ТРУДОВОЕ ПРАВО И ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УДК 349.2:331.45 DOI: 10.12737/jrl.2021.035
Обеспечение прав граждан на охрану труда в условиях инновационного развития экономики
Л. В. Серегина
Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4389-1053
Аннотация. Право каждого человека на справедливые и благоприятные условия труда провозглашено Всеобщей декларацией прав человека. В Российской Федерации уважается труд граждан и обеспечивается защита их прав, к числу основных из которых Конституцией Российской Федерации отнесено право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Реализацию данного права призвано обеспечить законодательство, регулирующее охрану труда независимо от выбранной гражданином формы осуществления своих способностей к творческому или производительному труду. Вместе с тем действующее правовое регулирование отношений в сфере труда не всегда отвечает требованиям, предъявляемым к охране труда в условиях инновационного развития экономики.
Цель исследования — поиск законодательных решений, позволяющих обеспечить каждому возможность реализации права на благоприятные и безопасные условия труда.
В ходе исследования установлено, что особенностью текущей модели правового регулирования отношений в сфере охраны труда является отсутствие специального федерального закона, в котором нашли бы отражение цель, принципы и конкретные правовые средства, обеспечивающие право каждого на охрану труда независимо от выбранной формы занятости. Таким законодательным актом мог бы стать федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
Ключевые слова: охрана труда, обеспечение права, гарантии в сфере охраны труда, управление охраной труда, нетипичные формы занятости
Для цитирования. Серегина Л. В. Обеспечение прав граждан на охрану труда в условиях инновационного развития экономики // Журнал российского права. 2021. Т. 25. № 3. С. 76—91. DOI: 10.12737/jrl.2021.035
Ensuring the Rights of Citizens to Labor Protection in the Context of Innovative Economic Development
Larisa V. Seregina
Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4389-1053
Abstract. The right of everyone to just and favorable conditions of work is proclaimed in the Universal Declaration of Human Rights. The Russian Federation respects the work of citizens and protects their rights. Under the Constitution of the Russian Federation one of the basic rights among them is the right to work in conditions that meet the requirements of safety and hygiene. It is the legislation, which is meant to implement this right. It regulates labor protection, regardless of the form chosen by the citizen to exercise their abilities to creative or productive work. At the same time, the current legal regulation of labor relations does not always meet the requirements for labor protection in the conditions of innovative development of the economy.
The aim of the study is to search for legislative solutions that would ensure everyone the opportunity to exercise the right to labor protection, regardless the form of exercising their abilities to creative or productive work.
The study establishes that the current model of legal regulation in the sphere of labor protection lacks a special Federal law, which would reflect the purpose, principles and specific legal means to ensure the right of everyone to the protection of labour, regardless of the chosen form of employment. We believe that such a legislative act can be the federal law "On the basics of labor protection in the Russian Federation".
Keywords: labor protection, ensuring the right, labor protection guarantees, labor safety management, atypical forms of employment
For citation. Seregina L. V. Ensuring the Rights of Citizens to Labor Protection in the Context of Innovative Economic Development. Journal of Russian Law, 2021, vol. 25, no. 3, pp. 76—91. (In Russ.) DOI: 10.12737/jrl.2021.035
По оценке Международной организации труда (МОТ), около 2,3 млн мужчин и женщин ежегодно погибают в результате несчастных случаев на рабочем месте или связанных с работой заболеваний1. В условиях пандемии COVID-19 и роста безработицы потерявшие работу люди готовы соглашаться на любые, в том числе небезопасные, условия труда. В докладе МОТ «Охрана труда в условиях пандемии» отмечается, что «многие работники, осуществляющие наиболее важные в условиях эпидемии виды работ, в случае их болезни не могут воспользоваться правом на оплачиваемый отпуск по временной нетрудоспособности и вынуждены работать»2.
По данным Минтруда России, по итогам 11 месяцев 2019 г. в Российской Федерации зарегистрировано 4078 несчастных случаев, что на 9% ниже этого показателя за аналогичный период 2018 г.3 Несмотря
1 См.: Мировая статистика. Тяжкое бремя плохих условий труда. URL: https://www. ilo.org/moscow/areas-of-work /occupational-safety-and-health/WCMS_249276/lang--ru/ index.htm.
2 Доклад МОТ. Всемирный день охраны труда. 28 апреля 2020 г. URL: https://ot-online. ru/sites/default/files/attachment/doklad_ mot_2020._ohrana_truda_v_usloviyah_ pandemii.pdf.
3 См.: Ткаченко П. Статистика трав-
матизма на производстве. URL: https://
www.centrattek.ru/info/statistika-proizvod-
travmatizm-po-miru-rossija/.
на тенденцию к снижению несчастных случаев, в отдельных отраслях экономики (в сельском хозяйстве, строительстве, добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производствах, на транспорте) уровень производственного травматизма остается довольно высоким, что не способствует достижению целей сохранения населения и здоровья людей, обеспечения достойного, эффективного труда и успешного предпринимательства, повышения продолжительности жизни до 78 лет, обозначенных в Указе Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
В Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 г., принятой на саммите ООН по устойчивому развитию 25 сентября 2015 г., отмечается, что «охрана труда может играть ключевую роль в обеспечении устойчивого развития, а инвестиции в нее — способствовать достижению целей в области устойчивого развития»4.
Таким образом, обеспечение прав на охрану труда, включая мероприятия по предупреждению несчастных случаев на производстве, является важнейшей задачей, актуальной для достижения социальной справедливости и устойчивого развития.
4 URL: https://sustainabledevelopment. un.org/post2015/ transformingourworld.
Основные права работника, направленные на сохранение его жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, перечислены в ст. 219 ТК РФ5.
