Научная статья на тему 'Обеспечение конституционного права на судебную защиту: проблемы и пути их решения'

Обеспечение конституционного права на судебную защиту: проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
76
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДЕЛЫ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ / НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДОВ И ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ / LIMITS OF JUDICIAL PROTECTION / JUDICIAL INDEPENDENCE AND LEGAL NIHILISM / LEGAL EDUCATION AND LEGAL CULTURE / FIGHT AGAINST CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кострова Н. М.

В статье рассматриваются значение конституционного права на судебную защиту, впервые закрепленного в Конституции РФ 1993 г., а также те проблемы, которые возникают при реализации этого права, и предлагаются пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVISION OF THE CONSTITUTIONAL RIGHT TO JUDICIAL PROTECTION: PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLUTION

In the article the importance of the constitutional right to judicial protection, first fixed in the Constitution of 1993, as well as the problems that arise in the implementation of this law, and the ways to solve them are considered.

Текст научной работы на тему «Обеспечение конституционного права на судебную защиту: проблемы и пути их решения»

УДК 342.7

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА СУДЕБНУЮ ЗАЩИТУ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Кострова Н.М., зав. кафедрой гражданского процесса Дагестанского государственного университета, д-р юрид. наук, профессор E-mail: civilprocess7l@mail.ru

В статье рассматриваются значение конституционного права на судебную защиту, впервые закрепленного в Конституции РФ 1993 г., а также те проблемы, которые возникают при реализации этого права, и предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: пределы судебной защиты, независимость судов и правовой нигилизм, правовое воспитание и правовая культура, борьба с коррупцией.

PROVISION OF THE CONSTITUTIONAL RIGHT TO JUDICIAL PROTECTION: PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLUTION

Kostrova N.M., head of the Department of civil process of Dagestan state university, doctor of law, professor

In the article the importance of the constitutional right to judicial protection, first fixed in the Constitution of 1993, as well as the problems that arise in the implementation of this law, and the ways to solve them are considered.

Key words: limits of judicial protection, judicial independence and legal nihilism, legal education and legal culture, fight against corruption.

Право на судебную защиту прав и свобод впервые было признано конституционным в Конституции Российской Федерации 1993 г. На основании ст.46 Конституции каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В этой же статье предусматривается, что решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Также предусматривается возможность обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Эти конституционные положения явились чрезвычайно важными для развития конституционных прав российских граждан. Пределы судебной защиты прав и свобод граждан и иных субъектов права значительно расширились, причем появилась возможность защищать свои права не только в национальных судах, но и в межгосударственных органах, в частности, в Европейском Суде по правам человека. Обе эти возможности активно используются российскими гражданами, что

привело к значительному росту гражданских дел в судах общей юрисдикции. Обращение же российских граждан в Европейский Суд по правам человека привело к тому, что Россия значительно опережает многие страны по числу таких обращений.

Реализация конституционных положений о расширении права на судебную защиту, потребовала активизации судебной реформы, которая продолжается с начала 90-х годов и до сих пор ещё не завершена.

За годы, прошедшие после начала реформирования политической и правовой системы в Российской Федерации, многое достигнуто в проведении судебной реформы, в частности:

1) созданы и успешно функционируют Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, оказывающие весьма существенное влияние на всю правовую систему России;

2) весьма динамично развивается система арбитражных судов, которая создавалась как двухзвенная, затем стала трехзвенной. В настоящее

время функционирует четвертое звено этой системы - апелляционные суды. Весьма сложные и порой острые экономические споры становятся предметом разбирательства в этих судах и получают свое разрешение;

3) в системе судов общей юрисдикции наиболее значимым явлением до недавнего времени считалось возрождение мировой юстиции. Число гражданских, уголовных и административных дел, разрешаемых мировыми судьями, достаточно велико, что характеризует востребованность мировой юстиции в обществе.

Эффективность работы судов во многом зависит от качества процессуального законодательства. Можно констатировать, что процессуальное законодательство в России развивается успешно, о чем свидетельствует принятие новых процессуальных кодексов, таких как:

1) Уголовно-процессуальный кодекс РФ, принятый 18 декабря 2001 г.;

2) Арбитражный процессуальный кодекс РФ, принятый 14 июня 2002 г.;

3) Гражданский процессуальный кодекс РФ, принятый 14 ноября 2002 г.

В связи с тем, что количество гражданских и уголовных дел в судах значительно увеличилось, численность судей возросла. Усилились гласность и транспарентность правосудия, чему в немалой степени способствовало принятие в 2008 г. Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» [1].

В соответствии с этим законом проведена компьютеризация всех судов, на сайтах которых размещается важная информация о деятельности судов, вплоть до выносимых решений по гражданским делам и приговоров по уголовным делам, о судебной статистике и др.

