Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ'

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / БИЗНЕС / ИНФРАСТРУКТУРА / РИСКИ / ПРОЕКТ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПАРТНЁРСТВО / КОНЦЕССИЯ / АРЕНДА / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черненко В.А., Скороход А.Ю.

Рассмотрены основные формы партнёрства государства и частного бизнеса в различных странах, проблемы формирования и условия развития государственно-частного партнёрства. Даны модели использования партнёрства, механизмы взаимоотношения государства и предпринимательства в формате создания современной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE NATIONAL ECONOMY

The main forms of partnership between the state and private business in different countries, the problems of formation and conditions of development of public-private partnership are considered. Models of use of partnership, mechanisms of relationship of the state and business depending in a format of creation of modern infrastructure are given.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ»

УДК 336.1

V.A. Chernenko, A.Yu. Skorokhod

STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE NATIONAL ECONOMY

The main forms of partnership between the state and private business in different countries, the problems of formation and conditions of development of public-private partnership are considered. Models of use of partnership, mechanisms of relationship of the state and business depending in a format of creation of modern infrastructure are given.

Keywords: government, business, infrastructure, risks, project, regulation, partnership, concession, lease, model.

В.А. Черненко1, А.Ю. Скороход2

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Рассмотрены основные формы партнёрства государства и частного бизнеса в различных странах, проблемы формирования и условия развития государственно-частного партнёрства. Даны модели использования партнёрства, механизмы взаимоотношения государства и предпринимательства в формате создания современной инфраструктуры.

Ключевые слова: государство, бизнес, инфраструктура, риски, проект, регулирование, партнёрство, концессия, аренда, модель.

Государственно-частное партнёрство (ГЧП) - совокупность форм взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на основе взаимных интересов. ГЧП включает взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса.

ГЧП выступает как важное связующее звено в экономике страны между субъектами в процессе производства необходимых благ и как средство осуществления государственной политики.

Если рассматривать государственное партнёрство с частным сектором как целую организационную систему, то здесь имеет право присутствовать любое толкование этого термина. Но следуют отметить базовые признаки, которые описывают данное сотрудничество:

1. Сторонами сотрудничества являются только частный сектор и государство.

2. Подкрепляется сотрудничество только на юридической основе, это могут быть: договора, соглашения, а также контракты.

3. Финансовые расходы и риски определяются между участниками сотрудничества и закрепляются юридически.

4. Данное партнёрство имеет исключительно государственный интерес.

Исходя из характера благ, которые производит гЧп, его можно рассматривать как инструмент и в то же время как один из механизмов государственной политики через организацию государственного партнёрства с частным капиталом и, естественно, финансированием определённых производимых благ. Конечно, если производить анализ, то обнаружится, что ГЧП - инструмент, с помощью которого государственная власть реализует политические механизмы, но в то же время он служит для способа реализации инвестиционного проекта. Т.е. ГЧП в чистом виде имеет смешанный и мериторный характер. В последнем случае инвестиции направляются в сферы науки, образования и культуры.

С общенациональных позиций становление и развитие государственно-частного партнёрства следует рассматривать как процесс, формирующий толерантное отношение между государством, бизнесом и институтами гражданского общества, направленное на достижение социально-экономической стабильности и национальной безопасности.

1 Черненко В.А., заведующий кафедрой корпоративных финансов и оценки бизнеса, доктор экономических наук, профессор; Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Chernenko V.A., Head of the Department of Corporate Finance and Business Valuation, Doctor of Economics, Professor; St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg

E-mail: chernenko1003@yandex.ru

2 Скороход А.Ю., доцент кафедры корпоративных финансов и оценки бизнеса, кандидат экономических наук, доцент; Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Skorokhod A.Yu., Associate Professor of the Department of Corporate Finance and Business Valuation, PhD in Economics, Associate Professor; St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg

E-mail: nut6@yandex.ru

"Государственное партнёрство с частным сектором", это термин, впервые появившийся в США. Впервые сотрудничество относилось к финансированию образовательных программ, но позже это переросло в финансирование некоторых общественных объектов и даже перестройки городов. Но первый зафиксированный проект государственного партнёрства возник во Франции, когда король Генрих II, реализовал постройку канала. Знаменитая Эйфелева башня во Франции [3] - это очередной результат совместных работ двух секторов. С этого времени, данное сотрудничество используется всё чаще и затрагивает всё больше сфер деятельности. Последний шаг в развитии государственно-частного партнёрства был признан в Великобритании, когда частные инвестиции привлекали для постройки государственных объектов. Самое интересное, что эти постройки были профинансированы бизнесом и им же контролировалось. Доходило до того, что государство не принимало участия даже в подборе персонала.

Партнёрство строится исключительно на тех сферах, за которые государство ответственно - муниципальные объекты для общественного использования. Здесь и транспортная инфраструктура, медицинское обслуживание, телерадиовещание, ремонт и реконструкция муниципальных зданий, нужды в сфере образования и множество других.

Данное сотрудничество направленно на объединение ресурсов и возможностей для сокращения и минимизации затрат объекта партнёрства. За счёт этого повышается качество поставляемых услуг и товаров, сокращаются временные интервалы, что позволяет ускорить получения общественных благ.

В мировой практике принято выделять следующие формы ГЧП.

Контракты - как формальный договор между органом местного самоуправления и частным бизнесом на совершение необходимых и прописанных в контракте работ, услуг или поставку товаров. Наиболее распространёнными считаются выполнение определённых работ, оказание общественных услуг, а также поставки товаров для нужд государства. В этих договорах государственная собственность не передаётся в частные руки, ответственность за выполнение условий контракта полностью несёт государство. Это самая привлекательная форма сотрудничества для бизнеса, так как в контракте прописывается доля получаемого дохода, прибыли или собираемых платежей. Помимо этого, такое сотрудничество гарантирует устойчивый доход в занимаемой сфере, а также различные льготы и преференции бизнесу.

Договоры аренды, либо лизинговые договоры. Как известно, договор аренды означает передачу собственности в другие руки на определённый временной период. В данном случае, это передача подразумевает передачу государственной собственности на условиях договора в частные руки. Однако субаренда невозможна в данном случае, но возможен выкуп арендованной собственности при оговорённых условиях. В случае лизинга передача государственной собственности правомерна.

Концессионное соглашение. Редкая и очень специфичная форма сотрудничества на сегодняшний день. Особенность данного соглашения состоит в том, что государство как собственник передаёт полномочия на условиях, оговорённых в данном соглашении, частному партнёру на определённый период. При этом собственность сохраняет государственную форму. За использование муниципальной собственности концессионер оплачивает право пользования на условиях концессионного соглашения. Право собственности на изготовленную продукцию или оказываемые услуги передаётся концессионеру. Можно выделить несколько признаков, принадлежащих концессии:

1. Предметом всегда должная являться государственная собственность, либо монопольные объекты, контролируемые государством.

2. Одной из сторон должен являться государственный (муниципальный) субъект.

3. Цель соглашения - это взаимовыгодное получение нужд.

По данному соглашению, частный партнёр должен соответствовать публичным интересам, бесперебойно выполнять условия соглашения, общественный доступ к услугам и равенство предлагаемых тарифов. В соглашении также прописаны ряд законных мер при допуске угрозы общественному интересу. Концессионные соглашения популярны в основном в технологических и инфраструктурных отраслях, где необходимы большие инвестиции с использованием частного бизнеса и грамотное управление, обеспечивающие устойчивое развитие структуры. Как минимум, можно выделить несколько соглашений:

1. На строительство и реконструкцию каких-либо объектов.

2. Передача управления государственной собственностью в частный сектор.

Главным недостатком концессионного соглашения является непроработанная защищённость самого концессионера. Поэтому соглашением должны определяться условия макроэкономических изменений, происходящих в экономике страны.

