Научная статья на тему 'Обеспечение национальной безопасности в условиях глобализации'

Обеспечение национальной безопасности в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
463
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / ЭКОНОМИКА / КУЛЬТУРА / РЕЛИГИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филиппов О.А.

Статья посвящена проблемам национальной безопасности в условиях глобализации, оказывающей существенное влияние на взаимоотношения человека, общества и государства. Рассматриваются последствия глобализации, влияние экономических и социокультурных факторов на содержание и обеспечение безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение национальной безопасности в условиях глобализации»

УДК 323/327

О. А. ФИЛИППОВ, доцент кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент (г. Уфа)

O. A. FILIPPOV, associate professor of the chair of constitutional law of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia, candidate of law, docent (Ufa)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

NATIONAL SECURITY IN CONDITIONS OF GLOBALISATION

к <N

a a

u

u $

Аннотация. Статья посвящена проблемам национальной безопасности в условиях глобализации, оказывающей существенное влияние на взаимоотношения человека, общества и государства. Рассматриваются последствия глобализации, влияние экономических и социокультурных факторов на содержание и обеспечение безопасности.

Ключевые слова: глобализация, права человека, международное право, безопасность, общество, государство, экономика, культура, религия.

Annotation. The article is devoted to problems of national security in the context of globalization, which have a significant effect on the relationship between man, society and the state. Explores the impact of globalization, the impact of economic and socio-cultural factors on the content and security.

Key words: globalization, human rights, international law, security, society, state, economy, culture, religion.

u s a о

0 «

u

¥ a -с a

1

о

0 «

1

£ «

a s

u J41

Возникший в процессе решения проблем, которые современные государства в одиночку оказались не способны разрешить, феномен глобализации, несет позитивное воздействие на общеисторический процесс и оказывает отрицательное действие на многие стороны как общепланетарного, так и внутригосударственного характера. Глобализацией вызвано, в том числе и появление новых угроз и опасностей сложившейся системе международного сотрудничества государств и безопасности отдельных государств. Россия не исключение, на ее существование оказывают воздействие общеисторические процессы. Более того, если брать в расчет такие факторы, как: размер террито-

рии, культурные и этнические характеристики населения, дисперсный способ расселения, протяженность государственной границы, наличие и появление территориальных претензий со стороны сопредельных приграничных государств и многие иные причины, Россия подвержена различного рода угрозам. Распад Советского Союза, разрушение мировой системы государств социалистического лагеря вызвали разрушение существовавших экономических и социальных связей, социальных институтов и как следствие - появление новых опасностей и рисков, как национальной безопасности России, так и ее образующим субъектам [1, с. 44].

Изменение традиционных, ранее сложившихся взаимоотношений стран и народов, практики их взаимодействия и сотрудничества, процессы в информационно-телекоммуникационной сфере свели на нет действенность институтов организационного и политического контроля. Главный вопросы развития современного мира сконцентрированы вокруг личности и общества: будет ли глобальный мир лучше, справедливее, гуманнее, чем настоящий мир.

На сегодняшний день уже можно констатировать появление новых угроз основным объектам безопасности -личности, обществу и государству.

Экономическая, политическая, правовая, культурная унификация понимается представителями государств «авторов» глобализации не как система, базирующаяся на сочетании различных форм и способов интеграции, а как преобразование мира под присмотром транснациональных корпораций, волю которых представляют страны, претендующие на мировое лидерство. Получила широкое развитие практика унификации, осуществляемая под экономическим давлением путем навязывания политической воли. Поэтому о какой-либо гармонизации говорить не приходится. Выстраивание и установление правил для каждого и усвоение его ценностей всеми на самом деле есть система неравенства - по размерам богатства и по участию в формировании политики сообщества государств. Предполагаемый «новый мировой порядок» - это мир двойных стандартов, мир привилегированных и мир всех остальных [2, с. 6].

Экономическая и производственная кооперации объективны и необходимы. Есть регионы мира, где ввиду географических, культурных, иных предпосылок можно рентабельно выращивать сельскохозяйственные культуры, производить хорошие автомобили, добывать природные ресурсы, осуществлять банковские операции. Но неизбежны и негативные последствия, не

сильно волнующие акционеров транснациональных корпораций: увеличение нетрудоустроенных в отдельных регионах мира, нарушение экологического равновесия, обеднение населения и противоправность поведения.

Проводимая мировыми финансовыми и политическими элитами политика глобализации - прямая угроза развитию отдельных народов и мировых культур и в конечном счете опасность для будущего всего человечества. Стандартизация, будучи неотъемлемым спутником глобализации, приводит к потере оригинальности, индивидуальности, многообразия, национального колорита и своеобразия.

Современный мир коммуникаций, окутанный сетью Интернета, само по себе явление позитивное для получения и обмена информацией. Но есть и обратная сторона всеобщей компьютерной информатизации, ее монополизация. На сегодняшний день порядка 90 % всех телекоммуникационных каналов ^ принадлежит США, что вызывает во- ^ прос о беспристрастности и достовер- ^ ности получаемой от СМИ информации. ^ В кинематографе ситуация аналогична, « около 80 % всей продукции киноинду- ^ стрии выпускает Голливуд. Тем самым ^ масс-медиа формируют массовую куль- ^ туру, а люди вынуждены довольство- « ваться американским культурным стан- ^ дартом, который никак не должен быть | признан историческим и культурным § наследием всего человечества. а

Вне геополитических интересов | не остается и такая сфера осознания бы- | тия, как религия. Религия является над- § национальным феноменом, она не за- Ц мыкается на национальные государства, ^ следовательно, глобализация дает воз- | можность гармонизации и развития всех

§

религий наряду с другими институтами § культуры. Вместе с тем этого не наблю- ^ дается. Противники глобализации, хри- ^ стиане на Западе и приверженцы рели- | гий Востока, протестуя против глобали- ^ зации, указывают, что новый уклад от- ^

ношений в мире не способствует, а наоборот стирает религиозную идентичность.

