ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37.378 DOI: 10.47475/1999-5407-2021-10209
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА
«ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС»
К. В. Горшкова, Л. Н. Лубожева
Челябинский государственный университет, Челябинск
Данное исследование представляет изучение личностно ориентированного характера обучения иностранному языку в ВУЗе. В работе раскрывается понятие «личностно ориентированное обучение» и принципы данного подхода, демонстрируется метод «Перевернутый класс» как метод, имеющий основные характеристики личностно-ориентированного подхода к обучению; результаты анализа опыта применения данного метода зарубежными исследователями. Основной целью статьи является привлечение интереса отечественных педагогов к применению метода «Перевернутый класс» в вузах.
Ключевые слова: личностно ориентированный характер, метод «перевернутый класс», субъект-субъектные отношения, дистанционное обучение, принципы личностно ориентированного подхода.
В современных высших учебных заведениях иностранный язык включен в большинство программ технического и гуманитарного направления подготовки. Умение общаться на английском языке становится одним из самых важных в постоянно меняющейся реальности. Сегодня сложно стать успешным и востребованным профессионалом, не владея одним из самых главных мировых языков. На данный момент актуальной задачей теории и практики высшего образования является построение образовательного процесса на основе личностно ориентированного подхода.
Личностно-ориентированный характер обучения влияет на все компоненты системы образования и на весь учебно-воспитательный процесс в целом. По мнению Д. А. Белухина, личностно ориентированный характер обучения основывается на гуманистической направленности и «психотерапевтическом характере деятельности педагога и имеет своей целью свободное, творческое развитие личности человека». Именно такой характер обучения позволяет раскрыть весь потенциал обучающегося, способствует созданию благоприятной обучающей и воспитывающей среды. Такой характер обучения предполагает учет индивидуальности каждого обучающегося, направленность на личность и самовыражение.
Согласно исследованиям ученых, основными принципами личностно -ориентированного подхода являются следующие положения:
1. Принцип самоактуализации. Каждый обучающийся имеет потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление обучающихся к проявлению и развитию своих природных свойств и социально-приобретенных возможностей.
2. Принцип индивидуальности. Главная задача педагога - создание возможностей для формирования индивидуальности личности. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности обучающегося, но и содействовать их дальнейшему развитию.
3. Принцип субъектности. В данном случае необходимо помочь обучающемуся стать подлинным субъектом жизнедеятельности в коллективе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания и обучения.
4. Принцип выбора. Формирование индивидуальности невозможно без выбора. Логично, чтобы обучающийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса.
5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности обучающегося и уникальность учебной группы
6. Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности [2].
Необходимость поставить обучающегося в центр учебного процесса, придать учебному процессу реальную практическую направленность заставляет отдавать предпочтение такому методу обучения, как «Перевернутый класс».
По мнению Т. Ю. Павельева, «Перевёрнутый класс» - технология, так как «студенты впервые знакомятся с новым материалом за пределами класса, как правило, через чтение или видео лекции, а затем используют время урока, чтобы сделать более трудную работу по ассимиляции этих знаний, возможно, через решение задач, обсуждение или дебаты» [9].
В определении, предложенным М. В. Ворониной, «Перевёрнутый класс» представлен как педагогический подход, где «обучение непосредственно переходит от пространства обучения группы к отдельному, индивидуальному пространству обучения, а конечное пространство группы преобразуется в динамичную интерактивную среду обучения, где преподаватель ведёт студентов, когда они применяют концепции и творчески участвуют в изучении предмета» [7]. Другими словами, традиционная схема обучения «переворачивается». Преподаватель больше не является центральной фигурой процесса обучения. Он становится помощником в овладении материала, даёт обучающимся возможность почувствовать собственную ответственность за учебный процесс, развить критические навыки мышления при подготовке вопросов по изученному самостоятельно материалу.
