А. Е. Чунина, канд. экон. наук, доцент, кафедра экономики фирмы и рынков, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, г. Калининград, Россия, [email protected]
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ УТИЛИЗАЦИЕЙ ОТХОДОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
В процессе эволюционного развития человеческого социума отношение к выбрасываемым им отходам было не однозначным в различные периоды его развития. Однако те или иные трудовые и (или) затратные мероприятия, связанные с удалением и изоляцией мусорных отходов, осуществлялись различными человеческими популяциями, исходя из вырабатываемых ими нравственно--патриархальных и эстетических норм, правил и канонов, которые динамически изменялись в зависимости от возникающей жизненной необходимости и которые, прежде всего, были связаны с эпидемиологическими пандемиями (такая степень распространения инфекционного заболевания, которая выражается в чрезвычайно широком («поголовном») охвате всего населения определенной области. Однако во многих случаях рассматриваемое понятие употребляют и для характеристики таких эпидемических состояний, при которых одновременно или последовательно той или иной инфекционной болезнью поражается несколько или много стран1), последствия которых преследовали и преследуют человечество непрерывно.
Сегодня, в начале XXI столетия, новое поколение менеджеров начинает убеждаться в необходимости кардинального переосмысления отношения бизнеса к экологической проблематике. Становится все более очевидным, что систематически реализуемые, продуманные и эффективные меры по ресурсосбережению, снижению эколо-
гических предпринимательских рисков находятся в области стратегических интересов компании, вполне соответствуя ее целям завоевать и поддерживать конкурентные преимущества.
Для обоснования эффективного ответа на постоянно возникающие экологические шансы и риски любая фирма или корпорация должна обладать продуманной системой стратегических целей и соответствующим механизмом по управлению их достижением. В этом и состоит содержание и важнейшие функции стратегического экологического менеджмента2.
Выработка и принятие фирмой стратегических решений должны опираться на систему экологической информации, поскольку для предприятия особенно важно создание инфраструктуры экологически релевантных данных. Такой подход оправдан, поскольку данные относительно загрязнения природной среды, дефицитности ресурсов и т. п. становятся важными для предприятия по мере придания им значения со стороны общества. А этот процесс является трудно прогнозируемым. Если та или иная экологическая информация становится релевантной, ее надо трансформировать в экономические величины. Причем эта информация может выступать в виде слабых сигналов. Существующие системы учета на предприятиях, ориентированные в основном на прошлое и представленные в денежных величинах, не способны распознать эти слабые сигналы. И такая ситуация имеет
место в отличие, скажем, от ры-ночно ориентированного планирования, которое в принципе может ограничиваться данными рынка. Экологическая информация часто выявляется и перерабатывается представителями внешней для предприятия среды. Поэтому получение подобной информации о внешней (в широком смысле) среде, включая политическую, представляет для предприятия особую важность.
В число специфических методов анализа внешней среды, получивших применение в последнее время, входят системы раннего распознавания3. Слабые сигналы в рассматриваемых системах могут возникать где угодно, например, вследствие появления многих однородных экологически релевантных событий, распространения новых знаний или медицинских результатов, высказываний важных политических деятелей, тенденций в правопорядке и т. п. С целью их обнаружения фирма может передавать поставщикам, предприятиям логистики и торговым организациям проверочные листы.
Еще одним приемом анализа внешней среды является кривая рассеивания. Существуют типичные пути распространения идей, восприятия проблем, процессов, политических решений, которые следуют нелинейным трендам (Б-образным кривым). Что касается экологической информации, то все больший объем сведений подобного рода начинает попадать в центр общественного внимания, что может выступать симптомом начала по- =
добного диффузионного процесса. Для отдельных предприятий анализ подобной информации сопряжен с известными сложностями. В этой области предпочтительна деятельность отраслевых или других предпринимательских союзов.
Если предприятия, проводящие пассивную экологическую политику, скорее всего, будут ждать
Экологическая стратегия является одним из центральных элементов экологического менеджмента
на стратегическом уровне, поскольку представляет собой связующее звено между нормативной экологической политикой и оперативными экологическими программами.
