Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ РФ СТАБИЛЬНОСТИ И НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТИ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ РФ СТАБИЛЬНОСТИ И НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТИ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
33
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ КОЛЛИЗИИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД / КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА / КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яценко Ольга Васильевна

В статье исследуется процесс конституционного судопроизводства, обеспечивающего стабильность и непротиворечивость законодательства РФ в условиях динамично развивающейся системы иерархии правовых актов, что ставит проблему поиска механизмов, обеспечивающих повышение его качества. Установлено, что нарушение принципа прямого действия Конституции ущемляет права и свободы граждан и, если дело рассматривается судебной коллегией из нескольких судей КС РФ, то коллегиально принимаемое решение может быть основано не только на Конституции, или иных законах, но и на толковании, сложившимися в правоприменительной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING THE STABILITY AND CONSISTENCY OF RUSSIAN LEGISLATION BY THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines the process of constitutional legal proceedings that ensure the stability and consistency of the legislation of the Russian Federation in the conditions of a dynamically developing system of hierarchy of legal acts, which raises the problem of finding mechanisms to improve its quality. It is established that the violation of the principle of direct effect of the Constitution infringes on the rights and freedoms of citizens and, if the case is considered by a judicial panel of several judges of the Constitutional Court of the Russian Federation, then the collegially adopted decision may be based not only on the Constitution or other laws, but also on the interpretation established in law enforcement practice.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ РФ СТАБИЛЬНОСТИ И НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТИ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_4_66 УДК 342

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ РФ СТАБИЛЬНОСТИ И НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТИ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Ensuring the stability and consistency of Russian legislation by the Constitutional Court of the Russian Federation

ЯЦЕНКО Ольга Васильевна,

кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права

Таганрогского института управления и экономики.

347905, Россия, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Петровская, 45.

E-mail: o.yatsenko@tmei.ru;

Yatsenko O. V.,

With I. Yuri. Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law of the Taganrog Institute of Management and Economics. Petrovskaya str., 45, Taganrog, Rostov region, 347905, Russia. E-mail: o.yatsenko@tmei.ru

Краткая аннотация: В статье исследуется процесс конституционного судопроизводства, обеспечивающего стабильность и непротиворечивость законодательства РФ в условиях динамично развивающейся системы иерархии правовых актов, что ставит проблему поиска механизмов, обеспечивающих повышение его качества. Установлено, что нарушение принципа прямого действия Конституции ущемляет права и свободы граждан и, если дело рассматривается судебной коллегией из нескольких судей КС РФ, то коллегиально принимаемое решение может быть основано не только на Конституции, или иных законах, но и на толковании, сложившимися в правоприменительной практике.

Abstract: The article examines the process of constitutional legal proceedings that ensure the stability and consistency of the legislation of the Russian Federation in the conditions of a dynamically developing system of hierarchy of legal acts, which raises the problem of finding mechanisms to improve its quality. It is established that the violation of the principle of direct effect of the Constitution infringes on the rights and freedoms of citizens and, if the case is considered by a judicial panel of several judges of the Constitutional Court of the Russian Federation, then the collegially adopted decision may be based not only on the Constitution or other laws, but also on the interpretation established in law enforcement practice.

Ключевые слова: правовые коллизии, законодательство, Конституционный суд, конституционное судопроизводство, правовая доктрина, конституционный контроль, судебная власть.

Keywords: legal conflicts, legislation, Constitutional Court, constitutional court proceedings, legal doctrine, constitutional control, judicial power.

Дата направления статьи в редакцию: 27.03.2022

Сохранение стабильности конституционных основ Российского государства в условиях ускоряющегося развития общественных отношений ставит проблему повышения качества их правового регулирования, не допуская при этом нарушения иерархии правовых актов, а также прав и свобод граждан. Как показывает практика, создание и деятельность Конституционного суда РФ (далее - КС РФ) обусловлены необходимостью реализации принципа верховенства Конституции РФ, закрепленного в ст. 3 Основного закона. Общественные отношения не могут функционировать без установленного государством порядка взаимодействия институтов публичной власти и граждан, в основе которого должны быть единые принципы функционирования, позволяющие поддерживать их в стабильном состоянии, стимулируя при этом общественное развитие. Совершенствование механизмов конституционного права, увеличение числа средств и методов его реализации, формирует обязанность их исполнения всеми участниками социальных отношений. Жизнь не стоит на месте, поэтому возникает необходимость корректировки содержания положений действующих и применяемых законов, особенно, если в их содержании выявлены нормы, противоречащие принципам Конституции.

