УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ;
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
Criminal law, criminology, penal law
УДК 343.81
Т. Е. Аболмасова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА ОСУЖДЕННЫХ НА СВОБОДУ
ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ КАК ФАКТОР ГУМАНИЗАЦИИ УСЛОВИЙ СОДЕРЖАНИЯ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
В статье предпринята попытка анализа современного состояния реализации осужденными права на свободу вероисповедания в местах лишения свободы в связи с изменениями уголовно-исполнительного законодательства и практикой его реализации в 2015-2016 гг.
Реализация осужденными права на свободу вероисповедания в местах лишения свободы рассматривается как фактор гуманизации условий содержания лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.
В статье проанализированы программные документы уголовно-исполнительной системы, приведены статистические данные, характеризующие уровень развития взаимодействия уголовно-исполнительной системы и традиционных религиозных конфессий. Рассмотрены характерные для настоящего времени тенденции распространения среди осужденных в местах лишения свободы религиозных учений, в частности, ислама.
Ключевые слова: право осужденных на вероисповедание; централизованные религиозные организации; территориальные органы уголовно-исполнительной системы; гуманизация условий содержания лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы; соглашения о сотрудничестве с религиозными организациями.
T. E. Abolmasova
ENSURING THE RIGHT OF CONVICTS FOR FREEDOM OF WORSHIP IN PLACES OF DETENTION AS A FACTOR OF A HUMANIZATION OF CONDITIONS OF KEEPING OF THE PERSONS SERVING SENTENCE IN THE FORM OF IMPRISONMENT
In article we attempt to analyse the current state of implementation of convicted persons of the right to freedom of religion in places of deprivation of liberty in connection with changes in criminally-the Executive legislation and its practical implementation in 20152016.
Implementation of prisoners rights to worship in places of deprivation of liberty is seen as a factor of humanization of conditions of detention of persons serving sentences of deprivation of liberty.
In the article we analyse the documents of the penal system, the statistical data characterizing the level of development of interaction of the penal system and traditional religions. Considered typical for this time trends in incidence among prisoners in places of deprivation of liberty of religious teachings, in particular, of Islam.
© Аболмасова Т. Е., 2017.
Keywords: the right of prisoners to worship; centralized religious organizations; territorial bodies of correctional system; the humanization the conditions of detention of imprisonment persons; the agreement on cooperation with religious organizations.
Одними из основных целей Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, являются:
- сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы, проведение в местах лишения свободы мероприятий в целях адаптации в обществе освободившихся осужденных, в том числе с участием гражданского общества;
- гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и осужденных, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов в соответствии с международными стандартами.
В рамках реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (далее — Концепция), большое внимание уделяется вопросу гуманизации условий содержания лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышения гарантий соблюдения их прав и законных интересов. Одним из своих положений Концепция закрепила необходимость использования сотрудничества со структурами гражданского общества, общественными объединениями, деятельность которых может быть полезна для гуманитарно-воспитательного воздействия на осужденных, активизацию взаимодействия с традиционными конфессиями, в частности, обеспечение осужденным возможности участия в религиозных обрядах, реализация совместных с традиционными конфессиями гуманитарных проектов.
Достижение целей, закрепленных в указанных правовых актах Правительства
Российской Федерации, планируется обеспечить в том числе путем реализации федеральной целевой программы, концепция которой утверждена распоряжением Правительства РФ от 23.12.2016 № 2808-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы)"».
Важную роль Русской православной церкви и религиозных организаций в процессе перевоспитания осужденных и в работе уголовно-исполнительной системы в целом, а также ее увеличивающееся влияние подтвердил в своем докладе директор ФСИН России [1, с. 57-59]. Он также отметил огромную пользу, которую приносит активное участие Русской православной церкви в жизни заключенных, что, по его мнению, способствует исправлению заблудших, включая даже закоренелых преступников, подтвердив, что часто именно общение с представителями церкви помогало заключенным встать на путь истинный, и после выхода из мест лишения свободы люди активно вливались в общество и становились законопослушными гражданами» [7].
Русская православная церковь, как и руководство ФСИН России, придает большое значение деятельности церкви в местах лишения свободы. Епископ Красногорский Иринарх, глава Синодального отдела ФСИН России, отметил, что служение духовенства обратит многих заключенных к Богу, послужит их духовному возрождению и поможет сократить среди них количество случаев суицида, унижения достоинства человеческой личности и других противоправных действий. Одной из важнейших задач Синодального отдела тюремного служения, по мнению епископа Иринарха, является содействие в духовно-нравственном возрождении людям, которые находятся в местах лишения свободы, оказание поддержки в полноценном возвращения в
гражданское общество после выхода на свободу [6].
