ных трудов VIII Международной школы-симпозиума 7. Bansal S. Environmental quality: Impact of economic АМУР-2014,Симферополь:ТНУ им.В.И. Вернадского, growth.(2015).University of California,Berkeley,20(5),673-696. 2014.С.215-217. 8. Nekrasova M.A. Green project management of green
building in the arctic. People Friendship University of Russia. (2014),3,10-16.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА, ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ
Хрысёва Анна Александровна
кандидат экономических наук, доцент, Волгоградский государственный технический университет
Маринина Елена Валерьвна, магистр,
Волгоградский государственный технический университет MAINTENANCE OF COMPETITIVENES THE INTERNATIONAL BUSINESS OF RUSSIAN COMPANIES IN THE GLOBAL FINANCIAL CRISIS,GLOBAL COMPETITION AND INTERNATIONAL SANCTIONAL Khryseva A.A., candidate of есопошк sciences, assistant professor, Volgograd State Technical University Marinina E.V., master, Volgograd State Technical University АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматриваются факторы повышения конкурентоспособности российских компаний в условиях мирового финансовго кризиса, глобальной конкуренции и международных санкций.
ABSTRACT
This article examines the factors increasing the competitiveness of russian companies in the global financial crisis, global competition and international sanctions.
Ключевые слова: кризис, факторы, конкурентоспособность, международный бизнес, компании, экспорт, международные санкции, глобальная конкуренция.
Key words: crisis, factors, competitiveness, international business, companies, export, international sanctions, global competition.
Актуальность темы, обуславливается тем что, на данном этапе развития экономических отношений российским компаниям приходится функционировать в условиях, не только геополитеческой напряженности, но и мирового финансового кризиса, глобальной конкуренции и международных санкций. В данных условиях, для компаний становится актуальной концепция повышения конкурентоспособности на международном рынке.
В современных условиях международным компаниям приходится развивать свою деятельность под влиянием мирового финансового кризиса, глобальной конкуренции на внешних рынках и международных санкций. Мировое экономическое положение еще до сих пор не поправилось после кризисной ситуации 2008 года, но уже наступила новая волна мирового финансового кризиса. Почти половина отечественных компаний уже почувствовали на себе негативное влияние кризиса и примерно столько же принимают антикризисные планы, а также сокращают издержки и инвестиционные программы[1,а234]. Основной темой, активно обсуждаемой деловым сообществом, безусловно, стал кризис на мировом финансовом рынке, который вылился в резкое падение российского фондового рынка. Эхо финансовых проблем докатилось и до компаний в виде ужесточения условий кредитования, падения спроса на продукцию и т. д. Иначе говоря, финансовый кризис по цепочке спровоцировал ухудшение значительного числа экономических показателей. При этом осложнение макроэкономической ситуации уже отразилось и
на простых потребителях, чьи опасения насчет устойчивости отечественной финансовой системы подогреваются сокращениями штатов и спадом объема производства. Теперь вопрос заключается в продолжительности и глубине падения российской экономики [ 2, с 277].
Кризис в финансовом секторе неизбежно вылился в ухудшение многих экономических показателей. Финансовый кризис оказывает не только негативное воздействие на состояние российской экономики в целом, но и на текущую деятельность компаний.
В связи с кризисными событиями в 12% компаний был разработан антикризисный план действий. И ещё у 43% компаний разработка такого плана ведется в настоящее время. Среди тех, кто решился на проведение специальных антикризисных мероприятий, наиболее распространенной мерой является сокращение непроизводственных издержек (41%). Что касается других способов удержания бизнеса на плаву, то имеют место меры, направленные как на сокращение деловой активности, так и на ее усиление. Компании отмечают в качестве антикризисных мер отказ от выхода на новые рынки (23%) и увеличение активности с целью захвата новых рынков (20%); сокращение темпов развития (20%) и увеличение активности с целью увеличения доли рынка (27%) [5].
Важно отметить, что каждая пятая компания, принявшая специальный план действий, реагирует на финансовый кризис посредством количественной гибкости, то есть сокращения штата сотрудников. Наименее распро-
-SS-
страненными способами экономии выступили сокращение производства (7%) и снижение заработной платы (4%)
[3].
Следует отметить, что идёт очень жёсткая конкурентная борьба как и между государствами на международной арене, так и между компаниями на рынке. К глубокому сожалению, есть определённые чувства тревоги. Потому, что мы не являемся лидерами в этом соревновании.