Реализация этих прав в соответствии с проводимой государством политикой в сфере сохранения жизни и здоровья граждан, в том числе в период трудовой деятельности, обеспечивается нормативно-правовым регулированием отношений по охране труда, гарантирующим право работников на охрану труда, созданием систем управления охраной труда и контрольно-надзорной деятельностью уполномоченных органов.
Совершенствование направлений государственной политики по охране труда. В основе проводимой государством политики в области охраны труда лежат принципы, сформулированные в нормах международного права и в первую очередь в положениях конвенций и рекомендаций МОТ6.
В числе таких принципов названы: «реализация и периодиче-
5 В соответствии с указанной статьей каждый работник имеет право, в частности: на получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, оборудование рабочего места в соответствии с требованиями охраны труда; обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты; соответствующие гарантии на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
6 Основные принципы национальной и корпоративной политики и стратегии в отношении реализации предупредительных и защитных мер в области охраны труда определены в Конвенции МОТ № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» 1981 г. и в сопровождающей ее Рекомендации № 164 и Протоколе 2002 г. к ней. Конвенция ратифицирована Российской Федерацией (см. Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. № 58-ФЗ).
ский пересмотр национальной политики в области охраны труда; полноценное участие работодателей, работников и их организаций, а также других заинтересованных сторон; создание национальной системы учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; принятие на уровне предприятия необходимых мер в области охраны труда» и др. Ключевым элементом международных актов, касающихся охраны труда, является продвижение культуры профилактики в охране труда7.
В Глобальной стратегии в области профессиональной безопасности и здоровья8 и Декларации здоровья работников9 обращается внимание на необходимость внедрения системного подхода к обеспечению профессиональной безопасности и здоровья. Отмечается также необходимость лучшего понимания взаимосвязи между научно-технической составляющей безопасного труда и медицинским представлением о заболеваниях и травмах, экономиче-
7 Усиление ориентации на оценку рисков при разработке и реализации политики в области охраны труда находит отражение в принятых МОТ Руководстве по системам управления охраной труда (МОТ — СУОТ 2001), Глобальной стратегии по охране труда 2003 г. См. также Конвенцию МОТ № 161 «О службах гигиены труда» 1985 г. и Рекомендацию № 171 к ней, призванные обеспечивать реализацию политики в области охраны труда и соответствующих предупредительных и контролирующих мер, а также Конвенцию МОТ № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» 2006 г. и сопровождающую ее Рекомендацию № 197.
8 См.: Global Strategy on Occupational Safety and Health. Conclusions adopted by the International Labour Conference at its 91st Session, 2003. Geneva, 2004. URL: http:// www.ilo.org/safework/info/policy-documents/ WCMS_107535/lang—en/index.htm.
9 См.: Declaration on workers health.
Geneva, 2006. URL: http://www.who.int/ occupational_health/Declarwh.pdf.
скими, нормативно-правовыми и социологическими представлениями об условиях, способствующих более безопасному и здоровому труду.
В 2017 г. Российская Федерация присоединилась к Концепции «Нулевой травматизм» ("Vision Zero")10, основанной на убежденности в том, что все несчастные случаи на производстве можно предотвратить, если компании и партнеры будут обязаны обеспечивать условия труда, способствующие сохранению здоровья, безопасности и благополучию работников.
В условиях пандемии государства наряду с мерами противодействия распространению инфекции принимают особые меры, которые необходимы для защиты работников сферы здравоохранения. Повышенные меры защиты требуются и другим работникам, подверженным риску заболевания.
Таким образом, возникает необходимость в глобальном видении и лучшем понимании взаимосвязи между научно-технической составляющей безопасного труда и медицинским представлением о заболеваниях и травмах с учетом экономических возможностей, нормативных правовых актов, регламентирующих условия труда, а также социологических данных о безопасных условиях труда.
Как показывает охватившая весь мир пандемия, наиболее сложным направлением политики в области охраны труда является формирование основ системы управления рисками, включая предвидение (прогнозирование) возникновения рисков, оказывающих негативное влияние на здоровье граждан.
В качестве причин возникновения таких рисков можно назвать: появление и развитие новых более сложных технологий, форм организации труда; усиление интенсификации труда; использование гибких графиков работы; распространение
10 URL: http://visionzero.global/ru.
временной занятости, дистанционной (удаленной) работы, заемного труда, самозанятости. Использование таких форм занятости обусловливает необходимость предвидения возникновения новых и усиление существующих рисков повреждения здоровья работников, что становится одним из важных направлений при обеспечении права на охрану труда.
Другим важным направлением является формирование культуры охраны труда, которая предполагает уважение права на безопасные и здоровые условия труда на всех уровнях, активное участие правительства, работодателей и работников в обеспечении безопасной и безвредной для здоровья производственной среды, отдавая наивысший приоритет принципу профилактики. Во Флагманской программе МОТ «Охрана труда — глобальные действия в целях профилактики» (OSH GAP)11 обращается внимание на то, что «при формировании политики необходимо утвердить охрану труда в качестве приоритетной задачи и обосновать необходимость вложения в профилактику безопасного труда».
В России основные направления государственной политики в области охраны труда определены в ст. 210 ТК РФ. В качестве главной задачи Кодекс устанавливает обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, что в полной мере соответствует признанному в мире подходу к формированию политики в сфере охраны труда, охватывающей не только вопросы безопасности и гигиены труда, но и проблемы обеспечения здоровья работников в целом. Эта задача реализуется в рамках подпрограммы «Безопасный труд» государственной программы «Содействие занятости
11 URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/ groups/public/—europe/—ro-geneva/-
---sro-moscow/documents/publication/
wcms_544793.pdf.
