Экономические науки Вестник Нижегородского универс итета им. Н.И . Лобачевского, 2014, № 2 (1), с. 264-268
УДК 65.290-2
АДАПТАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ © 2014 г. В.А. Поплавская, Л.А. Горшкова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского руа7 [email protected]
Пестутла в редакцию 05.12.2013
Актуальность, недостаточная проработанность теории и методологии развития организаций с учётом цикличности их функционирования, а также настоятельная практическая востребованность проведения работ по организационным преобразованиям отечественных предприятий предопределили направление авторского исследования. Применение разработанного авторами адаптационного механизма позволит руководителям осознать, на какой стадии жизненного цикла организация осуществляет свою деятельность, оценить имеющийся потенциал хозяйствующего субъекта, определить основные составляющие системы управления, подлежащие изменению, выбрать и использовать предложенные методы осуществления системных преобразований. Полученные авторами результаты исследования предназначены для дальнейшего развития теоретических и эмпирических исследований в области организационного развития.
Ключевые слева: организация, теория жизненных циклов, модели, методика, методы, стратегия, структура, персонал, организационная культура.
В современной экономике, с присущим ей высоким уровнем конкуренции, господствующим рынком потребителей, выигрывают организации, демонстрирующие адаптивный тип поведения.
Под адаптивной организацией, согласно современным концепциям, понимается система, эффективно взаимодействующая с внешней средой и функционирующая благодаря наличию квалифицированного персонала, объединенного общими ценностями для реализации конкретных стратегий в рамках соответствующих организационных структур.
С целью укрепления достигнутых позиций такие хозяйствующие субъекты поддерживают целенаправленный и управляемый процесс организационного развития, представляющий собой комплекс мероприятий по расширению возможностей субъекта в разрешении его внутренних проблем и обеспечению высокого уровня адаптации к изменению внешних условий.
При стратегических неопределенностях воздействия общества и политических сил на рыночную конъюнктуру, замедлении темпов роста и ограниченности ресурсов организаций их руководство сталкивается с необходимостью постоянного поиска адекватных указанным условиям инструментов управления.
В работах зарубежных и отечественных авторов, таких как И. Адизес [1], Л. Грейнер [2], Б.З. Мильнер [3], А. Чандлер [4], М. Ташман, В. Ньюман, Романелли [5], Г.В. Широкова и др. [6], выстроена концепция организационного
развития. Однако среди имеющихся результатов исследований нет однозначного решения, касающегося набора элементов системы управления, подлежащих системным изменениям в связи с изменением стадии жизненного цикла организации в ответ на воздействие внешней и внутренней среды.
Цель данной статьи - описать механизм, позволяющий достичь согласованности стратегии, организационной структуры, управленческого персонала и организационной культуры как основных компонентов системы управления на разных стадиях жизненного цикла организации в соответствии с состоянием внешней среды, а также наличием или отсутствием внутреннего потенциала развития хозяйствующего субъекта.
Адаптационный механизм как единый комплекс обеспечения организационного развития (А), по мнению авторов, должен включать адаптируемые элементы системы управления ф), воздействующие элементы внутренней и внешней среды (ф, исполнителей ф), методику и технологию ф), включающие задачи ^) и методы ^) исследования. Структурно его можно отразить следующим образом:
А => < B, ^ D, E {Г, G} >, где: => - знак соответствия.
Принципиальная схема, отражающая особенности адаптационного инструментария организационного развития, представлена на рис. 1.
В качестве основных адаптируемых элементов системы управления приняты наиболее часто встречающиеся в моделях упомянутых
Рис. 1. Принципиальная схема адаптационного механизма организационного развития
ранее исследователей понятия: стратегия,
структура, культура и управленческий персонал организации.
Под стратегией авторами понимается комплекс долгосрочных мер, направленных на укрепление (поддержание) жизнеспособности и мощи организации по отношению к конкурентам или на постепенное прекращение ее функционирования. Стратегия устанавливает направление деятельности организации: рост, стабилизация, сокращение или комбинация вариантов - и является связующим звеном между управлением внутренними ресурсами и внешними связями. Основной задачей стратегии является обеспечение нововведений и изменений в организации в соответствии с реализуемой стадией жизненного цикла субъекта хозяйствования.
Организационная структура, как один из элементов системы управления, в настоящее время претерпевает радикальные изменения, связанные с развитием самого понятия «организационная структура» и необходимостью её адаптации к динамично развивающейся внешней среде. По мнению авторов, под организационной структурой следует понимать упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в оптимально устойчивых отношениях, исходя из общих целевых установок, и обеспечивающих необходимый уровень организационной эффективности на основе внутренней и внешней интеграции.
Адекватным современным представлением об организации, на наш взгляд, является определение организационной культуры как совокупности основных убеждений, сформированных самостоятельно, усвоенных или разработанных определенной группой по мере того, как она учится разрешать проблемы адаптации к внешней среде и внутренней интеграции.
