Научная статья на тему 'Обеспечение гражданской защиты через реализацию приоритетов устойчивого развития, определенных стратегией национальной безопасности Российской Федерации'

Обеспечение гражданской защиты через реализацию приоритетов устойчивого развития, определенных стратегией национальной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1959
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРИОРИТЕТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА / РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ / МИССИЯ МЧС РОССИИ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЧС РОССИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Измалков Владимир Иванович, Фалеев Михаил Иванович

В статье проанализированы современные взгляды на обеспечение национальной безопасности государства через его устойчивое развитие, сформулированы представления возможным и целесообразным дальнейшее развитие и совершенствование теории и организации гражданской защиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение гражданской защиты через реализацию приоритетов устойчивого развития, определенных стратегией национальной безопасности Российской Федерации»

УДК 355.58.001; 351.862.001

В.И. Измалков, М.И. Фалеев

Обеспечение гражданской защиты через реализацию приоритетов устойчивого развития, определенных стратегией национальной безопасности Российской Федерации

Аннотация

В статье проанализированы современные взгляды на обеспечение национальной безопасности государства через его устойчивое развитие, сформулированы представления возможным и целесообразным дальнейшее развитие и совершенствование теории и организации гражданской защиты.

Ключевые слова: национальная безопасность; приоритеты устойчивого развития; гражданская защита; Российская система гражданской защиты; миссия МЧС России; стратегические цели в сфере деятельности МЧС России.

Содержание

Введение

1. Новый принцип обеспечения безопасности через устойчивое развитие

2. О понятии «безопасность»

3. Приоритеты устойчивого развития

4. Роль МЧС России и планируемой к созданию Российской системы гражданской защиты в реализации приоритетов устойчивого развития

Заключение

Литература

Введение

Анализ современных взглядов на создание и развитие Российской системы гражданской защиты (РСГЗ), воплощающей идеи интеграции единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны в единую государственную систему защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, показывает, что РСГЗ, наряду с другими структурами, подведомственными МЧС России, будет органично вписываться в систему национальной безопасности государства. При этом возрастают и становятся еще более предметными роль и значение МЧС России в решении задач по обеспечению национальной безопасности государства.

В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть получившие развитие в новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. [1] современные взгляды на обеспечение национальной безопасности, а следовательно и на устойчивое функционирование ее структурных элементов, в том числе — РСГЗ.

1. Новый принцип обеспечения безопасности через устойчивое развитие

В ряде научных трудов, опубликованных в последние годы [1, 3, 5] показано, что в современных условиях реализуется новый принцип обеспечения национальной безопасности, а также других видов безопасности глобального и национального масштабов, — безопасность через устойчивое развитие. В отдельных работах подчеркивается, что речь идет не просто об устойчивом развитии, а об инновационно-устойчивом развитии [1]. В журнале «Военная мысль» опубликована статья, касающаяся вопросов национальной и военной безопасности в контексте устойчивого развития государства [6].

Как известно, в прошлом проблемы цивилизационного развития и обеспечения безопасности всегда рассматривались раздельно, как с теоретической точки зрения, так и в практическом аспекте. Вместе с тем всегда считалось, что в условиях устойчивого развития представляется возможным с меньшими затратами и в согласии с решением социально-экономических проблем выполнять зада-

чи по обеспечению безопасности. Так, например, в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г., говорится: «Следуя рекомендациям и принципам, заложенным в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), и руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовле-ворения потребностей нынешнего и будущего поколения людей».

Однако твердое понимание неразрывной взаимосвязи безопасности и устойчивого развития начало формироваться в начале XXI века и то лишь на уровне научных исследований этих проблем.

Идея обеспечения безопасности через устойчивое развитие облекла аргументированный вид в процессе концептуально-теоретических изысканий и анализа проблем национальной безопасности в ряде коллективных монографий серии «Безопасность России», изданных в последние годы МГФ «Знание».

