Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВОПОРЯДКА В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ В. (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЮРЕМ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ)'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВОПОРЯДКА В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ В. (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЮРЕМ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
99
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / БЕЛОРУССКИЕ ЗЕМЛИ / ТЮРЕМНЫЙ ЗАМОК / ТЮРЕМНЫЙ НАДЗИРАТЕЛЬ / ТЮРЕМНАЯ РЕФОРМА 1879 Г / ГЛАВНОЕ ТЮРЕМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГУБЕРНСКАЯ ТЮРЕМНАЯ ИНСПЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чайкин Сергей Николаевич

На примере тюрем, расположенных на белорусских землях (в Витебской, Гродненской, Минской и Могилевской губерниях), в статье рассматриваются основные средства обеспечения правопорядка в местах лишения свободы Российской империи после тюремной реформы 1879 г.: осуществление раздельного содержания осужденных и надзор за соблюдением заключенными требований тюремного законодательства. Определяются причины осуществления Главным тюремным управлением комплекса мер по обеспечению в местах заключения Российской империи установленного режима отбывания тюремного заключения. На основании изучения архивных данных исследуется процесс осуществления этих мер на белорусских землях - строительство тюрем для раздельного содержания осужденных, комплектование профессиональной службы тюремных надзирателей и предотвращение побегов заключенных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RULE OF LAW IN PLACES OF DETENTION OF RUSSIAN EMPIRE IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURIES (ON THE EXAMPLE OF THE ACTIVITIESOF PRISONS IN BELARUSIAN LANDS)

The article considers the main means of rule of law in places of detention of the Russian Empire after the prison reform of 1879 on the example of prisons located on Belarusian lands (in the Vitebsk, Grodno, Minsk and Mogilev provinces) - the implementation of separate detention of convicts and the supervision of prisoners’ compliance with the requirements of prison legislation. The reasons for the implementation by the General Directorate of the Corps of Prison of a set of measures to ensure a prescribed regime for serving a prison sentence in places of detention of the Russian Empire are determined. Based on the study of archival data, the process of implementing these measures on Belarusian lands is being studied in the form of the construction of prisons for the separation of convicts, the recruitment of professional prison guards and the prevention of escapes of prisoners.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВОПОРЯДКА В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ В. (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЮРЕМ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ)»

Обеспечение правопорядка в местах лишения свободы Российской империи в конце XIX -начале ХХ в. (на примере деятельности тюрем на белорусских землях)

СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ЧАЙКИН,

преподаватель кафедры правовых дисциплин, кандидат исторических наук Могилевский институт МВД Республики Беларусь Республика Беларусь, 212011, г. Могилев,

ул. Крупской, д. 8 Е-mail: chaikina9@gmail.com

Rule of law in places of detention of Russian Empire in the late XIX - early XX centuries (on the example of the activities of prisons in Belarusian lands)

SERGEY NIKOLAEVICH CHAIKIN,

Lecturer in the Department of Legal Disciplines,

Candidate of History

Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus

Republic of Belarus, 212011, Mogilev, Krupskaya St., 8 Е-mail: chaikina9@gmail.com

УДК 343.82 (476)

Аннотация. На примере тюрем, расположенных на белорусских землях (в Витебской, Гродненской, Минской и Могилевской губерниях), в статье рассматриваются основные средства обеспечения правопорядка в местах лишения свободы Российской империи после тюремной реформы 1879 г.: осуществление раздельного содержания осужденных и надзор за соблюдением заключенными требований тюремного законодательства. Определяются причины осуществления Главным тюремным управлением комплекса мер по обеспечению в местах заключения Российской империи установленного режима отбывания тюремного заключения. На основании изучения архивных данных исследуется процесс осуществления этих мер на белорусских землях - строительство тюрем для раздельного содержания осужденных, комплектование профессиональной службы тюремных надзирателей и предотвращение побегов заключенных.

Ключевые слова и словосочетания: Российская империя; белорусские земли; тюремный замок; тюремный надзиратель; тюремная реформа 1879 г.; Главное тюремное управление; губернская тюремная инспекция.

