Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕПРАВОВЫХ ПРИНЦИПОВ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННЫХ И УСТАВНЫХ СУДОВ)'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕПРАВОВЫХ ПРИНЦИПОВ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННЫХ И УСТАВНЫХ СУДОВ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КОНСТИТУЦИИ (УСТАВЫ) СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРИНЦИПЫ ПРАВА / ОБЩЕПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ И УСТАВНЫЕ СУДЫ / СУДЕБНОЕ УСМОТРЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ / SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION / CONSTITUTIONS (STATUTES) OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION / PRINCIPLES OF LAW / GENERAL PRINCIPLES OF LAW / CONSTITUTIONAL AND STATUTORY COURTS / REGIONAL LAW ENFORCEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хабибуллина Г.Р.

Общие (общеправовые) принципы, объективированные в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации, конституционизируют региональное правоприменение, а также определяют пределы судебного усмотрения конституционных и уставных судов. Цель работы - установить основные направления воздействия общеправовых принципов на региональное правоприменение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хабибуллина Г.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL LEGAL PRINCIPLES AND REGIONAL LAW ENFORCEMENT PRACTICE

General principles, objectified in the constitutions (statutes) of the subjects of the Russian Federation, constitutionalize regional law enforcement, and also determine the limits of judicial discretion of constitutional and statutory courts. The aim of the work is to establish the main directions of the impact of general legal principles on regional law enforcement

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕПРАВОВЫХ ПРИНЦИПОВ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННЫХ И УСТАВНЫХ СУДОВ)»

ПРАВОСУДИЕ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

УДК 342.5 ХАБИБУЛЛИНА Г.Р.,

ББК 67.400 кандидат юридических наук,

доцент кафедры конституционного и административного права Казанского (Приволжского) федерального университета

e-mail: liliana018@mail.ru

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕПРАВОВЫХ ПРИНЦИПОВ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННЫХ И УСТАВНЫХ СУДОВ)

Аннотация. Общие (общеправовые) принципы, объективированные в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации, конституционизируют региональное правоприменение, а также определяют пределы судебного усмотрения конституционных и уставных судов. Цель работы - установить основные направления воздействия общеправовых принципов на региональное правоприменение.

Ключевые слова: субъекты Российской Федерации, конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, принципы права, общеправовые принципы, конституционные и уставные суды, судебное усмотрение, региональное правоприменение.

HABIBULLINA G.R., PhD in Law, associate Professor of Department of Constitutional and Administrative Law, Kazan (Volga) Federal university

GENERAL LEGAL PRINCIPLES AND REGIONAL LAW ENFORCEMENT PRACTICE

Annotation. General principles, objectified in the constitutions (statutes) of the subjects of the Russian Federation, constitutionalize regional law enforcement, and also determine the limits of judicial discretion of constitutional and statutory courts. The aim of the work is to establish the main directions of the impact of general legal principles on regional law enforcement.

Key words: subjects of the Russian Federation, constitutions (statutes) of the subjects of the Russian Federation, principles of law, general principles of law, constitutional and statutory courts, regional law enforcement.

В итоговых решениях конституционные и уставные суды, как известно, отмечают, что они не связаны основаниями и доводами, изложенными стороной обращения, решают исключительно вопросы права, воздерживаются от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов государственной власти.

Вместе с тем, в сферу судебного конституционного нормоконтроля вовлекаются такие

акты правотворчества, юридическая оценка которых в контексте принципа объективной истины требует привлечения источников правоприменительной практики.

В первую очередь речь идет о законах и иных нормативных правовых актах, применяемых или подлежащих применению в конкретном деле, о проверке конституционности которых обращается с жалобой гражданин либо с запросом судебный орган.

Рассматривая дела по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод, региональ-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

ные органы конституционной юстиции также руководствуются общеизвестным законодательным правилом, согласно которому, принимая решение, конституционные и уставные суды оценивают как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.

Обращаясь, к примеру, к сложившейся правоприменительной практике как правовому средству, способному прояснить смысл оспариваемой нормы в особых производствах по жалобам граждан или по запросам судов на нарушение конституционных прав и свобод, региональные органы конституционной юстиции располагают определенной свободой усмотрения в установлении ее роли, места и значения в достижении целей конституционного (уставного) правосудия.

Одним из аспектов понимания судебного усмотрения, которым располагают конституционные и уставные суды как субъекты правоприменительной деятельности, выступает вынесение судебного акта «по юридическому делу на основе предоставленной законом свободы выбора и своего внутреннего убеждения при отсутствии однозначного регулирования правом вариантов поведения» [1].