Все эти и другие важные мероприятия призваны способствовать лучшему обеспечению конституционного права на судебную защиту, как и тот факт, что судебная власть признана одной из ветвей государственной власти.

Кажется, что проблема обеспечения конституционного права на судебную защиту в России решена. Однако это далеко не так, что подтверждается, в частности тем, что деятельность судов, особенно судов общей юрисдикции, подвергается критике в средствах массовой информации, правозащитными организациями, рядовыми гражданами, а иногда и государственными чиновниками. Эта критика часто бывает несправедливой, но следует признать, что зачастую она связана с реальными проблемами, связанными с необходимостью надлежащего обеспечения конституционного права на судебную защиту в РФ.

Одной из наиболее острых проблем является реализация конституционного принципа независимости судебной власти, провозглашенной в ст. 120 Конституции РФ, где предусматривается, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Для того чтобы этот принцип не был только декларацией, а воплощался в реальной деятельности судов, крайне необходимо верховенство права в целом в стране. Это один из основных принципов правового государства. Между тем этот принцип довольно часто нарушается и, прежде всего, органами исполнительной власти, что отмечается не только учеными-юристами, но и экономистами. Нарушение этого принципа ведет к правовому нигилизму.

Суды испытывают давление со стороны этих органов, причем в самых разных формах. Само назначение на судебную должность осуществляется высшими органами исполнительной власти после положительного решения квалификационной коллегии судей.

Особую роль в судах вынуждены выполнять председатели судов, чтобы доводить до сведения рядовых судей желательность или нежелательность принятия некоторых судебных постановлений.

От неугодных судей избавляются довольно быстро и порой в судейском корпусе сохраняются лица, заслуживающие прекращения полномочий.

Большим тормозом в судебной практике является нестабильность российского законодательства. Известно, что судебная практика довольно консервативна. Не всегда сразу удаётся выработать оптимальное толкование вновь принимаемых нормативно-правовых актов. Поэтому постоянно вносимые изменения и дополнения в федеральные законы не способствуют оптимальной работе судов. Только в Гражданско-процессуальный кодекс РФ, принятый 14 ноября 2002 года, было внесено более 40 изменений и дополнений.

Другой проблемой является перегруженность судей, особенно районного звена, что отрицательно влияет на качество правосудия. Эта перегрузка связана с изменениями в родовой подсудности мировых судей по гражданским делам, которая первоначально была чрезвычайно широкой, а затем в 2010 г. была сужена за счет передачи более сложных дел районным судам.

Наконец, полноценной судебной защите препятствует весьма низкий уровень правовой культуры всего населения и слабое оказание юридической помощи, особенно по гражданским делам. Несмотря на то, что численность адвокатов во всей России, в т.ч. и в Дагестане, значительно увеличилась, квалифицированная юридическая помощь по

гражданским делам либо недостаточно доступна, особенно малоимущим гражданам, либо просто отсутствует.

Существуют и другие проблемы, нуждающиеся в разрешении, в частности, коррупция в госаппарате и в судейском корпусе, низкий уровень исполнимости судебных решений и др.

Решение этих проблем - непростая задача, причем эти задачи должны решаться как в плане дальнейшего совершенствования отраслевого законодательства, так и в плане проведения различных организационных мероприятий.

Надо сказать, что в последние годы были внесены существенные изменения в структуру судов общей юрисдикции, которые касаются, прежде всего, системы обжалования решений и определений этих судов.

Если ранее в апелляционном порядке можно было обжаловать только судебные постановления мировых судей, не вступившие в законную силу, то в соответствии с Федеральным законом от 9 декабря 2010 г. № З53-Ф3 апелляционному обжалованию подлежат решения судов первой инстанции,

вынесенные всеми звеньями системы судов общей

юрисдикции.

В статье 3201 ГПК РФ в редакции вышеупомянутого федерального закона

предусмотрено, что районные суды рассматривают апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей; верховные суды республик,

краевые, областные суды - на решения районных судов. Жалобы на решения верховных судов республик и иных судов данного звена рассматриваются в Верховном Суде РФ. Что касается решений Верховного Суда РФ, то для рассмотрения этих жалоб в Верховном Суде РФ создана Апелляционная коллегия.

В кассационном порядке могут быть пересмотрены только решения судов, уже вступившие в законную силу.

Новая система обжалования начала применяться по гражданским делам с начала 2012 г., а по уголовным делам этот порядок начнёт действовать с января 2013 г.

