Научная статья на тему 'Обеспечение конкурентоспособности промышленного предприятия на основе реализации экологической стратегии'

Обеспечение конкурентоспособности промышленного предприятия на основе реализации экологической стратегии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
378
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белых Валентина Тимофеевна, Маринина Анна Германовна

В статье рассматриваются вопросы формирования и реализации экологической стратегии промышленного предприятия в целях обеспечения его долгосрочных конкурентных преимуществ на рынке. Предложены рекомендации по организации процесса реализации экологической стратегии на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белых Валентина Тимофеевна, Маринина Анна Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение конкурентоспособности промышленного предприятия на основе реализации экологической стратегии»

ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И РЫНОК ПРОДУКЦИИ

УДК 658.155:502.131 Белых В.Т., Маринина А.Г.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ

В связи с переориентацией общественного производства на экологический тип развития изменились и условия функционирования промышленных предприятий, что повлекло возникновение потребности в поис -ке новых подходов и методов управления деятельностью предприятия, где ключевым процессом является разработка стратегии его развития.

Характерной чертой существовавших ранее типов стратегий являлось отсутствие в них долгосрочного видения экологического развития, экологических целей, обоснованных направлений экологической деятельности. Формирование экологической стратегии призвано устранить данные недостатки и создать экономическую заинтересованность и экологическую ответственность промышленного предприятия.

Необходимость стратегического подхода при осуществлении природоохранной деятельности определилась в конце 60-х годов прошлого столетия в связи с осознанием угрозы экологического кризиса В 70-е годы в качестве стратегического направления природоохранной деятельности было выбрано создание и совершенствование методов и средств защиты окружающей среды в конце производственного цикла. Однако возможности этого направления достаточно быстро были исчерпаны.

Следующим стратегическим направлением, определяемым Международной конференцией по проблемам охраны окружающей среды в Женеве в 1978 году, явилось техническое перевооружение производства на основе ресурсосберегающих и малоотходных технологий, а также применение вьЕокозатратных способов защиты окружающей среды.

Экологические проблемы приобрели новое звучание в мире после состоявшейся в Риэ-де-Жанейро в июне 1992 г. конференции ООН по окружающей среде и развитию. На конференции был принят исторический документ - «Повестка дня на XXI век» - программа всемирного сотрудничества, направленная на гармоничное достижение двух целей - высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мира.

К настоящему времени принята серия международных стандартов ISO 14000 (система менеджмента окружающей среды на предприятиях), которые разрабатывались с учетом международных стандартов сис-тем менеджмента качества продукции (ISO 9000).

Данные стандарты устанавливают непосредственную связь между вопросами управления производственными процессами предприятий, рациональным ис-пользованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду.

Сейчас процветание предприятия неразрывно связано с благополучием потребителя. Потребители в процессе удовлетворения своих потребностей все более стали стремиться не только к изобилию и доступности необходимых товаров и услуг, но и к сохранению и улучшению среды обитания. При приобретении товара покупателя интересует ряд вопросов, связанных с воздействием этого товара (в том числе и косвенным) на окружающую среду. Таким образом, экологические качества производства и продукции становятся фактором привлечения потребителя, который трансформируется в спрос и, как следствие, в повышение конкурентоспособности.

Конкурентоспособность предприятия есть способность предприятия отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей, противостоять производителям, поставляющим на те же рынки аналогичные товары. Конкурентные преимущества предприятия определяются как наличие одного или нескольких свойств деятельности, которые превосходят соответствующие свойства конкурентов и являются значимыми для рынка.

Факторы, определяющие конкурентные преимущества предприятия, находятся в постоянной динамике, благоприятное или неблагоприятное направление которой зависит от процессов, инициируемых самим предприятием (внутренние факторы), или процессов, происходящих на рынке (внешние факторы). В последнее время значительно возросла роль экологического менеджмента как важного инструмента экологического сопровождения инвестиций в хозяйственную и иную деятельность.

