Научная статья на тему 'Непрерывное образование для устойчивого развития качественного общества'

Непрерывное образование для устойчивого развития качественного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное образование для устойчивого развития качественного общества»

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА

Ю. Анттила

Сообщество может быть небольшим, может представлять собой один многочисленный народ или же соответствовать размерам целой страны, может быть региональным или глобальным и цельным, а может состоять из выходцев многих районов. Члены такого сообщества - независимые, но влияющие друг на друга активные участники процесса; у них есть их собственные, специфические характеристики и уровни развития, они состоят из местных жителей, приезжих, организаций, частных и государственных компаний, общественных организаций или некоммерческих образований третьего сектора (рисунок). Такая организация - это группа людей, у которой есть обязанности и ответственности, она наделенная определенной властью для достижения необходимых целей1. Люди играют первостепенную роль во всяком сообществе. Человек организует сообщество и, напротив, на каждого из нас влияет, формирует и развивает наше институциональное сообщество2.

Рисунок. Сообщество с различными, независимыми членами обладает определенными характеристиками и особенностями к развитию

Сообщество есть система со свободными границами3. Сильные участники системы (центры) поддерживают в ней жизнь и уровень её развития, определяя её рост. Индивидуальные активные члены или группы могут сами, приняв такое решение, спорадически освобождаться от ограничений, накла-

1 ISO, ISO 9000, 9001 and 9004 standards, Quality management systems, ISO, Geneva, Switzerland (2005/8/9).

2 C. Castoriadis, Pouvoir, la politique, l'autonomie (1978) (The Finnish translation in Magma, Karisto 1997).

3 A. Barabasi, Linked: How everything is connected to everything else and what it means for business, science, and everyday life. Plume Books. New York (2003).

95

дываемых системой, или вступать в иную систему. Общество развивается само собой, без конкретного управления процессом. Это относится в равной мере к обучению и образованию, а также к уровню развития общества. Однако социальное развитие сообщества происходит небеспорядочно, но является результатом влияния сильных членов данного сообщества или же внешних лиц, имеющих влиятельную позицию или эффективные коммуникационные каналы организаций. Недавние исследования также выделяют факторы непредвиденных происшествий и их телеологии1 в качестве объяснения долгосрочного развития всего нашего существования. Цель качества сообщества («качественного сообщества») - достижение сообществом высокого уровня качества; идеальное сообщество, или хорошо функционирующее и хорошо развивающееся, такое сообщество, которое приемлемо для всех заинтересованных сторон2 как внутри общества, так и для внешних по отношению к нему.

Концепция уровня профессионального развития дает прочную основу для единообразного понимания, реализации и оценки практической социальной и образовательной деятельности и уровня возможностей данного сообщества. Концепции международных стандартов3 4 5, уровня и принципов развития хорошо выстроены, налажены и практически применяемы в большинстве стран, их использующих. Качество сообщества с точки зрения среды высокого профессионализма понятие довольно новое. Стандартизированная концепция качества настоятельно рекомендуется к использованию в области обучения и образования, так же как в контексте сообщества вообще.

Концепция качества и управления качеством формирует основу профессиональной заявки такого уровня. Качество определяется как степень, достижение которой говорит о выполнении потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон4,5. В том случае, если речь идет об образовании, объект состоит из всех совместно произведенных в результате процесса образования (учитель, преподаватель) и изучения (ученик, слушатель) конечных результатов6. В процесс преподавания вовлечены многие заинтересованные участники, самые важные из них - учитель и ученик. Уровень развития отражает субъективное индивидуальное и целостное восприятие. Если же речь идет о сообществе, то объектом будет все сообщество целиком, его потребности и ожидания. Управление качеством предполагает скоординированные активные действия, целью которых должно быть управление организацией

1 T. Nagel, Mind and cosmos, Oxford University Press, New York, 2012.

2 J. Anttila and K. Jussila, Societal quality and the competitiveness, The 16th International Symposium on Quality, Opatija, Croatia (2015).

3 ISO, ISO 9000, 9001 and 9004 standards, Quality management systems, ISO, Geneva, Switzerland (2005/8/9).

4 Ibid.

5 J. Anttila, Ensuring the quality of learning through effective and efficient educational processes, The 12th International Conference, Lifelong learning: Continuous education for sustainable development, Saint-Petersburg, Russia (2014).