реакции со стороны государства, то предприятия с активной экологической политикой будут предпринимать предупредительные меры, понимая опасность эскалации, т. е. роста, общественного внимания и интенсификации дискуссии. При нарастании напряженности, когда над компанией сгущаются экологические тучи, чтобы сбить накал страстей, по мнению автора, бывает достаточно (в качестве первых шагов) привести достоверные пояснения.
Экологическая стратегия является одним из центральных элементов экологического менеджмента на стратегическом уровне, поскольку представляет собой связующее звено между нормативной экологической политикой и оперативными экологическими программами. Эта взаимосвязь может быть прослежена с помощью широко известной среди специалистов Санкт-Галльской модели интегрированного экологического менеджмента4.
С возрастанием значения для бизнеса экологических и социальных факторов происходит значительное расширение круга традиционных экономических и технических параметров, которые определяют потенциал успеха и которые необходимо учитывать при разработке ее стратегии. В части охраны окружающей среды форма реагирования на указан-
ные выше изменения может быть двоякой: либо путем включения в стратегии фирмы экологических составляющих, либо посредством разработки экологической стратегии как самостоятельного документа и инструмента.
В первом случае производственные стратегические программы, как считает автор, должны исследоваться на предмет их соответствия экологическим требованиям и в случае необходимости дополняться стратегическими целями по решению приоритетных для компании экологических проблем.
Во втором случае, по мнению автора статьи, компания может формировать и наращивать стратегический, экологический потенциал (посредством эффективного экологического позиционирования) в качестве самостоятельной целевой установки. Однако в обоих случаях центральным пунктом должна быть постоянная оптимизация взаимоотношения между экономикой и экологией, увеличение точек соприкосновения между экономическими и экологическими интересами предприятия и общества в целом.
В зависимости от степени учета экологических требований и норм стратегии делятся на пассивные и активные. Пассивная экологическая стратегия ограничивается выполнением существующих экологических законов, стандартов, нормативов. Активная экологическая политика фирмы (корпорации) и соответствующая ей стратегия заключаются в том, что противоречия между экономикой и охраной окружающей среды разрешаются на более глубоком уровне, природоохранные императивы рассматриваются как шанс изменить продукт, технологию, поднять уровень компетенции персонала и т. д.5
Процесс управления предприятием в целом организуется таким образом, чтобы рыночные, коммерческие и природоохранные, как и социальные, цели были согласованы. Именно на
Именно инновации устойчивого развития, относясь по своему характеру к радикальным, создают и обеспечивают потенциал прорывного эффекта в решении экологических проблем.
такой активной основе сегодня строят экологическое управление лидеры зарубежного - и частично российского бизнеса. Степень приближения к требованиям активной экологической политики может быть оценена фирмой самостоятельно, например, путем использования рейтинговых критериев
и их оценки.
Существенным является также вопрос о базисных экологических стратегиях, отвечающих концепции устойчивого развития бизнеса. К таким стратегиям могут быть отнесены стратегии достаточности, дематериализации, эко-эффективности, стратегии перехода к чистому производству, цирку-лярности, кооперирования и ряд других. Эти стратегии отвечают сформулированным в стратегическом экологическом менеджменте принципам современного корпоративного экологического менеджмента. С концептуальной стороны их объединяет идея инноваций устойчивого развития. Именно инновации устойчивого развития (как и отвечающие им стратегии), относясь по своему характеру к радикальным, создают и обеспечивают потенциал прорывного эффекта в решении экологических проблем.
