Научная статья на тему 'Обеспечение конкурентного преимущества загранперевозок путем повышения качества транспортных услуг'

Обеспечение конкурентного преимущества загранперевозок путем повышения качества транспортных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ / ЗАГРАНПЕРЕВОЗКИ / COMPETITIVE ABILITY / TRANSPORT SERVICE / FOREIGN TRANSPORTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котов Ю. С.

Приводится методическая основа обеспечения загранперевозок путем повышения качества транспортных услуг на основе маркетинговых исследований

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUARANTEEING OF COMPETITIVE ADVANTAGE OF THE FOREIGN TRANSPORTATION BY INCREASING OF TRANSPORT SERVICES QUALITY

The methodical foundation of securing of the foreign transportation by increasing of transport services quality brings on the basis of marketing research.

Текст научной работы на тему «Обеспечение конкурентного преимущества загранперевозок путем повышения качества транспортных услуг»

управления рисками. Руководство не любит сюрпризов и в этой связи необходимо абсолютно четко понимать, когда, где и как вы будете задействовать дополнительные ресурсы. Грамотная система расстановки приоритетов может ощутимо облегчить разрешение такого рода ситуаций, проблемы оказывающие влияние на расходование средств, критический путь или качество конечного результата, должны иметь более высокий статус. Немаловажным также является согласование выработанных вами и вашей командой критериев с инвестором проекта, это поможет избежать разногласий, и будет способствовать более четкому пониманию того, какие области являются для него важнейшими.

Несмотря на некую банальность приведенных примеров и достаточную распространенность рассматриваемых в данной статье средств, таких как собрания команды проекта, отчеты о состоянии выполнения работ по проекту, а также Журналов проектных проблем. Это действенные и эффективные инструменты, правильное

применение которых, позволит вам не только понять, что происходит с вашим проектом в данный момент, но и эффективно управлять проектной деятельностью. Один из практиков проектного управления перефразировав известное изречение, сказал, - «Данные по проекту настолько хороши, насколько хороши данные, которые в него приносят люди». Именно точные текущие данные позволят вам быть проактивным, вовремя распознать проблему и в кратчайшие сроки найти ей решение.

Литература:

1. “How to Cheat at IT Project Management” (Syngress Publishing, 2005), by Susan Snedaker;

2. Управление проектами: Пер. англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - (Серия «Идеи, которые работают»).

3. Not-So-Great Communication, Patrica Fipp, projects@work, july 16, 2009.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА ЗАГРАНПЕРЕВОЗОК ПУТЕМ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

Котов Ю.С., к.т.н., ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство»

Приводится методическая основа обеспечения загранперевозок путем повышения качества транспортных услуг на основе маркетинговых исследований.

Ключевые слова: конкурентоспособность, транспортные услуги, загранперевозки.

GUARANTEEING OF COMPETITIVE ADVANTAGE OF THE FOREIGN TRANSPORTATION BY INCREASING OF TRANSPORT SERVICES QUALITY

Kotov Y., Cand.Tech.Sci., JSC «Volga Shipping»

The methodical foundation of securing of the foreign transportation by increasing of transport services quality brings on the basis of marketing research. Keywords: Competitive ability, transport service, foreign transportation.

В настоящее время сложилась ситуация, при которой нестабильное обеспечение сохранности грузов при транспортировке, изношенное состояние транспортных средств, недостаточное сотрудничество составляющих транспортной сферы в мультимодальном сообщении не позволяют на должном уровне конкурировать с развитыми зарубежными странами. Поэтому зарубежный опыт необходимо изучать и творчески использовать в отечественных транспортных системах при обслуживании грузовладельцев.

Исходя из действительности и масштабов страны, качество транспортного обслуживания необходимо рассматривать как степень соответствия предоставляемых услуг потребностям человека или хозяйствующего субъекта. Выполнение данного условия позволит обеспечить сохранность продукции, уменьшить порчу грузов, снизить потерю качества продукции при транспортировке, поднять уровень безопасности при перевозке.

В рамках транспортной системы в рыночных условиях должна быть конкуренция, как внешняя, так и внутренняя. Суть концепции конкурентоспособности участников перевозочного процесса в транспортной системе должна сводиться к общепринятым понятиям в рыночной экономике, а именно: конкуренцию необходимо рассматривать как экономическое соревнование, где

• продавцы предлагают на рынке транспортных услуг различные варианты перевозок с целью получения дохода;

• покупатели конкурируют между собой за возможность покупать транспортные услуги на рынке с целью получения потребительского эффекта в виде дополнительного качества транспортных услуг либо уменьшения тарифов на перевозку.