Annotation. The article considers the main means of rule of law in places of detention of the Russian Empire after the prison reform of 1879 on the example of prisons located on Belarusian lands (in the Vitebsk, Grodno, Minsk and Mogilev provinces) - the implementation of separate detention of convicts and the supervision of prisoners' compliance with the requirements of prison legislation. The reasons for the implementation by the General Directorate of the Corps of Prison of a set of measures to ensure a prescribed regime for serving a prison sentence in places of detention of the Russian Empire are determined. Based on the study of archival data, the process of implementing these measures on Belarusian lands is being studied in the form of the construction of prisons for the separation of convicts, the recruitment of professional prison guards and the prevention of escapes of prisoners.

Keywords and phrases: the Russian Empire; the Belarusian lands; a prison castle; a prison guard; the prison reform of 1879; the General Directorate of the Corps of Prison; a County prison inspection.

Изучение истории развития отечественной уголовно-исполнительной, или пенитенциарной, системы имеет такое же значение, как исследование развития судебной власти либо органов уголовного преследования . Одним из направлений функционирования мест лишения свободы как на белорусских землях, так и в Российской империи в целом, особенно после тюремной реформы 1879 г ., стала необходимая для соблюдения общественной безопасности деятельность по обеспечению в тюрьмах установленного законом правопорядка, посредством которой предотвращалось совершение осужденными правонарушений в тюрьмах, а также обеспечивалась их изоляция от общества. Проблеме обеспечения правопорядка в тюрьмах Российской империи были посвящены работы дореволюционных правоведов Н . Ф . Лучинского, С . В . Познышева, И . Я . Сало-мона, а также современных российских ученых В . Н . Андреева, А. П . Печникова, Ю . А. Реента, И . В . Упорова . Однако исследований, посвященных обеспечению установленного порядка отбывания наказания в тюрьмах на территории Беларуси, до настоящего времени не проводилось Вместе с тем изучение данного вопроса позволит более полно исследовать процесс развития пенитенциарной системы на белорусских землях и определить значение правоохранительной деятельности региональных тюрем в обеспечении общественного порядка на территории Беларуси в XIX — начале ХХ в .

Средства обеспечения правопорядка в местах лишения свободы Российской империи были определены в 1819 г . общероссийской благотворительной организацией — Обществом попечительным о тюрьмах. В соответствии с Правилами для попечительного общества ими являлись «размещение арестантов по роду преступлений», т. е . осуществление раздельного содержания определенных законом категорий осужденных, а также «ближайший и постоянных надзор над заключенными», или обеспечение соблюдения ими требований тюремного режима1 . Эти положения вошли в состав режимных требований тюремного законодательства 1830-х гг . — «Инструкции смотрителю губернского тюремного замка» 1831 г .и «Свода учреждений и уставов о содержащихся под стражею» 1832 г . 2 Однако до кон-

1 Об учреждении в России Попечительного общества о тюрьмах: Высочайше утвержденный доклад министра Духовных дел и народного просвещения, 19 июля 1819 г., № 27895 // Полное собрание законов Российской империи. Собр . 1: в 45 т. Санкт-Петербург, 1830. Т. 36: 1819. С. 308.

2 Свод законов Российской империи, повелением Государя Императора Николая Первого составленный, изд. 1836 г. : в 15 т. Санкт-Петербург: Тип. Второго Отделения Собственной Е . И. В . Канцелярии, 1836. Т. 14: Уставы благочиния . С. 372.