По мере накопления судебной практики можно будет оценить эффективность этих новаций. Сейчас можно лишь констатировать, что введение апелляционного обжалования значительно увеличило нагрузку на судей судов среднего звена - верховных судов республик, краевых, областных судов и других субъектов РФ, поскольку апелляционное разбирательство дел требует значительно большей затраты времени, чем кассационное.

Улучшению обеспечения права на судебную защиту послужит другая новация в процессуальном

законодательстве, предусматривающая возможность обращения в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок (гл. 221 ГПК РФ, введённая Федеральным законом от 30 апреля 2010 года № 69-ФЗ).

Практика применения этой новации ещё невелика, но граждане уже активно обращаются в соответствующие суды за компенсациями в случаях допускаемой в судах волокиты.

Обе эти новации приняты под влиянием практики Европейского Суда по правам человека, куда активно обращаются российские граждане с жалобами на российское правосудие.

В числе важных организационных мероприятий планируется дальнейшее увеличение количества судей, особенно районного звена и отчасти судей в верховных судах республик, областных, краевых судах, испытывающих большие перегрузки в связи с постоянным ростом числа обращений граждан в суды и изменением всей системы обжалования решений судов общей юрисдикции.

Перегрузка судей ведет к ухудшению качества правосудия, недоверию граждан судам и, в конечном счете, ухудшает обеспечение конституционного права на судебную защиту.

Другой мерой по улучшению обеспечения права на судебную защиту является развитие юридической помощи гражданам, которая не отличается доступностью, особенно для малоимущих граждан. Развитие этой помощи будет свидетельствовать также о реализации другого конституционного права, закрепленного в ст. 48Конституции РФ и гарантирующего гражданам получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, эта помощь оказывается бесплатно.

Определённые меры в этом направлении принимаются и на федеральном и региональном уровнях, но они пока проблемы не решают. В решение этой задачи определённый вклад вносят юридические вузы, создавая общественные юридические клиники для оказания юридической помощи малоимущим силами наиболее подготовленных студентов под руководством преподавателей этих вузов. Такая юридическая клиника функционирует и на юридическом факультете нашего университета, чья работа не раз отмечалась [2, 3].

Ещё более глобальной является задача по правовому воспитанию и повышению уровня правовой культуры в обществе и государстве.

Правовое воспитание должно начинаться с детей дошкольного и школьного возраста, затем вестись с молодежью во всех вузах и техникумах (кол-

леджах). В правовом воспитании нуждаются все категории населения, а также государственный аппарат, в котором далеко не все госслужащие имеют юридическое образование.

Задачи по правовому воспитанию неразрывно связаны с необходимостью повышения уровня правовой культуры в современной России. К сожалению, приходится констатировать, что несмотря на то, что по Конституции РФ Россия является правовым государством, уровень правовой культуры в России чрезвычайно низок и в стране царит правовой нигилизм, противоречащий самой идее правового государства.

В повышении уровня правовой культуры нуждаются журналисты, работающие на телевидении, радио, в различных печатных изданиях. Они порой проявляют вопиющую правовую безграмотность, выдавая за последнюю истину своё мнение, противоречащее и Конституции и другим федеральным законам. Эти высказывания дезориентируют общественное мнение и формируют неприятие гражданами той позитивной роли, которую выполняют наши суды по защите конституционных прав граждан, в т.ч. права на судебную защиту.

Нельзя сказать, что никаких мер по повышению уровня правовой культуры не принимается. В последнее время этой проблеме стало уделяться значительно больше внимания, причем разрабатываемые мероприятия касаются не только рядовых граждан, но и государственного аппарата. Эти мероприятия проводятся и на федеральном, и на региональном уровне.

Так, в Дагестане на основании федеральной программы разработана и утверждена Законом Республики Дагестан от 27 января 2011 г. республиканская целевая программа «Повышение правовой культуры населения Республики Дагестан (2011-2014 годы)» [3].

Задачи этой программы впечатляют. Они касаются и создания единой системы качественного правового просвещения, и повышения уровня правовой культуры государственных и муниципальных служащих и др.

Для реализации этой программы предполагается увеличить количество юридических консультационных пунктов в муниципальных районах и городских округах, обеспечить доступ населения к правовым актам, изданным органами местного самоуправления, и другие мероприятия.

Представляется, что это только начало масштабной работы по повышению правовой культуры, которая совершенно необходима.

На фоне актуальности этих задач совершенно непонятна политика Министерства образования и науки РФ, поддержанная высшими должностными

лицами России, по сокращению юридического образования под предлогом перепроизводства юристов.

На самом деле в стране не хватает квалифицированных, грамотных юристов, выпускать которых могут только те вузы, где трудятся квалифицированные преподаватели, сами получившие качественное образование, о чем пишут и говорят многие ученые-юристы [5, 6, с. 7; 7, с. 59-61; 8, с. 62-68].

