Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОУСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ЕЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОУСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ЕЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОУСТОЙЧИВОСТЬ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ / СТРАТЕГИЯ / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поплавская В.А., Горшкова Л.А.

В статье рассматриваются вопросы обеспечения конкурентоустойчивости хозяйствующих субъектов на основе управленческих инноваций. Предлагается подход к совершенствованию системы управления на разных стадиях жизненного цикла организации (ЖЦО). Направления изменения структуры, культуры, стратегии, управленческого персонала описаны в критических точках перехода от младенчества, роста и зрелости организации. Разработанная технология принимает во внимание состояние внешней среды и внутреннего потенциала предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING KONKURENTOSPOSOBNOSTI ORGANIZATION AT DIFFERENT STAGES OF ITS LIFE CYCLE

In the article the questions of ensuring konkurentosposobnosti economic entities on the basis of managerial innovations. The approach to improvement of the management system at different stages of the life cycle (OLC). The direction of change in structure, culture, strategy, management personnel described at critical points of transition from the infancy, growth and maturity of the organization.Developed technology takes into account the state of the external environment and internal potential of the enterprise.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОУСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ЕЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА»

УДК 338.24

Поплавская В.А., кандидат экономических наук, доцент Горшкова Л.А., доктор экономических наук, профессор доцент и профессор кафедры «Информационные технологии

и инструментальные методы в экономике» Нижегородский государственный университет им. Н.И.

Лобачевского

Национальный исследовательский университет

Россия, г. Нижний Новгород ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОУСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ЕЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

В статье рассматриваются вопросы обеспечения конкурентоустойчивости хозяйствующих субъектов на основе управленческих инноваций. Предлагается подход к совершенствованию системы управления на разных стадиях жизненного цикла организации (ЖЦО). Направления изменения структуры, культуры, стратегии, управленческого персонала описаны в критических точках перехода от младенчества, роста и зрелости организации. Разработанная технология принимает во внимание состояние внешней среды и внутреннего потенциала предприятия.

Ключевые слова: конкурентоустойчивость, жизненный цикл организации, стратегия, хозяйствующий субъект.

Poplavskaya V. A., the candidate of economic Sciences, associate

Professor

Gorshkova L. A., doctor of economic Sciences, Professor associate Professor and Professor, Department "Information technologies

and instrumental methods in economy" Nizhny Novgorod state University. N. I. Lobachevski

National research University Russia, Nizhny Novgorod ENSURING KONKURENTOSPOSOBNOSTI ORGANIZATION

AT DIFFERENT STAGES OF ITS LIFE CYCLE In the article the questions of ensuring konkurentosposobnosti economic entities on the basis of managerial innovations. The approach to improvement of the management system at different stages of the life cycle (OLC). The direction of change in structure, culture, strategy, management personnel described at critical points of transition from the infancy, growth and maturity of the organization.Developed technology takes into account the state of the external environment and internal potential of the enterprise.

Key words: stability, life cycle, strategy, business entity. Для современного состояние мировой экономики характерны высокая степень неопределенности воздействия на конъюнктуру рынка и, как следствие, явное усиление конкуренции. В этих условиях руководство как

преуспевающих, так и терпящих неудачи хозяйствующих субъектов находится в состоянии постоянного поиска адекватных мер по обеспечению конкурентоустойчивости [1, 2, 3].

Исследования, проведенные авторами статьи на крупных промышленных предприятиях, показали, что в настоящее время руководителям, как правило, не достает знаний о том, как проводить системные изменения различных элементов субъекта управления в соответствии со сложившейся ситуацией.

В предлагаемой статье авторы излагают особенности обеспечения конкурентоустойчивости в критических точках жизненного цикла крупных предприятий.

