголовно-процессуальных норм, регламентирующих перерыв в течении сроков предварительного следствия и в производстве следственных действий ..., начинающийся с момента вынесения мотивированного постановления дознавателем, следователем, начальником следственного отдела или прокурором о приостановлении производства по уголовному делу, и заканчивающийся вынесением постановления о , -

ны в пределах своей компетенции принимают активные меры к устранению названных обстоятельств» [1, с. 10].

. . : «

предварительного следствия - ... перерыв в производстве предварительного расследова-., -

ны и должностные лица принимают активные меры непроцессуального характера, а также иные меры процессуального характера, направленные на устранение обстоятельств, обусловивших приостановление предварительного следствия» [2, с. 6].

В приведенных и иных существующих в теории уголовного процесса мнениях интерес представляет один факт - оценка учеными характера деятельности органов уголовного преследования после приостановления с нескольких основных позиций:

1) совокупность процессуальных и непроцессуальных мер для устранения препятствий к продолжению производства по уголовному делу;

2) ;

3) допускается продолжение производства длящихся следственных действий.

Основой для наших дальнейших рассуждений является положение ч. 3 ст. 209 УПК РФ, в соответствии с которым по приостановленному уголовному делу не допускается производство . -ем данного запрета является признание недопустимыми результатов всех следственных действий, которые были произведены после приостановления уголовного дела без его возоб-.

Например, «отедователь 18 марта 2016 г. приостановил предварительное следствие в связи с заболеванием обвиняемого С., но 4 апреля 2016 г. постановление было отменено, а предварительное следствие возобновлено, установлен дополнительный срок следствия - 7 суток. В соответствии с ч. 3 ст. 209 УПК РФ после приостановления предварительного следствия производство следственных действий не допускается,

поэтому подлежат исключению из доказательств

,

18 марта 2016 г. по 4 апреля 2016 г.» [3].

3 . 209 -

ке только в совокупности с правилами, закреп. 209

РФ, а именно: - -

,

подозреваемого или обвиняемого; - -

емого или обвиняемого, а если он скрылся, принимает меры по его розыску.

,

производство следственных действий, законодатель, тем не менее, не уточняет правовой характер деятельности следователя в указанных .

, -

ственной практики мы видим лишь отдельные фрагменты деятельности следователя и дознавателя по приостановленным уголовным делам.

Отсутствие в нормативных правовых актах упоминания о каких-либо иных действиях, кроме объявления в розыск, может привести к заключению, что розыск для следователя, дознавателя выражается в направлении письменного поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий по установлению местонахождения либо в принятии решения о розыске подозреваемого, обвиняемого. Однако это далеко не так. Постановление об объявлении в розыск и поручение о -

деятельности следователя [4, с. 80-81], охватываемые его процессуальной компетенцией.

Интерес представляет позиция Конституционного Суда РФ по вопросу о том, когда следователь (дознаватель) может принять меры по розыску: « 210 -

ции, если место нахождения подозреваемого, , -

чает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное

постановление (часть первая); розыск подозре-

,

во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением (часть вторая) (курсив наш. - И.К.» [5].

Отметим, что речь идет о принятии мер к розыску в ходе предварительного расследования либо в момент приостановления уголовного дела.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ складывается следственная и судебная практика. Например, в обоснование доводов жалобы заявитель сослался на то, что «в нару-. 2 . 210 .

был объявлен по истечении 5 месяцев после

»,

в связи с чем судебная коллегия поддержала позицию заявителя и удовлетворила его жалобу [6]. Судебный акт по жалобе, поданной в порядке . 125 ,

.

,

как в уголовно-процессуальном, так и в оперативно-розыскном аспектах. При этом как процес-

,

следователем, дознавателем в формах и способами, предусмотренными УПК РФ, которых, надо отметить, не так много.

Приведенные обстоятельства приводят к следу: -

знавателя - процессуальная деятельность, которая осуществляется во время производства по уголовному делу одновременно с вынесением постановления о приостановлении уго-, -

.

о розыске и объявление в розыск, поручение о розыске, как элементы процессуальной розыскной деятельности могут быть реализованы только в ходе предварительного расследования либо одновременно с вынесением постановления о . 2 . 1 . 208 . Иные же элементы розыскной деятельности мо-

гут быть осуществлены после приостановления

. -

, -

щее, с одной стороны, правила приостановления, а с другой - правила процессуальной деятельности по приостановленному уголовному делу, следует признать подлежащим корректи-. , . 2 . 2 . 209

: «2) -

чае, предусмотренном пунктом 2 части первой 208 , место нахождения подозреваемого или обвиняемого, а если он скрылся, принимает предусмотренные настоящим Кодексом меры по его розыску, а также контролирует его розыск, осуществляемый по его поручению органом дознания».