6 J. Anttila, Quality diffusion in societies through high quality lifelong learning, The 12th International conference Lifelong learning: Continuous education for sustainable development, the 2nd stage, Astana, Kazakhstan (2014).

96

1

именно с ориентацией на качество . Это определение действительно для таких компаний, которые организуют образование, и указывает на то, что ориентация на уровень развития должна быть первичной для их менеджмента. Определение не подходит для сообществ, поскольку они не являются организациями или управляемыми системами, а социальными системами, состоящими из независимых и влияющих друг на друга активных участников. Сообщество ни кем не может быть управляемо1 2.

Повышение качества, являющееся ключевым элементом профессионального, ориентированного на качество менеджмента, определяется как повышение возможности выполнения потребностей и ожиданий заинтересованных сторон3. Качество социальной системы основано на множественном принципе обоюдной выгоды4, повышение качества обозначает взаимное обучение людей, организации и сообщества в целом. Сообщества и их качества развиваются через их членов, учащихся и сотрудников, в первую очередь непосредственно или опосредованно через обучение людей с помощью различных организаций. Мы называем этот процесс распространением качества. Обучение индивидуальное, обучение организации или сообщества являются чрезвычайно различными понятиями (таблица). Продолжающееся долгосрочное повышение качества основано на обучении человека в течение всей жизни.

Таблица

Индивидуум Организация Сообщество

Описание: рационально, нерационально или иррационально ведущий себя человек с парадоксальной экзистенциальной свободой, связанный с окружающей средой и себе подобными Описание:систематизированная группа людей с определенными функциями, ответственностью, полномочиями и отношениями друг с другом для достижения целей организации и удовлетворения заинтересованных сторон Описание: более менее организованная совокупность независимых людей и организаций, взаимно влияющих на своих членов и на внешние стороны как несистемная сеть

Качества: вера, надежда и любовь, но величайшим из них будет любовь (1 Кор. 13:13); Хорошая жизнь Качества: выполнение всех потребностей и ожиданий заинтересованных сторон; уверенный успешный бизнес организации Качество: «качественное сообщество»; хорошо функционирующее и хорошо развивающееся для всех своих членов;конкурентоспособное по отношению к другим сообществам

1 ISO, ISO 9000, 9001 and 9004 standards, Quality management systems, ISO, Geneva, Switzerland (2005/8/9).

2 J. Anttila and K. Jussila, Societal quality and the competitiveness, The 16th International Symposium on Quality, Opatija, Croatia, (2015).

3 ISO, ISO 9000, 9001 and 9004 standards, Quality management systems, ISO, Geneva, Switzerland (2005/8/9).

4 J. Anttila, Integrated quality approach in business networks, The 54th EOQ Congress, Izmir Turkey (2010).

97

Индивидуум Организация Сообщество

Управление качеством: возлюби ближнего как самого себя (Мат. 22:39) Управление качеством: управление организацией с ориентацией на качество Управление качеством: управление качеством среди отдельных социально активных членов (распространение социально ориентированного качества)

Ответственный: человек за себя (или его законный представитель) Ответственный: руководство компании первого звена (все благодаря вам и вашим коллегам) Ответственный: никто или все

Обучение: индивидуальное (изменение знаний) Обучение: обучающаяся организация (полное изменение организации) Обучение: обучающееся сообщество (распространение:эволюционное или революционное)

Социальное качество состоит из многих различных характерных параметров, соответствующих следующим основным систематическим категориям1: (а) разнообразие общественных служб, их эффективность и

интегрированность2; (б) человеческий фактор и эргономичность; (в) удобство работы служб3 (доступность и надежность), включая их функциональные возможности и соответствие требованиям; (г) безопасность и ориентированность на сохранность частной собственности, частной жизни, социальной стабильности, региональной защиты; (д) права человека4, свобода и равноправие; (е) эстетический вид; (ж) этическое соответствие; (h) исполнение социальной функции, включая коммуникабельность, взаимодействие и совместность использования, наличие инновационного подхода и отсутствие коррупции; (и) социальная и экологическая ответственность5; (к) экономика, эффективность и потери от низкого качества6. Люди воспринимают эти факторы социальной деятельности в общей картине и субъективно, в соответствии с собственной ситуацией, обстоятельствами и уровнем культуры. Любое обучение высокого уровня позитивно влияет на качественное развитие сообщества, и все перечисленные выше сферы являются значимыми темами для обучения и повышения качества общества.