населения»12, программами субъектов РФ.
Вместе с тем представляется, что направления государственной политики в области охраны труда, сформулированные в ст. 210 ТК РФ, могли бы быть дополнены положениями, предложенными международными актами, в частности следующим положением: «создание условий обеспечения здорового образа жизни работников, развития культуры безопасного труда; формирование основ управления профессиональными рисками, в том числе с учетом возникновения чрезвычайных ситуаций; стимулирование работодателей и работников к использованию инновационных способов по улучшению условий и охраны труда».
Нормативно-правовое регулирование отношений по охране труда. Как отмечалось, важная роль в обеспечении права на охрану труда принадлежит законодательству. Российское законодательство, закрепляющее право на охрану труда работников и предусматривающее меры по его обеспечению, исходит из общепризнанных принципов и норм международного права13.
Нормы, регулирующие отношения по обеспечению права на охрану
12 Утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 298.
13 См. п. 1 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.; ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; п. 3 ч. 1 Европей-
ской социальной хартии; конвенции МОТ № 13 «Об использовании свинцовых белил в малярном деле» 1921 г., № 73 «О медицин-
ском освидетельствовании моряков» 1946 г., № 115 «О защите трудящихся от ионизирующей радиации» 1960 г., № 119 «О снабжении машин защитными приспособлениями» 1963 г., № 120 «О гигиене в торговле и учреждениях» 1964 г., № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среды» 1981 г., № 161 «О службах гигиены труда» 1985 г., № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» 2006 г. и др.
труда, содержатся в различных главах Трудового кодекса РФ, в том числе определяющих особенности регулирования труда отдельных категорий работников — женщин (гл. 41), работников в возрасте до 18 лет (гл. 42), дистанционных работников (гл. 491), работников, занятых на подземных работах (гл. 511). Кроме того, в Кодексе имеется специальный разд. 10 «Охрана труда».
Глава 36 «Обеспечение прав работников на охрану труда» содержит большинство норм, определяющих право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда (ст. 219—231). Однако не все эти нормы в полной мере отвечают задаче обеспечения прав на охрану труда работников. При этом расположение в Трудовом кодексе норм, направленных на обеспечение прав работников на охрану труда, и распределение их по главам нельзя признать удачным и логически обоснованным. Так, норма, закрепляющая право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда (ст. 219), содержится в гл. 36 ТК РФ, а норма об обязанностях работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда (ст. 212) в гл. 34 «Требования охраны труда» ТК РФ. Нормы о медицинском обеспечении работников (ст. 223) и о медицинских осмотрах работников (ст. 213) также располагаются в различных главах ТК РФ (в гл. 36 и 34 соответственно), что затрудняет их комплексное понимание и применение.
Учитывая значительный объем прав работников на охрану труда и корреспондирующих им обязанностей работодателей, а также осуществление государством политики по расширению прав работодателей в сфере охраны труда, полагаем, что нормы, устанавливающие права и обязанности работников и работодателей в области охраны труда должны быть объединены в самостоятельную главу ТК РФ, в которой следует расположить и норму о
гарантиях права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (ст. 220).
Предлагаемое объединение указанных статей в одну главу будет способствовать систематизации норм о правах и обязанностях в области охраны труда. Из положений этой главы будет видно, что правам работников на охрану труда корреспондируют соответствующие обязанности работодателя и гарантии этих прав не исчерпываются содержанием ст. 220 ТК РФ.
Помимо Трудового кодекса, нормы, обеспечивающие права граждан на охрану труда, содержатся в федеральных законах14 и законах субъектов РФ15.
Нормы, направленные на защиту и восстановление нарушенных прав граждан в сфере охраны труда, закреплены также в ГК РФ (ст. 1084 — 1093), КоАП РФ (ст. 5.27, 5.27.1, 6.3, 6.4, 9.1, 9.6, 9.9), УК РФ (ст. 143).
Важное место в системе нормативных правовых актов, направленных на обеспечение охраны труда, принадлежит постановлениям Правительства РФ16, актам Министерства
14 К их числу можно отнести федеральные законы от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и др.
15 См., например, Закон г. Москвы от 12 марта 2008 г. № 11 «Об охране труда в городе Москве», Закон Республики Крым от 17 декабря 2014 г. № ЭЭ-ЗРК/2014 «Об охране труда в Республике Крым», Закон Республики Саха (Якутия) от 19 февраля 2009 г. № 664-З № 209-1У «Об охране труда».
16 См., например, постановления Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении норма-
труда и социальной защиты РФ17 и других государственных органов исполнительной власти18.
Положения об обеспечении прав на охрану труда включаются в акты социального партнерства (коллективные договоры, соглашения), а также в трудовые договоры.
Особую группу актов, содержащих нормы по охране труда, составляют акты, регулирующие отношение человека со средствами производства (технические нормы)19. На
тивных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», от 29 марта 2002 г. № 188 «Об утверждении списков производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки».
17 См., например, постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», приказ Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н «Об утверждении правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».
18 См., например, приказ Минздравсоц-развития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
19 См., например, Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ), санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), строи-
территории Российской Федерации действуют технические регламенты Таможенного союза20. В период охватившей мир пандемии COVID-19 особое значение для обеспечения права на охрану труда имеют акты Роспотребнадзора, содержащие санитарные и гигиенические рекомендации21.
Однако большое количество нормативных актов, в том числе содержащих нормативные требования охраны труда, являющиеся обязательными для юридических и физических лиц при осуществлении ими любых видов деятельности, затрудняет их применение и возможность сформировать единый перечень государственных нормативных требований по охране труда, которые были бы обязательны как для работодателя, так и для работников.
