Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ГИБКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / COMPETITIVENESS / INDUSTRY / FLEXIBLE MANAGEMENT / BUSINESS-PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исайченкова Вероника Викторовна

В статье рассмотрены основные особенности современного состояния промышленности России. Предложен механизм обеспечения конкурентоспособности промышленного предприятия. Рассмотрены ключевые методы оценки потенциала, бизнес-процессов предприятия. Изучены методы оптимизации производства, повышения конкурентоспособности продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Исайченкова Вероника Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring the competitiveness of industrial enterprises on the basis of a comprehensive analysis of activities

The article deals with the main features of the current state of industry in Russia. The mechanism of ensuring competitiveness of the industrial enterprise is offered. The key methods of assessing the potential, business processes of the enterprise are considered. Methods of optimization of production, increase of competitiveness of production are studied.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Лидерство и менеджмент

ЛИДЕРСТВО И МЕНЕДЖМЕНТ

Том 6 • Номер 3 • Август-сентябрь 2019 ISSN 2410-1664

Leadership and Management

>

Первое

экономическое издательство

обеспечение конкурентоспособности промышленного предприятия на основе комплексного анализа деятельности

Исайченкова В.В. 1

1 Брянский государственный технический университет, Брянск, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье рассмотрены основные особенности современного состояния промышленности России. Предложен механизм обеспечения конкурентоспособности промышленного предприятия. Рассмотрены ключевые методы оценки потенциала, бизнес-процессов предприятия. Изучены методы оптимизации производства, повышения конкурентоспособности продукции.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: конкурентоспособность, промышленность, гибкое управление, бизнес-процессы.

введение

Вопросы управления конкурентоспособностью хозяйствующего субъекта в настоящее время являются крайне актуальными ввиду нестабильной экономической ситуации в стране. Падение объемов производства различных отраслей промышленности, существенное технологическое отставание предприятий от зарубежных конкурентов, экономические санкции, бюрократические барьеры входа на рынок - все эти факторы создают необходимость изменения привычных методов повышения конкурентоспособности бизнес-структур. Достижение и поддержание конкурентной позиции на внутреннем и мировом рынках требуют увеличения роли инноваций в технологии и управления как элемента развития общества в концепции четвертой промышленной революции [8] (От1оуа, БН&аЪуа, 2018).

Необходимость повышения конкурентоспособности российских предприятий доказывают статистические и аналитические данные [10] (Ро1огоуа, 2017). Так, по сведениям Института проблем естественных монополий, индикаторы состояния производства и спроса на промышленную продукцию в России в июле 2019 года показали

Ensuring the competitiveness of industrial enterprises on the basis of a comprehensive analysis of activities

Isaychenkova V.V. 1

1 Bryansk State Technical University, Russia

отрицательную динамику (- 0,3% и - 0,2% к июлю прошлого года соответственно). При этом спрос на продукцию добывающих отраслей растет на 2,1% за текущий год за счет активности высокотехнологичных отраслей, в то время как низко- и среднетех-нологичные отрасли снижают свой спрос. Драйвером роста производства наукоемких предприятий является выпуск компьютерной техники и сопутствующих материалов, в то время как, например, машиностроение сокращает объемы спроса и производства [2].

Таким образом, государству и бизнесу необходимо искать новые пути повышения конкурентоспособности промышленности, являющейся основой экономики страны. Невозможны позитивные изменения и без учета современных трендов - в частности, цифровой экономики [11, 12] (Rumyantseva, 2017; Stankevich, 2017).

механизм повышения конкурентоспособности промышленного предприятия

Поиск путей улучшения конкурентного положения предприятия в отрасли следует начинать с комплексной оценки текущего состояния финансов, производства, кадров и связей с клиентами. Качественная оценка трудоемка и требует много времени и ресурсов, однако только при выявлении всех негативных аспектов работы возможно внедрение инноваций и оптимизация деятельности [7, 15] (Kuznetsova, Alekseeva, 2017; Kupriyanov, Dadalova, Dubrovina, 2015). Для целей анализа предлагается оценивать предприятие с точки зрения эффективности бизнес-процессов, потенциала и ключевых показателей эффективности, после чего предприятие может выбрать подходящие ему методы повышения конкурентоспособности (рис.).

