А. А. МУХИТДИНОВ,
доцент кафедры судебного права и прокурорского надзора,
кандидат юридических наук (Таджикистанский государственный университет права, бизнеса и политики)
A. A. MUKHITDINOV,
Associate Professor at the Department of Judicial Law and Prosecutorial Supervision,
Candidate of Law
(Tajik State University of Law, Business and Politics)
УДК 94 (575.3)
Институт приостановления предварительного следствия в уголовном процессе Республики Таджикистан
Suspension of Preliminary Investigation as Institutionalized Element of the Criminal Procedure of the Republic of Tajikistan
В данной статье рассматривается анализ процессуальных основ института приостановления предварительного следствия в уголовном процессе Республики Таджикистан, а также проблемы, возникающие при их осуществлении. На основе изучения специальной литературы, посвященной вопросам института приостановления предварительного следствия в уголовном процессе Республики Таджикистан, а также анализа судебно-следственной практики внесены обоснованные предложения для совершенствования данного института.
Следователь, приостановление предварительного следствия, уголовный процесс, следственные действия, досудебное производство, оперативно-разыскные мероприятия, подозреваемый, обвиняемый.
The article is devoted to analyzing problems encountered by law enforcement officials in Tajikistan when they have to resort to suspension of preliminary investigation as an institutionalized element of their Republic's criminal procedure. Based on vast judicial and investigational experience, the author proposes ways to address these problems.
Investigator, suspension of preliminary investigation, criminal process, investigation motions, pretrial criminal procedure, detection and search operations.
Основной целью предварительного расследования является установление истины расследуемого события, а ее содержанием — фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию при производстве по уголовному делу.
Одновременно анализ правоприменительной практики свидетельствует, что в ходе производства по уголовному делу органами предварительного следствия не во всех случаях представляется возможным выполнить требо-
вания уголовно-процессуального закона по собиранию всех данных, позволяющих следователю обеспечить доказывание в установленные Уголовно-процессуальным кодексом Республики Таджикистан (далее — УПК Республики Таджикистан) сроки расследования. С учетом изложенного УПК Республики Таджикистан предусмотрел варианты принятия процессуальных решений по приостановлению либо прекращению предварительного следствия на стадии
Таблица 1
Показатели преступности за 2005—2016 гг.
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Всего зарегистрированных преступлений 12074 11223 12115 11658 12408 14548 16864 16593 18336 19352 21585 21756
Таблица 2
Количественные показатели приостановленных уголовных дел за 2007—2016 гг.
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Общее количество 1943 1811 1704 1545 1629 1774 1875 2309 2267 1923
Ст. 230, ч. 1, абз. 1 230 209 255 226 276 329 374 1168 1206 835
Ст. 230, ч. 1, абз. 2 1333 1203 1144 973 953 1025 1013 597 525 556
Ст. 230, ч. 1, абз. 3 380 399 305 340 373 399 469 531 532 537
Ст. 230, ч. 1, абз. 4 6 27 21 19 13 4 3
досудебного производства, на что указывает Э. И. Бордиловский [3].
Нормативную основу приостановления предварительного следствия составляют положения гл. 26 УПК Республики Таджикистан. По мнению А. М. Баранова и Б. М. Нургалиева [18], с которым мы согласны, данное приостановление позволяет следователю и органу дознания, фактически не прекращая своей деятельности по расследованию уголовного дела, избежать продления срока предварительного следствия в силу того, что отсутствуют условия и основания для прекращения производства по уголовному делу либо продолжения расследования и направления уголовного дела в суд.
Из следственной практики также должны быть исключены случаи направления в суд уголовных дел, по которым предмет доказывания установлен не полностью, не проверены версии обвиняемого, в том числе его алиби. Во многом эффективность данного института определяется показателями преступности, которые в последнее десятилетие в Таджикистане имеют тенденцию роста (табл. 1).
Количественные показатели приостановленных уголовных дел по ст. 230 УПК Республики Таджикистан за 2007—2016 гг. характеризуются приведенными в табл. 2 статистическими данными.