Обучение людей в течение жизни продолжается всегда, пока человек существует7как самостоятельная личность и как член организаций и сообществ через формальное и неформальное обучение и социальный процесс доступа к знаниям и умениям. В наших сообществах существует огромное ко-

1 J. Anttila and K. Jussila, Societal quality and the competitiveness, The 16th International Symposium on Quality, Opatija, Croatia, (2015).

2 International Electrotechnical Commission (IEC) (1990), Electropedia: The World's Online Electrotechnical Vocabulary, http://www.electropedia.org/iev/iev.nsf/index?openform&part=191

3 Ibid.

4 United Nations (1948),The universal declaration of human rights, http://www.un.org/en/documents/udhr/index.shtml

5 EPA United States Environmental Protection Agency, http://www2.epa.gov/aboutepa (2015).

6 L. Sorqvist, Poor quality costing, Royal Institute of Technology, Stockholm Sweden, (1998).

7 T. Armstrong, The twelve stages of the human life cycle, http://www.institute4learning. com/stages_of_life.php (2008).

98

личество вариантов и возможностей обучения и получения образования частными лицами в течение всей жизни: (а) обычное обучение (от детского сада и школы до университета) как подготовка к тому, чтобы стать членом общества, гражданином, вносящим свой вклад в дело общества и мира; (б) обучение и получение навыков молодыми людьми в профессиональных школах (подготовка к профессии и должности в соответствии с требованиями и ожиданиями общества и организаций, карьерный рост обучающегося); (в) обучение и получение навыков в образовательных центрах для взрослых (получение специальных знаний и навыков, необходимых для работы); (г) обучение и получение навыков, осуществляемые организациями третьего сектора, такими как спортивные клубы, молодежные центры, ассоциации и т. п. (формирование навыков, жизненной позиции); (д) образование внутри организации, обучение её руководителей и работников (подготовка к выполнению требований и ожиданий от развития бизнеса и карьеры индивидуальных участников); (е) обучение и получение навыков, проводимое крупными образовательными центрами и консультантами (получение специальных знаний и навыков, включая совместную сетевую работу); (ж) самообразование в процессе индивидуальных проектов.

Осуществление измерения и оценки традиционно являются центральными фокусными точками хорошо поставленного качественного управления1. Теоретически измерение является трудной, но интересной задачей. Метрология 2 - это наука об измерении и его применении. По метрологическому словарю, измерение обозначает экспериментальное применение одной или более количественных величин, которые могут быть с разумным основанием отнесены к количеству чего-либо как объекту измерения. Необходимо на практике четко прояснить для себя значение и роль таких понятий, как факт, данные, информация, знания и то, как они связаны с деятельностью, с изме-рением3. По мнению Деминга (W. E. Deming)4, информация не есть собственно знания. Знания исходят из теоретических основ. Не опираясь на теорию, невозможно использовать информацию, которая поступает к нам мгновенно и неожиданно. Глубокие знания необходимы для управления организацией и процессом осуществления её деятельности.

Различными организациями были выработаны многие развивающиеся модели образовательных систем и получены положительные результаты, которые применялись на различных ступенях обучения, как на региональном, так и на международном уровнях. С точки зрения качества такой подход не всегда соответствует происходящему и может сбивать с толку. Причина такого положения дел в неочевидности приложения качества и метрологии к сфере образования. Однако подход, связанный с развивающейся и сравнительной

1 J. Anttila and K. Jussila, 'You get what you measure. Or not?' Challenges for fact-based quality management, The International Symposium on Quality in Osijek, Croatia (2011).

2 International Organization of Legal Metrology (OIML): OIML V 2-200, International Vocabulary of Metrology - Basic and General Concepts and Associated Terms (VIM). Geneve (2010) http://www.oiml.org/publications/VfV002-200-e10.pdf

3 J. Anttila and K. Jussila, 'You get what you measure. Or not?' Challenges for fact-based quality management, The International Symposium on Quality in Osijek, Croatia (2011).