ABSTRACT:_

The article deals with the main features of the current state of industry in Russia. The mechanism of ensuring competitiveness of the industrial enterprise is offered. The key methods of assessing the potential, business processes of the enterprise are considered. Methods of optimization of production, increase of competitiveness of production are studied.

KEYWORDS: competitiveness, industry, flexible management, business-processes.

JEL Classification: M11, M21, M29 Received: 22.08.2019 / published: 30.09.2019

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Isaychenkova V.V. (a1ice.cissy0gmai1.com)

CITATION:_

Isaychenkova V.V. (2019) Obespechenie konkurentosposobnosti promyshlennogo predpriyatiya na osnove kompleksnogo analiza deyatelnosti [Ensuring the competitiveness of industrial enterprises on the basis of a comprehensive analysis of activities]. Liderstvo i menedzhment. 6. (3). - 177-188. doi: 10.18334/1im.6.3.40933

В ходе оценки потенциала предприятия как совокупности факторов, отражающих способность предприятия эффективно осуществлять свою текущую деятельность и внедрять инновации, необходимо особое внимание уделить информационному, кадровому и технологическому видам потенциала. Недостаток квалифицированных, стремящихся к постоянному развитию кадров неминуемо приведет к снижению управленческого потенциала и затормозит процессы внедрения элементов автоматизации и цифровизации.

К типичным ключевым показателям эффективности можно отнести следующие: рост производства продукции в стоимостном выражении, производство продукции на 1 руб. затрат, рентабельность продаж, основных фондов, материалоемкость, долю персонала, занятого в НИОКР, долю затрат на НИОКР в общей величине затрат предприятия, коэффициент удовлетворенности заказчиков, коэффициент соответствия процессов международным стандартам, доля квалифицированных кадров, коэффициенты состояния и использования фондов.

Важное значение в определении путей развития предприятия занимает оценка имеющейся системы бизнес-процессов. Оценку можно проводить с помощью качественных (визуальный анализ, ранжирование, матричные методы, анализ проблем процессов) и количественных методов. В рамках количественных показателей эффективности использования бизнес-процессов следует выделять следующие группы показателей:

• стоимостные показатели;

• временные показатели;

• технические показатели;

• показатели качества и соответствия требованиям клиентов.

Стоимостные показатели отражают величину ресурсов, используемых процессом,

и прибыли, получаемой за продукцию процесса. Временные показатели отражают эффективность использования времени в процессах, позволяют выявить лишние функции процессов, определить величину простоев. К техническим показателям относятся показатели, характеризующие оборудование, технологии и кадры, используемые в процессе. Группа показателей качества и соответствия требованиям клиентов отражает уровень соответствия продукции предприятия эталонному товару, ожидаемому на рынке [4] (Isaychenkova, Novikov, Novikova, 2017).

ОБ АВТОРЕ:_

Исайченкова Вероника Викторовна, доцент кафедры «Экономика, организация производства, управление», кандидат экономических наук (a1ice.cissy0gmai1.com)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Исайченкова В.В. Обеспечение конкурентоспособности промышленного предприятия на основе комплексного анализа деятельности // Лидерство и менеджмент. - 2019. - Том 6. - № 3. - С. 177-188. сЫ: 10.18334/Ит.6.3.40933

Рисунок. Механизм повышения конкурентоспособности промышленного предприятия на основе современных методов оптимизации деятельности Источник: составлено автором.

ключевые методы повышения конкурентоспособности предприятий

Одним из ключевых методов укрепления конкурентоспособности предприятий до сих пор является бережливое производство (LEAN), несмотря на то, что применять его начали еще в 1950-х гг. Бережливое производство - это система управления производственным предприятием, основанная на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь.

Бережливое производство - не просто набор методов и инструментов для снижения затрат и оптимизации производства, а культура работы. В ходе внедрения LEAN бизнес-процессы и работники ориентируются на поиск всех возможных видов потерь и их ликвидацию. Концепция направлена на постоянное поддержание - единожды устранить потери не удастся, следить за работой необходимо каждый день на всех рабочих местах.

