Научная статья на тему 'Обеспечение конкурентоспособности производственных организаций'

Обеспечение конкурентоспособности производственных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
448
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА / КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байда Елена Александровна

В данной статье рассматривается проблема обеспечения конкурентоспособности и повышения эффективности отечественных производственных организаций. Приводится обоснование важности системного подхода к управлению предприятием в области обеспечения качества, а также применение положений международных стандартов качества ISO 9000 как важных составляющих повышения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом. Определяются факторы, влияющие на качество работы организации, представленные в виде причинно-следственной диаграммы, в своей сути содержащие категорию «качество».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring competitiveness of the production organizations

The article dwells on the problem of ensuring competitiveness and increasing efficiency of domestic production organizations. There is justified an importance of a system approach to business management in the field of ensuring quality, and also using provisions of the international quality standards of ISO 9000 as important components of increasing competitiveness of production and enterprise in general. The factors influencing the quailty of organization’s work, presented in the form of the cause-effect diagram, containing the category “quality” in the essence are determined.

Текст научной работы на тему «Обеспечение конкурентоспособности производственных организаций»

УДК 338.31

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Е.А. Байда ФГБОУ ВПО «СибАДИ», Россия, г. Омск.

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема обеспечения конкурентоспособности и повышения эффективности отечественных производственных организаций. Приводится обоснование важности системного подхода к управлению предприятием в области обеспечения качества, а также применение положений международных стандартов качества ISO 9000 как важных составляющих повышения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом. Определяются факторы, влияющие на качество работы организации, представленные в виде причинно-следственной диаграммы, в своей сути содержащие категорию «качество».

Ключевые слова: конкурентоспособность производства, качество продукции, системный подход к управлению.

Введение

Предприятия играют важнейшую роль в экономике государства, т.к. с макроэкономической точки зрения, они являются основой для увеличения национального дохода, валового внутреннего продукта, валового национального продукта; дают возможность развития и существования социальных сфер государства; обеспечивают его обороноспособность; содействуют развитию национальной науки и ускорению научно-технического прогресса; решают проблемы занятости населения и тем самым способствуют повышению материального благосостояния граждан страны.

Развитое национальное производство является ключевым фактором формирования экономических возможностей, которые способны обеспечить устойчивые позиции страны на мировом рынке и независимость национальной экономики от других стран, что в современных условиях является актуальным

Как видно из таблицы 2 динамика большинства отечественных промышленных производств ориентирована в сторону сокращения темпов прироста. Положительные показатели наблюдаются в добывающих отраслях

для России [1]. Актуальность также определяется складывающимися политическими и экономическими тенденциями развития рынков разных стран, санкциями западных стран в отношении нашей страны и складывающимися, вследствие этого, потребностями именной национального рынка.

Россия до сих пор является крупнейшим поставщиком на мировой рынок природных ресурсов, природного газа, нефти, стали и первичного алюминия. Зависимость страны от экспорта сырья делает ее уязвимой от мировых экономических кризисов и очень изменчивых мировых цен на сырьевые товары. Правительство России с 2007 года приняло экономическую программу для уменьшения этой зависимости и создания высокотехнологичного сектора, но значительных результатов по реализации этой программы пока нет [2]. Это видно из данных таблицы 1, отражающей рейтинг страны в мире по производству промышленной продукции.

и смежных с ними обрабатывающих производствах, например, такими, как химическое производство, производство кокса и нефтепродуктов.

Таблица 1 - Место, занимаемое Россией в мире по производству отдельных видов промышленной продукции в 2012 г. [3]

Вид промышленной продукции Место России в мире

Нефть добытая, включая газовый конденсат, газ природный и попутный 2

Электроэнергия, чугун 3

Сталь 5

Уголь, цементы гидравлические, вывозка древесины 6

Легковые автомобили (включая сборку) 9

Бумага и картон 14

Таблица 2 - Динамика промышленных производств, % к соответствующему периоду предыдущего года

