Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА В НАДНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА В НАДНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
71
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУВЕРЕНИТЕТ / SOVEREIGNTY / НАДНАЦИОНАЛЬНОСТЬ / SUPRANATIONALITY / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION / ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / EURASIAN INTEGRATION / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC UNION / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / LEGAL POLICY / ГАРМОНИЗАЦИЯ / HARMONIZATION / СУБСИДИАРНОСТЬ / SUBSIDIARITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малько Александр Васильевич, Елистратова Валентина Владимировна, Галкин Александр Георгиевич

Статья посвящена проблемам реализации суверенитета участников интеграционных процессов в рамках различных межгосударственных структур с целью обеспечения позитивной наднациональной жизни современного мирового сообщества. Наднациональность рассматривается как один из способов обеспечения государственного суверенитета государств-членов межгосударственных союзов. Подчеркивается необходимость системы гарантий защиты национального суверенитета государств-членов межгосударственных объединений, обеспечения их равноправного членства, соблюдения баланса национальных, интернациональных и наднациональных интересов участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring national sovereignty in a supranational legal life of modern society

The article is devoted to the problems of the exercise of sovereignty of the participants of the integration processes in the framework of various inter-State structures with a view to ensuring positive supranational life of the modern international community. Supranationality is regarded as one of the ways to ensure the national sovereignty of member States of inter-State alliances. It's stressed the need for a system of guarantees to protect the national sovereignty of member States Interstate associations, ensure their equal membership, a balance of national, international and supranational interests of the participants.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА В НАДНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»

Теория и история права и государства

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА В НАДНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

МАЛЬКО Александр Васильевич,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, директор Саратовского филиала Института государства и права Российской академии наук, главный редактор журнала «Правовая политика и правовая жизнь». E-mail: [email protected];

ЕЛИСТРАТОВА Валентина Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент, докторант кафедры теории государства и права Саратовской государственной юридической академии,

доцент кафедры иностранных языков Саратовской государственной юридической академии. E-mail: [email protected];

ГАЛКИН Александр Георгиевич,

доктор исторических наук, профессор,

заместитель заведующего кафедрой теории и истории государства и права Кубанского государственного аграрного университета. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: Статья посвящена проблемам реализации суверенитета участников интеграционных процессов в рамках различных межгосударственных структур с целью обеспечения позитивной наднациональной жизни современного мирового сообщества. Наднациональность рассматривается как один из способов обеспечения государственного суверенитета государств-членов межгосударственных союзов. Подчеркивается необходимость системы гарантий защиты национального суверенитета государств-членов межгосударственных объединений, обеспечения их равноправного членства, соблюдения баланса национальных, интернациональных и наднациональных интересов участников.

Abstract: The article is devoted to the problems of the exercise of sovereignty of the participants of the integration processes in the framework of various inter-State structures with a view to ensuring positive supranational life of the modern international community. Supranationality is regarded as one of the ways to ensure the national sovereignty of member States of inter-State alliances. It's stressed the need for a system of guarantees to protect the national sovereignty of member States Interstate associations, ensure their equal membership, a balance of national, international and supranational interests of the participants.

Ключевые слова: Суверенитет, наднациональность, Европейский Союз, евразийская интеграция, Евразийский экономический союз, правовая политика, гармонизация, субсидиарность.

Keywords: Sovereignty, supranationality, the European Union, the Eurasian integration, Eurasian Economic Union, legal policy, harmonization, subsidiarity.

Теория федерализма нашла широкое применение в международном общении, поскольку федерализм является основой конфедеративных и других форм межгосударственных союзов. В этой связи в современном мире наблюдается тенденция федерализации и в отношении межгосударственных объединений, суть которой состоит в их стремлении обеспечить такое объединение различных стран в союз, которое позволяло бы максимально осуществлять общие цели и при этом сохранять самостоятельность государств-членов.

Интеграционные процессы оказывают влияние на эволюцию федерализма, одним из основных принципов которого является государственный суве-

ренитет. Согласно авторитетному мнению Ю.А. Тихомирова, интерес к данной проблеме обусловлен тем, что суверенитет есть исходный критерий для поисков стабильного размежевания и гибкого взаимодействия» [1, с. 5].