Непосредственно приостановление расследования по уголовному делу представляет собой, по нашему мнению, временный перерыв в производстве следственных действий и принятии процессуальных решений, который обусловлен отсутствием возможности непосредственного участия в расследовании как подозреваемого
(обвиняемого), так и при неустановлении лица, подлежащего по конкретному уголовному делу привлечению в качестве обвиняемого. Правовыми последствиями принятия следователем данного процессуального решения являются:
— недопустимость производства следственных и иных процессуальных действий по уголовному делу;
— приостановление срока предварительного следствия, т. е. исключение из данного срока временного периода после принятия решения о приостановлении и до возобновления предварительного следствия;
— предоставление возможности для проведения органами дознания оперативно-разыскных мероприятий.
В случае если после приостановления предварительного следствия возникает необходимость производства отдельных следственных и иных процессуальных действий, то расследование по уголовному делу должно быть возобновлено. И лишь после этого следователь вправе произвести по делу необходимые следственные действия. При этом их производство по приостановленному уголовному делу, по УПК Республики Таджикистан, влечет за собой признание полученных с их помощью результатов, не имеющих юридического значения.
Изучение и анализ следственной практики свидетельствуют, что приостановление уголовных дел обусловлено в основном наличием объективных и субъективных причин: неэффективной деятельностью следователя по предупреждению уклонения обвиняемых (подозреваемых) от следствия; несвоевременностью объявления розыска; недостаточным уровнем
квалификации следователя; отсутствием должного взаимодействия следователя с органом дознания; недостаточностью средств, применяемых для обнаружения разыскиваемого обвиняемого; неисполнением органами дознания поручений следователя и др. [8].
Следует согласиться с мнением Н. М. Самие-ва [14], который, в частности, отмечает, что органами внутренних дел и в целом правоохранительными органами Республики Таджикистан расследование общеуголовных преступлений осуществляется в установленные законом сроки. Наряду с этим количество приостановленных уголовных дел с годами увеличивается. Среди этой категории уголовных дел большое количество тех, по которым в течение длительного времени виновные в совершении преступлений не устанавливаются.
Прежде чем перейти к дальнейшему исследованию вопросов деятельности следователя по приостановлению уголовных дел, следует определиться, что в юридической науке понимается под приостановлением предварительного следствия.
В общем смысле приостановление предварительного следствия — это вынужденная мера, обусловленная невозможностью закончить предварительное следствие без участия обвиняемого или подозреваемого [12].
Исследуя определения рассматриваемого понятия, обратимся к высказываниям ученых. Так, П. А. Лупинская отмечает, что «приостановление предварительного следствия означает вызванный указанными в законе обстоятельствами временный перерыв в производстве следственных действий» [16].
Этого же мнения придерживаются Б. Т. Без-лепкин [2, 13] и другие. Более расширенное определение дают В. Н. Григорьев, А. В. Победкин, В. Н. Яшин, Ю. В. Гаврилин [6]. Данные авторы, в частности, обращают внимание, что приостановление расследования по уголовному делу — это нашедшее отражение в постановлении следователя о приостановлении уголовного дела его решение, которое влечет за собой временной перерыв в производстве предварительного следствия, начало которого связано с моментом вынесения постановления о приостановлении предварительного следствия, а окончание обусловлено возобновлением производства по уголовному делу, что становится возможным исключительно при наличии указанных в УПК Республики Таджикистан оснований и условий, влекущих за собой в период приостановления предварительного следствия изменения методов работы следователя. Рассуждая о деятельности в период приостановления предварительного следствия, Л. М. Репкин отмечает, что «в течение этого периода орган дознания, следователь
и прокурор в пределах своей компетенции принимают активные меры по устранению обстоятельств, вызвавших приостановление» [11].
В свою очередь Н. А. Власова «институт приостановления предварительного следствия связывает непосредственно с отсутствием обвиняемого или невозможностью его участия в производстве по уголовному делу» [4]. На невозможность дальнейшего производства по приостановленному уголовному делу в силу объективных или субъективных причин указывает и М. Ч. Когамов [17].
А. М. Попов [10] отмечает, что в период указанного вынужденного перерыва в производстве следственных действий следователь, дознаватель и в целом органы дознания в пределах установленных законом полномочий принимают меры непроцессуального характера по устранению обстоятельств, которые и обусловили приостановление предварительного следствия. О данной деятельности, как направленной на обеспечение прав участников уголовного процесса, пишет и К. А. Сергеев [15].