В данном контексте под управленческим персоналом подразумеваются сотрудники, дея-
тельность которых направлена на выполнение управленческих функций, облеченные ответственностью за достижение целей организации.
К воздействующим на систему управления элементам следует отнести внешнюю среду, а также объект управления и жизненный цикл организации. Текущее состояние этих составляющих и определяет выбор элементов системы управления, способствующих организационному развитию или застою хозяйствующих субъектов.
Как открытая система, организация осуществляет свою деятельность во внешней среде и находится под активным воздействием внешних факторов, черпая на рынке определенные ресурсы и предоставляя результаты своей деятельности на соответствующие рынки. Внешние связи, с одной стороны, являются условиями существования предприятия, с другой - через эти связи оно реализует определенные цели.
Жизненный цикл организации (ЖЦО) - это предсказуемая последовательность смены структурных характеристик и способов действия организаций любых типов, а этапом (стадией) жизненного цикла принято считать устойчивую совокупность структурных характеристик и способов действия, возникающих в организациях с течением времени.
В настоящее время существует более десяти различных моделей ЖЦО, авторы которых используют разные термины для обозначения этапов или стадий развития организаций, систематизированные в работе [6]. Каждая из стадий характеризуется как некая конфигурация определенных организационных элементов. Количество этапов в различных моделях колеблется от трех до десяти. Разделяя мнение большинства исследователей, авторы выделяют четыре стадии жизненного цикла организации: младенчество, рост, зрелость и старение.
К исполнителям в описываемом механизме относится персонал хозяйствующего субъекта и
организационная структура
АДАПТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
организационная культура
Рис. 2. Схема совместимости внешней среды, внутреннего потенциала и стадии жизненного цикла организации
внешние эксперты, обеспечивающие реализацию технологии и методики исследования.
Под технологией в данном контексте понимается последовательность этапов и процедур сбора, обработки, упорядочения данных, осознания проблемы, определения по ней ограничений и критериев, поиска вариантов решения и представления результатов; под методикой -совокупность методов (способов и приемов), выполняемых в определенной последовательности для разрешения задач диагностики внешней и внутренней среды, жизненного цикла, выбор направления развития организации, определения значений организационных элементов, реализации организационных изменений, мониторинга и оценки текущей ситуации [7-9].
Эффективное функционирование хозяйствующего субъекта возможно лишь при согласовании всех адаптируемых составляющих системы управления и воздействующих элементов внешней и внутренней среды организации [10, 11].
Схема совместимости состояния внешней среды, внутреннего потенциала и соответст-
вующей им стадии жизненного цикла организации, разработанная авторами, представлена на рис. 2.
Применительно к каждому из адаптируемых элементов системы управления организации с использованием разработанных авторами методики и технологии определяется один из возможных его типов. Для стратегии - это рост, стабилизация или сокращение; для культуры -адхократия, рынок, клан или бюрократия, а также состояние и сила. Что касается управленческого персонала, то это - энтузиаст, дос-тигатель, защитник или бюрократ; для структуры - автономия, расширение, сбалансированность или сжатие [12]. Выбор конкретных значений перечисленных элементов осуществляется согласно их соответствию, представленному в таблице.
Для поддержания равновесного состояния адаптируемых элементов организации между собой и с внешней средой необходимо иметь определенные механизмы его реализации, предполагающие регулярный характер осуще-
Таблица
Соответствие адаптируемых элементов системы управления
_________стадии жизненного цикла организации_______________________________
Стадия ЖЦО Адаптируемые элементы системы управления
Стратегия Структура Культура Персонал
Младенчество рост автономная адхократическая энтузиаст
Рост рост расширение рыночная достигатель
Зрелость стабилизация сбалансированная клановая защитник
Старение сокращение сжатие бюрократическая бюрократ
ствления инноваций, опираясь как на персонал организации, так и на помощь сторонних консультантов [13].
Непродуманный набор методов, неумение комбинировать жесткие и мягкие способы воздействия на персонал могут привести в итоге к неудаче, а тщательное проектирование технологии проведения организационных преобразований позволит хозяйствующему субъекту перейти на иную стадию развития с минимальными потерями.
Предложенный адаптационный механизм, как свидетельствует его применение на ряде крупных промышленных предприятий, создает синергетический эффект от приведения в соответствие элементов системы управления, что способствует повышению результативности деятельности предприятий в динамичной внешней среде.
Список литературы
1. Adizes I. Managing corporate lifecycles. Paramus, N.J.: Prentice Hall, 1999. 460 p.
2. Greiner Larry E. Evolution and Organizations Grow - A companies past has clues for management that are critical to future success // Family Business Review. 1997. V. 10. № 4. P. 397-409.
3. Мильнер Б.З. Теория организации. Учебник. Изд. 8-е, перераб. и доп. // М.: ИНФРА-М, 2012 . 808 с.
4. Chandler Alfred D., Jr. The Visible Hand: The Managerial Revolution in American Business. Belknap Press, 1993. 624 p.
5. Tushman M., Newman W., Romanelli E. Convergence and Upheaval: Managing the Unsteady Pace of Organizational Evolution //California Management Review. 1986. V. 29. Fall. № 1. P. 29-44.