Реализация всех этих задач невозможна без искоренения коррупции на всех уровнях государственной и муниципальной власти, без чего невозможно обеспечить независимость судов и побороть коррупцию в судейском корпусе.

Нельзя не отметить, что борьба с этим позорным явлением ведется, но далеко не так интенсивно, как этого требует сложившаяся ситуация.

В решении этой задачи определённую роль должно сыграть общественное мнение, в том числе научно-практические конференции, проводимые и на федеральном, и региональном уровне, другие формы выражения отрицательного отношения общественности к этому коррупционному явлению. Ученые отмечают актуальность общественного контроля в экспертизе антикоррупционного законодательства, в соблюдении антикоррупционного законодательства и др. [9, с. 22-39].

Решению этой проблемы, безусловно, будут способствовать ежегодно проводимые в Дагестане научно-практические конференции, посвященные борьбе с коррупцией по инициативе Министерства юстиции РД, Общественной палаты РД, Дагестанского государственного университета.

В заключение следует отметить, что суды в России выполняют весьма сложную и ответственную задачу по обеспечению конституционного права на судебную защиту.

Только в 2011 г. суды общей юрисдикции РФ рассмотрели более 12,5 млн. гражданских дел, в том числе краевые, областные и равные им суды - 5,4 тысяч, районные суды - 3 млн. 373 тысячи, мировые суды - 9 млн. 168 тысяч [10, с. 62-70].

А ведь в их компетенцию входит разбирательство не только гражданских, но и уголовных и административных дел.

Весомый вклад в обеспечение конституционного права на судебную защиту вносят Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, а также Европейский Суд по правам человека. Однако основная нагрузка по обеспечению конституционного права на судебную защиту ложится на районные суды и мировых судей, а также верховные суды республик и равные им суды.

Литература

1. Собрание законодательства Российской

Федерации. 2008. № 52, ст. 6217.

2. Юридическая клиника / под ред. У.А. Омаровой. Махачкала: «Юпитер», 2002;

3. Юридическая клиника для беженцев и вынужденных переселенцев / под ред. У.А. Омаровой. Махачкала: «Юпитер», 2002.

4. Собрание законодательства Республики

Дагестан. 2011. № 3, ст.61.

5. Ливеровский А.А. России нужны юристы: интервью// «Эж-ЮРИСТ». 2009. № 22.

6. Магомедов Ш.Б. К вопросу об усилении

роли юридического факультета Дагестанского государственного университета в повышении

качества подготовки юристов в Республике

Дагестан // Место и роль юристов в становлении и развитии правового государства и гражданского общества в Российской Федерации: материалы круглых столов 2009 и 2010 гг., посвящённых Дню юриста России: сб. статей. Махачкала, 2010.

7. Кострова Н.М. Проблемы теории и

практики подготовки юристов в России // Место и роль юристов в становлении и развитии правового

государства и гражданского общества в Российской Федерации: материалы круглых столов 2009 и 2010 гг., посвящённых Дню юриста России: сб. статей. Махачкала, 2010.

8. Муртазалиев А.М. К вопросу об усилении роли юридического факультета Дагестанского университета в повышении качества подготовки юристов в Республике Дагестан // Место и роль юристов в становлении и развитии правового государства и гражданского общества в Российской Федерации: материалы круглых столов 2009 и 2010 гг., посвящённых Дню юриста России: сб. статей. Махачкала, 2010.

9. Муртазалиев А.М. Повышение роли общественности в противодействии коррупции // Коррупция в современном дагестанском обществе: формы и методы противодействия: материалы научных практических конференций. Махачкала: «Дельта-пресс», 2011.

10. Обзор судебной статистики о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2011 году // Российская юстиция. 2012. № 9.

Поступила в редакцию 31 октября 2012 г.

УДК 342

ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНОГО ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Магомедова З.Ш., аспирантка кафедры конституционного и муниципального права Дагестанского государственного университета

E-mail: kafedraconst@mail.ru

В статье анализируется такое правовое явление, как «правовое пространство». Автор рассматривает проблемные вопросы, составляющие предмет исследования единого правового пространства.

Ключевые слова: Конституция, правовое пространство, верховенство, законодательство, субъект, Федерация.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE PROBLEM OF GUARANTEEING A UNIFORM LEGAL SPACE IN THE RUSSIAN FEDERATION: CONSTITUTIONAL-LEGAL ASPECTS

Magomedova Z.Sh., post-graduate student of the Department of Constitutional and Municipal Law of Dagestan state university

The article analyses such a phenomenon as «legal space». The author considers the problematic questions which constitute the subject of research of a uniform legal space.

Key words: Constitution, legal space, superiority, legislation, a constituent entity, Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.