На основе анализа вышеприведенных точек зрения ряда ученых сформулировано авторское определение исследуемого в статье процессуального действия. На наш взгляд, приостановление предварительного расследования — это процессуальное решение следователя о временном перерыве в производстве по уголовному делу следственных и иных процессуальных действий и принятии процессуальных решений, например о производстве обыска, по основаниям, указанным уголовно-процессуальным законом и влекущим за собой перерыв срока предварительного следствия и изменение методов работы следователя и органа дознания.
Непосредственно процессуальные правила приостановления уголовного дела предусмотрены в ст. 230 УПК Республики Таджикистан, согласно которой предварительное следствие приостанавливается при наличии одного из следующих оснований, препятствующих его продолжению и окончанию:
- в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению к ответственности в качестве обвиняемого (в 2015 г. приостановлено 1206 или 53,20 %, а в 2016 г. - 855 или 43,42 % уголовных дел);
- в случае, когда обвиняемый скрылся от следствия или суда либо по иным причинам не установлено его местонахождение (в 2015 г. - 525 или 23,16 %, а в 2016 г. - 556 или 31,71 % уголовных дел);
- в случае психического или иного тяжкого заболевания обвиняемого, удостоверенного врачом государственного медицинского учреждения (в 2015 г. - 532 или 23, 47 %, а в 2016 г. -537 или 30, 41 % уголовных дел);
— в случае, когда местонахождение обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует, поскольку не решен вопрос о лишении обвиняемого иммунитета либо о его выдаче иностранному государству, а также в связи с нахождением в экспедиции, служебной командировке более двух месяцев (в 2015 г. приостановлено 4 или 0,18 %, а в 2016 г. — 3 или 0,17 % уголовных дел).
Далее, если по уголовному делу привлечены два или более обвиняемых — при том, что основания для приостановления предварительного расследования относятся не ко всем обвиняемым, УПК Республики Таджикистан предоставляет следователю право выделить в отдельное производство и приостановить уголовное дело в отношении отдельных обвиняемых либо приостановить производство в целом по уголовному делу в случае невозможности продолжения без участия обвиняемых.
Когда обвиняемый не установлен или скрылся [1, абз. 1 и 2 ч. 1 ст. 230], то предварительное следствие приостанавливается лишь по истечении срока для его производства. В случае тяжелого заболевания обвиняемого [1, абз. 3 ч. 1 ст. 230] уголовное дело может быть приостановлено и до окончания срока предварительного следствия, но не ранее получения медицинского заключения, подтверждающего наличие у подозреваемого, обвиняемого тяжкого заболевания, исключающего его участие в процессуальных действиях.
По основанию, предусмотренному абз. 4 ч. 1 ст. 230 УПК Республики Таджикистан, расследование приостанавливается, когда место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако отсутствует реальная возможность его участия в уголовном деле. Например, подозреваемый, обвиняемый находится на территории зарубежного государства и уклоняется от вызова следователя.
При этом до приостановления предварительного следствия следователь обязан выполнить все следственные действия, производство которых возможно в отсутствие обвиняемого, принять все меры к его обнаружению, а равно к установлению лица, совершившего преступление.
Как справедливо отмечает А. А. Нечаев, «вместе с тем, несмотря на то, что институт приостановления предварительного расследования носит в целом негативный характер, поскольку это обусловлено обстоятельствами, препятствующими нормальному ходу расследования, указанный временный перерыв должен быть максимально эффективно использован с целью реализации назначения уголовного судопроизводства» [9].
При рассмотрении института приостановления уголовного дела актуальным для право-
применителя является вопрос о сроке, на который приостанавливалось бы предварительное расследование. По этому поводу согласимся с мнением М. А. Шостака [19], отмечающего, что УПК Республики Таджикистан не устанавливает конкретный срок, в течение которого расследование по уголовному делу остается приостановленным. Этот временной период действует до момента, когда отпадут основания для приостановления уголовного дела. И в этом состоянии предварительное расследование может находиться достаточно длительное время, и зачастую пока не истечет срок давности привлечения к уголовной ответственности.