Н. А. Белашевская говорит о перевёрнутом классе как о модели и компоненте смешанного обучения: «Модель «Перевёрнутый класс» как один из компонентов современной технологии смешанного обучения (Blended Learning) используется для организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся по освоению программного или дополнительного учебного материала». При этом «для данной модели обучения характерно чередование компонентов очного и дистанционного (электронного) обучения» [5].
О. К. Мельникова и А. А. Благовещенская в своей работе придерживается мнения, что «Перевёрнутый класс» - это метод и утверждают, что он «является разновидностью смешанного обучения, поскольку сочетает традиционные формы обучения с элементами электронного обучения» [8].
По мнению А. А. Вербицкого, методом обучения «называют упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности педагога и обучающегося (обучающихся), направленной на достижение целей обучения, воспитания и развития личности субъектов» [6].
В нашем исследовании мы придерживаемся мнения О. К. Мельниковой и А. А. Благовещенской о том, что «Перевёрнутый класс» - это метод обучения.
При личностно-ориентированном подходе обучения иностранному языку в вузе и использовании изучаемого метода обучения создаются особые отношения между
педагогом и обучающимся, и так же между самими обучающимися, формируется многообразная обучающая и воспитывающая среда, часто с выходом за пределы учебных занятий.
Метод «Перевернутый класс» относится к явлениям гуманистического направления в педагогике. Данный метод обладает большой гибкостью и обеспечивает полную вовлеченность обучающихся в учебный процесс, в ходе которого обучающиеся учатся мыслить критично и прорабатывать поставленные перед ними задачи. При этом, аудиторная и внеаудиторная работа меняются местами. Обучающиеся предварительно готовятся к занятию самостоятельно вне учебного заведения - читают статьи, смотрят видео, изучают конспекты, составляют вопросы для занятия. Самым главным преимуществом является то, что каждый обучающийся уделяет столько времени на подготовку, сколько ему нужно, чтобы полностью усвоить материал.
Исходя из вышесказанного, при использовании метода «перевернутый класс» в образовательном процессе, обучающийся находится в центре обучения: аудиторные задания направлены на применение знаний, полученных дома, и выявление проблемных зон при освоении материала, позволяют студенту глубже вникнуть в изучаемую проблематику и дают возможность освоить сложный материал при поддержке преподавателя, что придает личностно-ориентированный характер данному процессу.
Рассмотрим основные характеристики метода «перевернутый класс» через призму принципов личностно-ориентированного подхода к обучению:
1. Развивается самостоятельность студентов в освоении дисциплины: внеаудиторная деятельность не только охватывает теоретические блоки материала, но и погружает в проблематику. Обучающийся становится более ответственным, так как он сам может контролировать процесс освоения материала, его скорость, процесс оценивания результатов, а значит и сам процесс обучения. Преподаватель, в свою очередь, старается поддержать обучающегося, доверяя ему осваивать материал в индивидуальном режиме. Таким образом, прослеживается один из принципов личностно-ориентированного обучения - принцип поддержки и доверия.
2. Понятие «перевернутое обучение», безусловно, не является синонимичным видео обучению онлайн, не заменяет преподавателя видео технологиями и не является дистанционным видом обучения, как и не предполагает постоянную работу студентов за компьютерами на аудиторных занятиях или изоляцию студента в процессе обучения [10]. В перевернутом обучении особое значение приобретает взаимодействие преподавателя и обучающегося, осмысленный подход к предлагаемым заданиям в процессе живого общения. Преподавателю необходимо показать обучающемуся как использовать полученные самостоятельно знания в реальных ситуациях. В связи с чем, задания, предлагаемые на аудиторных занятиях, должны охватывать все сферы жизнедеятельности обучающегося, а результаты данной деятельности должны быть применимы на практике, тем самым обогащая жизненный опыт обучающегося. В данном случае можно отметить проявление еще одного принципа личностно-ориентированного подхода - принципа субъектности.