Учитывая взятый государством курс на развитие цифровой экономики, полагаем, что эту задачу можно решить посредством создания цифровой платформы, позволяющей, в том числе с использованием искусственного интеллекта, по заданным пользователем (работодателем, работником, другим заинтересованным лицом)параметрам сформировать такой перечень, исходя из осуществляемого вида деятельности и с учетом особенностей, характеризующих отдельные направления такой деятельности и
тельные нормы и правила (СНиП), правила безопасности (ПБ), инструкции по безопасности (ИБ), правила по охране труда, единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты.
20 См. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011), утв. решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 878.
21 См. Методические рекомендации № МР
3.1/3.5.0172/1-20 «Рекомендации по применению средств индивидуальной защиты (в том числе многоразового использования) для различных категорий граждан при рисках инфицирования COVID-19)».
привлекаемых для его выполнения работников. Такая цифровая платформа могла бы быть создана в рамках электронных сервисов, предлагаемых Федеральной государственной инспекцией труда.
Следует констатировать, что регулирование отношений, связанных с охраной труда, осуществляется нормами различных отраслей законодательства: конституционного, трудового, гражданского, административного, финансового и др. Нормативно-правовое регулирование отношений в сфере обеспечения прав на охрану труда находит отражение в значительном количестве нормативных актов, которые с определенной долей условности можно объединить в следующие группы: нормативные правовые акты, устанавливающие международные стандарты, определяющие национальную политику и стратегию в области охраны труда; нормативные акты, направленные на создание системы управления охраной труда, установление профессиональных рисков, выявление и оценку вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, психосоциальных и других факторов, могущих оказывать негативное влияние на здоровье человека в процессе труда; нормативные акты в сфере контроля и надзора за соблюдением установленных требований в области охраны труда; нормативные акты в области страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, финансового обеспечения мероприятий в сфере охраны труда.
Указанные группы нормативных актов развиваются неравномерно. Учитывая изменения, происходящие в сфере труда в условиях инновационного развития экономики, полагаем, что в ближайшее время наибольшей корректировки и развитию будут подвергаться акты, направленные на формирование системы управления охраной труда, выявление и устранение существующих, а также прогнозирование воз-
никновения новых рисков, могущих оказать негативное влияние на здоровье граждан в процессе трудовой деятельности.
Регулирование отношений по обеспечению прав граждан на охрану труда значительным количеством нормативных актов, с одной стороны, позволяет учесть наибольший объем особенностей труда отдельных категорий работающих, с другой — существенно осложняет их правоприменение и затрудняет реализацию гражданами права на охрану труда.
Система правовых гарантий в области охраны труда. Проблема правовых гарантий в области охраны труда довольно широко обсуждается в правовой литературе22. Вместе с тем происходящие изменения в социально-экономической сфере предопределяют необходимость дальнейшего исследования данной проблемы. Учитывая различную степень изученности вопросов, связанных с гарантиями прав на охрану труда, в данном исследовании рассматриваются те из них, которые, на наш взгляд, не получили должного освещения.
Гарантии охраны труда отражены в Трудовом кодексе РФ, федеральных законах от 21 ноября 2011 г. № 32Э-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Рос-
22 См.: Семенков В. И. Охрана труда в СССР (правовые проблемы). Минск, 1976. 287 с.; Киселев Я. Л. Охрана труда по советскому трудовому праву. М., 1962. 222 с.; Скобелкин В. Н. Юридические гарантии трудовых прав рабочих и служащих. М., 1969. 183 с.; Толкунова В. Н. Право женщин на труд и его гарантии. М., 1967. 192 с.; Черняева Д. В. Сравнительно-правовые аспекты предоставления гарантий и компенсаций в связи с нарушением права работников на благоприятные условия труда // Спорт: экономика, право, управление. 2009. № 1. С. 10—13; Лютов Н. Л. Международно-правовое регулирование надомного труда и телеработы // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2011. № 11. С. 10—15.
сийской Федерации», от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и др.
Дополнительные гарантии в области охраны труда предусматриваются нормативными актами субъектов РФ, актами социального партнерства (коллективными договорами, соглашениями), локальными актами работодателя, трудовыми договорами.
Учитывая, что гарантии обеспечения охраны труда сопровождают гражданина в течение всей его трудовой деятельности, начиная с момента поступления на работу и до ее окончания, условно их можно объединить в гарантии: при поступлении на работу; в процессе производственного обучения; в ходе выполнения работы; при перемещении рабочей силы; направленные на создание условий безопасности.
Гарантии охраны здоровья граждан при поступлении на работу обеспечивают учет особенностей организма (физиологии, психологии, темперамента и проч.), а также осуществление мероприятий по предварительному медицинскому осмотру определенных категорий работников. Например, в отношении женщин определен перечень производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение их труда23.
Признавая необходимость ограничения применения труда женщин на работах с вредными и опасными условиями труда, вместе с тем полагаем возможным отказаться от списочного подхода к установлению таких ограничений и перейти к введению ограничений для работы на конкретном рабочем месте. Для этого
23 См. приказ Минтруда России от 18 июля 2019 г. № 512н «Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин».
потребуется оценить каждое рабочее место с точки зрения его безопасности для женщин, несовершеннолетних, инвалидов и других лиц с ограничениями здоровья. Осуществление такой оценки возможно предусмотреть в положениях Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Для определения пригодности работников к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работ, связанных с движением транспорта, работы в пищевой промышленности, торговле, водопроводных сооружениях, медицинских организациях, детских учреждениях и др., они должны проходить предварительные (при поступлении на работу) медицинские осмотры (ст. 213 ТК РФ).