Распространённая форма партнёрства частного сектора с государством - совместное предприятие. Акционерами могут быть различные субъекты экономических отношений. Управление зависит от степени возможного влияния и приобретения акций корпорации. При этом в определённых случаях частные инвесторы могут самостоятельно принимать хозяйственные решения. Но и риски, которые несут "долевики" или акционеры, тоже зависят от размера их приобретения. Особенность, которая отличает совместное предприятие от остальных форм - постоянное участие государства в экономических процессах той или иной организации. Важно отметить, что изменение структуры распределения акционерного капитала между субъектами предполагает лишь изменение долей в акциях. В соответствии с мировой практикой при национализации концессионного предприятия государство оплачивает всю стоимость вложенного капитала, а также упущенную прибыль частного инвестора.

В последние годы, количество форм партнёрств между частным сектором и государством увеличивается, что в определённой степени связано с характером инфраструктурных изменений в экономике. Так, если концессия раньше была как инструмент партнёрства для постройки, например, автодорог, автомобильных стоянок, теплоснабжения граждан, то в настоящее время эти соглашения распространяются уже на образование, на национальную оборону, на строительство больниц и т.д.

В мировой практике существуют разнообразные проявления государственно-частного партнёрства. Есть и эффективные сотрудничества и более выгодные, но все они различаются по количеству обязанностей и функций, выполняемых субъектами. Так, государственно-частные партнёрства можно распределить по количеству взятых на себя обязательств по выполнению определённого вида соглашений, по количеству полномочий и функций, которые взяла на себя та или иная сторона. Тем самым определяется модель либо приватизации, либо же обратная ей, - национализации.

Рассмотрим различные экономические модели, встречающиеся при кооперации, при финансировании или же при создании компаний. Данные модели показывают лишь идеальные сотрудничества только в теоретическом осмыслении. На практике всё же встречаются формы, где применяются несколько моделей [4].

Модель кооперации. Данная модель формируется за счёт всевозможных объединений ряда лиц, отвечающих за определённые стадии общего процесса производства, в основном публичного блага. Часто такую модель используют при создании сложной организационной структуры: в форме холдинговой организации. Применение данной формы реализуются в производственном процессе при создании объектов социальной инфраструктуры. Государство определяет сферу сотрудничества, а частные инвесторы рассматривают варианты, предложенные государством.

Порядок, при котором ГЧП формируется, как правило, следующий:

1. Разработка инвестиционного проекта, где частные инвесторы планируют, создают, а также управляют объектом сотрудничества в соответствии с заданиями государства.

2. Государство финансирует проект, включая платы за пользование объектом инфраструктуры.

3. Долгосрочное заключение договора, содержание которого имеет разнообразные формы определения сроков и способов финансирования в зависимости от качества предлагаемых или осуществляемых услуг, от цены тех же услуг, от изменения экономических событий. Издержки, которые распределяются между партнёрами, также могут различаться в зависимости от целей и результатов переговоров и закрепляются в договоре.

4. После исполнения обязательств, по истечении срока договора, объект переходит либо в частную, либо в государственную собственность.

Модель финансирования - включает такие формы, как аренда, лизинг, интегрирование проектов и план финансирования подобных проектов. В общем плане, модели государственно-частного партнёрства могут определяться как развитие классических методов, а также при реализации процессов финансирования. Но в обоих случаях они дополняются набором дополнительных требований к подобным проектам.

1. Проект носит уникальный характер с учётом цели и назначения.

2. Под создание проекта требуется самостоятельная компания, которая обладает всеми необходимыми ресурсами и которая "заточена" под реализацию проекта.

3. Особенности выплат всевозможных процентов или погашение определённого

долга прогнозируется за счёт будущего дохода. Это означает, что для реализации проекта, где есть необходимость в большом количестве капитала, т.е. проект становится капиталоёмким, необходима разработка особой концепции, включающей в себя анализ и исследование будущих денежных потоков, зависящих от возможных рисков и полученных доходов.

4. Неотъемлемым условием является распределение риска между участниками проекта.

5. Если условия проекта получили одобрение, то составляют договор на реализацию такового проекта.

6. Создание проектного бюро. Это даёт головной компании возможность использования активов, которые являются гарантией выполнения обязательств по договору.

