УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ
УДК 330.13.131.7 +378
обеспечение
национальной безопасности на основе стратегического партнерства образовательных учреждений и работодателей
А.В. СЕЛИВЕРСТОВА, кандидат экономических наук, заведующая кафедрой учета и финансов E-mail: [email protected]
И.Ю. КУДРЯВЦЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры учета и финансов E-mail: [email protected]
Е.С. ТКАЧ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры учета и финансов E-mail: [email protected] Челябинский государственный университет
В условиях нарастающей геополитической напряженности важнейшей задачей долгосрочного развития Российской Федерации становится обеспечение национальной безопасности, в качестве одного из направлений обеспечения которой рассматривает устойчивое развитие образования, активное участие работодателей в образовательном процессе на основе стратегического партнерства.
Цель исследования состоит в определении сущности стратегического партнерства образовательного учреждения и работодателей на основе сетевых взаимодействий и его роли в обеспечении национальной безопасности. Для решения проблем, возникающих в ходе реализации проекта стратегического партнерства, были поставлены следующие задачи: уточнить сущность понятия «стратегическое партнерство»; изучить риски, возникающие в ходе реализации данного проекта; рассмотреть
механизмы минимизации данных рисков; определить предполагаемые результаты проекта.
В статье с помощью сравнительного анализа рассмотрены взгляды различных авторов на сущность понятия ««стратегическое партнерство», представленные в современных публикациях. На основе имеющегося практического опыта рассмотрено основное содержание проекта «стратегического партнерства», изучены возможные риски, механизмы их минимизации, выявлены предполагаемые результаты.
В работе предложено авторское определение понятия ««стратегическое партнерство», разработаны основные направления реализации проекта стратегического партнерства вуза и работодателей, проведены классификация и идентификация рисков, возникающих в ходе реализации проекта, рассмотрены механизмы минимизации рисков, оп-
ределены предполагаемые результаты реализации формы сетевых взаимодействий образовательных учреждений и работодателей на основе стратегического партнерства.
Предложенное авторами определение понятия «стратегическое партнерство» позволяет получить более точное представление о форме сетевых взаимодействий работодателей и вузов с целью совместной подготовки высокопрофессиональных специалистов, уровень компетенций которых определяется потребностями общества и государства и тем самым способствует реализации одной из основных целей обеспечения национальной безопасности России. Предлагаемые механизмы минимизации рисков могут быть использованы учреждениями высшего образования в ходе реализации проектов стратегического партнерства.
Ключевые слова: стратегическое партнерство, образование, сетевые взаимодействия, риски, национальная безопасность, компетенции
В условиях нарастающей геополитической напряженности важнейшей задачей долгосрочного развития Российской Федерации становятся обеспечение национальной безопасности общества и государства, адекватный ответ на внешние и внутренние угрозы при сохранении высокого уровня и качества жизни граждан. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года в качестве одного из направлений обеспечения национальной безопасности рассматривает устойчивое развитие таких отраслей социальной сферы, как наука, здравоохранение, культура и образование1.
В последнее десятилетие развитие сферы образования характеризовалось разнонаправленными тенденциями. Так, с 2000 по 2009 г. количество студентов высших учебных заведений (как государственных, так и частных) неуклонно увеличивалось. В государственных и муниципальных вузах контингент студентов вырос почти в 1,5 раза (на 47,5%), в частных - более чем в 2,5 раза (на 276%). В дальнейшем в связи с изменением демографической ситуации численность сокращалась. В 2013 г. по сравнению с 2009 г. численность студентов вузов сократилась примерно на 20% (рис. 1).
При этом конкурс на вступительных экзаменах в государственные и муниципальные высшие учебные заведения вырос в 2013 г. по сравнению с 2005 г. на 84% и составил в 2012/13 учебном году в среднем 374 поданных заявления на 100 мест, против 203 заявлений в 2005/06 учебном году (рис. 2).
1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537.
Перечень главных целей, предусмотренных Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, предполагает повышение уровня и доступности современного образования, его социальной мобильности, улучшение профессиональных качеств кадров высшей квалификации, интеграцию науки, образования и высокотехнологической промышленности. Одним из важных условий реализации указанного подхода является активное участие работодателей в образовательном процессе, организация которого возможна на основе сетевых способов взаимодействия.