январь- январь - август Абсолютные темпы

август 2012 год 2013 год прироста, %

Промышленность в целом 103,1 100 -3,1

Добыча полезных ископаемых 100,9 101 +0,1

Обрабатывающие производства 104,8 99,8 -5

в том числе

обработка древесины и производство из- 103 99,2 -3,8

делий из дерева

производства кокса и нефтепродуктов 102 102,2 +0,2

химическое производство 101,8 103,8 +2

производство резиновых и пластмассовых 106 106,7 +0,7

изделий

производство прочих неметаллических 107 102,5 -4,7

минеральных продуктов

металлургическое производство и произ- 105,9 98,6 -7,3

водство готовых металлических изделий

производство машин и оборудования 101,7 93 -8,7

производство транспортных средств и обо- 119,3 98,1 -21,2

рудования

Производство и распределение элек- 101,6 99,1 -2,5

троэнергии, газа и воды

Таким образом, вопрос о развитии и стабилизации российского производства, повышения его эффективности и конкурентоспособности в современных условиях стоит еще острее чем раньше.

Тенденции развития современного промышленного производства

Промышленное производство имеет ряд важнейших проблем, требующих скорейшего решения. Все эти проблемы, в большинстве своем, связаны с обеспечением конкурентоспособности российских предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Особо остро этот вопрос встает в виду вступления страны в ВТО, когда важным фактором повышения эффективности и результативности производственной деятельности является выпуск конкурентоспособной продукции, и здесь речь уже идет о конкуренции с импортными товарами, которым отечественная продукция заметно уступает по своим потребительским характеристикам [4].

Факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия множество. Но если говорить об обеспечении конкурентоспособности промышленной продукции на мировом рынке, то основными проблемами здесь являются (см. рис. 1):

1) необходимость технической модернизации производств, которая обеспечит повышение их производительности и эффективности, гибкость и своевременность реагирования на постоянно меняющиеся внешние, рыночные условия;

2) низкий уровень финансирования и нестабильная материально-техническая база, что в значительной степени снижает вероятность решения вышеназванной проблемы, т.к. в условиях нехватки материальных средств, предприятие не имеет возможности обновлять свою технологическую базу и внедрять инновации, что отрицательно влияет на формирование конкурентоспособности выпускаемой продукции;

3) низкий уровень развития научно-исследовательской работы в производственной сфере, что тормозит темпы освоения и внедрения в промышленность современных технологий, разработок, инноваций и ноу-хау, а, следовательно, способствует снижению темпов роста производства;

4) нехватка квалифицированных кадров, что также в значительной степени замедляет развитие промышленного комплекса.

Рис. 1. Факторы, способствующие повышению конкурентоспособности производственной деятельности

Если подробно рассматривать содержание каждого фактора, представленного на рисунок 1, то можно увидеть, что все они ориентируются на обеспечение качества, выпускаемой предприятием продукции, так, например: технологическая модернизация производства необходима для улучшения качественных характеристик продукции при ее производстве; повышение квалификации производственного персонала позволит обеспечить качество труда рабочих при производстве продукции; низких издержек производства можно добиться, в частности, за счет снижения непроизводственных затрат, таких как затраты на переделку несоответствующей продукции и расходов на утилизацию брака, в рамках мероприятий по управлению качеством и т.д.

Обеспечение конкурентоспособности производства

Категория «качество» является важной составляющей конкурентоспособности, как продукции, так и производственной организации в целом, а также фактором роста уровня жизни населения, социальной, экономической и экологической безопасности страны.

Качество - это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон

деятельности организации от разработки стратегии развития и повышения эффективности организационно-управленческой структуры до маркетинговой и реализационной политики [5].

Рассматривая качество как объект управления, можно определить для организации следующие направления его улучшения:

1) целенаправленная координация основных элементов производственной среды;

2) формирование взаимовыгодных отношений с поставщиками сырья, материалов, комплектующих изделий;

3) обучение, повышение квалификации, переподготовка и создание эффективных систем мотивация персонала;

4) разработка мероприятий по повышению систем контроля.

Большинство мероприятий, осуществляемых организациями в рамках менеджмента качества, непосредственно связаны с улучшением и совершенствование процессов создания продукции, т.е. производственных процессов. Это связано с тем, что именно в производстве формируются те характеристики продукции, которые будут востребованы потребителем (см. таблицу 3).

