Научная статья на тему 'Обеспечение качества обучения с помощью эффективных и действенных образовательных процессов'

Обеспечение качества обучения с помощью эффективных и действенных образовательных процессов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение качества обучения с помощью эффективных и действенных образовательных процессов»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ЭФФЕКТИВНЫХ И ДЕЙСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Ю. Анттила

Качественный подход оправдал себя как в бизнесе, так и в организациях любого рода. Не исключение и сфера образования. Однако во многих случаях качественные меры не давали обещанного результата или давали результат неудовлетворительный, что вызывало критику. Ключевой вопрос здесь не «что делать», а «как это делать». Назрела необходимость взглянуть на профессиональные основы качества и то, как они могут быть реализованы на практике. Данная статья посвящена рассмотрению непрерывного обучения, начиная с дошкольников до студентов университета, тренингам лидеров и сотрудников компаний, а также образованию гражданам среднего возраста, инвалидам и иностранцам.

Общие понятия профессионального качества, его принципы и практики1, давно зарекомендовавшие себя в большинстве стран и разных организаций, не всегда хорошо известны в среде экспертов по образованию. Тем не менее, именно для ситуаций практического обучения они могут быть особенно полезны. Центральные понятия2 «качество» и «управление качеством» (далее УК) составляют основу подхода к оценке профессионализма. Качество образования определяется той степенью, в которой удовлетворяются потребности и ожидания всех заинтересованных сторон. В образовательных организациях есть много заинтересованных сторон, но обучающиеся - главная из них. Качество образования состоит в удовлетворении потребностей и реализации ожиданий учащихся. УК означает координированную деятельность по руководству и управлению образовательной организацией. Иногда путают понятия «качество» и «оценка качества». Качество - это субъективная удовлетворенность, основанная на рациональном, нерациональном (эмоциональном) или иррациональном (духовном) личном восприятии. Оценка качества - это соответствие конкретным требованиям и нуждается в объективных и рациональных доказательствах3.

Ключевой вопрос качества состоит в том, как мы можем определить реальные потребности и ожидания учащихся и других заинтересованных сторон. Закон удовлетворенности гласит: «Если вы обращаетесь со всеми одинаково, степень удовлетворенности варьируется; для равной степени удовлетворенности необходимо по-разному обращаться с людьми»4. Потребности и ожидания нельзя свести к единому стандарту и распознать их тоже непросто. В образовательных потребностях фокус смещается от обучения знаниям и действиям к обучению жизни и совместному существованию5. Ба- 1 2 3 4 5

1 ISO (2005/8/9), ISO 9000 series of standards, Quality management systems, ISO, Geneva, Switzerland.

2 Там же.

3 Там же.

4 Johnston, K. Busting bureaucracy, Business One, Irvin USA, 1993.

5 UNESCO (1996), Learning: The treasure within, UNESCO, Paris France,

http://www.unesco.org/education/pdf/15_62.pdf

13

зовые образовательные потребности включают грамотность, владение устной речью, арифметику, решение проблем и т. п., а также содержание обучения, куда входят знания, навыки, ценности, взгляды и т. п., которые могут быть востребованы в современном обществе. Гамма образовательных потребностей включает этику и культуру, науку и технологии, экономику и общество. Учитывая потребности и ожидания, мы должны преодолеть трудности, связанные с разными сферами: с глобальным и локальным, универсальным и индивидуальным, традиционным и современным, долгосрочным и краткосрочным, с конкуренцией и равенством, расширением знаний и человеческой способностью воспринимать эти знания, с духовными и материальными аспектами.

Переосмысление образования необходимо для улучшения социальноэкономических результатов обучения. Европейский Союз в недавнее время признал, что системы образования не отвечают требованиям рынка труда1.

Обучение - это результат взаимодействия процессов обучения и преподавания (рис. 1). Качество обучения создается совместными усилиями учебного учреждения и ученика. Управление процессами2, т. е. координация деятельности по руководству и управлению процессами, является профессиональным условием качества преподавания и обучения. Обучение происходит посредством учебного материала, личного взаимодействия и технологических средств3 (рис. 2).

Партнерские

процессы

4153 (поставки и

аутсорсинг)

Рис. 1. Обучение - это результат взаимодействия процессов преподавания и обучения * 2 3

The European Parliament (2014), On rethinking education, EU. URL: http://ec.europa.eu/languages/policy/strategic-framework/rethinking-education_en.htm

2 Anttila J. and Jussila K. (2013), An advanced insight into managing business processes in practice, Total Quality Management & Business Excellence, Volume 24, Issue 7-8.

3 Anttila J. and Jussila K. (2013), Aiming at competitive products and delighted customers in the time of recession, in Quality against recession proceedings of the Symposium in Rovinj, Croatia.

14

Организационно-техническое обеспечение образовательных процессов посредством:

- G: Учебных материалов (например, учебников)

- H: Взаимодействия с людьми

- A: Автоматических средств (например, интернета, социальных сетей)

Точки внутри треугольника показывают разные случаи предоставления обучения,, обладающие разными ' характеристиками.

Все три категории средств обучения вносят свой вклад в сумму учебных результатов и качество обучения: P=uH+vA+wG

u, v и w представляют собой доли влияния разных образовательных средств

4125

Рис. 2. Обеспечение образования в процессе обучения

Традиционное обучение было формальным, но сегодня большая часть обучения происходит неформально, чему способствуют средства социального взаимодействия1. Мы должны поставить под сомнение старые теории обучения, такие как когнитивизм, бихевиоризм, объективизм и конструктивизм2. Теперь взаимодействие и сотрудничество являются ключевыми компонентами обучения, которые уже создали новую образовательную среду, включающую социальное обучение, игровое обучение (Энгри Бердз как образовательная игра)3, «школы в облаках» и открытые образовательные ресурсы, такие как SOLE (Самостоятельно организованная учебная среда)4, MOOC (Массовые открытые онлайн курсы), Udacity5 и т. д.