Согласно ст. 231 УПК Республики Таджикистан после вынесения постановления о приостановлении предварительного следствия следователь обязан письменно уведомить об этом потерпевшего, его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей и при этом разъяснить им, что принятое решение о приостановлении уголовного дела может быть обжаловано прокурору в установленный законом срок. При приостановлении расследования в соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 230 УПК Республики Таджикистан (психическое или иное тяжелое заболевание) об этом также уведомляются обвиняемый и его защитник.
При приостановлении производства по уголовному делу за нерозыском обвиняемого следователь объявляет розыск обвиняемого соответствующим постановлением с приложением справки о личности разыскиваемого, в которой отражаются сведения о нем, сущность обвинения, данные о чертах характера, его родственниках, знакомых и их адресах, описываются признаки внешности обвиняемого, а также иные данные, которые могут способствовать его обнаружению. К справке приобщаются фотография разыскиваемого (если таковая имеется) и дактилоскопическая карта. При этом объявление розыска и поручение его производства органу дознания не освобождает следователя от обязанности самому принимать все зависящие от него меры к обнаружению обвиняемого, в том числе и в период, когда расследование приостановлено.
Ведя разыскную работу по приостановленному уголовному делу, следователь должен провести целый комплекс мероприятий, запросив о возможном нахождении обвиняемого по месту прежнего жительства и работы; адресное бюро о возможной перемене места жительства; органы загса о возможной перемене обвиняемым фамилии либо о его смерти; лечебные учреждения о возможном поступлении туда обвиняемого; биржи труда о возможной регистрации обвиняемого; военкоматы о возможном призыве на военную службу или воинские сборы. Также
он должен направить запросы в информационно-аналитические центры: не содержится ли обвиняемый под стражей либо административным арестом; в места возможного появления обвиняемого, где он должен предъявить документы (гостиница, аэропорт, трансагентство и т. д.) и затребовать архивное уголовное дело (в случае судимости) с целью изучения его родственных и криминальных связей и т. п. [7].
При этом, как показывает следственная практика, потерпевшие, близкие и другие заинтересованные лица по своей инициативе часто сами занимаются розыском лица, пропавшего без вести, а также лица, совершившего преступление, особенно при совершении таких преступлений, как убийство, кража, разбой, нанесение телесных повреждений, мошенничество, в связи с чем существенную помощь в розыске обвиняемых следователю могут оказать повторные беседы и, при необходимости, допросы потерпевших, свидетелей и других лиц.
Как справедливо отмечает Б. Я. Гаврилов [5], с мнением которого мы, безусловно, согласны, потребность возобновления расследования нередко обусловлена необходимостью проведения конкретного следственного действия, например в связи с установлением свидетеля. После этого следователь (дознаватель) по сути повторно выносит постановление о приостановлении уголовного дела. Другой фактор заключается в оценке данного процессуального института с учетом его исторической составляющей. Так, ст. 276 Устава уголовного судопроизводства предусматривала, что «судебный следователь не останавливается в производстве судебного следствия по тому случаю, что нет подозреваемого в совершении преступления». Не содержалось требования о приостановлении предварительного расследования по уголовному делу в случае, когда подлежащее уголовному преследованию лицо не установлено, и в УПК РСФСР 1922 и 1923 гг.
В целях реализации прикладного характера проблемы приостановления уголовного дела нами исследована практика приостановления уголовного дела. Так, приняв процессуальное решение о приостановлении уголовного дела, следователь составляет постановление о его приостановлении. Затем, заполнив статистические карточки формы 1.1. «Единая карточка о раскрытом преступлении и других результатах расследования» и формы 3 «Единая карточка о принятом решении по уголовному делу», следователь для проверки достоверности внесенных сведений представляет их начальнику органа внутренних дел, который после изучения уголовного дела и проверки достоверности данных, внесенных в статистические карточки, подписывает статистические карточки, давая тем самым согласие на приостановление
уголовного дела. На принятое следователем решение о приостановлении уголовного дела контрольно-методическим отделением УВД области составляется заключение на предмет обоснованности принятого решения, которое утверждается начальником следственного отдела УВД или следственного управления МВД Республики Таджикистан.
После чего следователь представляет уголовное дело и единые статистические карточки вместе с постановлением о приостановлении уголовного дела и материалами дела надзирающему прокурору на предмет законности и обоснованности принятого решения. Прокурором отдела по надзору за следствием и дознанием либо помощником прокурора района или города составляется заключение на предмет законности и обоснованности принятого следователем процессуального решения о приостановлении уголовного дела. Далее прокурор города или района, изучив уголовное дело и проверив основания к приостановлению уголовного дела, подписывает заключение статистических карточек, тем самым подтверждая принятое следователем процессуальное решение о приостановлении уголовного дела.