Согласно данным Всемирного банка в аналитическом докладе «Ведение бизнеса» в 2015 году. В новом отчете приводится рейтинг 189 государств мира по показателю создания благоприятных условий ведения международного бизнеса. По результатам текущего исследования, первое место по суммарной степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности восьмой год подряд занимает Сингапур, последовательно проводящий реформы, нацеленные на улучшение условий ведения бизнеса. В первую десятку стран-лидеров также вошли: Новая Зеландия, Гонконг (Особый административный район Китая), Дания, Южная Корея, Норвегия, Соединённые Штаты, Великобритания, Финляндия и Австралия. Россия же по степени благобриятности условий для ведения международной бизнесена занимает 62 место. В настоящее время конкурентоспособность России оценивается международными рейтинговыми агентствами на достаточно низком уровне. Например, в результате низкого уровня развития промышленности, Россия имеет следующие низкие показатели: готовность использовать последние технологии -122 место, уровень освоения фирмами новых технологий
- 120 место, передача технологий - 120 место, сложность производственного процес-са - 93 место, закупки правительством высокотехнологической продукции - 82 место. И хотя у страны довольно-таки высокий показатель способности к инновации (38 место), готовится переход экономики России на новый - инновационный - уровень, но тем не менее мы имеем следующие показатели: качество работы научно-исследовательских институтов - 53 место, расходы компаний на НИОКР - 50 место, сотрудничество университетов и промышленности в области НИОКР - 61 место, наличие высококвалифицированных инженеров и ученых - 56 место, утечка мозгов - 82 место. Проблему конкурентоспособности обостряет низкий уровень развитости финансового рынка. Например, готовность оказания финансовых услуг - 109 место, доступность финансовых услуг - 92 место, ограничения на движение капитала
- 119 место, устойчивость банков - 129 место [11].
Глобальные корпорации, захватившие огромное экономическое про-странство, проводили политику, определяющую их монопольную конкурентоспособность - не допущение производителей-соперников. Финансовая стратегия, направленная на увеличение прибыли, - самая действенная и разрушающая по своим масштабам. В результате такой политики развивающиеся страны превращаются в неразвитые, не способные к развитию и конкуренции.
Россия по-прежнему движется в направлении преимущественно экспортно-сырьевой модели, что способствует замедлению экономического роста и снижению конкурентоспособности, отставанию от других стран в области
научно-технического прогресса и эффективности производства, что может создать реальные предпосылки для экономического падения страны [9].
Усугубляет положение дефицитный характер хозяйства России, организованного с учетом неблагоприятных природных факторов, осложняющих производственную деятельность. Несмотря на большую площадь, речь идет о дефиците эффективных территорий, климатических условиях, отрицательном воздействии эффекта масштаба пространства, на результативность производства. В результате это влияет на структуру издержек производства, которые изначально, по объективным причинам, на порядок превышают издержки в развитых странах. Особый вес занимают издержки на электроэнергию, логистику[8].
И так рассмотрим какими же факторами можно повысить конкурентоспособность международного бизнеса российских компаний в условиях кризиса:
Первый фактор - это создании конкурентоспособного продукта, то есть поставить во главу угла принцип технологичности. В современном мире ответ прост: безопасность страны тем выше, чем большую долю основных мировых рынков она контролирует посредством национальных компаний. Приток в национальную экономику финансов от реализации на этих рынках произведенной в стране продукции с высокой добавленной стоимостью, собственно, и гарантирует высокий уровень занятости и доходов населения. Контроль над высокотехнологическими сегментами мирового рынка гарантирует безопасность страны и обеспечивает ее влияние в мире, потому что другие страны попадают от нее в зависимость.
Второй фактор- нацеленность российских компаний на долгосрочное развитие, а не на сиюминутную прибыль. В рамках реализуемой экономической модели в России малые предприятия и крупные компании функционируют по второму принципу. Именно поэтому не востребованы в России результаты малых наукоемких предприятий, а промышленные компании закупают зарубежные технологии и оборудование. Именно поэтому наши малые инновационные предприятия, которые мы создаем на государственные деньги с помощью институтов развития, просто дополняют окружение зарубежных гигантов. Чтобы разорвать этот порочный круг, необходимо отказаться от принципа «максимальная прибыль за минимальное время» как основы деятельности компаний реального сектора экономики. И брать за основу роста технологический принцип, а не финансовый.