Охрана окружающей среды фактически стала составной частью инвестиционных проектов. Экологическая оценка, экологическая экспертиза, экологический аудит, экологическое страхование входят в ос -новную процедуру экологического сопровождения планируемой хозяйственной и иной деятельности в России. При этом важно соблюдать требования Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и

ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ ИРЫНОК ПРОДУКЦИИ

развития, других инвестирующих международных и российских организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов.

Ужесточение экологических требований со стороны внешних заинтересованных сторон, ориентация на усиление конкурентных преимуществ требуют от руководства предприятий разработки и реализации стратегии, учитывающей требования потребителя, адаптации текущей деятельности к стратегическим экологическим целям, развития системы интегрированного менеджмента с учетом влияния экологических факторов.

Экологическая стратегия предприятия представляет собой генеральную программу действий, выявляющую приоритеты проблем и ресурсы для достижения целей в области экологии.

Этапы формирования экологической стратегии предприятия следующие:

1. Формирование стратегических целей - реальных, достижимых, экологически значимых.

2. Анализ факторов внешней среды для выбора путей адаптации к ней.

3. Анализ внутренней среды, оценка ресурсов и определение конкурентных преимуществ. Выявление сильных и слабых сторон предприятия.

4. Формирование стратегических альтернатив развития предприятия, их оценка и выбор оптимальной стратегической альтернативы.

5. Реализация выбранной стратегии путем разработки планов и бюджетов.

6. Оценка результативности стратегии (с возможным пересмотром стратегии или внесением изменений). Для стратегического экологического управления

характерны следующие направления деятельности предприятия:

1. Развитие экологического маркетинга.

2. Равноправный диалог с общественностью и потребителями.

3. Внешний экологический аудит систем экологического менеджмента.

4. Внедрение программ экологической сертификации товаров и услуг.

5. Предоставление полного объема экологически значимой информации.

6. Создание систем «жизненных циклов» продукции и ее утилизации.

7. Учет экологически значимых требований при реализации инвестиционных проектов.

8. Подготовка корпоративной отчетности о функционировании системы экологического менеджмента и осуществления природоохранной деятельности предприятия.

ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» является одним из крупнейших в России и мире производителем стали и прокатной продукции черных металлов.

Развивая производство, ОАО «ММК» связывает обеспечение собственной конкурентоспособности с разработкой и реализацией на предприятии стратегии в области охраны окружающей среды.

Основной принцип экологической деятельности

ОАО «ММК» сформулирован в Экологической политике предприятия: «Планируя долгосрочное и устойчивое развитие компании, руководство и персонал ОАО «ММК» считают сокращение вредных воздействий на окружающую среду одной из своих стратегических целей и осуществляют производственную деятельность с пониманием ответственности за воздействие на окружающую среду».

Стратегия охраны окружающей среды ОАО «ММК» базируется на выполнении требований природоохранного законодательства и международного стандарта 180 14001. В соответствии с этим определены цели ОАО «ММК» в области охраны окружающей среды: Сокращение массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты.

Утилизация промышленных отходов и рекультивация нарушенных земель.

Рациональное использование природных и энергетических ресурсов.

Стратегия Группы ОАО «ММК» в области охраны окружающей среды направлена на решение следующих задач:

- защита атмосферного воздуха с целью снижения уровня его загрязнения и обеспечения качества воздуха в пределах нормативных значений;

- защита водных объектов с целью снижения воздействия на них от производственной деятельности;

- деятельность по обращению с промышленными отходами направлена на снижение удельного образования отходов, максимального использования отходов в качестве вторичных материальных ресурсов и товарной продукции, на обезвреживание опасных промышленных отходов;

- вывод из эксплуатации мест размещения отходов (шламохранилищ и гидроотвалов) и рекультивация ранее нарушенных земель.

Для осуществления задач стратегии в области охраны окружающей среды разработана Экологическая программа ОАО «ММК» на 2008-2015 годы. Обеспечение Экологической программы достаточным финансированием для выполнения входящих в нее мероприятий в полном объеме и в установленные сроки, а также своевременная корректировка Экологической программы в зависимости от изменений путей стратегического развития Группы ОАО «ММК» или изменения требований законодательства позволят выполнить задачи стратегии в области охраны окружающей среды.