Полагаем, что получившее широкое распространение применение медицинских электронных карт граждан, а также проведение плановых диспансеризаций позволит освободить работодателей от обязанности направлять работников при поступлении на работу на предварительные медицинские осмотры, при условии, что в их электронных медицинских картах достаточно информации для решения вопроса о пригодности соискателя к выполнению определенной работы.
Такое решение, на наш взгляд, должны принимать врачи профпа-тологи, которым должен быть предоставлен доступ к медицинским электронным картам соискателей работы.
В случае невозможности принять решение вследствие недостатка имеющейся в таких медицинских картах информации, за работодателем должна быть сохранена обязанность направлять соискателей работы на предварительные медицинские осмотры, как это предусмотрено положениями ст. 213 ТК РФ.
Вторую группу гарантий охраны труда составляют гарантии, предоставляемые в процессе произ-
водственного обучения. К их числу можно отнести нормы, закрепляющие правовые формы обучения работников знаниям и навыкам безопасного ведения работы, правильного использования машин, агрегатов, механизмов и других средств и орудий труда. Все работники должны иметь возможность получения теоретических знаний и практических навыков в области охраны труда в необходимом и достаточном объеме для безопасного выполнения работ.
Особое внимание следует обратить на положения ст. 3127 ТК РФ24, устанавливающей особенности охраны труда дистанционных (удаленных) работников. В отношении данных работников на работодателя не возложена обязанность по обучению дистанционных работников безопасным методам и приемам выполнения работ, проведению инструктажа по охране труда и проверки знания требований охраны труда (абз. 8 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).
Вместе с тем необходимость получения знаний в области охраны труда касается всех работников, независимо от установленного для них режима работы. Поэтому полагаем, что предусмотренная законом обязанность работодателя по обучению работников правилам охраны труда применительно к дистанционным (удаленным) работникам может быть реализована дистанционным способом посредством ознакомления с соответствующими нормативными актами и документами, показа учебных фильмов, предоставления различных книг, тестовых заданий и других материалов. В связи с этим указанную обязан-
24 См. Федеральный закон от 8 декабря
2020 г. № 407-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях».
ность работодателя следует предусмотреть в ст. 3127 ТК РФ.
В третью группу входят гарантии охраны труда, предоставляемые в ходе самостоятельного выполнения работы и при перемещении рабочей силы. К их числу можно отнести: периодические медицинские осмотры для соответствующих групп работников; инструктаж по охране труда; ограничение на привлечение к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам.
В соответствии со ст. 213 ТК РФ для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). При этом время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время.
В настоящее время высказываются предложения о необходимости изменения законодательства в части, касающейся исключения времени прохождения указанных медицинских осмотров из рабочего времени, так как в этот период работники не работают25. Полагаем, что такой подход к правовому регулированию отношений по прохождению медицинских осмотров не направлен на охрану здоровья работников, поскольку, по сути, он приведет к неоправданному увеличению продолжительности рабочего дня и, соответственно, сокращению времени отдыха работников.
Проблемы предоставления работникам гарантий охраны труда нередко возникают на малых и средних предприятиях, на которых от-
25 См. проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (в части регулирования отношений по прохождению медицинских осмотров некоторых категорий работников и установлению особенностей медицинских осмотров работников, занятых на подземных работах)».
мечаются нехватка возможностей и потенциала, необходимых для соблюдения и обеспечения выполнения норм охраны труда, а также осуществления профилактических мероприятий, направленных на недопущение травматизма и профессиональной заболеваемости работников. Особенно часто эти проблемы наблюдаются при включении указанных предприятий в бизнес-модели цепочек поставок товаров и услуг, которые создают дополнительные риски в области охраны труда, обусловленные краткосрочными и быстро меняющимися экономическими связями, вынуждающими предприятия работать в интенсивном режиме, регулярно менять условия труда и занятости, использовать временных и сезонных работников. Как справедливо отмечается в правовой литературе, «краткосрочный характер трудовых отношений нередко воспринимается работодателем как достаточное основание для уклонения от предоставления или сокращения гарантий в сфере охраны труда, что недопустимо»26.
Для оказания помощи в решении проблем нехватки возможностей и потенциала, необходимых для профилактики, соблюдения и обеспечения выполнения норм охраны труда, возникающих на малых и средних предприятиях, необходимо рассмотреть вопрос о разработке перечней профилактических мероприятий по охране труда для организаций малого и среднего бизнеса с учетом их отраслевой принадлежности и осуществляемого вида деятельности, а
26 Черняева Д. В. Новая концепция охраны труда // Трудовое право. 2006. № 11. С. 78—88; Бикметов Р. И., Кирсанов Р. В.,
Тишин Р. В. Комментарий к разделу X
«Охрана труда» Трудового кодекса Российской Федерации. Доступ из СПС «Гарант». 2016; Хныкин Г. В. Тревожные тенденции изменения трудового законодательства в области охраны труда // Трудовое право в России и за рубежом. 2019. № 1. С. 32—35.
также о выделении инвестиций из средств фондов поддержки малого и среднего предпринимательства работодателям, реализующим такие мероприятия.
Решению вопроса неукоснительного предоставления гарантий охраны труда, в том числе работникам малых и средних предприятий, могло бы способствовать повышение культуры охраны труда, увеличение социальной ответственности бизнеса, оказание поддержки работодателям, использующим инновационные способы улучшения условий и охраны труда.
В условиях инновационного развития экономики особое место в обеспечении прав на охрану труда отводится формированию системы управления охраной труда (СУОТ)27. Одним из основных элементов этой системы является выявление и устранение профессиональных рисков.