ца XIX в . в связи с переполненностью тюрем, недостаточным финансированием их ремонта, незначительным штатом тюремных надзирателей, а также отсутствием у смотрителей тюрем управленческих полномочий в отношении осуществлявших надзор, за заключенными военнослужащих внутренней стражи, надлежащий режим тюремного заключения как на территории Беларуси, так и Российской империи в целом обеспечен не был . В большинстве мест заключения не осуществлялось раздельного содержания заключенных в соответствии с тяжестью совершенных ими преступлений, а во многих тюрьмах — и отдельного содержания несовершеннолетних преступников от взрослых . Не было обеспечено в местах лишения свободы и надлежащего надзора за осужденными, в результате чего распространенными явлениями в тюрьмах стало использование заключенными запрещенных предметов и совершение побегов из мест заключения К концу 1870-х гг . необходимость обеспечения правопорядка в тюрьмах приобрела особую актуальность в связи с ростом численности в них заключенных, вызванным как отменой крепостного права, определившей подсудность бывших помещичьих крестьян государственным учреждениям, так и определением «Уложением о наказаниях» 1845 г . приоритета назначения наказаний, связанных с лишением свободы [1, с . 19] . Если за 1844 г . в тюрьмах Российской империи содержалось 56 014 человек, то в 1859 г . — более 156 107 человек [2, с . 532, 540] . К 1 января 1881 г . в местах лишения свободы Российской империи содержалось 94 796 заключенных, при возможности содержания в них не более 76 090 человек, что также не позволяло осуществлять за ними надлежащий надзор3 . В итоге к началу тюремной реформы 1879 г ., по оценке руководства МВД Российской империи, режим отбывания наказания в местах заключения «характеризовался полным беспорядком и крайним своеволием арестантов»4 .

Решить эти проблемы стало возможным после образования в составе МВД 27 февраля 1879 г центрального органа управления пенитенциарной системой Российской империи — Главного тюремного управления (далее — ГТУ), и учреждения 21 марта 1890 г . в составе губернских правлений структурных подразде-

3 Обзор десятилетней деятельности Главного тюремного управления: 1879-1889 гг. Санкт-Петербург: Тип. Министерства внутренних дел, 1890. С. 7 .

4 Краткий очерк деятельности Главного тюремного управления за первые XXXV лет его существования (1879-1914 гг. ) // Тюремный вестник. 1914 . № 2 . С . 371.

лений ГТУ на местах — губернских тюремных инспекций1 .

Основным направлением деятельности ГТУ по обеспечению раздельного содержания заключенных стала организация строительства полностью обособленных от основных тюремных корпусов зданий для содержания женщин, несовершеннолетних преступников и «политических арестантов», в результате которого проблема обособленного содержания несовершеннолетних преступников в основном была решена . В начале ХХ в . в российских тюрьмах в отдельных зданиях либо обособленных камерах содержалось 84 % от общей численности водворенных в тюрьмы несовершеннолетних заключенных2 . Также практически во всех тюрьмах было обеспечено раздельное содержание «подследственных, пересыльных и срочных арестантов» 3 .

Строительство отдельных зданий и обособленных корпусов для раздельного содержания заключенных было организовано ГТУ и на белорусских землях . В 1870 г . для обеспечения раздельного содержания осужденных в соответствии с тяжестью совершенных ими преступлений был построен третий этаж Минской тюрьмы4 . В выстроенном в 1893 г . трехэтажном здании Гродненской тюрьмы были предусмотрены отдельные камеры для несовершеннолетних заключенных и камеры для раздельного содержания «совершивших важные преступления» и «маловажных преступников». Отдельные камеры были предусмотрены также для «подследственных, пересыльных, бродяг и дворян» [3, с. 58]. Обособленные камеры для содержания малолетних преступников и «раздельного содержания арестантов по роду их преступлений» были оборудованы и в уездных тюрьмах на территории Беларуси5 . В начале ХХ в . в Гродно, Витебске, Минске и некоторых уездных городах были учреждены женские отделения региональных тюрем6 . В итоге к началу ХХ в . в тюрьмах на белорусских землях было обеспечено обособленное содержание осужденных женщин и несовершеннолетних преступников

1 Об учреждении губернских тюремных инспекций: мнение Гос . совета, 21 марта 1890 г. № 6653 // Полное собрание законов Российской империи. Собр . 3: в 33 т. Санкт-Петербург, 1893 . Т. 10 . Отд. 1. С. 243.

2 Размещение несовершеннолетних в тюрьмах, арестных помещениях и исправительно-воспитательных заведениях // Тюремный вестник. 1907. № 7 . С. 638 .

3 Краткий очерк деятельности Главного тюремного управления за первые XXXV лет его существования (1879-1914 гг. ) // Тюремный вестник. 1914 . № 2 . С . 371.