Третий фактор удержание и расширение рынков сбыта. Главная цель любой крупной компании - увеличение своей доли мирового рынка, потому что иначе не сохранишь прибыль и тем более ее не преумножишь. Прибыль - это премия компании за создание и реализацию конкурентоспособного рыночного продукта на основе конкурентоспособных технологий его разработки, производства и сопровождения.
Удержание и расширение рынков сбыта требует создания этими компаниями конкурентоспособных продуктов с высокой добавленной стоимостью на основе конкурентоспособных технологий и оборудования. Разработка таких продуктов, технологий и оборудования требует созда-
ния адекватной этим задачам системы фундаментальных и прикладных исследований, а также системы подготовки кадров. Объективным критерием успеха этих систем в конечном счете должно быть достижение главной цели -удержание и расширение рынков сбыта.
Данная цель должна быть поставлена государством, прежде всего перед крупнейшими нефтегазовыми, энергетическими и высокотехнологическими компаниями России, а также перед отечественной наукой и образованием.
Государству надо только связать эти компании взаимными обязательствами: государство поддерживает компании экономически и политически, а они, в свою очередь, обеспечивают гарантированное удержание сегментов мирового рынка и на этой основе - высокий уровень доходов и занятости населения. То есть в конечном счете обеспечивают экономическую, военную и политическую безопасность России. И тогда они не будут замыкаться на своих собственных нуждах и на прибыли, а станут моторами технологического развития всей российской экономики. Но для этого необходимо создать условия для превращения наиболее крупных компаний в локомотивы российской экономики[10].
Четрвёртый фактор- наличие квалифицированных трудовых ресурсов, соответствующим требованиям международного рынка труда. Трудовые ресурсы являются одним из важнейших составляющих деятельности компании и важнейшим фактором повышения конкурентоспособности в глобальной экономике. Опыт зарубежных компаний говорит об усилении роли управления трудовыми ресурсами в системе факторов, которые обеспечивают конкурентоспособность компании. Исходя из современных концепций управления люди являются одним из важнейших экономических ресурсов компании, влияющих на ее доход, конкурентоспособность и развитие. К сожалению, на сегодняшний день этот фактор является наислабейшим звеном в деятельности отечественных компаний. Очень немногие отечественные фирмы, в том числе крупные заботятся об улучшении условий работы и мотивации своих сотрудников. В этом плане мы на порядок отстаём от европейских государств, Японии, Америки. Руководителям компаний в первую очередь необходимо обратить внимание на мотивацию своих сотрудников, должны быть обеспечены соответствующие условия работы, отдыха, высокий уровень заработных плат, так как люди являются наиглавнейшим фактором развития любой компании.
Таким образом, следует отметить что, факторами обеспечивающими конкурентоспособность международного бизнеса российских компаний в условиях кризиса выступают следующие: во-первых проведение инновационной политики, которая определяет возможность компании конкурировать не только на внутреннем, но и на внешних рынках; во-вторых нацеленность российских компаний на развитие технологий путём отказа от принципа «максимальная прибыль за минимальное время» как основы деятельности компаний реального сектора экономики; третим фактором явлется расширение и удержание рынков сбыта своей продукции, путём взаимодействия компаний и государства; и четвёртый фактор о котором не стоит забывать человеческий - в условиях кризиса нали-
чие квалифицированных трудовых ресурсов, соответствующих требованиям международного рынка труда способствует развитию компании .
В условиях глобальной конкуренции и международных санкций повышается значимость конкурентоспособности российских компаний и факторов ёе определяющих. В современном мире актуальна тенденция возрастания числа применения экономических санкций. В первую очередь, это происходит из-за глобализации международных экономических процессов, характеризующихся возрастающей степенью интенсивной интеграции как рынков товаров и услуг, так и капиталов. Данные процессы естественно оказывают влияние на деятельность российких компаний. Рассмотрим деятельность российских копаний в условиях глобальной конкуренции и международных санкций. Введённые против России пакет экономических санкций негативным образом отразился на деятельности компаний которые вели международную экономическую деятельность с странами ЕС.