По современным взглядам, система национальной безопасности Российской Федерации включает совокупность всех основных видов безопасности, в обеспечении которых возникает необходимость в интересах устойчивого развития государства. В полной мере это касается защиты населения и территорий, а также других стратегических целей, определенных миссией МЧС России, которые реализуются исходя из принципа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации через устойчивое развитие.

Весьма важным обстоятельством является то, что в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года не только заложен принцип обеспечения безопасности через устойчивое развитие, но этой идеей пронизана вся ткань нового основополагающего документа.

2. О понятии «безопасность»

К сожалению, о сути и содержании понятия безопасности, бытуют неоднозначные представления и этому понятию даются различные трактовки. Неоднозначность этих представлений вытекает из различных подходов рассмотрения феномена «безопасность» в широком смысле. Анализ наиболее часто встречающихся подходов к трактовке общего понятия безопасности и его сущности приведен в работах [2,4]. Важно отметить, что в развитии общей теории безопасности в последнее время наметилось новое направление — рассматривать обеспечение безопасности (в особенности, когда речь идет о национальной безопасности) через призму

проблем и условий перехода государства к устойчивому развитию.

В контексте официального подхода, безопасность определяется как защищенность интересов (в том числе и национальных) от внутренних и внешних угроз. Уместно заметить, что важную функцию по обеспечению защищенности населения и территорий в мирное и военное время призвана выполнять Российская система гражданской защиты.

Так или иначе в сознании многих ученых и специалистов в области безопасности, утвердилось понимание путей решения теоретических и практических проблем обеспечения безопасности и защиты через отрицание опасностей в философском смысле, через борьбу с угрозами и опасностями, следуя парадигме защищенности.

Суть парадигмы защищенности достаточно проста, она выражается тезисом: «Я нахожусь в безопасности потому, что своевременно обнаруживаю и предотвращаю опасности и угрозы». Необходимой предпосылкой при этом является определение угроз безопасности, восприятие окружающего мира сквозь призму угроз и опасностей.

Внимание некоторых исследователей привлекает, так называемый, аксиологический (ценностный) подход к трактовке понятия безопасности и защиты. В определении безопасности с позиций аксиологического подхода, сформулированном А.И. Позняковым [2], смысловой акцент делается на защищенность принадлежащих субъекту материальных и духовных ценностей от ущерба. При этом считается, что материальный и духовный ущерб может быть получен вследствие внешних воздействий со стороны других субъектов (особенно контр-субъектов, противников в борьбе); действий самого субъекта (ошибки, непонимание последствий деятельности и т.п.); объективных, т.е. не зависимых от субъекта факторов, процессов (стихия, отказы техники, экономический кризис, война).

Эта задача несколько упрощается, если понятие «национальная безопасность» рассматривать с точки зрения аксиологического (ценностного) подхода. При этом выделяется и принимается во внимание определенный качественный и количественный набор ценностей в масштабе государства, который одновременно обеспечивает его устойчивое развитие и национальную безопасность.

Ценности, о которых говорилось выше, могут иметь различный характер и смысл. К их числу относятся: уровень жизни граждан, суверенитет и территориальная целостность государства, его социально-экономический уровень развития, духовные ценности, инновационные достижения в научно-технической и производственной сферах, духовный уровень народа и его патриотические устремления, уровень развития в информационной сфере и т.д.

Снижение упомянутых и других ценностей является ущербным для государства и может быть кратко названо ущербом. Ущерб, как показывает перечень приведенных ценностей, имеет самые различные физические размерности. Учитывая это обстоятельство, представляется целесообразным ущерб всех видов выражать либо в стоимостных единицах, либо в относительных. Во втором случае необходимо знание критериальных значений всех основных ценностных показателей национальной безопасности государства.

Ценности, присущие человеку, обществу и государству, в интересах оценки уровня безопасности и устойчивого развития, могут быть представлены в виде определенных интегральных показателей.

Например, в системе национальной безопасности и устойчивого развития государства целесообразно воспользоваться одновременно несколькими интегральными ценностными показателями, такими как качество жизни граждан, уровень инновационных достижений в научно-технической и производственной сферах и другие.