4 Национальный исторический архив Беларуси (НИАБ) . Ф. 299. Оп .3 .Д . 1382.Л .5 .

5 НИАБ . Ф . 299. Оп. 3 . Д . 1382. Л . 20, 23, 27, 74.

6 НИАБ . Ф . 303 . Оп . 1 . Д. 44 . Л . 70 .

Для улучшения качества надзора за заключенными законом от 25 ноября 1885 г . «О замене внутренних караульных постов в местах заключения вольнонаемными надзирателями» в тюрьмах Российской империи были окончательно упразднены караульные посты военного ведомства7 . На белорусских землях это произошло к концу 1880-х гг . в тюрьмах Гродненской и Могилевской губерний . Например, в тюрьмы Гродненской губернии было принято на службу 69 надзирателей, из них 27 — в Гродненскую тюрьму8 . К концу 1880-х гг . в Российской империи была сформирована профессиональная служба тюремных надзирателей с определением ее штатной численности, необходимой для обеспечения правопорядка в местах лишения свободы . Законом от 9 февраля 1882 г. «Об усилении средств надзора в губернских тюремных замках и смирительно-рабочих домах» в губернских тюрьмах Российской империи дополнительно учреждались 892 должности младших надзирателей из расчета один младший надзиратель на 20 заключенных9, в результате реализации закона от 25 ноября 1885 г . численность надзирателей в тюрьмах Российской империи увеличилась до 5 684 человек, а после выхода закона от 15 июня 1887 г . «Об устройстве управления отдельными местами заключения гражданского ведомства и тюремной стражи», увеличившего штатную численность тюремных надзирателей до 8 403 человек, численность осужденных, приходящихся на одного надзирателя, уменьшилась до 14 человек10 . С начала ХХ в в связи с увеличением ассигнований на содержание тюремной стражи численность надзирателей в тюрьмах Российской империи продолжала возрастать, и к 1904 г составила 10 317 человек11 .

Увеличилась численность тюремных надзирателей и на белорусских землях В тюрьмах Минской губернии по состоянию на 1 января 1880 г . их насчитывалось 33 человека, в том

7 О замене внутренних караульных постов в местах заключения вольнонаемными надзирателями: мнение Гос совета, 25 ноября 1885 г № 3321 // Полное собрание законов Российской империи Собр . 3: в 33 т. Санкт-Петербург, 1887. Т . 5 . Отд. 1. С . 477.

8 НИАБ в Гродно . Ф . 548 . Он. 2 . Д. 104 . Л . 168 .

9 Об усилении средств надзора в губернских тюремных замках и смирительно-рабочих домах: мнение Гос . совета, 9 февраля 1882 г. № 668 // Полное собрание законов Российской империи . Собр . 3: в 33 т. Санкт-Петербург, 1886. Т . 2 . Отд. 1 . С. 46 .

10 Штат управлений отдельными местами заключения гражданского ведомства и тюремной стражи: приложение к мнению Гос Совета «Об устройстве управления отдельными местами заключения гражданского ведомства и тюремной стражи», 15 июня 1887 г. № 4593 // Полное собрание законов Российской империи . Собр . 3: в 33 т. Санкт-Петербург, 1889. Т . 7 . Отд. 1 . С. 225 .

11 Краткий очерк деятельности Главного тюремного управления за первые XXXV лет его существования (1879—1914 гг. ) // Тюремный вестник. 1914. № 2. С. 357.

числе в Минском тюремном замке — 12 человек, а на 1 января 1913 г . — 136 человек, в том числе в Минской тюрьме — 28 человек, в связи с чем численность заключенных, приходящихся на одного надзирателя, уменьшилась с 40 до 12 человек1 . В количестве, достаточном для надлежащей охраны тюрем, были укомплектованы должности надзирателей и в Витебской губернии, численность которых к 1912 г составила 90 человек, при этом на одного надзирателя приходилось 10 заключенных2. Численность надзирателей в Гродненской тюрьме увеличилась с 28 человек в 1888 г . до 35 человек к началу ХХ в , а численность осужденных, приходящихся на одного надзирателя, также сократилась до 10 человек [3, с . 241, 244].

