Научная статья на тему 'Обеспечение продовольственной безопасности страны в условиях ВТО'

Обеспечение продовольственной безопасности страны в условиях ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение продовольственной безопасности страны в условиях ВТО»

СЗФО без 9 9 6 9 0 2 0 0 132 14,7

С-Петербурга

Южный ФО 6 25 23 38 6 - - 5 418 69,7

СевероКавказский ФО 7 13 6 17 - - - - 182 26,0

ЮФО и СКФО 13 38 29 55 6 0 0 5 600 46,2

Приволжский ФО 14 29 5 58 1 1 - 2 429 30,6

Уральский ФО 4 6 5 17 - - - 1 110 27,5

Сибирский ФО 11 33 10 44 2 1 - 3 460 41,8

Дальневосточный ФО 7 11 11 15 - - - - 173 24,7

С учетом Москвы и С.-Петербурга средний балл на один регион равен 56,8. Лидером из регионов оказывается ЦФО (116,1 балла), а СЗФО имеет, даже в сумме с С.-Петербургом, лишь 48,7 балла, что на 14,3% меньше, чем в среднем по РФ. При этом СЗФО занимает третье место в РФ, за ЦФО и Южным Федеральным округом. Без научно - производственных учреждений С.-Петербурга СЗФО оказывается на последнем месте среди федеральных округов (14,7%). Без учета учреждений Москвы лидером становится Южный ФО, но за счет того, что 7 субъектов Федерации отошли от него во вновь созданный в январе 2010 года Северо-Кавказский ФО, где обеспеченность научными учреждениями РАСХН низкая. Однако и в сумме эти два округа были бы на втором месте после ЦФО по своему научному потенциалу. Полученные оценки позволяют сделать вывод о том, что при планировании инновационного развития сельского хо-

зяйства регионам целесообразно кооперироваться с научными учреждениями Москвы и С.-Петербурга.

Источники

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717.

2. Эпштейн Д.Б., Никифорова Е.О. Укрепление и развитие науки для инновационного развития АПК // Никоновские чтения. 2013. Научное наследие академика А.А.Никонова и проблемы современной аграрной экономики. - М.: ВИАПИ им. А.А. Никоно-ва: «Энциклопедия российских деревень». 2013. -С. 38-40.

3. Никифорова Е.О., Эпштейн Д.Б. Аграрная политика России и устойчивость развития села в 2001-2005 гг. // Никоновские чтения. 2007. -№ 12. - С. 83-86.

1.5 ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ В УСЛОВИЯХ ВТО

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

В УСЛОВИЯХ ВТО

В.Д. Гончаров, д.э.н., проф., главный науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова, В.В. Рау, к.э.н., ведущий науч. сотр. Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

Экономика любого государства развивается по своим внутренним законам и поэтому для каждой страны характерен свой подход к решению продовольственной проблемы. Выработка тенденций зависит от экономического потенциала конкретной страны, природно-климатических условий, уровня развития науки и техники, традиций в питании. Общей же для всех стран в современных условиях является тенденция обеспечения внутреннего продовольственного рынка преимущественно за счет собственного производства.

В этой связи, достижение продовольственной безопасности зависит от решения двух проблем: первая - поддержание снабжения

продуктами на уровне, достаточном для соблюдения медицинских норм питания; вторая -устранение зависимости от импорта и защита интересов отечественных производителей пищевой продукции.

Стратегическая цель национальной продовольственной безопасности в условиях ВТО - устойчивое обеспечение продуктами питания и сельскохозяйственным сырьем, с гарантией страхования агропромышленного производства от неблагоприятных внешних и внутренних воздействий. Общесистемным условием ее достижения является стабильность источников продовольственных и сырьевых ресурсов, как

внутренних, так и внешних, а также наличие соответствующих резервных фондов [2, 3].

Основными задачами политики Правительства Российской Федерации в сфере агропромышленного комплекса на период до 2020 г. являются развитие сельского хозяйства в комплексе со смежными отраслями. Государственная аграрная политика будет реализовы-ваться в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г.

Приоритетными задачами в рамках вступления в ВТО являются повышение почвенного плодородия и урожайности, увеличение производства продукции мясного и молочного скотоводства, развитие социально значимых отраслей. В результате будет обеспечено достижение следующих результатов.

Валовой сбор зерна повысится к 2020 г. до 115 млн т, сахарной свеклы - до 41 млн т, картофеля - до 32 млн т. Производство скота и птицы (в живой массе) к 2020 г. возрастет до 14,1 млн т, молока - до 38,2 млн т. Основной прирост будет получен за счет роста продукции скота и птицы на основе улучшения породного состава.

В перспективе также возрастут объемы производства продовольственных товаров. Выработка муки к 2020 г. возрастет до 10,3 млн т, крупы - до 1,4, подсолнечного масла -до 3,3, сахара из сахарной свеклы - до 5,4 млн т, плодоовощных консервов - до 11597 муб.

В результате реализации Государственной программы будет обеспечено достижение установленных показателей Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской федерации от 30 января 2010 г. № 120. В которой для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении:

- зерна - не менее 95%;

- сахара - не менее 80%;

- растительного масла - не менее 80%;

- мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) - не менее 85%;

- молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) - не менее 90%;

- картофеля - не менее 95%;

- соли пищевой - не менее 85%.

С учетом вступления России в ВТО рост внутреннего производства позволит существенно повысить конкурентоспособность отечественной сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках, осуществлять импортозамещение, увеличить экспорт зерна и другой сельскохозяйственной продукции.

