Научная статья на тему 'Обеспечение качества как фактор устойчивого развития на предприятии'

Обеспечение качества как фактор устойчивого развития на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
356
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / УСТОЙЧИВОСТЬ / ЗАИНТЕРЕСОВАННАЯ СТОРОНА / QUALITY MANAGEMENT / SUSTAINABILITY / STAKEHOLDER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каблашова И. В., Удовикин А. В.

В статье проведён анализ прикладных подходов к менеджменту качества. В ходе анализа выявлено, что большинство подходов ориентировано на потребителей, поставщиков и персонал. Этим обусловлена их связь со стейкхолдерской моделью управления, которая является прикладным приложением концепции устойчивого развития в менеджменте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSURANCE OF QUALITY AS THE FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF A COMPANY

The applied quality management approaches are reviewed in this article. The majority of the approaches are considered being oriented towards customers, suppliers and employees. By the same terms these approaches can be regarded in relation to stakeholder model, which is applied part of sustainable development concept for the management

Текст научной работы на тему «Обеспечение качества как фактор устойчивого развития на предприятии»

УДК 658.5

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

И.В. Каблашова, А.В. Удовикин

В статье проведён анализ прикладных подходов к менеджменту качества. В ходе анализа выявлено, что большинство подходов ориентировано на потребителей, поставщиков и персонал. Этим обусловлена их связь со стейк-холдерской моделью управления, которая является прикладным приложением концепции устойчивого развития в менеджменте

Ключевые слова: управление качеством, устойчивость, заинтересованная сторона

Развитие мировой экономики в первой половине XX века на фоне стремительного развития финансовых рынков привело к значительной капитализации многих компаний. К сожалению, внедрение новых технологий, методов организации и управления производством отражало интересы только собственников и кредиторов. Персонал и связанная с ним социальная сфера, потребители, поставщики, а также окружающая среда не рассматривались в качестве полноправных субъектов участвующих в процессе деятельности предприятия. Развитие организации и управления производством товаров было сопряжено с интенсивной конкуренцией за рынки среди производителей. В результате, сформировались подходы, рассматривавшие покупателя продукции не как объект воздействия, а как субъект, с которым необходимо взаимодействовать.

Традиционные методы борьбы за рынки с помощью ценовой политики были недостаточны ввиду усиления конкуренции на потребительских рынках. Данные методы были присущи компаниям, цели

которых были ориентированы на удовлетворение требований собственников и кредиторов и отражали приверженность концепции акционерной стоимости (shareholder model) [1].

Результатом могли стать демотивация персонала, потеря лидирующих позиций в конкурентной борьбе, что негативно влияло как на объём реализации, так и на всё финансовое состояние в целом. В течение 2-ой половины XX-ого века происходила переориентация целей с максимизации выгоды и учёта интересов только собственников и кредиторов к учёту интересов всех заинтересованных групп. Данные процессы были обобщены в стейкхолдер-ской модели управления (stakeholders model). В данном контексте рассматривают взаимоотношения с заинтересованными сторонами - стейкхолдерами, к числу которых относятся помимо собственников и кредиторов, также персонал, покупателей, поставщиков и окружающую среду [1].

І Соци- I

альная

/'-'Л

Экономи- \

I ческая )

Рис. 1. Ключевые измерения устойчивого развития

Каблашова Ирина Владимировна - ВГТУ, д-р экон. наук, профессор, тел. 8 910 344 40 00

Удовикин Александр Викторович - ВГТУ, аспирант, тел. 8 910 749 95 53

Многие аспекты стейкхолдерской модели были затронуты в подходах известных гуру менеджмента качества [2, 3], что будет рассмотрено ниже.

Стейкхолдерская модель управления стала результатом влияния концепции устойчивого развития на корпоративное планирование. В 1989 году Брунт-ландская комиссия в рамках ООН в своём отчёте дала определения устойчивого развития и устойчивой деятельности:

«устойчивое развитие - это развитие, отвечающее потребностям сегодняшнего дня и не лишающее будущие поколения возможности удовлетворять их собственные нужды»;

под устойчивой деятельностью организации понимается такая деятельность (включающая разработку стратегии, принятие решений и осуществление действий), которая приводит к получению социальных, экологических и/или экономических (в том числе финансовых) результатов.

Согласно концепции устойчивого развития в экономии на макро и микро уровне выделяются три компоненты, способствующего благополучию будущих поколений и частного капитала (рис. 1.).