Таблица 3 - Факторы, влияющие на качество продукции

Факторы, формирующие качество 1) качество исходных материалов и комплектующих изделий; 2) качество оборудования; 3) качество технологических процессов; 4) качество обслуживающего персонала.

Факторы, обеспечивающие сохранность качества 1) упаковка; 2) соответствующая маркировка; 3) условия доставки и хранения; 4) профилактика и правильная эксплуатация.

Факторы, стимулирующие качество 1) методы материального и морального стимулирования сотрудников; 2) улучшение условий труда на рабочем месте.

Для разработки эффективных управленческих решений в области обеспечения качества высшему руководству организации необходимо определить конкретный результат управленческой деятельности, критерии оценки действий по этому результату и самое главное быть заинтересованным в этом результате. Таким образом, основными составляющими процесса управления качеством являются постановка цели управленческого воздействия; определение последовательности действий, составляющих управленческое воздействие; превращения цели в согласованную деятельность; определение ожидаемого результата; а также оценка и анализ полученного результата [6].

На сегодняшний день управление качеством является важной частью общего менеджмента любой организации. Причем данный термин прошел путь исторического становления от использования только в отношении качества продукции до его развития в рамках систем качества организаций и философии TQM [7].

Управление качеством можно также рассматривать с точки зрения объективной потребности человечества в продукции высокого уровня качества и передовых технологиях, в высококвалифицированном персонале, что и определяет качество жизни. С развитием менеджмента качества все более его суть перерождается в философию управления, которая требует усиления интеграции деятельности различных служб и подразделений организации в процессы обеспечения ее качества [8].

Однако фокус менеджмента качества всегда направлен на совершенствование именно производственной деятельности, поскольку концепция управления качеством любой организации может быть сформулирована следующим образом: «Управление качеством представляет собой непрерывный процесс воздействия на производство путем последовательной реализации логически взаимосвязанных функций с целью обеспечения каче-

ства». В состав этих функций входят взаимодействие организации с внешней средой; политика и планирование качества; обучение и мотивация персонала к качеству своего труда; организация работы по качеству; контроль качества; информация о качестве; разработка мероприятий в области совершенствования качества; принятие решений и реализация мероприятий в области качества.

Заключение

Современный менеджмент качества основывается на положении, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена; эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важной также является деятельность по обеспечению качества, предшествующая процессу производства. Качество определяется действием множества случайных, местных и субъективных факторов, для предупреждения негативного влияния которых необходима система управления, характеризующаяся совокупностью мер по постоянному воздействию на процесс создания продукции с целью поддержания соответствующего уровня качества.

Таким образом, повышение конкурентоспособности отечественного производства, его рост и развитие напрямую связаны с повышением его уровня качеств, мероприятия по обеспечению которого, подробно описаны в международных стандартах ISO серии 9000 [9]. Стандарты четко определяют, что успехи производственной деятельности любой организации во многом зависят от степени ее оснащенности современными средствами производства, внедрением и использованием новых информационных технологий, высокой квалификацией персонала, объединенных в единую систему эффективного менеджмента, например, СМК. Поэтому одним из важнейших факторов повышения эффективности производства, улучшения качества готовой продукции является именно системный подход к управлению предприятием.

Библиографический список

1. Бескровная, С.В. Конкурентоспособность России и принципы конкурентоспособности // С.В. Бескровная // «Конкурентоспособность экономики России: проблемы и пути повышения». - СПб.: Институт бизнеса и права. - 2012. - Режим доступа: http: //www.ibl.ru/konf/120412/konkurentosposobnost-rossii-i-principy-konkurentosposobnosti.html.

2. Сайт «Мировая экономика». - Режим доступа:

http://www.ereport.ru/articles/weconomy/russia.htm (дата обращения: 12.02.2015).

3. Россия' 2014: Стат. Справочник / Росстат. - М., 2014. - 62 с.

4. Бирюков, В.В. Организационно-экономические изменения и технологическое перевооружение российской промышленности / В.В. Бирюков // Вестник Сибади. - 2014. - № 5 (39). - С. 97 -105.

5. ГОСТ ISO - 9000 - 2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М: ФГУП «Стандартинформ», 2012. - 28 с.

6. Сайт «maguru.ru» Режим доступа: http://www.maguru.ru/index.php (дата обращения 01.03.2015).

7. Смагина, М.Н. Процессы системы менеджмента качества / М.Н. Смагина, Б.И. Герасимов, Л.В. Пархоменко / Под науч. Ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова. - Тамбов: Изд-во Тамб. Гос. Техн. ун-та. - 2006. - 100 с.

8. ГОСТ Р ИСО - 9004 - 2010. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Под ход на основе менеджмента качества. - М.: ФГУП «Стандартинформ», 2011. - 41 с.

9. Байда, Е.А. Система менеджмента качества -составляющая инновационной политики организации / Е.А. Байда // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. - 2010. - №1. - С. 18.

ENSURING COMPETITIVENESS OF THE PRODUCTION ORGANIZATIONS

E.A. Bayda

Abstract. The article dwells on the problem of ensuring competitiveness and increasing efficiency of domestic production organizations. There is justified an importance of a system approach to business management in the field of ensuring quality, and also using provisions of the international quality standards of ISO 9000 as important components of increasing competitiveness of production and enterprise in general. The factors influencing the quailty of organization's work, presented in the form of the cause-effect diagram, containing the category "quality" in the essence are determined.

Keywords: competitiveness of production, quality of production, system approach to management.

References

1. Beskrovnaja S.V. Konkurentosposobnost' Rossii i principy konkurentosposobnosti [Competitiveness of Russia and principles of competitiveness]. Konkurentosposobnost' jekonomiki Rossii: problemy i puti povyshenija, St. Petersburg, Institut biznesa i prava. 2012. Available at: http://www.ibl. ru/konf/120412/konkurentosposobnost-rossii-i-principy-konkurentosposobnosti.html.

2. Sajt «Mirovaja jekonomika» [Site "World economy"]. Available at: //www.ereport.ru/articles/weconomy/russia.htm

3. Russia' 2014: Stat. Reference book / Rosstat.

- Moscow, 2014. 62 p.

4. Birjukov V.V. Organizacionno-jekonomicheskie izmenenija i tehnologicheskoe perevooruzhenie rossijskoj promyshlennosti [Organizational and economic changes and technological modernization of the Russian industry]. Vestnik Sibadi, 2014, no 5 (39). pp. 97 -105.

5. GOST ISO - 9000 - 2011. Sistemy me-nedzhmenta kachestva. Osnovnye polozhenija i slo-var [State standard ISO - 9000 - 2011. Systems of quality management. Basic provisions and dictionary]. Moscow,FGUP «Standartinform», 2012. 28 p.

6. Sajt «maguru.ru» Available at: http://www.maguru.ru/index.php

7. Smagina M.N. Gerasimov B.I., Parhomenko L.V. Processy sistemy me-nedzhmenta kachestva [Processes of quality management system]. Pod nauch. Red. d-ra jekon. nauk, prof. B.I. Gerasimova. Tambov, Izd-vo Tamb. Gos. Tehn. un-ta. 2006, 100 p.

8. GOST R ISO - 9004 -2010. Menedzhment dlja dostizhenija ustojchivogo uspeha organizacii. Pod hod na osnove menedzhmenta kachestva [State standard P ISO - 9004 - 2010. Management for achieving the steady success of the organization. The approach on the basis of quality management]. Moscow, FGUP «Standartinform», 2011, 41 p.

9. Bajda E.A. Sistema menedzhmenta kachest-va - sostavljajushhaja innovacionnoj politiki organizacii [Quality management system - a component of innovative policy of the organization]. Aktual'nye innovacionnye issledovanija: nauka i praktika, 2010, no 1. pp. 18.

Байда Елена Александровна (Россия, г. Омск)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление качеством и сервис» ФГБОУ ВПО «СибАДИ». (644080, г. Омск, пр. Мира, 5, e-mail: baida_elena@mail. ru).

Bayda Elena Aleksandrovna (Russian Federation, Omsk) - candidate of economic sciences, the associate professor of The Siberian state automobile and highway academy (SibADI). (644080, Omsk, Mira Ave., 5, e-mail: [email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.