Сетевые взаимодействия как форма проявления интегративных процессов в современном обществе представляют собой добровольные взаимодействия между субъектами, направленные на достижение общих целей, обеспечивающие возрастание эффективности деятельности в результате консолидации ее участников. Одной из форм проявления сетевых взаимодействий в сфере образования является стратегическое партнерство.
Существуют разные подходы к определению стратегического партнерства. По мнению Ю.П. Куликовой, стратегическое партнерство в сфере профессионального образования представляет собой особое взаимодействие учреждения высшего образования со своими стратегическими партнерами [8]. Однако следует согласиться с М.В. Гречко в том, что это партнерство носит противоречивый характер, что определяет проблемы вузов на этапе построения информационного общества и экономики знаний [5].
Совершенно справедливым является мнение ряда авторов о том, что внедрение механизмов стратегического партнерства обеспечивает соблюдение одного из важнейших условий реализации компетентностного подхода, на котором базируются стандарты третьего поколения системы российского высшего образования. При этом возрастает интегральная результативность использования трудовых ресурсов в условиях инновационной экономики [1, 2, 4, 7, 9, 10].
В работе Н.В. Фадейкиной и М.В. Черепановой система стратегического партнерства раскрывается в качестве обязательного элемента инновационной инфраструктуры вуза, обеспечивающей эффективность его функционирования, реализации инновационной политики, повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности [10]. По мнению Е.Ю. Хрусталёва и Н.М. Барановой, для повышения качества стратегического партнерства и совершенствования образовательных процессов
5 528,7
5 860,1
6 133,1 6 214,8
4 270,8
5 848,7
5 143,8
7 000 и 6 000 -5 000 -4 000 -3 000 -2 000 -1 000 -0
2000/01 2002/03 2004/05 2006/07 2008/09 2010/11 2012/13
Источник: данные по численности обучающихся по программам высшего образования в частных образовательных организациях высшего образования. URL: http://gks.ru.
Рис. 1. Численность обучающихся по программам высшего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях на начало учебного года, тыс. чел.
4003002001000
343 347 378 374
2007/08
Источник: данные по конкурсу на вступительных экзаменах в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования. URL: http://gks.ru.
Рис. 2. Конкурс в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего образования на вступительных экзаменах на начало учебного года, количество заявлений о приеме, поданных на 100 мест
важно не полагаться только на имеющийся опыт, но 2) создание инновационной образовательной сре-
2009/10
2010/1 1
2011/12
2012/13
использовать различные модели, помогающие анализировать смысл и тенденции происходящего [11].
Рассматривая особенности стратегического взаимодействия в высшей школе, Н.Д. Гуськова и И.Н. Краковская выделяют следующие его направления: партнерство между структурами высшего профессионального образования (горизонтальная интеграция) и партнерство с органами государственной власти, общественными организациями, бизнес-сообществами (вертикальная интеграция) [3].
На взгляд авторов, сущность стратегического партнерства образовательного учреждения высшего образования и работодателя заключается в их добровольном взаимодействии на основе взаимных интересов в целях совместной подготовки высокопрофессиональных специалистов, уровень компетенций которых определяется потребностями общества и государства на современном этапе развития и в долгосрочной перспективе.
По мнению А.А. Ташкинова и возглавляемого им научного коллектива, при рассмотрении особенностей стратегического партнерства вузов и бизнес-сообщества выделяют 3 уровня его организации в ходе образовательного процесса: 1) стратегическое планирование основных направлений подготовки компетентных специалистов;
ды вуза на базе интеграции образования, науки и бизнеса;
3) участие представителей бизнес-структур в системе контроля уровня сформированности заявленных компетенций выпускников вуза [9]. При этом, как справедливо указывают М.В. Гречко и В.В. Горгорова, образовательные процессы следует рассматривать сквозь призму требований, которые определяет модель «эффективной экономики» России в аспекте перехода к опережающему развитию [6].
Изучая базовые принципы формирования и развития стратегического партнерства, Н.Д. Гуськов и И.Н. Краковская отмечают необходимость соответствия партнерских отношений требованиям законодательства [3]. Соблюдение данного принципа в ходе исследования потребовало проведения анализа соответствующей законодательной базы. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что стратегическое партнерство является приоритетным направлением инфраструктурных преобразований в сфере образования (см. таблицу).