Российская Федерация, с ее географией и большими расстояниями, имеет низкую плотность транспортной сети, что требует значительно больших затрат на транспортировку грузов. Удорожание перевозок происходит потому, что отдельные виды транспорта выступают как монополисты, непрерывно поднимая тарифы на перевозки. Фактически отсутствует регулирование транспортных потоков, особенно при участии в перевозках нескольких видов транспорта.

В подобных условиях резко возрастает роль транспортного

маркетинга в развитии транспортной системы и обеспечении качества перевозок.

Все вышесказанное в полной мере относится и к ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство». В условиях рыночной конкуренции такой крупный поставщик услуг уже не может обходиться одним только преимуществом по количеству эксплуатируемых судов. Основой реализации повышения качества услуг являются внутренние резервы предприятия.

Для оценки качества транспортных услуг при загранперевоз-ках предложен экспертно-параметрический метод определения конкурентоспособности судоходных компаний, в основе которого лежит теория маркетинговых исследований. Это и явилось методической основой для обеспечения конкурентного преимущества за счет повышения качества работы флота.

Показатель качественной оценки конкурентоспособности флота (КСФ) рассчитывается как отношение суммы положительных эффектов деятельности к сумме отрицательных, с учетом коэффициента приоритетности [1].

Формула расчета КСФ имеет следующий вид:

КСФ =

n

I Пі

і=1

і =1

m

I О I ajИО ’

(І)

і =1

j=1

I Пі

где і

і =1

сумма положительных эффектов;

П

I о,

- сумма отрицательных эффектов;

,=1

а, а. - весовые коэффициенты показателей флота при условии

n

m

I a, - 1 aj = 1,0; i=1 j=1

(2)

п

Иi - параметрический индекс положительного действия;

И О - параметрический индекс отрицательного действия.

Ио = °L и ' Оj ,

(З)

где П, - абсолютные значения г-го положительного параметра исследуемого судна;

абсолютные значения г-го положительного параметра судна-конкурента;

О, - абсолютные значения у-го отрицательного параметра исследуемого судна;

Оj - абсолютные значения у-го отрицательного параметра

судна-конкурента.

Считается, что флот компаний имеет равные конкурентные позиции при показателе КСФ равном единице.

В качестве примера рассмотрим оценку КСФ ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство» (суда типа «Русич») и ее конкурента ОАО «Северо-Западное пароходство» (суда типа «Валдай») на основании сравнимого функционирования флота каждого предприятия [2] (табл. 1)

Сумма положительных эффектов конкурентоспособности равна 1,22. Данное значение свидетельствует о превышении положительных параметров судов типа «Русич» относительно своего конкурента (т/х «Валдай») на 22%.

Сумма отрицательных эффектов равна значению 1,17 в пользу судов типа «Валдай», т.е. они имеют отрицательные параметры на 17% меньше, чем конкурент (т/х «Русич»).

Показатель конкурентоспособности составил

1,22

КСФ = 117 = 1,04. (4)

Это свидетельствует о том, что конкурентоспособность т/х «Русич» выше, т.к. качественный показатель КСФ больше единицы.

Качество предоставляемых услуг неразрывно связано с уровнем конкуренции на транспортном рынке, который заметно вырос.

В области смешанных «река-море» перевозок ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство» конкурирует как с зарубежными, так и с отечественными перевозчиками.

Среди зарубежных компаний можно выделить «Rhein, Maas und See Schiffahrtskontor» (Германия), «Malta Ship Management Ltd» (Мальта), «Aurora Maritime» (Болгария), «Unibalts Shipping and Trading Co» (Латвия), а также большое число турецких судоходных компаний, например: «Knit Shipping Ltd», «Karas Shipping and Trading», «Palmali», «Ufuk Shipping», «Emsan Shipping», «Park Marine».

К вышеперечисленным конкурентам прибавляются российские компании, оперирующие малотоннажным морским флотом. Это такие компании, как «Мурманское морское пароходство» (г. Мурманск), «Новороссийское морское пароходство» (г. Новороссийск).