7. Чётко разграничены пределы ответственности и обязательств участников проекта. На практике подобные проекты могут финансироваться за счёт кредитов, в полном или ограниченном объёме и за счёт всех активов заёмщика. В этом случае это воспринимается как регресс активов. При условии, если финансирование предоставляется в форме без регрессивного права, подобная возможность в получении кредита исключается. Но чаще всего, в практике встречаются проекты с ограниченным регрессом.

Организационная модель представляет собой привлечение третьих лиц для выполнения определённых функций, переуступку обязательств, а также передачу государственных объектов в частный сектор. Наиболее распространённой формой такого сотрудничества являются концессии.

Важная часть в проекте ГЧП - это распределение всех полномочий, рисков и задач между участниками сделок. При этом наблюдается следующее условие: при решении какой-либо задачи вся ответственность ложится на того, кто сделает эту задачу с наибольшей эффективностью. В данном случае, распределение осуществляется между государственным и частным сектором в зависимости от сферы, где проект будет реали-зовываться. Тем самым определяется пропорция. Чем выше значение общественной услуги, т.е. производства общественного блага, тем большее влияние со стороны государства будет наблюдаться.

От оптимальной структуры ГЧП зависит и получение определённых выгод, которые напрямую зависят от:

1. Ускоренной реализации проектов, которые имеют критерий необходимости в развитии инфраструктуры.

2. Развития регионов страны.

3. Улучшения качества осуществления услуг.

4. Развития улучшенных моделей и механизмов воздействия на экономическую ситуацию.

5. Оптимизации использования финансирования и сокращения инвестиционных издержек. Экономия может достигать 30 %.

При совместных реализациях проектов могут использоваться различные методы и механизмы. Они применяются в зависимости от передаваемых частному инвестору полномочий. Поэтому существует большое количество вариантов ГЧП, различающихся между собой степенями переуступок:

1. BOT (строительство, управление, передача). Такой вид механизма в основном используется в концессиях, где после завершения этапа строительства концессионер получает право на эксплуатацию на срок, равный окупаемости вложенных им средств. После этого объект передаётся в государственную собственность.

2. BOOT (строительство, собственность, управление, передача). В данном случае, партнёр получает не только право на эксплуатацию после окончания этапа строительства, но и владения объектом на срок, прописанный в соглашении. Затем объект переходит в публичную собственность.

3. BTO (строительство, передача, управление). Данный механизм подразумевает, что после строительства объект сразу передаётся в собственность государства, а управление объектом осуществляется частным инвестором без права владения.

4. BOO (строительство, собственность, управление). Расшифровка данного механизма позволяет понять метод действия. После завершения строительства объект остаётся в распоряжении инвестора, и дальнейшее управление остаётся за инвестором.

5. BOMT (строительство, управление, обслуживание, передача). Различие от BOT заключается в том, что именно здесь акцент делается на том, что дальнейшее обслуживание и текущий ремонт инфраструктурных объектов остаются за частным

партнёром.

6. РБООТ (проектирование, строительство, собственность, управление, передача). Особенность данного соглашения состоит в том, чтобы передать в ответственность частного партнёра не только строительство объекта, но и его проектирование.

7. РБРО (проектирование, строительство, финансирование, управление). В этом соглашении специально оговариваются те условия, где инвестор берёт обязательство не только на строительство и проектирование, но и на финансирование данного строительства.

Данные механизмы способствуют выявлению наиболее подходящего сотрудничества и реализации общественно значимых объектов. Выбрав наиболее оптимальный, есть возможность увеличить эффективность управляемых объектов. Механизмы, с помощью которых может функционировать ГЧП, могут присутствовать не только в проектах производственной сферы, но и в сфере здравоохранения, образования, телекоммуникационных системах, системах транспортной структуры, туризма и культурного отдыха. Но здесь присутствует некий дуализм. С одной стороны, эти механизмы усложняют социально-экономическую роль государства, а вместе с ним и сами функции государства. А с другой, бизнес имеет свойство быть заинтересованным в новых объектах инвестирования [4].