Значительная доля экспорта российских компаний ориентирована на европейский рынок треть поставок (более 5 млн. баррелей в сутки) нефти в Европу обеспечивается Россией. Ввиду увеличения объёмов добычи нефти внутри России российские нефтяные компании готовы удовлетворять растущий спрос на европейском рынке. Но существенный рост добычи нефти внутри США заставляет американские и британские нефтяные компании, которые ранее поставляли ближневосточную (и в иных местах добытую) нефть в США, искать альтернативные рынки сбыта для «высвободившейся» нефти (~ 6 млн. баррелей/ сутки) и Европа в данном случае явлеятся альтернативной. В 2016 году США утвердил федеральный бюджет на 2016 год, в котором, помимо прочего, содержится положение об отмене запрета на экспорт американской нефти, действовавшего в течение 40 лет. Геополитические последствия этого шага станут судьбоносными для многих компаний эксопртирующих нефть в Европу. Безусловно, это не случится за одну ночь, но постепенно США заберёт некоторую долю нефтяного рынка у российских компаний. Таким образом, постепенно большая часть экспорта российских нефтепродуктов может сместиться в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона и что способствует укреплению связей с такими странами как Филиппины, Гонконг и Китай [13].
Санкции в финансовом секторе, также привели к негативном последствиям для российских компаний . Продвижение крупного бизнеса на внешние рынки чаще всего сопряжено с продвижением банковского капитала на данные рынки. Усиление позиций российского бизнеса на европейском рынке было сопряжено с экспансией российского банковского капитала на рынок Европы, с целью поддержки российских экспортных компаний и участия российского капитала в крупных международных инвестиционных проектах. Локомотивами банковской сферы России стали полугосударственные банки - ОАО «Сбербанк России», ОАО «ВТБ» (Внешторгбанк), ОАО «Газпромбанк» и другие.
Сбербанк Росии: До настоящего времени сумел освоить рынки 20 стран. Помимо России открыть прямые
представительства в Украине, Беларуси, Казахстане, Германии (Мюнхене), Китае и Индии. Приобрел активы в Швейцарии - SLB; Австрии - Volksbank International AG, с филиальной сетью в Венгрии. Является крупнейшим коммерческим банком России и Европы. Внешторгбанк (ВТБ): Второй крупнейший банк России по размеру активов, работает на финансовом рынке многих стран, имеет представительства в Украине, Беларуси, Армении, Казахстане, Азербайджане, Грузии, Анголе, Великобритании, Сингапуре, ОАЭ, Германии, Франции, Сербии. Внешэкономбанк: с 2007 года является государственной корпорацией, целью которой является обеспечение и привлечение финансовых средств для реализации крупных инвестиционных проектов, поддержка экспорта и обслуживание внешнего госдолга. Имеет представительства во многих странах, участвовал в финансировании крупных инфраструктурных проектов (строительство завода Ford Sollers, реконструкция аэропорта Пулково, строительство олимпийских объектов в Сочи, поддержка проектов и компаний «Сколково», прочее). Газпромбанк: Отраслевой банк, третий в России по размеру активов. Участвует в финансировании крупных международных проектов нефтегазовой отрасли как внутри России, так и за её пределами (Европа, Азия). В частности участвует в проектах строительства газопроводов «Голубой поток», «Ямал-Европа», в развитии ГТС Европы. Также обслуживает компании машиностроительной, химической, атомной и иных отраслей. Представлен в России, Швейцарии, Армении, Беларуси, Китае, Индии, Монголии[14].
Таким образом, рост валютных резервов и капитализации российских банков, а также финансовые затруднения (вызванные мировым финансовым кризисом) ведущих мировых банковских институтов, позволил России осуществить экспансию на внешние финансовые рынки и закрепиться на них с целью поддержки российских компаний за рубежом. Ведущие российские гос.банки операционно и финансово поддерживают деятельность нефтегазовых, атомных, авиационных, оборонных, информационных и иных компаний России на внешних рынках. Введение санкций против российских банков расширит инструментарий для вытеснения российских компаний с внешних рынков, и прежде всего - европейского. Для российских компаний данные ограничения являются одним из факторов ограничения их финансовой свободы за рубежом[12].
Анализ санкций показывает, что они направлены на ограничение присутствия российских государственных компаний в различных сегментах мирового и, прежде всего, европейского рынка, на долю которого приходится половина внешнеторгового оборота РФ. Опираясь не на рыночную конкуренцию, а на политические и информационные механизмы, западные (прежде всего американские и британские) компании посредством международного лобби получают возможность в перспективе увеличить свою долю в желаемых сегментах рынка Европы. Гражданская война в Украине выступает удобным формальным поводом к действию.
Стремительный рост нефтедобычи и газодобычи внутри США ведёт к глобальному переделу мирового рынка в данном сегменте. В настоящее время разворачивается
борьба за рынок Европы.
При сохранении или расширении текущих санкций, можно ожидать уменьшения доли российских компаний на нефтяном (и в перспективе на газовом) рынке Европы и замещение их американскими и британскими компаниями, которые ранее работали на рынок США.