6. Широкова Г.В., Меркурьева И.С., Серова О.Ю. Особенности формирования жизненных циклов российских компаний (эмпирический анализ) // Российский журнал менеджмента. 2006. Т. 4. № 3. С. 3-26.
7. Горшкова Л.А. Теория бизнес-анализа: Учебное пособие // Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2007. 293 с.
8. Горшкова Л.А., Поплавская В.А. Выбор направления развития промышленных предприятий в соответствии с реализуемой ими стадией жизненного цикла // Вестник Нижегородского университета им.
Н.И. Лобачевского. 2010. № 4. С. 214-219.
9. Трифонов Ю.В., Горшкова Л.А., Поплавская В.А. Выбор методов и моделей решения бизнес-проблем // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 5. С. 259-264.
10. Горшкова Л.А., Поплавская В.А. Методика управления организационной культурой крупного промышленного предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 20. С. 37-42.
11. Г оршкова Л.А. Диагностика и выбор организационной структуры хозяйствующего субъекта // Экономический анализ: теория и практика. 2007. № 10. С. 17-23.
12. Горшкова Л.А., Поплавская В.А. Методика развития системы управления организацией на разных стадиях ее жизненного цикла // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 34. С. 2-7.
13. Горшкова Л.А., Поплавская В.А. Методика реализации изменений в системе управления промышленным предприятием // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 11. С. 7-11.
ADAPTATION MECHANISM FOR ORGANIZATIONAL DEVELOPMENT
V.A. Poplavskaya, L.A. Gorshkova
The lines of this research are determined by the relevance and inadequate elaboration of the company development theory and methodology in view of cyclicity of company functioning, and urgent practical importance of activities for reorganization of domestic business entities. By using the adaptation mechanism developed by the authors, company executives will be able to understand the life cycle stage of their business activity, to estimate the available potential of the economic entity, to identify the main components of the management system to be changed, to choose and implement the proposed methods of systemic transformations. The results of the authors’ research are intended for further development of theoretical and empirical analysis in the field of organizational development.
Keywords: company, life cycle theory, models, procedure, methods, strategy, structure, personnel, organizational culture.
References
1. Adizes I. Managing corporate lifecycles. Paramus, N.J.: Prentice Hall, 1999. 460 p.
2. Greiner Larry E. Evolution and Organizations Grow - A companies past has clues for management that are critical to future success // Family Business Review. 1997. V. 10. № 4. P. 397-409.
3. Mil'ner B.Z. Teoriya organizacii. Uchebnik. Izd. 8e, pererab. i dop. // M.: INFRA-M, 2012 . 808 s.
4. Chandler Alfred D., Jr. The Visible Hand: The Managerial Revolution in American Business. Belknap Press, 1993. 624 p.
5. Tushman M., Newman W., Romanelli E. Convergence and Upheaval: Managing the Unsteady Pace of Organizational Evolution //California Management Review. 1986. V. 29. Fall. № 1. P. 29-44.
6. Shirokova G.V., Merkur'eva I.S., Serova O.Yu. Osobennosti formirovaniya zhiznennyh ciklov rossijskih kompanij (ehmpiricheskij analiz) // Rossijskij zhurnal menedzhmenta. 2006. T. 4. № 3. S. 3-26.
7. Gorshkova L.A. Teoriya biznes-analiza: Uchebnoe posobie // N. Novgorod: Izd-vo NNGU, 2007. 293 s.
8. Gorshkova L.A., Poplavskaya V.A. Vybor na-
pravleniya razvitiya promyshlennyh predpriyatij v soot-vetstvii s realizuemoj imi stadiej zhiznennogo cikla // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Loba-chevskogo. 2010. № 4. S. 214-219.
9. Trifonov Yu.V., Gorshkova L.A., Poplavskaya V.A. Vybor metodov i modelej resheniya biznes-problem // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2013. № 5. S. 259-264.
10. Gorshkova L.A., Poplavskaya V.A. Metodika upravleniya organizacionnoj kul'turoj krupnogo pro-myshlennogo predpriyatiya // Ehkonomicheskij analiz: teoriya i praktika. 2012. № 20. S. 37-42.
11. Gorshkova L.A. Diagnostika i vybor organiza-cionnoj struktury hozyajstvuyushchego sub"ekta // Ehkonomicheskij analiz: teoriya i praktika. 2007. № 10.
S. 17-23.
12. Gorshkova L.A., Poplavskaya V.A. Metodika razvitiya sistemy upravleniya organizaciej na raznyh stadiyah ee zhiznennogo cikla // Ehkonomicheskij ana-liz: teoriya i praktika. 2010. № 34. S. 2-7.
13. Gorshkova L.A., Poplavskaya V.A. Metodika realizacii izmenenij v sisteme upravleniya pro-myshlennym predpriyatiem // Ehkonomicheskij analiz: teoriya i praktika. 2011. № 11. S. 7-11.