Бережливое производство ориентируется в большей мере на технологические бизнес-процессы, и для комплексной оптимизации деятельности промышленного предприятия необходимо внедрение гибкого управления - Agile, направленного на достижение максимальной адаптивности персонала к нуждам производства и требованиям внешней среды с целью сокращения всех видов затрат.

Согласно 13-му ежегодному отчету об использовании Agile, проведенному компанией VersionOne, 97% опрошенных респондентов заявили, что их организация в некоторой степени работает согласно принципам гибкого управления, причем 95% заявили, что именно Agile стал для них ключевым фактором успеха [16]. В опросе принимали участие предприятия и организации из Северной Америки (47% респондентов), Европы (30%), Азии (10%), Южной Америки (8%), Австралии и Новой Зеландии (3%) и Африки (2%). При этом 28% респондентов работают в организациях численностью от 20 000 человек, 18% - в организациях численностью от 5 000 до 20 000 человек. Отраслями, в которых Agile принимался наиболее активно, стали информационные и прочие технологии (25% респондентов), финансовые услуги (19%), консалтинг (10%). Согласно данным отчета, к доказанным конкурентным преимуществам гибкого управления можно отнести следующие:

• высокая адаптивность к изменениям во внешней и внутренней среде;

• открытость проектов и бизнес-процессов;

• повышение мотивации работников всех категорий, их вовлеченности в процессы;

• оптимизация логистики;

• повышение производительности труда и оборудования;

• прогнозируемость показателей проекта или процесса;

• снижение рисков;

• повышение технического уровня производства и внедрение новых информационных продуктов;

• эффективное управление территориально распределенными командами;

• снижение затрат проектов и бизнес-процессов.

Проблемой внедрения гибкого управления является масштабируемость. Безусловно, проще применить адаптивное управление в малых IT-компаниях, где сотрудники заинтересованы во внедрении инноваций. Однако перенос опыта гибкого управления на большие компании гораздо сложнее ввиду ряда трудностей: большого числа подразделений, видов деятельности, бюрократизма, сложной внутрипроизводственной логистики, незаинтересованности персонала, сопротивления изменениям. Важным элементом успешного внедрения гибкого управления является мотивированность руководства, которая сможет изменить организационную структуру, культуру и процессы. Успешность преобразований является результатом работы лидеров, которые продвигают инновации и сотрудничество по мере внедрения новых стилей работы.

Помочь внедрению Agile на промышленных предприятиях может постепенность перехода на новый стиль работы [14]. Наиболее легко перестроиться на гибкое управление финансовым департаментам, ИТ-отделам, подразделениям НИОКР. При успешности использования метода в нескольких связанных рабочих группах появляется цепной эффект: все сложности внедрения уже испытаны, механизм внедрения отработан, и другим отделам проще войти в новый ритм работы и использовать информационные продукты.

Еще одним важным аспектом является необходимость инвестиций в обучение и коучинг работников всех подразделений, а также внедрение комплексных систем и программных продуктов управления предприятием. Для успешного решения данных вызовов можно пользоваться следующими инструментами и методиками:

SCRUM - метод работы над проектами с помощью разделения работы на спринты (отрезки времени, за которое необходимо решить конкретную задачу);

Kanban - система организации производства, снабжения, проектной работы, позволяющая реализовать принцип «точно в срок» (как правило, с помощью визуализации элементов рабочего процесса в виде специальных карточек);

SAFe (Scaled Agile Framework) - это фреймворк для управления компанией, в которой требуется координация работы над некоторым проектом или связанными проектами для 5 или более команд;

Agile Release Train (ART) - это команда из нескольких групп и других заинтересованных сторон, которая разрабатывает управленческие решения постепенно, путем серии спринтов. ART объединяет команды в рамках миссии предприятия;

Scrum of Scrums (SoS) - техника масштабирования Scrum для больших групп. Суть метода в регулярной синхронизации деятельности разных команд для достижения общих целей, при этом каждая команда работает над своей задачей отдельными спринтами;

LeSS (Large Scale Scrum) - это фреймворк, как и SoS, ориентированный на масштабирование Scrum для нескольких команд, но при этом задача и спринт у этих группы едины.