Неоднозначное правовое регулирование, как известно, является необходимым условием рассмотрения дел в региональных органах конституционной юстиции, поскольку конституционное (уставное) разбирательство становится возможным только в случае установленной неопределенности в вопросе о том, соответствует ли конституции (уставу) субъекта Российской Федерации закон, иной нормативный правовой акт либо договор (соглашение) с участием органов государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, обнаруженного противоречия в позициях сторон о принадлежности того или иного полномочия в спорах о компетенции, в понимании положений конституции (устава) субъекта Российской Федерации и т.д.

В системе правовых средств, определяющих пределы свободного усмотрения или, как отмечает законодатель в субъектах Российской Федерации, свободного волеизъявления конституционных и уставных судов, особое место занимают принципы права, объективированные в содержании конституций (уставов), федеральных законов или федерального законодательства (Республика Татарстан), а также региональ-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

ных законов о конституционном (уставном) правосудии.

При этом законодатель в отдельных субъектах Российской Федерации акцентирует внимание на том, что деятельность конституционных и уставных судов направлена на защиту «принципа разделения властей, упрочение законности в правотворчестве и правоприменении» [2], «утверждение законности, укрепление правопорядка, воспитание в гражданах уважения к Конституции» [3], обеспечение «в пределах своей компетенции конституционной законности» [4] и т.д.

К источникам закрепления принципов права также относятся Конституция РФ и постановления Конституционного Суда РФ, что подтверждается структурой и содержанием итоговых решений конституционных и уставных судов, а также соответствующими законодательными нормами.

В частности, согласно ст. 4 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 г. 16-3 № 363-11 «О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве» пределы его юрисдикции ограничиваются конституционным контролем по вопросам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), причем при разрешении таких дел Конституционный суд Республики Саха (Якутия) руководствуется, в том числе, Конституцией РФ и постановлениями Конституционного Суда РФ.

Обращения конституционных и уставных судов к конституционным принципам права, определяющим структуру и содержание всей системы права и его отраслевых компонентов, т.е. к общеправовым принципам, позволяет установить следующие ключевые направления их воздействия на региональное правоприменение:

констатация правоприменительной практики как сложившейся либо как не сложившейся при конституционно-правовой оценке рассматриваемых правовых норм (актов) субъекта Российской Федерации в контексте общеправовых принципов [5];

признание правоприменительной практики, сложившейся на основе рассматриваемых правовых норм (актов) субъекта Российской Федерации, соответствующей (не противоречащей) либо не соответствующей (противоречащей) в контексте общеправовых принципов [6];

признание правоприменительной практики, сложившейся на основе рассматриваемых правовых норм (актов) субъекта Российской Федерации, как недискриминационной либо

дискриминационной в контексте общеправовых принципов [7];

обеспечение конституционализации правоприменительной практики в субъектах Российской Федерации в контексте общеправовых принципов [8];

констатация пределов в обеспечении кон-ституционализации правоприменительной практики в субъекте Российской Федерации в контексте общеправовых принципов [9];

констатация дефектов правоприменительной практики в субъекте Российской Федерации в контексте общеправовых принципов [10];

указание скорректировать правоприменительную практику в субъекте Российской Федерации в контексте общеправовых принципов [11];

констатация расхождения правоприменительной практики, сложившейся на основе рассматриваемых правовых норм (актов) субъекта Российской Федерации, в контексте общеправовых принципов [12];

обеспечение единства правоприменительной практики в субъекте Российской Федерации в контексте общеправовых принципов [13] и т.д.

Список литературы:

[1] Бойко Д.В. Законность и усмотрение в правоприменительной практике: вопросы теории: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2011. - 35 с.

[2] Конституционный закон Республики Северная Осетия-Алания от 15 июня 2001 г. № 17-РЗ «О Конституционном суде Республики Северная Осетия-Алания» // Северная Осетия. -2001. - 5 июля.

[3] Закон Республики Адыгея от 17 июня 1996 г. № 11 «О Конституционном суде Республики Адыгея» // Ведомости Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея. - 1996. - № 6.

[4] Закон Республики Татарстан от 22 декабря 1992 г. № 1708-ХП «О Конституционном суде Республики Татарстан» // Сов. Татария. -1993. - 28 янв.

[5] Постановление Уставного суда Свердловской области от 1 октября 2013 г. «По делу о соответствии Уставу Свердловской области подпункта 3 статьи 43 Областного закона от 10 марта 1999 года №4-О3 "О правовых актах в Свердловской области" и пункта 7 Положения о комиссии по подготовке предложений в Устав Свердловской области при Губернаторе Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 2 июня 2008 года № 580-УГ "О комиссии по подготовке предложений в Устав Свердловской области при Губернаторе Свердловской области", в связи с

запросом депутата Законодательного собрания Свердловской области Г.М. Перского» / / Областная газ. - 2013. - 5 окт.