Основными конкурентами ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство» в области смешанных «река-море» перевозок, осуществляющими деятельность в бассейне р. Волга, являются акционерные общества - ОАО «Северо-Западное пароходство», ОАО «Северо-Западный флот», ОАО «Московское речное пароходство», ОАО «Беломоро-Онежское пароходство».

В настоящее время новые перевозчики появляются в значительно меньшем объеме, что связано с кризисными условиями экономики. Однако основной особенностью данного периода является тщательный выбор перевозчика в соответствии с запросами клиентов. В подобных условиях компания-перевозчик обязана повышать качество услуг путем анализа максимально возможного количества факторов конкуренции.

Оценка конкурентных позиций судоходных компаний производится по следующему выражению:

I I kpq • Npq ^ max

p^PqeQ

(5)

где р - индекс фактора конкуренции, р £ Р, где Р - множество индексов 1,2,3,..., р;

ц - индекс предприятия я, ц £ Q, где 2 - множество индексов 1,2,3., ц;

к

pq - удельный вес р-фактора конкуренции q-предприятия;

N

pq

балльная оценка р-фактора конкуренции q-предпри-

Балльная оценка производится методом экспертных оценок.

Судоходная компания с максимальной суммой баллов обладает наиболее сильными конкурентными позициями.

Методика расчета конкурентоспособных позиций может применяться для оценки потенциала компании в сравнении с отечественными и зарубежными перевозчиками.

Таблица 1. Сравнительная оценка конкурентного преимущества по качественным параметрам

Положительные параметры Варианты а; ип І о . Н* а І ИП І Отрицательные параметры Варианты а j "7 о . ^ aj <

Т/х «Русич» Т/х «Вал- дай» Т/х «Русич» Т/х «Валдай»

Доходы от перевозок, тыс. долл. 8 584,372 4 958,107 0,35 1,73 0,61 Расходы на бункеровку, тыс. долл. 3 106,988 2 524,681 0,40 1,23 0,49

Тайм- чартерный эквивалент (ТЧЭ), долл./сут 4 331,25 4 848,76 0,45 0,89 0,40 Дисбурсментские счета, тыс. долл. 1 514,672 1 397,411 0,35 1,08 0,38

Экономия при расходах на топливо, тыс. долл. 69,30 65,38 0,20 1,06 0,21 Величина комиссии, тыс. долл. 256,410 214,160 0,25 1,20 0,30

1,00 1,22 1,00 1,17

Таблица 2. Аналитическая карта «Конкурент»

Факторы конкуренции Удельный вес показателя ОАО «Волга-Флот» Конкуренты

ОАО «Северо-Западное пароходство» ОАО «Северо-Западный флот» ОАО «Московское речное пароходство» ОАО «БеломорскоОнежское пароходство»

Баллы Сумма Баллы Сумма Баллы Сумма Баллы Сумма Баллы Сумма

1. Доля рынка 0,15 9 1,35 9 1,35 9 1,35 8 1,20 9 1,35

2. Тарифы на перевозку 0,11 8 0,88 9 0,99 9 0,99 8 0,88 8 0,88

3. Номенклатура грузов 0,10 9 0,90 9 0,90 8 0,80 8 0,80 9 0,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. География перевозок 0.11 8 0,88 8 0,88 9 0.99 8 0,88 9 0,99

5. Клиентская база 0,11 8 0,88 8 0,88 8 0,88 8 0,88 8 0,88

6. Смежный транспорт 0,07 7 0,49 8 0,56 8 0,56 7 0,49 7 0,49

7. Брокерские услуги 0,08 8 0,64 9 0,72 9 0,72 8 0,64 7 0,56

8. Погрузоразгрузочные работы 0,08 8 0,64 9 0,72 8 0,64 8 0,64 7 0,56

9. Экспедирование груза 0,11 8 0,88 8 0,88 8 0,88 8 0,88 8 0,88

10. Укомплектование экипажей судов 0,08 8 0,64 8 0,64 8 0,64 8 0,64 8 0,64

ВСЕГО 1,00 8,18 8,52 8,45 7,93 8,13

В качестве примера рассмотрим компании, конкурирующие на рынке перевозок в европейской части России (ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство», ОАО «Северо-Западное пароходство», ОАО «Северо-Западный флот», ОАО «Московское речное пароходство», ОАО «Беломоро-Онежское пароходство»), результаты приведены в виде аналитической карты «Конкурент» [1] (табл. 2).