Проведение социальной, психологической, воспитательной работы с осужденными, имеющее своей целью увеличение количества осужденных, охваченных индивидуальными психокоррекци-онными мероприятиями и их дальнейшую ресоциализацию, предусмотрено положениями государственной программы Российской Федерации «Юстиция», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 312. Не вызывает сомнений, что участие священнослужителей традиционных конфессий придаст этой работе большую эффективность.
Курс на гуманизацию уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, условий содержания лиц, заключенных под стражу, и осужденных соответствует положениям международных актов, определяющих стандарты прав человека, в том числе Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966, в котором говорится, что все граждане, независимо от их положения, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности.
Содержание понятия «гуманизм» применительно к уголовному законодательству, по мнению В. Д. Филимонова, состоит из двух частных принципов: принцип обеспечения уголовным законодательством Российской Федерации безопасности человека, а также принцип экономного использования карательных средств уголовным законодательством Российской Федерации [8, с. 119].
По результатам реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 г. были сделаны выводы, что осуществление политики гуманизации уголовного законодательства способствовало сокращению численности подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся и отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Несмотря на постоянное совершенствование работы с обращениями граж-
дан, осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и для снижения количества поступающих жалоб в учреждениях и органах УИС проводится определенная работа: для решения вопросов взаимодействия и принятия оперативных мер практикуются посещения исправительных учреждений прокурорами по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, в ходе которых многие вопросы разрешаются во время посещений посредством личных приемов; регулярно осуществляется контроль за соблюдением прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей, членами общественных наблюдательных комиссий (ОНК) во время посещений ими мест содержания под стражей.
Тем не менее, как видно из ежегодного обзора о работе с обращениями граждан, осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в Федеральной службе исполнения наказаний за 12 месяцев 2015 г. произошло значительное увеличение (на 60 %) количества обращений, поступивших в ФСИН России, от осужденных и их родственников, связанных с неправомерными действиями сотрудников УИС — 2520 (за аналогичный период прошлого года — 1527), а также увеличилось в 2 раза количество обращений связанных с незаконным лишением прав осужденных — 40 (за аналогичный период прошлого года — 20).
Осужденные, являясь наименее защищенными от произвола сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания, могут в любой момент быть подвергнуты унижающему их достоинство обращению. В связи с участившимися нарушениями прав человека в местах лишения свободы, Президент Российской Федерации В. В. Путин на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека 8 декабря 2016 г. дал поручение Генеральной прокуратуре, в соответствии с которым Генпрокуратура РФ до 1 сентября 2017 г. должна проверить, обеспечиваются ли права заключенных в части их взаимодействия с
членами наблюдательных комиссий. По итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека 3 января 2017 г. было предложено создать рабочую группу, в которую должны войти представители Совета по правам человека при Президенте Российской Федерации. Правительству Российской Федерации также было поручено подготовить законодательные поправки о социальной реабилитации и адаптации осужденных, освободившихся из мест лишения свободы.
Гуманизация условий содержания лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, предполагает создание и функционирование правовых механизмов обеспечения их прав и законных интересов с учетом особенностей их правового статуса. Вместе с тем, право граждан на свободу вероисповедания распространяется на осужденных и входит в их специальный правовой статус.
Согласно ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ основы правового статуса осужденного базируются на принципах уважения и охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, обеспечения законности применения средств их исправления, их правовой защиты и личной безопасности при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные — иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, отбывающие наказа-
ние в виде лишения свободы, могут реа-лизовывать закрепленные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами субъективные права и свободы, за исключением изъятий и ограничений, установленных уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Создание эффективного механизма реализации осужденными права на свободу вероисповедания в местах лишению свободы предполагает и учет особенностей проведения религиозных обрядов и церемоний в зависимости от их принадлежности к религиозным конфессиям.
По состоянию на 1 января 2017 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы действуют 642 культовых объекта: 485 храмов, 77 часовен, 6 колоколен (звонниц) РПЦ, 61 исламская мечеть, 10 буддийских дуганов, 3 костела РКЦ; более 700 молитвенных комнат [2].