Оптимизация производства - не единственный аспект повышения конкурентоспособности. Одним из важнейших элементов конкурентной борьбы является конкурентоспособность выпускаемой продукции. Помимо улучшения ее качества и работы с фидбеком, необходимо применять инструменты диджитал-маркетинга [1] (Gadetskiy, 2018). Несмотря на то, что продукция промышленных предприятий выпускается для сравнительно узкого круга клиентов, существует множество примеров положительного влияния грамотно выстроенного маркетинга на успешность бизнеса.

В рамках диджитал-маркетинга важно обеспечить правильное представление предприятия в сети. Специфика промышленности предполагает создание положительного имиджа, прежде всего, для Ь2Ь-бизнеса.

Так, датская судоходная компания Maersk еще в 2013 году хотела продвинуть в Facebook свои услуги судоперевозок в экстремальных условиях, разместив пост о том, как грузовые контейнеры перемещаются зимой по замерзшему Балтийскому морю. Впечатляющие фото привели к росту числа клиентов и повлияли на создание образа прогрессивной компании. Для каждой соцсети компания разработала свою стратегию: на LinkedIn публикуются вакансии и статьи о тонкостях бизнеса, в Instagram компания призывает подписчиков публиковать фотографии судов, используя хэштег #Maersk. Темы для постов придумывают все сотрудники, включая руководство. Результат: 1,5 млн подписчиков в Facebook (около 15% из которых - клиенты компании), 12 тыс. подписчиков в Twitter, активные аккаунты на Instagram, Tumblr, YouTube и Google+.

Еще один пример успешного маркетинга предприятия промышленности - Fisher Tanks, производитель гигантских стальных резервуаров для промышленности. Компании удалось достичь качественно нового уровня поиска клиентов и поднять уровень продаж за счет смены системы рекомендаций и холодных звонков на новый сайт с интеграцией социальных сетей. Размещение в блоге полезных материалов, необходимых для эксплуатации выпускаемой продукции, позволило повысить лояльность покупателей и привлечь крупных новых клиентов.

Для промышленности наиболее эффективными являются следующие инструменты диджитал-маркетинга:

• обновление сайта предприятия, интеграция с другими платформами;

• SEO-продвижение,

• активное ведение профилей в ключевых соцсетях (Instagram, LinkedIn, YouTube, Twitter);

• e-mail рассылка.

Промышленное предприятие должно активно работать со своим сайтом, создавая актуальный контент и вырабатывая таким образом позитивный имидж [5, 6] (Isaychenkova, Novikova, 2019; Istomina, 2018). Безусловно, эффективность сайта машиностроительного предприятия значительно ниже, чем у компаний пищевой отрасли, однако в условиях цифровой экономики для многих компаний на рынке b2b современный сайт является индикатором прогрессивности управления [3] (Isaeva, 2016).

Следующим важным инструментом, который можно использовать как для начального анализа состояния предприятия, так и для последующей оптимизации деятельности является бенчмаркинг. Этот метод давно и активно применяется в консалтинге для выявления отставания предмета исследования от эталона. Для того чтобы применять его наиболее эффективно, стоит помнить о необходимости непрерывности сравнения - выбрав ключевые показатели для сравнения с конкурентами, можно быстро отслеживать изменения на рынке и быстро к ним адаптироваться.

Использовать кадровый потенциал и нематериальные активы призвано управление знаниями [9] (Panferov, 2019). Менеджмент знаний можно назвать необходимым условием для внедрения инноваций, обучения работников, обмена и использования знаний и информации. Концепция предполагает не просто создание некой базы данных для обучения и общего доступа работников - управление знаниями направлено на построение постоянно обучающейся организации. Если организация умеет управлять своими ресурсами знаний, она может быстрее и адекватнее реагировать на изменения на рынке. Способность сотрудников к обучению обеспечивает серьезное конкурентное преимущество в условиях растущего рыночного давления. В этом контексте индивидуальное и групповое обучение так же важно, как документирование и распространение знаний внутри организации.