Опираясь на мировой опыт, можно выделить определённые черты, которые отличают ГЧП от других форм взаимоотношений между государством и частным сектором.

1. Определённость и долгосрочность соглашений. Соглашения обычно заключаются на определённые объекты: здания, дороги и другие социально-значимые объекты. Соглашения заключается на долгосрочную перспективу, часто это от 10 до 20 лет, в концессиях этот показатель может достигать 50 лет.

2. Финансирование проекта. Финансирование проекта может достигаться только за счёт частных инвестиций, либо с использованием дополнительных государственных финансовых ресурсов, либо совместным инвестированием участников проекта.

3. Конкуренция. Перед тем как выбрать партнёра, происходит борьба за право быть участником проекта. Конкурентный климат в данном случае - обязательное условие.

4. Разделение ответственности. Государство устанавливает цели и задачи для реализации общественно-значимого объекта, определяет, что и как должно функционировать, согласовывает стоимостные и качественные пропорции, в то время как частный инвестор берёт на себя ответственность за осуществление всех условий, принятых в соглашение - проектирование, строительство, управление, обслуживание, реализацию общественных услуг.

5. Риски. Распределение рисков - главная составляющая ГЧП. И главное условие при соглашении.

Как и предполагалось, обе стороны участников соглашения заинтересованы в успешной реализации проекта. Это помогает облегчить обязанности и ответственность государства в некоторых секторах: формировать инвестиционную среду и способствовать направлению инвестиции в реальный сектор экономики. Особенно это актуально в условиях формирования современной региональной инфраструктуры.

Со стороны частных инвесторов это возможность успешно продолжать бизнес. Бизнес обеспечивает финансовые ресурсы в реализацию проекта, профессиональный опыт управления, создания объекта. Налаживаются связи с поставщиками и субподрядчиками. И, как правило, на рынке труда оживляется спрос на высокооплачиваемую и квалифицированную работу.

Со стороны государства ГЧП обеспечивает возможность осуществления главных функций государства - регулирования и контроля. Также государство может гарантировать налоговые или иные льготы. Так, по мере развития подобного партнёрства, государство будет иметь возможность смещать акценты по проблемам строительства и функционирования на контрольно-административные. В общем случае, победителем выходит общество, получая более качественные услуги.

Большую роль ГЧП играет в регионах. На города и посёлки приходится большая доля коммунального хозяйства, тем самым реализация социально-значимых объектов становится затруднительной. Это касается дорожного и жилищного строительства, газо- и энергообеспечения, очистительных сооружений и т.д. При этом главная проблема реализации всех потребностей связана с недостатком финансовых ресурсов. Привлечение частного инвестирования стало решением экономических проблем в регионах во всём мире.

Популярность государственно-частного партнёрства проявляется в его применении в определённой стране. Наибольшее распространение данное сотрудничество получило в Великобритании и Германии, где ГЧП присутствовало в малых и средних проектах. Однако во Франции данному сотрудничеству придавалось куда больше ответственности, и поэтому ГЧП участвовало в реализации крупных проектов. Совместная деятельность частного сектора и государства зависит от самого государства, от его целей и представлений. Кроме того, уровень налогообложения занимает ключевое место вхождения частных инвестиций в государственную деятельность. Так, в странах, где государство социально ориентировано (Финляндия, Швеция и Германия), и высокий уровень налогообложения обещает гражданам соответствующее качество образования, услуг медицины и общее качество благ гражданам, ГЧП воспринимается как форма некоторого её отторжения.

Если рассматривать страны, где приветствуется личная инициатива, существует высокая конкуренция (США, Австралия, Великобритания) и конечно ниже налогообложение, то можно наблюдать, что большее количество государственных услуг предоставляется частными лицами. В этих странах обществу нравится выбирать, выбирать по качеству, по цене, и только потом делается выбор, когда речь заходит о том, кто же лидирует в использовании данной формы? Без сомнения, это Великобритания. Эта страна - первая по общему количеству проектов и занимаемых отраслей. В Великобритании впервые появилась первая частная тюрьма [5].