W.E. Deming, The new economics. MIT. Cambridge Ma (1993).

99

образовательной активностью и её результатами, получил широкое распространение, в том числе среди: (а) ЮНЕСКО ОДВ (Образование для всех [UNESCO Education for all])1, КДКОО (Концепция диагностики качества общего образования GEQAF), Система образования и среда обучения; цели, структура и функционирование образования. Латиноамериканская лаборатория по оценке качества обучения (LLECE), Южноафриканский консорциум по мониторингу качества обучения (SACMEQ); (б) Программа международной оценки школьников ОЭСР (Организация экономического развития и сотрудничества (OECD PISA)2. Оценка выполнения школьной программы 15-летними школьниками по математике, естественным наукам и чтению; (в) тенденции в математическом и естественнонаучном образовании (TIMSS), Оценка знаний школьников четвертых и восьмых классов по математике и естественным наукам, и изучение качества чтения и понимания текста (PIRLS). Оценка литературного чтения школьников четвертого класса3; (г) Отдел экономических исследований (EIU) (кривая обучения4), анализ образовательной системы в широком смысле; (д) подход Балриджа (Balridge approach (США)5, оценка полноты деятельности образовательных организаций; (е) Болонский процесс (The Bologna process)6, подход, обеспечивающий сравнительную систему стандартов, качества квалификации высшего образования и гарантии качества университета; (ж) гарантия европейского качества профессионального образования и обучения7; (з) стандартизация ISO в системах обучения управлению (продолжающаяся работа системы управления образовательных организаций ISO/PC 2888 заменит предыдущие ISO 29990:2010, ISO/IEC CD 36001 и ISO/WD 18420); (и) государственная стандартизация, как инициатива стандартизации обязательной программы школьного образования в США (Common Core State Standards Initiative in the USA)9 и NP 4512:2012 (Португальская система управления стандартами качества обучения, инновации и технологий

1 UNESCO, General education system quality analysis/diagnosis framework (GEQAF), http://www.unesco.org/new/fileadmin/MULTIMEDIA/HQ/ED/pdf/GEQAF-_English.pdf (2012).

2 OECD, The Programme for International Student Assessment (PISA), http://www.oecd.org/ pisa/aboutpisa/ (2013).

3 Boston College TIMSS & PIRLS International Study Center, http://timssandpirls.bc.edu/#

(2014).

4 The Economist Intelligence Unit, The Learning Curve, http://thelearningcurve.pearson.com

(2014).

5 NIST, Baldrige education criteria for performance excellence, http://www.nist.gov/baldrige/ publications/education_criteria.cfm (2013).

6 European Commission, The Bologna process and the European higher education area, http://ec.europa.eu/education/policy/higher-education/bologna-process_en.htm (2014).

7 EQAVET, The European Quality Assurance in vocational education and training, http://www.eqavet.eu/gns/about-eqavet/welcome.aspx (2014).

8 ISO/PC 288 Educational organizations management systems, http://www.iso.org/ iso/home/standards_development/list_of_iso_technical_committees/iso_technical_committee.htm?com mid=4960304 (2014).

9 E. McArdle, What happened to the Common Core? Harvard Graduate School of Education, http://www.gse.harvard.edu/news/ed/14/09/what-happened-common-core (2014).

100

в профессиональном образовании и обучении)1; (к) различные международные и государственные системы оценки, классификации и награды за качество, образовательные программы в университетах, политехнических институтах, колледжах, профессиональных школах.

Оценивая процесс образования и обучения, необходимо ясно представлять себе цель такой оценки2. Качество оценки должно основываться на общепринятой концепции и принципах профессионального качества. Определение качества предполагает большое количество практики: собственно оценка качества, методология описания данных измерения, улучшение показателей, основанных на результатах такой деятельности3. Оценка качества общества все еще является нелегким и фрагментарным испытанием4. По сути, хорошо поставленные практики для оценивания общества недоступны с точки зрения общего качества. Многие из опубликованных материалов по оценке и сравнению общества чрезвычайно фрагментарны и распадаются на множество специализированных местных, региональных или государственных тем, включающих аспекты муниципальных операций, социальные выгоды, социальные риски, среду обитания, природу, экологию, устойчивое развитие, «зеленый рост», конкурентоспособность, культуру и культурные ценности, язык, благосостояние, семейные ячейки, общественное участие и человеческие отношения, творчество и инновации, мир, свободу, счастье и качество жизни и др. Страны Северной Европы - Дания, Финляндия, Норвегия и Швеция - регулярно признавались одними из ведущих в таких оценках и сравнении. По этой причине вошло в привычку говорить о северных обществах благосостояния5. Чаще всего, однако, эксперты качества и образования не сильно задействованы в таких вопросах.