[6] Постановление Конституционного суда Республики Тыва от 28 июля 2010 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности положений части 3 статьи 1 Закона Республики Тыва от 6 июля 2006 года № 1889 ВХ-1 "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" в связи с запросом группы депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва» // Дайджест оперативной информации. Акты конституционного правосудия субъектов РФ. - 2010. - № 10. - С. 5 -16.

[7] Постановление Конституционного суда Республики Татарстан от 25 марта 2014 г. № 58-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений части 2 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 30 июня 2011 года № 33-ЗРТ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" (в редакции Закона Республики Татарстан от 10 октября 2011 года № 71-ЗРТ) в связи с жалобой гражданки Ф.Я. Суфияровой» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.ks.tatarstan.ru pub_304844.docx (дата обращения: 18.03.2019).

[8] Постановление Конституционного суда Республики Адыгея от 24 марта 2004 г. № 1-П «О привлечении Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея к ответственности за неисполнение решений Конституционного Суда Республики Адыгея по запросу Совета народных депутатов муниципального образования "Кировский сельский округ"» [Электронный ресурс] -Режим доступа: http:// www.ksra.ru Постановление КС РА от 24 марта 2004 года (дата обращения: 18.03.2019).

[9] Постановление Уставного суда Санкт-Петербурга от 19 декабря 2016 г. № 002/16-П «По делу о соответствии Уставу Санкт-Петербурга отдельных положений абзаца одиннадцатого подпункта 9 пункта 2 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года № 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" по запросу муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Юнтулово» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.1482 146436doc01156320161219123422.pdf (дата обращения: 18.03.2019).

[10] Постановление Конституционного суда Республики Татарстан от 14 марта 2002 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

пунктов 1 и 2 Указа Президента Республики Татарстан от 2 сентября 1999 года №УП-705 "О некоторых особенностях предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в ветхом жилищном фонде" в связи с жалобой гражданки Ф.Р. Саидовой» // Республика Татарстан. -2002. - 19 марта.

[11] Постановление Конституционного суда Республики Татарстан от 27 января 2011 г. № 41-П «По делу о проверке конституционности статьи 5.6. Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданина А.И. Швыдченко» // Республика Татарстан. - 2010. - 31 дек.

[12] Постановление Уставного суда Санкт-Петербурга от 29 мая 2008 г. № 007/08-П «По делу о соответствии Уставу Санкт-Петербурга отдельных положений пункта 6 статьи 31 Закона Санкт-Петербурга от 18 мая 2005 года № 237-30 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге"» // Санкт-Петербургские ведомости. - 2008. - 6 июня.

[13] Постановление Конституционного суда Республики Коми от 15 июля 2009 г. «По делу о проверке конституционности статьи 22 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" по жалобе гражданина Г.М. Филиппова» // Республика. - 2009. - 29 июля.

Spisok literatury:

[1] Bojko D.V. Zakonnost' i usmotrenie v pra-voprimenitel'noj praktike: voprosy teorii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - Volgograd, 2011. - 35 s.

[2] Konstitucionnyj zakon Respubliki Sever-naya Osetiya-Alaniya ot 15 iyunya 2001 g. № 17-RZ «O Konstitucionnom sude Respubliki Sever-naya Osetiya-Alaniya» // Severnaya Osetiya. -2001. - 5 iyulya.

[3] Zakon Respubliki Adygeya ot 17 iyunya 1996 g. № 11 «O Konstitucionnom sude Respubliki Adygeya» // Vedomosti Gosudarstvennogo Sove-ta-Hase Respubliki Adygeya. - 1996. - № 6.

[4] Zakon Respubliki Tatarstan ot 22 deka-brya 1992 g. № 1708-XII «O Konstitucionnom sude Respubliki Tatarstan» // Sov. Tatariya. -1993. - 28 yanv.

[5] Postanovlenie Ustavnogo suda Sverd-lovskoj oblasti ot 1 oktyabrya 2013 g. «Po delu o sootvetstvii Ustavu Sverdlovskoj oblasti pod-punkta 3 stat'i 43 Oblastnogo zakona ot 10 marta 1999 goda №4-OZ "O pravovyh aktah v Sverdlovskoj oblasti" i punkta 7 Polozheniya o komissii po podgotovke predlozhenij v Ustav Sverdlovskoj oblasti pri Gubernatore Sverdlovskoj oblasti, utverzhdennogo Ukazom Gubernatora Sverd-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

lovskoj oblasti ot 2 iyunya 2008 goda № 580-UG "O komissii po podgotovke predlozhenij v Ustav Sverdlovskoj oblasti pri Gubernatore Sverdlovskoj oblasti", v svyazi s zaprosom deputata Zakonod-atel'nogo sobraniya Sverdlovskoj oblasti G.M. Per-skogo» // Oblastnaya gaz. - 2013. - 5 okt.