В связи с указанными обстоятельствами и для определения конкретных направлений прокурорской деятельности и выработки предложений по

совершенствованию ее средств, способов и

,

действия вправе совершать и какие решения принимать следователь и дознаватель по приостановленному уголовному делу в соответствии с положениями действующего УПК РФ.

Основой для этой работы выступает ряд положений УПК РФ, часть из которых определяет общие черты и правила процессуальной деятельности следователя и дознавателя, а другая - непосредственно касается определения содержания их процессуальной деятельности после приостановления уголовного дела (ч. 4 ст. 21, ч. 1 ст. 37, п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 2 и п. 1.1 ч. 3 ст. 41, ч. 1 ст. 223 УПК РФ).

Непосредственно определяют содержание процессуальной деятельности следователя и дознавателя положения ст. 209 УПК РФ:

- уведомить о приостановлении потерпевшего, его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей и одновременно разъясняет им порядок обжалования данного решения;

- , -

мыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их

действия, на имущество которых наложен арест; - ,

защитников, в случае приостановления предварительного следствия по основаниям, преду. 3 4 . 1 . 208 ;

- принимать меры по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого в случае, предусмотрен. 1 . 1 . 208 ;

- -

емого или обвиняемого, а если он скрылся, принимать меры по его розыску в случае, преду. 2 . 1 . 208 . - -

тельных положений относительно сущности и содержание процессуальной деятельности сле-

дователя и дознавателя после приостановления уголовного дела носит весьма неопределенный .

нормативным правовым актам.

В п. 1.23 приказа от 9 января 2017 г. № 2 «Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации» установлено, что «в каждом случае приостановления предварительного следствия в срок не позднее 10 суток проверять законность и обоснованность принятого следователем решения. Если не исчерпаны все возможности для сбора

доказательств, установления обстоятельств со, -

, , -

тельно отменять это решение и давать следователю письменное указание о производстве необходимых следственных и иных процессуальных

( ,

, -

но-розыскную деятельность) [7].

В приказе Генеральной прокуратуры РФ от 28 декабря 2016 г. № 826 [8] говорится исключительно о проверке законности и обоснованности постановления о приостановлении уголовного дела, материалов уголовных дел и дел оперативного учета из чего можно заключить, что фактически и нормативно полномочия прокурора ограничиваются надзором за законностью и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обоснованностью постановления о приостанов-

,

надзора за законностью и обоснованностью процессуальных действий и решений, осуществляемых после приостановления ведомственный нормативный правовой акт не содержит.

В результате выше изложенного можно сделать вывод о том, что ведомственные нормативные правовые акты практически не раскрывают сущность и содержание процессуальной деятельности следователя и дознавателя после приостановления уголовного дела. Соответствующим образом складывается ситуация и в отношении процессуальной деятельности прокурора. Акцентируя внимание прокурора исключительно на законности и обоснованности постановления о приостановлении уголовного дела и законодатель,

акты, полагаем, искусственно занижают процессуальный потенциал прокурора в этой части. Решить эту проблему можно, как мы считаем, следующим образом - определить процессуальные действий и решения, которые вправе осуществлять следователь и дознаватель по приостановленному уголовному делу и, в зависимости от этого, определить процессуальные возможности прокурора по обеспечении законности.

Осуществление процессуальных действий по приостановленным уголовным делам происходит на основании опосредованного процессуального регулирования полномочий и процессуальной компетенции следователя и дознавателя. Общие положения уголовно-процессуального ( , . 21 ) объем такого рода действий и их содержание, хотя непосредственного процессуального зако-

нодательного регулирования в данной части не существует. Поэтому действующая модель уго-

ловно-процегсуальной деятельности следовате-

,

прокурора, с позиции нормативного регулирования выглядит весьма неполно. Прокурор фактически не наделен какими-либо процессуальными средствами (предусмотренными УПК РФ), направленными на обеспечение (выявление

нарушений и ошибок, их устранение и/или недо-) -

, -

новления уголовного дела. Процессуальные действия остаются без какого-либо надзора со .