Большинство программ социального развития сформировалось в различных странах, которые также зачастую подчеркивают определенные аспекты в обществе, особенно отражающие интересы сильных его членов6. Часто программы предполагают наличие сложных социальных проблем. На глобальном уровне "хитрые проблемы" могут быть связаны с глобальным потеплением, увеличением потребления природных ресурсов, старением, урбанизацией, социальной поляризацией, невозможностью обеспечения безопасности и стихийными бедствиями. ООН - сильная организация в глобальном обществе. Она сфокусирована на крупных общемировых проблемах качества, включая такие междисциплинарные работы, как Декларация тыся-

1 S.D. Feliciano, NP 4512:2012 - A new Portuguese management system standard fostering quality, innovation and technology in vocational education and training, http://papers.efquel. org/index.php/tqm-book/article/view/89/29 (2012).

2 J. Anttila and K. Jussila, 'You get what you measure. Or not?' Challenges for fact-based quality management, The International Symposium on Quality in Osijek, Croatia (2011).

3 Ibid.

4 J. Anttila and K. Jussila, Societal quality and the competitiveness, The 16th International Symposium on Quality, Opatija, Croatia, (2015).

5 Eklund, K., Berggren, H. and Tragardh, L. (2010), Shared norms for the new reality, The Nordic way, World economic forum Davos http://www.globalutmaning.se/wp-content/uploads/ 2011/01/Davos-The-nordic-way-fi nal.pdf

6 J. Anttila and K. Jussila, Societal quality and the competitiveness, The 16th International Symposium on Quality, Opatija, Croatia, (2015).

101

1

челетия (Millennium Development Goals ), каковая состоит из следующих пунктов: (а) искоренение крайней нищеты и голода; (б) достижение всеобщего начального образования; (в) пропаганда гендерного равенства и увеличение полномочий женщин; (г) снижение детской смертности; (д) укрепление материнского здоровья; (е) борьба с ВИЧ/СПИД, малярией и другими повсеместными инфекциями; (ж) повышение экологической устойчивости; (з) глобальное сотрудничество на всех уровнях с целью развития. Следует признать, что качество не присутствовало эксплицированно в этих вопросах, несмотря на то, что существует формальное сотрудничество ООН с Международной академией качества (Academy for Quality)1 2. Конкретные действия, связанные с образованием, не включены в Программу тысячелетия, так, например, возможность применения программы ЮНЕСКО ОДВ (Образование для всех; UNESCO EFA), программы образования в течение жизни не были широко распространены. Европейская программа3 Европа 2020 (Europe 2020) - программа для интеллектуального, экологического, всеобъемлющего роста - крупный проект развития, однако он не подразумевает экспликации качества европейского общества.

В наши дни инициативы социального развития относят к экологическим. Кроме упомянутых выше, такими примерами будут Декларация тысячелетия ООН и стратегии Европейского союза. Однако экологическая концепция имеет чрезвычайно широкие и потому размытые границы определения4, которые в некоторых случаях совмещаются со всеми аспектами качества или включают их. Мы также знакомы с иными двумя примерами: развитием экологии в городе Эспо5 в Финляндии, и зелеными инициативными программами в Гонконге 6, которые стоят в одном ряду с тремя существующими подходами: частное лицо, организация и общество (см. рис.) и подчеркивают важную роль образования и обучения. На уровне организаций добровольно взятая на себя социальная ответственность сегодня усиливается ради успешности бизнеса самих организаций7. Северные страны выигрывают особенно в Глобальном индексе экологической конкурентности (GSCI)8. Несмотря на то что эксперты качества не были глубоко вовлечены в эти программы, мы, однако, знаем, что профессиональные точки зрения качества могут добавлять полезные и приятные дополнительные «оттенки» в этом вопросе тоже. Социальные действия рассматриваются с различных сторон многими экспертами. Качество обще-