Однако, несмотря на меры, предпринятые ГТУ по поддержанию тюремного режима, состояние правопорядка в местах лишения свободы Российской империи значительно ухудшилось в период революции 1905—1907 гг. Массовые аресты участников революционного движения увеличили переполненность тюрем, из-за чего, как отмечалось в отчетах ГТУ, «сила и бдительность надзора ослабли и оказались недостаточными для поддержания должного порядка среди заключенных» Ослабление надзора за заключенными сопровождалось ранее не происходившими в российской пенитенциарной системе нападениями на тюрьмы, в ходе которых совершались поджоги, взрывы и покушения на жизнь тюремных служащих . За время революции в Российской империи произошло 14 таких нападений3, в результате которых из тюрем было освобождено 102 зак-люченных4

Массовыми во время революции 1905— 1907 гг . стали и нападения на служащих тюремного ведомства . В 1905 г . в Российской империи было совершено 46 убийств и ранений тюремных служащих, в 1906 г их количество возросло до 96, а в 1907 г . — до 1525, в том числе убийство террористами начальника ГТУ А. М . Макси-мовского6 . Ослабление режима в местах лишения свободы в период революции провоцировало как массовые беспорядки в тюрьмах, так и увеличение побегов из них . В 1905 г .в тюрьмах

1 НИАБ . Ф . 299. Оп. 2 . Д. 15964. Л . 50 .

2 НИАБ . Ф . 2637. Оп . 1 . Д. 35 . Л .11.

3 Из отчета по Главному тюремному управлению за 1908 г. // Тюремный вестник. 1910 . № 2 . С. 65, 66.

4 Извлечение из отчета по Главному тюремному управлению за 1905 г. // Тюремный вестник. 1907. № 2 . С. 142 .

5 Тарновский Е. Побеги арестантов и другие происшествия в местах заключения за 1899—1908 гг. // Тюремный вестник. 1910 . № 5.С. 698.

6 Памяти Александра Максимовича Максимовского // Тюрем-

ный вестник 1907 № 9 С 673

Российской империи произошло 137 массовых беспорядков и 1 951 побег, в 1906 г . — 133 беспорядка и 2 586 побегов7, а в 1907 г . число беспорядков достигло 145 и из тюрем было совершено 2 185 побегов8 .

Комплекс мер по восстановлению в местах лишения свободы Российской империи правопорядка был организован ГТУ на государственном уровне . Циркуляром ГТУ от 15 июля 1906 г . начальникам тюрем предписывалось в кратчайшие сроки проверить уровень владения надзирателями огнестрельным оружием, а при необходимости — обучить их стрельбе9 .

17 октября 1906 г . Министром юстиции была утверждена Инструкция «Об употреблении оружия чинами тюремной администрации и стражи», в соответствии с которой чинам тюремной администрации для защиты себя, охраняемых лиц и постов, а также в случаях оказания арестантами сопротивления властям либо совершения побегов, разрешалось применять огнестрельное оружие без согласования с начальником тюрьмы10 .

После Революции 1905—1907 гг . ГТУ был осуществлен комплекс мер по укреплению тюремного режима, наиболее значимой из которых стало продолжение увеличения штатной численности тюремных надзирателей Если в 1908 г . их численность в Российской империи составляла 13 243 человека, то к 1914 г . она увеличилась до 18 842 человек, а численность заключенных, приходившихся на одного надзирателя, уменьшилась с 14 человек в 1887 г . до 10 человек в 1914 г . 11 На белорусских землях численность надзирателей по ходатайствам губернских тюремных инспекторов была увеличена от 6 до 14 человек в Бобруйской, Гродненской, Витебской12, Мозырской и Речиц-кой13 тюрьмах, в которых на одного служащего приходилось 12 заключенных, в связи с чем они несли службу от 16 до 18 часов в сутки, что «приводило к невозможности исполнять свои обязанности с необходимой осмотрительностью» [3, с . 248]. В результате численность надзирателей в указанных тюрьмах до-

7 Извлечение из отчета по Главному тюремному управлению за 1905 г. // Тюремный вестник. 1907. № 2 . С. 132, 142.