Сильными экологическими сторонами ОАО «ММК» являются:

- выполнение требований природоохранного законодательства Российской Федерации и международного стандарта 180 14001;

- постоянное улучшение системы экологического менеджмента и применение её в обществах Группы ОАО «ММК»;

- внедрение наилучших существующих технологий, позволяющих осуществлять производственный процесс с минимально возможным воздействием на окружающую среду;

- разработка и выполнение мероприятий, направ-

Управленческие задачи при реализации экологической стратегии на предприятии

Стратегический уровень Тактический уровень Оперативны йуровень

Разработка экологической политики Контроль исполнения экологической политики Информированиесогрудников, потребителей и др. об экологической полише

Разработка экологической стратегии. Контроль исполнения экологической стратегии Разработка плана реализации экологической стратегии. Контроль исполнения плана реализации экологической стратегии Осуществление мероприятий плана реализации экологической стратегии

Разработка целей предприятия в области экологии Разработка задач для реализации целей пред -приятия в области экологии и план по их достижению Осуществление реализации плана по достижению задач в области экологии

Осуществление лоббирования интересов предприятия в области экологии Отслеживание изменений в законодательстве, касающихся экологии, учет таких изменений в деятельности предприятия Консультирование работников предприятия по вопросам изменений в законодательстве, касающихся экологии. Мониторинг исполнения законодательства

Разработка системы показателей экологической эффективности. Анализ и выявление тенденций динамики знамений показателей экологической эффективности по всей организации Информационно-методическое обеспечение сис-темы показателей экологической эффективности. Анализ и выявлениетенденцийдинамики значений показателей экологической эффективности на тактическом уровне. Использование SWOT-aнaлизa предприятия с экологическим наполнением Сбор и обработка первичных данных о значениях показателей экологической эффективности. Анализ и выявлениетенденцийдинамики значений показателей экологической эффективности на оперативном уровне

ленных на предотвращение загрязнения окружающей среды, при возникновении аварий и аварийных ситуаций;

- обучение, повышение компетентности и распределение ответственности персонала в области обеспечения экологической безопасности;

- доведение требований системы экологического менеджмента ОАО «ММК» до поставщиков продукции и исполнителей услуг, контроль выполнения предъявленных требований;

- открытость и доступность информации о результатах природоохранной деятельности и функционирования системы экологического менеджмента для всех заинтересованных сторон.

Для успешной реализации экологической стратегии на промышленном предприятии необходимо определить основные управленческие задачи менеджеров в зависимости от уровня управления (см. таблицу).

Таким образом, формирование и реализация экологической стратегии, а также ее своевременная корректировка в соответствии с динамикой экологических требований потребителей позволит промышленному предприятию обеспечить долгое рочные конку -

рентные преимущества на рынке.

Список литературы

1. Маркова В. Д., Кузнецова С. А Стратегический менеджмент: курс лекций. М.: ИНФРАМ, 2007. 288 с.

2. Экологический менеджмент: учеб. пособие/ Н. Пахомова, А. Эндрес, К. Рихтер. СПб.: Питер, 2003. 536 с.

3. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа: пер. с англ. М.: Изд дом «Вильямс», 2008. 928 с.

4. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000. 312 с.

List of literature

1. Markova V.D. Kuznetsova S.A. Strategic management: The course of lectures. M: INFRA-M, 2007. 288 p.

2. Pahomova N.V. Ecological management studies. The tutorial / N. Pahomova, A Endres, K.Rihter. SPb.: Piter, 2003. 536 p.

3. Thompson Arthur A., Strickland A. J. Strategic Management: Concepts and Cases: Translation from engl. M: Publishing house «Williams», 2008. 928 p.

4. Fathutdinov R.A Competitiveness: economics, strategy, management M.: INFRA-M, 2000. 312 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.