Теория жизненного цикла, являющаяся частью эволюционной теории, рассматривает экономические системы в контексте постоянных изменений. При таком подходе управление организацией ориентируется на ее самосохранение (конкурентоустойчивость), присущее системам биологической природы. В отличие от биологического организма, имеющего единственный жизненный цикл, субъект хозяйствования способен сохранять жизнеспособность на протяжении нескольких циклов.

В процессе своей жизнедеятельности организация неизбежно проходит через кризисные точки, сопровождающиеся сменой стадии. Однако, как свидетельствует практика «предприятий-долгожителей», при грамотном управлении преодоление кризиса вполне достижимо. Попытаемся разобраться какие же меры необходимо предпринимать, если в основу логики положить теорию жизненного цикла, графически представленную на рисунке.

Рис. График ЖЦО.

Основные причины кризиса: в точке А - недостаточная квалификация управленцев; в точке В - злоупотребление авторитарным стилем руководства; в точке С - отсутствие инноваций, как производственных, так и

управленческих.

Направление 1 представляет начальный этап в развитии организации, когда доля рынка, занимаемая субъектом хозяйствования, не превышает 10%. Если в процессе дальнейшего функционирования происходит уменьшение объемов реализованной продукции, то предприятие умирает в младенчестве (направление 0). После благополучного преодоления точки А, то есть порога доли рынка в 10%, и сохранении тенденции роста хозяйствующий субъект выходит на стадию роста (направление 3), а при снижении динамики продаж наступает внеочередная стадия - старение (направление 2).

Если процесс роста продолжается в динамике, то его характеризуют направления 4 и 7 (после прохождения критической точки В). При наличии внутреннего потенциала и при благоприятной внешней среде организация может выйти на стадию роста даже после завершения стадии зрелости (направление 11).

После преодоления критической точки В, когда стабилизировались объемы реализованной продукции, хозяйствующий субъект выходит на стадию зрелости (направление 6). При стабильной динамике продаж характерно продолжение стадии зрелости (направление 8), а в случае прохождения критической точки С и наличия внутреннего или внешнего потенциала возможно продлить стадию зрелости (направление 10). Если отсутствует внутренний и внешний потенциал, то происходит выход на направления 5 и 9, наступающих после преодоления стадий роста и зрелости соответственно, то есть надвигается старение организации. При постоянном спаде объемов реализации продукции, отсутствии внутреннего и внешнего потенциала хозяйствующего субъекта неминуемо продолжение процесса старения (направление 12).

На основе представленной модели осуществляется идентификация этапов и характера изменений траектории деятельности. Изменение продолжительности каждой стадии связано с влиянием внутренних организационных и внешних факторов. Важно не пропустить негативные симптомы, чтобы своевременно и эффективно скорректировать соответствующие компоненты субъекта хозяйствования [4]. Если же организация не способна успешно разрешить проблемы, возникающие на каждой стадии ее жизненного цикла, то тогда она будет подвержена, либо тотальному упадку (и погибнет), либо будет переживать ограниченный рост и станет менее конкурентоустойчивой.

Схема последовательности проведения исследования по определению направления развития организации, разработанная авторами, представлена в работе [5]. После выбора конкретного направления развития проведение управленческих изменений по обеспечению конкурентоустойчивости хозяйствующего субъекта, по нашему мнению, возможно лишь при согласовании всех объектов исследования: объекта и субъекта управления,

жизненного цикла организации и ее внешней среды [6].

Рассмотрим возможные изменения основных элементов системы управления в критических точках при благоприятной внешней среде и наличии внутреннего потенциала организации.

Для перехода на более конкурентоспособную стадию в критических точках желательно использовать стратегию роста, культивировать проявление рыночной организационной культуры, расширять всеми доступными средствами организационную структуру, укреплять лидерские позиции управленцев.

Для сохранения конкурентоустойчивости в точках В и С управленческий персонал должен стремиться при сохранении стабильности реализуемой стратегии сбалансировать имеющуюся структуру, усилить особенности клановой культуры, предполагающей проявление действенной заботы управленцев о сложившемся в организации коллективе.