В целях реализации основных положений Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии национальной безопасности Российской Федерации
Особенности отражения в законодательстве стратегического партнерства образовательных учреждений и работодателей
Документ Содержание документа
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ Сетевая форма образовательной программы направлена на осуществление образовательной деятельности совместно с другими организациями, реализующими образовательную деятельность, в том числе иностранными, посредством сетевого взаимодействия
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы: утверждена распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р (с изм. от 15.04.2014) Основная задача заключается в формировании системы непрерывного профессионального образования, отличающейся гибкостью и подотчетной обществу... посредством: усиления роли работодателей и государственно-частного партнерства в развитии профессионального образования, радикальной модернизации технологий и методов обучения
Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы: утверждена распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р Концепция направлена на повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям социально ориентированного инновационного развития РФ. В ходе реализации концепции будет обеспечено объединение образовательных учреждений с внешней средой по поводу формирования устойчивых двусторонних отношений в сфере трудоустройства выпускников и совершенствования процесса непрерывного образования для всех сотрудников предприятий
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р Основным направлением развития системы образования должна стать реструктуризация сегмента высшего образования, углубление кооперации вузов с передовыми компаниями реального сектора экономики и научными организациями
Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного * климата в регионе Требования стандарта предусматривают наличие в региональных образовательных учреждениях специальных программ, направленных на удовлетворение потребностей предприятий региона и созданных с участием хозяйствующих субъектов, а также наличие механизмов подготовки кадров, востребованных инвесторами
* Утвержден решением наблюдательного совета АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» от 03.05.2012, протокол № 2. URL: http://asi.ru.; Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе: приказ Министерства регионального развития РФ от 24.09.2013 № 408.
до 2020 года и других перечисленных документов в Челябинском государственном университете кафедрой учета и финансов экономического факультета был инициирован проект: «Стратегическое партнерство - эффективная модель сетевого взаимодействия образовательного учреждения и работодателя»2.
Как и любое другое важное начинание, проект в области образования требует четкой формулировки целей и задач, обеспечивающих его успешную реализацию. Целью данного проекта является разработка механизма применения гибкой системы формирования компетенций выпускников при реализации образовательных программ подготовки бакалавров, специалистов и магистров на основе использования сетевых форм взаимодействия с работодателями, базирующихся на стратегическом партнерстве.
2 Селиверстова А.В. «Стратегическое партнерство» - эффективная модель сетевого взаимодействия образовательного учреждения и работодателя в рамках развития инновационной инфраструктуры / А.В. Селиверстова, И.Ю. Кудрявцева, Е.С. Ткач // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 5. С. 19-23.
Для реализации указанной цели определены следующие задачи:
1) разработка совместно с работодателями базового (эталонного) перечня навыков, компетенций выпускника для соответствующего сектора экономики;
2) разработка механизма взаимодействия в учебном процессе преподавателей университета и практиков на основе дуального обучения;
3) разработка учебно-методического обеспечения для проведения «партнерских» занятий.
На основе полученного в ходе реализации проекта опыта было выявлено 2 основных возможных направления участия работодателей-партнеров в деятельности образовательного учреждения.
Во-первых, интеграция в общий образовательный процесс через различные формы сетевого взаимодействия, обеспечение непосредственного участия в разработке дополнительных профессиональных компетенций, требуемых выпускнику для успешной работы и карьеры на предприятии.
Во-вторых, формирование индивидуальных траекторий обучающихся (определение индивидуального набора учебных дисциплин в рамках кредитно-модульной технологии, реализуемых в виде дисциплин по выбору; возможность введения дополнительных дисциплин, не предусмотренных в основной образовательной программе, но реализуемых вузом по заказу работодателя-партнера; определение количества и направлений стажировок, необходимых студенту в ходе обучения и др.)
Каждое из направлений реализуется на основе комплексной программы, представляющей собой результат совместного труда работодателя-партнера и кафедры-разработчика.
В ходе реализации рассматриваемого проекта может возникнуть ряд рисков, имманентно присущих любому виду проектной деятельности. Проекты в сфере образования, в отличие от проектов, реализуемых в иных сферах хозяйственной деятельности, характеризуются рядом специфических особенностей и характеристик. Важным документом, определяющим основы анализа рисков, систему мер, направленных на их идентификацию, оценку и минимизацию, является уже упоминавшаяся выше Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Основные виды рисков, перечисленные в программе, могут быть идентифицированы относительно рассматриваемого проекта.