Качество жизни является тем показателем, к которому МЧС России имеет прямое отношение. В рамках раздела «Новое качество жизни» перечня Государственных программ Российской Федерации, который в 2011 году утвержден Председателем Правительства РФ, предполагается решение всех основных задач, связанных с защитой населения и территорий, обеспечением пожарной безопасности и безопасности людей на воде.

Взгляды А.И. Познякова согласуются с возможными подходами к количественной оценке угроз и опасностей, которым подвергаются система национальной безопасности государства и Российская система гражданской защиты, а также с оценкой эффективности мер и действий по обеспечению безопасности и защиты. Важно также отметить, что аксиологический подход к оценке национальной безопасности по своей сути следует парадигме защищенности.

3. Приоритеты устойчивого развития

При обсуждении Стратегии национальной безопасности на Совете безопасности 24 марта 2009 года было отмечено, что за последнее десятилетие органами государственной власти решены масштабные задачи в области устойчивого развития России и обеспечения национальной безопасности.

Россия обладает значительным потенциалом для устойчивого развития. Предпосылками для экономического и социального обновления страны на пути устойчивого развития являются: огромный интеллектуальный потенциал; фундаментальная и прикладная наука; обширные природные ресурсы; созданные основы рыночных институтов; элементы производственной и коммуникационной инфраструктуры и т.п. [5]. Сегодня задача состоит в том, чтобы ускорить экономическое и социальное

обновление страны, модернизацию производственных структур, обеспечить выход России на позиции одной из стран активных участников и лидеров мирового процесса устойчивого развития.

Значительный вклад в развитие теории и определение путей выхода России на путь устойчивого развития вносит стратегия национальной безопасности государства.

По своей сути стратегия национальной безопасности является базовым документом, определяющим систему стратегических приоритетов, мер и действий по развитию системы обеспечения национальной безопасности государства и поддержания ее на необходимом в данных геополитических и геостратегических условиях организационнофункциональном уровне.

Как уже отмечалось, в настоящее время Президентом РФ утверждена новая стратегия национальной безопасности — Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ № 537 от 12 мая 2009 года).

В отличие от предыдущих редакций (1997 г. и 2000 г.) основная концептуальная идея новой стратегии национальной безопасности, как уже отмечалось, заключается в обеспечении безопасности через развитие. Стратегия исходит из фундаментального положения о взаимосвязи и взаимозависимости устойчивого развития государства и обеспечения национальной безопасности [4]. При этом в качестве принципа обеспечения национальной безопасности принимается основанный на ранее изложенных новых научных положениях принцип «безопасность — через приоритеты устойчивого развития».

Совершенно новым положением Стратегии 2020 является сосредоточение усилий и ресурсов на определенных приоритетах устойчивого развития. К числу этих приоритетов отнесены [4]:

повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;

экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;

наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;

экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;

стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.

4. Роль МЧС России и планируемой к созданию Российской системы гражданской защиты в реализации приоритетов устойчивого развития

Деятельность МЧС России связана с реализацией и претворением в жизнь всех указанных приоритетов устойчивого развития. Однако самое прямое отношение и наиболее важные задачи МЧС России имеет по реализации первого приоритета устойчивого развития.

МЧС России является ответственным исполнителем по Государственной программе Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» раздела программ «Новое качество жизни». В качестве структурных элементов в эту программу входят все федеральные целевые программы, ответственность за реализацию которых несет МЧС России. К числу этих программ относятся: «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года»;

«Преодоление последствий радиационных аварий до 2015 года»; «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года»; «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 в Российской Федерации до 2017 года» и другие.

Таким образом роль и значение структур МЧС России, в частности РСГЗ, в обеспечении национальной безопасности государства очевидна.