Опыт Великобритании берут на вооружение многие страны. И одна из них - Германия. Основной отраслью, где гЧп лидирует по всем позициям, является телекоммуникационные технологии. В этой стране активно осуществлялся и осуществляется переход от индустриальной к информационной среде. Данное действие определяется двумя составляющими. Государство создаёт условия для создания законодательства и правил, проводит стимулирующую политику, а частный инвестор выполняет внедрение технологий. Существует многообразие форм сотрудничества государственных органов с частным бизнесом. Муниципальные органы наделяют частных инвесторов либо полномочиями в полном объёме, либо только определёнными функциями. При этом происходит распределение не только ответственности и прибыли от реализации объектов и услуг, но и так же рисков. Но всё же существуют проблемы, связанные с процессом реализации ГЧП. Такой проблемой можно назвать неполное приведение к единообразной системе договоров, форм сотрудничества и особых правил ведения этого вида партнёрства. Нигде не прописаны границы объёмов, оказываемых населению услуг, не закреплены цены на проводимые работы, а также контроль со стороны государственных органов. Стоит понимать, что ни в законах Германии, ни в европейском праве не содержатся статьи, способные описать, а тем более запретить данный процесс. Евросоюз не один раз предлагал странам-участницам внести в соответствующее законодательство действия по регулированию ГЧП и соответственно деятельность частных компаний на международной арене. В Германии существуют несколько проектов, которые рассматриваются как тестовые, но реализуется малая часть из них. Поэтому можно утверждать, что политику Германии нельзя определить как всесторонне инвестиционную.

Если говорить о других странах, то можно рассмотреть Швейцарию, где ГЧП существует относительно недавно, в отличие от Великобритании и США, но имеет свои особенности. В Швейцарии диапазон границ применения государственного партнёрства постепенно расширяется и сфера воздействия на экономику увеличивается, что свидетельствует о том, что государство применяет новый подход, направленный на достижение конечных пространственных результатов. Правительство страны делает акцент на переход из "обслуживающего" государства к государству "гарантирующему". Тем самым, привлечение частных инвесторов становится первоочередной задачей. В Швейцарии и до этого существовали тесные отношения с частными компаниями, но проблема была в том, что сфера этого сотрудничества ограничивалась аутсорсингом.

Имеется опыт других европейский стран в области применения ГЧП. Однако полностью применять модели введения ГЧП в Швейцарии - в других странах невозможно. Нужно модернизировать модели под особенности страны. Тем не менее, в Швейцарии реализованы необходимые проекты. Такими презентационными проектами можно считать частную железную дорогу, СП, различные виды фондов, которые считаются выгодными для обеих сторон [1].

Успешная реализация государственно-частного партнёрства в западных странах свидетельствует о большом внимании государства к крупномасштабным проектам. Поэтому следует выделить лидера среди развивающихся стран - Китайскую Народную Республику. Это страна, где потенциал применения ГЧП очень велик и где налажены тесные

отношения с частными компаниями. Экономические отношения государства и бизнеса проявляются в основном в проектах, связанных с инфраструктурой. Это постройка дорог и автомагистралей, постройка учебных и медицинских учреждений и т.п. При этом в реализации подобных проектов используются только контракты и концессии.

Опыт зарубежных стран по реализации совместных проектов преодолевает отметку в 20 лет. При этом развитие не прекращается, а только набирает обороты. Количество стран, где реализуется наибольшее количество проектов, - Италия, Франция, Испания, Греция и т.д. Реализация совместных проектов осуществляется в различных сферах деятельности. В Бельгии, Дании, Финляндии, Португалии, Греции, Южной Корее приоритетным является строительство дорог, нежели здравоохранение и образование. Вывод. В странах с высоким уровнем производительности труда и рыночной экономикой прослеживается тенденция влияния ГЧП на качественное образование и добросовестное медицинское обслуживание. Однако, с другой стороны, страны, где переходная экономика, уровень жизни не так высок, ГЧП используется в инфраструктурной сети. В этих странах, приоритетными остаются строительство автодорог и их обслуживание. В основном эти страны находятся в Центральной и Восточной части Европы.