1 United Nations, The eight Millennium Development Goals (MDGs), http://www.un.org/millenniumgoals/ (2015).

2 The International Academy for Quality, http://iaqweb.org/index.asp (2015).

3 European Union, http://www.euintheus.org/resources-learning/eu-fact-sheets/august-2010-europe-2020-a-european-strategy-for-smart-sustainable-and-inclusive-growth/europe-2020-a-european-strategy-for-smart-sustainable-and-inclusive-growth/ (2010).

4 The World Bank, Sustainable development overview, http://www.worldbank.org/en/topic/ sustainabledevelopment/overview#1 (2015).

5 Sustainable Development Espoo (RCE), http://www.espoo.fi/en-us/housing_and_environment/ Environment_and_nature/Sustainable_Development_Espoo_RCE (2014).

6 M. Pavlova, Challenges and opportunities in skills building for innovation: Human resource dimensions of Hong Kong's green innovation https://oraas0.ied.edu.hk/rich/web/project_details.jsp? pid=2513760&r=&k= (2014).

7 ISO 26000, Guidance on social responsibility, ISO. Geneve (2010).

8 The Global Reporting Initiative (GRI), https://www.globalreporting.org/information/about-gri/what-is-gri/pages/default.aspx (2015).

102

ства - новое направление исследования, и профессия качества встречается в междисциплинарных ситуациях. Вызовом будут такие вопросы: «Какого рода дополнительную ценность может предоставить эксперт по качеству для заинтересованных субъектов общества?»; «Как профессия качества может сохранить идентификацию экспертов и эффективно сотрудничать с другими дисциплинами?».

Качество общества - это вызов для всего народа и регионов. Признанные специалисты по определению качества подчеркивают суть успешности развития качества общества. Такие специалисты могут быть как физическими лицами, так и организациями, которые обладают достаточным авторитетом, стратегической интенцией и профессиональной компетенцией для развития качества, но не предоставляют в обязательном порядке строгий формат или официальную авторитетную точку зрения. Возможности государственных служб и администрации влиять на качество общества вносят серьезные различия в соответствии с политическими взглядами участников. Современные политические тенденции даже ухудшают условия жизни и существования в нашем обществе, как например, всего лишь несколько десятилетий назад, неолиберальный капитализм чуть не сломал устои жизни на земле.

Гуманитарные аспекты являются критическими в борьбе за высокое и стабильное качество общества. Только персонально вовлекая частные лица и организации, мы сможем достичь успешных результатов. Здесь мы можем сослаться на некоторые известные имена: (1) Достоевский требовал «качественной революции», которая начинается с сердца каждого человека, перерождения человека и его моральное обновление1 2 3; (2) известный русский философ Ильин отмечал, что мы можем подготовить себя для качественного

служения своей родной земле, подготовить свой характер, целесообразность

2

и чувства через идею сильного желания .

Мы должны бороться за качество обучения людей в течение всей жизни. Иначе основы и принципы благосостояния, экономика благосостояния, вера в то, что когда основные человеческие потребности удовлетворены и адекватное образование и свобода самореализации предоставлены, человек начинает достойную, хорошую жизнь, могут не осуществиться. Свобода уничтожает ценности, и лишь немногие оказываются способными на независимое суждение, здоровую и достойную жизнь. Достаток без цивилизации и морали - не что иное, как примитивное благо. Когда идеологии приходит конец, остается лишь один вопрос - когда ценности окончательно разрушатся в глазах думающих людей .

1 R. Stertenbrink (Ed.), Fedor Dostojevski, Sanat kuin heijastus (Words like a reflection), WSOY

(1988).

2 I. Ilyn, И. Ильин, Спасение в качестве, Журнал Русский колокол, http://mirq.ucoz.ru/publ/18-1-0-53 (1928).

3 J. Ehrnrooth, Hyvinvointiyhteiskunta perustuu valheelle (The welfare society is based on a lie), HeSa 10.1.2015.

103

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.