В связи с принятием в России новой стратегии национальной безопасности, кратко называемой -«Стратегия 2020», ученые, занимающиеся исследованием вопросов безопасности, видят переход к устойчивому развитию сквозь «призму» проблем безопасности и, прежде всего, национальной безопасности. При этом имеется ввиду, что понятие устойчивого развития является системно-комплексным, экологический акцент в современных условиях утратил свою прерогативу, важное значение приобрели позитивные политические и социально-экономические преобразования и реформы, развитие высокотехнологичных отраслей экономики, инновационные механизмы развития, укрепление национальной безопасности, укрепление государственности, а также ряд других мер и действий, требующих реализации для перехода на путь устойчивого развития.

Развитию взглядов на реальные проблемы социального, ресурсного, демографического характера, экономические аспекты перехода к устойчивому развитию и привлечению внимания мирового сообщества к этим проблемам в значительной мере способствовали разработки учеными Российской академии наук новой парадигмы развития России, где были изложены результаты комплексных

исследований проблем устойчивого развития [5], а также доклад российских ученых, подготовленный к Йоханнессбургскому форуму «Национальная оценка прогресса Российской Федерации при переходе к устойчивому развитию».

Таким образом, происходит постоянное развитие теории и практических аспектов перехода мировой цивилизации к устойчивому развитию.

В новой стратегии национальной безопасности России с учетом современных представлений об устойчивом развитии принято, что основными направлениями обеспечения национальной безопасности следует считать стратегические национальные приоритеты, которые ориентируют общество и государственные органы на осуществление устойчивого социально-экономического развития страны, обеспечения ее суверенитета, независимости и территориальной целостности [1].

Еще раз следует подчеркнуть, что новое во взглядах на безопасность заключается в том, что они отражают современную тенденцию соединения проблем безопасности с обеспечением поступательного развития без катаклизмов и катастроф. При этом имеется в виду инновационно-устойчивое сбалансированное развитие. При такого рода развитии минимизируются количественные и максимизируются качественные параметры, факторы и источники развития. Расчет делается на коэволю-ционно-консенсусные формы взаимодействия человека с природой, так и внутри социума, что во многом соответствует взглядам В.И. Вернадского на ноосферный путь развития человечества [1].

С учетом указанных соображений автор работы [1] новую или, выражаясь несколько осторожнее, уточненную концепцию устойчивого развития условно именует концепцией «устойчивой безопасности» в отличие от концепции (модели) «защитной безопасности», чаще всего используемой авторами трудов по устойчивому развитию. Такого рода взгляды с полным основанием могут рассматриваться в качестве свидетельства осознания необходимости перехода к новой цивилизационной парадигме, где безопасность и устойчивое развитие не просто взаимосвязаны, а представляют единую целостную систему. В рамках государства, в частности России, переход к этой парадигме видится прежде всего в связи с обеспечением национальной безопасности.

Понятие национальной безопасности в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года формулируется через понятие устойчивого развития, через понятие новой безопасной стратегии поступательного движения к устойчивому развитию с соблюдением национальных интересов и национальной безопасности России.

Важным условием претворения в жизнь новой цивилизационной парадигмы, в рамках которой безопасность и устойчивое развитие представляют единую систему, единое функциональное целое,

является соблюдение определенных принципов, касающихся рисков возникновения и реализации деструктивных процессов и явлений в основных сферах человеческой деятельности.

Идентификация, анализ и оценка рисков в различных областях человеческой деятельности, их классификация по тем или иным признакам, ранжирование и другая систематизация представляет отдельную, достаточно сложную и весьма важную задачу. Итогом выполнения этой непростой задачи является количественная оценка вызовов, опасностей и угроз, сопровождающих переход мирового сообщества в целом и, в частности, России, на путь реализации новой цивилизационной парадигмы инновационно-устойчивого сбалансированного развития.

Принятая стратегия, опираясь на фундаментальное положение о взаимосвязи и взаимозависимости устойчивого развития государства и обеспечения национальной безопасности, учитывает важное значение определения приоритетов устойчивого развития, то есть стратегических национальных приоритетов. В числе этих приоритетов указываются: национальная безопасность; государственная и общественная безопасность; повышение качества жизни, экономический рост, наука, технология, образование; здравоохранение и культура; экология и рациональное природопользование.