Исходя из принципа соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих уголовные наказания, при реализации осужденными права на свободу вероисповедания в местах лишения свободы возможность соблюдения осужденными всех обязанностей верующего, предусмотренных соответствующим религиозным учением, безусловно, невозможна. Например, ежедневная пятикратная молитва — одна из основных обязанностей верующих в исламе. Первая, утренняя молитва совершается на заре, а пятая — в начале ночи. Ритуал намаза очень сложен, он требует соблюдения множества скрупулезных правил, малейшее нарушение которых приводит к «недействительности» молитвы. Однако в настоящее время в силу особенностей современной жизни не все мусульмане совершают пятикратные намазы, и это не встречает ныне осуждения со стороны служителей ислама [4]. За последние годы существенно возросло число осужденных и арестованных мусульман в России. Это связано прежде всего с увеличением числа выходцев из стран Центрально-Азиатского региона. Исповедующие ислам осужденные все чаще объединяются в неформальные ячейки
(тюремные джамааты), в которых может вестись вербовка и распространение экстремистской литературы. Первые джа-мааты появились в тюрьмах России еще после начала второй чеченской кампании, и в настоящее время намечается тенденция к увеличению их количества, что связано с ростом активности проповедников запрещенной в России организации «Исламское государство» в традиционно мусульманских регионах России. При этом эксперты и бывшие заключенные отмечают рост популярности ислама в местах заключения [3].
Лидеры исламских экстремистских организаций успешно пользуются тем, что в условиях изоляции от общества и получаемой человеком вследствие этого психологической травме резко возрастают возможности духовно-нравственного воздействия религии. Пользуясь временным ослаблением и духовной опустошенностью защитных психологических рефлексов, данные лица занимаются вербовкой новых членов в свои ряды [9, с. 70-73].
В последнее время все чаще на первый план в местах лишения свободы выходит проблема исламского прозелитизма, т. е. наличия в колониях «русских мусульман», принявших ислам уже в сознательном возрасте, находясь в тюрьме. На заседании Казанского экспертного клуба при Приволжском центре этнорелигиозных и региональных исследований (Приволжский филиал Российского института стратегических исследований) на тему «Исламский фундаментализм на территории пенитенциарных учреждений России: меры противодействия государства и духовенства» экспертами были сделаны выводы о том, что для русских характерно выбирать наиболее радикальные формы ислама, именно они очень часто становятся ваххабитами, сторонниками ИГИЛ и других течений радикального ислама. Но в объяснении причин такого выбора эксперты разделились: часть из них посчитала, что принятие ислама для русских — это способ выражения своей природной агрессии, так как именно радикальный ислам дает им возможность
заниматься бандитизмом и «свергать власть». Именно этим чаще всего можно объяснить их так называемые «духовные поиски». Совершенно другой точки зрения придерживалась вторая часть экспертов, предположившая, что часть русских людей в местах лишения свободы подвержены умелой манипуляции фундаменталистов и легко обращаются в радикальные формы ислама, так как духовный вакуум и оторванность от своих духовных корней отдаляет их от религии своих предков — православного христианства, с которой они по сути своей совсем не знакомы [5].
В целях обеспечения реализации осужденными права на свободу вероисповедания в местах лишения свободы, а также противодействия распространению ваххабизма и иных течений радикального ислама расширяется и сотрудничество структур ФСИН России с Духовными управлениями мусульман в регионах России. В рамках этого сотрудничества имамы и муфтии посещают заключенных мусульман, чтобы давать им правильное понимание религии и обязанностей мусульманина перед единоверцами и окружающим обществом. По данным ФСИН России, на 1 января 2017 г. в колониях и изоляторах функционирует 61 мечеть, более 230 молельных комнат. Только «официальных» мусульманских общин в пенитенциарных учреждениях насчитывается более 950, в них входят около 9 тыс. мусульман, которым приходят читать проповеди муфтии из Духовного управления мусульман [2].
К числу традиционных религиозных конфессий России относится также буддизм. На территории России буддизм представлен в первую очередь как основная религия в Бурятии, Тыве и Калмыкии. Смысл буддизма в медитации и попытках через них достичь просветления. В Будде приверженцы буддизма видят своего основателя, наставника и просветителя. В отличие от других религий, в буддизме не существует образа единого бога-творца, всемогущего и всезнающего. Каждый человек — это и есть часть божества, что позволяет ему при
определенных обстоятельствах стать просветленным и достигнуть звания «Будда». Это может быть достигнуто только благодаря бесконечной энергии Вселенной.
После заключения соглашения с Буддийской Сангхи предполагается открытие буддийских храмов в местах лишения свободы, где содержится большое количество приверженцев буддизма. Соответственно, буддийские ламы имеют возможность проводить религиозные обряды и церемонии, личные встречи с осужденными. На данный момент в учреждениях уголовно-исполнительной системы располагаются 10 буддийских дуганов.