Разница значений факторов конкуренции заключается в специфике отдельных компаний. Так, ОАО «Северо-Западное пароходство» (СЗП) занимается перевозками широкой номенклатуры грузов (минерально-строительные, металл и металлопродукция, лесные грузы, удобрения, контейнерные грузы). ОАО «Северо-Западный флот» имеет несколько иную направленность (лес, целлюлоза, удобрения, металлопродукция и пр.).

Отличается и география перевозок. Например, ОАО «Беломоро-Онежское пароходство» осуществляет перевозки экспортно-импортных грузов в смешанных «река-море» сообщениях, тогда как другие перевозчики осуществляют свою деятельность в том числе и на внутренних водных путях.

ОАО «Московское речное пароходство» путем своей деятельности решает специфическую задачу - флот компании работает в бассейнах рек Европейской части России, а также в морских и речных портах Балтийского, Черного и Средиземного морей, что связывает Москву с портами Турции, Италии, Франции и Скандинавии.

Направлением деятельности ОАО «Пассажирский порт» Москвы является перевозка пассажиров и туристско-сервисное обслуживание населения. В то же время «Пассажирский порт» осуще-

ствляет морские перевозки, судоремонтные работы, фрахтование судов, занимается разработкой технической документации, ведет консультативную деятельность.

ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство» является полноправным участником рынка транспортных услуг, имеет прочные конкурентоспособные позиции и репутацию надежного поставщика.

Таким образом, предложенный метод определения конкурентоспособности флота и система оценки позиции судоходных компаний на рынке способствует повышению эффективности загран-перевозок. В применении подобных методик заинтересованы все участники транспортного процесса. Клиент получает возможность выбора лучшей альтернативы для транспортировки своего груза, перевозчик получают возможность наиболее полно оценить свою деятельность в сравнении с компаниями-конкурентами, что положительно сказывается на динамике получения прибыли.

Литература:

1. Жмачинский, В.И. Стратегическое управление предприятием : учеб. пособие / В.И. Жмачинский, О.И. Карташова, А.В. Новиков. - Астрахань : 2006. - 508 с.

2. Открытое акционерное общество «Судоходная компания «Волжское пароходство» : годовой отчет 2007 г. [утвержден годовым Общим собранием акционеров ОАО «Волжское пароходство» 26 июня 2008 г. Протокол № 21/260608 : предв. утвержден Советом директоров ОАО «Волжское пароходство» 26 мая 2008 г. (протокол № 184)] . - Н. Новгород : Большая Волга, 2008. - № 10707. - 32 с.

ОЦЕНКА КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИИ НА РЕЧНОМ ТРАНСПОРТЕ РОССИИ

Кузьмичев И.К., к.т.н., доцент, Волжская государственная академия водного транспорта Проводится оценка кризисных явлений, сложившихся на речном транспорте России в настоящее время.

Ключевые слова: кризис, конкурентоспособность речного транспорта, экономическая эффективность.

ESTIMATION OF THE CRISIS PHENOMENA ON RIVER TRANSPORT OF RUSSIA

Kuzmichev I., Cand.Tech.Sci., FGOY VPO «The Volga state academy of a water transport»

The estimation of the crisis phenomena which have developed on river transport of Russia is spent.

Keywords: crisis, competitive ability of river transport, economic efficiency.

В настоящие время речной транспорт переживает не лучшие времена. Начиная с начала «лихих» 90-х годов и до последнего времени стоит проблема, по сути, выживания предприятий речного транспорта. О положении дел в отрасли можно судить по многим публикациям специалистов в периодической печати, по выступлениям руководителей отрасли и отдельных транспортных предприятий.

Министр транспорта Игорь Левитин отметил: «Необходимо менять инфраструктуру отрасли и сами транспортные средства, активно используя инновационные технологии. На сегодняшний

момент мы не конкурентоспособны» и т.д.

Картина состояния транспорта, которую нарисовал только черными красками председатель комитета Госдумы РФ по транспорту Сергей Шишкарев, оптимума не добавляет: «ситуация на самом деле такова: гражданская авиация переживает глубокий кризис, речной флот в стране фактически отсутствует, морской плавает под чужим флагом, пассажирский транспорт убыточен». В то же время он озвучил положения правительственной стратегии выхода из кризиса: сбалансированная налоговая политика, справедливое законодатель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.