Зависимость России от поставок сырья на рынок ЕС рано или поздно должно было дать о себе знать, соответственно диверсификация рынков сбыта становится приоритетной задачей для Российских компаний.
Полная экономическая изоляция России выглядит сомнительной, ввиду глубокой интеграции мировых капиталов. К примеру, США и ЕС, вводя санкции против «Роснефти» ущемляют интересы британской компании BP, которой принадлежит 19,75% акций компании. Ограничения поставок российского газа на рынок ЕС, что в настоящее время невозможно, скажется на доходах Bank of New York, которому принадлежит 27% акций «Газпрома». Ситуация аналогична и с другими отраслями. Больше всего страдают от санкций те компании, в которых меньше доля иностранного капитала и выше доля Российской Федерации или её резидентов.
Список литературы:
1.Быков В. А., Философова Т. Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность М.: Юнити, 2014. - 295 с.
2. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса// Москва: Издательско-книго-торговый центр «Маркетинг». 2014.-345 с.
3.Бизнес образование в России [Электронный ресурс] Международный бизнес, ВЭД URL: http://www.rb-edu.ru/ library/articles/ (Дата обращения 10. 05. 2016)
4. Федеральный партал малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс] URL:http://smb.gov.ru/mediacenter/ bisnessnews/ (Дата обращения 11. 05. 2016)
5.Бизнес в условиях кризиса перспективы и направле-ния[Электронный ресурс] URL: http://www.openbusiness. ru/html_sovet/bizkriz.htm (Дата обращения 11. 05. 2016)
7. Как вести бизнес в кризис [Электронный ресурс] URL: http://www.fin-eco.ru/2015/02/kak-vesti-biznes-v-krizis. ЫшДДата обращения 12. 05. 2016)
8. Экономический портал - Российский крупный бизнес в условиях кризиса[Электронный ресурс] URL: http:// institutiones.com/general/2197-rossijskij-krupnyj-biznes-v-usloviyax-globalnogo-krizisa.html(Дата обращения 13. 05. 2016)
9.Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://economy.gov. ru/minec/activity/sections/CorpManagment/(Дата обращения 14. 05. 2016)
10.Теория экономики [Электронный ресурс] URL: http://www.econfind.ru/ Теория экономики(Дата обращения 14. 05. 2016)
11. Всемирный банк [Электронный ресурс] URL: http:// www.worldbank.org/ Ведение бизнеса в 2015 году» — XII издание серии в рамках проекта(Дата обращения 14. 05. 2016)
12. Жизнь под санкциями: к чему привела война с Украиной. Онлайн-форум [Электронный ресурс] // Открытая
Россия. - Москва. - Режим доступа -https://openrussia.org/ post/view/2741(дата обращения: 11.05.2016)
13. Итоги 2015 Россия на рынке капиаталов [Электронный ресурс] //http://www.interfax.ru/business/487569(дата
обращения: 11.05.2016)
14.Экспорт России [Электронный ресурс] http://info. tatcenter.ru/(^aTa обращения: 11.05.2016)
УИЫМНЬЩ ТЭЛЕМ КАБ1ЛЕТТ1Л1ГШЕ М1НДЕТТЕМЕЛЕР ЭСЕР1Н ТАЛДАУ
Алия Нургалиева,
Экономика Шлымыныц кандидаты, доцент, НАРХОЗ yHueepcumemi
Алида Канабекова, aFa о^ытушы, НАРХОЗ yHueepcumemi Жанар Казбекова, «aFa о^ытушы, НАРХОЗ yHueepcumemi Анар Шаримхан aFa о^ытушы, НАРХОЗ yHueepcumemi Сымбат Орашева
«Бухгaлmepлiк ecen жэт aydum» мaмaндыFыныH 4 -курс cmydeHmi
НАРХОЗ yHueepcumemi
ANALYSIS OF THE IMPACT ON THE SOLVENCY LIABILITY COMPANY
Aliya Nurgaliyeva, Candidate of Economic Sciences, associate professor, University NARXOZ
Alida Kanabekova, Senior teacher, University NARXOZ
Zhanar Kazbekova, Senior teacher, University NARXOZ
Anarbek Sharimkhan, Senior teacher, University NARXOZ
Symbat Orasheva, 4 year student specialty «Accounting and Audit»,
АНДАТПА
КомпaнuяныHl КАржылыК, жaFдaйын maлдay Klaзipгi 6rnrncmiH aжыpaмac бвлт болып ma6brnadbi. Бул rnede MaH,bi3dbi ^eeH, ол жоcпapлaнFaн шыFындapды ЖYзeгe arnpyFa Klaжemmi квлeмдe жзж мepзiмдe av^a KlapaжammapыныHl жумcay-дa компaнuяныH 3epmey мeн бaFaлay Yfl6memiH жэж оcылaйшa езшг'Н мiндemmeмeлepiн бойыншa жayaп 6epy Kp,6memiH aныHmayFa мумкшдт 6epemiH mвлeм Klaбiлemmiлiкmi maлдay caнaлaды.