Полагаем, именно заключение соглашений территориальными органами уголовно-исполнительной системы с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями позволит более четко урегулировать вопросы реализации осуж-
денными права на свободу вероисповедания в местах лишения свободы с учетом принадлежности к религиозным конфессиям осужденных, отбывающих наказания в тех или иных регионах России.
Министерством юстиции Российской Федерации был принят приказ «Об утверждении Требований к содержанию соглашений о взаимодействии ФСИН России и территориальных органов уголовно-исполнительной системы с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями», который вступил в силу 8 апреля 2016 г. Таким образом, в настоящее время требования к соответствующим соглашениям в нормативном порядке определены, однако вопрос правового статуса ранее заключенных соглашений между ФСИН России и зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями остается открытым.
Литература
1. Корниенко, А. В. О проблемах укрепления воспитательной работы в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2012. — № 4. — С. 57-59.
2. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы // официальный сайт ФСИН России. — Режим доступа: Ы*р://фсин. рф (дата обращения: 07.02.2017).
3. Мельников, С. Ислам в российских тюрьмах: о тюремных «джамаатах» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://communitarian.ru/novosti/ kriminal/islam (дата обращения: 09.02.2017).
4. Обряды в исламе [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://religion.historic.ru (дата обращения: 09.02.2017).
5. Ордынский В. Русские в тюрьмах и на «зонах» принимают ислам и становятся ваххабитами [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ruskline.ru/analitika (дата обращения: 07.02.2017).
6. Приветственное обращение к посетителям сайта Епископа Красногорского Ири-нарха. Тюремное Служение [Электронный ресурс] // Официальный информационный ресурс Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению. — Режим доступа: http://anastasia-uz.ru/ (дата обращения: 12.01.2017).
7. Святейший Патриарх Кирилл встретился с директором ФСИН России Геннадием Корниенко [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://фсин.рф/news/ (дата обращения: 12.01.2017).
8. Филимонов, В. Д. Принципы уголовного права. — М., 2002.
9. Юнусов, А. А., Абдуразаков, А. А. Влияние религиозных организаций на предотвращение рецидива преступлений // Человек: преступление и наказание. — 2016. — № 1. — С. 70-73.
Сведения об авторе
Татьяна Евгеньевна Аболмасова: Академия ФСИН России (г. Рязань), адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров. E-mail: [email protected]
Information about the author
Tatiana Evgenjevna Abolmasova: Academy of the FPS of Russia (Ryazan), postgraduate student. E-mail: [email protected]
УДК 343.8
А. С. Александров, Ю. А. Баров
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕЖИМА И БЕЗОПАСНОСТИ В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СУБЪЕКТАМИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Статья посвящена некоторым особенностям взаимодействия общественных формирований с представителями администрации мест лишения свободы. Исходя из особенностей современного уголовно-исполнительного законодательства, авторы указывают на некоторые общественные формирования как субъекты гражданского общества, которые вправе осуществлять контроль за деятельностью исправительных учреждений. Обозначены правовые основы общественного контроля за обеспечением прав осужденных к лишению свободы. Основной акцент авторами делается на нюансы формирования общественных наблюдательных комиссий. По мнению авторов, законодательство допускает участие граждан, потенциально угрожающих режиму и безопасности функционирования исправительных учреждений в осуществлении контрольных полномочий. В качестве примера злоупотребления членством в составе общественной наблюдательной комиссии приведен случай, произошедший в одном из исправительных учреждений. Вместе с тем в статье также указывается и на большой потенциал общественных объединений и формирований в области обеспечения безопасности осужденных в местах лишения свободы. В заключение обозначена необходимость знакомства сотрудников исправительных учреждений, непосредственно взаимодействующих с общественными наблюдательными комиссиями, с основами общественного контроля в целях исключения инцидентов.
Ключевые слова: общественные наблюдательные комиссии; общественный контроль; осужденные; права; законные интересы; режим; безопасность.
A. S. Aleksandrov, Yu. A. Barov
ENSURING THE REGIME AND SECURITY IN THE PRISON IN THE INTERACTION WITH THE SUBJECTS OF SOCIAL
CONTROL: PROBLEM
The article is devoted to some peculiarities of interaction between public groups and representatives of the administration ofplaces of deprivation of liberty. Proceeding from the peculiarities of modern criminal-executive legislation, the authors point to some social groups as subjects of civil society, have the right to exercise control over the activities of correctional institutions. Legislative bases of the public control over maintenance of the rights of
© Александров А. С., Баров Ю. А., 2017.