заключение

В настоящий момент предприятия российской промышленности обладают низким уровнем конкурентоспособности на мировом рынке и зачастую не могут обеспечивать потребности страны в условиях санкций и импортозамещения [13] (Tolstyh, Averkina, 2017). Недостаточность вложений в инновации ведет к отставанию от мировых трендов, несмотря на активный правительственный курс на развитие цифровизации во всех сферах экономики. Ввиду этого предприятиям необходимо провести всестороннюю оценку своей деятельности и выявить оптимальные методы выхода из кризиса. Наиболее эффективными инструментами укрепления конкурентоспособности можно назвать гибкое управление, реинжиниринг бизнес-процессов и внедрение информационных технологий.

ИСТОЧНИКИ:

1. Гадецкий В.Г. Особенности маркетинговых стратегий по повышению конкуренто-

способности промышленных предприятий // Вестник Гжельского государственного университета. - 2018. - № 3. - С. 11-19.

2. Институт проблем естественных монополий. Ipem.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://ipem.ru/research/engineering/engineering_presentations/197.html.

3. Исаева Е.В. Базовые инструменты интернет-маркетинга для промышленных компа-

ний // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. - 2016. - № 4. - С. 85-91.

4. Исайченкова В.В., Новиков П.В., Новикова А.В. Методика оценки бизнес-процес-

сов машиностроительных предприятий с использованием ключевых показателей эффективности // Вестник Брянского государственного технического университета. - 2017. - № 4 (57). - С. 172-177. - doi: 10.12737/article_5a02fa129994e6.32467435 .

5. Исайченкова В.В., Новикова А.В. Цифровизация как инструмент повышения эффек-

тивности бизнес-процессов // Modern Economy Success. - 2019. - № 3. - С. 141-144.

6. Истомина Е.А. Оценка трендов цифровизации в промышленности // Вестник ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2018. - № 12 (422).

- С. 108-116. - doi: 10.24411/1994-2796-2018-11212 .

7. Кузнецова Н.В., Алексеева Е.А. Роль стратегического анализа в повышении кон-

курентоспособности предприятий // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. - 2017. - С. 168-170.

8. Орлова А.А., Шаталова К.А. Повышение конкурентоспособности российских про-

мышленных предприятий на внешних рынках // Наука и общество. - 2018. - № 1 (30). - С. 41-47.

9. Панферов В.П. Роль управления знаниями в управлении человеческим капиталом

инновационно-ориентированного предприятия // Экономика и эффективность организации производства. - 2019. - № 29. - С. 14-17.

10. Полозова Н.А. Современное состояние и тенденции развития контроллинга технического перевооружения предприятий промышленности // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. - 2017. - № 10. - С. 38-41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Румянцева Т.В. К вопросу о повышении конкурентоспособности предприятий в современных условиях // Вестник факультета управления СПбГЭУ. - 2017. - № 1-2.

- С. 258-261.

12. Станкевич А.А. К вопросу о повышении конкурентоспособности предприятий в условиях трансформации экономики // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2017. - № 3 (20). - С. 315-319.

13. Толстых Т.О., Аверкина Ю.О. Место и роль инновационного потенциала в развитии предприятий и повышении их конкурентоспособности // Экономинфо. - 2017.

- № 1-2. - С. 64-67.

14. How To Scale Agile In Enterprise Environments. Clearbridgemobile. [Электронный ресурс]. URL: https://clearbridgemobile.com/how-to-scale-agile-in-enterprise-environ-ments.

15. Kupriyanov S.V., Dadalova M.V., Dubrovina T.A. Assessment of the industrial enterprises competitiveness in terms of import placement // Научный результат. Серия: Экономические исследования. - 2015. - № 4. - p. 20-26. - doi: 10.18413/2409-16342015-1-4-20-26.

16. State of agile report. [Электронный ресурс]. URL: https://www.stateofagile.com/fufh-c-473508-state-of-agile-report.

REFERENCES:

Gadetskiy V.G. (2018). Osobennosti marketingovyh strategiy popovysheniyu konkuren-tosposobnosti promyshlennyh predpriyatiy [Peculiarities of marketing strategies to enhance the competitiveness of industrial enterprises]. Vestnik Gzhelskogo gosu-darstvennogo universiteta. (3). 11-19. (in Russian).