Общественные отношения не могут функционировать без установленного государством порядка взаимодействия институтов публичной власти и граждан, в основе которого должны быть единые принципы функционирования, позволяющие поддерживать их в стабильном состоянии, стимулируя при этом общественное развитие. Поэтому целью исследования явилось выявление потенциальных возможностей исключения противоречий и коллизий в условиях иерархии правовых актов федерального, регионального и местного уровней, которые не могут разрешаться судебной системой в пределах общей юрисдикции, так как суд не имеет права в условиях сложившихся противоречий предпочесть один закон другому, имеющему идентичную силу. Стоит отметить, что в процессуальном законодательстве существует механизм, позволяющий реагировать на такие ситуации -это «аналогия закона» и «аналогия права», но он направлен не на преодоление коллизий, а скорее на разрешение вопросов о праве в тех сферах, где законодательство не позволяет дать надлежащую правовую оценку сложившимся отношениям. Для обеспечения стабильности развития и непротиворечивости законодательной системы в РФ необходимо создания особой процедуры, способной оценить соответствие правовых актов Основному закону, чему служит конституционное судопроизводство.

В качестве методологии использовались принципы объективности, системности, диалектики, единства исторического и логического, позволившие установить, что соответствие законодательства Основному закону выражается не только в оценке юридической техники правового акта, но и в анализе тожественности его целей положениям и принципам Конституции РФ. В таких условиях некоторые правовые акты, хотя и составленные по формальным признакам в соответствии с Конституцией, могут содержать потенциальные возможности для манипуляции их положениями в целях злоупотребления правоприменителем.

В статье 3 Конституции РФ отсутствует какое-либо упоминание о конституционном судопроизводстве, как форме защиты: ему посвя-

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

щена статья 125 в главе 7 «О судебной власти», что позволяет говорить о нем, как о элементе системы разделения властей, а не выделенном за пределы системы управления государственном институте. Впервые в истории российского государства и права Конституционный суд был создан в 1991 г.,а затем в 1994 году он был реорганизован в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. и Федеральным конституционным законом «О Конституционном суде Российской Федерации», расширивших его компетенции, включив право на выработку правовой доктрины1.

Конституционный суд, как орган государственной власти, призван обеспечивать организацию общества посредством поддержания правопорядка, защиты прав и свобод граждан, создания условий для формирования высокой правовой культуры и эффективного государственного управления социальными процессами в целом. Радаева С.В. и Агафонова Н.Ю. отмечают, что «одной из главных особенностей является задача конституционного судопроизводства. Она заключается в том, что Конституционный Суд РФ, как орган судебного конституционного контроля, проверяется на соответствие Конституции РФ примененного или подлежащего применению закона. Отсюда данные полномочия судебного органа позволяют в полной мере реализовать право на судебную защиту не только обратившегося лица, но и иных субъектов права, чьи права, свободы и обязанности урегулированы инспектируемым нормативным правовым актом»2.Следовательно, право на судебную защиту является комплексным институтом, обеспечивающим конституционные права граждан.

В некоторых научных исследованиях указывается, что Конституционный Суд РФ не является надзорным и контрольным органом, поскольку он обладает особый юрисдикцией, имеющий правосудную природу. Поэтому не должен осуществлять надзор и контроль в общепризнанном понимании. Его деятельность направлена на устранение противоречий, возникающих в социуме, недопущение развития конфликтов и создания сфер правового вакуума, приводящих к правовому нигилизму, снижению уровня правовой культуры. Таким образом, судебная система выполняет в обществе функцию противодействия энтропийным процессам посредством точечного реагирования на них, что полностью соответствует природе и целям конституционного судопроизводства.

В то же время Конституционному суду РФ присущи особенности, отличающие его от остальной системы государственного управления в РФ. В п. 1 ст. 125 Конституции РФ указывается, что он «является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации»3. Следовательно, его задачи сводятся исключительно к юрисдикционным функциям правового обеспечения общественной деятельности и защиты прав и свобод человека и гражданина, посредством правовой экспертизы в форме конституционного судопроизводства, то есть определенного процессуального законодательства. В отличие от остальных форм судопроизводства КСРФ разрешает исключительно вопросы права4, что отражает его охранительную роль, как гаранта стабильности правовой системы государства в целом. КСРФ обеспечивает конституционность положений правового законодательства, однако на региональном уровне допускается создание органов конституционного производства, целью которых является проверка регионального законодательства на наличие противоречий с основным правовым актом субъекта, которым может быть как устав, так и Конституция республики.