Новая стратегия национальной безопасности учитывает все последние достижения в области теории перехода мирового сообщества на путь устойчивого развития, а также современные взгляды на вопросы обеспечения безопасности в широком смысле. В этом состоит ее значимость в развитии новых подходов к комплексному решению проб-

лем перехода России на путь инновационно-устойчивого сбалансированного развития и обеспечения безопасности.

Необходимо заметить, что если «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», утвержденная Указом Президента РФ в 1996 г., имела в основном экологическую доминанту, то в стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года со всей очевидностью обозначено новое видение проблем устойчивого развития сквозь «призму» повышения эффективности функционирования системы национальной безопасности. При этом, современное развитие цивилизации признается опасно-неустойчивым, считается, что обеспечить безопасность человечества на длительную стратегическую перспективу в условиях такого развития в принципе невозможно, необходимо построение такой системы развития, в которой безопасность обеспечивалась бы через неразрушающее стабильно-сбалансированное развитие [1]. На рис. 1 приведена блок-схема формирования концепции новой стратегии национальной безопасности с учетом роли и места МЧС России и Российской системы гражданской защиты.

Такого рода новый подход к трактовке понятия безопасности, а самое главное, к реализации проблемы ее обеспечения, дает важное направление в развитии теории национальной безопасности.

Осмысление и анализ феномена безопасности в рамках теории инновационно-устойчивого сбалансированного развития дает основание подойти к рассмотрению безопасности с позиций информационной теории и оценивать ее состояние в терминах энтропийного и негэнтропийного подхода.

Рис. 1. Блок-схема формирования концептуальных основ стратегии национальной безопасности,

с учётом роли и места РСГЗ

Если по отношению к системе национальной безопасности в целом или к отдельной ее составляющей, например, РСГЗ. обладающей сложной иерархической структурой с определенной условностью, можно говорить о минимальном значении энтропии (максимуме негэнтропии), то это вовсе не значит, что структурные элементы упомянутых систем будут обладать таким же свойством. Напротив, по законам развития материального мира, одни из элементов будут обладать минимумом энтропии (максимумом негэнтропии), другие — максимумом энтропии (минимумом негэнтропии). Элементы, обладающие максимумом энтропии, сходят с пути инновационно-устойчивого сбалансированного развития и не вносят необходимого вклада в национальную (военную или иную) безопасность государства. Элементы же, характеризующиеся минимальным значением энтропии, будут находиться на пути инновационно-устойчивого сбалансированного развития. Они компенсируют недостаток энтропии (в информационном смысле упорядоченности) в системе в целом. Таким образом можно представить процесс формирования инновационно-устойчивого сбалансированного развития системы, в рамках которой выполняются функции национальной безопасности.

Изложенные новые представления об обеспечении национальной безопасности государства, включая ее структурный элемент — гражданскую защиту, в контексте инновационно-устойчивого развития безусловно нуждаются в дальнейшем развитии и совершенствовании.

Однако, исходя из них, представляется возможным и целесообразным обратиться к рассмотрению миссии МЧС России, непосредственно связанной с обеспечением гражданской защиты в рамках национальной безопасности государства.

Миссией МЧС России является: осуществление деятельности по организации, ведению и управлению гражданской обороной, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, спасение людей, материально-культурных ценностей и оказание помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций и террористических актов, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В соответствии с федеральными законами «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «Концепцией национальной безопасности Российской Федерации», «Концепцией перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» целевые функции национальной безопасности реализуются через деятельность государства по снижению рисков и возможного ущерба для населения и объектов экономики от внешних угроз, природных и техногенных катастроф, а также тер-

рористических проявлений в мирное и военное время.

Вопросы по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в рамках обеспечения указанных национальных целей являются функциями МЧС России.

Основной целью государственной политики в сфере национальной безопасности является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства, соответствующего уровню ведущих развитых стран мира и критериям приемлемого риска.

С учетом этого в качестве генеральных социально-значимых направлений деятельности МЧС России определены:

снижение рисков и предупреждение чрезвычайных ситуаций различного характера, уменьшение возможного ущерба от них;

спасение людей в мирное время и обеспечение выживания населения в военный период;

оказание помощи пострадавшему населению.