Происходящая в сфере труда «четвертая индустриальная революция»28, вызванная цифровиза-цией информации, развитием цифровой техники, информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), позволила заменить новой техникой и технологиями некоторые виды вредной и опасной работы и тем самым снизить уровень травматизма и профессиональной заболеваемости. Вместе с тем она влечет и такой негативный элемент, как появление новых рисков для здоровья работников.
27 Система управления охраной труда представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
28 См.: Шваб К. Четвертая промышленная революция. М., 2019. 208 с.; Охрана труда — основа будущего сферы труда. Опираясь на столетний опыт / Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. М., 2019. С. 1.
Например, мало изучено влияние на здоровье человека наномате-риалов, репродуктивных токсинов, мутагенных и канцерогенных субстанций. Как отмечает Европейское агентство по охране труда, «наиболее значительные последствия воздействия наноматериалов обнаруживаются в легких, при этом зачастую присутствуют признаки ок-сидативного стресса, воспаления и повреждения тканей». По мнению ученых, «производственную природу имеют до 4% всех регистрируемых онкологических заболеваний, а непосредственно канцерогенные производственные факторы ежегодно приводят к смерти несколько сотен тысяч людей в мире»29.
К новым видам профессиональных рисков можно отнести и биологические риски, связанные с возникновением эпидемий новых неизлечимых или трудноизлечимых заболеваний (СПИДа, гепатита, свиного гриппа, холеры, вируса Зико, специфических лихорадок, коронавирус-ных инфекций и др.). Так, по данным МОТ, вредные вещества являются причиной 651 279 смертей в год30.
Учитывая, что в настоящее время новые и специфические риски возникают постоянно, полагаем необходимым при выработке мер профилактики и минимизации рисков предусмотреть в СУОТ четкий порядок обеспечения готовности к возможным рискам, в том числе чрезвычайным ситуациям, а также планирования действий при возникновении таких событий, например, в случае вспышки заболевания или пандемии.
29 Craig L. What's in your lunchbox? // Occupational Health and Safety Magazine. 2005. Vol. 28. No. 3. September; Актуальные проблемы трудового права: учебник для магистров / отв. ред. Н. Л. Лютов. М., 2017. 688 с.
30 См.: Мировая статистика. Тяжкое бремя плохих условий труда. URL: https://www. ilo.org / moscow/areas-of-work /occupational-safety-and-health/WCMS_249276/lang—ru/ index.htm.
Кроме появления новых профессиональных рисков, возникают проблемы, касающиеся управления охраной труда. Обусловлены они разнообразием видов деятельности и рассредоточением рабочей силы из-за распространения дистанционной (удаленной) работы и других нетипичных форм занятости, а также заменой и трансформацией рабочих мест.
Согласно совместному исследованию МОТ и агентства Eurofound, проведенному в 15 государствах, повышенный стресс ощущают 41% работающих на дому по сравнению с 25% работающих вне дома31.
Таким образом, отсутствие системы оценки профессиональных рисков на дистанционных (удаленных) рабочих местах, а также в случаях самостоятельного обеспечения себя работой (самозанятые, индивидуальные предприниматели, фермеры, работа на интернет-платформах и т. п.) может привести к росту опасных происшествий и повреждению здоровья не только работника, но и окружающих его граждан.
Учитывая значимость СУОТ для обеспечения прав работников на охрану труда, полагаем, что отношения по созданию и функционированию СУОТ у работодателя должны получить более детальную правовую регламентацию в Трудовом кодексе РФ. В частности, в Кодексе необходимо закрепить обязанности работодателя по созданию и функционированию СУОТ, осуществлению систематической оценки ее эффективности, проведению мероприятий по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанных с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков.
31 См.: Охрана труда в условиях пандемии. Доклад МОТ. Всемирный день охраны труда. 28 апреля 2020 г. URL: https:// ot-online.ru/sites/default/files/attachment/ doklad_mot_2 02 0._ohrana_tr uda_v_ usloviyah_pandemii.pdf.
В отношении граждан, реализующих свои способности к труду вне рамок трудового отношения, полагаем, что при регистрации и получении соответствующего статуса они должны быть информированы о том, какие риски возможны при осуществлении выбранного ими вида деятельности и какие меры могут быть приняты для устранения (минимизации) таких рисков и недопущения повреждения здоровья. Выявление и оценку таких рисков возможно осуществить посредством создания специальных интернет-сервисов с использованием искусственного интеллекта, позволяющих по заданным параметрам, характеризующим тот или иной вид деятельности, сформировать перечень рисков, которые могут сопровождать такую деятельность, и предложить направления их устранения.
Особо остро стоит проблема обеспечения прав на охрану труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в нетипичных формах занятости. В научной литературе на это неоднократно обращалось внимание. Отмечалось, что происходящая в сфере труда четвертая индустриальная революция, обусловленная развитием информационных технологий и характеризующаяся децентрализацией и специализацией производства, возрастающей потребностью в мобильной рабочей силе и другими факторами, способствует отказу от классического бессрочного трудового правоотношения и появлению множества нетипичных форм занятости (надомный, дистанционный, удаленный, заемный труд, вахтово-экспе-диционная деятельность и др.). При осуществлении занятости с нестандартными рабочими местами и (или) организацией труда, предполагающей выполнение трудовой функции вне помещения работодателя и не под его постоянным контролем, в некоторых случаях невозможно в полной мере распространить нормы трудового законодательства и, как
следствие, обеспечить право работников на охрану труда32.