Представленную схему рис. 1 можно комментировать следующим образом:

1. воздействие экономики страны на окружающую среду (т.е. добыча ресурсов, вредные выбросы, отходы);

2. блага окружающей среды экономической системе (т.е. природные ресурсы, функция очищения, вклад в эффективность экономики и занятости);

3. блага окружающей среды обществу (т.е. доступ к ресурсам и благам, влияние на здоровье, проживание и условия труда);

4. воздействие социальных переменных на окружающую среду (т.е. демографические изменения, уровень потребления, образование по направлению изучения окружающей среды и информация о ней, институты и законодательные рамки);

5. воздействие социальных переменных на экономику (т.е. трудовые силы, население и домашние хозяйства, образование и обучение; уровень потребления, институциональные и законодательные рамки инструкций);

6. воздействие экономической деятельности на общество (т.е. уровень дохода, капитал, занятость).

Значительным фактором способствующим, по мнению автора, развитию стейкхолдерской модели управления послужил выход японских компаний производителей на международный рынок, работавших в направлении улучшения качества продукции и удовлетворении требований потребителей. Так в работе отмечается, что японский подход к менеджменту качества по сравнению с европейским и американским рассматривает качество первостепенной целью деятельности, по сравнению с которой прибыль это лишь следствие. Сюда же относится «согласие с требованиями покупателя к качеству продукции» [2].

Закрепления на рыночной нише происходило путём удовлетворения требований покупателя. Залогом успеха на долгосрочную перспективу явля-

лось продолжительное совершенствование процессов предприятия, и как следствие постоянное улучшение качества продукции. Именно в конкурентной борьбе с японскими компаниями впервые проявилось несовершенство концепции акционерной стоимости.

Подходы, применяемые японскими компаниями, развивались с 20-х г.г. XX века в США. Их основой стали прикладные разработки статистического управления качеством, развиваемые Р.Л. Джонсом, У. Шухартом, Г. Доджем и Г. Ромингом. Впоследствии подход был развит У. Шухартом и У. Эдвардсом Демингом.

Американское общество качества (ASQ) приводит следующее развёрнутое определение качества, опираясь на авторские трактовки Ф. Кросби и Дж. Джурана: качество - субъективный термин, согласно которому каждая личность или отрасль имеет собственное определение. При техническом использовании качество имеет два значения:

1) характеристика продукта или услуги, затрагивающая его способность удовлетворять установленные или подразумеваемые потребности;

2) характеристика товара или услуги свободная от недостатков.

Согласно Джозефу Джурану качество - это «пригодность к использованию», согласно Филипу Кросби качество означает «соответствие требованиям». По мнению автора, в данном определении содержится постановка задачи обеспечения соответствия требованиям, или удовлетворения потребностей. Исходя из этого, можно высказать предположение о том, что существует некий субъект, формирующий данные требования.

Первым подходом, переориентировавшим менеджмент с получения прибыли на постоянное улучшение и мотивацию персонала стало всеобщее управление качеством (TQM), развиваемое в 1950-х г.г. А. Фейгенбаумом. Концепция TQM заключалась в обеспечении качества продукции на всех этапах её жизненного цикла с последующим удовлетворением потребителя, а также учёта расходов на качество. У. Эдвардс Деминг и Дж. Джуран, работавшие в Японии после второй мировой войны, заложили базис японской системы управления качеством, и во многом развили TQM. Деминг и Джуран заложили основы японского подхода к управлению качеством, который обеспечивает успех японских компаний и в настоящее время. Американское общество качества определяет всеобщее управление качеством как «управленческий подход к обеспечению долгосрочного успеха путём удовлетворения клиента». Данное определение вполне соответствует как определению понятия устойчивого развития, так и стейк-холдерской модели управления. В частности Деминг предложил 14 принципов менеджмента качества и практическое применение цикла постоянного улучшения PDCA, основы которого также высказывались ещё У. Шухартом [2]. Среди 14 принципов Де-минга следует отметить их направленность на формирование благоприятных психологических условий, а также организацию обучения для персонала,

что рассмотрено во взаимосвязи с устойчивым развитием в работе [1].

Подходы к менеджменту качества позволяли переориентировать цели деятельности не только на максимизацию выгоды собственника, но и учёт требований потребителя. Потребитель рассматривается здесь как полноправный субъект деятельности предприятия, формирующий требования к производимой продукции. Их удовлетворение обеспечивает успех деятельности не только в текущей, но и в долгосрочной перспективе. Подходы менеджмента качества и стейкхолдерская модель управления органично дополняют концепцию «долговременной устойчивости развития, которая отстаивает принцип, что экономический рост неотделим от его экологических и социальных последствий». Учёт требований потребителя и социальной сферы проявляется при анализе авторских определений качества, данного И.В. Каблашовой. Здесь следует выделить подходы У. Деминга, А. Фейгенбаума, Дж. Джурана, У. Шухарта, Г. Тагути. Данные авторы рассматривают понятие качества как степень удовлетворения потребителя, ценность получаемая или ощущаемая им [3].