8 Из отчета по Главному тюремному управлению за 1908 г. // Тюремный вестник 1910 № 2 С 62, 67

9 НИАБ . Ф . 299. Оп . 2 .Д . 13513 .Л .61.

10 Инструкция об употреблении оружия чинами тюремной администрации и стражи . 17 окт. 1907 г. // Тюремный вестник. 1907. № 9 . С . 717.

11 Краткий очерк деятельности Главного тюремного управления за первые XXXV лет его существования (1879—1914 гг. ) // Тюремный вестник. 1914 . № 2 . С . 357.

12 НИАБ Ф 2637 Оп 1 Д 196 Л 2

13 НИАБ Ф 303 Оп 1 Д 44 Л 3

стигла установленного соотношения — «один надзиратель на 10 заключенных» 1 .

Для улучшения вооружения тюремной стражи с 1908 г ГТУ начало замену имевшихся у надзирателей револьверов системы «Смит и Вессон» на усовершенствованные револьверы системы «Наган» и «Браунинг», а пехотных винтовок Бердана — на драгунские трехлинейные винтовки2 .

С начала второго десятилетия ХХ в . в большинстве тюрем на белорусских землях не реже одного раза в год проводились учебные стрельбы с привлечением к ним инструкторов из местных воинских команд3

Для усиления надзора за осужденными с 1908 г. ГТУ было организовано оборудование тюрем электрической сигнализацией. Каждый пост, на котором несли службу надзиратели, снабжался кнопкой для подачи тревожных звонков на центральный пост в тюремной конторе, в которой, в свою очередь, устанавливалась кнопка вызова надзирателей из тюремной казармы4 . На белорусских землях такие системы сигнализации в 1908 г были установлены в губернских тюрьмах, а во втором десятилетии ХХ в . — в уездных тюрьмах. На установку каждой системы ГТУ выделялось от 380 до 550 рублей, а для найма почтово-теле-графных чиновников, обслуживавших эти системы, — от 90 до 120 рублей5 .

Также ГТУ был осуществлен комплекс мер для предотвращения побегов, совершенных осужденными с работ, проводимых за пределами тюрем, увеличившихся в связи с деятельностью ГТУ по повышению производительности труда заключенных. Подбор заключенных на внешние работы стал осуществляться более тщательно, с привлечением на них осужденных, наименее склонных к побегу6 Организаторам работ было предписано за свой счет «выстраивать на месте работ помещения для содержания арестантов и размещения надзирателей», а в случае найма осужденных на работы сроком от года и более — выделять средства (до 25 рублей в месяц), на которые администрация тюрем сверх установленного штата принимала на службу надзирателей для контроля за этими работами7 .

1 Отчет по Главному тюремному управлению за 1912 г // Тюремный вестник. 1914 . № 7. С. 16 .

2 Из отчета по Главному тюремному управлению за 1908 г. // Тюремный вестник 1910 № 2 С 26, 27

3 НИАБ . Ф . 303 . Оп. 1. Д. 44 . Л . 3, 5, 7 .

4 Отчет по Главному тюремному управлению за 1909 г. // Тюремный вестник. 1911. № 4—5 . С. 61.

5 НИАБ . Ф . 2637. Оп 1. Д . 19 . Л . 29, 128.

6 Отчет по Главному тюремному управлению за 1909 г. // Тюремный вестник. 1911. № 4—5 . С. 111.

7 НИАБ . Ф . 2637. Оп. 1 . Д. 293. Л . 23 .

Например, в 1913 г в Минской губернии подрядчиками выделялись средства для оплаты службы задействованных на внешних работах 4 сверхштатных надзирателей8, а в 1914 г в Гродненской губернии подрядчиками оплачивалась работа 22 сверхштатных надзирателей, привлекаемых к надзору за заключенными на лесозаготовках9

Комплекс проведенных мер по укреплению тюремного режима привел к улучшению качества надзора за заключенными и сокращению количества совершенных в тюрьмах нарушений . Если в 1908 г . в тюрьмах Российской империи произошло 43 массовых беспорядка10, то 1912 г их число уменьшилось до 1411 С 1 098 в 1908 г . до 761 в 1910 г . сократилось количество совершенных заключенными побегов12 .