В результате распространения нетипичных форм занятости, предполагающих взаимодействие человека и машины, возникает необходимость в разработке особого подхода к обеспечению охраны труда, учитывающего новые риски повреждения здоровья. Полагаем, что минимизации таких рисков могло бы способствовать обеспечение работников интеллектуальными устройствами, позволяющими сотрудникам, отвечающим за охрану труда, контролировать поведение работников и в реальном времени передавать им соответствующие рекомендации и информацию (например, переносные устройства, контролирующие качество воздуха, степень усталости и др.). При этом отметим, что использование работодателем специальных программ для контроля за работни-
32 См.: Браун Е. А. Понятие нетипичной занятости и классификация ее видов // Трудовое право в России и за рубежом. 2014. № 3. С. 11—15; Лютов Н. Л. Дистанционный труд: опыт Европейского союза и проблемы правового регулирования в России // Lex russica. 2018. № 10. С. 30—39; Лушников А. М., Лушникова М. В. Трудовые права в XXI веке: современное состояние и тенденции развития. М., 2015. С. 28— 75; Радевич Е. Р. Нетипичная занятость: отражение специальных трудовых стандартов, закрепленных в актах Международной организации труда, в российском трудовом законодательстве // Международные трудовые стандарты и российское трудовое право: перспективы координации / под ред. С. Ю. Головиной, Н. Л. Лютова. М., 2016. С. 45—63; Кашлакова А. С. Охрана труда работников при нетипичных формах занятости // Трудовое право в России и за рубежом. 2015. № 1. С. 13—15; Чесалина О. В. От нестандартных форм занятости до работы на основе интернет-платформ // Трудовое право в России и за рубежом. 2018. № 1. С. 22—25; Лютов Н. Л. Международно-правовое регулирование надомного труда и телеработы // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2011. № 11. С. 10—15 .
ком способно приводить к усилению стрессов и увеличению рисков для психосоциального здоровья работников. В связи с этим важно найти баланс между контролем за осуществлением работником трудовых функций и заботой о его здоровье.
Определенные сложности в обеспечении права на охрану труда возникают у работников, выполняющих трудовые функции на нестандартных рабочих местах. Так, проектом федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в целях совершенствования регулирования вопросов установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов» предлагается предоставить работодателям возможность создавать по договору или соглашению между несколькими работодателями за счет собственных средств совместные рабочие места (специальные цеха, участки, подразделения организации) для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты. При этом вопросы обеспечения права на охрану труда таких работников нормами действующего законодательства и положениями указанного законопроекта не решены. В частности, не ясно, на кого будет возлагаться обязанность по обеспечению прав граждан, трудоустраиваемых на совместно созданные рабочие места, и кто может быть привлечен к ответственности в случае несчастного случая на производстве. Полагаем, что решение данных вопросов должно найти четкое отражение в нормативных актах. Учитывая, что вопросы создания работодателями совместных рабочих мест и трудоустройство на них работников выходят за рамки трудового законодательства, считаем, что отношения по обеспечению права на охрану труда на таких рабочих местах
следует урегулировать отдельным нормативным актом.
В наиболее сложном положении при обеспечении права на охрану труда находятся граждане, реализующие свои способности к труду на интернет-платформах, поскольку осуществление такой деятельности не получило должного правового регулирования. Возникающие на интернет-платформах отношения, как правило, не охватываются трудовым законодательством. В связи с этим «у работников цифровых платформ наблюдается наихудшее управление охраной труда, в том числе неудовлетворительная система оценки рисков или ее полное отсутствие»33. Такие работники не имеют доступа к предоставляемым работодателем оборудованию и средствам индивидуальной защиты, они не охватываются системами страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, им не предоставляются предусмотренные законодательством гарантии.
Учитывая, что работа на интернет-платформах довольно разнообразная, предложить какое-либо единое регулирование отношений по охране труда лиц, реализующих свои способности к труду в такой форме, не представляется возможным. Вместе с тем полагаем, что в случае осуще-
33 Охрана труда — основа будущего сферы труда. Опираясь на столетний опыт / Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. С. 53—54.
ствления деятельности, характеризующейся элементами зависимого труда, к сторонам таких отношений могут быть применены нормы трудового законодательства, регулирующие охрану труда.
Подводя итог, отметим, что системное регулирование отношений в области охраны труда в настоящее время окончательно не сформировалось. Особенностью текущей модели правового регулирования отношений в сфере охраны труда является отсутствие системообразующего федерального закона, который обеспечил бы единое отражение в праве целей и средств обеспечения права каждого на охрану труда независимо от выбранной формы занятости.
Полагаем, что таким системообразующим нормативным актом мог бы стать федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации», в котором следовало бы закрепить единый понятийный аппарат, основные направления государственной политики в области охраны труда, государственное управление охраной труда, в том числе при чрезвычайных ситуациях, а также общие для всех форм занятости правила и требования к обеспечению охраны труда. Особенности обеспечения прав на охрану труда граждан, реализующих свои способности к труду вне рамок трудового отношения, могут быть установлены нормативными актами, регулирующими соответствующий вид деятельности, с учетом положений предлагаемого к принятию федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
список литературы
Craig L. What's in your lunchbox? // Occupational Health and Safety Magazine. 2005. Vol. 28. No. 3. September.
Актуальные проблемы трудового права: учебник для магистров /отв. ред. Н. Л. Лютов. М., 2017.
Бикметов Р. И., Кирсанов Р. В., Тишин Р. В. Комментарий к разделу X «Охрана труда» Трудового кодекса Российской Федерации. Доступ из СПС «Гарант». 2016.
Браун Е. А. Понятие нетипичной занятости и классификация ее видов // Трудовое право в России и за рубежом. 2014. № 3.
Кашлакова А. С. Охрана труда работников при нетипичных формах занятости // Трудовое право в России и за рубежом. 2015. № 1.
Киселев Я. Л. Охрана труда по советскому трудовому праву. М., 1962.