Думается, это обстоятельство создает суще. -тем выработки предложений по совершенствованию УПК РФ в части наделения прокурора совокупностью необходимых ему процессуальных полномочий и разработки перспективной модели процессуального статуса следователя, дознавателя по работе с приостановленным уголовным делом и прокурора по обеспечению законности указанной процессуальной деятельности.

Первое, на что следует обратить внимание, -установление общего вектора деятельности прокурора, который основывается на положениях ч. 1 ст. 37 УПК РФ о том, что прокурор осуществляет надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного .

Второе обстоятельство - необходимость разработки специфического механизма прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования по приостановленному уголовному делу.

В связи с этим, есть третье обязательное обстоятельство по разработке перспективной модели прокурорского надзора - систематизация процессуальных полномочий всех участников уголовного судопроизводства вовлекаемых в уголов-но-процегсуальные отношения в связи с реализацией прокурором своих надзорных полномочий.

- -

вателя, руководителя следственного органа, дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания по осуществлению процессуальной деятельности.

- -

рорской деятельности по выявлению, пресече-

,

законности в процессуальной деятельности органов уголовного преследования.

Мы представим наши соображения не в деталях,

а в основе - в виде совокупности процессуальных

,

осуществлены по приостановленному уголовному делу и подробно остановимся на потенциально

возможных здесь полномочиях прокурора.

,

:

-

оперативно-розыскных и отдельных процессу,

препятствий к продолжению производства по уголовному делу;

- производство процессуальных (не относящихся к следственным) действий, например, запрос

на представление предметов, документов, иных ( - ,

оперативно-розыскных действий и др.);

-

организации для выяснения сведений о месте нахождения подозреваемого, обвиняемого, состоянии его здоровья (в том числе для выяснения возможности принятия решения о прекращения уголовного дела по нереабилитирующим );

- истребование предметов и документов, способных помочь в устранении препятствий к продолжению производства или для установления

лица, подлежащего привлечению в качестве об:

- -

;

- -

, -

;

- .

, 70-

. -решить производство следственных действий в определенном объеме по приостановленным уголовным делам. С. М. Кургинян считал необходимым унифицировать норму о праве следователя в определенных границах и объеме производить по приостановленным производством делам соответствующие следственные действия для установле-, , -

обновления производства по делу [9, с. 10-12].

Идея разрешения производства следственных действий по приостановленным уголовным делам не была реализована законодателем в УПК РФ 2001 г., но ученые не отказались от ее дальнейшей разработки [10, с. 75].

Однако по мнению А. М. Попова, разрешение на производство следственных действий по приостановленному уголовному делу приведет к утрате смысла приостановления [11, с. 5].

Результат анализа высказанных в науке уголовного процесса позиций приводит нас к следующему - -

ниях постепенно формируется идея о расширении круга процессуальных действий, разрешенных после приостановления уголовного дела, за счет производства следственных действий. Представляется, что эта идея продуктивна и конструктивна.

Ее реализация в действующем уголовно, , -

стить решение задач, возникающих в случае приостановления уголовного дела.

Производство следственных действий по приостановленному уголовному делу должно сопровождаться усилением прокурорского надзора. Перспективная модель процессуальной деятельности прокурора по обеспечению законности процессуальной деятельности органов уголовного преследования по приостановленному уголовному делу нам видится следующей:

1) - -

суальных, включая следственные, действий и

;

2) -

, -

, , -, ;

3) - ( -ренные УПК РФ) полномочия прокурора по выявлению, пресечению, устранению, недопущению незаконных или необоснованных процессуальных действий и решений;

4) - , -

ренцированные, зависящие от характера про, -

ствия на конституционные и иные охраняемые законом права и интересы участников уголовно.

, -

,

:

-

проверять законность и обоснованность решений о приостановлении, а также производства отдельных процессуальных действий. Следователь и дознаватель при производстве процессуальных действий обязаны приобщать к материалам уголовного дела полученные результаты и

своевременно представлять материалы по за;

-

от заинтересованных лиц относительно законно-Литература: 1. . .

производства по уголовному делу и обеспечение прав и законных интересов участников уголовного процесса при реализации его норм: Волго-, 2003. . 10.

2. . . -проблемы института приостановления предварительного следствия : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. С.-Петербург, 2011. С. 6.

3. Архив Московского городского суда. 2017. Апелляционное постановление по уголовному делу № 10-3864.