В Федеральном конституционном законе от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» в п. 1 ст. 27 указывается, что Конституционные суды могут создаваться субъектами Российской Федерации. Их компетенцией является рассмотрение вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, его органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта Российской Федерации5. Стоит отметить, что вышеуказанная формулировка предоставляет субъектам право, но не обязанность, формирования органа конституционного судопроизводства, так как в случае его отсутствия, функция проверки конституционности положений законов и правоприменительных актов осуществляется КС РФ. Согласно Конституции РФ в составе Российской Федерации находится 85 субъектов, однако только в 10-ти из них активно функционируют Конституционные (уставные) суды субъекта Федерации. Таким образом, конституционное судопроизводство отличает частичный диспозитивный характер организации, так как все иные суды могут формироваться только на основании Федерального закона.

Особенностью КС РФ является установленный в Разделе 11Федерального конституционного закона от 21.07.1994 №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»исключительно для него процессуальный закон. Необходимость процессуального законодательства при осуществлении КС РФ своих полномочий непосредственно связана с характером рассматриваемых данным судом дел о соответствии правовых актов Конституции РФ, споров о компетенции государственных органов, толковании Конституции и др., где зачастую вопросы находятся на стыке понятий «закон» и «право», в связи с чем от судей КС РФ требуются не только глубокие знания в сфере закона, но и высокая степень научной подготовленности в различных дисциплинах юриспруденции.

Проверка соответствия законодательства Основному закону выражается не только в оценке юридической техники правового акта, но и в анализе тожественности целей его принятия, положениям, установленным в Конституции РФ. В таких условиях, некоторые правовые акты, хотя и составленные по формальным признакам в соответствии с Конституцией, могут содержать потенциальные возможности для манипуляции их положениями в целях злоупотребления должностными лицами правом. В свою очередь это приводит к нарушению принципа прямого действия Конституции и ущемляет права и свободы граждан, защита которых является основной целью государства. В таких условиях процессуальный

1 Статья ст. 125, посвященная Конституционному суду РФ является одной из самых больших в тексте Конституции РФ.

2Радаева С.В., Агафонова Н.Ю. Проблемы реализации конституционного права на судебную защиту // Образование и право. 2020. №6. С.189.

3 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 2020. №144.

4 Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 №1 -ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1994. №13. Ст. 1447.

5См.: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1 -ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» / Собрание законодательства РФ. 1997. №1. Ст. 1.

порядок исследования возможных противоречий целесообразен, так как позволяет провести коллегиальную оценку правового акта и в рамках открытой дискуссии выработать объективную правовую позицию, являющуюся как законной, так и научно обоснованной.

Важным элементом конституционного судопроизводства является, так называемое, «судебное усмотрение», цель которого принятие объективного процессуального решения, способного воздействовать на общественные отношения, служащие задачам и целям правосудия, установленным законодателем. Судебное усмотрение недопустимо использовать как форму превышения полномочий, что будет нарушать гармоничность системы сдержек и противовесов в государстве. На наш взгляд, наиболее широко судебное усмотрение может применяться в рамках конституционного судопроизводства в процессе толкования законодательства, которое является нормативным и при этом служит повышению эффективности правоприменительной деятельности и нивелирования противоречий между нормами закона и права.

В отличии от судопроизводства в судах общей юрисдикции, КС РФ принимает решение коллегиально путем открытого голосования в форме опроса судей (абз. 2 ст. 72)1. Принимаемое решение может основываться не только на Конституции и иных законах, допускается использование официального или иного толкования, сложившейся правоприменительной практики. В этом заключается сочетание юрисдикционного и научного подхода при рассмотрении дела в суде. Принятое по делу решение не подлежит обжалованию, оно незамедлительно вступает в законную силу, в чем является идентичным судебным актам Верховного суда РФ, принимаемых в надзорной инстанции (ст. 391.14 ГПК РФ2, 411.13 УПК РФ). Стоит отметить, что в упоминаемой статье отсутствуют положения о невозможности обжалования постановления суда надзорной инстанции3. При этом, в случае признания положений правового акта не соответствующими Конституции РФ, его исполнение в любой форме стано-

4

вится недопустимым для всех органов государственной власти и местного самоуправления .