Лушников А. М., Лушникова М. В. Трудовые права в XXI веке: современное состояние и тенденции развития. М., 2015.
Лютов Н. Л. Дистанционный труд: опыт Европейского союза и проблемы правового регулирования в России // Lex russica. 2018. № 10.
Лютов Н. Л. Международно-правовое регулирование надомного труда и телеработы // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2011. № 11.
Мировая статистика. Тяжкое бремя плохих условий труда. URL: https://www.ilo.org/ moscow/areas-of-work/occupational-safety-and-health/WCMS_249276/lang—ru/index.htm.
Охрана труда — основа будущего сферы труда. Опираясь на столетний опыт / Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. М., 2019.
Радевич Е. Р. Нетипичная занятость: отражение специальных трудовых стандартов, закрепленных в актах Международной организации труда, в российском трудовом законодательстве // Международные трудовые стандарты и российское трудовое право: перспективы координации / под ред. С. Ю. Головиной, Н. Л. Лютова. М., 2016.
Семенков В. И. Охрана труда в СССР (правовые проблемы). Минск, 1976.
Скобелкин В. Н. Юридические гарантии трудовых прав рабочих и служащих. М., 1969.
Ткаченко П. Статистика травматизма на производстве. URL: https://www.centrattek.ru/ info/statistika-proizvod-travmatizm-po-miru-rossija/.
Толкунова В. Н. Право женщин на труд и его гарантии. М., 1967.
Хныкин Г. В. Тревожные тенденции изменения трудового законодательства в области охраны труда // Трудовое право в России и за рубежом. 2019. № 1.
Черняева Д. В. Новая концепция охраны труда // Трудовое право. 2006. № 11.
Черняева Д. В. Сравнительно-правовые аспекты предоставления гарантий и компенсаций в связи с нарушением права работников на благоприятные условия труда // Спорт: экономика, право, управление. 2009. № 1.
Чесалина О. В. От нестандартных форм занятости до работы на основе интернет-платформ // Трудовое право в России и за рубежом. 2018. № 1.
Шваб К. Четвертая промышленная революция. М., 2019.
References
Actual problems of labor law. Ed. by N. L. Lyutov. Moscow, 2017. 688 p. (In Russ.)
Bikmetov R. I., Kirsanov R. V., Tishin R. V. Commentary on Section X "Labor Protection" of the Labor Code of the Russian Federation. Access from SPS "Garant". 2016.
Braun E. A. The concept of atypical employment and the classification of its types. Trudovoe pravo v Rossii i za rubezhom, 2014, no. 3, pp. 11—15. (In Russ.)
Chernyaeva D. V. Comparative legal aspects of the provision of guarantees and compensations in connection with a violation of the right of workers to favorable working conditions. Sport: ekonomika, pravo, upravlenie, 2009, no. 1, pp. 10—13. (In Russ.)
Chernyaeva D. V. New Concept of Labour Protection. Trudovoe pravo, 2006, no. 11, pp. 78—88. (In Russ.)
Chesalina O. V. From Non-Standard Occupational Forms to Work Based on Internet Platforms. Trudovoe pravo v Rossii i za rubezhom, 2018, no. 1, pp. 22—25. (In Russ.)
Craig L. What's in your lunchbox? Occupational Health and Safety Magazine. 2005, vol. 28, no. 3. September.
Kashlakova A. S. Labor protection of workers with atypical forms of employment. Trudovoe pravo v Rossii i za rubezhom, 2015, no. 1, pp. 13—15. (In Russ.)
Khnykin G. V. Disturbing Tendencies of Amendment of Labor Laws Related to Labor Protection. Trudovoe pravo v Rossii i za rubezhom, 2019, no. 1, pp. 32—35. (In Russ.)
Kiselev Ya. L. Labour protection according to the Soviet Labour Law. Moscow, 1962. 224 p. (In Russ.)
Lushnikov A. M., Lushnikova M. V. Labor rights in the XXI century: current status and development trends. Moscow, 2015. 272 p. (In Russ.)
Lyutov N. L. International legal regulation of home work and telework. Kadrovik. Trudovoe pravo dlya kadrovika, 2011, no. 11, pp. 10—15. (In Russ.)
Lyutov N. L. Remote Work: The European Union Experience and Problems of Legal Regulation in Russia. Lex russica, 2018, no. 10, pp. 30—39. (In Russ.)
Radevich E. R. Atypical Employment: Special Labor Standards in the Acts of the International Labor Organization and in the Russian Labor Legislation. International Labor Standards and Russian Labor Law: coordination perspectives. Ed. by S. Yu. Golovina, N. L. Lyutov. Moscow, 2016. 256 p. (In Russ.)
Safety and health at the heart of the future of work: Building on 100 years of experience. Geneva, 2019. Available at: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—europe/—ro-geneva/—sro-moscow/documents/publication/wcms_693749.pdf.
Semenkov V. I. Labour protection in the USSR (legal issues). Minsk, 1976. 288 p. (In Russ.)
Shvab K. The Fourth Industrial Revolution. Moscow, 2019. 208 p. (In Russ.)
Skobelkin V. N. Legal Guarantees of labour rights of workers and employees. Moscow, 1969. 183 p. (In Russ.)
Tkachenko P. Industrial Injuries Statistics. Available at: https://www.centrattek.ru/info/ statistika-proizvod-travmatizm-po-miru-rossija/.
Tolkunova V. N. Women Right to Work and Its Guarantees. Moscow, 1967. 192 p. (In Russ.)
World statistics. The enormous burden of poor working conditions. Available at: https://www.ilo. org/moscow/areas-of-work/occupational-safety-and-health/WCMS_249276/lang--ru/index.htm.
Информация об авторе
Лариса Владимировна Серегина, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук