Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО / КОНКУРЕНЦИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зелезинский А.Л., Архипова О.В.

В статье рассмотрены современные подходы к реализации механизмов государственно-частного партнёрства в индустрии гостеприимства. Авторами проанализирована степень влияния государственно-частного партнёрства на конкурентоспособность гостиничного бизнеса, рассмотрен опыт использования государственно-частного партнёрства в индустрии гостеприимства и дана оценка перспектив развития на российском рынке. Делается вывод о том, что проекты под эгидой государственно-частного партнёрства представляют собой взаимовыгодные решения для власти и бизнеса, могут гарантировать государственную поддержку бизнесу в моменты кризиса, способствовать регулированию развития туризма при взаимном интересе сторон партнёрства для стабильного развития экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES IN THE HOSPITALITY INDUSTRY ON THE BASIS OF THE USE OF MECHANISMS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

The article discusses modern approaches to the implementation of the mechanisms of the concept of public-private partnership in the hotel business, analyzes the degree of influence of public-private partnership on the competitiveness of the hotel business, considers the experience of using public-private partnership in the hospitality industry and assesses the development prospects in the Russian market. It is concluded that projects under the auspices of public-private partnerships are mutually beneficial solutions for government and business, can guarantee state support for business in times of crisis, contribute to the regulation of tourism development with the mutual interest of the partnership parties for the stable development of the country's economy.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА»

УДК 338.48

А.Л.Зелезинский1, О.В.Архипова2

A.L.Zelezinskii, O.V.Arhipova

ENSURING COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES IN THE HOSPITALITY INDUSTRY ON THE BASIS OF THE USE OF MECHANISMS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

The article discusses modern approaches to the implementation of the mechanisms of the concept of public-private partnership in the hotel business, analyzes the degree of influence of public-private partnership on the competitiveness of the hotel business, considers the experience of using public-private partnership in the hospitality industry and assesses the development prospects in the Russian market. It is concluded that projects under the auspices of public-private partnerships are mutually beneficial solutions for government and business, can guarantee state support for business in times of crisis, contribute to the regulation of tourism development with the mutual interest of the partnership parties for the stable development of the country's economy.

Keywords: tourism industry, hotel business, Public-Private Partnerships, competition, entrepreneurship.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА

В статье рассмотрены современные подходы к реализации механизмов государственно-частного партнёрства в индустрии гостеприимства. Авторами проанализирована степень влияния государственно-частного партнёрства на конкурентоспособность гостиничного бизнеса, рассмотрен опыт использования государственно-частного партнёрства в индустрии гостеприимства и дана оценка перспектив развития на российском рынке. Делается вывод о том, что проекты под эгидой государственно-частного партнёрства представляют собой взаимовыгодные решения для власти и бизнеса, могут гарантировать государственную поддержку бизнесу в моменты кризиса, способствовать регулированию развития туризма при взаимном интересе сторон партнёрства для стабильного развития экономики страны.

Ключевые слова: индустрия туризма, гостиничный бизнес, государственно-частное партнёрство, конкуренция, предпринимательство.

DOI: 10.36807/2411-7269-2022-2-29-64-68 В настоящее время в условиях нестабильной экономической среды владельцы гостиничного бизнеса пытаются найти новые пути увеличения доходов и привлечения туристов. Государству также важно привлекать туристов и продвигать дестинации на внутренних и международных рынках. Проекты государственно-частного партнёрства -это идеальный процесс взаимодействия государства и предпринимательского сектора для устойчивого развития.

Государственно-частное партнёрство - это институт взаимодействия бизнеса и власти. Механизм государственно-частного партнёрства относится к инновационным методам и осуществляется посредством договорных отношений государственным и частным сектором [1. С. 12].

В Европейском Союзе в "Зелёной книге о ГЧП и законодательстве Сообщества по государственным контрактам и концессиям" государственно-частное партнёрство обозна-

1 Зелезинский А.Л., доцент кафедры менеджмента и маркетинга, кандидат педагогических наук, доцент; ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)", г. Санкт-Петербург

Zelezinskii A.L., Associate Professor of the Department of Management and Marketing, PhD in Pedagogics, Associate Professor; Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Saint-Petersburg State Institute of Technology (Technical University)", Saint-Petersburg E-mail: uchposob@yandex.ru

2 Архипова О.В., профессор кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса, доктор философских наук, доцент; ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный экономический университет", г. Санкт-Петербург

Arhipova O.V., Professor of the Department of Hotel and Restaurant Business, Doctor of Philosophy, Associate Professor; Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Saint-Petersburg State University of Economics", Saint-Petersburg E-mail: olva@list.ru

чается как партнёрство, создаваемое с целью организации условий финансирования, бизнес-планирования, реализации и разработки объектов, производства и передачи услуг государственного сектора. Спецификой данных взаимоотношений между государством и бизнесом являются: долгосрочность, предоставление рисков частному сектору, а также многоликость форм долгосрочных контрактов, подписываемых юридическими лицами с государственными и муниципальными структурами.

Международный валютный фонд даёт понятие определению государственно-частного партнёрства как сделке между государством и частным бизнесом, при которой частный бизнес берёт на себя создание вспомогательных объектов и оказывает услуги, как правило, оказываемые государством.

В 2015 г. в России был принят Федеральный закон "О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" [2].

Данный закон определяет государственно-частное партнёрство, как юридически зарегистрированную на определённый срок и направленную на соединение ресурсов, на разделение возможных убытков и неудач совместную деятельность государства и бизнеса. До принятия ФЗ № 224, в 2005 г. был принят закон "О концессионых соглашениях" [3]. Это был первый нормативный акт, стабилизирующий взаимоотношения государства и частного предпринимательства.

Механизмы государственно-частного партнёрства в индустрии гостеприимства, как правило, выстраиваются на основе концессионых соглашений следующих видов:

1. BOT (Build - Operate - Transfer) - "Постройка - Передача имущества -Контроль". Владелец концессии возводит объект гостиничного предприятия и использует объект на протяжении конкретного времени, далее передаёт государству.

2. BTO (Build - Transfer - Operate) - "Постройка - Передача имущества -Контроль". Владелец концессии возводит объект гостиничного предприятия и по завершении строительства отдаёт его в государственное имущество, впоследствии он принимает государственный объект в эксплуатацию.

3. BOO (Build - Own - Operate) - "Постройка - Собственность - Контроль". Владелец концессии возводит объект гостиничного предприятия и по завершении строительства получает объект в собственное владение с безграничным сроком управления.

4. BOOT (Build - Own - Operate - Transfer) - "Постройка - Собственность -Контроль - Передача имущества". Владелец концессии возводит объект гостиничного предприятия и эксплуатирует его на протяжении конкретного времени, после чего передаёт государству.

5. BBO (Buy - Build - Operate) - "Приобретение - Постройка - Контроль". Покупатель приобретает объект гостиничного предприятия у государства и реализовывает реконструкцию или расширение объекта.

Важно не забывать, что для создания партнёрства между государством и частным бизнесом существует ряд принципов, которые обязаны соблюдать две стороны:

1. Законность механизмов государственно-частного партнёрства.

2. Эффективность расхода бюджетных средств.

3. Приоритетность реализации своих обязательств.

4. Исполнение прав и соблюдение взаимных интересов сторон соглашения государственно-частного партнёрства.

5. Обоюдное участие обеих сторон.

Среди специалистов нет единого представления о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса допускается отнести к государственно-частному партнёрству. Общее толкование государственно-частного партнёрства подразумевает плодотворное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке и т.д.

Среди основных признаков государственно-частного партнёрства в узко экономической трактовке можно назвать:

1. Государство и частный бизнес являются сторонами государственно-частного партнёрства.

2. Сотрудничество сторон фиксируется на официальной, юридической основе.

3. Взаимосвязь сторон имеет равноправный характер.

4. Чётко выраженная официально-социальная направленность государственно-частного партнёрства.

5. Ресурсы и вклады сторон объединяются в процессе реализации проектов на основе государственно-частного партнёрства.

6. В заранее определённых пропорциях происходит распределение финансовых

рисков, затрат и достигнутых результатов между сторонами государства и частного бизнеса.

Как правило, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов, а не наоборот. Для осуществления успешной реализации программы государственно-частного партнёрства необходимы политическая воля и соответствующая нормативно-правовая база. Также требуются объекты с наличием долгосрочных требований к обслуживанию в течение всего жизненного цикла и обладающие значительными первоначальными капиталовложениями. Вдобавок, постоянный гарант появления проектов, способных привлечь внимание частных компаний для создания технологических, инвестиционных и финансовых возможностей.

Формы государственно-частного партнёрства - это бизнес-отношения, закреплённые юридически между двумя сторонами, возникающие в результате воплощения в жизнь совместных проектов. Отмечаются следующие формы государственно-частного партнёрства: контракты между государством и бизнесом, концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции, аренда и государственно-частное партнёрство, финансируемое за счёт средств Инвестиционного фонда [13. С. 14]. Выбор определённой формы государственно-частного партнёрства зависит от экономической эффективности реализации проекта.

Так, например, развитие данных форм государственно-частного партнёрства позволит увеличить эффективность бюджетного сектора экономики, развить инфраструктуру страны. Данные объекты выполняют не только роль оснащения и обеспечения повседневного комфорта (радио, интернет, электрические и телефонные линии, дороги, метро, порты и т.д.), но и играют ключевую роль в улучшении качества жизни и повышении производительности. Развитие инфраструктуры страны позволяет формировать новые вакансии и прогнозирует увеличение экономического роста.

Индустрия туризма - одна из наиболее перспективно-развитых отраслей мировой экономики, способная увеличить темп роста экономики страны. Индустрия гостеприимства является неотъемлемой частью туризма и играет в ней ключевую роль. Используя механизмы государственно-частного партнёрства, можно разработать проект по созданию предприятий размещения.

В научной литературе даётся оценка влияния государственно-частного партнёрства на конкурентоспособность гостиничного бизнеса в современных условиях. Так, в работе А.П. Ковальчука и Е.Ю. Никольской [5] проводится анализ потенциала совершенствования и развития механизмов государственно-частного партнёрства и форм взаимодействия для уменьшения спада в индустрии гостеприимства России. Авторы предлагают следующие способы решения данной проблемы: вовлечение частного бизнеса для более совершенного и качественного исполнения миссии развития индустрии гостеприимства и разделения рисков. Взаимодействие государства и бизнеса может проявляться как в инвестициях бюджетного сектора, так и в предоставления гарантий на получение денежных средств кредитным организациям, для модернизации объектов в определённом направлении.

В статье Е.Д. Матвеевой освещается круг проблем, которые тормозят развитие гостиничного бизнеса в нашей стране [6]. Также рассматривается совокупность проблем и комплексность организации проектов ГЧП и привлечения финансирования, постройки предприятий индустрии гостеприимства, их обустройства и эксплуатации, жизненный цикл гостиниц. Автор рассчитывает экономическую эффективность гостиничной сети и воздействие на внутренний региональный продукт (ВРП): при росте объёма реализации продуктов и услуг индустрии гостеприимства прогрессирует валовой региональный продукт. В работе устанавливается несколько видов воздействия на влияние экономического аспекта страны при условиях создания гостиничного бизнеса: прямое и косвенное. Выводом данного исследования является следующее положение: конкурентоспособность гостиницы можно просчитать с использованием соотношения между рыночной ценой гостиничного бизнеса и финансовыми показателями. Гостиничный бизнес при использовании механизма государственно-частного партнёрства не только создаёт благоприятные экономические условия в регионе, но и повышает качество туризма в целом.

Попытку сформировать механизм выстраивания отношений на основе кластерного подхода в государственно-частном партнёрстве в сфере регионального туризма предпринимают О.Н. Мороз и А.Н. Шадринцева [7]. Авторы определили преимущество и новизну данного партнёрства, продемонстрировали успешные примеры взаимодействия субъектов, участников процесса управления индустрией гостеприимства и указали основные проблемы отрасли. Так, в работе отмечена роль государственно-частного партнёрства в совместной разработке моделей управления в сфере регионального туризма, по-

казаны основные недостатки государственного управления регионального туризма в России, среди которых неопределённость условий и механизмов государственно-частного партнёрства в индустрии гостеприимства.

H.Д. Дорожков и Ю.А. Купчинская [8] описывают государственно-частное партнёрство в индустрии гостеприимства, как средство обеспечения устойчивости экономики Российской Федерации. Авторами пересмотрено понятие государственно-частного партнёрства в России и его текущего положения, описаны причины востребованности механизмов ГЧП в сфере гостеприимства. Авторы предлагают классифицировать регионы по необходимости выделения инвестиций для развития индустрии гостеприимства, что влечёт за собой формирование конкурентной среды гостиничного бизнеса, а также рассматривают преимущества организации особых экономических зон и создания кластеров.

Таким образом, развитие государственно-частного партнёрства в индустрии гостеприимства в современных условиях обусловлено следующими обстоятельствами:

I. Основной вопрос - как должны быть организованы механизмы государственно-частного партнёрства в индустрии гостеприимства Российской Федерации для того, чтобы власти и бизнес смогли проявить свои лучшие стороны во взаимодействии друг с другом.

2. Применение механизмов государственно-частного партнёрства в индустрии гостеприимства Российской Федерации позволит привлечь в проекты средства инвесторов и кредиты банков, а также ввести в кредитный оборот России средства государственных и негосударственных фондов, что в свою очередь будет повышать конкурентную среду индустрии гостеприимства.

3. Отметим, что в России в настоящее время взаимодействие государства и бизнеса имеет низкий уровень доверия друг к другу.

4. Большой минус в том, что законодательство не содержит специальных положений, целенаправленно регулирующих тот или иной аспект реализации проектов государственно-частного партнёрства. Не закреплено определение государственно-частного партнёрства, что можно было бы сделать в рамках принятия федерального закона или нормативного акта. Не урегулированы процедуры защиты проектов и интересов частных инвесторов.

5. Отмечается недостаток финансовых ресурсов и неэффективное использование имеющихся средств.

В зарубежной практике сотрудничества государства и бизнеса в индустрии гостеприимства накоплен опыт использования государственно-частного партнёрства. Эффективность государственно-частного партнёрства можно рассмотреть на примере одного из лидеров туристского рынка - современной Турции. Грамотная активная государственная политика создала конкурентоспособный национальный туристский сегмент. Эффективностью вмешательства государства в индустрию гостеприимства стало исключение законодательных преград для более активной деятельности предпринимательского сектора.

Во время воплощения в жизнь государственных программ правительством Турции были согласованы законопроекты для различных форм сделок: строительство аэропортов, скоростных трасс, туннелей, мостов, объектов электроэнергетики. Итогом государственно-частного партнёрства стало образование 9 экономических зон, наиболее выгодных для развития туризма. Преимуществами, предоставляемыми государством Турции, явились: снижение налогов, льготные условия аренды земельного участка на 49 лет, предоставление выгодных кредитов, аннулирование НДС на 5 лет, снятие таможенных пошлин, льготные тарифы на электроэнергию, воду и газ.

Вследствие рентабельности государственно-частного партнёрства в индустрии гостеприимства была реализована программа комплексного формирования курорта Белек (внедрение электроэнергии, подача поверхностных и подземных вод, строительство дорог, отелей, обеспечение телекоммуникации). Более того, были реализованы программы по сдаче в использование 6 терминалов в международных аэропортах г. Анталья, г. Стамбул, г. Анкара. Объём государственного инвестирования составил более 1 млрд долл.

В лице национальной туристской ассоциации власти Турции развернули активную деятельность в сфере развития турецкого турпродукта. Предоставили крупную сумму денежных средств на рекламу и создание и развития национального туристского продукта. Совокупность политических мер государства и использование механизмов государственно-частного партнёрства определило Турцию как безусловного лидера на туристическом рынке Средиземноморья.

Реализация механизмов государственно-частного партнёрства на национальном уровне позволит стимулировать развитие индустрии гостеприимства в нашей стране,

способствовать росту доверия отношений между государством и частным бизнесом. Для устойчивого развития индустрии гостеприимства необходимо: обеспечить взаимодействие между общенациональными, региональными и областными органами власти; наладить взаимодействие исполнительной власти и частного бизнеса; сформировать доверительные отношения между участниками процесса дистрибуции и организациями гостеприимства; обеспечить коллективное принятие решений и надёжность сторон партнёрства.

Механизмы государственно-частного партнёрства в индустрии гостеприимства могут осуществляться на всех уровнях власти. Совокупность накопленного опыта и перспективы развития механизмов государственно-частного партнёрства в индустрии гостеприимства могут способствовать росту ВВП страны и совершенствованию туристической индустрии. Частный бизнес благодаря своим средствам и возможностям может создавать следующие объекты индустрии гостеприимства: культурно-досуговые комплексы; объекты размещения; гостиничные предприятия; причалы; объекты аквапарков; транспортные объекты и др. В то время как государство за счёт бюджетных средств может создавать сопутствующие объекты индустрии гостеприимства, обеспечивающие бизнес электричеством, газом, теплоснабжением, водоснабжением. Взаимозаинтересованные отношения власти и бизнеса в развитии индустрии гостеприимства могут гарантировать стабильное развитие экономики страны, высокую конкурентную способность гостиничного бизнеса и реализацию проектов развития туризма.

Интерес к механизмам государственно-частного партнёрства связан с потребностью бизнеса в поддержке властей. Объединение ресурсов государства и частного бизнеса в условиях экономической нестабильности будет гарантом преодоления возникающих сложностей. Создавая доверительные отношения с государством, бизнес может рассчитывать на определённую подушку безопасности. В свою очередь, для развития индустрии гостеприимства государство может давать гарантии в создании конкурентоспособности предприятий. Создавая объекты индустрии гостеприимства, реализуя совместные проекты, государство не оставит предпринимателя одного в условиях кризиса, так как механизмы государственно-частного партнёрства строятся на разделении рисков, государственной помощи и привлечении бюджетных средств.

Последние события, повлиявшие на экономическую стабильность страны, актуализируют внимание к развитию рассмотренных механизмов. Проекты под эгидой государственно-частного партнёрства представляют собой взаимовыгодные решения для власти и бизнеса, могут гарантировать государственную поддержку бизнесу в моменты кризиса, способствовать регулированию развития туризма при взаимном интересе сторон партнёрства для стабильного развития экономики страны.

Список использованных источников

1. Никольская Е.Ю. Инновационные стратегии развития России как туристического направления / Е.Ю. Никольская // Научный Вестник МГИИТ. - 2015. - № 5(37). - С. 1118.

2. Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ "О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

3. Федеральный закон от 21.07. 2005 г. № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".

4. Сивакова С.Ю. Государственно-частное партнёрство как форма реализации инвестиционной деятельности в регионе / С.Ю. Сивакова // Науковедение. - 2015. - № 2. - С. 13-22.

5. Ковальчук А.П. Реализация принципов государственного-частного партнёрства для развития индустрии туризма и гостеприимства в современных условиях в России / А.П. Ковальчук, Е.Ю. Никольская // Российский экономический интернет-журнал. - 2016. -№ 1.

6. Матвеева Е.Д. Гостиничный бизнес как объект для инфраструктурного проекта государственно-частного партнёрства / Е.Д. Матвеева // Вестник Иркутского государственного университета. - 2017. - № 1.

7. Мороз О.Н. Государственно-частное партнёрство в сфере регионального туризма / О.Н. Мороз, А.Н. Шадринцева // Экономика и управление народным хозяйством. -2015. - № 3. - С. 124-132.

8. Дорожков Н.Д. Развитие государственно-частного партнёрства в сфере туризма / Н.Д. Дорожков, Ю.А. Купчинская // Бизнес-образование в экономике знаний. - 2016. -№ 2(4). - С. 21-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.