В условиях бурного развития интеграционных процессов в мире наблюдается динамика государственного суверенитета как реального явления, его наполняемость новым содержанием. Сущность суверенитета сегодня не сводится лишь к свободе государства независимо осуществлять свою власть, но дополняется стремлением к полноценному сотрудничеству в рамках различных межгосударственных объединений. В современный период наиболее

Теория и история права и государства

оптимально сочетание суверенитета государств-членов и новых форм межгосударственного общения с созданием наднациональных структур. Добровольная передача государствами-членами отдельных своих суверенных полномочий интеграционному объединению расширяет их реальные возможности на международной арене и, следовательно, сферу действия суверенитета государств-членов.

Позиция глобалистов относительно отрицания государственного суверенитета в условиях бурного роста глобальных интеграционных сообществ получила подтверждение своей несостоятельности. Как во внутриполитической сфере государств, так и в области международных отношений суверенитет был и остается ключевой ценностной составляющей, на которую отнюдь не стоит смотреть как на некий анахро-

случайно проблема сохранения государствами своего суверенитета и национальной идентичности остается актуальной в условиях современных реалий.

Перед каждым государством стоит задача обеспечения своего государственного суверенитета и национальных интересов, выступающих важным условием сохранения этнокультурной аутоидентич-

[3, с. 37]. По

мнению О.М. Мещеряковой, концепция интеграции и концепция суверенитета дополняют друг друга, так как любая концепция интеграции невозможна без учета проблем суверенитета, а концепция суверенитета под влиянием интеграционных процессов обогащается новым содержанием. Некоторое ограничение государствами своих полномочий в межгосударственных объединениях может рассматриваться как «подпитка материальной составляющей национального суверенитета» [4, с. 30]. Однако проблема суверенитета остается фактором, сдерживающим развитие элементов наднациональности в деятельности интеграционных объединений.

В государственном суверенитете проявляется сущность государственной власти. Следовательно, он вряд ли потеряет свою значимость и в межгосударственных объединениях, поскольку государственный суверенитет является первоосновой, «ключевым, системообразующим элементом в системе международных отношений, в которых заложен принцип примата государственного суверенитета» [5, с. 15].

Следует согласиться с мнением, что при решении совместными усилиями государств глоба-

лизационных проблем необходим высокий уровень сотрудничества в условиях демократического мирового порядка, основанного на международном и интеграционном праве. При этом процессы, влекущие усиление взаимозависимости государств в различных сферах, не должны стирать национально-государственные различия. Они должны создавать условия для взаимопроникновения национального и международного права [6, с. 8].

Наднациональная правовая жизнь современного общества, как саморазвивающийся феномен социальной реальности, преобразующийся под влиянием глобализации, способствует поиску и выработке эффективных инструментов оптимальной реализации суверенитета участников интеграционных процессов в рамках различных межгосударственных структур с целью их позитивной динамики. Примерами служат субсидиарный механизм интеграции, сближение права и курс на гармонизацию союзного законодательства, взаимопроникновение норм национального, международного и наднационального права, ориентация межгосударственных объединений на формирование их правовых систем и, особо, становление собственного интеграционного правосудия.

Передача компетенции наднациональным органам межгосударственного объединения не противоречит государственному суверенитету, поскольку государства добровольно являются членами соответствующей межгосударственной структуры, создаваемой на основе договора. Наднациональные органы действуют в интересах народов и государств-членов, не умаляя их национального (государственного) суверенитета, а лишь ограничивая его реализацию (суверенную компетенцию) по определенным вопросам. Таким образом, наднациональность представляет один из способов реализации государственного суверенитета, а также метод обеспечения эффективного сотрудничества суверенных государств.