How To Scale Agile In Enterprise EnvironmentsClearbridgemobile. Retrieved from https://clearbridgemobile.com/how-to-scale-agile-in-enterprise-environ-ments

Isaeva E.V. (2016). Bazovye instrumenty internet-marketinga dlyapromyshlennyh kom-paniy [Basic internet marketing tools for industrial enterprises]. Bulletin of Omsk University Series \. (4). 85-91. (in Russian).

Isaychenkova V.V., Novikov P.V., Novikova A.V. (2017). Metodika otsenki biznes-prot-sessov mashinostroitelnyh predpriyatiy s ispolzovaniem klyuchevyh pokazateley effek-tivnosti [Procedure for business-process assessment of engineering enterprises using key indices of efficiency]. The Bryansk State University Herald. (4 (57)). 172-177. (in Russian). doi: 10.12737/article_5a02fa129994e6.32467435 .

Isaychenkova V.V., Novikova A.V. (2019). Tsifrovizatsiya kak instrumentpovysheniya effektivnosti biznes-protsessov [Digitalization as a tool to improve the efficiency of business processes]. Modern Economy Success. (3). 141-144. (in Russian).

Istomina E.A. (2018). Otsenka trendov tsifrovizatsii v promyshlennosti [Methodology Assessment of Trends in the Digital Economy of Industry]. Bulletin of Chelyabinsk State University. (12 (422)). 108-116. (in Russian). doi: 10.24411/1994-2796-2018-11212 .

Kupriyanov S.V., Dadalova M.V., Dubrovina T.A. (2015). Assessment of the industrial enterprises competitiveness in terms of import placement Научный результат. Серия: Экономические исследования. 1 (4). 20-26. doi: 10.18413/2409-1634-20151-4-20-26 .

Kuznetsova N.V., Alekseeva E.A. (2017). Rol strategicheskogo analiza v povyshenii konkurentosposobnosti predpriyatiy [The role of strategic analysis in enhancing the competitiveness of enterprises]. Aktualnyeproblemy sovremennoy nauki, tekhniki i obrazovaniya. 2 168-170. (in Russian).

Orlova A.A., Shatalova K.A. (2018). Povyshenie konkurentosposobnosti rossiyskikh promyshlennyh predpriyatiy na vneshnikh rynkakh [Improving the competitiveness of Russian industrial enterprises in external markets]. Science and Society. (1 (30)). 41-47. (in Russian).

Panferov V.P. (2019). Rol upravleniya znaniyami v upravlenii chelovecheskim kapitalom innovatsionno-orientirovannogopredpriyatiya [The role of knowledge management in the management of human capital of innovative-oriented enterprise]. Ekonomika i effektivnost organizatsiiproizvodstva. (29). 14-17. (in Russian).

Polozova N.A. (2017). Sovremennoe sostoyanie i tendentsii razvitiya kontrollinga tekh-nicheskogo perevooruzheniya predpriyatiy promyshlennosti [Modern state and tendencies of development controlling technical re-equipment of industrial enterprises]. Aktualnye problemy i perspektivy razvitiya ekonomiki: rossiyskiy i zarubezhnyy opyt. (10). 38-41. (in Russian).

Rumyantseva T.V. (2017). K voprosu o povyshenii konkurentosposobnosti predpriyatiy v sovremennyh usloviyakh [The question of improving the competitiveness of enterprises in modern conditions]. Vestnik fakulteta upravleniya SPbGEU. (1-2). 258-261. (in Russian).

Stankevich A.A. (2017). K voprosu o povyshenii konkurentosposobnosti predpriyatiy v usloviyakh transformatsii ekonomiki [To the question of increase of competitiveness of enterprises in the conditions of transformation of economics]. ASR: Economics and Management. 6 (3 (20)). 315-319. (in Russian).

State of agile report. Retrieved from https://www.stateofagile.com/#ufh-c-473508-state-of-agile-report

Tolstyh T.O., Averkina Yu.O. (2017). Mesto i rol innovatsionnogo potentsiala v raz-vitii predpriyatiy i povyshenii ikh konkurentosposobnosti [The place and role of innovative capacity in developing enterprises and improving their competitiveness]. Econominfo. (1-2). 64-67. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.