ABSTRACT
Analysis of the financial condition of the company is an integral part of modern business. An important step is the analysis of solvency, which allows to study and evaluate the company's ability to generate cash in the amount and within the time required for implementation of the planned expenditure and thereby determine the company's ability to meet its obligations.
Тушн cвздep: maлдay, mвлeм Klaбiлemmiлiк, вmiмдiлiк, мiндemmeмeлep, мeншiкmi Klapaжammap, mapmылFaн Kflpa-жammap, кpeдumоpлыKl бepeшeк
Key words: analysis, solvency, liquidity, liabilities, equity, borrowed funds, accounts payable
¥йымньщ телем К,абшеттшт оньщ К,аржылыК, тураК,тылыРыньЩ сыртк,ы белгШ болып табылады жэне айналым активтершЩ узак мерзiмдi кездердi Камтамасыз ету дэрежеамен сипатталады. Крыска мерзiмдi активтер уйымныц мшдеттемелершЩ етелуш Камтамасыз етедь Теория жYзiнде, егер уйымныц к,ыск,а мерзiмдi активтершЩ сомасы к,ыск,а мерзiмдi мшдеттемелершЩ сомасынан кеп болса, онда ол Карыздарды етеуге дайын деп есептеуге бо-лады.
Телем К,абшеттШкке сипаттама бере отырып, Селезнева Н.Н. жэне Ионова А.Ф. оРан уйымныц езшЩ телемдж мшдеттемелерш Колма-Кол акша ресурстарымен уакытылы етелу мYмкiндiгiмен аныкталады деп керсеткен. Телем Ка-бiлеттiлiктi талдау КаржылыК Кызметтi баРалау мен болжау максатымен тек уйым Yшiн Рана емес, сондай-аК оныц сы-ртКы эрiптестерiне жэне элеуеттi инвесторларына да Кажет [1, б.332].
Турманидзе Г.У телем КабшеттШкт сипаттау кезiнде банктеп есеп айырысу шотындаРы, кассадаРы акша Кара-жаттардыц болуы, шыРындар, мерзiмi етiп кеткен деби-торлыК пен кредиторлыК берешек, уаКытыл етелмеген не-сиелер мен Карыздар сиякты керсеткiштерге назар аудару
кажет деп есептейдi [2, б.268].
Ал отандык Ралым К.Ш. Дюсембаев телем кабшеттШ-riHe уйымныц езшЩ барлык мiндеттемелерi бойынша ез уакытысында телемдер жасау дайындыРын жаткызады [3, 6.109].
Савицкая Г.В. телем кабшеттШктЩ екi TYpiH -аРымдаРы жэне перспектива деп ажыратып керсетiп отыр. АРымдаРы (техникалык) телем кабшеттШк шурыл етелуцi талап ететiн кредиторлык берешек бойынша есептесу Yшiн акша каражаттар мен олардыц эквивалент-тершЩ жеткШкт келемдi болуын бiлдiредi. Перспективтi телем кабшеттШк болжамдык кезец iшiнде мшдеттеме-лер мен телем каражаттарыныц келiсiмдiлiгiмен камтамасыз етiледi. Ал ол ез кезепнде кыска мерзiмдi активтердЩ курамы, келемi мен етiмдiлiк дэрежесше, сондай-ак етелу-ге тиiстi кыска мерзiмдi мшдеттемелердЩ келемi, курамы мен жылдамдыРына байланысты [4, б.454].
Незамайкин В.Н. ез ецбегшде уйым, эдетте телем кабшеттШкп тиiстi децгейде устап туру Yшiн есеп айырысу шотында акша каражаттар корын сактауРа мэжбYр. Керiсiншi жаРдайда, уакытылы есеп айырысу Yшiн кыска мерзiмдi несие тартуРа мэжбYр болады. Ол бiр жаРынан,