4. . .

розыскные меры в стадии предварительного расследования: монография / В.А. Семенцов, . . , . . . . : -форм, 2010. С. 80-81.

ста и обоснованности процессуальной деятельности следователя и дознавателя по приостановленному уголовному делу. Для этого прокурор должен быть уполномочен получать объяснения от заявителя, истребовать соответствующие материалы уголовных дел, и др.;

- отменять незаконные и необоснованные постановления о приостановлении уголовного дела;

-

или необоснованного производства процессуальных действий требовать отмены состоявшихся процессуальных решений и признания недопустимыми в качестве доказательств полученных фактических данных; - -

ственности должностных лиц, систематически допускающих нарушения закона при производстве по приостановленному уголовному делу (дисциплинарной, уголовной) путем направления

.

В части производства следственных действий по приостановленным уголовным делам, полагаем,

что прокурор должен быть уполномочен: -

производстве следственных действий (ознакомление с основаниями и результатами производства этих следственных действий) по приостановленному уголовному делу. Для этого, следо-

,

незамедлительно уведомлять прокурора о производстве соответствующего следственного

;

- ,

следственного действия либо порядок его производства незаконным или необоснованным, направляет требование о признании следственного действия незаконным, а его результатов -

недопустимыми доказательствами по уголовно. -

.

Literature:

1. Egorova M.S. Institute of suspension of criminal proceedings and ensuring the rights and legitimate interests of participants in the criminal process in the implementation of its rules: Volgograd, 2003. P. 10.

2. Solodovnik V.V. Criminal procedural problems of the Institute of suspension of preliminary investigation : author. dis. ... kand. the faculty of law. sciences'. St. Petersburg, 2011. P. 6.

3. Archive of the Moscow city court. 2017. The appellate decision in criminal case № 10-3864.

4. Sementsov V.A. Investigative actions and search measures in a stage of preliminary investigation : monograph / V.A. Sementsov, O.V. Gladyshe-va, M.S. Repkin. M. : Ulitin, 2010. P. 80-81.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. « отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гандалоева Алихана Хаджибикаровича на нарушение его конституционных прав статьей 210 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 26 января 2017 г. № 206-0 //

« ».

6. Архив Московского городского суда. 2011. Уголовное дело № 22-4328.

7. « -зации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации» от 9 января 2017 г. № 2 // СПС «КонсультантПлюс».

8. « организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» от 28 декабря 2016 г. № 826 /

//

« ».

9. Кургинян СМ. Приостановление и возобновление предварительного следствия и прокурорский надзор за соблюдением законности в этой

: . .. . . наук. М., 1967. С. 10-12.

10. Зиннуров Ф.К. Уголовно-процегсуальное законодательство, регламентирующее предварительное следствие по делам, по которым не

, //

Вестник Казанского юрид. института МВД России. 2011. № 3. С. 75.

11. . . , -щего привлечению в качестве обвиняемого, как основание приостановления предварительного

// -. 2012. 2. . 5.

5. Determination of the constitutional Court of the Russian Federation» on refusal to accept for consideration the complaint of the citizen Gandaloev Alikhan Hadzhibikarovich on violation of his constitutional rights by article 210 of the Criminal procedure code of the Russian Federation «dated 26 January 2017 № 206-0 // SPS»ConsultantPlus».

6. Archive of the Moscow city court. 2011. Criminal case № 22-4328.

7. The order of the Investigative Committee «On the organization of procedural control of the Investigative Committee of the Russian Federation» of 9 January 2017, № 2 // SPS «ConsultantPlus».

8. Order of the Prosecutor General of the Russian Federation» on the organization of prosecutorial supervision of the procedural activities of the preliminary investigation «dated December 28, 2016

826 / Documents of the Prosecutor General of the Russian Federation // PCA»ConsultantPlus».

9. Kurginyan S.M. Suspension and resumption of the preliminary investigation and Prosecutor's supervision over the observance of the law in this activity : autoref. dis. ... kand. the faculty of law. sciences'. M., 1967. P. 10-12.

10. Zinnurov F.K. Criminal procedure law governing the preliminary investigation of the cases in which not the person who committed the crime // Bulletin of Kazan law. Institute of MIA Russia. 2011. № 3. P. 75.

11. Popov A.M. failure to Identify the person to be involved as the accused, as the basis for the suspension of the preliminary investigation // problems of law-protective activity. 2012. 2. P. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.