Дополнительные трудности появляются при рассмотрении организационного обучения и обучения в интернете6.

Люди, вовлеченные в образовательный процесс: студенты, учителя, руководители школ, члены семьи, представители власти и т. д. играют опреде-

1 Cross J. (2003), Informal learning - the other 80 %. URL: http://www.americaleamingmedia.net/edicion-000/3-analysis/3231-informal-learning-the-other-80

2 Siemens G. (2005), Connectivism: A learning theory for the digital age. URL: http://www.elearnspace.org/Articles/connectivism.htm

3 Rovio (2013), Rovio exports a Finnish learning concept to the world. URL: http://www.rovio.com/en/news/press-releases/364/rovio-exports-a-...1

4 Mitra S. (2013), Build a School in the Cloud. URL: http://www.ted.com/talks/sugata_mitra_build_a_school_in_the_cloud.html

5 Schuman R. (2013), The king of MOOCs abdicates. URL: http://www.slate.com/articles/life/education/2013/11/sebastian_thrun_and_udacity_distance_learning_is _unsuccessful_for_most_students.html

6 Anttila J. (2010), Integrated quality approach in business networks, in proceedings of the 54th EOQ Congress, Izmir, Turkey.

15

ленные роли в образовании, и их личный характер влияет на результаты обучения. Их следует воспринимать как целостные личности1, участвующие в процессах обучения и преподавания (рис. 3).

Внешний эксплицитный процесс: его цели и потребности

Внутренний ментальный и духовный процесс:

• оценка (ценности)

• чувства

Коллекстивное сознание и бессознательное

4135

Физическое тело (Soma) Эксплицитное знание и информация

Сознание (информированность) Подсознание

функционирование процессов обучения и преподавания

Рис. 3. Человек в процессе обучения и преподавания

Оценка эффективности является ключевым вопросом управления качеством. Разными организациями разработано множество моделей оценки образовательных систем и результатов обучения для разных уровней образования и для использования как на уровне одной страны, так и на международном уровне2. Эти подходы не всегда совместимы и могут привести к путанице. Оценка эффективности и результативности образовательных систем и процессов принципиально отличается от оценки образовательных результатов.

Оценка организацией своей собственной деятельности является одной из главных задач управления качеством, но в области образования она не распространена. Самостоятельная стратегическая оценка направлена на решение стратегических задач и повышение производительности образовательной организации в целом. В процессе ее реализации могут использоваться или (а) модели совершенства с акцентом на организационном обучении, процессах оптимизации и интеграции, или (б) модели зрелости с акцентом на выполнении предписанных критериев эффективности. Мы предпочитаем подход (а). Оперативная оценка и аудит отдельных процессов

1 Shusterman R. (2011), Body consciousness, Cambridge University Press, New York, NY$; Kort, B. (2008), The role of emotions in learning. URL: http://www.globalnet21.org/cognition-affect-and-learning/#Insightful_Learning

2 UNESCO (2012), General education system quality analysis/diagnosis framework (GEQAF).

URL: http://www.unesco.org/new/fileadmin/MULTIMEDIA/HQ/ED/pdf/GEQAF-_English.pdf; OECD

(2013), The Programme for International Student Assessment (PISA). URL: http://www.oecd.org/pisa/aboutpisa/; The Economist Intelligence Unit (2014), The Learning Curve. URL: http://thelearningcurve.pearson.com; NIST (2013), Baldrige education criteria for performance excellence. URL: http://www.nist.gov/baldrige/publications/education_criteria.cfm; EQAVET (2014), The European Quality Assurance in vocational education and training. URL: http://www.eqavet.eu/gns/about-eqavet/welcome.aspx

16

поддерживают мониторинг производительности, контроль и диагностику, а также повышение производительности.

Государственная политика и задачи общего базового образования в Финляндии были определены в официальном плане по национальному образованию («OPS»). Более чем за 100 лет акцент в области образования сместился с этики к психологии, с этического объективизма (ценности определяются учителем) к этическому релятивизму (ценности выбираются учеником)1.

Недавно мы изучали новые подходы в образовательных практиках, среди них те, которые основаны на позитивной психологии и педагогике сильной личности2. Это может открыть новые возможности для применения качественных методик. Сейчас мы также много обсуждаем использование информационных технологий3 в сфере образования и меры против школьной «дедовщины»4.

1 Launonen L. (2000), Ethical thinking in Finnish school's pedagogical texts from the 1860s to

the 1990s, University of Jyvaskyla, Jyvaskyla. URL:

https://www.jyu.fi/ajankohtaista/arkisto/2000/10/tiedote-2007-09-18-14-42-00-658059

2 Seligman M., Ernst R., Gillham J., Reivich K. and Linkins M. (2009), Positive education: positive psychology and classroom interventions, Oxford Review of Education Vol. 35. No. 3. URL: http://www.ppc.sas.upenn.edu/positiveeducationarticle2009.pdf

3 Kashmanian K. (2000), The impact of computers on schools: Two authors, two perspectives. URL: http://technologysource.org/article/impact_of_computers_on_schools/

4 KiVa Program and University of Turku (2012), KiVa school - Let's make it together! URL: http://www.kivaprogram.net/program

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.