Среди инновационных стратегий устойчивого развития особого упоминания заслуживают отвечающие принципам индустриальной экологии стратегии циркуляр -ности и кооперирования. Они позволяют
в решении экологических проблем выйти за пределы возможностей и ресурсов отдельных предприятий, используя преимущества концентрации и централизации, включая региональную и межотраслевую. Стратегии циркулярности и кооперирования ориентированы на согласованное и гибкое решение экологических проблем группой (отраслевой, образующей производственно-технологическую цепочку, или объединенных на региональной основе) предприятий. Этим демонстрируется возможность выработки и реализации согласованной экологической стратегии для нескольких обособленных экономически и организационно компаний с формированием на их базе экологически ориентированной индустриальной сети. Соответственно, что данным инновационным организационным решениям должны отвечать производственно-технологические инновации6.
Экологические стратегии в современном понимании также разделяются на стратегии «Pull» и «Push». Экологический Pull возникает вследствие усиливающихся требований со стороны потребительского спроса и рынка (покупатели, конкуренты, партнеры). Экологический Push инициируется законодательством и требованиями интер-нализации экологических затрат фирмы, для чего необходимы экологические и технические инновации. Способ-
и анализировать воздействия этих факторов в своей экологической стратегии предопределяет ее средне- и долгосрочную конкурентоспособность на рынке.
Область интересов эко-стратегии распространяется не только на предприятие как таковое, но и на общий экологический жизненный цикл продукта. Тем самым эко-стратегии служат достижению конкурентных преимуществ, необходимых для обеспечения долгосрочного функционирования предприятия, при максимально возможном снижении экологических проблем на протяжении всего экологического жизненного цикла продукта (т. е. жизненного цикла продукта, оцененного с точки зрения охраны окружающей среды).
В современных условиях экологическая проблематика, возможно, может превращаться в составной компонент применительно к широко известной модели конкурентных стратегий М. Портера7. Согласно расширенному подходу М. Портера, существуют три основные стратегии для достижения фирмой конкурентных преимуществ: лидерство в экологической области, лидерство в издержках и дифференциация, что представлено на рис. 1.
Экология
Затраты Дифференциация
Процесс управления предприятием в целом организуется таким образом, чтобы рыночные, коммерческие и природоохранные, как и социальные, цели были согласованы.
Рис. 1. Три составляющие расширенной стратегии конкурентных преимуществ по М. Портеру
Три равноправные составляющие экологической стратегии демонстрируют интегрированный характер проблемы экономико-экологической оптимизации. Экологическая составляющая интегрированной стратегии обозначает нагрузку на
ность фирмы своевременно регистрировать окружающую природную среду, иниции-
руемую продуктом на всем протяжении его экологического жизненного цикла.
интегрированныи
Представленный учет всех трех категорий предполагает знание соответствующих связей между ними, которые являются весьма сложными. Характер взаимосвязи затрат и дифференциации, по первоначальной концепции М. Портера, чаще всего рассматривался как противоположный. Поэтому представлялось, что целью предприятий могло быть либо достижение долгосрочных конкурентных преимуществ посредством экономии на издержках производства, либо путь дифференциации продукции и повышения ее качества.
В конце 80-х гг. XX столетия фирмы стали переключаться на стратегию поддержания существующего уже высокого уровня эффективности одной из двух основных составляющих конкурентных преимуществ (или полезности продукта, или низкого уровня затрат на его производство) при одновременном повышении эффективности другой составляющей (так называемый «outpacing подход»). Однако и этот подход показал, что исключительное фокусирование лишь на двух традиционных составляющих конкуренции в условиях возрастания значения экологических параметров в большинстве случаев недостаточно для успеха.
Связь между улучшением экологических параметров продукции на протяжении всего ее экологического жизненного цикла и уровнем соответствующих издержек, напротив, рассматривалась первоначально как однонаправленная (более высокое качество окружающей природной среды — более высокие издержки). Существовало устойчивое представление, что экологически сознательное поведение фирмы связано только с повышенными затрата-
Эко-стратегии служат достижению конкурентных преимуществ, необходимых для обеспечения долгосрочного функционирования предприятия, при максимально возможном снижении экологических проблем на протя жении всего экологического жизненного цикла продукта.
ми. Такой подход во многом был следствием доминирования до середины 80-х гг. XX столетия «технологий конца трубы», т. е. реше-= ния экологических проблем путем установки на предприятиях различного рода пыле-, газоулавливающих установок, фильтров, строительства очистных сооружений и т. п.