Интересно то, что в развивающихся странах, а именно, Индии, Бразилии, Гонконге, Саудовской Аравии, Арабских Эмиратах внимание уделяется, в первую очередь, строительству дорог, а затем - аэропортов, тюрем и различных сооружений. В первую очередь, это зависит от количества инвесторов.

Традиционно, ГЧП используется именно в тех сферах, где государство несёт ответственность: коммунальные службы, инфраструктурные сооружения, автодороги и культурные объекты, а также службы, занимающиеся ремонтом, реконструкцией и общим обслуживанием объектов. Так, можно анализировать картину использования ГЧП в странах "Большой семёрки". На первом месте стоит здравоохранение, 2-е занимает образование, 3-е - дороги. В странах же "Большой семёрки" всё предельно разнообразно. В США лидирующее место занимают дороги, а в Великобритании - здравоохранение, в Германии главенствует образование и т.д. Это даже не главное. Главное то, что страны наиболее развитые имеют хорошие социально-экономические показатели, условия рыночной экономики, высокий уровень производительности труда и ВВП, и поэтому государства в данных странах гарантируют качественное образование и медицинское обслуживание, высокий уровень продолжительности жизни. Тем самым, становится логично, что образование и медицина занимают лидирующие позиции [8].

Исследование ГЧП за рубежом показало, что такой формат успешно применяется в транспортной (автодороги, железные дороги, аэропорты, порты, трубопроводный транспорт), социальной инфраструктуре (здравоохранение, образование, развлечение, туризм), ЖКХ (водоснабжение, электроснабжение, очистка воды, газоснабжение и др.) и других сферах (тюрьмы, оборона, объекты военной сферы). В зарубежных странах приоритеты проектов экономической и социальной инфраструктуры продиктованы политикой государства и уровнем социально-экономического развития страны.

В России имеется опыт концессионных соглашений периода индустриализации и нэпа. В начале 20-х гг., почти во всех отраслях встречались концессии. Проектирование заводов и новых отраслей промышленности осуществлялось за счёт концессионных соглашений с иностранными компаниями. Большая часть таких соглашений, почти 80 %, была направлена на добычу золота и серебра, в машиностроение и энергетику. Мало кто знает, но в крупных городах нашей страны коммунальное хозяйство было подкреплено иностранными концессиями.

Использование механизмов ГЧП в настоящее время получает широкое распространение в Российской Федерации. ГЧП включает ряд форм сотрудничества, позволяющих государству и частному бизнесу извлекать взаимную выгоду. ГЧП определяет и инновационные методы, применяемые государственным сектором для заключения контракта с частным сектором, использующим свой капитал и управленческий потенциал при реализации проектов в соответствии с установленными временными рамками и бюджетом. Государственный сектор сохраняет ответственность за обеспечение населения услугами выгодным для него способом и оказывает позитивное воздействие на экономическое развитие и повышение качества жизни населения.

ГЧП определяет конкретные проекты, реализуемые совместно государственными органами и частными компаниями на объектах федеральной, региональной и муниципальной собственности. Для создания детальной отраслевой картины, отражающей возможность применения ГЧП в экономике Российской Федерации, следует

опираться на зарубежный опыт применения ГЧП с учётом особенностей развития экономики страны.

В России приоритетными сферами развития ГЧП являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Транспортная инфраструктура.

2. ЖКХ.

3. Здравоохранение и образование.

4. Исследовательские работы, имеющие коммерческую цель.

5. Развитие инновационных технологий.

В этих направлениях важно выбрать те, которые определяют наибольший эффект на экономику. При этом должны учитываться интересы предпринимательской среды.

В России ГЧП находится в зоне относительно высоких рисков. Виды рисков объективно связаны с состоянием экономики: колебанием курса национальной валюты, высокой стоимостью заёмного капитала, ростом цен на сырьё, материалы, услуги, "просчётов" инвесторов в проектах ГЧП и др. В частности, удорожание первоначальной стоимости проектов может достигать 20 % и выше в год [2].