3. Создаются предпосылки для персонализации обучения и развития творческого потенциала, прежде всего, это изучение материала, вынесенного для самостоятельной работы, в индивидуальном режиме. Но самое главное, это подбор заданий для аудиторной работы. При использовании метода «Перевернутый класс» на занятиях всегда используется групповая работа и работа в парах. Преимущество групповой работы в том, что команда включает в себя обучающихся с разным уровнем владения иностранным языком, где каждый имеет часть задания по силам, согласно своей индивидуальности, но при этом вся группа, выполняя свои задания, пытается достичь общей цели. Работая на общий результат, участники команды поддерживают и помогают друг другу. При этом,
следует отметить, что обучающийся самостоятельно выбирает часть задания, используя возможность выбора. Задания могут быть творческими, направленными на создание какого - либо продукта или связанными, например, с оформлением документации. Эти характерные особенности демонстрируют такие принципы личностно-ориентированного подхода к обучению как принцип индивидуальности, принцип выбора и принцип творчества и успеха [10].
При использовании метода «Перевернутый класс» повышается адаптивность учебного материала в различных образовательных средах с учетом индивидуальных потребностей обучающихся и создаются равные условия для обучающихся с разными навыками относительно предметно-логического мышления.
Основное преимущество метода «Перевернутый класс» при организации личностно-ориентированного обучения в вузе заключается в формировании навыков практического применения знаний и повышении мотивации к профессионально-личностному развитию. Став активными участниками образовательного процесса, обучающиеся приучаются самостоятельно получать новые знания, решая, что, каким образом и где лучше изучить [11].
Таким образом, «Перевернутый класс» - это метод обучения, в котором реализуется совместная деятельность обучающегося и педагога на основе субъект-субъектных отношениях, а организация и проведение учебной деятельности строится на основе сочетания элементов традиционного и электронного обучения. Так, например, теоретический материал изучается обучающимися дома при помощи электронных ресурсов, а практические задания выполняются на занятиях; контрольные мероприятия могут быть проведены как очно, так и дистанционно. Являясь вариацией смешанного обучения, при котором теоретический материал изучается обучающимися самостоятельно внеаудиторно, что позволяет выполнить большее количество практических заданий на закрепление изученного материала во время занятия, исследуемый метод предоставляет обучающимся некоторую автономность при обучении. Более того, это метод обучения, при котором преподаватель выступает в роли медиатора учебного процесса, а обучающийся - в роли человека, несущего ответственность за полученные результаты обучения с использованием деятельностно-конструктивистского подхода.
По результатам теоретического исследования удалось выявить, что метод «Перевернутый класс» не часто применяется в российских образовательных учреждениях. Ситуация в зарубежных колледжах и вузах прямо противоположная, о чем свидетельствуют результаты исследований зарубежных коллег [4; 5; 8; 11 и др.].
В Китае метод оказался эффективным при обучении студентов колледжей как с низким уровнем знания языка, так и с высоким. Исследования доказали, что «Перевёрнутый класс» способствовал включению обучающихся в работу, усилению роли обучающегося, который становится субъектом обучения практически наравне с преподавателем, развитию умения обучаться как независимо (дома), так и в команде (в аудитории) [4]. Экспериментальной группой стали 25 китайских обучающихся со знанием языка на уровне low-intermediate одного из китайских профессиональных колледжей. В конце каждого занятия студентам открывался доступ к учебным материалам для предстоящего занятия. Перед ним обучающиеся обменивались идеями, пытались обсудить непонятные моменты. Во время занятия преподаватель оценивал домашнюю работу обучающихся, задавая им вопросы, связанные с материалом, который должен был быть изучен. Затем обучающимся предстояло применить все новые знания на практике, выполняя ряд коммуникативных задач, включающих ролевые игры, ситуационные диалоги или краткие монологи. Чтобы оценить эффективность метода в повышении учебной мотивации и совершенствовании разговорного английского языка обучающихся, были проведены устный и письменный опросы, а также тест на определение уровня речевого общения на английском языке. В данном случае «Перевёрнутый класс» мотивировал обучающихся
проводить больше времени и прилагать больше усилий на подготовку к каждому занятию. Метод также предоставил возможности для обсуждения различных вопросов обучающихся как дома, при подготовке к занятию, так и в аудитории. Кроме того, метод способствовал кооперативному изучению английского языка. Обучающиеся сплочённо работали над новым материалом, помогая друг другу понять его как можно лучше. Результаты также информируют нас о том, что студенты стали более вовлечёнными в различные коммуникативные задания. Обучающиеся, кроме того, оказались более активными во время занятий. Подводя итог китайскому описанию опыта внедрения метода «Перевёрнутый класс» в процесс обучения иностранному языку, хотелось бы подчеркнуть, что метод активирует личностно-ориентированный подход, трансформируя обучающихся в «независимых наставников своего собственного обучения» [4].