Получив заключение прокурора о приостановлении уголовного дела, следователь представляет единую статистическую карточку в информационный центр (ИЦ) УВД, где она подлежит обработке и внесению соответствующих изменений в уголовное дело. В случае, когда в отношении обвиняемого объявлен розыск, оперативно-разыскными подразделениями МВД Республики Таджикистан составляется разыскное дело и проводятся оперативно-разыскные мероприятия по конкретному приостановленному уголовному делу. После регистрации вышеуказанной карточки информационным центром УВД приостановленное уголовное дело берется на контроль начальником следственного подразделения. Сведения о приостановленном уголовном деле начальник следственного подразделения заносит в отчет 1-Е (сведения о следственной работе). Только после прохождения всех этих процедур следователь фактически приостанавливает расследование. Этим самым существенно ограничивается процессуальная самостоятельность следователя, предусмотренная ст. 39 УПК Республики Таджикистан.
В части совершенствования законодательства автор отмечает, что согласно УПК Республики Таджикистан [1, ч. 3 ст. 231] производство следственных действий по уголовному делу, приостановленному следствием, не допускается. Данное положение значительно осложняет работу следователя по раскрытию и расследованию преступлений. По этому вопросу следует
отметить, что УПК Республики Таджикистан в редакции 1961 г. (ст. 197) разрешал следователю осуществлять производство необходимых следственных действий по приостановленному уголовному делу в случаях, когда либо не установлено лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, либо не установлено место
его пребывания. В связи с этим нами предлагается внести изменения в ч. 3 ст. 231 УПК Республики Таджикистан, допускающие проведение следственных действий по приостановленным уголовным делам, что способствовало бы повышению эффективности работы следователя по приостановленным делам.
Список литературы:
1. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Таджикистан. URL: http://online. zakon.kz/Document/?doc_id=30594304 (дата обращения: 03.04.2017).
2. Безлепкин Б. Т. Настольная книга следователя и дознавателя. М., 2009.
3. Бордиловский Э. И., Галустьян О. А. Приостановление, возобновление, прекращение уголовного дела и окончание предварительного следствия с обвинительным заключением. М., 2005.
4. Власова Н. А. Досудебное производство в уголовном процессе. М., 2000.
5. Гаврилов Б. Я. Институт процессуальных сроков в российском уголовном судопроизводстве и перспективы его совершенствования // Труды Академии управления МВД России. 2011. № 2 (18).
6. Григорьев В. Н, Победкин А В., Яшин В. Н, Гав-рилин Ю. В. Справочник следователя. М., 2008.
7. Ищенко Е. П., Егоров Н. Н. Криминалистика для следователей и дознавателей. М., 2010.
8. Мухитдинов А. А. Процессуальное положение следователя в уголовном процессе (по материалам Республики Таджикистан). Душанбе, 2015.
9. Нечаев А. А. О разумности процессуальных сроков приостановления предварительного расследования в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве
обвиняемого // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 4 (40).
10. Попов А. М. Приостановление и возобновление предварительного следствия. Тамбов, 2005.
11. Репкин Л. М.Приостановление предварительного следствия. Волгоград, 1971.
12. Руководство для следователей / под редакцией В. В. Мозякова. М., 2005.
13. Рыжаков А. П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ. М., 2011.
14. Самиев Н. М. Расследование нераскрытых преступлений прошлых лет: актуальная проблема современного Таджикистана // Труды Академии управления МВД России. 2014. № 3 (31).
15. Сергеев К А. Приостановление предварительного расследования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002.
16. Уголовно-процессуальное право / под ред. П. А. Лупинской. М., 2004.
17. Уголовно-процессуальное право Республики Казахстан. Движение уголовного дела / под ред. М. Ч. Когамова. Алма-Ата, 2013.
18. Уголовный процесс / под ред. А. М. Баранова, Б. М. Нургалиева Астана, 2013.
19. Шостак М. А. Уголовный процесс. Минск, 2008.
E-mail: [email protected]
121