Улучшилось состояние тюремного режима и на белорусских землях . После революции 1905—1907 гг . в региональных тюрьмах не происходило массовых беспорядков, нападений на тюрьмы, групповых побегов и до 1914 г . было совершено одно нападение на тюремных служащих — в 1911 г .в Борисовской тюрьме, когда осужденные с целью совершения побега убили надзирателя Иванькова, однако благодаря своевременным действиям тюремных надзирателей совершить побег не смогли13 .

Значительно уменьшилось количество совершенных заключенными побегов В 1908 г в сравнении с 1907 г . число совершенных осужденными побегов в тюрьмах Гродненской губернии сократилось с 41 до 9, в Минской губернии — с 19 до 4, в Могилевской — с 12 до 2, и только в Витебской губернии увеличилось с 7 до 22 побегов14 . Наиболее качественно надзор за осужденными осуществлялся в тюрьмах Гродненской губернии, где в следующем, 1909 г ., не было допущено ни одного побега15 . В дальнейшем до 1912 г количество совершенных заключенными побегов на белорусских землях не увеличивалось за исключением Мо-гилевской губернии, в которой с 1910 г до 1912 г их количество возросло с 4 до 9, и Минской губернии, из тюрем которой в 1913 г было со-

8 НИАБ Ф 303 1 Д 4 Л 390

9 НИАБ в Гродно . Ф . 548 . Оп. 1. Д . 22 . Л . 120 .

10 Из отчета по Главному тюремному управлению за 1908 г. // Тюремный вестник 1910 № 2 С 67

11 Отчет по Главному тюремному управлению за 1912 г. // Тюремный вестник. 1914 . № 7 . С. 28 .

12 Там же . С. 25 .

13 Жертвы служебного долга // Тюремный вестник. 1911.№ 12. С.1418 .

14 Из отчета по Главному тюремному управлению за 1908 г. // Тюремный вестник. 1910 . № 2 . С . 64, 65.

15 Отчет по Главному тюремному управлению за 1909 г. // Тюремный вестник. 1911. № 4—5 . С . 57 .

вершено 5 побегов1 Однако даже эта цифра была ниже среднего количества побегов в Российской империи, составившей 11 побегов из тюрем одной губернии за год, при том что количество побегов из тюрем Минской губернии в 1914 г . снова сократилось с 5 до 1 побега2 .

Таким образом, в XIX — начале XX в . в Российской империи основными средствами обеспечения правопорядка в тюрьмах являлись осуществление раздельного содержания определенных законом категорий осужденных и надзор за соблюдением ими требований пенитенциарного законодательства . До тюремной реформы в большинстве мест лишения свободы на территории Беларуси надлежащего надзора за осужденными не осуществлялось . После тю-

1 Отчет по Главному тюремному управлению за 1912 г. // Тюремный вестник 1914 № 7 С 27

2 Отчет по Главному тюремному управлению за 1914 г. // Тюремный вестник 1916 № 1 С 44

ремной реформы 1879 г . на белорусских землях в результате строительства новых мест лишения свободы было обеспечено отдельное содержание в тюрьмах несовершеннолетних преступников, а к концу XIX в . в регионе было завершено формирование профессиональной службы тюремных надзирателей Однако в период революции 1905—1907 гг состояние правопорядка в тюрьмах Российской империи значительно ухудшилось Для укрепления тюремного режима с конца первого десятилетия ХХ в на территории Беларуси был осуществлен комплекс мер по усилению надзора за осужденными, увеличена штатная численность тюремных надзирателей и приняты меры по предотвращению побегов заключенных с внешних работ В результате к началу второго десятилетия ХХ в в тюрьмах на белорусских землях был обеспечен установленный законодательством порядок отбывания наказания в виде лишения свободы

Список литературы:

1 . Андреев В. Н. Содержание под стражей 3 . Лисицын В. М. За тюремной стеной: исто-

в СССР и России (порядок и условия) . Мо- рия Гродненской тюрьмы (XIX век—1939) . сква, 2000 Гродно, 2003

2 . Гернет М. Н. История царской тюрьмы:

в 5 т . Т .2 . Москва, 1961 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.