Стремление государства наладить партнёрство с бизнесом обусловлено снижением финансовой нагрузки в условиях дефицита бюджета, совершенствованием и развитием инфраструктуры, повышением эффективности использования государственной собственности. Партнёрство государства и бизнеса в России - одна из прогрессивных форм развития экономики в условиях санкций и сложной экзогенной среды.

Нельзя не отметить, что закон о ГЧП принят в 2015 г., когда возможности бизнеса участвовать в общественном процессе были минимальны. Регулирование Банком России экономики в конце 2014 г. сопровождалось снижением курса национальной валюты, ростом цен, что способствовало формированию доходов бюджета [6]. При этом возникли проблемы у хозяйствующих субъектов, в том числе в банковской сфере, повысилась стоимость заёмных ресурсов, снизились реальные доходы населения. Наладить эффективное партнёрство, заинтересовать бизнес в совместном с государством инвестировании объектов - задача государства.

Мировой опыт показывает, что в условиях дефицита бюджета необходимо привлечение частного капитала и создание для него более привлекательных условий. Условия успешного развития ГЧП в России: предсказуемость стратегии развития страны, уверенность в стабильности "правил игры" для бизнеса [7].

В России имеется потенциал для развития различных форм ГЧП. Создание оптимальных условий функционирования этой формы хозяйствования требует решения вопросов и устранения принципиальных проблем в экономике страны.

На протяжении длительного периода времени политика Банка России направлена на сжатие денежной массы. Недостаток денежных средств в экономике не создаёт условия развития бизнеса, формирования им финансовых ресурсов, что противоречит экономическим интересам субъектов ГЧП. Смена парадигмы регулирования экономики Банком России - основное условие развития экономики.

Уменьшение размера ФНБ, финансовые ресурсы которого направляются на сбалансированность экономики, обязывает Банк России, Минфин создать условия формирования дополнительной "финансовой подушки" безопасности. Дополнительная эмиссия денежных средств в экономику, в том числе и на создание Фонда ГЧП - объективная реальность стратегического развития экономики страны. "Раскрутка" экономического потенциала создаёт экономические предпосылки для развития бизнеса и выполнения социальных обязательств государства перед населением, включая задолженность государства населению, потерявшему свои сбережения в период перехода к постсоветскому периоду и в период кризисов.

Список использованных источников

1. Варнавский В.Г. Партнёрство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. - М.: Наука, 2010. - 315 с.

2. Черненко В.А. Государственно-частное партнёрство в развитии экономики страны. В сборнике: Стратегии развития предпринимательства в современных условиях. Сборник научных трудов II международной научно-практической конференции. Под научной редакцией Е.А. Горбашко, В.Г. Шубаевой. - 2018. - С. 184-186.

3. Дерябина М. Экономический анализ: Государственно-частное партнёрство: теория и практика. Режим доступа: URL: http://institutiones.com/general/1079-gosudarstvenno-chastnoepartnerstvo.html. (дата обращения: 28.06.2018).

4. Кубарев Е.Н. Формы партнёрства государства и частного бизнеса в инвестиционном процессе // Проблемы современной экономики. - М., 2014. - № 26.

5. Маркс К. Капитал: том 3 / перевод под редакцией И.И. Скворцова-Степанова. -М.: CommonPlace, 2013. - 512 с.

6. Современные проблемы корпоративных финансов. Коллективная монография. / Под ред. М.В. Романовского, В.А. Черненко. - СПб, 2015. - С. 6-12.

7. Черненко В.А. Теория и практика корпоративных финансов: [монография] / [В.А. Черненко и др.]; под ред. В.А. Черненко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Санкт-Петербургский гос. экономический ун-т. - Электрон. текстовые дан. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. - С. 5-20.

8. Public Private Partnership: EinLeitfaden fur offentlicheVerwaltunguudUnternehmer (Dokumentation) // Bundesministerium fur Wirtschaft und Arbeit. 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.