К источникам внутренних рисков можно отнести факторы внутренней среды образовательного учреждения, к источникам внешних рисков - все, что находится за ее пределами. Каждый вид риска в свою очередь может быть детализирован путем выделения отдельных его подвидов, отражающих те или иные специфические характеристики, присущие проектам, реализуемым на стыке образования, науки и бизнеса.
К рискам, определяемым внутренней средой образовательного учреждения, можно отнести следующие: финансово-экономические, организационные, управленческие, социальные, риски нормативно-правового регулирования, а также обусловленные региональными особенностями.
Финансово-экономические риски возникают при нехватке финансовых ресурсов для финансирования основных направлений реализации проекта. Наличие данного вида рисков связано с тем, что в результате софинансирования деятельности по достижению целей проекта может возникнуть ухудшение финансово-экономического положения партнеров.
В качестве подвидов данных видов рисков предлагается выделить, например, следующие:
- риск недостаточности финансирования проекта в связи со слабой инвестиционной привлекательностью образовательного учреждения;
- риск снижения стоимости образовательных услуг и, как следствие, снижение их качества в силу обострения конкуренции между образовательными учреждениями;
- риск сокращения количества студентов в связи с повышением стоимости услуг в целях подъема их качества;
- риск возникновения кризисных явлений реализации проекта в связи с циклическими колебаниями экономической конъюнктуры мировых и отечественных финансовых рынков;
- риск несоответствия существующей материальной базы образовательного учреждения требованиям партнеров.
Минимизация финансово-экономических рисков возможна посредством расширения сети стратегических партнеров, определения круга участников проекта на основе заранее установленных критериев отбора. В качестве критерия отбора можно рассматривать показатели финансового состояния организации, определяемые на основе данных публично размещаемой отчетности. Могут быть установлены дополнительные параметры, такие как социальный имидж организации и ее руководителей, участие в ранее реализуемых образовательным учреждением проектах (своеобразная проектная история), медийная история партнеров и пр.
Организационные риски обусловлены низкой эффективностью организации деятельности партнеров. Среди причин возникновения рисков выделяются следующие: ошибки планирования и прогнозирования; несовершенство системы координации и регулирования работ партнеров; проблемы системы внутреннего контроля проекта; недостаточный уровень квалификации сотрудников; непродуманные решения руководителя проекта и др.
В качестве специфических подвидов организационных рисков, идентифицируемых относительно проектов стратегического партнерства образовательного учреждения и бизнес-сообщества, можно выделить следующие:
- риск готовности руководства к инновационной деятельности, связанный со сложностью своевременного принятия решений в условиях неопределенности;
- риск несоблюдения сроков, планов, программ реализации индивидуальных образовательных траекторий;
Угрозы и безопасность Threats and security - 33 -
- риск формирования компетенций, не соответствующих установленным критериям. Управленческие риски - риски, причиной возникновения которых является неэффективность управления процессами реализации проекта, несогласованность действий его основных исполнителей, соисполнителей и участников.
Возможные подвиды рисков:
- риск недостаточности психологической уверенности руководства в достижении требуемых результатов деятельности образовательного учреждения в связи со сложной системой определения ее эффективности, как правило, из-за большого количества качественных показателей;
- риск принятия управленческих решений, не обеспечивающих эффективной реализации проекта;
- риск нехватки квалифицированных кадров, обладающих необходимыми опытом и знаниями в области реализации проектов образования, науки и бизнеса.
Организационный и управленческий риски тесно связаны между собой. Их идентификация может быть затруднена в связи с тем, что на практике достаточно сложно разделить возможные потери и убытки, возникшие в результате нарушений в организационных или управленческих процессах. Указанная проблема идентификации и оценки данного вида рисков может быть решена на основе интегрированного подхода, ведь ошибочная организационная схема может привести к неэффективному управлению процессом реализации проекта.
Минимизация организационно-управленческих рисков проекта может быть достигнута на основе организации единого координационного органа, призванного обеспечить постоянный и оперативный мониторинг, а также оперативную корректировку планов и программ на основе анализа данных, полученных в ходе мониторинга. В качестве важного направления снижения рисков может быть рассмотрена предварительная разработка инструментов мониторинга до начала реализации проекта.