Европейский интеграционный процесс с его компромиссами и противоречиями показал, что концепция государственного суверенитета не только не отменяется интеграцией, а напротив, интеграция способствует ее возрождению. Ведь суверенные государства-члены интеграционного сообщества сами решают, где тот предел ограничения их компетенции, который обеспечивал бы нормальное функционирование интеграционных институтов, направленное на достижение целей интеграции, с одной стороны, и не угрожал бы «растворением» национальной государ-

низм либо рудиментарный элемент, не совместимый с условиями современного миропорядка [2, с. 37]. Не-

ности народов соответствующих стран

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2017. № 1(145)

ственности в интеграционном сообществе - с другой [7, с. 62]. Государства-члены Европейского Союза сохраняют не только свой суверенитет, но и те права, которые они передали Союзу. Наднациональные органы Союза не могут принимать решения без участия национальных парламентов. Таким образом, воля межгосударственного объединения осуществляется параллельно с суверенной волей каждого из государств-членов. Право государства-члена ЕС на добровольный выход из состава Союза согласно ст. 50 Договора о Европейском Союзе также является подтверждением сохранения его суверенитета.

Субсидиарный механизм интеграции в рамках межгосударственного объединения предполагает не создание общей индивидуальности, а интеграцию всех элементов на основе сохранения их индивидуальности. Принцип субсидиарности является также гарантией защиты национального суверенитета государств-членов от посягательств наднациональных органов.

Евразийская доктрина позиционируется сегодня в качестве одного из принципов внешней политики современной России. В целях организации успешной деятельности Евразийского экономического союза необходимо разработать систему гарантий для его участников. Сюда следует отнести, прежде всего, гарантии защиты национального суверенитета государств-членов в рамках Союза, обеспечения их равноправного членства, соблюдения баланса публичных и частных интересов всех участников. Эти меры, несомненно, будут способствовать повышению уровня и качества правовой жизни, ее надежности. Предпола-

Библиография:

гается широкое использование апробированных правовых моделей и методов интеграционного регулирования, а также внедрение нового опыта на основе лучших достижений юридической науки. Только при таком подходе имеют место большие перспективы дальнейшего интеграционного развития, включая возможность принятия Конституции Евразийского экономического союза. Для этого правовая политика в сфере создания ЕАЭС должна быть адекватной, динамичной, гибкой и конструктивной [8]. Творческое использование инструментария интеграционного права является одним из важнейших способов обеспечения баланса национальных, наднациональных и интернациональных интересов государств, а также необходимой в условиях глобализации адаптации государств к ее негативным проявлениям.

Активное формирование наднационального права призвано способствовать защите суверенитета государств-членов современных форм межгосударственных объединений, а также развитию концепции суверенитета. Через участие государств в деятельности межгосударственных объединений суверенитет служит средством обеспечения их интересов. Межгосударственная интеграция призвана стать действенной формой реализации суверенности государств-членов, а не орудием ее уничтожения. Возрастающая нестабильность современного миропорядка, угрозы глобализации создают серьезные препятствия для реализации государственного суверенитета, поэтому дальнейшее изучение различных аспектов его реального обеспечения имеет особую практическую значимость.

1. Тихомиров Ю.А. Правовой суверенитет: сферы и гарантии // Журнал российского права. 2013. № 3. С. 5-21.

2. Романовская В.Б., Пужаев В.В. Проблема государственного суверенитета и ее отражение в творчестве Леона Дюги и Раймона Карре де Мальберга // Журнал российского права. 2016. № 2. С. 26-38.

3. Добрынин Н.М. Государственный суверенитет в контексте последних тенденций глобализации: право или привилегия? // Государство и право. 2015. № 6. С. 36-42.

4. Мещерякова О.М. Юридическая природа Европейского Союза и проблема суверенитета государств-членов: Монография. М., 2009. 160 с.

5. Хабиров Р.Ф. Государственный суверенитет в свете доктрины прав человека // Право и государство: теория и практика. 2005. № 2. С. 15.

6. Симонишвили Л.Р. Проблемы понимания «суверенитета государства» в современных условиях // Международное публичное и частное право. 2014. № 1. С. 6-8.

7. Мещерякова О.М. Суверенитет и интеграционное сообщество: теория и практика // Государство и право. 2014. № 8. С. 59-64.

8. Малько А.В., Елистратова В.В. Об использовании правового опыта межгосударственной интеграции при создании Евразийского экономического союза // Евразийский юридический журнал. 2014. № 2. С. 40-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.