Далее обратимся к опыту Иранских исследователей, которые использовали платформу «Telegram» при внедрении метода «Перевёрнутый класс» в свою работу. Целью эксперимента стало наблюдение за развитием навыков аудирования и устной коммуникации у обучающихся. Отметим, что в отличие от китайского эксперимента группы было две - экспериментальная и контрольная. В начале исследования были проведены тесты с целью контроля за прогрессом или его отсутствием. Результаты показали значительную разницу в результатах тестов в пользу экспериментальной группы. По результатам опроса отмечена позитивная реакция обучающихся на метод «Перевёрнутый класс». Обучающиеся восприняли новый метод воодушевлённо, поняв, что он поможет им добиться больших успехов в изучении английского языка [11].
Рассмотрим опыт внедрения изучаемого метода в Афганистане. Исследование 2016-го года, в котором принимало участие 72 обучающихся, изучающих английский язык, показало, что метод способствовал развитию устных коммуникативных навыков. В исследовании отмечено, что важен добросовестно подготовленный преподавателем материал и спланированный урок.
В экспериментальной работе исследователей из одного из университетов Таиланда 2017-го года участвовали 46 участников. Эксперимент был сконцентрирован на развитии лексических и грамматических навыков. Обучающимся предлагались видео-лекции, на основе которых на занятии разыгрывались ролевые игры с целью практики устной речи. Контрольная группа состояла из 48-и участников, которые обучались с использованием традиционных методов без видео-лекций. Результаты показали, что экспериментальная группа получила более высокие оценки в итоговом тесте по сравнению с контрольной группой. Студенты позитивно отреагировали на использование данного метода при обучении. Отмечено, что обучающиеся проводят значительную часть времени на занятии в продуктивном общении, совершенствовании разговорных навыков [8].
Интересен эксперимент французского исследователя Венсана Файе, который, рассматривая исследуемый концепт как технологию, в 2014-м году включил её в свои уроки в парижском лицее. Оказалось, что обучающиеся, которые успешно работали при использовании традиционных методов были менее успешны в ситуации с применением метода «Перевёрнутый класс», а обучающиеся, имеющие более низкий уровень знаний в традиционных рамках были более успешны в ситуации обучения на основе метода «Перевернутый класс» [5].
Личностно-ориентированное обучение иностранному языку предполагает активное иноязычное общение обучающихся, поэтому крайне важно на занятии найти способ вовлечения обучающихся в реальную языковую коммуникацию, в информационный обмен, смоделировать реальный процесс вхождения в культуру и профессиональную деятельность с использованием изучаемого языка. Анализ теоретических источников по теме и обобщение опыта практики обучения иностранным языкам показал, что личностно-ориентированный подход позволяет внедрить в учебный процесс активные
формы обучения, способствующие развитию иноязычных компетенций и творческих способностей студентов; развивать самостоятельность, критическое мышление. При этом, метод обучения «Перевернутый класс» в наибольшей степени отвечает принципам личностно-ориентированного подхода.
Список литературы
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. -448 с. -Текст : непосредственный.
2. Белухин, Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики. Часть 1 / Д. А. Белухин. - М. : Издательство «Институт практической практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 318 с. -Текст : непосредственный.
3. Билюк, Е. Г. Создание ситуации успеха для каждого ученика / Е. Г. Билюк, Н. С. Круглова. - Текст : электронный // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 7 (часть 2) - С. 67-68. - URL: https://expeducation.ru/ru/article/ view?id=5562 (дата обращения: 02.02.2021).