Конституционный суд РФ обеспечивает стабильность национального законодательства и является субъектом международных отношений, что связано с его полномочиями проверки не вступивших в законную силу международных договоров РФ, чему посвящена глава X Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Возможность осуществления данной процедуры в рамках конституционного судопроизводства напрямую связана с положениями п. 4 ст. 15 Конституции РФ указывающей, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, достижение стабильности правовой системы РФ невозможно без проверки и согласования соответствия международных договоров РФ с Основным законом.

Решение Конституционного Суда РФ может позволить не исполнять решения ЕСПЧ, что явилось предметом обсуждения ученых и специалистов конституционного и международного права по проблемам реализации международных обязательств на внутригосударственном уровне и включение международно-правовых норм в национальную правовую систему. Подчеркивая значение практики Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) для российской правовой системы, большинство из них считают, что решение не может быть исполнено, если толкование Конвенции о защите прав человека и основных свобод, включая ее толкование Страсбургским Судом, вступает в противоречие с нормами Конституции РФ. В таком случае может быть достаточным толкование Конституционного Суда и дифференцированного подхода к конкретным делам и ситуациям. В результате основополагающие принципы и нормы международного права более эффективно реализуются в российском законодательстве.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что Конституционный суд Российской Федерации является органом власти, осуществляющим юрисдикционную функцию посредством конституционного судопроизводства, все формы которого направлены на поддержание стабильности правовой системы государства за счет укрепления иерархии правовых актов и поддержания верховенства Основного закона. Конституционный суд не осуществляет правоохранительные и регулятивные функции, а лишь проводит проверки в заявительном порядке, с целью устранения противоречий между национальным и международным законодательством, их соответствием нормам и принципам Конституции РФ. Процесс проверки национального законодательства КС РФ обеспечивает стабильность правовой политики государства, национальную безопасность, а в результате - сохранение суверенитета посредством поддержания правовых принципов организации общественных отношений в России.

Библиогра фия:

1. Бабин А.В. Судебное усмотрение в конституционном судопроизводстве // Марийский юридический вестник. 2015. №3 (14).

2.Действующие Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/998574/# (дата обращения 09.10.2020.)

3. Кравец И.А. Верховенство конституции: подходы и измерения. //Вестник ЧелГУ. 2008. № 22. С.6.

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

5.Радаева С.В., Агафонова Н.Ю. Проблемы реализации конституционного права на судебную защиту // Образование и право. 2020. №6. С.189. // Росс. газ. 2020. №144.

6. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 №1 -ФКз «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. №13. Ст. 1447.

/.Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. №1. Ст. 1.

8. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 №1 -ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. №13. Ст. 1447.

References:

1. Babin A.V. Judicial discretion in constitutional proceedings // Mari Legal Bulletin. 2015. №3 (14).

2. The current Constitutional (statutory) courts of the subjects of the Russian Federation [Electronic resource] URL: https://base .garant.ru/998574 /# (accessed 09.10.2020.)

3. Kravets I.A. The supremacy of the Constitution: approaches and measurements. //Bulletin of ChelGU. 2008. No. 22. p.6.

4. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020).

5. Radaeva S.V., Agafonova N.Yu. Problems of realization of the constitutional right to judicial protection // Education and law. 2020. No. 6. p.189. // Ros. Gaz. 2020. No. 144.

6. Federal Constitutional Law No. 1-FKZ of 21.07.1994 "On the Constitutional Court of the Russian Federation" // SZ RF. 1994. No. 13. St. 1447.

7. Federal Constitutional Law No. 1-FKZ of 31.12.1996 "On the Judicial System of the Russian Federation" // SZ RF. 1997. No. 1. Article 1.

8. Federal Constitutional Law No. 1-FKZ of 21.07.1994 "On the Constitutional Court of the Russian Federation" // SZ RF. 1994. No. 13. Article 1447.

1 Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 №1 -ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» / Собрание законодательства РФ. 1994. №13. Ст. 1447.

2 «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 №138-Ф3 / Собрание законодательства РФ. 2002. №46. Ст. 4532.

3 «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 №174-ФЗ / Собрание законодательства РФ. 2001. №52 (ч. I). Ст. 4921.

4 См.: Баканова О.Б. Реализация права на судебную защиту местного самоуправления в порядке конституционного судопроизводства //Образование и право. 2020. №2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.