Методики оценки, реализации и контроля выполнения стратегии в критических точках с использованием эвристического инструментария детально изложена в ранних работах авторов [7, 8]. Методы диагностики и выбора организационной структуры с учетом обеспечения ее сбалансированности и расширения в условиях динамичности внешней среды представлены в статьях [9, 10].

Использование предложенного авторами подхода, адаптированного к особенностям предприятий Нижегородской области различной отраслевой принадлежности (машиностроение, строительство, легкая промышленность), позволило уточнить конкурентные позиции и учесть их при разработке стратегии повышения конкурентоустойчивости исследуемых субъектов хозяйствования.

Использованные источники:

1.Бурланков С., Жарова Е. Теоретические основы управления конкурентоустойчивостью хозяйствующих субъектов в области исследований и разработок//Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2016. № 9. С. 21-27.

2.Горшкова Л.А. Анализ конкурентоустойчивости субъекта хозяйствования // Аудит и финансовый анализ. 2003. № 3. С. 156-160.

3.Концепция конкурентоустойчивости: теория и практика (монография)/ Колл. авт., под ред. д.э.н., проф. Н.И. Заичкина, д.э.н., проф. Л.С. Зеленцовой. - М.: Издательство «Перо», 2012. - 248 с.

4.Gorshkova L.A., Sovik L.E., Poplavskaya V.A. Methodology of organizational changes during the implementation of business-activity monitoring//International Journal of Business and Social Science. 2013. Т. 4. № 2. С. 104-110.

5.Горшкова Л.А., Поплавская В.А. Выбор направления развития промышленных предприятий в соответствии с реализуемой ими стадией жизненного цикла // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 4-1. С. 214-219.

6.Горшкова Л.А., Поплавская В.А. Методика развития системы управления организацией на разных стадиях ее жизненного цикла // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 34. С. 2-7.

7.Поплавская В.А. Оценка стратегии развития предприятия радиоэлектронной промышленности //Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 21. С. 68-72.

8.Горшкова Л.А., Поплавский Б.Н. Реализация и контроль выполнения стратегии с использованием эвристического инструментария //Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 11. С. 29-34.

9.Мельник М.В., Горшкова Л.А., Поплавская В.А. Современные производственно-хозяйственные системы: виды и особенности // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 4. С. 8-17.

10.Горшкова Л.А. Диагностика и выбор организационной структуры хозяйствующего субъекта //Экономический анализ: теория и практика. 2007. № 10. С. 17-23.

Пронина И.В. магистрант Шацкова А. Ю. магистрант

ФГАОУВО «Северо-Кавказский Федеральный университет»

Россия, г. Ставрополь СПЕЦИФИКА ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА В ЗАРУБЕЖНЫХ

СТРАНАХ

Сегодня эффективность маркетинга в сети очень высока, особенно для тех категорий товаров, целевая аудитория которых молодые люди, живущие в крупных городах. Прирост новых пользователей в социальных сетях увеличивается в арифметической прогрессии. Даже деловые коммуникации постепенно переходят в интернет. Все чаще интернет-маркетинг начинает использоваться как реальный и эффективный инструмент воздействия. Актуальность данной темы подтверждается растущим числом пользователей интернета, как во всем мире, так и в России. Так, в странах Западной Европы интернет вышел на второе место по объему рекламных инвестиций 57 лет назад, а в некоторых странах (например, в Великобритании) уже давно опередил телевидение [1].

Соединенные Штаты Америки — страна с самым большим и прибыльным рынком на планете. Пожалуй, главная особенность американского рынка состоит в том, что он очень большой и интернациональный. На рынок США хотят попасть компании со всего мира, что, с одной стороны, говорит о его финансовой привлекательности, а, с другой стороны, указывает на высокую конкуренцию [2].

Насыщенность рынка и дороговизна заставляет местных специалистов по продвижению постоянно искать новые способы обогнать конкурентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.