4. Гладких, Д. С. Использование технологии Flipped Classroom при обучении иноязычной письменной речи в старшей школе / Д. С. Гладких. - Текст : электронный // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. - 2018. - № 14. - С. 118-123. - URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=37607234 (дата обращения 22.07.2021).
5. Енбаева, Л. В. Технология Flipped Classroom на уроке английского языка / Л. В. Енбаева, М. А. Иванова. - Текст : электронный // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. - 2017. -№ 13. - С. 131-135. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32382209 (дата обращения 22.07.2021).
6. Кобзева, Н. А. Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и практики обучения иностранному языку / Н. А. Кобзева. - Текст : электронный // Молодой ученый. - 2011. - № 3 (26). - Т. 2. - С. 118-121. - URL: https:// moluch.ru/archive/26/2790/ (дата обращения: 02.07.2021).
7. Локалова, Н. П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика / Н. П. Локалова. - Текст: электронный // Учебное пособие. -СПб.: Питер, 2009. - 368 с. - URL: https://studfile.net/preview/1811813/ (дата обращения: 08.07.2021).
8. Серёгина, И. Н. Формы организации учебной деятельности детей с СДВГ в школе и дома / И. Н. Серёгина. - Текст: электронный // Школьные Технологии. - 2014. -№ 2. - C. 119-126. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21705825 (дата обращения 02.07.2021).
9. Современные педагогические технологии : учебное пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям / Автор-составитель: О. И. Мезенцева; под. ред. Е. В. Кузнецовой; Куйб. фил. Новосиб. гос. пед. ун-та. -Новосибирск : ООО «Немо Пресс», 2018. - 140 с. - URL: http://ouartyn.mur.obr55. ru/files/2018/12/Учебное-пособие.-О.-И.-Мезенцева-Современные-педагогические-технологии^Г (дата обращения: 08.07.2021). - Текст : электронный.
10. Bergmann, J. The Flipped Class: Myths vs. Reality / J. Bergmann, J. Overmyer, B. Wilie. - Текст : электронный // The Daily Riff. - 2011, July. - URL: http://www.thedailyriff. com/articles/the-flipped-class-conversation-689.php (дата обращения: 08.07.2021).
11. Mohan, D. Flipped Classroom, Flipped Teaching and Flipped Learning in the Foreign/ Second Language Post-Secondary Classroom / D. Mohan. - Текст : электронный // Second
Language Pedagogies: From Theory to Practice. - 2018. - Vol. II. - № 11. - URL: https:// joumaUib.uoguelph.ca/index.php/nrsc/artide/view/4016 (дата обращения: 22.05.2021).
ENSURING THE PERSONALLY ORIENTED NATURE OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE AT THE UNIVERSITY THROUGH THE «FLIPPED CLASS» METHOD
K. V. Gorshkova
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, [email protected]
L. N. Lubozheva
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, [email protected]
This study presents the study of the personality-oriented nature of teaching of a foreign language at a university. The work reveals the concept of "personality-oriented learning" and the principles of this approach. The study demonstrates the "Flipped class" method as the method that has the main characteristics of a student-centered approach to learning. Besides the results of the application of this method by foreign researchers are illustrated in this work. The main purpose of the article is to attract the interest of Russian researchers to the application of the "Flipped class" method in universities.
Key words: personality-oriented character; flipped class method; subject-subject relations, distance learning, principles of a personality-oriented approach.
References
1. Azimov, E. G. and SHCHukin, A. N. (2009). Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponyatij (teoriya i praktika obucheniya yazykam) [New dictionary of methodical terms and concepts (theory and practice of teaching languages)]. Moscow, Izdatel'stvo IKAR, 448 p. (in Russ.).
2. Beluhin, D. A. (1996). Osnovy lichnostno orientirovannoj pedagogiki. CHast' 1 [Fundamentals of personality-oriented pedagogy. Part 1]. Moscow, Izdatel'stvo «Institut prakticheskoj prakticheskoj psihologii»; Voronezh, NPO «MODEK», 318 p. (in Russ.).