Следующая группа рисков, как уже было отмечено, объединяет риски, внешние по отношению к организации и поэтому независимые от ее деятельности, каких-либо организационных или управленческих решений.
Риски нормативно-правового регулирования обусловлены перманентными процессами модернизации законодательной и нормативной базы, ее совершенствованием путем принятия новых или
внесения изменений в уже существующие документы, регулирующие деятельность различных предприятий и организаций, в том числе и в системе образования. Возможные подвиды данных видов рисков:
- риски принятия региональных программ развития образования, ориентированных на приоритетную подготовку выпускников в узконаправленных сферах деятельности;
- риск принятия нормативных документов, не прошедших широкое общественное обсуждение;
- риски изменения федеральных государственных образовательных стандартов;
- риски необходимости изменения ранее принятых принципов и программ реализации проекта в силу влияния международных тенденций в развитии образования, новаций в отечественной системе образования.
Эффективность управления данными рисками определяется качеством мониторинга законодательства и оперативного внесения необходимых изменений в локальные нормативные документы.
Социальные риски могут возникнуть в силу консервативности общественного мышления, в результате сопоставления вновь вводимых и традиционных форм обучения. Минимизация такого вида рисков достигается на основе активного вовлечения общественности в обсуждение основных целей, задач и механизмов развития образования и демонстрирования положительных результатов, достигнутых в результате реализации проекта в средствах массовой информации. Возможные подвиды рисков:
- риск потери имиджа образовательного учреждения или партнера из-за дифференциации качества образовательных услуг по реализуемым траекториям;
- риск отсутствия возможности трудоустройства в случае ограниченного количества организаций, имеющих потребности в узкоспециализированных выпускниках;
- риск профессионального самоопределения -может возникнуть при отклонении студентом первоначального профессионального выбора в связи с обретением новой информации;
- риск формирования компетенций, не соответствующих текущим запросам общества в силу возможных изменений на рынке труда. Риски, обусловленные региональными особенностями, определяются существующими различиями регионов. В силу объективных причин разные субъекты РФ характеризуются разным уровнем
-45 (282) - 2014-
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: NATIONAL INTERESTS:
приоритеты и безопасность priorites and security
финансовых и управленческих возможностей реализации образовательного процесса. Возможные подвиды рисков:
- риск слабой диверсификации партнеров в связи с экономической специализацией региона и на этой основе проблема выбора образовательной траектории со стороны студента;
- риск снижения потенциального количества обучающихся в связи со сложной демографической ситуацией в регионе;
- риск отсутствия в регионе социального заказа на выпускников, обладающих компетенциями, необходимыми для реализации стратегии развития и обеспечения национальной безопасности страны.
Снижение описанных рисков возможно за счет анализа перспективной потребности рынка труда путем качественного его мониторинга, разработки совместно с представителями бизнес-сообщества стратегии реализации проекта на основе учета не только взаимных интересов партнеров, но и соблюдения принципов обеспечения национальной безопасности.
Реализация проекта стратегического партнерства в качестве субъекта управления рисками предполагает образовательное учреждение, в качестве объекта - работодателя-партнера, а также обучаемого, соблюдение интересов которого является непреложным принципом реализации проекта.
Успехи в области управления рисками и обеспечения безопасности проекта определяются его результативностью для вуза, работодателя-партнера и общества в целом.
Предполагаемые результаты проекта для стратегических партнеров и общества заключаются в следующем:
- качество образования будет непосредственно оцениваться представителями бизнеса и другими заинтересованными лицами, которые получат возможность участвовать в корректировке учебного процесса, тем самым активно влияя на ход реализации проекта;
- повысится гибкость процесса подготовки выпускников вуза;
- качество образовательных услуг будет больше удовлетворять требования работодателей;
- улучшится информационная составляющая обеспечения учебного процесса и его результатов, вследствие чего будет происходить перманентное вовлечение новых стратегических партнеров в реализацию проекта;
- представители бизнеса и другие заинтересованные лица будут участвовать в формировании кадров, обладающих необходимыми им компетенциями с опытом практической деятельности. Положительные результаты, связанные с реализацией проекта, для студентов будут заключаться в следующем:
- создается мотивация студентов к выбору индивидуальной траектории обучения;
- появляется возможность прохождения практики на предприятиях (в организациях), являющихся лидерами реального сектора экономики, а также возможность дальнейшего трудоустройства по выбранному направлению, профилю или специальности;
- студенты участвуют в различных исследованиях, заказываемых предприятиями - участниками проекта.