Важным инструментом поддержки аграрного сектора должен стать новый механизм субсидирования приобретения сельскохозяйственной техники, соответствующей правилам ВТО и предусматривающий предоставление субсидий производителям сельскохозяйственной техники на возмещение недополученных доходов от ее реализации сельхозпроизводителям по 2,0 млрд руб. ежегодно. Предусмотренные в Государственной программе расходы позволят обновить парк сельскохозяйственной техники в 2013-2015 гг. более чем на 7,0 тыс. единиц.

Начиная с 2015 г. предусмотрена поддержка реализации инновационных проектов в АПК (0,81 млрд руб.) в частности приобретения за счет ассигнований федерального бюджета современного оборудования, обновления материально-технической базы (лабораторное и диагностическое оборудование, реактивы, технологические линии и др.), а также в части применения биологических средств защиты растений и микробиологических удобрений в растениеводстве, использования методов биотехнологии при переработке отходов сельхоз-производства (0,5 млрд руб.).

В соответствии с Соглашением по сельскому хозяйству в ВТО возможно сохранение определенных льгот для села. Так, не требуют сокращения государственной поддержки научные исследования; борьба с вредителями и с болезнями; образование; информационно-консультационное обслуживание; ветеринарные и фито-санитарные мероприятия; инспекционные услуги; услуги по маркетингу, распространению рыночной информации; совершенствование инфраструктуры, включая электроснабжение, дороги и другие средства транспорта, рыночное и портовое оборудование, водоснабжение, плотины и дренажные системы; работы по созданию инфраструктуры в сочетании с программами по охране окружающей среды; создание государственных резервов для обеспечения продовольственной безопасности; программы регионального развития; финансовое участие правительства в программах страхования и обеспечения доходов; компенсации ущерба от стихийных бедствий; содействие структурной перестройке сельскохозяйственного производства посредством стимулирования инвестиций; платежи по программам охраны окружающей среды; выплаты по про-

граммам региональной помощи производителям, находящихся в неблагоприятных регионах и другие меры «зеленой корзины».

Учитывая, что в России большую часть мероприятий необходимо проводить именно исходя из набора «зеленой корзины», то это надо учитывать в условиях членства России в ВТО.

Чтобы реализовать меры по обеспечению продовольственной безопасности, необходимо решить ряд проблем структурного и институционального характера. Важное место среди них занимает стимулирование более рационального размещения сельскохозяйственного производства по природно-экономическим зонам страны. Это объясняется тем, что размещение сельскохозяйственного производства в России складывалось на протяжении многих десятилетий. Однако проводившиеся реформы в стране внесли в этот процесс деструктивные моменты. В результате нарушилась интеграция сельского хозяйства с перерабатывающей промышленностью. В погоне за прибылью сельскохозяйственные товаропроизводители стали меньше внимания уделять агротехнике возделывания сельскохозяйственных культур и учитывать биоклиматический потенциал. Если раньше концентрация и специализация производства сельскохозяйственных культур в регионах осуществлялась с учетом последнего, то за годы реформ этой проблеме не стало уделяться должного внимания. Прав академик РАН

Буздалов И.Н., который предлагает исследовательскую и практическую работу по рационализации территориального разделения труда в сельском хозяйстве сосредоточить на сопоставлении оценок фактического состояния с тем, каким оно должно быть при наибольшем соответствии этого разделения конкретным природным и экономическим условиям производства [1].

Чем можно объяснить, например, развитие производства подсолнечника в Курганской, Новосибирской и Челябинской областях. Анализ показал, что, например, в Курганской области урожайность семян подсолнечника за 2000-2010 гг. была в отдельные годы ниже среднероссийской в 2 раза. Аналогичная картина имеет место и в Новосибирской области.

В связи с этим необходима продуманная государственная политика в вопросе совершенствования территориальной организации производства в условиях ВТО.

Источники

1. Буздалов И.Н. Российское село и крестьянство в тисках монопольного окружения. - М.: ГНУ ВСТИСП Россельхозакадемии, 2013 . - 312 с.

2. Гончаров В.Д., Рау В.В., Селина М.В. - Продовольственная безопасность России в условиях ВТО. - М.: ИНЭК, 2014. - 150 с.

3. Гончаров В.Д., Рау В.В. Стратегия развития агропромышленного комплекса в условиях членства России в ВТО // Инвестиции в России, 2014, № 4. -С. 20-23.

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ В УСЛОВИЯХ ВТО

Антипов О.В., ассист. ФГБОУ ВПО Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И. Скрябина

В 2012 г. Россия вступила в ВТО и, как следствие, произошло увеличение импорта дешевого продовольствия из стран Европы.

По нормативам, принятым международными организациями, для обеспечения продовольственной безопасности страны необходимо, чтобы ввоз продовольствия в общем объеме его потребления составлял не более 20%. В Российской Федерации доля импорта превышает эту цифру, то есть стране угрожает потеря продовольственной независимости.

Продовольственная безопасность страны является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.

Условиями продовольственной безопасности являются, прежде всего, физическая и экономическая доступность продуктов питания в необходимом количестве и ассортименте. В нашей стране процент наличия основных продовольственных товаров в розничной торговле высок, что свидетельствует о физической доступности продовольствия.

Целью данной работы стало определение факторов продовольственной безопасности страны в условиях ВТО. Предметом исследования послужила статистическая информация по импорту и производству животноводческой продукции. Исследование проводилось экономико-статистическим методом.

В России экономическая доступность продовольствия определяется возможностями населения приобретать его через торговлю, сельского населения - производить для собственного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.