3. Bilyuk, E. G. and Kruglova, N. S. (2014). Sozdanie situacii uspekha dlya kazhdogo uchenika [Creating a situation of success for each student]. Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education], 7 (part 2), pp. 67-68, available at: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5562, accessed 02.02.2021 (in Russ.).
4. Gladkih, D. S. (2018). Ispol'zovanie tekhnologii Flipped Classroom pri obuchenii inoyazychnoj pis'mennoj rechi v starshej shkole [Using the Flipped Classroom technology in teaching foreign language writing in high school]. Problemy romano-germanskoj filologii, pedagogiki i metodiki prepodavaniya inostrannyh yazykov [Problems of Romano-Germanic philology, pedagogy and methods of teaching foreign languages], 14, pp. 118-123, available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37607234, accessed 22.07.2021 (in Russ.).
5. Enbaeva, L. V and Ivanova, M. A. (2017). Tekhnologiya Flipped Classroom na uroke anglijskogo yazyka [Technology Flipped Classroom at an English lesson]. Problemy romano-germanskoj filologii, pedagogiki i metodiki prepodavaniya inostrannyh yazykov [Problems of Romano-Germanic philology, pedagogy and methods of teaching foreign languages], 13, pp. 131135, available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32382209, accessed 22.07.2021 (in Russ.).
6. Kobzeva, N. A. (2011). Kommunikativnaya kompetenciya kak bazisnaya kategoriya sovremennoj teorii i praktiki obucheniya inostrannomu yazyku [Communicative competence as a basic category of modern theory and practice of teaching a foreign language]. Molodoj uchenyj [Young scientist], 3 (26), vol. 2, pp. 118-121, available at: https://moluch.ru/archive/26/2790/, accessed 02.07.2021 (in Russ.).
7. Lokalova, N. P. (2009). SHkol'naya neuspevaemost': prichiny, psihokorrekciya, psihoprofilaktika [School academic failure: reasons, psychocorrection, psychoprophylaxis]. Saint-Petersburg, Piter, 368 p., available at: https://studfile.net/preview/1811813/, accessed 08.07.2021 (in Russ.).
8. Seryogina, I. N. (2014). Formy organizacii uchebnoj deyatel'nosti detej s SDVG v shkole i doma [Forms of organizing educational activities of children with ADHD at school and at home]. SHkol'nye Tekhnologii [School Technologies], 2, pp. 119-126, available at: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=21705825, accessed 02.07.2021 (in Russ.).
9. Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii : uchebnoe posobie dlya studentov-bakalavrov, obuchayushchihsya po pedagogicheskim napravleniyam i special'nostyam (2018) [Modern pedagogical technologies: a textbook for bachelor students studying in pedagogical areas and specialties]. Novosibirsk, OOO «Nemo Press», 140 p., available at: http://ouartyn.mur. obr55.ru/files/2018/12/Uchebnoe-posobie.-0.-I.-Mezenceva-Sovremennye-pedagogicheskie-tekhnologii.pdf, accessed 08.07.2021 (in Russ.).
10. Bergmann, J., Overmyer, J., and Wilie, B. (2011, July). The Flipped Class: Myths vs. Reality. The Daily Riff, available at: http://www.thedailyriff.com/articles/the-flipped-class-conversation-689.php, accessed 08.07.2021.
11. Mohan, D. (2018). Flipped Classroom, Flipped Teaching and Flipped Learning in the Foreign/Second Language Post-Secondary Classroom. Second Language Pedagogies: From Theory to Practice, 11, vol. II, available at: https://journal.lib.uoguelph.ca/index.php/nrsc/ article/view/4016, accessed 22.05.2021.
Лубожева Лионелла Николаевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры делового иностранного языка, Челябинский государственный университет.
Горшкова Ксения Викторовна, магистрант основной образовательной программы Иностранные языки по направлению подготовки 44.0.401 Педагогическое образование, Челябинский государственный университет.