Между тем в условиях проведения предприятием активной экологической политики при интегрированном подходе к охране окружающей среды изменения производственного процесса, инициированные природоохранными требованиями, часто могут быть реализованы одновременно с экономией на затратах.
Определенная неадекватность первоначально была характерна и для представлений о характере взаимосвязи между мерами по улучшению экологической ситуации и воздействием на дифференциацию экологических качеств продукции, которая (связь) тоже представлялась как однонаправленная. Однако, как показал последующий опыт, улучшение экологических качеств продукта может привести к преимуществам в дифференциации только в том случае, если потребитель восприимчив к изменению экологических характеристик товара.
Существует опасность возникновения и другой проблемы. Дополнительные издержки, сопровождающие меры по эко-
логической дифференциации продукции, могут преимущественно ложиться на плечи ее потребителей, тогда как выгоды могут распределяться в основном в пользу общества. Данная ситуация известна специалистам, и ее анализ, как правило, включается в модель экологических экстерналий, т. е. внешних эффектов, и реализации принципа «загрязнитель платит» в условиях различной эластичности спроса на товар, производство которого вызывает образование этих экс-терналий8.
Таким образом, разработка интегрированной конкурентной стратегии для предприятия (фирмы, корпорации, группы организации) предполагает, с учетом результата проведенного обсуждения, наличие специфических знаний о взаимосвязях между составляющими ее элементами. Воздействие на одну из составляющих обусловливают изменения, по меньшей мере, в одной из двух оставшихся. Поэтому эко-стратегия должна развиваться с учетом поддержания определенного баланса между ее элементами.
Для всех составляющих эко-стратегий существует правило минимального стандарта, соблюдение которого является необходимым условием дальнейшего существования предприятия. Минимальные требования конкурентной стратегии образуются из соответствующих рыночных потребностей покупателей и границ их предпочтений. Минимальные стандарты относительно уровня
максимальных затрат и минимальной дифференциации образуются там, где изменения одной составляющей не могут быть возмещены без более сильного изменения других составляющих, что в принципе соответствуют Парето-оптимальности.
При разработке экологической стратегии также важно учитывать, что временные и пространственные рамки ее воздействия на окружающую природную среду часто размыты и не могут быть зафиксированы с позиции краткосрочного горизонта. Кроме того, эко-стратегия должна разрабатываться с учетом требований всех заинтересованных групп и при участии персонала всех уровней управления. Важным также является конкретизация содержания экологической стратегии с учетом специфики конкурентной ситуации на рынке. Основные положения экологических стратегий отдельных предприятий могут сильно различаться, быть специфическими для каждой конкретной организации. Поэтому желательно, чтобы каждая фирма сама формировала свою политику исходя из особенностей бизнеса и собственной организационной структуры, а не заимствовала готовые шаблоны у других организаций.
1. Большая Медицинская Энциклопедия. М.: АСТ, 2006.
2. Белов Г. В. Экологический менеджмент предприятия. М.: «Логос», 2006.
3. Зискель К. А. Концепция стратегического раннего распознавания в рамках системы стратегического планирования на предприятии. Электронный ресурс elibrary.finec.ru, 2010 (дата обращения: 08.08.2011).
4. Бабкина Л. И., Алюшев Р. Ш. Формирование механизмов государственного регулирования инвестиционных проектов экологической направленности // Управленческое консультирование. 2005. № 3. С. 125-138.
5. Пахомова Н. В., Кнут Р., Эндерс А. Экологический менеджмент. СПб.: ПИТЕР, 2003.
6. Шимова О. С., Соколовский Н. К. Основы экологии и экономика природопользования. Мн.: изд-во БГЭУ, 2002.
7. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2006.
8. Жибинова К. В. Экономические основы экологии. Электронный учебно-методический комплекс, 2010. URL: http://www.kgau.ru (дата обращения: 11.09.2011).