Таким образом, рассматриваемый в данной статье проект демонстрирует широкие возможности применения механизма сетевых взаимодействий работодателей и образовательных учреждений посредством стратегического партнерства. Реализация подобных проектов, несомненно, будет способствовать решению первоочередных задач государства в сфере обеспечения безопасности образования на основе интеграции передовых технологий в образовательный процесс, модернизации образовательной среды и минимизации возникающих в связи с этим рисков.
Список литературы
1. Барышников М.Ю. Стратегическое партнерство как механизм увеличения капитала бренда высших учебных заведений: анализ российской практики / М.Ю. Барышников, К.С. Еленев // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 43.
2. Глаголев С.Н. Система помощи в трудоустройстве студентов и выпускников // Совет ректоров. 2012. № 8. С. 66-72.
3. Гуськова Н.Д. Стратегическое партнерство вуза: принципы формирования и развития / Н.Д. Гуськова, И.Н. Краковская // Высшее образование в России.2013.№ 7. С. 95-98.
4. Гречко М.В. Современное состояние и основные доминанты развития национального института образования в социально ориентированной экономике // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 16. С. 40-48.
5. Гречко М.В. Противоречия и проблемы реформирования отечественных вузов на этапе пос-
троения информационного общества и экономики знаний // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 43. С. 15-20.
6. Гречко М.В., Горгорова В.В. Формирование модели «эффективной экономики» России в аспекте перехода к опережающему развитию // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 30. С. 14-29.
7. Дружинина С.В._ Интегральная результативность использования трудовых ресурсов в условиях инновационной экономики (на примере Санкт-Петербурга, 2005-2011 гг.) // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 27. С. 2-6.
8. Куликова Ю.П. Необходимость создания многофункциональных инновационных структур в системе высшего образования // Альманах совре-
менной науки и образования. 2012. № 6. С. 91-93.
9. Ташкинов А.А. Стратегическое партнерство вузов и бизнес-сообщества / А.А. Ташкинов, Н.А. Шевелев, А.Н. Данилов, В.Ю. Столбов // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 6. С. 44-52.
10. Фадейкина Н.В. Формирование и реализация инновационной политики вуза в условиях функционирования системы менеджмента качества / Н.В. Фадейкина, М.В. Черепанова. Новосибирск: Сибирская академия финансов и банковского дела, 2007. 164 с.
11. Хрусталёв Е.Ю., Баранова Н.М. Интеллектуальные семантические модели для повышения качества образовательных и научно-исследовательских процессов // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 35. С. 2-10.
National interests: priorities and security Threats and security
ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
ENSURING NATIONAL SECURITY ON THE BASIS OF STRATEGIC PARTNERSHIP OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND EMPLOYERS
Anna V. SELIVERSTOVA, Irina Yu. KUDRYAVTSEVA, Elena S. TKACH
Abstract
Importance In the conditions of growing geopolitical intensity, ensuring the national security becomes the most important problem of long-term development of the Russian Federation. One of directions of ensuring the national security is sustainable development of education, active participation of employers in educational process on the basis of strategic partnership.
Objectives The objective of the research is to define the essence of strategic partnership of an educational institution and employers on the basis of network interactions and its role in ensuring the national security. To solve the problems arising during a strategic partnership project implementation we set the following tasks: to specify the main idea of the "strategic partnership" concept; to study the risks arising during this project implementation; to consider mechanisms of the risk minimization; to define the expected results of the project.
Methods Using a comparative analysis, we considered the views of various authors on the essence of the
"strategic partnership" concept presented in modern publications. On the basis of available practical experience, we studied the main content of the "strategic partnership" project, possible risks, mechanisms of their minimization, and identified the expected results. Results We have presented a definition of the "strategic partnership" concept, developed the main areas of strategic partnership project implementation, identified and classified risks arising in the course of project realization, considered the mechanisms of risk mitigation, and identified the expected results of implementing the forms of network interaction of educational institutions and employers based on strategic partnership.