Глобализация на сегодняшний день - процесс экономический, определяемый рыночными интересами. Главная цель - привлечь капитал. События на Ближнем Востоке и в Африке, которые следует расценивать не иначе как вторую волну колонизации, но уже колонизации не государственными силами, а рыночными, показывают, что в битве за капитал можно нарушить и культурные табу, «использовать» религию. Создан глобальный антиисламский проект, цель которого - отождествить ислам с терроризмом и обвинить мировую религию в преступлениях против человечества. На сегодня мир пугают уже не «исламским терроризмом», а исламской угрозой, с которой нужно что-то делать. Конечная же цель - захват и присвоение ресурсных арсеналов.

Заслуживает критического анализа и такое явление, сопутствующее ^ глобализации, как универсализация правопонимания, распространение еди-<ч ных правовых принципов и стандартов. а Практика навязывания новых общеми-© ровых ориентиров приводит к девальвации традиционных правовых ценностей, Й снижению значения нравственных ^ идеалов, деформации правосознания и развитию правового нигилизма. От-| дельные правовые принципы и нормы § теряют культурно-нравственную и на-а циональную природу, лишаются воз-| можности оказывать влияние на правосознание субъектов и участников пра-у вового общения. Методы современного 1 геополитического воздействия свидетельствуют о том, что демократические ценности, в том числе права и свободы,

о

стали использоваться как инструмент | этого воздействия, что ставит под со-^ мнение основание их легитимности. « Право как элемент культуры об-

| щества, без которого невозможно уста-^ новление порядка в обществе, экономи-^ ке не может остаться в стороне от раз-

вития человеческой цивилизации, поскольку деятельность человека невозможна без нормирования, создания эталонов, масштабов поведения, ценностей [3, с. 193]. Общемировые интеграционные факторы оказывают непосредственное влияние на развитие правовой действительности, объективно формируется общемировая система правовых норм, обеспечивающих взаимодействие государств по различным сферам международного общения [4, с. 41]. Вполне приемлемый вариант правовой глобализации - создание принципиально новой, включающей традиционное международное публичное право, национальное право, новые, формируемые на основе международного частного права нормы, регулирующие отношения, напрямую не связанные с государственными границами, а опосредованные межрегиональными экономическими связями хозяйствующих субъектов правовой системы.

Правовая глобализация, понимаемая как процесс универсализации и распространения в рамках общемирового пространства единых правовых принципов и стандартов, неминуемо не получит одобрения, более того вызовет неприятие и противодействие со стороны различных цивилизаций, религий и культур. Неоднородность мира, его социокультурных традиций, разновектор-ность развития различных регионов планеты показывают, что не все инновации, присущие странам европейской цивилизации, воспринимаются другими народами в качестве таковых. Основа глобализирующегося мира - общее понимание необходимости выработки наднациональных норм и стандартов, непротиворечивость национального законодательства общей правовой системе. Глобализация в сфере права как процесс должна представлять собой обмен правовым опытом, рецепцию права, правовое сотрудничество. Следует отметить, что данные процессы сопровождают развитие государства и права на

всем протяжении развития мировой цивилизации [5, с. 28]. Яркий пример тому - рецепция римского права.

Сложившаяся на сегодняшний день система глобального уголовного правосудия не способствует утверждению принципов справедливости и беспристрастности, так как зачастую носит избирательный характер и в некоторых случаях используется как способ политического влияния и расправы над неугодными государственно-политическими режимами [6, с. 8].

Идеология глобализма строится, в отличие от традиционных политических идеологий, исключительно на утилитаризме и прагматичности. Главный ее принцип: «хорошо и приемлемо все, что выгодно экономике». Основной актор процесса глобализации - бизнес-

сообщество преследует единственную цель - свободный рынок и мир без границ. А средства достижения этой цели -доминирование США как проводника интересов транснациональных корпораций в сфере политики, военной области, культуре.

Преграда негативным явлениям, сопровождающим процесс глобализации, - традиционная культура, мировые религии, суверенное государство, этническая идентификация. Только суверенные государства, руководствующиеся национальными, а не универсальными интересами, могут противостоять издержкам глобализации, стремлению транснациональных корпораций отдать право опеки над народами и культурами транснациональным бизнес-корпорациям.

:: :: ::

ЛИТЕРАТУРА

1. Основы теории национальной безопасности: учебник. Калининград, 2014. 248 с.

2. Даллакян К. А., Саркисянц К. Х. Российская модель альтерглобализации и поликуль- ^ турный энвайронментализм как цивилизационная парадигма // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2011. № 1 (51). С. 5-9.

3. Теория государства и права: курс лекций: в 2 частях. Часть II / А. С. Аксёнов и др.; а под ред. Ф. Б. Мухаметшина. Уфа: УЮИ МВД России, 2009. 281 с. |

4. Нигматуллин Р. В. Уфимский саммит ШОС как ответ на призыв ООН к борьбе с но- ^ выми тенденциями в развитии преступности // Международное публичное и частное право. 2014. № 5 (86) С. 39-42. ^

5. Сорокин В. В. Юридическая глобалистика: учебник. Барнаул: ООО «Типография ве- | теранов милиции», 2009. 672 с. ^

6. Мухаметшин Ф. Б. Феномен глобализации и права человека // Актуальные проблемы | государства и общества в области обеспечения прав и свобод гражданина: материалы Между- ^

народной научно-практической конференции. Ч. I. Уфа, 2016. С. 6-9. ®

© Филиппов О. А.

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

и

1 £

а «

и

О?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.