В соответствии с функциями министерства и основными приоритетными направлениями государственной политики в указанной сфере деятельности [9], могут быть определены цели МЧС России как субъекта бюджетного планирования с учетом интеграции РСЧС и ГО. Эти цели имеют стратегический характер и состоят в следующем:

Стратегическая цель национального масштаба № 1: обеспечение готовности создаваемой на основе интеграции РСЧС и Гражданской обороны Российской системы гражданской защиты к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и террористических акций.

Реализация данной стратегической цели осуществляется в интересах обеспечения национальной безопасности государства в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне», Военной доктриной Российской Федерации, Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Основами единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2020 года, Основами государственной политики Российской Федерации в области военного строительства на период до 2020 г., а также другими документами. Необходимость сохранения в мирное время готовности системы гражданской защиты на случай возможных военных конфликтов, в том числе с ограниченным применением оружия массового поражения, а также приоритетность данной стратегической цели

вытекает из Военной доктрины Российской Федерации, Концепции национальной безопасности Российской Федерации и является следствием следующих факторов, характеризующих сложившуюся военно-политическую обстановку:

распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения, средств его доставки;

усиление национального, этнического и религиозного экстремизма, террористических проявлений;

распространение локальных войн и вооруженных конфликтов.

Стратегическая цель № 2: защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Стратегическая цель № 3: обеспечение пожарной безопасности.

Выбор указанных целей в качестве стратегических обусловлен наличием постоянной угрозы природных, техногенных и военных опасностей и недостаточной защищенностью населения и территорий от них в настоящее время. По-прежнему высок уровень социального риска, частоты чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, приводящих к поражению людей. В России эти показатели выше, чем в других промышленно развитых странах. Велик также экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в настоящее время среднегодовая его величина составляет 3 — 5 % от ВВП.

Реализация стратегических целей, вытекающих из миссии МЧС России, и создание Российской системы гражданской защиты обеспечит необходимый вклад в решение задач по защите населения и территорий в мирное и военное время в рамках системы национальной безопасности государства.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новые представления об обеспечении национальной безопасности государства и ее важного эле-

мента — гражданской защиты через реализацию приоритетов устойчивого развития, определенных стратегией национальной безопасности Российской федерации, дают возможность глубже понять роль и значение в современных условиях Российской системы гражданской защиты, управление которой будет осуществляться МЧС России. На основе изложенных взглядов представляется возможным и целесообразным дальнейшее развитие и совершенствование теории и организации гражданской защиты.

Литература

1. Урсул А, Принцип «безопасность через устойчивое развитие»: концептуально-методологический анализ. М.: Безопасность Евразии, № 2, 2008, апрель — июнь.

2. Поздняков А,И, Сравнительный анализ современных подходов к определению понятий национальной и военной безопасности. М.: Военно-философский вестник № 2, 2008.

3. Миркин Б,М,, НаумоваЛ,Г, Устойчивое развитие: вводный курс. М.: «Логос», 2006. 312 с.

4. Рыбалкин Н,Н, Философия безопасности. Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 296 с.

5. Новая парадигма развития России (Комплексные исследования устойчивого развития). Под ред. Коптю-га В.А., Матросова В.М., Левашова В.К. М.: «Академия», 1999. 459 с.

6. Измалков В,И,, Чагрин А,С, Национальная безопасность в контексте устойчивого развития государства. Ж. «Военная мысль», № 9, 2011.

Октябрь 2011 года,

Сведения об авторах:

Измалков Владимир Иванович; ФКУ ЦСИ ГЗ МЧС России; e-mail: csi430@yandex.ru; 121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7; д.т.н.; профессор; заслуженный деятель науки Российской Федерации; главный специалист.

Фалеев Михаил Иванович; ФКУ ЦСИ ГЗ МЧС России; e-mail: csi430@yandex.ru; 121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7; к.п.н.; начальник центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.