Conclusions and Relevance The offered definition of the "strategic partnership" concept will enable to get a better idea of the form of network interactions of employers and higher educational institutions for the purpose of joint training of highly professional experts. The requirements of the society and the State determine the competence level of the experts. This contributes to implementation of one of the main objectives, i.e.
ensuring national security of the Russian Federation. The offered mechanisms of risk mitigation can serve as tools for institutions of higher education during their implementation of strategic partnership projects.
Keywords: strategic partnership, education, network interactions, risks, national security, competences
References
1. Baryshnikov M.Yu. Strategicheskoe partnerstvo kak mekhanizm uvelicheniya kapitala brenda vysshikh uchebnykh zavedenii: analiz rossiiskoi praktiki [Strategic partnership as a mechanism for enhancing brand equity of higher educational establishments: an analysis of the Russian practice]. Upravlenie ekonomicheskimi siste-mami - Management of economic systems, 2012, no. 43.
2. Glagolev S.N. Sistema pomoshchi v trudoustr-oistve studentov i vypusknikov [A system of assistance in employing students and graduates]. Sovet rektorov -Council of rectors, 2012, no. 8, pp. 66-72.
3. Gus'kova N.D. Strategicheskoe partnerstvo vuza: printsipy formirovaniya i razvitiya [Strategic partnership of higher educational establishments: principles of formation and development]. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher education in Russia, 2013, no. 7, pp. 95-98.
4. Grechko M.V. Sovremennoe sostoyanie i os-novnye dominanty razvitiya natsional'nogo instituta obrazovaniya v sotsial'no orientirovannoi ekonomike [The current status and the main dominants of development of the national institution of education in socially-oriented economy]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost '- National interests: priorities and security, 2009, no. 16, pp. 40-48.
5. Grechko M.V. Protivorechiya i problemy reformi-rovaniya otechestvennykh vuzov na etape postroeniya informatsionnogo obshchestva i ekonomiki znanii [Contradictions and problems of reforming national institutions of higher education at the stage of building the information society and knowledge economy]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost'- National interests: priorities and security, 2011, no. 43, pp. 15-20.
6. Grechko M.V., Gorgorova V.V. Formirov-anie modeli effektivnoi ekonomiki Rossii v aspekte perekhoda k operezhayushchemu razvitiyu [Building the efficient economy model in Russia in terms of transition to faster growth]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost '- National interests: priorities and security, 2014, no. 30, pp. 14-29.
7. Druzhinina S.V. Integral'naya rezul'tativnost' ispol'zovaniya trudovykh resursov v usloviyakh in-
novatsionnoi ekonomiki (na primere Sankt-Peterburga, 2005-2011 gg.) [The integrated results of using labor resources in the innovation economy (the case of St. Petersburg, 2005-2011)]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya - Financial analytics: science and experience, 2012, no. 27, pp. 2-6.
8. Kulikova Yu.P. Neobkhodimost' sozdaniya mnogofunktsional'nykh innovatsionnykh struktur v sisteme vysshego obrazovaniya [The necessity for creating multi-functional innovation structures in the higher education system]. Al'manakh sovremennoi nauki i obrazovaniya - Almanac of modern science and education, 2012, no. 6, pp. 91-93.
9. Tashkinov A.A. Strategicheskoe partnerstvo vuzov i biznes-soobshchestva [The strategic partnership of institutions of higher education and business community]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz -University management: practice and analysis, 2011, no. 6, pp. 44-52.
10. Fadeikina N.V. Formirovanie i realizatsiya innovatsionnoi politiki vuza v usloviyakh funktsionirov-aniya sistemy menedzhmenta kachestva [Formation and implementation of innovation policy of higher educational institutions under conditions of quality management system functioning]. Novosibirsk, Siberian Academy of Finance and Banking Publ., 2007, 164 p.
11. Khrustalev E.Yu., Baranova N.M. Intellektual'nye semanticheskie modeli dlya povy-sheniya kachestva obrazovatel'nykh i nauchno-issledovatel'skikh protsessov [Intelligent and semantic models for enhancing the quality of educational and research processes]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika - Economic analysis: theory and practice, 2013, no. 35, pp.2-10.
Anna V. SELIVERSTOVA
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk,
Russian Federation
Irina Yu. KUDRYAVTSEVA
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russian Federation [email protected]
Elena S. TKACH
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russian Federation [email protected]