Также следует отметить, что стейкхолдерская модель управления, рассматриваемая в качестве одного из прикладных приложений концепции устойчивого развития, затронута и в 8 принципах менеджмента качества серии стандартов 180 9000:2000:

- ориентированность организации на потребителя - организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать настоящие и будущие потребности потребителя, выполнять требования потребителя и стремиться превзойти ожидания потребителя;

- вовлечение работников для использования их способностей на благо организации - персонал на всех уровнях составляет основу организации, и его полное вовлечение позволяет использовать его способности на благо организации;

- взаимовыгодные отношения с поставщиками

- организация и поставщики взаимозависимы, и их взаимовыгодные отношения увеличивают их способность создавать ценности [4].

Развитие подходов менеджмента качества, по мнению автора, усилило взаимосвязь с концепцией устойчивого развития. В частности международная организация стандартизации в дополнение к ISO 9000:2000, работает над сериями стандартов по вопросам влияния на экологию - ISO 14000, и социальной ответственности коммерческих организаций

- серия ISO 26000, ожидаемая к публикации в 2010 году.

Европейский фонд управления качеством (EFQM) предложил свою модель совершенства -модель идеальной системы управления, которая присуща организациям, формирующим свою стратегию на основе концепции устойчивого развития и повышения конкурентоспосбности. Модель используется как методология самооценки и совершенствования. Сами члены EFQM рассматривают предлагаемый в модели подход как интерпретацию подхода TQM. Среди основных аспектов автор отмечает:

- ориентация на результат;

- ориентация на потребителя;

- непрерывное обучение, инновации и улучшение;

- развитие партнёрских отношений;

- корпоративная социальная ответственность.

Данные аспекты отражают тесную взаимосвязь

методологии, со стейкхолдерской моделью и концепцией устойчивого развития. Из рассмотренных аспектов следует выделить ориентацию на результат, который удовлетворяет требованиям всех заинтересованных сторон. Непрерывное обучение, инновации и улучшение соответствует подходу в работе [1], где стейкхолдерская модель рассмотрена во взаимосвязи с процессом генерации интеллектуальной собственности.

Рис. 2. Повышение качества как фактор устойчивого развития на предприятии

По мнению автора, из рассмотренных выше подходов следует, что качество является одним из наиважнейших факторов обеспечения устойчивости развития предприятия. В то же время обеспечение качества, как процессов, так и продукции достигается путём интенсивного взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами.

Автор предлагает схему, отражающую влияние повышения качества как фактора устойчивого развития на предприятии. Схема изображена на рисунке 2.

Из схемы на рисунке 2 видно, что все современные подходы к управлению качеством ориентированы на потребителя и постоянное улучшение. В свою очередь потребитель является одной из наиболее важнейших заинтересованных сторон. Удовлетворение требований потребителей осуществляется путём улучшения качества процессов и как следствие производимой продукции. Проведение улучшений как постоянной деятельности позволяет удовлетворить требования потребителей с учётом их постоянного изменения, что обеспечивает конкурентоспособность деятельности предприятия на долгосрочную перспективу. Учёт требований персонала, а также его мотивация и обучение позволяют ориентировать его профессиональные навыки на более эффективную и качественную трансформацию ресурсов, и предупреждать возникновение дефектов.

Воронежский государственный технический университет

Все аспекты взаимодействия с поставщиками, персоналом и потребителями рассмотрены в наиболее передовых методологиях постоянного совершенствования и управления качеством, что отражено в схеме на рисунке 2. Повышение качества продукции возможно только при учёте требований всех заинтересованных сторон. Важность качества как фактора устойчивого развития на предприятии проявляется, прежде всего, в увеличении срока действия конкурентных преимуществ, а также улучшении как постоянной деятельности.

Литература

1. Теплова Т. Влияние интеллектуального капитала на политику компании // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 1. - С. 88-100.

2. Канне М. М., Иванов Б. В., Корешков В. Н., Схиртладзе А. Г. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 560 с.: ил.

3. Каблашова И.В. Теория и методы обеспечения качества процессов производства: Монография / Воронежский государственный технический университет. - Воронеж: ВГТУ, 2005. - 173 с.

4. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2001. - 31 с.

ASSURANCE OF QUALITY AS THE FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

OF A COMPANY

I.V. Kablashova, A.V. Udovikin

The applied quality management approaches are reviewed in this article. The majority of the approaches are considered being oriented towards customers, suppliers and employees. By the same terms these approaches can be regarded in relation to stakeholder model, which is applied part of sustainable development concept for the management

Key words: quality management, sustainability, stakeholder

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.