[6] Postanovlenie Konstitucionnogo suda Respubliki Tyva ot 28 iyulya 2010 g. № 1-P «Po delu o proverke konstitucionnosti polozhenij chasti 3 stat'i 1 Zakona Respubliki Tyva ot 6 iyulya 2006 goda № 1889 VH-1 "O denezhnom soderzha-nii i pooshchrenii lic, zameshchayushchih gosu-darstvennye dolzhnosti Respubliki Tyva i dolzh-nosti gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhashchih Respubliki Tyva" v svyazi s zaprosom gruppy deputatov Palaty predstavitelej Velikogo Hurala Respubliki Tyva» // Dajdzhest operativnoj infor-macii. Akty konstitucionnogo pravosudiya sub-"ektov RF. - 2010. - № 10. - S. 5 - 16.

[7] Postanovlenie Konstitucionnogo suda Respubliki Tatarstan ot 25 marta 2014 g. № 58-P «Po delu o proverke konstitucionnosti otdel'nyh polozhenij chasti 2 stat'i 1 Zakona Respubliki Tatarstan ot 30 iyunya 2011 goda № 33-ZRT "O poryadke i usloviyah prisvoeniya zvaniya "Veteran truda" (v redakcii Zakona Respubliki Tatarstan ot 10 oktyabrya 2011 goda № 71-ZRT) v svyazi s zhaloboj grazhdanki F.Ya. Sufiyarovoj» [Elek-tronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http:// www. ks.tatarstan.ru pub_304844.docx (data obrash-cheniya: 18.03.2019).

[8] Postanovlenie Konstitucionnogo suda Respubliki Adygeya ot 24 marta 2004 g. № 1-P «O privlechenii Gosudarstvennogo Soveta-Hase Res-publiki Adygeya k otvetstvennosti za neispolnenie reshenij Konstitucionnogo Suda Respubliki Ady-geya po zaprosu Soveta narodnyh deputatov municipal'nogo obrazovaniya "Kirovskij sel'skij okrug"» [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http:// www.ksra.ru Postanovlenie KS RA ot 24 marta 2004 goda (data obrashcheniya: 18.03.2019).

[9] Postanovlenie Ustavnogo suda Sankt-Pe-terburga ot 19 dekabrya 2016 g. № 002/16-P «Po delu o sootvetstvii Ustavu Sankt-Peterburga otdel'nyh polozhenij abzaca odinnadcatogo pod-punkta 9 punkta 2 stat'i 10 Zakona Sankt-Peter-burga ot 23 sentyabrya 2009 goda № 420-79 "Ob organizacii mestnogo samoupravleniya v Sankt-Pe-terburge" po zaprosu municipal'nogo Soveta vnu-trigorodskogo municipal'nogo obrazovaniya Sankt-Peterburga municipal'nyj okrug Yuntu-lovo» [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http:// www. 1482146436doc01156320161219123422.pdf (data obrashcheniya: 18.03.2019).

[10] Postanovlenie Konstitucionnogo suda Respubliki Tatarstan ot 14 marta 2002 g. № 4-P

«Po delu o proverke konstitucionnosti punktov 1 i 2 Ukaza Prezidenta Respubliki Tatarstan ot 2 sent-yabrya 1999 goda №UP-705 "O nekotoryh osoben-nostyah predostavleniya zhilyh pomeshchenij grazhdanam, prozhivayushchim v vethom zhil-ishchnom fonde" v svyazi s zhaloboj grazhdanki F.R. Saidovoj» // Respublika Tatarstan. - 2002. -19 marta.

[11] Postanovlenie Konstitucionnogo suda Respubliki Tatarstan ot 27 yanvarya 2011 g. № 41-P «Po delu o proverke konstitucionnosti stat'i 5.6. Kodeksa Respubliki Tatarstan ob administra-tivnyh pravonarusheniyah v svyazi s zhaloboj grazhdanina A.I. Shvydchenko» // Respublika Tatarstan. - 2010. - 31 dek.

[12] Postanovlenie Ustavnogo suda Sankt-Pe-terburga ot 29 maya 2008 g. № 007/08-P «Po delu o sootvetstvii Ustavu Sankt-Peterburga otdel'nyh polozhenij punkta 6 stat'i 31 Zakona Sankt-Peter-burga ot 18 maya 2005 goda № 237-30 "Ob organ-izacii mestnogo samoupravleniya v Sankt-Peter-burge"» // Sankt-Peterburgskie vedomosti. -2008. - 6 iyunya.

[13] Postanovlenie Konstitucionnogo suda Respubliki Komi ot 15 iyulya 2009 g. «Po delu o proverke konstitucionnosti stat'i 22 Zakona Res-publiki Komi ot 12 noyabrya 2004 goda № 55-RZ "O social'noj podderzhke naseleniya v Respublike Komi" po zhalobe grazhdanina G.M. Filippova» // Respublika. - 2009. - 29 iyulya.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.